Программа дополнительного образовани "Занимательная математика"
методическая разработка по математике (старшая группа) на тему

Огурцова Марина Александровна

Подготовка детей к школе - задача комплексная, многогранная, охватывающая все сферы жизни ребенка. При её решении принято выделять ряд аспектов. Во-первых, продолжающееся развитие личности ребёнка и его познавательных процессов, лежащих в основе успешной учебной деятельности в будущем, и, во-вторых, необходимость обучения начальным школьным умениям и навыкам, таким, как элементы письма, чтения, счёта.

Первый аспект, отражает психологическую готовность к школе. Исследования показали, что далеко не все дети к моменту поступления в школу достигают того уровня психологической зрелости, который позволил бы им успешно перейти к систематическому школьному обучению. У таких детей, как правило, отсутствует учебная мотивация, низкий уровень произвольности внимания и памяти, отмечается неразвитость словесно-логического мышления, неправильное формирование способов учебной работы, отсутствует ориентировка на способ действия, слабое владение операциональными навыками, низкий уровень развития самоконтроля, отмечается неразвитость тонкой моторики и слабое речевое развитие.

   Проводя исследования психологической готовности, учёные, с одной стороны, определяют требования школы, предъявляемые ребенку, а с другой, исследуют новообразования и изменения в психике ребенка, которые наблюдаются к концу дошкольного возраста. Так, например, Л. И. Божович отмечает: «...беспечное времяпрепровождение дошкольника сменяется жизнью, полной забот и ответственности, - он должен ходить в школу, заниматься теми предметами, которые определены школьной программой, делать на уроке то, что требует учитель; он должен неукоснительно следовать школьному режиму, подчиняться школьным правилам поведения, добиваться хорошего усвоения положенных по программе знаний и навыков».

Педагогов волнуют вопросы, как обучать без принуждения, как у них развивать устойчивый интерес к знаниям и потребность к самостоятельному поиску, как сделать учение радостным. А. С. Макаренко писал, что основные характерологические черты личности складываются в 5 — 8 лет (до 70%).  Именно в этот период игровая деятельность помогает так организовать учебный процесс (как отмечают психологи), что дает возможность раскрыть сущностные силы растущего человека, сформировать ядро личности. Все, что осваивает человек в этом возрасте, остается на всю жизнь.

Известный психолог Л. С. Выготский считал, что обучение должно идти впереди развития. «Правильно организованное обучение должно вести за собой развитие ребёнка». Он писал, что педагогика должна ориентироваться не на вчерашний, а на завтрашний день детского развития. «Развитие именно из сотрудничества, что помогает раскрыться имеющимся у ребенка потенциальным возможностям, воспитывает у него веру в свои силы».

Не все родители обеспокоены проблемами подготовки детей к обучению: в школу приходят дети, не подготовленные даже на уровне элементарной информированности об окружающем мире. У них не развиты психические функции, такие как интеллектуальная, моторная, эмоционально-волевая, что делает процесс дальнейшего обучения таких детей сложным, а иногда и не возможным.

Учебная деятельность предъявляет высокие требования к психике ребенка - мышлению, восприятию, вниманию, памяти.

Для того, чтобы вчерашний дошкольник мог безболезненно включиться в новые для него отношения и новый (учебный) вид деятельности, необходимы условия успешного вступления в школьную жизнь. В сложившейся ситуации появилась необходимость создания Программы, которая дает возможность подготовить детей к школе. Занятия с будущими первоклассниками позволяют им в дальнейшем успешно овладеть школьной программой и продолжить обучение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanimatelnaya_matematika.docx40.04 КБ

Предварительный просмотр:

Содержание.

