Программа дополнительного образования "Веселая математика"
рабочая программа по математике (подготовительная группа)
Данная программа разработана для развития элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 58.38 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 373 комбинированного вида «Скворушка»»
630124, г. Новосибирск-124, ул. Есенина 27а
630089, г. Новосибирск-89, ул. Адриена Лежена, 21
тел./факс (383)267-67-11, (383)264-07-22
E-mail: ds_373_nsk@nios.ru
Программа дополнительного образования
«Весёлая математика»
Разработала:
Буренок К.В.
воспитатель первой
квалификационной категории
Новосибирск 2018
Содержание:
1. Пояснительная записка……………………………………………3-4 стр.
2. Практическая значимость и цель программы…………………..5-7 стр.
3. Формы организации НОД и формы подведения итогов……...8-10 стр.
4. Разделы программы……………………………………………11-14 стр.
5. Тематическое планирование по месяцам…………………….15-26 стр.
6. Литература…………………………………………………………27 стр.
Пояснительная записка:
В настоящее время, а тем более в будущем, математика будет необходима огромному числу людей различных профессий. В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей в процессе их обучения с самого раннего возраста. Дошкольный возраст – самый благоприятный период для интенсивного развития физических и умственных функций детского организма, в том числе и для математического развития. Навыки, умения, приобретённые в дошкольный период, служат фундаментом для получения знаний и развития способностей в старшем возрасте.
Математическое развитие ребенка – это не только умение дошкольника считать и решать арифметические задачи, это и развитие способности видеть в окружающем мире отношения, зависимости, оперировать предметами, и знаками, символами. Наша задача – развивать эти способности, дать возможность маленькому человеку познавать мир на каждом этапе его взросления. Но надо помнить, что математическое развитие является длительным и весьма трудоёмким процессом для дошкольников, так как формирование основных приёмов логического познания требует не только высокой активности умственной деятельности, но и обобщённых знаний об общих и существенных признаках предметов и явлений действительности. Современные требования к дошкольному образованию ориентируют педагогов на развивающее обучение, диктуют необходимость использования новых форм его организации, при которых синтезировались бы элементы познавательного, игрового, поискового и учебного взаимодействия.
Реальное прямое обучение происходит как специально организованная познавательная деятельность.
Проблемно-поисковые ситуации, которые используются в реальном обучении, способствуют развитию математических представлений на основе эвристических методов, когда понятия, свойства, связи и зависимости открываются ребенком самостоятельно, когда им самим устанавливаются важнейшие закономерности.
Знания не самоцель обучения. Конечной целью является вклад в умственное развитие, количественные и качественные позитивные сдвиги в нем, что он способен постигать ее законы.
Актуальность данного вопроса натолкнула на мысль создать программу по дополнительному образованию "Весёлая математика" по овладению детьми старшего дошкольного возраста - умению логически мыслить, анализировать, развивать память, внимание и самое главное правильно выражать свои мысли вслух.
Работа в математическом кружке позволяет приобщать ребенка к игровому взаимодействию, обогащать ее математические представления, интеллектуально развивать дошкольника.
На занятиях математического кружка больше используются задачи-шутки, загадки, задания на развитие логического мышления и др.
Занятия кружка способствуют формированию активного отношения к собственной познавательной деятельности, рассуждать о них, объективно оценивать ее результаты
Программа логико-математического развития детей старшего дошкольного возраста разработана на основе авторской программы
Е.В. Колесниковой «Математические ступеньки», учебно-методических пособий и направлена на развитие мышления и творческих способностей детей.
Практическая значимость программы определена в трех аспектах:
- Раскрывается один из показателей подготовки ребёнка к школьному обучению.
- Представлен систематизированный материал по развитию математических представлений, памяти, мышления, воображения, мелкой моторики кистей рук с выходом на развитие творческих способностей детей.
- Предлагается система разработок игровых упражнений и ситуаций, которые можно использовать в индивидуальной работе с детьми и кружковой работе.
