Программа дополнительного образования по математике «Игралочка»
рабочая программа по математике (младшая группа)

Полина Андреевна Хамитова

В соответствии с принятым в программе «Игралочка» методологическим подходом ее основной целью становится не столько формирование у детей математических представлений и понятий, сколько создание условий для накопления каждым ребенком опыта деятельности и общения в процессе освоения математических способов познания действительности, что станет основой для его умственного и личностного развития, формирования целостной картины мира, готовности к саморазвитию и самореализации на всех этапах жизни.

Учитывая специфику современного непрерывно меняющегося мира, именно воспитание активной, творческой личности, готовой к самоизменению и успешной самореализации, становится главной целью образования на всех без исключения его уровнях.

При этом доказано, что дети, пришедшие в начальную школу с низким уровнем готовности к систематическому обучению, испытывают ряд затруднений при освоении содержания учебного материала, так как не успевают в заданном темпе осваивать новые способы добывания знаний.

В силу этого формирование у дошкольников предпосылок учебной деятельности является одной из важнейших задач дошкольного образования и условий обеспечения непрерывности образовательного процесса, что нашло свое отражение в Законе РФ «Об образовании» и ФГОС ДО.

Таким образом, с точки зрения приоритета развивающей функции образования конкретные математические знания рассматриваются авторами не как самоцель, а как средства развития личностных качеств ребенка, формирования у него первичного опыта выполнения таких универсальных действий, как: работа по правилу и образцу, фиксация затруднения в деятельности, выявление его причины, выбор способов преодоления затруднения, обдумывание и планирование своих действий, их контроль и оценивание, исправление ошибок и др.

Поэтому конкретное содержание в программе «Игралочка» подчинено задаче общеинтеллектуального и общекультурного развития детей, формирования у них предпосылок математического стиля мышления, что обеспечит не только успешное освоение математического содержания в школе, но и станет фундаментом для развития умения учиться и изменять себя, способности к саморазвитию.

Задачи математического развития в программе «Игралочка» определены с учетом развития познавательных процессов и способностей детей дошкольного возраста, особенностей становления познавательной деятельности и развития личности ребенка. 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Программа дополнительного образования

по математике «Игралочка»

Составила: Хамитова П.А.

                                                                                                                  воспитатель

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Цели и задачи реализации программы

В соответствии с принятым в программе «Игралочка» методологическим подходом ее основной целью становится не столько формирование у детей математических представлений и понятий, сколько создание условий для накопления каждым ребенком опыта деятельности и общения в процессе освоения математических способов познания действительности, что станет основой для его умственного и личностного развития, формирования целостной картины мира, готовности к саморазвитию и самореализации на всех этапах жизни.

Учитывая специфику современного непрерывно меняющегося мира, именно воспитание активной, творческой личности, готовой к самоизменению и успешной самореализации, становится главной целью образования на всех без исключения его уровнях.

При этом доказано, что дети, пришедшие в начальную школу с низким уровнем готовности к систематическому обучению, испытывают ряд затруднений при освоении содержания учебного материала, так как не успевают в заданном темпе осваивать новые способы добывания знаний.

В силу этого формирование у дошкольников предпосылок учебной деятельности является одной из важнейших задач дошкольного образования и условий обеспечения непрерывности образовательного процесса, что нашло свое отражение в Законе РФ «Об образовании» и ФГОС ДО.

Таким образом, с точки зрения приоритета развивающей функции образования конкретные математические знания рассматриваются авторами не как самоцель, а как средства развития личностных качеств ребенка, формирования у него первичного опыта выполнения таких универсальных действий, как: работа по правилу и образцу, фиксация затруднения в деятельности, выявление его причины, выбор способов преодоления затруднения, обдумывание и планирование своих действий, их контроль и оценивание, исправление ошибок и др.

Поэтому конкретное содержание в программе «Игралочка» подчинено задаче общеинтеллектуального и общекультурного развития детей, формирования у них предпосылок математического стиля мышления, что обеспечит не только успешное освоение математического содержания в школе, но и станет фундаментом для развития умения учиться и изменять себя, способности к саморазвитию.

