Рабочая программа по дополнительному образованию по математике "Игралочка"
рабочая программа по математике (подготовительная группа)

Пуйка Алена Владимировна
Математическое развитие на основе Петерсон Л.Г.,Кочемасовой Е.Е. отличается новым подходом,как в содержании,так и в форме подачи материала.Оно направлено нк всесторонее развитие личности ребенка.Занятия проходят в игровой форме,что помогает ребенку адаптироваться в учебном процессе.В ходе системных дидактических игр дети получают новые знания,развивают логическое мышление,исследуют проблемные ситуации,выявляют существенные признаки и делают открытия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_6-7_let_igralochka.docx32.89 КБ

Предварительный просмотр:

Паспорт программы

Наименование программы

Дополнительная общеразвивающая программа “Игралочка”

Обоснование для разработки дополнительной общеразвивающей программы «Игралочка»

Дополнительная общеразвивающая программа «Игралочка» составлена в соответствии с нормативно-правовыми документами: 1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от. 29. 12. 2012 №273-ФЗ 2.Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 04.07.2014г. №41 г. Москвы «Об утверждении Санитарно-эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» 3.Приказ Минобрнауки России от 29.08.2013 №1008 2Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам

Цель дополнительной общеразвивающей программы

создание условий для расширения знаний в области элементарных математических представлений, формирование системного логического мышления, сохранение и развитие стремления детей к познанию

Задачи дополнительной общеразвивающей программы

Образовательные: расширять математические знания в области многозначных чисел; содействовать умелому использованию символики; учить правильно применять математическую терминологию; развивать умения отвлекаться от всех качественных сторон и явлений, сосредоточивая внимание на количественных сторонах; уметь делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли. Развивающие: развивать личностные качества – активность, ответственность, аккуратность, самостоятельность; творческие способности; внимание; память; мышление; воображение; формировать потребность в самопознании, саморазвитии; расширять кругозор обучающихся в различных областях элементарной математики; Воспитательные: развивать познавательный интерес, развивать интерес к логическим играм; формировать культуру общения и поведения в социуме, навыки здорового образа жизни; воспитывать умение работать в коллективе и радоваться успехам своих товарищей.

Сроки и этапы реализации дополнительной общеразвивающей программы «Игралочка»

 8 месяцев(63 занятия)

Ожидаемые результаты

будет проявлять инициативу и самостоятельность в познавательно-исследовательской деятельности; будет обладать развитым воображением; научится подчиняться разным правилам и социальным нормам; будет способен к волевым усилиям; будет проявлять любознательность, задавать вопросы взрослым и сверстникам, интересоваться причинно-следственными связями; будет способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности;

СОДЕРЖАНИЕ

1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ....……………………………………………....................4

1.1 Пояснительная записка.…………………………………………..…………..4

1.2 Оценка результатов деятельности…………………………………………..7

1.3 Планируемые результаты освоения Программы …………………..……....7

1.4.Форма промежуточной аттестации………………………………………….8

2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ………………………......…………..............9

2.1 Общие положения содержания………….……………….…........................9

2.2 Тематическое планирование занятий……………………………..………9

2.3 Образовательная деятельность по областям развития…………………..16

2.4.Формы образовательной деятельности…………………………………..18

2.5.Формы работы с семьей…………………………………………………..19

3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ..……………………………..................20

3.1 Объекты предметной среды………………………………………………...20

3.2 Объекты социальной среды…………………………………………………20

3.3 Учебно-методическое и материально-техническое сопровождение……..21

4. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………….22

1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1 Пояснительная записка

Перспективным и важным направлением в работе программы «Игралочка», является развитие у детей логического мышления, которое подразумевает формирование приемов мыслительной деятельности, а также умений понимать и прослеживать причинно-следственные связи явлений, выстраивать простейшие умозаключения на основе причинно-следственной связи. Дополнительная образовательная имеет так же социально – педагогическую направленность. Данная направленность способствует реализации личности в различных социальных кругах, социализации ребёнка в образовательном пространстве, адаптации личности в детском социуме. Социальное самоопределение детей и развитие детской социальной инициативы является на современном этапе одной из главных задач социальнопедагогического направления, которая актуальна, прежде всего, потому, что сейчас на передний план выходит проблема воспитания личности, способной действовать универсально, владеющей культурой социального самоопределения. А для этого важно сформировать опыт проживания в социальной системе, начиная с дошкольного возраста.

