ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ ДЕТЕЙ 4-7 ЛЕТ "ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА"
рабочая программа по математике
Дополнительная общеразвивающая программа способствует формированию элементарных математических представлений у детей 4-7 лет дошкольного возраста, расширяет познавательную активность дошкольников в данном направлении.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 394.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление образования Администрации Беловского округа
Муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение «Детский сад №43
«Снежинка» города Белово»
Дополнительная общеобразовательная программа
социально-культурной направленности
«Занимательная математика»
для детей 4-7 лет дошкольного возраста
Срок реализации: 3 года
Разработчики: Заведующая: Силкина Е.Б
Воспитатель: Алексеенко О.М
Беловский городской округ
2022
СОДЕРЖАНИЕ
РАЗДЕЛ 1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ
1.1. Пояснительная записка__________________________________________4
1.2. Цели и задачи программы________________________________________6
1.3. Содержание учебно-тематического плана__________________________8
1.4. Планируемые результаты________________________________________9
РАЗДЕЛ 2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
2.1. Календарный учебный график___________________________________11
2.2. Методические материалы_______________________________________22
2.3. Список литературы____________________________________________40
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная общеразвивающая программа способствует формированию элементарных математических представлений у детей 4-7 лет дошкольного возраста, расширяет познавательную активность дошкольников в данном направлении. Программа составлена с учетом реализации меж-предметных связей по образовательным областям: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно – эстетическое развитие, физическое развитие. При реализации дополнительной общеразвивающей программы используются следующие методы: практические, словесные, наглядные.
Содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на три учебных года. Занятия по формированию элементарных математических представлений у детей 4-7лет дошкольного возраста проводятся в форме тематических встреч.
Дополнительная общеразвивающая программа предназначенная для педагогов средней, старшей и подготовительной групп дошкольного возраста.
Актуальность дополнительной общеразвивающей программы заключается в том, что данная дополнительная рабочая программа обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 4 до 7 лет с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей по познавательному развитию (ФЭМП). Методика программы учитывает возрастные особенности дошкольников и дидактические принципы развивающего обучения. Развивающие задачи решаются с учетом индивидуальности и темпом развития каждого ребенка.
Отличительной особенностью программы является то, что тематика программы способствует расширению словарного запаса, активизации словаря, развитию связной речи. Задания составляются таким способом, чтобы дети могли упражняться в правильном употреблении сформированных грамматических категорий, активизации отработанной лексики.
Педагогическая целесообразность программы связана с возрастными особенностями детей возраста 4-7 лет. Это развитие таких качеств личности, как: любознательность, сообразительность, смекалка, наблюдательность, самостоятельность, рост потребности детей в получении все новых знаний, навыков и умений.
Программа составлена с учетом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на три учебных года. Программа предназначена для детей 4-7 лет (средняя, старшая, подготовительная группа). Рабочая программа составлена на основе программ:
1. Основная образовательная программа ДОУ.
2. Общеобразовательная программа дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.
3. Колесникова Е.В. Математика для детей 4-7 лет.
4. Кузнецова Е.В. Учимся, играя. Занимательная математика для малышей, в стихах.
- ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Цель программы:
Развивать интеллектуальные способности, познавательную активность, интерес детей к математике и желание творчески применять полученные знания.
Задачи:
• развитие логического мышления и творческих способностей.
• развитие математических способностей.
• развитие личностных качеств.
• развитие навыков самоконтроля и самооценки.
• обучение самостоятельному решению поставленных задач, выбору приемов и средств, проверке правильности решения.
• овладение мыслительными операциями (анализ и синтез, сравнение, обобщение, классификация).
Принципы программы:
- создается образовательная среда, обеспечивающая снятие всех стрессо-образующих факторов учебного процесса (принцип психологической комфортности);
- новое знание вводится не в готовом виде, а через самостоятельное «открытие» его детьми (принцип деятельности);
- обеспечивается возможность разно уровневого обучения детей, продвижения каждого ребенка своим темпом (принцип минимакса);
- при введении нового знания раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира (принцип целостного представления о мире);
- у детей формируется умение осуществлять собственный выбор на основании некоторого критерия (принцип вариативности);
- процесс обучения сориентирован на приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности (принцип творчества);
- обеспечиваются преемственные связи между всеми ступенями обучения (принцип непрерывности).
Методы реализации программы:
- словесный метод обучения (объяснение, беседа, устное изложение, диалог, рассказ);
- метод игры (дидактические игры, на развитие внимания, памяти игры-конкурсы);
- практический (выполнение работ на заданную тему, по инструкции);
- наглядный (с помощью наглядных материалов: картин, рисунков, плакатов, фото, показ мультимедийных материалов).
Режим занятий.
1 год: 1 раз в неделю 15-20 мин.
2 год: 1 раз в неделю 20-25 мин.
3 год: 1 раз в неделю 25-30 мин.
