Образовательная программа дополнительного образования по математике «Маленькие знатоки» (для детей 4 – 5 лет)
методическая разработка по математике (средняя группа)
Структура дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
Блок № 1. «Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы»
- Пояснительная записка.
1.2. Цели и задачи программы.
1.3. Содержание программы.
1.4. Планируемые результаты.
Блок № 2. «Комплекс организационно – педагогических условий реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы»
2.1. Условия реализации программы.
2.2. Оценочные материалы.
2.3. Методические материалы.
2.4. Список литературы.
Аннотация.
Блок № 1. «Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы»
- Пояснительная записка.
Формирование и развитие математических представлений у дошкольников является основой интеллектуального развития детей, способствует общему умственному воспитанию ребенка-дошкольника.
Организация данной образовательной программы дает возможность развивать познавательную активность, интерес к математике, развивать логическое мышление.
По своему содержанию является социально-педагогической. Ее особенность заключается в том, что данная деятельность представляет систему увлекательных игр и упражнений для детей с цифрами, геометрическими фигурами, тем самым позволяет качественно подготовить детей к школе. Деятельность организовывается на основе интересов, потребностей и склонностей детей, тем самым стимулируя желания детей заниматься математикой. Особое внимание уделяется развитию логических форм мышления.
Формирование логического мышления - важная составная часть педагогического процесса. Решается она в основном средствами занимательности в обучении математике. Математика дает реальные предпосылки для развития логического мышления. Задача воспитателя – помочь детям в полной мере проявить свои способности, развить инициативу, самостоятельность, руководить умственной деятельностью детей, организовывать и направлять ее.
Актуальность программы обусловлена тем, что она, дополняя традиционный подход оригинальным способом обучения, обеспечивает ребёнку овладение математическими методами поиска решений, логическими рассуждениями, построению и изучению математических моделей.
Педагогическая целесообразность: эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста — одна из актуальных проблем современности. В дошкольном возрасте закладываются основы знаний, необходимых ребенку в школе. Математика представляет собой сложную науку, которая может вызвать определенные трудности во время школьного обучения. К тому же далеко не все дети имеют склонности и обладают математическим складом ума, поэтому при подготовке к школе важно познакомить ребенка с основами логического мышления, основными приемами: сравнение, синтез, анализ, классификация, доказательство и другими, которые используются во всех видах деятельности и являются основой математических способностей.
Работа построена по принципу максимального использования ребёнком собственной познавательной активности и последовательного введения программного материала (от простого к сложному). Организация обучения построена таким образом, что позволяет
• обеспечивать познавательный интерес и устойчивость произвольного внимания,
• участвовать в процессе выполнения заданий каждому ребёнку,
• использовать индивидуальный и дифференцированный подходы к детям,
• детям получать радость и удовольствие в награду за свой труд.
Данная программа разработана с учетом: основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой; пособия «Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста» Л. А. Венгер, О. М. Дьяченко; пособия «Развитие интеллектуальных способностей дошкольника» Л. Ф. Тихомирова.
- Цель и задачи программы.
Цель программы: создание условий для развития элементарных приемов логического мышления как способов познавательной деятельности у дошкольников.
Задачи:
Развивающие:
• Развитие логического мышления ребёнка - (умение сравнивать, доказывать, анализировать, обобщать, группировать, конструктивного мышления - (на геометрическом материале).
• Развитие памяти, внимания, творческого воображения.
Образовательные:
• Ознакомление с количественными представлениями, с последовательностью чисел натурального ряда.
• Знакомство с геометрическим фигурами, формой предметов,
размерами, цветом.
• Закрепление представлений о величине.
• Ознакомление с пространственными отношениями.
Воспитательные:
• Воспитание у детей интереса к занимательной математике, формирование умения работы в коллективе.
- Содержание программы.
Программа предусматривает усвоение детьми теоретических и практических знаний, умений и навыков. Деятельность представляет систему занимательных игр, которые знакомят детей с числом, величиной, геометрическими фигурами, помогают упражняться в ориентировке во времени и пространстве. Игры способствуют формированию математического мышления, стимулируют творческое воображение, воспитывают настойчивость, волю, усидчивость, целеустремленность.
С помощью логических игр дети тренируют внимание, память, восприятие.
Преимущество программы и в том, что дети постоянно находятся в движении, оказывают друг другу помощь, ощущают исследуемый предмет, абстрагируют в предметах одно, два, три, четыре свойства.