 Кружок проводится 2 раза в неделю, не более 30 минут, во вторую половину дня. Особенность этой работы заключается в том, что данная деятельность представляет систему увлекательных игр и упражнений для детей с цифрами, геометрическими фигурами, тем самым позволяет качественно подготовить детей к школе. Организую деятельность на основе интересов, потребностей и склонностей детей, тем самым стимулируя желания детей заниматься математикой. Особое внимание при проведении кружковой работы уделяю развитию логических форм мышления.

Данная рабочая программа составлена в соответствии с нормативно - правовыми документами: ФЗ «Об образовании в РФ» №273, ФГОС ДО от 17.10.2013 №1155, Приказом Минобрнауки России №1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам дошкольного образования» от 30.08.2013, примерной общеобразовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.

В основу программы положены принципы:

- научной обоснованности и практической применимости;

- развивающий характер обучения, основанный на детской активности;

- интеграция образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников;

- комплексно – тематическое построение образовательного процесса;

- единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей 6-7 лет, в ходе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию дошкольника.

Данная программа предназначена для работы с дошкольниками 6-7 лет по правильному развитию мелкой моторики и является своевременной поддержкой в формировании последовательной координации движений пальцев рук у детей.

Цель: создание условий для расширения знаний в области элементарных математических представлений, формирование системного логического мышления, сохранение и развитие стремления детей к познанию.

Основные задачи кружка:

· развитие логического мышления и основных мыслительных операций;

· развитие математических способностей и склонностей;

· качественная подготовка ребенка к школе;

· развитие личностных качеств и навыков самоконтроля и самооценки;

· воспитание нравственных качеств по отношению к окружающим (доброжелательность, чувство товарищества и т. д.);

· воспитание усидчивости, целенаправленности.

Основные принципы реализации Программы.

Основным принципом реализации Программы является создание максимально благоприятных ситуаций для развития каждого ребёнка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями, социальными возможностями и врожденными способностями.

В целях организации качественной работы по указанному принципу предполагается также использование таких принципов, как:

– системный подход, реализация образовательного содержания «от общего к частному»;

– принцип «единства аффекта и интеллекта» (Л.С. Выготский) –

интегрированный подход к организации процесса освоения предлагаемого

содержания Программы;

– развитие у детей навыков поисковой деятельности, т. е. создание проблемных ситуаций, которые будут мотивировать ребёнка к самостоятельному поиску возможностей их разрешения;

– практическое экспериментирование – использование различных ресурсов для решения поставленной задачи (беседы, поэзия, игры, рисунок, пр.);

– учёт индивидуальных особенностей (в том числе лидерских качеств, инициативности, различий в темпе выполнения задач, пр.);

– создание условий для мотивации к саморазвитию (развитие у детей желания в различной свободной деятельности повторять (дополнять) пройденный материал);

– использование всех видов восприятия информации (визуального, аудиального, кинестетического);

– использование формата диалога (ребенка с взрослым, детей между собой, педагогов друг с другом и родителями) как основной базы процесса передачи информации.

Использование указанных принципов при организации и осуществлении учебного процесса с детьми дошкольного возраста будет способствовать их полноценному психическому развитию, качественному восприятию всего учебно-развивающего материала Программы, сохранению положительной эмоциональной обстановки в коллективе дошкольной организации в целом и на занятиях по Программе в частности и способствовать решению задач по развитию логического мышления детей.

Новизна:

Новое знание не дается детям в готовом виде, а входит в их жизнь как открытие закономерных связей и отношений окружающего мира путем самостоятельного анализа, сравнения, выявления существенных признаков и обобщения. Воспитатель подводит детей к этим открытиям, организуя и направляя их поисковые действия.

Отличительные особенности работы данного кружка:

Работа в кружке «Игралочка» направлена на всестороннее развитие ребёнка. Методика позволяет детям интенсивно заниматься и не утомляться за счет постоянной смены видов деятельности и переключения внимания. Дети не замечают, что идет обучение, они перемещаются по комнате, работают с игрушками, картинками. Вся система организации занятий воспринимается ребенком как естественное продолжение игровой деятельности. Занятия в кружке отличаются комплексным подходом к подготовке детей к школьному обучению, направлены на развитие всех необходимых психологических компонентов готовности ребёнка к школе: познавательных процессов, коммуникативных навыков, эмоционально-волевой сферы и логического мышления.