Формы проведения занятий:
- в процессе занятий используются различные формы занятий: традиционные, комбинированные, практические занятия, игры, конкурсы; - игровые занятия, которые включают различные виды деятельности: познавательную, продуктивную, двигательную, коммуникативную, конструктивную;
- в занятия включены: работа с занимательным материалом, работа в тетрадях, физкультминутки.
Работа распределяется по разделам:
- Количество и счет.
- Ознакомление с геометрическими фигурами.
- Определение величины.
- Ориентировка во времени и в пространстве.
- Решение логических задач.
- СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОГО ПЛАНА
Раздел | Задачи | Игры |
Количество и счет | Развивать самостоятельность, активность, знакомить со счетом в пределах 10, совершенствование навыков счета, счет предметов слева направо, согласование числительных с сущ. в роде, числе. Знакомство с математическими знаками +,-,=, <,>,и их написание. Знакомятся с составом числа из 2-х меньших. Учить соотносить числа от0 до9 с количеством предметов. Учить решать арифметические задачи развивать психические процессы: внимание, память, логические формы мышления. Совершенствование навыков счета, формирование устойчивого интереса к математическим знаниям, развитие внимания, памяти. | «Назови следующее, предыдущее число», «Назови соседей», «Назови меньше на 1, больше на 1», «Вверх, вниз по числовой лестнице», «Составь и реши задачу» |
Ознакомление с геометрическими фигурами | Закрепить представление о геометрических фигурах, представление о многоугольнике. Знакомство с геометрической фигурой - трапеция. Учить преобразовывать одни фигуры в другие. Изображение фигур в тетради в клетку, составление символических изображений животных из геометрических фигур. | «Назови предметы данной формы», «Что общего и чем отличаются фигуры», «Найди предмет такой же формы», «Подбери фигуры по цвету, размеру и форме», «Найди лишнюю фигуру», «Конструктор», «Почини одеяло», «Танграм», «Пифагор». |
Определение величины | Учить делить целое на две, четыре и более частей, осознавая, что целое всегда больше, чем его часть, а часть меньше, чем целое. Закрепляют умение сравнивать предметы по ширине, высоте, длине, обозначают величину следующими словами: высокий- низкий, длинный- короткий и т.д. Продолжать учить понимать зависимость величины предметов от пространственного расположения. | «Подбери шарф для куклы», «Подбери мебель для 3-х медведей», «Что выше?», «Построим забор». |
Ориентировка во времени и в пространстве | Уточнение и закрепление знаний о временах года, месяцах, днях недели. | «Вчера, сегодня, завтра», «Дни недели», «Режим дня», «Когда это бывает?», «Что перепутал художник?» |
Решение логических задач | Развитие у детей приемов мыслительной активности (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение) | Кубики Никитина, Блоки Дьенеша, Палочки Кьюизене, «Волшебный квадрат», «Соты», «Волшебный круг», Кроссворды и задачи в стихах |
- ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.
При успешном освоении программы достигается следующий уровень формирования элементарных математических представлений детей:
4-5 лет:
Занятия по математике помогут выявить одарённость и сформировать определённый запас математических знаний и умений. Дети научатся думать, рассуждать, выполнять умственные операции.
1. Развитое логическое мышление, внимание, память, творческие способности и мелкая моторика рук;
2.Сформированная наблюдательность, усидчивость, конструктивные умения, самостоятельность;
3. Выработанная привычка максимально полно включаться в процесс обучения.
4. Любовь к предмету – математика.
5-6 лет:
• Считает (отсчитывает) в пределах 10.
• Правильно пользуется количественными и порядковыми числительными (в пределах 10), отвечает на вопросы: «Сколько?», «Который по счету?»
• Уравнивает неравные группы предметов двумя способами (удаление и добавление единицы).
• Сравнивает предметы на глаз (по длине, ширине, высоте, толщине); проверяет точность определений путем наложения или приложения.
• Размещает предметы различной величины (до 7-10) в порядке возрастания, убывания их длины, ширины, высоты, толщины.
• Выражает словами местонахождение предмета по отношению к себе, другим предметам.
• Знает некоторые характерные особенности знакомых геометрических фигур (количество углов, сторон; равенство, неравенство сторон). Называет утро, день, вечер, ночь; имеет представление о смене частей суток. Называет текущий день недели.
6-7 лет:
- Самостоятельно объединять различные группы предметов, имеющие общий признак, в единое множество и удалять из множества отдельные его части. Устанавливать связи и отношения между целым множеством и различными его частями; находить части целого множества и целое по известным частям.
- Считать до 10 и дальше.
- Называть числа в прямом и обратном порядке, начиная с любого числа натурального ряда в пределах 10.
- Соотносить цифру (0-9) и количество предметов.
- Составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание, пользоваться цифрами и арифметическими знаками (+, -, =, <, >).
- Различать величины: длину, объем, массу и способы их измерения.