Связь этой программы, уже с существующей состоит в том, что совместная деятельность взрослого с детьми организуется, на основе интересов, потребностей и склонностей детей. Для привлечения внимания детей, поддержания интереса к математике, в педагогической деятельности кружка широко используются имитационные игры, игры-упражнения, сюжетно-ролевые игры, игры с ориентировкой на определение достижения, дидактические игры, проблемные ситуации и развлечения, задачи-шутки, загадки.
Цель работы: создание условий для развития математического мышления дошкольников через кружковую работу.
Достижению поставленной цели способствует решение поставленных задач:
а) создание образовательной среды, способствующей повышению уровня развития математических способностей дошкольников;
б) способствовать формированию мыслительных операций, высокой познавательной мотивации, инициативы в деятельности и в общении;
в) вовлечение родителей в образовательный процесс.
Основные задачи программы:
- научить решать логические задачи на разбиение по свойствам;
- ознакомить детей с геометрическими фигурами и формой предметов, размером;
- развитие мыслительных умений - сравнивать, анализировать, классифицировать, обобщать, абстрагировать, кодировать и декодировать информацию;
- усвоение элементарных навыков алгоритмической культуры мышления;
- развитие познавательных процессов восприятия памяти, внимания, воображения;
- развитие творческих способностей.
- закрепление представлений о величине;
- развитие способности группировать предметы по цвету и величине;
- освоение способов измерения с помощью условной мерки;
- развитие количественных представлений, способность различать количественный и порядковый счет, устанавливать равенство и неравенство двух групп предметов;
- развитие умения различать и называть в процессе моделирования геометрические фигуры, силуэты, предметы и другие.
- Дать представления о числах и цифрах от 5 до 10 на основе сравнения двух множеств.
- Учить считать по образцу и названному числу.
- Продолжить учить понимать независимость числа от величины, расстояния, пространственного расположения предметов, направления счета.
- Учить воспроизводить количество движений по названному числу.
- Учить записывать решение задачи (загадки) с помощью математических знаков и цифр.
- Учить составлять числа от 3 до 10 из двух меньших на наглядном материале.
- Учить, как из неравенства сделать равенство.
- Учить устанавливать соответствие между количеством предметов и цифрой.
- Учить решать логические задачи на основе зрительного восприятия.
- Продолжать учить решать логические задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности событий, анализ и синтез.
- Составление геометрических фигур из палочек и преобразование их.
Особенность этой работы заключается в том, что данная деятельность организуется как интегрированные занятия с применением познавательных игр и требованиями ФГОС, так и в самостоятельной деятельности детей (самостоятельно-исследовательская, индивидуально-творческая деятельность в условиях созданной предметно-развивающей образовательной среды). Новые знания не даются детям в готовом виде, а постигаются ими путем самостоятельного анализа, сравнения, выявления существенных признаков.
Все НОД проводятся на основе разработанных конспектов в занимательной игровой форме, что не утомляет маленького ребёнка и способствует лучшему запоминанию математических понятий. Сюжетность НОД и специально подобранные задания способствуют развитию психических процессов (внимания, памяти, мышления, мотивируют деятельность ребёнка и направляют его мыслительную активность на поиск способов решения поставленных задач. В ходе НОД используются загадки математического содержания, которые оказывают неоценимую помощь в развитии самостоятельного мышления, умения доказывать правильность суждений, владения умственными операциями (анализ, синтез, сравнение, обобщение). Много внимания уделяется самостоятельной работе детей и активизации их словарного запаса. Дети должны не только запомнить и понять предложенный материал, но и попытаться объяснить понятое.
НОД проводятся в определённой системе, учитывающей возрастные особенности детей. Строятся на основе индивидуального -дифференцированного подхода к детям.
Состав группы – 30 человек.
Программа рассчитана на 1 год на детей 6 – 7 лет. Группа работает 2 раза в неделю по 30 минут, всего 59 занятий за учебный год. Большую часть программы составляют практические занятия.
ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ НОД
В процессе НОД используются различные формы:
- традиционные;
- комбинированные;
- практические;
- игры, конкурсы.