1.2 Оценка результатов деятельности

 Основной целью системы оценки достижения детьми планируемых результатов освоения программы «Игралочка» является определение педагогом эффективности собственных образовательных действий, своевременная корректировка и оптимизация форм и методов образовательной работы с детьми, разработка индивидуальных образовательных маршрутов.

 Предлагаемая система мониторинга представляет собой педагогическую диагностику, основанную на наблюдении за детьми и моделировании несложных диагностических ситуаций. Рекомендуется проводить диагностическую работу в первой половине дня в середине недели (со вторника по четверг). Нецелесообразно предлагать диагностические задания ребенку, который пришел после болезни, находится в непростой жизненной ситуации (развод родителей, смена места жительства и пр.). Система оценок мониторинга трехуровневая: 2 балла – умение сформировано устойчиво (ребенок самостоятельно справляется с заданием); 1 балл – умение сформировано неустойчиво (то есть находится в зоне ближайшего развития: ребенок справляется с заданием лишь в совместной деятельности со взрослым); 0 баллов – умение не сформировано (ребенок не справляется с заданием даже при помощи взрослого).

При успешно реализованной образовательной работе к концу года большинство показателей обычно соответствуют 2 баллам. Наличие оценок в 0 баллов к концу года может выступать поводом для индивидуальной работы с ребенком и выяснения причин его трудностей.

1.3 Планируемые результаты освоения Программы

По итогам реализации Программы предполагается достижение определенных результатов всеми участниками образовательных отношений.

К завершению года обучения (к 7 годам)

 1. Умеет называть для каждого числа в пределах 10 предыдущее и последующее числа, обозначать числа 1-10 с помощью групп предметов и точек, а также с помощью цифр, печатая их в клетках. Воспитатель предлагает детям назвать для какого-либо числа последующее и предыдущее без опоры на наглядность, обозначить данное количество предметов возможными способами. 2 балла – выполняет задание самостоятельно, без ошибок. 1 балл – при выполнении задания необходима помощь взрослого. 0 баллов – не может выполнить задание.

 2. Умеет определять на основе предметных действий состав чисел первого десятка. Воспитатель предлагает детям разделить группу предметов (от 3 до 10) на две части всеми возможными способами, ответить на вопрос: «Из каких частей можно составить данное число?», с помощью «домика» состава числа выполнить сложение и вычитание. 2 балла – выполняет задание самостоятельно, без ошибок. 1 балл – при выполнении задания необходима помощь взрослого. 0 баллов – не может выполнить задание.

 3. Умеет использовать числовой отрезок для присчитывания и отсчитывания одной или нескольких единиц. Воспитатель предлагает детям выполнить сложение и вычитание в пределах первого десятка с помощью числового отрезка. 2 балла – выполняет задание самостоятельно, без ошибок. 1 балл – при выполнении задания необходима помощь взрослого. 0 баллов – не может выполнить задание.

 4. Умеет пользоваться линейкой для измерения длины. Воспитатель предлагает детям с помощью линейки измерить длину отрезка (1-10см). 2 балла – выполняет задание самостоятельно, без ошибок. 1 балл – при выполнении задания необходима помощь взрослого. 0 баллов – не может выполнить задание.

5. Умеет ориентироваться на листе бумаги в клетку, ориентироваться в пространстве с помощью плана. Воспитатель предлагает детям выполнить графический диктант, описывая движение карандаша по клеткам (одна клетка вправо, две клетки влево и т. д.), найти в группе игрушку, местоположение которой обозначено на созданном совместно плане группы. 2 балла – выполняет задание самостоятельно, без ошибок. 1 балл – при выполнении задания необходима помощь взрослого. 0 баллов – не может выполнить задание. 30

 6. Умеет в простейших случаях пользоваться часами. Воспитатель спрашивает ребенка, который час (часы со стрелками находятся в поле зрения ребенка и показывают время 3 часа, 10 часов, 7 часов и т. п.). 2 балла – правильно называет время. 1 балл – при выполнении задания необходима помощь взрослого. 0 баллов – не может выполнить задание с помощью взрослого.