Задачи математического развития в программе «Игралочка» определены с учетом развития познавательных процессов и способностей детей дошкольного возраста, особенностей становления познавательной деятельности и развития личности ребенка.

Так, приоритетными задачами в программе «Игралочка» являются развитие:

 • логико-математических представлений (элементарных представлений о математических свойствах и отношениях предметов, величинах, числах, геометрических формах, зависимостях и закономерностях);

• мыслительных операций и логических способов познания математических свойств и отношений (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, абстрагирование, сериация, конкретизация, аналогия);

• сенсорных процессов и способов познания математических свойств и отношений (обследование, группировка, упорядочение, разбиение);

• любознательности, активности и инициативности в различных видах деятельности (познавательно-исследовательской деятельности, игре, общении и др.);

• находчивости, смекалки, сообразительности, стремления к поиску нестандартных решений задач;

• вариативного мышления, воображения, творческих способностей;

• мелкой моторики;

ознакомление:

• с математическими способами познания действительности (счет, измерение, простейшие вычисления);

• с экспериментально-исследовательскими способами познания математического содержания (экспериментирование, моделирование и др.);

формирование опыта:

• аргументации своих высказываний, построения простейших умозаключений;

• работы по правилу и образцу;

• фиксации затруднения в деятельности, выявления его причины;

• выбора способов преодоления затруднения;

• постановки учебной (познавательной) задачи, планирования своих действий;

• проверки результатов своих действий, исправления ошибок;

воспитание:

• нравственно-волевых качеств личности (произвольность поведения, умение целенаправленно владеть волевыми усилиями, устанавливать правильные отношения со взрослыми и сверстниками, договариваться, уважать интересы и чувства других);

• положительного отношения к миру, другим людям и самому себе.

Перечисленные задачи усложняются из года в год, при этом они повторяются на каждой возрастной ступени, поскольку развитие перечисленных выше мыслительных операций, навыков, умений и, особенно опыта выполнения универсальных действий – это длительный процесс, требующей от педагога кропотливой работы в течение нескольких лет.

Сроки реализации и режим занятий

Программа рассчитана на 1 год.

Занятия проводятся 2 раза в неделю, 8 занятия в месяц, 60 занятий в год.

Продолжительность занятий – 15-20 минут.

Методическое обеспечение программы

Описание структуры занятий

1. Введение в игровую ситуацию. На этом этапе осуществляется ситуационно подготовленное включение детей в познавательную деятельность. Это означает, что началу занятия должна предшествовать ситуация, мотивирующая детей к дидактической игре («детская» цель).

2. Актуализация и затруднение в игровой ситуации. На данном этапе в ходе дидактической игры воспитатель организует предметную деятельность детей, в которой актуализируются знания, представления и мыслительные операции детей, необходимые для следующего шага. Завершение этапа связано с фиксированием в речи затруднения в предметной деятельности и пониманием его причины («не получилось!», «почему не получилось?»).

3. Открытие детьми нового знания. На этом этапе воспитатель, используя подводящий диалог, организует построение нового знания, которое четко фиксируется им вместе с детьми в речи и знаково.

4. Включение нового знания в систему знаний ребенка и повторение. На этом этапе воспитатель предлагает игры, в которых новое знание используется совместно с изученными ранее. Возможно также включение дополнительных заданий на тренировку мыслительных операций и деятельностных способностей, а также заданий развивающего типа, направленных на опережающую подготовку детей к последующим занятиям.