Методы:
- словесный метод обучения (объяснение, беседа, устное изложение, диалог, рассказ);
- метод игры (дидактические игры, на развитие внимания, памяти, игры-конкурсы);
- практический (выполнение работ на заданную тему, по инструкции);
- наглядный (с помощью наглядных материалов: картинок, рисунков, плакатов, фотографий);
- показ мультимедийных материалов.
Используемые пособия:
- блоки Дьенеша;
- палочки Кьюизенера;
- задачи в стихах;
- счётные палочки;
- математический конструктор;
- цифры;
- наглядные дидактические игры;
- лото.
Была создана развивающая математическая среда, в которую вошли:
- дидактические игры (сенсорные «Матрёшки», «Найди по указанным признакам», «Подбери узор», «Витрины магазина», «Сравни и подбери»; моделирующего характера «Найди по контуру», «Волшебная дощечка» , «Найди и назови»,и другие);
- развивающие игры (блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, игры Б.П. Никитина «Сложи квадрат», «Сложи узор», «Точки», игры Воскобовича);
- математические развлечения (игры на плоскостное моделирование - Пифагор, Танграм,; игры-головоломки; задачи – шутки; кроссворды; ребусы; головоломки, шашки, игры-ходилки, математические фокусы).
- Задачки на развитие логического мышления.
Эти игры учат действовать «в уме», логически мыслить, что раскрепощает воображение детей, развивает их математические способности.
Вовлечение родителей в педагогический процесс, информирование их по использованию педагогически эффективных методов математического развития дошкольников и участие в математических праздниках заметно повышает результативность воспитательно-образовательного процесса.
Отслеживание уровня развития детей проводится в форме диагностики. Педагогическая диагностика проводится 2 раза в год: начало и конец учебного года – в сентябре и мае, с целью выявления уровня развития ребёнка.
Формы подведения итогов работы кружка:
- итоговое занятие
- фотовыставка для родителей
Итоги работы:
- сформированность поисковой активности к процессу познания математики;
- дошкольники самостоятельно находят способы решения познавательных задач;
- умеют переносить усвоенный опыт в новые ситуации;
- сформированы умения планировать свои действия, осуществлять решение в соответствии с заданными правилами и алгоритмами.
Определение результатов работы не означает её конец. Выявляются новые противоречия, исследуются новые возможности и формы организации работы с воспитанниками и родителями, обеспечивая преемственные связи между всеми ступенями обучения.
Программа распределена по разделам:
- количество и счет;
- ознакомление с геометрическими фигурами;
- определение величины;
- ориентировка во времени, пространстве;
- решение логических задач;
В соответствие с разделами планирую свою работу, где определяю содержание, задачи, сроки проведения.
Количество и счет.
Цель раздела: развивать самостоятельность, активность, знакомить со счетом в пределах 10, упражнять в составлении и решение простых задач на сложение и вычитание, закреплять понимание отношений между числами натурального ряда, развивать психические процессы.
внимание, память, логические формы мышления.
Поставленные цели реализую через следующие игры:
«Назови следующее, предыдущее число»
«Назови соседей числа»
«Назови меньше на 1, больше на 1»
«Вверх вниз по числовой лестнице»
«Составь и реши задачу».
Таким образом, данные игры помогают совершенствовать навыки счета, закрепляют понимание отношений между числами натурального ряда, формируют устойчивый интерес к математическим знаниям, развивают внимание, память, логические формы мышления.
Геометрические фигуры.
В разделе геометрические фигуры закрепляю представления о многоугольниках и их свойствах, развиваю умение классифицировать геометрические фигуры по определённым признакам, зрительно-пространственное восприятие, логическое мышление.
Игры, помогающие реализовать задачи раздела:
«Назови предметы заданной формы»,
«Что общего и чем различаются фигуры»,
«Найди предмет такой же формы»,
«Подбери фигуры по цвету, размеру, форме»,
«Найди лишнюю фигуру»,
«Конструктор»,
«Почини одеяло»,
«Танграм»,
«Пифагор».