1.4 Формы промежуточной аттестации

 При реализации программы используется несколько видов диагностики:

 Входящая диагностика проходит в форме беседы и педагогического наблюдения. Текущая – проходит после изучения каждого раздела программы; предусматривает различные диагностические процедуры по усвоению программного материала и личностного развития обучающихся: беседа, педагогическое наблюдение, педагогический анализ результатов деятельности обучающихся, игровые формы контроля (выполнение заданий).

Итоговая диагностика по завершении обучения проходит в форме итогового занятия. Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов: грамоты, дипломы, выполнение заданий в тетрадях,табель посещаемости, отзывы детей и родителей. Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов: аналитический материал по итогам педагогических наблюдений, индивидуальные

2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1. Общие положения содержания

Учитывая научные данные о том, что каждый период жизни человека характеризуется специфической социальной ситуацией развития, конкретными новообразованиями и их своеобразным сочетанием, ведущей деятельностью, в наибольшей степени влияющей на психическое развитие ребёнка и его подготовку к переходу на новую возрастную ступень, Программа разработана для детей подготовительной группы (6-7 лет) и строится на понимании особенностей процесса образования ребёнка данного возрастного периода, способствует формированию у него активной жизненной позиции, нравственных ценностей, предполагает развитие моторики и эмоционального благополучия каждого обучающегося.

В Программе определены пути, организационные формы, содержание, основные методы и приёмы взаимодействия взрослого и ребёнка в процессе воспитания и обучения, нацеленные на максимальную их эффективность.

Программа рассчитана на 2 занятия в неделю,с октября по май. Занятия проводятся в группах не более 30 минут и предполагают использование следующих форм:беседа, дидактическая игра, ролевые, коммуникативные игры, физические упражнения, коллективное творчество, индивидуальная корректировка действий.

Приоритетным требованием к организации обучения на этапе дошкольной подготовки является принцип психологической комфортности, обеспечивающий эмоциональное благополучие ребенка.

2.2.Тематическое планирование занятий:

№ занятия

Тема

Задачи

Используемые материалы

Месяц освоения

1-4

Повторение

Повторить смысл сложения и вычитания, взаимосвязи между частью и целым; формы геометрических фигур

Рабочая тетрадь,демонстрационный и раздаточный материал

Октябрь

5

Число и цифра 1

Повторить порядковый и количественный счет; уточнить представление о цифре как знаке, обозначающей число, познакомить со способом печатания цифры 1

Рабочая тетрадь и демонстрационный материал

Октябрь

6

Число и цифра 2

Повторить порядковый счет; значение слова «пара»; познакомить со способом печатания цифры 2

Рабочая тетрадь и демонстрационный материал

Октябрь

7

Число 3

Сформировать представление о составе числа 3 из двух меньших

Рабочая тетрадь и демонстрационный материал

Октябрь

8

Число и цифра 3

Уточнить представление о составе числа 3 из двух меньших; познакомить со способом печатания цифры 3

Раздаточный материал

Ноябрь

9-10

Числа и цифры 1-3

Повторить числа 1-3: образование, написание, состав.

Раздаточный материал и рабочая тетрадь

Ноябрь

11

Точка. Линия. Прямая и кривая линии

Сформировать представление о точке, прямой и кривой линиях; тренировать умение чертить прямые и кривые линии

Рабочая тетрадь

Ноябрь

12

Луч. Отрезок

Сформировать представление о луче, отрезке и способе их черчения с помощью линейки

Рабочая тетрадь

 

      Ноябрь

13

Незамкнутые и замкнутые линии

Дать представление о замкнутых и незамкнутых линиях; закрепить пространственные представления

Демонстрационный материал и рабочая тетрадь

       Ноябрь

14

Ломаная линия. Многоугольник.

Сформировать представления о ломанной линии и многоугольнике

Демонстрационный материал и рабочая тетрадь

      Ноябрь

15

Число 4

Сформировать представление о составе числа 4 из двух меньших

Демонстрационный и раздаточный материалы

Декабрь

16-17

Число и цифра 4

Уточнить представление о составе числа 4 из двух меньших; познакомить со способом печатания цифры 4

Рабочая тетрадь

    Декабрь

18-19

Числовой отрезок

Познакомить со способом сложения и вычитания путём присчитывания и отсчитывания единицы на числовом отрезке

Демонстрационный материал и рабочая тетрадь

Декабрь

20

Слева, справа

Закрепить умение ориентироваться в пространстве относительно себя

Раздаточный материал и рабочая тетрадь

Декабрь

21

Пространственные отношения

Тренировать умения ориентироваться в пространстве, действовать по алгоритму и выражать выполненные шаги в речи.