5. Итог занятия. В завершение воспитатель совместно с детьми фиксирует новое знание в устной речи и организует осмысление их деятельности на занятии с помощью вопросов: «Где были?», «Чем занимались?», «Что узнали?», «Кому помогли?». Воспитатель отмечает: «Смогли помочь, потому что научились ..., узнали...». Формы организации учебной деятельности:

 -групповая (разделение на небольшие группы, для выполнения определенной работы)

-индивидуальная (воспитаннику дается индивидуальное задание с учетом его возрастных особенностей)

-коллективная (участвуют все дети, выполняя определенное задание)

В качестве форм организации образовательного процесса применяются:

•Дидактическая игра

•Игры-задания

•Создание игровых ситуаций

•Сюрпризные моменты •Использование аудио техники

•Творческая работа (рисование, лепка)

•Итоговые занятия

•Открытые занятия для родителей

Ожидаемые результаты и способы определения результативности

В результате освоения программы дети осваивают логические операции сравнения, классификации, обобщения, могут сделать простейшие умозаключения. У детей развивается память, они могут рассуждать, приводить доказательства. Дети осваивают навык работы в паре и микрогруппе, проявляют доброжелательное отношение к сверстнику, могут договориться о предстоящей работе.

Проверка результатов проходит в форме:

-игровых занятий на повторение теоретических понятий

-собеседование (индивидуальное, групповое)

-проведения самостоятельных работ.

Результаты образовательного процесса отслеживаются, благодаря постоянному текущему контролю. Путем наблюдения за детьми на занятиях диагностируется интерес к выполняемым заданиям, уровень развития мышления.

Формы проведения итогов реализации программы

- Для каждого ребенка конкретным показателем его успехов является:

- скорость выполнения заданий и четкость ориентировки при выборе их способов успешного выполнения;

- коллективное участие в коллективных работах;

- окрепшая моторика рук;

Текущий контроль проходит на текущих занятиях, занятиях-повторениях, занятиях обобщениях. Итоговый контроль проводится в конце учебного года. Проводится итоговое открытое занятие для родителей, цель которого - показать уровень полученных знаний и умений детей, в кружке.

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА ДОСТИЖЕНИЯ

ДЕТЬМИ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

Освоение программы «Игралочка» не сопровождается проведением

промежуточной и итоговой аттестации детей.

Основной целью системы оценки достижения детьми планируемых результатов освоения программы «Игралочка» является определение педагогом эффективности собственных образовательных действий, своевременная корректировка и оптимизация форм и методов образовательной работы с детьми, разработка индивидуальных образовательных маршрутов.

Предлагаемая система мониторинга представляет собой педагогическую диагностику, основанную на наблюдении за детьми и моделировании несложных диагностических ситуаций, которые можно проводить с детьми индивидуально или в небольших подгруппах (6–8 человек).

Рекомендуется проводить диагностическую работу в первой половине дня в середине недели (со вторника по четверг). Нецелесообразно предлагать диагностические задания ребенку, который пришел после болезни, находится в непростой жизненной ситуации (развод родителей, смена места жительства и пр.).

Система оценок мониторинга трехуровневая:

2 балла – умение сформировано устойчиво (ребенок самостоятельно

справляется с заданием);

1 балл – умение сформировано неустойчиво (то есть находится в зоне

ближайшего развития: ребенок справляется с заданием лишь в совместной

деятельности со взрослым);

0 баллов – умение не сформировано (ребенок не справляется с заданием

даже при помощи взрослого).

Это общие принципы оценивания, на которые педагог может опираться при выставлении того или иного балла. При этом важно помнить, что не всегда бывает возможным унифицировать ответы детей дошкольного возраста. Поэтому авторы призывают воспринимать предлагаемые критерии лишь в качестве ориентиров, а не оценки развития того или иного ребенка.

При успешно реализованной образовательной работе к концу года большинство показателей обычно соответствуют 2 баллам и позволяют приступить к освоению следующей части программы «Игралочка». Наличие оценок в 0 баллов к концу года может выступать поводом для индивидуальной работы с ребенком и выяснения причин его трудностей. Предложенная авторами методика оценивания успешности освоения ребенком программы «Игралочка» достаточно удобна в применении, не требует больших временных затрат, носит естественный характер.