Таким образом, проводимая работа помогает закреплять знание ребенка о геометрических фигурах их свойствах, развивает умение классифицировать их по отдельным признакам и выполнять логические операции с ними, развивает логическое мышление.
Определение величины.
Цель раздела: развивать умение сравнивать массу, объём, количество жидких, сыпучих и твёрдых тел, сравнивать полученные результаты, делать выводы и умозаключения.
В работе по данному разделу использую игры–эксперименты:
«В каком сосуде больше воды?»
«Что легче, что тяжелее?»
«Что тонет, что плавает?»
«Подбери шарфик для кукол»
«Короче-длиннее»
«Подбери мебель для трех медведей»
В играх у детей есть возможность самостоятельно практическим путём сравнивать массу, объём, количество жидких, сыпучих и твёрдых тел, сравнить полученные результаты, делать выводы и умозаключения. Данные игры развивают память, внимание, глазомер совершенствуют мыслительную активность.
Ориентировка во времени
В этом разделе развиваю чувство времени, учу определять время по часам, знакомлю с разными видами часов: водными, песочными, механическими, закрепляю представления детей о последовательности дней недели, месяцев года.
В работе использую следующие дидактические игры:
«Вчера, сегодня, завтра»
«Дни недели»
«Мой режим дня по часам»
«Определи время по часам»
«Когда это бывает?»
«Что перепутал художник?»
Используемые игры способствуют развитию ориентировке детей во времени: (последовательностью дней недели, частей суток, месяцев и времен года), совершенствую представления детей о режиме дня, развивают чувство времени, умение определять время по часам.
Логические задачи
Основной задачей данного раздела – является развитие у детей приёмов мыслительной активности (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение).
Используемые пособия (кубики Никитина, блоки Дьенеша, палочки Кьюизенера, различные ребус «Вьетнамская игра», «Волшебный круг», »Колумбово яйцо», «Танграм», «Монгольская игра», головоломки, «Кубик-рубик», «Пифагор», «Лабиринт», кроссворды, задачи в стихах) развивают у дошкольников самостоятельность, активность, произвольное внимание и логическое мышление.
В конце учебного года провела повторное диагностическое обследование тех детей, которые в течение года посещали кружок, сравнила результаты на начало и на конец учебного года.
Тематическое планирование по месяцам
Месяц | Тема занятия | Программное содержание | Кол-во занят |
О | Игра «Посчитаем с гномами» | Счет в пределах десяти. Порядковые числительные. Понятия: первый, последний, сложение, вычитание. | 1 |
Конус. Игра «Волшебный мешочек». Игра «В гостях у Петрушки» | Формировать представление о конусе, умение распознавать конус в предметах окружающей обстановки. Формировать умение составлять группы предметов по общему свойству. | 1 | |
Игра «Фигурки спрятались» | Развивать умение выявлять и абстрагировать свойства, умение «читать схему», закреплять навыки порядкового счета | 1 | |
Игра «Состав чисел из единиц», «Путешествие на поезде» | Упражнять отбирать полоски нужного цвета и числового значения по словесному указанию, составлять числа из единиц, развивать глазомер. Закреплять понятия: который по счету. Учить ориентироваться в пространстве. | 1 | |
Интеллектуальная игра с бусами «Разложи бусинки по цветам» | Закреплять знания детей о материалах, из которых изготовлены предметы, развивать мелкую моторику рук сенсорное развитие. | 1 | |
Счет до 10 | Формировать умение разложить сложную фигуру на такие, как на образце. Тренировать детей в счете фигур до 10 (Используем шаблоны геометрических фигур). Игра: «обведи правильную цифру» | 1 | |
Игра: «Весёлые человечки». | Развивать пространственные представления, развивать умение внимательно относиться к действительности, анализировать её. Учить детей соотносить изображение и действие своего тела под музыкальное сопровождение. | 1 | |
« Пространственные представления » | Развивать представления : «толстый», «худой», «высокий», «низкий», «слева», «справа», «левее», «правее», «между». Развитие внимания, речи. | 1 | |