  1. Пояснительная записка…………………………………………….. 3
  2. Цель и задачи программы………………………………………… 5
  3. Принципы работы при подготовке детей к обучению……………6
  4. Режим занятий……………………………………………………… 6
  5. Материально-техническое обеспечение……………………………6
  6. Содержание программы…………………………………………….7
  7. Учебно-тематический план………………………………………….11
  8. Прогнозируемые результаты освоения детьми программы……..13
  9. Литература………..………………………………………………….14

Пояснительная записка

Концепция модернизации российского образования, в частности, реформирование в области дошкольного образования предусматривает введение предшкольного образования. Подготовка к школе занимает особое место в системе образования. Это обусловлено сложной адаптацией ребёнка к школе. Школа предъявляет к первокласснику довольно высокие требования. Ребёнок дошкольного возраста должен быть готов не только к новым формам общения. У него должна быть развита мотивационная сфера, где любознательность выступает как основа познавательной активности, сформированы эмоционально-волевые и познавательные сферы психических функций. Будущий первоклассник должен владеть элементарными навыками универсальных учебных действий (УУД), коммуникативными и речевыми компетенциями.

Развитие потенциальных возможностей ребёнка посредством овладения УУД, предложенными федеральными стандартами начального общего образования, составляет основу начального образования. В связи с этим, создание предпосылок к школьному обучению является одной из важнейших задач дошкольного образования.

В Законе об образовании указано формирование предпосылок учебной деятельности: ребёнок должен овладеть умением жить в мире с самим собой, получить в игре навыки индивидуальной работы и группового взаимодействия, научиться учиться. Именно в дошкольном возрасте формируются основные качества личности, так необходимые при переходе на новую возрастную ступень, ключевые социальные навыки – поликультурность, уважение к другим людям, приверженность демократическим ценностям, здоровому и безопасному образу жизни. Поэтому задача дошкольного образования – положить начало формированию самоидентификации ребёнка в окружающем мире: с семьёй, регионом, страной.

Подготовка детей к школе - задача комплексная, многогранная, охватывающая все сферы жизни ребенка. При её решении принято выделять ряд аспектов. Во-первых, продолжающееся развитие личности ребёнка и его познавательных процессов, лежащих в основе успешной учебной деятельности в будущем, и, во-вторых, необходимость обучения начальным школьным умениям и навыкам, таким, как элементы письма, чтения, счёта.

Первый аспект, отражает психологическую готовность к школе. Исследования показали, что далеко не все дети к моменту поступления в школу достигают того уровня психологической зрелости, который позволил бы им успешно перейти к систематическому школьному обучению. У таких детей, как правило, отсутствует учебная мотивация, низкий уровень произвольности внимания и памяти, отмечается неразвитость словесно-логического мышления, неправильное формирование способов учебной работы, отсутствует ориентировка на способ действия, слабое владение операциональными навыками, низкий уровень развития самоконтроля, отмечается неразвитость тонкой моторики и слабое речевое развитие.

   Проводя исследования психологической готовности, учёные, с одной стороны, определяют требования школы, предъявляемые ребенку, а с другой, исследуют новообразования и изменения в психике ребенка, которые наблюдаются к концу дошкольного возраста. Так, например, Л. И. Божович отмечает: «...беспечное времяпрепровождение дошкольника сменяется жизнью, полной забот и ответственности, - он должен ходить в школу, заниматься теми предметами, которые определены школьной программой, делать на уроке то, что требует учитель; он должен неукоснительно следовать школьному режиму, подчиняться школьным правилам поведения, добиваться хорошего усвоения положенных по программе знаний и навыков».

Педагогов волнуют вопросы, как обучать без принуждения, как у них развивать устойчивый интерес к знаниям и потребность к самостоятельному поиску, как сделать учение радостным. А. С. Макаренко писал, что основные характерологические черты личности складываются в 5 — 8 лет (до 70%).  Именно в этот период игровая деятельность помогает так организовать учебный процесс (как отмечают психологи), что дает возможность раскрыть сущностные силы растущего человека, сформировать ядро личности. Все, что осваивает человек в этом возрасте, остается на всю жизнь.

Известный психолог Л. С. Выготский считал, что обучение должно идти впереди развития. «Правильно организованное обучение должно вести за собой развитие ребёнка». Он писал, что педагогика должна ориентироваться не на вчерашний, а на завтрашний день детского развития. «Развитие именно из сотрудничества, что помогает раскрыться имеющимся у ребенка потенциальным возможностям, воспитывает у него веру в свои силы».

