Роль коррекционной ритмики в формировании гармоничной, социально адаптированной личности ребенка с нарушением зрения
статья по теме

Макаревич Инна Сергеевна

 

В статье представлен опыт коррекционной работы по музыкальному воспитанию детей с нарушением зрения. Раскрыто значение и результативность применения занятий коррекционной ритмикой в условиях детского сада компенсирующего вида в старшем дошкольном возрасте.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_2013.odt42.11 КБ

Предварительный просмотр:

 Роль коррекционной ритмики в формировании гармоничной, социально адаптированной личности ребенка с нарушением зрения

В статье представлен опыт коррекционной работы по музыкальному воспитанию детей с нарушением зрения. Раскрыто значение и результативность применения занятий коррекционной ритмикой в  условиях детского сада компенсирующего вида в старшем дошкольном возрасте.

Современный опыт нашей страны, а так же всего мира свидетельствует, что количество детей дошкольного возраста с отклонениями в развитии велико и неуклонно растет. Среди них ежегодно выявляется все больше детей с нарушением зрения. К счастью, для таких детей у нас в городе существуют специализированные детские сады, в которых лечение сочетается с педагогическим воздействием, направленным на коррекцию и компенсацию имеющейся патологии.

С какими же типичными отклонениями от нормы в развитии ребенка сталкиваются педагоги?

Нарушение зрения естественно, влияет на формирование зрительного восприятия, которое у слабовидящих детей отличается неполнотой и фрагментарностью образа. Ребенок может увидеть не весь предмет целиком, а только наиболее яркую его часть, которая не всегда определяет сущность этого предмета. У детей с нарушением зрения невысокая двигательная активность, общая медлительность, повышенная утомляемость и истощаемость.  Кроме этого - аритмичность двигательных актов, трудности зрительно-пространственной ориентировки.

    Главной задачей музыкального руководителя в работе с такими детьми является создание на музыкальных занятиях условий эмоционального комфорта. Тогда можно развивать устойчивый интерес к музыкальной деятельности вообще и особенно к музыкально-ритмическому движению. Музыка и движения, как лечебный фактор, снимают психологическое напряжение, являются источником позитивных переживаний ребёнка.

Знание особенностей развития детей с нарушением  зрения указывает на актуальность и необходимость музыкального воспитания на протяжении всего дошкольного возраста. Типовой программы по музыкальному воспитанию здесь недостаточно. Необходима специализированная коррекционная работа направлена на улучшение качественных характеристик движения, способности к восприятию и воспроизведению ритма, свободной ориентировки в пространстве, развитие зрительного восприятия.

Одной из основной составляющей специальной работы с такими детьми является коррекционная ритмика.

Еще в начале двадцатого века Н.Ф Александрова внедрявшая в России систему ритмического воспитания Ж. Далькроза отмечала, что ритмика является той общей точкой, от которой расходятся пути живописца, скульптора, музыканта, мимиста, танцора, актера. Произошло выделение целого направления - лечебной ритмики.

Коррекционная ритмика является одной из своеобразных форм активной терапии (с элементами кинезитерапии) средствами специально подобранных методов и методик, направленных на преодоление недостатков психомоторной, двигательной, познавательной и эмоционально-волевой сферы детей с нарушениями зрения средствами музыкально-ритмической деятельности и психоразвивающих упражнений, построенных на сочетании движений, музыки и слова. Основными целями коррекционной ритмики являются профилактика, лечение и коррекция имеющихся отклонений в развитии ребенка (Е.А.Медведева, 2002).

В современых исследованиях значение, содержание и специфика использования коррекционной ритмики при обучении дошкольников с нарушением зрения отражаются в работах Л.И.Плаксиной и В.А.Кручинина. А так же  большой практический материал собран педагогом М.Ю.Картушиной.

    Коллектив нашего детского сада счел необходимым ввести в систему коррекционной работы с детьми с нарушением зрения третье, дополнительное музыкальное занятие в неделю. Это занятие — коррекционная ритмика.

Занятие проходит во второй половине дня, продолжительность составляет 20-25 минут. Форма проведения занятий эмоционально- игровая.

Для данных занятий выделяем следущие задачи:  

- Развивать скоординированность двигательных актов, прослеживающую функцию глаз, зрительную фокусировку.

- Формировать слуховое музыкальное восприятие. Формировать навыки музыкально-ритмических движений и навык выразительных движений.

- Воспитывать чувство коллективизма, партнёрства и чувство доброжелательного отношения друг к другу.

     Поставленные задачи мы  реализуем через следующие методы и приёмы:

- Словесные методы в сочетании с совместными со взрослым практическими действиями;

- Метод проблемного обучения;

- Метод творческих заданий;

- Создание ситуации успеха;

- Метод оценки;

- Использование методов ТРИЗа;

- Наглядно-зрительный метод.

Примерное перспективное планирование составлено с опорой на типовую программу воспитания и обучения детей под редакцией Васильевой, учитывает рекомендации данные в программе Л. И Плаксиной. В планировании использован принцип концентрированного наращивания материала по задачам. Материал подчиняется тематическим и лексическим темам согласованным с тифлопедагогом и логопедом.