Н | Решение примеров в тетради в клетку. Игра «рассеянный художник». Игра «Сколько, какой?» | Развитие наблюдательности и счета пределах десяти. Порядковые числительные. Понятия: первый, последний, сложение, вычитание. | 1 |
Призма и пирамида. Игра «найди фигуру». Игра «Волшебный мешочек». | Формировать представление о призме и пирамиде на основе сравнения с цилиндром и конусом. Формировать умение находить в окружающей обстановке предметы призмы и пирамиды. | 1 | |
Игра «Архитекторы» | Учить выбирать необходимый строительный материал, учить строить объекты детской площадки. | 1 | |
Интеллектуальная игра «Близкие по значению» | Цель: игра помогает дошкольникам овладеть грамотностью речи значение противоположных слов, употребление их в речи. Развитие внимания, воображения. Цель: развитие логического мышления, внимания, воображения, речи, развивать кисть руки, мелкую моторику. Изготовление «Воздушные шары». (Использовать мозаику из пуговиц) | 1 | |
Математические игры «Поиграй-ка» | Дидактические игры»Черный, серый, белый», «Волшебные краски», Игра с крупой»Разбери гречку и рис» Цель: развивать мелкую моторику рук, закреплять знания об ахроматических цветах и цветах спектра. | 1 | |
Игры «Сравни,измерь…», «Угадай какая фигура» | Цель: Закрепить умение сравнивать предметы по толщине, уточнять знания о прямом и обратном счете, о составе числа. Уточнять знания о геометрических фигурах. Продолжать учить измерять, пользуясь условной меркой. Закрепить все имеющиеся знания. | 1 | |
Круг, квадрат, прямоугольник. Игра «Волшебные палочки», | Цель: Называть геометрические фигуры, их отличительные признаки, находить в окружающей действительности. Развивать мелкую моторику рук, внимание, память, творческое воображение, умение делать логические выводы. Упражнять детей выполнять задания воспитателя по образцу и самостоятельно. (Собери фигуру из счетных палочек или верёвочки) . | 1 | |
Игра «Как узнать номера домов?», «Как разговаривают числа?» | Упражнять в составлении числа из двух меньших, оперировать числовыми значениями цветных полосок. Познакомить с понятиями :больше, меньше. , со знаками <, >. | 1 | |
Д | Решение примеров в тетради в клетку. Игра «Художник». Игра «Какой по счету?» | Развитие наблюдательности и счет до шести. Порядковые числительные. Понятия: первый, последний, сложение, вычитание. | 1 |
Игра-головоломка «Пифагор» | Закреплять умения составлять фигуры из частей. | 1 | |
Игра «Измерь дорожки шагами», «О чем говорят числа?» | Упражнять определять значение цветных палочек. Учить устанавливать логические связи и закономерности. Развивать зрительный глазомер. | 1 | |
Графические умения. Игра «Будь внимательным» | Формировать умение находить в окружающей обстановке предметы формы шара, куба, параллелепипеда. Развивать умения ориентироваться на листе в клеточку (графический диктант) . | 1 | |
Задачи на смекалку. | Упражнять в счете групп предметов, в сравнении чисел и в определении, какое из двух чисел больше или меньше другого (7 — 9). Развивать сообразительность, учить решать задачи на смекалку геометрического содержания. | 1 | |
.Игра «Посчитай-ка», «Не ошибись» | Цель: Формировать счётные умения в прямом и обратном порядке. Закрепить представления об измерении длины и массы предметов, о присчитывании и отсчитывании единиц на числовом отрезке. Совершенствовать умения детей разбивать группу предметов на части по признакам, решать арифметические задачи. | 1 | |
Игра «Украсим елку бусами» | Развивать способности к логическим действиям и операциям, умение декодировать (расшиф) информацию, изобр-ю на карточке, умение действовать последовательно. | 1 | |
Я | Игра «Сравни и заполни» | Умение осуществлять зрительно мысленный анализ способа расположения фигур, закрепление представлений о геом. Фигурах. | 1 |
Цилиндр. Игра «Паспортный стол». | Формировать представление о цилиндре, умение распознавать цилиндр в предметах окружающей обстановки. | 1 | |