Месяц | № | Тема | Цели | Кол-во занятий |
Сентябрь | 1 | «Знакомство с цифрами» | Побеседовать о цифрах, их значении, повторить знакомые цифры, познакомить с цифрами от 1 до 9. Познакомить с цифрой 0. | 2 |
2 | «Геометрические фигуры» | Побеседовать о геометрических фигурах, повторить ранее изученные и познакомить с новыми фигурами (трапеция, ромб), ввести понятие «многоугольник», привести примеры многоугольников. | 2 | |
3 | «Счёты» | Познакомить со счётами, рассмотреть их, объяснить их назначение. Познакомить с калькулятором, объяснить его значение. | 2 | |
4 | «На что похоже?» | Беседа о предметах, окружающих нас. Провести аналогию и сравнить: на какие геометрические фигуры похожи. Повторить названия геометрических фигур. | 2 | |
Октябрь | 1 | «Волшебные превращения геометрических фигур (сгибание, разрезание, вырезание)» | Учить детей вырезать по контуру геометрические фигуры, из квадрата делать круг, а из прямоугольника делать овал, из треугольника делать многоугольник; учить сгибать фигуры, ровняя стороны; учить сгибать пополам. | 2 |
2 | «Кошкин дом» | Учить составлять аппликацию из геометрических фигур, предварительно их вырезав; закреплять знания о геометрических фигурах, развивать умение составлять композицию, правильно расположив её на листе. | 2
2 | |
3 | «Волшебные пазлы» | Познакомить с пазлами, показать, как их нужно складывать. Учить собирать пазлы из 6-12 частей. |
2 | |
4 | «Осенний урожай» | Сделать пазлы самостоятельно, разрезав картинку на несколько частей. Закреплять умение работать ножницами, разрезать по контуру. | 2 | |
Ноябрь | 1 | «Что такое порядок?» | Объяснить, что такое «порядок числа», расставить числа по порядку, познакомить с порядковыми числами. | 2
2
|
2 | «Интересные слова «между», «за», «после», «перед»» | Закреплять умение ориентироваться в пространстве, закреплять умение строиться друг за другом, называя себя по порядку. Уметь называть своё местоположение относительно других. | ||
3 | «Какой? Сколько?» | Закреплять знания детей о порядке и количестве, уметь называть по порядку и считать количество предметов. | 2
| |
4 | «По порядку рассчитайся!» | Закреплять умения детей рассчитываться по порядку. Ориентироваться в пространстве, закреплять умение строиться друг за другом, называя себя по порядку. | 2 | |
Декабрь | 1 | «Ориентирование на листе» | Познакомить детей с ориентированием на листе. Дать представление о левом и правом углах, нижних и верхних углах, левой и правой стороне листа. | 2 |
2 | «Аппликация на листе» | Развивать самостоятельность, ориентирование на листе, умение располагать в центре композицию, умение самостоятельно вырезать части композиции, продолжать формировать навыки аккуратной работы. | 2 | |
3 | «Лесенка» | Развивать графические навыки детей, умение ориентироваться на листе бумаги, находить верх, низ, лево, право на листе бумаги, выполнять графические задания. | 2 | |
4 | «Рисование фигур по точкам» | Развивать графические навыки детей. Закреплять представление о геометрических фигурах. Закреплять умение ориентироваться на листе бумаги. | 2 | |
Январь | 1 | «Левая и правая рука» | Закрепление знаний о левой и правой стороне человека. Развивать ориентирование относительно себя, относительно правой и левой руки. Познакомить с «зеркальным отражением» | 2 |
2 | «Близко – далеко. Ох, ориентироваться как нелегко» | Развивать умение ориентироваться в пространстве, умение называть расположение предмета относительно других предметов. | 2 | |
3 | «Сутки. Часы. Минутки» | Расширять знания детей о времени суток, порядке его наступления. | 2 | |
4 | «Дни недели» | Познакомить детей с днями недели, их порядком и названием каждого дня. Объяснить, почему именно так. | 2 | |
Февраль | 1 | «12 месяцев» | Знакомство с месяцами, их порядком в году. Ввести понятие «календарь» | 2 |
2 | «Время года. Сезоны» | Познакомить детей с понятием «сезоны», рассказать, сколько их. | 2 | |
3 | «Знакомство с часами» | Познакомить детей с часами, рассказать об их назначении, рассказать какие виды часов бывают. | 2 | |
4 | «Весы. Их использование» | Познакомить детей с весами, рассказать какие бывают весы и их назначение. Дать понятие «вес» | 2 | |
Март | 1 | «Какие бывают линейки» | Познакомить детей с линейкой, рассказать о её назначении. | 2 |
2 | «Рисуем по линейке» | Учить проводить прямые линии и рисовать по линейке. Развивать умение рисовать фигуры, используя линейку. | 2 | |
3 | «Пишем цифры: 0, 1, 2, 3» | Развивать мелкую моторику рук. Учить детей писать цифры, знать состав числа и порядок нахождения в линейке цифр. | 2 | |
4 | «Пишем цифры: 4, 5, 6» | Развивать мелкую моторику рук. Учить детей писать цифры, знать состав числа и порядок нахождения в линейке цифр. | 2 | |
Апрель | 1 | «Пишем цифры: 7, 8, 9» | Развивать мелкую моторику рук. Учить детей писать цифры, знать состав числа и порядок нахождения в линейке цифр. | 2 |
2 | «Расставь числа по порядку» | Развивать умение расставлять числа по порядку. | 2 | |
3 | «Задачи на смекалку» | Развивать логику, находчивость, внимательность, закреплять умение выполнять арифметические действия. | 2 | |
4 | «Задачи на действия (сложение и вычитание)» | Развивать мышление, учить слушать задачи и по тексту понимать, какое действие нужно сделать. | 2 | |
Май | 1 | «Задачи на составление целого из частей» | Развивать мышление детей, умение делить целое на части. | 2 |
| ||||
2 | «Задачи на разделение целого на части» | Развивать мышление детей, умение делить целое на части. | 2 | |
3 | «Деньги. Их назначение» | Познакомить детей с деньгами, их назначением | 2 | |
4 | Итоговое занятие | «Веселая математика» «Занимательная геометрия | 2 |
- Планируемые результаты.