Не все родители обеспокоены проблемами подготовки детей к обучению: в школу приходят дети, не подготовленные даже на уровне элементарной информированности об окружающем мире. У них не развиты психические функции, такие как интеллектуальная, моторная, эмоционально-волевая, что делает процесс дальнейшего обучения таких детей сложным, а иногда и не возможным.

Учебная деятельность предъявляет высокие требования к психике ребенка - мышлению, восприятию, вниманию, памяти.

Для того, чтобы вчерашний дошкольник мог безболезненно включиться в новые для него отношения и новый (учебный) вид деятельности, необходимы условия успешного вступления в школьную жизнь. В сложившейся ситуации появилась необходимость создания Программы, которая дает возможность подготовить детей к школе. Занятия с будущими первоклассниками позволяют им в дальнейшем успешно овладеть школьной программой и продолжить обучение.

При разработке программы опирались на следующие основополагающие моменты:

- старший дошкольный возраст – сензитивный период для умственного развития и социализации ребёнка, а также успешной подготовки его к обучению в школе;

- в этом возрасте совершенствуются все психические процессы, на основе природной любознательности пробуждаются познавательный интерес, жажда знаний; развивается мотивационная и социальная сфера;

- данные особенности старшего дошкольника позволяют активно готовить его к учебной деятельности;

- важно развивать у ребёнка внимательность, творческое воображение, познавательную активность, коммуникативные навыки, способность рассуждать, анализировать, сравнивать, обобщать и выделять существенные признаки;

- все приобретённые знания, умения и навыки в дальнейшем помогут ребёнку овладеть новыми знаниями и умениями.

Новизна программы «Занимательная математика» заключается в том, что она предполагает использование современных технологий, позволяющих активизировать мыслительные процессы ребёнка, включать его в изменившуюся социальную среду и формировать интерес к школьной жизни. Программа способствует развитию потенциальных возможностей ребёнка, посредством овладения УУД, предложенными ФГОС начального общего образования, начинает формировать предпосылки УУД (познавательные, регулятивные, коммуникативные, личностные).

Отличительная особенность данной программы в том, что она не дублирует программу по математике первого класса, ориентирует не на уровень знаний, а на развитие потенциальных возможностей ребёнка, на зону его ближайшего развития.

Цель программы:

Создание условий для формирования познавательных и коммуникативных компетентностей старших дошкольников для успешной адаптации к школьному обучению.

Задачи программы:

1. Формировать навыки учебной деятельности, познавательный интерес.

2. Развивать у детей наглядно-образное и логическое мышление, произвольность внимания, зрительно-слуховое восприятие, воображение, мелкую моторику и координацию движения рук, умение ориентироваться в пространстве и во времени.

3. Воспитывать у детей  устойчивое внимание, наблюдательность, организованность, коллективизм, уважение к старшим, стремление оказывать друг другу помощь.

Принципы  работы  при   подготовке  детей  к обучению:

- учет  индивидуальных  особенностей  и возможностей  детей;

- системность  и  плановость;

- уважение  к ребенку, к процессу  и результатам  его  деятельности  в сочетании  с разумной  требовательностью;

- занимательность, непринужденность, игровой  характер  учебного  процесса;

- развитие интеллектуальных качеств, психических функций: памяти, внимания, воображения, речи, мышления;

- контакт  с родителями: организация бесед  по  интересующим  их проблемам

- вариативность содержания и форм проведения занятий;

- наглядность.

Режим занятий.

Занятия проводятся с группой детей. Продолжительность занятий 25 – 30 минут два раза в неделю.

Основная форма организации работы – игровая, так как именно в игре развиваются творческие способности личности.

Материально- техническое обеспечение:

  • различные наборы наглядного и раздаточного материала по предметам,
  • образцы для выполнения практических работ,
  • рабочие тетради,
  • письменные принадлежности,
  • аудио - и видеозаписи.

Содержание разделов  программы.

        

Возрастные особенности дошкольников определили насыщенность учебного материала игровыми заданиями. «Стихия ребенка – игра», поэтому основной принцип программы – играя обучать. Обучая дошкольников при помощи игры, необходимо стремиться к тому, чтобы радость от игровой деятельности постепенно переросла в радость учения.