МЕТОДИКА ОЦЕНКИ

К завершению первого года обучения (к 4 годам)

Показатели успешности освоения ребенком содержания курса

«Игралочка», часть 1:

1. Умеет считать до 3, отсчитывать 3 предмета от большего количества. Воспитатель наблюдает за детьми либо моделирует диагностическую ситуацию. Например, задает детям (группе из 6-8 человек) вопросы о том, сколько предметов (тарелок, елочек, матрешек и т. п.) находится на столе (на доске, на полке и т. п.), просит принести 3 предмета (отсчитать от большего количества).

2 балла – правильно выполняет задание сам.

1 балл – может допускать ошибки, но исправляется сам или после

наводящего вопроса взрослого.

0 баллов – допускает ошибки, не исправляет их даже после наводящих

вопросов воспитателя.

2. Умеет узнавать и называть круг, треугольник, шар, находить в окружающей обстановке предметы, сходные по форме. Воспитатель наблюдает за детьми либо моделирует диагностическую ситуацию. Например, дает детям (группе из 6-8 человек) задание выбрать из лежащих на столе фигур (круги, квадраты и треугольники одного цвета и размера) круги (треугольники), при показе круга (треугольника, шара) ответить на вопрос: «Как называется эта фигура?», выбрать картинки с изображением предмета треугольной (круглой) формы (воспитатель называет и показывает треугольник и круг).

2 балла – правильно выполняет задание сам.

1 балл – может допускать ошибки, но исправляется сам или после

наводящего вопроса взрослого.

0 баллов – допускает ошибки, не исправляет их даже после наводящих

вопросов воспитателя.

3. Умеет сравнивать по высоте и длине путем приложения и наложения.

Воспитатель просит детей (группу из 6-8 человек) сравнить по высоте два столбика контрастной высоты, сравнить по длине две полоски контрастной длины.

2 балла – правильно выполняет задание сам.

1 балл – может допускать ошибки, но исправляется сам или после

наводящего вопроса взрослого.

0 баллов – допускает ошибки, не исправляет их даже после наводящих

вопросов воспитателя.

4. Различает пространственные отношения от себя: впереди – сзади, вверху – внизу, справа – слева.

Воспитатель просит детей (группу из 6-8 человек) рассказать, что (кто) находится впереди, сзади, вверху, внизу, справа, слева.

2 балла – правильно выполняет задание сам.

1 балл – может допускать ошибки, но исправляется сам или после

наводящего вопроса взрослого.

0 баллов – допускает ошибки, не исправляет их даже после наводящих

вопросов воспитателя.

Фамилия

Имя ребенка

Умеет считать до 3, отсчитывать 3 предмета от большего количества.

Умеет узнавать и называть круг, треугольник, шар, находить в окружающей обстановке предметы, сходные по форме.

Умеет сравнивать по высоте и длине путем приложения и наложения.

Различает пространственные отношения от себя: впереди – сзади, вверху – внизу, справа – слева.

Итого

н.г.

к.г.

н.г.

к.г.

н.г.

к.г.

н.г.

к.г.

н.г.

к.г.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА дополнительного образования «Юный математик»

Цель программы Реализовать преемственность в формировании основных математических представлений в детском саду. Эта цель предусматривает не только подготовку детей к успешному обучению, но и всес...

Программа дополнительного образовани "Занимательная математика"

Подготовка детей к школе - задача комплексная, многогранная, охватывающая все сферы жизни ребенка. При её решении принято выделять ряд аспектов. Во-первых, продолжающееся развитие личности ребёнка и е...

Образовательная программа дополнительного образования по математике «Маленькие знатоки» (для детей 4 – 5 лет)

Структура дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы Блок № 1. «Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы»Поясните...

Программа дополнительного образования "Веселая математика"

Данная программа разработана для развития элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста....

рабочая программа дополнительного образования "Юный Математик"

Рабочая программа дополнительного образования...

Рабочая программа по дополнительному образованию по математике "Игралочка"

Математическое развитие на основе Петерсон Л.Г.,Кочемасовой Е.Е. отличается новым подходом,как в содержании,так и в форме подачи материала.Оно направлено нк всесторонее развитие личности ребенка.Занят...