Занятия по математике помогут детям сформировать определённый запас математических знаний и умений. Дети научатся думать, рассуждать, выполнять умственные операции.
В ходе занятий дети получают устойчивые знания, умения и навыки, поэтому к концу учебного года дети будут знать и уметь:
• отличительные признаки геометрических фигур (квадрат, круг, треугольник, прямоугольник)
• нестандартные методы решения различных математических задач;
• логические приемы, применяемые при решении задач;
• различать, называть геометрические фигуры, составлять плоскостные изображения по схемам и по замыслу;
• использовать приемы анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать закономерность;
• ориентироваться в пространстве и на плоскости;
• Сравнивать предметы по длине, высоте, толщине, цвету, форме
• Различать основные цвета и их оттенки
• Считать в пределах 10, устанавливать равенство и неравенство двух групп предметов
• Ориентироваться в пространстве (слева, справа, вверху, внизу, на, под, рядом, сбоку)
• Составлять целое из частей.
• Следовать инструкциям и работать по схемам.
Блок № 2. «Комплекс организационно – педагогических условий реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы»
2.1. Условия реализации программы.
Занятия должны проводиться в помещении с хорошим освещением и вентиляцией.
Для занятий необходимы столы и стулья, соответствующие росту детей;
дидактический материал (таблицы, дидактические карточки);
раздаточный материал для каждого ребёнка в достаточном количестве, схемы, алгоритмы, картинки для составления задач, наглядные пособия, пазлы, головоломки («Танграм», «Колумбово яйцо», «Пифагор»);
логико– математические игры («Логическая мозаика», «Играем в математику», Логика и Цифры», развивающие игры («Сложи узор», «Хамелеон»);
материально –техническое обеспечение: компьютер, мультимедийный проектор, мультимедийные материалы, презентации.
Учебная зона групповой комнаты укомплектована необходимым количеством мебели, соответствующей числу детей, посещающих занятия, меловой и магнитной доской.
2.2. Оценочные материалы.
Объектами контроля являются:
– математические умения;
– степень самостоятельности и уровень проявления математических способностей в процессе поиска решений на задачи-шутки, математические и логические загадки и задания, игры и упражнения с цифрами, знаками, геометрическими фигурами.
Виды контроля.
Для контроля реализации Программы определены следующие виды проверок:
- Текущая – на каждом педагогическом мероприятии проводится проверка выполняемой работы и ее оценка.
- Диагностические срезы на начало учебного года и на конец учебного года.
Основная задача диагностики заключается в том, чтобы определить степень освоения ребенком программы дополнительного образования по познавательному развитию детей с использованием занимательных игр и упражнений математического содержания.
Основной метод диагностики: педагогическое наблюдение.
Диагностические методики:
Диагностика познавательных умений в математической деятельности.
Цель: выявление обобщенных познавательных умений в математической деятельности.
Процедура организации и проведения диагностики.
Наблюдение за процессом познавательной математической деятельности проводится на занятиях математического кружка.
Критерии наблюдения.
- Восприятие математической задачи и ориентировочная основа деятельности:
а) правильное восприятие ребенком математической задачи воспитателя (о чем подумать, что сделать), понимание смысла каждого этапа предстоящей деятельности;
б) активное участие в выполнении действий сравнения, отгадывания, поиска пути решения проблемы.
- Практические и умственные учебные действия, выполняемые старшим дошкольником в процессе решения математической задачи:
а) активное выполнение учебных действий сравнения, сопоставления, обобщения, моделирования, схематизации в соответствии с поставленной учебной задачей;
б) разнообразные формы выполнения умственных действий: по наглядной основе, схеме или модели, в плане внутренней речи развернуто или свернуто, самостоятельно или после побуждений со стороны взрослого;
в) самостоятельный выбор ребенком необходимых материалов на основе ориентировки в учебной задаче;
г) ребенок предлагает способ выполнения действия, состоящий из 3-4 эталонов (сначала.., затем.., после этого...);
д) владеет несколькими способами достижения одного и того же результата.
- Состояние самоконтроля:
а) умеет осуществлять итоговый самоконтроль (по окончании деятельности);
б) может осуществлять пошаговый самоконтроль (проверять себя) в процессе деятельности;
в) планирует деятельность до ее начала (предварительный самоконтроль).
Результат познавательной деятельности: правильность решения математических задач, наличие интереса к деятельности, самооценке, осознание ребенком связи математической задачи и полученного результата.
№ | Ф.И. ребенка | Восприятие математической задачи и ориентировочная основа деятельности | Практические и умственные учебные действия | Состояние самоконтроля | |||||||
1 |
| а | б | а | б | в | г | д | а | б | в |
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
- Диагностика математических умений.
Цель: выявление математических умений.
Процедура организации и проведения диагностики.
Наблюдение за процессом познавательной математической деятельности проводится на занятиях математического кружка.
№ | Ф.И. | Количество и счет | Величина | Геометрические фигуры | Ориентир. во времени | Ориентир. в пространстве | Логические задачи | ||||||
|
| Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | Начало года | Конец года |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
В. высокий
С. средний
Н. низкий
2.3. Методические материалы.