Многие задания даются в игровой форме, включая в себя элементы соревнования.

        На занятиях используются загадки, считалки, ребусы, головоломки, занимательные задачи математического содержания.

        На изучение каждой темы отводится количество занятий, необходимое для ее полного усвоения, при этом учитывается содержание и степень сложности материала.

        Наглядные пособия, раздаточный материал, рабочие тетради служат как для объяснения нового материала, так и для контроля за пониманием детьми всех тем программы. Такие задания, как срисовывания, дорисовывания, сравнение предметов по признакам проводятся по образцу.

        Основными методами, используемыми в период подготовки детей к обучению математике в школе, являются практический метод, метод дидактических игр, метод моделирования. Эти методы используются в различном сочетании друг с другом, но ведущим остается практический метод, позволяющий дошкольникам усваивать и осмысливать математический материал, проводя эксперименты, наблюдения, выполняя действия с предметами, моделями геометрических фигур, зарисовывая, раскрашивая и т.д.

Под руководством педагога дети применяют те или иные способы наглядного доказательства: метод сопоставления, сравнения, приемы наложения, измерения.

Кроме того, дошкольники учатся обобщать, конкретизировать, использовать индуктивный и дедуктивный методы доказательства какого – либо положения.

Большое внимание уделяется формированию умений общаться с учителем, с другими детьми, работать в одном ритме со всеми, работать со счетным и геометрическим раздаточным материалом, пользоваться тетрадью.

        Использование специально отобранного материала и методов работы с ним поможет и позволит детям успешно подготовиться к изучению математики в школе.

        

1. Количество и счет.

  • На занятиях по этой теме дети знакомятся с числами от 0 до 20, учатся писать цифры в клетке (0,7 см) – (печатные цифры).
  • Дошкольники считают в пределах 20, используя порядковые числительные (первый, второй).
  • Учатся составлять число, цифру и количество предметов от 1 до 20.
  • Считают двойками до 20 и тройками до 21.
  • Сравнивают числа – соседи.
  • Знакомятся с понятиями: больше, меньше, одинаковое количество.
  • Преобразуют неравенство в равенство и наоборот.
  • Дети узнают основные математические знаки +, -, =, <, >, учатся их писать и применять при решении примеров и задач.
  • Правильно читать записанные примеры, равенства, неравенства.
  • Придумывают задачи по рисункам, решают их с опорой на наглядный материал.
  • Учатся составлять число из двух меньших (состав числа) в пределах первого десятка.
  • Решают задания творческого характера.

2. Величина.

  • Дети учатся сопоставлять предметы по различным признакам. Активно используют в своей речи слова: большой, маленький, больше, меньше, одинакового размера; длинее, короче, одинаковые по длине; выше, ниже, одинаковые по высоте; уже, шире, одинаковые по ширине; толще, тоньше, одинаковые по толщине; легче, тяжелее, одинаковые по весу; одинаковые и разные по форме; одинаковые и разные по цвету.
  • Учатся сравнивать предметы, используя методы наложения, прием попарного сравнения, и выделять предмет из группы предметов по 2 – 3 признакам.
  • Находят в группе предметов «лишний» предмет.
  • Кроме того, у детей развивается глазомер (сравнение предметов на глаз).

3. Ориентировка в пространстве.

  • Дети определяют положение предметов в пространстве (слева, справа, вверху, внизу); направление движения: слева направо, справа налево, сверху вниз, снизу вверх, вперед, назад, в том же направлении, в противоположном направлении; усваивают понятия: далеко, близко, дальше, ближе, высоко, низко, рядом.
  • Дошкольники учатся определять свое положение среди окружающих предметов, усваивают понятия: внутри, вне, используя предлоги: в, на, над, под, за, перед, между, от, к, через.
  • Дети учатся ориентироваться на листе бумаги, в строчке и в столбике клето

4. Ориентировка во времени.

  • Дети знакомятся с понятиями: год, месяц, день недели, время года, время суток. Знакомятся с весенними, летними, осенними, зимними месяцами.
  • Учатся определять, какой день недели был вчера, позавчера, какой сегодня, какой будет завтра и послезавтра.
  • Используют в речи понятия: долго, дольше, скоро, скорее, потом, быстро, медленно, давно.