Игра «Логические кубики» | Закреплять умение задавать вопросы, выделять свойства | 1 | |
Задачи на смекалку. | Повторить с детьми порядковый и обратный счёт; упражнять детей в решении задач, в разгадывании лабиринтов, в решении задач на логическое мышление; отчёт предметов по заданному числу; вспомнить с детьми пословицы, поговорки, где встречаются числа 7, 3. Создать у детей радостное настроение. | 1 | |
Пирамида, цилиндр. Игра «Целое-часть» | Формировать умение находить в окружающей обстановке предметы формы пирамиды, цилиндра. Закрепить представления о составе числа 10, взаимосвязи целого и частей, сложении и вычитании чисел на числовом отрезке. Развивать графические умения, умения ориентировать на листе бумаги в клеточку. Графический диктант: «Котёнок». | 1 | |
Игра « Запомни -не ошибись», «Построим гараж» | Цель:продолжать учить детей осуществлять зрительно – мыслительный анализ. Формировать пространственные представления детей, закрепление понятий «сначала», «потом», «после», «этого», «между», «слева», «справа». Игра: «Построим гараж». Закрепление навыков счета кругов, квадратов, треугольников. | 1 | |
Сенсорное развитие. | Дидактические игры «Определи на глаз», »Одинаковые или разные», «Что выше (шире) » Игра со счетными палочками»Выложи предмет по образцу, Цель: развитие умения анализировать форму предметов развитие умения сравнивать по их свойствам развитие художественных способностей (выбор цвета, фона, расположения, композиции) ., закреплять знания о величине, развивать мелкую моторику | 1 | |
Игра «Узнай длину ленты» | Упражнять понимать количественные отношения между числами первого десятка, находить связь между длиной предмета, размером мерки и результатами измерения, устанавливать логические связи измерения. | 1 | |
Ф | Игра «Танграм» Игра «Логический поезд» | Закреплять умения составлять фигуры из частей. Развивать умение выявлять и абстрагировать свойства, умение «читать схему», закреплять навыки порядкового счета | 1 |
Игры – путешествие во времени. | Закрепить знания детей о днях недели. Игра: «Что сначала, что потом». Предметы ближайшего окружения, по определению их свойств (тонет, плавает, горит, рвется, мнется, и т. д | 1 | |
Способы измерения. | Закрепить счётные умения, представления о числовом отрезке, взаимосвязи целого и частей. Упражнять детей в составлении и решении задач на сложение и вычитании, в умении выделять в задаче части. | 1 | |
Игра «Палочки можно складывать» | Упражнять ориентироваться в пространстве, развивать количественные представления, учить находить полоски, по сумме равные двум данными. | 1 | |
Игра «Мозаика цифр» | Развитие способностей декодировать информацию. Умение выбирать блоки по заданным свойствам. Закреплять навыки вычисления. | 1 | |
Игра «Угадай-ка» | Цель: развитие произвольности (умения играть по правилам и выполнять инструкции, умение определять материал (ткань, металл, пластмасса, стекло, деревыа, бумага) и их свойства, бережное отношение к предметам труда людей | 1 | |
Игра «Состав чисел из единиц», «Путешествие на поезде» | Закрепить умение отбирать полоски нужного цвета и числового значения по словесному указанию, составлять числа из единиц, развивать глазомер. Закреплять понятия: который по счету. Учить ориентироваться в пространстве. | 1 | |
М | Игра «Логические кубики» | Закреплять умение задавать вопросы, выделять свойства | 1 |
Счет в пределах 10. Состав чисел от 1 до 10. | Цель: Закрепить представления о составе чисел от 1 до 10. Продолжать учить штриховки цифр Штриховка цифры, выкладывание образа цифры из различных предметов. | 1 | |
Игра «Сколько всего» | Продолжаем анализировать фигуры по одному, двум, трём признакам, учимся устанавливать закономерности в наборе признаков. Поиск отличия одной группы от другой. Игры: «Каких фигур недостаёт? », «Игра с одним (двумя, тремя) обручем». Развитие внимания, мышления, воображения. | 1 | |