- столы и стулья, соответствующие росту детей;
- магнитно – маркерная доска с набором цифр, геометрических фигур;
- маркеры;
- цветные счетные палочки;
- мозайка;
- объемные геометрические фигуры;
- шаблоны из геометрических фигур;
- конструкторы;
- раздаточный материал (цифры и математические знаки);
- цветная бумага;
- крупа (гречка, рис);
- цветные веревочки;
- пуговицы.
- электронные математические игры для дошкольников;
- видео – презентации.
2.4. Список литературы.
1. Бурлака Е. Г., Н. Н. Прокопенко. Занимательная математика. Донецк, ПКФ «БАО», 1997 г.
2. БеляковЕ. А. 365 развивающих игр. Москва, 1999 г.
3. Волина В. В. Праздник числа. Москва, «Знание», 1993 г.
4. Венгер А. А. Дьяченко О. М., Говорова Р. И., Цеханская Л. И. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста - М., 1999
5. Копытов Н. А. Лучшие задачи на развитие логики. Москва «АСТ-Пресс», 1999 г.
6. Михайлова З. А. Игровые занимательные задачи для дошкольников-М. ,-1990
7. Михайлова З. А., Иоффе Э. Н. Математика от трех до шести – СПб., 1996г.
8. Никитин Б. П. Ступеньки творчества, или Развивающие игры. – М., 1989
9. Носова Е. А., Непомнящая Р. Л. Логика и математика для дошкольников. – СПб., 1996г.
10. Столяр А. А. Давайте поиграем. Москва, «Просвещение», 1991
11. Столяр А. А. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников. М., Просвещение, 1988
12. Воскобович В. В., Харько Т. Г. и др. Игровые технологии интеллектуально-творческого развития детей дошкольного возраста 3 – 7 лет «Сказочные лабиринты игры) Кн. 2. Описание игр. СПб., 2003 г.
13. А. К. Бондаренко «Дидактические игры в детском саду», Москва, «Просвещение», 1991 г.
Аннотация
Материал к программе сформирован на основе методических разработок основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой; пособия «Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста» Л. А. Венгер, О. М. Дьяченко; пособия «Развитие интеллектуальных способностей дошкольника» Л. Ф. Тихомирова.
Программа построена с учётом современных требований педагогики и психологии, обеспечивает единство воспитания и обучения.
В основе программы прослеживаются принцип от простого к сложному, принципы доступности, наглядности, индивидуального подхода.
Программа направлена на развитие логико-математического мышления через интеграцию образовательных областей, включает средства и методы решения творческих задач.
В программе систематизированы средства и методы: словесный, игровой, практический и наглядный.
Цель программы:
создание условий для развития элементарных приемов логического мышления как способов познавательной деятельности у дошкольников.
Задачи:
Развивающие:
• Развитие логического мышления ребёнка - (умение сравнивать, доказывать, анализировать, обобщать, группировать, конструктивного мышления - (на геометрическом материале).
• Развитие памяти, внимания, творческого воображения.
Образовательные:
• Ознакомление с количественными представлениями, с последовательностью чисел натурального ряда.
• Знакомство с геометрическим фигурами, формой предметов,
размерами, цветом.
• Закрепление представлений о величине.
• Ознакомление с пространственными отношениями.
Воспитательные:
• Воспитание у детей интереса к занимательной математике, формирование умения работы в коллективе.
Программа предполагает проведение двух занятий в неделю во второй половине дня. Продолжительность занятия: 20 мин. Педагогический анализ знаний и умений детей (диагностика) проводится 2 раза в год: вводный — в сентябре, итоговый — в мае.
Содержание программы соответствует нормативным документам состоит из:
- учебно-тематического плана
- журнала учёта работы педагога
- списка детей
- табеля посещаемости кружка
- диагностическая карта
- перечня литературных источников.
Определена перспектива развития ребёнка: умение выполнять задания по перемещению персонажей в уме, делать воображаемые изменения ситуаций; умение сопоставлять задания, проверять выполнение, отгадывать загадки, умение использовать разные способы выполнения заданий, проявлять инициативу в поиске путей достижения целей, развитие интеллектуальной гибкости, умение взглянуть на ситуацию с разных сторон, развитие умения выявлять и абстрагировать свойства предметов, развитие умения сравнивать предметы по их свойствам.
Работа направлена на взаимодействие с родителями и плодотворное сотрудничество. Предусмотрено проведение совместных досугов и развлечений (математическая викторина, день математики).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
malenkie_znatoki.doc | 189.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Структура дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
Блок № 1. «Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы»
- Пояснительная записка.
1.2. Цели и задачи программы.
1.3. Содержание программы.
1.4. Планируемые результаты.
Блок № 2. «Комплекс организационно – педагогических условий реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы»
2.1. Условия реализации программы.
2.2. Оценочные материалы.
2.3. Методические материалы.
2.4. Список литературы.
Аннотация.
Блок № 1. «Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы»
- Пояснительная записка.
Формирование и развитие математических представлений у дошкольников является основой интеллектуального развития детей, способствует общему умственному воспитанию ребенка-дошкольника.
Организация данной образовательной программы дает возможность развивать познавательную активность, интерес к математике, развивать логическое мышление.