5. Геометрические фигуры.

  • Дети знакомятся с такими геометрическими фигурами, как треугольник, квадрат, прямоугольник, круг, овал, многоугольник. Показывают и называют стороны, углы, вершины фигур. Сравнивают фигуры, чертят геометрические фигуры в тетради.
  • Дети классифицируют фигуры по 1 – 3 признакам (форма, размер, цвет).

6. Графические работы.

  • Дети учатся штриховать и раскрашивать. Они рисуют точки, узоры, чертят прямые и наклонные палочки, кривые и ломаные линии в тетрадях в клеточку (0,7 см).
  • Выполняют графические диктанты. Срисовывают различные предметы по клеточкам и точкам и дорисовывают недостающие части предметов.

7. Конструирование.

  • Дети, используя счетные палочки, складывают геометрические фигуры, цифры, буквы, предметы, картинки.

8. Логические задачи.

  • Дошкольники находят логические связи и закономерности.
  • Выделяют в  группе предметов «лишний» предмет, не подходящий по 1 – 3 признакам.
  • Продолжают логический ряд предметов.
  • Группируют предметы по 1 – 3 признакам.
  • На занятиях развивается воображение ребенка (дорисуй рисунок, найди и исправь ошибку художника).
  • Дети собирают головоломки.
  • На занятиях используются загадки математического содержания, задачи – шутки, ребусы.
  • Проводятся занимательные игры, математические конкурсы.

Все это способствует развитию у детей логического мышления, находчивости, смекалки.

Учебно-тематический план.

№ п/п

Наименование  дисциплин

Количество часов

Математика

1.

Выявление подготовленности к обучению математике.

Счет предметов на основе наглядности до 10. Интерактивная игра «Сосчитай-ка»

Знакомство с клеточкой.

Работа с бумагой. Складывание бумаги гармошкой.

2 часа

2.

Сравнение предметов по цвету, размеру. Счет предметов до 10 и обратно. Знакомство с геометрическими фигурами: треугольник, прямоугольник, круг. Составление из геометрических фигур: дома, машины.

Знакомство с цифрами 1, 2 и соотношение их с количеством предметов.

Интерактивная игра «Удивительные фигуры».

2 часа

3.

Отношение «больше», «меньше», «столько же», «высокий - низкий». Составление геометрических фигур из палочек.

Знакомство с цифрами 3, 4 и соотношение их с количеством предметов.

4 часа

4.

Пространственные и временные отношения «налево», «направо», «вверх», «вниз», «раньше», «позже», «между», «за».

Рисование узора                          

Счет предметов от 1 до 10.

Знакомство с цифрами 5 и соотношение их с количеством предметов.

Интерактивная игра «Забавное домино»

Знакомство со знаком +, -.

3 часов

5.

Понятие «на  сколько больше», «меньше», «столько же»

Знакомство со знаком «больше», «меньше», «равно».

Интерактивная игра «Праздничное угощение».

Счет предметов от 1 до 10. Знакомство с цифрой 6.

Интерактивная игра «Гонки в космосе».

Составление узора из геометрических фигур.

4 часа

   

6.

Закрепление навыков счета в пределах 10.

Интерактивная игра «Планеты-картинки»

Знакомство с цифрой  7. Составление геометрических фигур из палочек. Рисование узора. Письмо палочек.

3 часа

7.

Понятие о линиях: «ломаная», «отрезок», «прямая».

Прямой и обратный счет предметов.

Интерактивная игра «Ряды цифр»

Знакомство с цифрой  8.

Состав чисел 3,4.

   

3 часа

8.

Числа 1,2,3,4. Закрепление состава чисел 3,4.

Интерактивная игра «Веселое сложение»

Сравнение предметов. Рисование узора.

Прямой и обратный счет. Знакомство с цифрами 9 и 10.

6 часа

9.

Итоговое занятие: Закрепление состава числа 5.

Интерактивная игра «Считаем с пугалом».