Классификация. | Упражнять детей в последовательном анализе каждой группе фигур, выделении и обобщении признаков, свойственных фигурам и каждой из групп, сопоставлении их, обоснование найденного решения. Формирование понятия об отрицании некоторого свойства с помощью частицы «не», развитие речи детей. | 1 | |
Математические задачки | Закрепить навыки ориентировки в пространстве (справа, слева); количественного и порядкового счета, сложения и вычитания в пределах 10. | 1 | |
Игра «Архитекторы» | Учить выбирать необходимый строительный материал, учить строить объекты детской площадки. | 1 | |
Игра «Как узнать номера домов?», «Как разговаривают числа?» | Упражнять составлять число из двух меньших. Учить оперировать числовыми значениями цветных полосок. Упражнять в использовании понятий: больше, меньше. , знаки <, >. | 1 | |
Формирование навыков сложения и вычитания. 1 | Закрепление приёмов вычитания на основе знания состава числа и дополнения одного из слагаемых до суммы. Игра: «Бегущие цифры». | 1 | |
Формирование навыков сложения и вычитания. 2 | Формирование навыков сложения и вычитания. Составление примеров, у которых первый компонент равен ответу предыдущего примера. | ||
Символы. | Познакомить детей с использованием символов для обозначения свойств предметов (цвет, форма, размер) . Закрепить представление о составе чисел 8-10, умении ориентироваться в числовом ряду. | 1 | |
А | Формирование навыков сложения и вычитания. 3 | Закрепление состава числа первого десятка. Игры: Диспетчер и контролер», «Распредели числа в домики», «Угадай-ка». Развитие логического мышления, речи, внимания. Игра «Цепочка». Развитие внимания, наблюдательности. | 1 |
Математические задачки | Закрепить навыки ориентировки в пространстве (справа, слева); количественного и порядкового счета, сложения и вычитания в пределах 10. Развивать логическое мышление | 1 | |
Игра «В стране геометрических фигур». Игра «Найди фигуру». | Познакомить с понятием таблицы (строка, столбец), учить пользоваться простейшими таблицами. Закреплять представления о геометрических фигурах, умение сравнивать фигуры по свойствам и находить закономерность в их расположении. | 1 | |
Логическая задача на цветовую последовательность | Продолжать учить решать логич. задачи на основе зрительного восприятия. Учить понимать предложенную задачу и решать ее самостоятельно. | 1 | |
Игра «Построй предметы» | Развивать способности к логическим действиям и операциям, умение декодировать (расшиф) информацию, изобр-ю на карточке, умение действовать последовательно. | 1 | |
«Математический лабиринт» | Упражнять детей в решении примеров на сложение и вычитание ,действовать сообща, уметь договариваться. | 1 | |
М й | Игра «Цвет и число», «Число и цвет» | Упражнять отбирать полоски нужного цвета и числового значения по словесному указанию. Развивать представления о ширине, умение подбирать палочки по размеру, развивать глазомер. | 1 |
Математические задачки в стихах | Закрепить навыки ориентировки в пространстве (справа, слева); количественного и порядкового счета, сложения и вычитания в пределах 10. | 1 | |
Игра «Раздели фигуры» | Развивать умение выявлять и абстрагировать свойства, рассуждать, аргументировать свой выбор. | 1 | |
Логическая задача «Детская железная дорога» | Продолжать решать логич. задачи на основе зрительного восприятия. Учить понимать предложенную задачу и решать ее самостоятельно. | 1 | |
Итоговое занятие «Я- математик!» | Цель: - Закрепить умения устанавливать соответствие между количеством предметов и цифрой; - Закрепить умения конструирования из простых геометрических фигур ; - Создать условия для логического мышления, сообразительности, внимания; - Совершенствовать навыки прямого и обратного счёта; - Закрепить умения отгадывать математическую загадку; - Закреплять умения правильно пользоваться знаками <, >, = - Закреплять умения составлять числа из 2-х меньших; | 2 | |
ИТОГО | 59 |
Литература:
- Колесникова Е.В. Программа «Математические ступеньки» Творческий центр,-М 2007г
- Белошистая А. Как обучить дошкольников решению задач // Дошкольное воспитание №8 с. 101 2008г.