По своему содержанию является социально-педагогической. Ее особенность заключается в том, что данная деятельность представляет систему увлекательных игр и упражнений для детей с цифрами, геометрическими фигурами, тем самым позволяет качественно подготовить детей к школе. Деятельность организовывается на основе интересов, потребностей и склонностей детей, тем самым стимулируя желания детей заниматься математикой. Особое внимание уделяется развитию логических форм мышления.
Формирование логического мышления - важная составная часть педагогического процесса. Решается она в основном средствами занимательности в обучении математике. Математика дает реальные предпосылки для развития логического мышления. Задача воспитателя – помочь детям в полной мере проявить свои способности, развить инициативу, самостоятельность, руководить умственной деятельностью детей, организовывать и направлять ее.
Актуальность программы обусловлена тем, что она, дополняя традиционный подход оригинальным способом обучения, обеспечивает ребёнку овладение математическими методами поиска решений, логическими рассуждениями, построению и изучению математических моделей.
Педагогическая целесообразность: эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста — одна из актуальных проблем современности. В дошкольном возрасте закладываются основы знаний, необходимых ребенку в школе. Математика представляет собой сложную науку, которая может вызвать определенные трудности во время школьного обучения. К тому же далеко не все дети имеют склонности и обладают математическим складом ума, поэтому при подготовке к школе важно познакомить ребенка с основами логического мышления, основными приемами: сравнение, синтез, анализ, классификация, доказательство и другими, которые используются во всех видах деятельности и являются основой математических способностей.
Работа построена по принципу максимального использования ребёнком собственной познавательной активности и последовательного введения программного материала (от простого к сложному). Организация обучения построена таким образом, что позволяет
• обеспечивать познавательный интерес и устойчивость произвольного внимания,
• участвовать в процессе выполнения заданий каждому ребёнку,
• использовать индивидуальный и дифференцированный подходы к детям,
• детям получать радость и удовольствие в награду за свой труд.
Данная программа разработана с учетом: основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой; пособия «Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста» Л. А. Венгер, О. М. Дьяченко; пособия «Развитие интеллектуальных способностей дошкольника» Л. Ф. Тихомирова.
- Цель и задачи программы.
Цель программы: создание условий для развития элементарных приемов логического мышления как способов познавательной деятельности у дошкольников.
Задачи:
Развивающие:
• Развитие логического мышления ребёнка - (умение сравнивать, доказывать, анализировать, обобщать, группировать, конструктивного мышления - (на геометрическом материале).
• Развитие памяти, внимания, творческого воображения.
Образовательные:
• Ознакомление с количественными представлениями, с последовательностью чисел натурального ряда.
• Знакомство с геометрическим фигурами, формой предметов,
размерами, цветом.
• Закрепление представлений о величине.
• Ознакомление с пространственными отношениями.
Воспитательные:
• Воспитание у детей интереса к занимательной математике, формирование умения работы в коллективе.
- Содержание программы.
Программа предусматривает усвоение детьми теоретических и практических знаний, умений и навыков. Деятельность представляет систему занимательных игр, которые знакомят детей с числом, величиной, геометрическими фигурами, помогают упражняться в ориентировке во времени и пространстве. Игры способствуют формированию математического мышления, стимулируют творческое воображение, воспитывают настойчивость, волю, усидчивость, целеустремленность.
С помощью логических игр дети тренируют внимание, память, восприятие.
Преимущество программы и в том, что дети постоянно находятся в движении, оказывают друг другу помощь, ощущают исследуемый предмет, абстрагируют в предметах одно, два, три, четыре свойства.
Месяц | № | Тема | Цели | Кол-во занятий |
Сентябрь | 1 | «Знакомство с цифрами» | Побеседовать о цифрах, их значении, повторить знакомые цифры, познакомить с цифрами от 1 до 9. Познакомить с цифрой 0. | 2 |
2 | «Геометрические фигуры» | Побеседовать о геометрических фигурах, повторить ранее изученные и познакомить с новыми фигурами (трапеция, ромб), ввести понятие «многоугольник», привести примеры многоугольников. | 2 | |
3 | «Счёты» | Познакомить со счётами, рассмотреть их, объяснить их назначение. Познакомить с калькулятором, объяснить его значение. | 2 | |
4 | «На что похоже?» | Беседа о предметах, окружающих нас. Провести аналогию и сравнить: на какие геометрические фигуры похожи. Повторить названия геометрических фигур. | 2 | |
Октябрь | 1 | «Волшебные превращения геометрических фигур (сгибание, разрезание, вырезание)» | Учить детей вырезать по контуру геометрические фигуры, из квадрата делать круг, а из прямоугольника делать овал, из треугольника делать многоугольник; учить сгибать фигуры, ровняя стороны; учить сгибать пополам. | 2 |
2 | «Кошкин дом» | Учить составлять аппликацию из геометрических фигур, предварительно их вырезав; закреплять знания о геометрических фигурах, развивать умение составлять композицию, правильно расположив её на листе. | 2 2 | |