Демонстрационный и раздаточный материалы

Декабрь

22-23

Число 5

Сформировать представление о составе числа 5 из двух меньших

Демонстрационный материал

Декабрь

   24

Число и цифра 5

Уточнить представление о составе числа 5 из двух меньших; познакомить со способом печатания цифры 5

Раздаточный материал и рабочая тетрадь

Январь

25

Числа и цифры 1-5

Повторить числа 1-5: образование, написание, состав

Рабочая тетрадь

Январь

27

Внутри, снаружи

Уточнить пространственные представления (внутри, снаружи)

Раздаточный материал

   

    Январь

28

Число 6

Сформировать представление о составе числа 6 из двух меньших

Демонстрационный материал

   

    Январь

29-30

Число и цифра 6

Уточнить представление о составе числа 6 из двух меньших; познакомить со способом печатания цифры 6

Раздаточный материал

 

Январь

31-32

Повторение

Повторить числа 1-6: образование, написание, состав

Рабочая тетрадь

 

    Февраль

33

Число 7

Сформировать представление о составе числа 7 из двух меньших

Демонстрационный материал

Февраль

34-35

Число и цифра 7

Сформировать представление о составе числа 7 из двух меньших

Раздаточный материал

Февраль

36

Числа и цифры 6-7

Уточнить представление о составе числа 6 из двух меньших; познакомить со способом печатания цифры 7

Рабочая тетрадь

Февраль

37

Раньше, позже

Уточнить временные представления (раньше, позже)

Демонстрационный материал

Февраль

38-39

Измерение объема

Сформировать представления об объеме (вместимости), сравнении сосудов по объему с помощью переливания; сформировать представления об измерении объемов с помощью мерки, зависимости результата измерения от выбора мерки

Демонстрационный материал и рабочая тетрадь

   

Март

40-41

Число и цифра 8

Познакомить с образованием и составом числа 8, цифрой 8.

Демонстрационный материал

Март

42

Числа и цифры 6,7,8

Повторить числа 6-8: образование, написание, состав

Раздаточный материал и рабочая тетрадь

Март

43-44

Число и цифра 9

Познакомить с образованием и составом числа 9, цифрой 9

Демонстрационный материал

 

 Март

45

Измерение площади

Сформировать представления о площади фигур, сравнении фигур по площади непосредственно и с помощью условной мерки.

Демонстрационный материал и рабочая тетрадь

Март

46-47

Число и цифра 0

Сформировать представления о числе 0 и его свойствах

Демонстрационный материал

Апрель

48-49

Измерение длины

Формировать умение сравнивать длины предметов «на глаз» и с помощью непосредственного наложения

Раздаточный материал

Апрель

50-51

Измерение длины

Закрепить представления об измерении длины с помощью мерки и умение практически измерять длину отрезка заданной меркой

Рабочая тетрадь

Апрель

52-53

Число 10

Сформировать представления о числе 10: его образовании, составе, записи

Демонстрационный и раздаточный материалы

Апрель

54

Сравнение по массе

Познакомить  с новым пособом сравнения предметов по массе с помощью чашечных весов

Демонстрационный и раздаточный материалы

Апрель

55-56

Измерение массы

Закрепить представления об измерении массы предметов с помощью различных видов весов, о сложении и вычитании масс предметов

Раздаточный материал и рабочая тетрадь

Май

57

Часы

Сформировать представление о разных видах часов, тренировать умение определять время по часам

Демонстрационный и раздаточный материалы

Май

58-63

Повторение

Закрепить представления о свойствах предметов, сложении и вычитании групп предметов, взаимосвязи целого и частей, геометрические представления; повторить сравнение чисел на наглядной основе, взаимосвязь целого и частей, состав чисел в пределах 10

Раздаточный материал и рабочая тетрадь

Май

2.3. Образовательная деятельность по областям развития

Социально-коммуникативное развитие

Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

Познавательное развитие

Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.).

Ознакомление с миром природы

Ознакомление с природой и природными явлениями. Развитие умения устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями. Формирование первичных представлений о природном многообразии планеты Земля. Формирование элементарных экологических представлений. Формирование понимания того, что человек — часть природы, что он должен беречь, охранять и защищать ее, что в природе все взаимосвязано, что жизнь человека на Земле во многом зависит от окружающей среды. Воспитание умения правильно вести себя в природе. Воспитание любви к природе, желания беречь ее.