- Белошистая А. Дошкольный возраст: формирование и развитие математических способностей // Дошкольное воспитание №2 с. 74 2000г.
- Венгер А., Дьяченко О.М., Говорова Р.И., Цеханская Л.И. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста, - М., 1999г.
- Зак А.З. Развитие интеллектуальных способностей у детей 6-7 лет, - М., 2006г.
- Колягин Ю.М. Учись решать задачи, - М., 2007г.
- Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников, - М., 1990г.
- Мисуна С. Развиваем логическое мышление // Дошкольное воспитание №12 с. 21 2005г.
- Мисуна С. Развиваем логическое мышление // Дошкольное воспитание №8 с. 48 2005г.
- Носова В.А., Непомнящая Р.Л. Логика и математика для дошкольников, - «Детство-пресс» 2007г.
- Овчинникова Е. О совершенствовании элементарных математических представлений // Дошкольное воспитание №8 с. 42 2005г.
- Петерсон Л.Г., Холина Н.П. Раз – ступенька, два – ступенька, - М., 2004г.
- Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е. Игралочка, - М., 2004г.
- Смоленцева А.А., Суворова О.В. Математика в проблемных ситуациях для маленьких детей, - «Детство-пресс» 2010г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/12/08/picture-303899-1418028499.jpg)
Программа дополнительных платных услуг "Студия развития логического мышления и математических способностей" "Занимательная математика" в средней группе
Программа составлена для работы с детьми 4-5 лет в течение 1 года. В ней представлено перспективное планирование по ознакомлению детей с развивающими играми В.В.Воскобовича по методике "Сказки Фиолето...
![](/sites/default/files/pictures/2012/12/02/picture-156372-1354455242.jpg)
Занятие № 9 по сказке «Гуси-лебеди» программа дополнительного образования по подготовке детей 6 лет к школе «Весёлая математика»
Презентация к занятию по программе дополнительного образования по подготовке детей 6 лет к школе "Веселая математика". Презентация содержит макросы. Выполнена на шаблоке DragAndDrop.ppt. Может использ...
![](/sites/default/files/pictures/2015/03/08/picture-604475-1425838465.jpg)
Рабочая программа дополнительной образовательной услуги "Занимательная математика" на основе комплексной программы "Общеобразовательная программа "Школа 2100 (Детский сад 2100)
Данная программа расчитана для детей 3-4 лет, в неё включена пояснительная записка, перспективное планирование, работа с родителями и многое другое....
![](/sites/default/files/pictures/2020/09/09/picture-639988-1599657720.jpg)
Программа дополнительной образовательной услуги "Занимательная математика"
Программа включает в себя 72 занятия, направленных на формирование мотивационной, интеллектуальной и операциональной готовности ребёнка к обучению в школе через использование ИКТ.Занятия проводятся в ...
![](/sites/default/files/pictures/2015/06/14/picture-479707-1434285254.jpg)
Программа дополнительной образовательной услуги "Занимательная математика; для детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет)
Программа направлена на развитие логического мышления у старших дошкольников посредством развивающих игр математического содержания....
![](/sites/default/files/pictures/2015/09/28/picture-675460-1443438855.jpg)
Программа дополнительного образования для детей 6-7 лет «Занимательная математика»
Для успешного обучения детей в школе, важно сформировать у ребенка психологическую и общеучебную готовность к школе. Всем известно, что математика обладает уникальными возможностями для развития детей...