3 | «Волшебные пазлы» | Познакомить с пазлами, показать, как их нужно складывать. Учить собирать пазлы из 6-12 частей. | 2 | |
4 | «Осенний урожай» | Сделать пазлы самостоятельно, разрезав картинку на несколько частей. Закреплять умение работать ножницами, разрезать по контуру. | 2 | |
Ноябрь | 1 | «Что такое порядок?» | Объяснить, что такое «порядок числа», расставить числа по порядку, познакомить с порядковыми числами. | 2 2 |
2 | «Интересные слова «между», «за», «после», «перед»» | Закреплять умение ориентироваться в пространстве, закреплять умение строиться друг за другом, называя себя по порядку. Уметь называть своё местоположение относительно других. | ||
3 | «Какой? Сколько?» | Закреплять знания детей о порядке и количестве, уметь называть по порядку и считать количество предметов. | 2 | |
4 | «По порядку рассчитайся!» | Закреплять умения детей рассчитываться по порядку. Ориентироваться в пространстве, закреплять умение строиться друг за другом, называя себя по порядку. | 2 | |
Декабрь | 1 | «Ориентирование на листе» | Познакомить детей с ориентированием на листе. Дать представление о левом и правом углах, нижних и верхних углах, левой и правой стороне листа. | 2 |
2 | «Аппликация на листе» | Развивать самостоятельность, ориентирование на листе, умение располагать в центре композицию, умение самостоятельно вырезать части композиции, продолжать формировать навыки аккуратной работы. | 2 | |
3 | «Лесенка» | Развивать графические навыки детей, умение ориентироваться на листе бумаги, находить верх, низ, лево, право на листе бумаги, выполнять графические задания. | 2 | |
4 | «Рисование фигур по точкам» | Развивать графические навыки детей. Закреплять представление о геометрических фигурах. Закреплять умение ориентироваться на листе бумаги. | 2 | |
Январь | 1 | «Левая и правая рука» | Закрепление знаний о левой и правой стороне человека. Развивать ориентирование относительно себя, относительно правой и левой руки. Познакомить с «зеркальным отражением» | 2 |
2 | «Близко – далеко. Ох, ориентироваться как нелегко» | Развивать умение ориентироваться в пространстве, умение называть расположение предмета относительно других предметов. | 2 | |
3 | «Сутки. Часы. Минутки» | Расширять знания детей о времени суток, порядке его наступления. | 2 | |
4 | «Дни недели» | Познакомить детей с днями недели, их порядком и названием каждого дня. Объяснить, почему именно так. | 2 | |
Февраль | 1 | «12 месяцев» | Знакомство с месяцами, их порядком в году. Ввести понятие «календарь» | 2 |
2 | «Время года. Сезоны» | Познакомить детей с понятием «сезоны», рассказать, сколько их. | 2 | |
3 | «Знакомство с часами» | Познакомить детей с часами, рассказать об их назначении, рассказать какие виды часов бывают. | 2 | |
4 | «Весы. Их использование» | Познакомить детей с весами, рассказать какие бывают весы и их назначение. Дать понятие «вес» | 2 | |
Март | 1 | «Какие бывают линейки» | Познакомить детей с линейкой, рассказать о её назначении. | 2 |
2 | «Рисуем по линейке» | Учить проводить прямые линии и рисовать по линейке. Развивать умение рисовать фигуры, используя линейку. | 2 | |
3 | «Пишем цифры: 0, 1, 2, 3» | Развивать мелкую моторику рук. Учить детей писать цифры, знать состав числа и порядок нахождения в линейке цифр. | 2 | |
4 | «Пишем цифры: 4, 5, 6» | Развивать мелкую моторику рук. Учить детей писать цифры, знать состав числа и порядок нахождения в линейке цифр. | 2 | |
Апрель | 1 | «Пишем цифры: 7, 8, 9» | Развивать мелкую моторику рук. Учить детей писать цифры, знать состав числа и порядок нахождения в линейке цифр. | 2 |
2 | «Расставь числа по порядку» | Развивать умение расставлять числа по порядку. | 2 | |
3 | «Задачи на смекалку» | Развивать логику, находчивость, внимательность, закреплять умение выполнять арифметические действия. | 2 | |
4 | «Задачи на действия (сложение и вычитание)» | Развивать мышление, учить слушать задачи и по тексту понимать, какое действие нужно сделать. | 2 | |
Май | 1 | «Задачи на составление целого из частей» | Развивать мышление детей, умение делить целое на части. | 2 |
2 | «Задачи на разделение целого на части» | Развивать мышление детей, умение делить целое на части. | 2 | |
3 | «Деньги. Их назначение» | Познакомить детей с деньгами, их назначением | 2 | |
4 | Итоговое занятие | «Веселая математика» «Занимательная геометрия | 2 |
- Планируемые результаты.
Занятия по математике помогут детям сформировать определённый запас математических знаний и умений. Дети научатся думать, рассуждать, выполнять умственные операции.
В ходе занятий дети получают устойчивые знания, умения и навыки, поэтому к концу учебного года дети будут знать и уметь:
• отличительные признаки геометрических фигур (квадрат, круг, треугольник, прямоугольник)
• нестандартные методы решения различных математических задач;
• логические приемы, применяемые при решении задач;
• различать, называть геометрические фигуры, составлять плоскостные изображения по схемам и по замыслу;
• использовать приемы анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать закономерность;
• ориентироваться в пространстве и на плоскости;
• Сравнивать предметы по длине, высоте, толщине, цвету, форме
• Различать основные цвета и их оттенки
• Считать в пределах 10, устанавливать равенство и неравенство двух групп предметов
• Ориентироваться в пространстве (слева, справа, вверху, внизу, на, под, рядом, сбоку)
• Составлять целое из частей.