1  час

Итого часов

  1. часов

        Прогнозируемые результаты освоения детьми программы.

В результате образовательной деятельности по данной программе,  ребёнок должен уметь:

  • называть числа в прямом и обратном порядке в пределах 10;
  • соотносить цифру с числом предметов;
  • пользоваться арифметическими знаками действий;
  • составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание;
  • измерять длину предметов с помощью условной меры;
  • составлять из нескольких треугольников (четырёхугольников) фигуры большего размера;
  • делить круг, квадрат на 2 и 4 равные части;
  • ориентироваться на листе клетчатой бумаги.

В результате образовательной деятельности по программе ребёнок должен знать:

  • состав чисел первого десятка;
  •  как получить каждое число первого десятка (прибавить или отнять 1);
  • цифры 0-9, знаки +, -. =;
  • название текущего месяца, последовательность дней недели.

Формой мониторинга усвоения изученного материала является тестирование.

Литература:

1. Бурдина       «Изучаем математику» (тетрадь),    

2. Касицына М.А., Смирнова В. А. « Дошкольная математика»,

3. Колесникова Е. В. «Математика для дошкольников»,

4. Шевелев К. В. «Прописи по математике»,

5. Шевелев К. В. «Готовимся к школе».

6. Сергеева Т.Ф. «Математика для дошкольников»

7. Рабочая тетрадь «30 занятий для успешной подготовки к школе» (часть 1 и 2).– ОАО «Дом печати – ВЯТКА», г. Киров

8. Коноваленко С. Как подготовить ребёнка к школе. Психологические тесты, игры и упражнения. – М., 2003.

9. Ильина М.Н. Подготовка к школе. Развивающие упражнения и тесты. – «Дельта», С – П., 1999.

10. Рабочая тетрадь «Умозаключения». Серия «Умный малыш». – ОАО «Дом печати – ВЯТКА», г. Киров

11. Рабочая тетрадь «Сравниваем предметы». Серия «Умный малыш». – ОАО «Дом печати – ВЯТКА», г. Киров

12. Рабочая тетрадь «Последовательность событий». Серия «Умный малыш». – ОАО «Дом печати – ВЯТКА», г. Киров

13. Рабочая тетрадь «Упражнения для развития творческого мышления» (часть 1 и 2). – ОАО «Дом печати – ВЯТКА», г. Киров

14. Рабочая тетрадь «Проверяем знания дошкольника. Тесты для детей. 6 лет» - ОАО «Дом печати – ВЯТКА», г. Киров


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительных платных услуг "Студия развития логического мышления и математических способностей" "Занимательная математика" в средней группе

Программа составлена для работы с детьми 4-5 лет в течение 1 года. В ней представлено перспективное планирование по ознакомлению детей с развивающими играми В.В.Воскобовича по методике "Сказки Фиолето...

Занятие № 9 по сказке «Гуси-лебеди» программа дополнительного образования по подготовке детей 6 лет к школе «Весёлая математика»

Презентация к занятию по программе дополнительного образования по подготовке детей 6 лет к школе "Веселая математика". Презентация содержит макросы. Выполнена на шаблоке DragAndDrop.ppt. Может использ...

Рабочая программа дополнительной образовательной услуги "Занимательная математика" на основе комплексной программы "Общеобразовательная программа "Школа 2100 (Детский сад 2100)

Данная программа расчитана для детей 3-4 лет, в неё включена пояснительная записка, перспективное планирование, работа с родителями и многое другое....

Программа дополнительной образовательной услуги "Занимательная математика"

Программа включает в себя 72 занятия, направленных на формирование мотивационной, интеллектуальной и операциональной готовности ребёнка к обучению в школе через использование ИКТ.Занятия проводятся в ...

Программа дополнительной образовательной услуги "Занимательная математика; для детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет)

Программа направлена на развитие логического мышления у старших дошкольников посредством развивающих игр математического содержания....

Программа дополнительного образования для детей 6-7 лет «Занимательная математика»

Для успешного обучения детей в школе, важно сформировать у ребенка психологическую и общеучебную готовность к школе. Всем известно, что математика обладает уникальными возможностями для развития детей...