К примеру занятия для старшей группы: “Следы на снегу”, “Веселые котята”,”Гномы строят новый дом”, “Живет на болоте веселая Ква-Ква”.

А так же занятия для подготовительной группы: “Скоро в школу”, “А мы поедем в Африку”, “Путешествие на морское дно”, “Тайны зимнего леса” и многие другие.

Важнейшая роль в занятиях отведена музыке, которая является интегральной основой всего курса. С помощю музыки проводится развивающий, дозированый эмоциональный тренинг, приводящий к улучшению психологического и физеологического состояния организма ребенка.

В структуру занятия тесно вплетены различные виды деятельности:

- Различные виды массажа;

- Гимнастика для глаз;

- Упражнения на ориентировку в пространстве;

- Подвижные игры;

- Пальчиковая гимнастика;

- Ритмические танцы;

- Танцы-импровизации;

- Релаксации.

Неприменным условием является постоянное наблюдение за самочувствием детей. Все упражнения должны выполнятся на фоне позитивных ответных реакций ребенка. Мы стараемся обеспечить эмоциональное тепло и поддержку каждому ребенку, демонстрируем только положительное эмоционально выраженное отношение к детям.

Все педагоги нашего учреждения работают в тесной взаимосвязи, хорошо осознавая, что от их совмесной работы во многом зависит успешность коррекционно-педагогического процесса.

Совместно специалисты определяют коррекционные задачи, которые необходимо решать на занятии.

Воспитатели помогают проводить занятия: совместно с детьми учавствуют во всех видах музыкальной деятельности, помогают детям овладеть движениями под музыку, приемами массажа, правилами игры, организует детей для выполнения задании, может дать образец исполнения движения.

Таким образом, специально организованная коррекционная работа позволила нам получить следущие результаты.

Диаграмма развития ориентировки в пространстве детей старшей группы

Диаграмма развития зрительного восприятия детей старшей группы

Подводя итоги работы, можно отметить, что этому способствовали системный подход в обучении, специальное планирование, разнообразие методов и приёмов обучения, с учётом особенностей детей с нарушениями зрения. Всё это позволило развить у детей:

- Ориентировку в пространстве;

- Повысить уровень зрительного восприятия;

- Развить и скоординировать основные музыкально-ритмические движения;

- Повысить точность и выразительность движений;

- Создать условия для социальной адаптации детей с нарушениями зрения .

Сложные и серьезные задачи встают перед ребенком с нарушением зрения в период дошкольного детства, когда акцент развития переносится на самостоятельную деятельность, связанную с передвижением в пространстве, коммуникацией со сверстниками и взрослыми не только с помощью речи, но и по средствам совместного участия в общей деятельности. А отставание в развитии психических функций, ограниченный опыт практических действий, плохо развитая мелкая моторика, несформированность эмоциональной и двигательной выразительности делают важным включение ритмики в систему коррекционной работы с детьми данной категории.

Навыки приобретенные на занятиях ритмики необходимы ребенку с нарушениями зрения для его адекватного взаимодействия в социальной среде, для формирования гармонично развитой личности ребенка.

Занятия коррекционной ритмикой являются эффективной коррекционной технологией и ее можно рекомендовать к использованию в других детских садах, работающих с аналогичной аномалией развития детей.

Литература:

  1. Е. А. Медведева. Музыкальное воспитание детей с проблемами в развитии и коррекционная ритмика. М., ACADEMIA, 2002 г.
  2. М. Ю. Картушина. Быть здоровыми хотим. Программа развития. М., ТЦ «Сфера», 2004 г.
  3. В. Ермаков, Г. А. Якунин. Развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения. М., «Просвещение», 1990 г.
  4. Программа для слабовидящих детей. Коррекционная работа. Под ред. Л. И. Плаксиной. М., «Просвещение», 1997 г.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект для проведения индивидуальной коррекционной работы для ребенка с нарушением зрения Тема: «Цветные головоломки»

Цветовосприятие Программные задачи:1.     Развитие зрительного восприятия (цвет)2.     Развитие мышления (группировка предметов по цвету)3....

Конспект для проведения индивидуальной коррекционной работы для ребенка с нарушением зрения Тема: «Лебеди»

Цель:1.     вызвать интерес к миру природы, формировать реалистическое представление о ней;2.     закреплять умение детей работать пластилином на горизонтальной...

Развитие личности ребенка с нарушением зрения

Развитие личности ребенка с проблемами в развитии определены не только дефектом, но и всем комплексом систем отношений в обществе....

Методический материал по коррекционной педагогике на тему «Развитие эмоционального мира ребенка с нарушением зрения»

Развитие эмоционального мира ребенка с нарушением зрения Современная социальная ситуация не всегда способствует удовлетворению потребностей дошкольников с нарушением зрения, в позитивных эмоциона...

Статья " Роль семьи в воспитании и социализации личности ребенка с нарушением зрения"

в статье рассматриваются основные задачи семьи на различных этапах развития и социализации ребенка с нарушением зрения, обозначаются родительские позиции по отношению к ребенку с нарушением зрения, оп...