• Следовать инструкциям и работать по схемам.
Блок № 2. «Комплекс организационно – педагогических условий реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы»
2.1. Условия реализации программы.
Занятия должны проводиться в помещении с хорошим освещением и вентиляцией.
Для занятий необходимы столы и стулья, соответствующие росту детей;
дидактический материал (таблицы, дидактические карточки);
раздаточный материал для каждого ребёнка в достаточном количестве, схемы, алгоритмы, картинки для составления задач, наглядные пособия, пазлы, головоломки («Танграм», «Колумбово яйцо», «Пифагор»);
логико– математические игры («Логическая мозаика», «Играем в математику», Логика и Цифры», развивающие игры («Сложи узор», «Хамелеон»);
материально –техническое обеспечение: компьютер, мультимедийный проектор, мультимедийные материалы, презентации.
Учебная зона групповой комнаты укомплектована необходимым количеством мебели, соответствующей числу детей, посещающих занятия, меловой и магнитной доской.
2.2. Оценочные материалы.
Объектами контроля являются:
– математические умения;
– степень самостоятельности и уровень проявления математических способностей в процессе поиска решений на задачи-шутки, математические и логические загадки и задания, игры и упражнения с цифрами, знаками, геометрическими фигурами.
Виды контроля.
Для контроля реализации Программы определены следующие виды проверок:
- Текущая – на каждом педагогическом мероприятии проводится проверка выполняемой работы и ее оценка.
- Диагностические срезы на начало учебного года и на конец учебного года.
Основная задача диагностики заключается в том, чтобы определить степень освоения ребенком программы дополнительного образования по познавательному развитию детей с использованием занимательных игр и упражнений математического содержания.
Основной метод диагностики: педагогическое наблюдение.
Диагностические методики:
Диагностика познавательных умений в математической деятельности.
Цель: выявление обобщенных познавательных умений в математической деятельности.
Процедура организации и проведения диагностики.
Наблюдение за процессом познавательной математической деятельности проводится на занятиях математического кружка.
Критерии наблюдения.
- Восприятие математической задачи и ориентировочная основа деятельности:
а) правильное восприятие ребенком математической задачи воспитателя (о чем подумать, что сделать), понимание смысла каждого этапа предстоящей деятельности;
б) активное участие в выполнении действий сравнения, отгадывания, поиска пути решения проблемы.
- Практические и умственные учебные действия, выполняемые старшим дошкольником в процессе решения математической задачи:
а) активное выполнение учебных действий сравнения, сопоставления, обобщения, моделирования, схематизации в соответствии с поставленной учебной задачей;
б) разнообразные формы выполнения умственных действий: по наглядной основе, схеме или модели, в плане внутренней речи развернуто или свернуто, самостоятельно или после побуждений со стороны взрослого;
в) самостоятельный выбор ребенком необходимых материалов на основе ориентировки в учебной задаче;
г) ребенок предлагает способ выполнения действия, состоящий из 3-4 эталонов (сначала.., затем.., после этого...);
д) владеет несколькими способами достижения одного и того же результата.
- Состояние самоконтроля:
а) умеет осуществлять итоговый самоконтроль (по окончании деятельности);
б) может осуществлять пошаговый самоконтроль (проверять себя) в процессе деятельности;
в) планирует деятельность до ее начала (предварительный самоконтроль).
Результат познавательной деятельности: правильность решения математических задач, наличие интереса к деятельности, самооценке, осознание ребенком связи математической задачи и полученного результата.
№ | Ф.И. ребенка | Восприятие математической задачи и ориентировочная основа деятельности | Практические и умственные учебные действия | Состояние самоконтроля | |||||||
1 | а | б | а | б | в | г | д | а | б | в | |
2 | |||||||||||
3 |
- Диагностика математических умений.
Цель: выявление математических умений.
Процедура организации и проведения диагностики.
Наблюдение за процессом познавательной математической деятельности проводится на занятиях математического кружка.
№ | Ф.И. | Количество и счет | Величина | Геометрические фигуры | Ориентир. во времени | Ориентир. в пространстве | Логические задачи | ||||||
Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | ||
1 | |||||||||||||
2 | |||||||||||||
3 |
В. высокий
С. средний
Н. низкий
2.3. Методические материалы.
- столы и стулья, соответствующие росту детей;
- магнитно – маркерная доска с набором цифр, геометрических фигур;
- маркеры;
- цветные счетные палочки;
- мозайка;
- объемные геометрические фигуры;
- шаблоны из геометрических фигур;
- конструкторы;
- раздаточный материал (цифры и математические знаки);
- цветная бумага;
- крупа (гречка, рис);
- цветные веревочки;
- пуговицы.
- электронные математические игры для дошкольников;
- видео – презентации.
2.4. Список литературы.
1. Бурлака Е. Г., Н. Н. Прокопенко. Занимательная математика. Донецк, ПКФ «БАО», 1997 г.
2. БеляковЕ. А. 365 развивающих игр. Москва, 1999 г.
3. Волина В. В. Праздник числа. Москва, «Знание», 1993 г.
4. Венгер А. А. Дьяченко О. М., Говорова Р. И., Цеханская Л. И. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста - М., 1999
5. Копытов Н. А. Лучшие задачи на развитие логики. Москва «АСТ-Пресс», 1999 г.