Речевое развитие

Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой.

Художественно-эстетическое развитие

Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).

Образовательная область «Физическое развитие»

Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-

двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук.

2.4 Форма образовательной деятельности

 Образовательный процесс организуется в соответствии с индивидуальными учебными планами в группах, обучающихся одного возраста, являющихся основным составом кружка.

 Формы организации образовательной деятельности:

 – фронтальная;

 – групповая;

 – индивидуально–групповая.

 Форма образовательного процесса: занятие. В группе до 15 человек

 Методы и приемы работы на занятиях .

Методы

Приемы

Наглядный

Наблюдение, показ предметов, образца, способа действий, демонстрация картин, иллюстраций.

Практический

Выполнение задания, оперативное стимулирование,регулирование,анализ результатов,игра,упражнения.

Словесный

Объяснение, рассказ педагога и детей, чтение, словесные игры

Проблемного обучения

Создание проблемной ситуации, сравнение, обобщения, выводы из ситуации, постановка проблемных задач, исследование

Игровой

Создание игровой ситуации, обыгрывание игрушек, предметов, дидактические игры, подвижные игры, игры-забавы

Средства обучения – тематический демонстрационный и раздаточный материал в соответствии с используемыми в работе играми, индивидуальные рабочие тетради на каждого ребенка.

Структура занятия:

1. Мотивационный момент. Переключение внимания детей на предстоящую деятельность стимуляция интереса к ней. Подведение детей к теме и задачам. Мотивирование детей на работу с помощью игровой или проблемной ситуации, создание благоприятной атмосферы для проведения занятия. Использование сюжетных героев, разминочных и логических таблиц, загадок.

 2. Пальчиковые игры и задания. Подготовка детей к выполнению заданий, требующих использование письма.

 3.Работа по теме занятия. Самостоятельная и совместная с воспитателем умственная и практическая деятельность. Последовательное выполнение логически связанных между собой 2-3 заданий по теме;

 4. Физминутка;

 5. Закрепление материала. Задание или дидактическая игра, помогающая закрепить полученные знания и умения.

6. Рефлексия. На данном этапе происходит оценка результатов деятельности на занятии, к которой привлекаются дети, возникновение положительных эмоций и удовольствия от проделанной работы.

2.5 Формы сотрудничества с семьёй.

Программа «Игралочка» предусматривает добровольное и посильное включение родителей (законных представителей) в процесс воспитания в рамках содержания Программы и развитие такого важного направления деятельности дошкольного учреждения, как совместное сотрудничество с семьёй в вопросах развития познавательных способностей детей.

Сотрудничество с семьёй является одним из важнейших условий реализации Программы. Задача педагогического коллектива – установить конструктивные партнерские отношения, объединить усилия в области организации здорового образа жизни, создать атмосферу общности интересов, активизировать и обогащать воспитательные знания и умения родителей.

Формы работы с родителями:

  • анкетирование
  • информационные стенды
  • консультации,беседы

Условия работы с родителями:

  •  целенаправленность;
  •  систематичность;
  • дифференцированный подход с учетом специфики каждой семьи;
  • доброжелательность и внимание.

3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

В настоящей программе понятие «развивающая среда» принимается как часть «окружающей социальной, образовательной, предметной среды», которая имеет образовательный развивающий эффект и определяется как «система объектов и средств природно-социально-предметного окружения, обеспечивающая, в соответствии с социокультурными нормами, личностное развитие и нравственное становление ребенка, а также позитивное продвижение его в формировании отношений к Миру» (О.Р. Родионова).

3.1. Объекты предметной среды

Предметная среда необходима для развития всех детских видов деятельности. В дошкольной образовательной организации она построена так, чтобы обеспечить полноценное физическое, эстетическое, познавательное и социальное развитие ребёнка. Развивающая предметная среда должна быть оборудована с учётом возрастных особенностей детей. Все элементы среды связаны между собой по содержанию, масштабу и художественному решению.Сюда относятся: предметно-игровая среда, предметно-развивающая среда для занятий.

Всё пространство используется для усиления познавательного и художественно-эстетического развития детей.