6. Михайлова З. А. Игровые занимательные задачи для дошкольников-М. ,-1990
7. Михайлова З. А., Иоффе Э. Н. Математика от трех до шести – СПб., 1996г.
8. Никитин Б. П. Ступеньки творчества, или Развивающие игры. – М., 1989
9. Носова Е. А., Непомнящая Р. Л. Логика и математика для дошкольников. – СПб., 1996г.
10. Столяр А. А. Давайте поиграем. Москва, «Просвещение», 1991
11. Столяр А. А. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников. М., Просвещение, 1988
12. Воскобович В. В., Харько Т. Г. и др. Игровые технологии интеллектуально-творческого развития детей дошкольного возраста 3 – 7 лет «Сказочные лабиринты игры) Кн. 2. Описание игр. СПб., 2003 г.
13. А. К. Бондаренко «Дидактические игры в детском саду», Москва, «Просвещение», 1991 г.
Аннотация
Материал к программе сформирован на основе методических разработок основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой; пособия «Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста» Л. А. Венгер, О. М. Дьяченко; пособия «Развитие интеллектуальных способностей дошкольника» Л. Ф. Тихомирова.
Программа построена с учётом современных требований педагогики и психологии, обеспечивает единство воспитания и обучения.
В основе программы прослеживаются принцип от простого к сложному, принципы доступности, наглядности, индивидуального подхода.
Программа направлена на развитие логико-математического мышления через интеграцию образовательных областей, включает средства и методы решения творческих задач.
В программе систематизированы средства и методы: словесный, игровой, практический и наглядный.
Цель программы:
создание условий для развития элементарных приемов логического мышления как способов познавательной деятельности у дошкольников.
Задачи:
Развивающие:
• Развитие логического мышления ребёнка - (умение сравнивать, доказывать, анализировать, обобщать, группировать, конструктивного мышления - (на геометрическом материале).
• Развитие памяти, внимания, творческого воображения.
Образовательные:
• Ознакомление с количественными представлениями, с последовательностью чисел натурального ряда.
• Знакомство с геометрическим фигурами, формой предметов,
размерами, цветом.
• Закрепление представлений о величине.
• Ознакомление с пространственными отношениями.
Воспитательные:
• Воспитание у детей интереса к занимательной математике, формирование умения работы в коллективе.
Программа предполагает проведение двух занятий в неделю во второй половине дня. Продолжительность занятия: 20 мин. Педагогический анализ знаний и умений детей (диагностика) проводится 2 раза в год: вводный — в сентябре, итоговый — в мае.
Содержание программы соответствует нормативным документам состоит из:
- учебно-тематического плана
- журнала учёта работы педагога
- списка детей
- табеля посещаемости кружка
- диагностическая карта
- перечня литературных источников.
Определена перспектива развития ребёнка: умение выполнять задания по перемещению персонажей в уме, делать воображаемые изменения ситуаций; умение сопоставлять задания, проверять выполнение, отгадывать загадки, умение использовать разные способы выполнения заданий, проявлять инициативу в поиске путей достижения целей, развитие интеллектуальной гибкости, умение взглянуть на ситуацию с разных сторон, развитие умения выявлять и абстрагировать свойства предметов, развитие умения сравнивать предметы по их свойствам.
Работа направлена на взаимодействие с родителями и плодотворное сотрудничество. Предусмотрено проведение совместных досугов и развлечений (математическая викторина, день математики).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа дополнительной кружковой деятельности "Маленькие художники" для детей 4-7 лет
Познакомить с различными способами и приемами нетрадиционных техник рисования с использованием различных изобразительных материалов. Прививать интерес и любовь к изобразительному искусству как средств...
Рабочая программа дополнительной кружковой деятельности «Маленький Эколог» для детей младшего дошкольного возраста
Актуальность данной программы заключается в том, что экологическое воспитание и образование детей - чрезвычайно важная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение и экол...
АРТ-Студия «Жар птица» Образовательная программа дополнительного образования по изобразительной деятельности для детей дошкольного возраста
Художественно – творческая деятельность (лепка, рисование, аппликация) – очень интересна для ребенка – дошкольника, так как удовлетворяет его потребность в деятельности вообще и в пр...
Образовательная программа дополнительного образования по художественно-эстетическому развитию детей дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования «Волшебная кисточка»
Образовательная программа дополнительного образованияпо художественно-эстетическому развитию детей дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования«Волшебная кисточка»...
Образовательная программа дополнительного образования по развитию познавательной активности детей младшего дошкольного возраста посредством художественного творчества «РАЗВИВАЕМ ТВОРЧЕСТВО»
В условиях реализации ФГОС дошкольного образования особую значимость приобретают вопросы развития творческих способностей и творческого потенциала подрастающей личности как субъекта отношений с самим ...
Образовательная программа дополнительного образования по художественно-эстетическому развитию детей дошкольного возраста посредством нетрадиционного рисования «Маленькие волшебники, или на пути к творчеству» Автор-составитель: Будкина Елена Сергеев
Рабочая программа разработана с учетом основных принципов, требований к организации и содержанию к учебной деятельности в ДОУ, возрастных особенностях детей.программа реализуется с использованием техн...