3.2 Объекты социальной среды

Образовательная среда для детей дошкольного возраста очерчена достаточно широким кругом. Для целей формирования основ культуры здорового образа жизни такой диапазон имеет важное значение, поскольку все приобретаемые навыки используются ребёнком не только в дошкольной образовательной организации, но и реализуются в быту, в семье.

В этой связи просветительская работа с родителями, иными членами семьи выходит на первый план.

3.3. Учебно-методическое и материально-техническое сопровождение.

Основной программно-методический комплект «Игралочка» (основной компонент программы) содержательно представлен в последовательных курсах математического развития дошкольников «Игралочка» (для детей среднего дошкольного возраста) и «Игралочка – ступенька к школе» (для детей старшего дошкольного возраста) авторов Петерсон Л.Г., Кочемасовой Е.Е.

 Каждый из курсов включает в себя:

1) методические рекомендации для педагогов;

 2) рабочие тетради для ребенка;

3) демонстрационный материал;

4) раздаточный материал.

Содержание данного курса позволяет дошкольникам накопить первичный опыт математической деятельности по всем содержательно-методическим линиям школьного курса математики.

Во время проведения занятий речь идет не просто об общении и приятном времяпровождении, а о формировании у детей в процессе игровой деятельности необходимых представлений, умений, качеств, об интеллектуальном и личностном развитии детей. В качестве педагогического инструмента выступает, с одной стороны, дидактическая система деятельностного метода обучения (технология проведения занятий разного типа, система дидактических принципов и т.п.), которая обеспечивает качество образовательного процесса. С другой стороны, используемые дидактические игры помогают одухотворить общение, сделать его увлекательным и интересным.

Дидактические игры подобраны так, чтобы поэтапно и последовательно решались задачи дошкольной подготовки.

Математическое развитие детей не ограничивается одним лишь занятием, а включается в контекст всех других традиционных для детского сада видов деятельности: игра, рисование,индивидуальная работа и т.д.

В каждое занятие включены физкультминутки, тематически связанные с учебными заданиями, которые позволяют переключать активную деятельность детей (умственную, двигательную, речевую), не выходя из игровой ситуации.

На занятии недопустима спешка и любое напряжение. Надо всегда помнить о приоритете принципа психологической комфортности и вести занятия в комфортном и спокойном для детей темпе.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е. «Игралочка». Практический курс по развитию математических представлений у детей 6-7 лет // методические рекомендации. – М., Ювента, 2008.

2. Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е. Демонстрационные и раздаточные материалы к курсу «Игралочка». – М., Ювента, 2008.

3. Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е. Пособия «Игралочка» для детей старшего дошкольного возраста 6-7 лет – М., Ювента, 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ДОПОЛНИТЕЛЬНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ КРУЖОК «Очумелые ручки

развитие творческих способностей, фантазии, воображения через кружковую работу "Изонить." Порограмма расчитана на 2 года, детей старшего дошкольного возраста....

Рабочая программа по дополнительному образованию «Оздоровительная гимнастика с элементами стретчинга для детей старшего дошкольного возраста».

В программе представлены различные здоровьезберегающие технологии: Коммуникативные игры; суставная гимнастика; стретчинг; подвижные игры; точечный самомассаж; дыхательные упражнени...

Рабочая программа по дополнительному образованию «Экспериментирование с живой и неживой природой» составлена для детей 3 – 4 лет в соответствии с возрастными особенностями детей, СТЭМ образование

Рабочая программа по дополнительному образованию «Экспериментирование с живой и неживой природой» составлена для детей 3 – 4 лет в соответствии с возрастными особенностями детей, на ...

Рабочая программа по дополнительному образованию Кружок - «Музыкальная шкатулка». один год (срок реализации программы)

Рабочая программа по дополнительному образованиюКружок -  «Музыкальная шкатулка».один год(срок реализации программы)...

Рабочая программа по дополнительному образованию по развитию хантыйской речи «Наие» Возраст детей 6-7 лет. Срок реализации программы: 2019-2020 учебный

ЯМАЛО-НЕНЕЦКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГМУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ШУРЫШКАРСКИЙ РАЙОНМУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮ/РКЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ«ШУРЫШКАРСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА «ОБРАЗОВАТ...

Рабочая программа педагога дополнительного образования по реализации программы дополнительного образования МБДОУ "ЦРР - детский сад №54"

Ребёнок - природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребенку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний!...