- Измерять длину предметов, отрезки прямых линий, объемы жидких и сыпучих веществ с помощью условных мер. Понимать зависимость между величиной меры и числом.
- Делить предметы (фигуры) на несколько равных частей. Сравнивать целый предмет и его часть. Соотносить величину предметов и частей.
- Различать, называть: отрезок, угол, круг (овал), многоугольники, шар, куб, цилиндр. Проводить их сравнение.
- Воссоздавать из частей, видоизменять геометрические фигуры по условию и конечному результату; составлять из малых форм большие.
- Сравнивать предметы по форме; узнавать знакомые фигуры в предметах реального мира.
- Ориентироваться в окружающем пространстве и на плоскости (лист, страница, поверхность стола и др.), обозначать взаимное расположение и направление движения объектов; пользоваться знакомыми обозначениями.
- Определять временные отношения (день – неделя – месяц); время по часам с точностью до 1 часа.
Знать:
- Состав чисел первого десятка и состав чисел первого пятка из двух меньших.
- Как получить каждое число первого десятка, прибавляя единицу к предыдущему и вычитать единицу из следующего за ним в ряду.
- Монеты достоинством 1, 5, 10 копеек; 1, 2, 5 рублей.
- Название текущего месяца года; последовательность всех дней недели, времен года.
Иметь представление:
- О единице измерения длины; веса; объема; денежных единицах.
- О временных интервалах: временем суток, года.
- Об определении времени по часам.
- О количественной характеристике числа.
РАЗДЕЛ 2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
2.1. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК.
Календарное планирование работы для детей 4 -5лет.
Сентябрь
Занятие 1
Количество и счет. Один и много, сравнение множеств и установление соответствия между ними.
Величина. Большой и маленький.
Геометрические фигуры. Круг (находить среди множества фигур).
Занятие 2
Количество и счет. Сравнение чисел 3—4, счет по образцу, загадки. Ориентировка во времени. Времена года (осень).
Ориентировка в пространстве. Слева, справа.
Занятие 3
Количество и счет. Установление соответствия между числом и количеством предметов.
Величина. Большой, поменьше, самый маленький.
Геометрические фигуры. Квадрат (находить среди множества фигур).
Логическая задача. Развитие внимания.
Занятие 4
Количество и счет. Счет по образцу, сравнение чисел 4—5.
Ориентировка во времени. Части суток.
Ориентировка в пространстве. Слева, посередине, справа.
Октябрь
Занятие 5
Количество и счет. Знакомство с цифрой 1.
Ориентировка в пространстве. Слева, посередине, справа.
Геометрические фигуры. Закрепление знаний о круге, квадрате.
Логическая задача.
Занятие 6
Количество и счет. Закрепить знания о цифре 1.
Величина. Большой, поменьше, маленький, одинакового размера.
Геометрические фигуры. Треугольник (находить среди мно¬жества фигур).
Занятие 7
Количество и счет. Знакомство с цифрой 2.
Ориентировка во времени. Вчера, сегодня, завтра.
Ориентировка в пространстве. Ближе, дальше.
Занятие 8
Количество и счет. Закрепить знания о цифре 2.
Величина. Короткий, длинный.
Геометрические фигуры.
Овал (находить среди множества фигур).
Ноябрь
Занятие 9
Количество и счет. Знакомство с цифрой 3. Соотнесение цифры с количеством предметов.
Ориентировка во времени. Времена года (осень).
Занятие 10
Количество и счет. Закрепления знания о цифрах 1, 2, 3. Величина. Высокий, низкий. Логическая задача. Развитие внимания.
Занятие 11
Количество и счет. Соотнесение количества предметов с цифрой. Сравнение чисел 3—4.
Величина. Широкий, узкий.
Геометрические фигуры. Прямоугольник (находить среди множества фигур).
Занятие 12
Количество и счет. Независимость числа от пространственного расположения предметов. Счет по образцу, сравнение смежных чисел, установление равенства.
Ориентировка в пространстве. Положение предметов по отношению к себе.
Логическая задача. Развитие внимания.
Геометрические фигуры. Круг, овал.
Декабрь
Занятие 13
Количество и счет. Знакомство с цифрой 4. Величина. Большой, поменьше, самый маленький. Логическая задача. Развитие внимания.
Занятие 14
Количество и счет. Закрепление знаний о цифрах 1, 2, 3, 4.
Логическая задача.
Ориентировка в пространстве. Влево, вправо.
Занятие 15
Количество и счет. Закрепление знаний о цифрах 1, 2, 3, 4.
Счет по образцу, сравнение чисел 3—4. Ориентировка в пространстве. Далеко, близко. Логическая задача.
Январь
Занятие 16
Количество и счет. Соотнесение цифры с количеством предметов.
Ориентировка в пространстве. Вверху, внизу, слева, справа, под.
Геометрические фигуры. Квадрат, прямоугольник.
Ориентировка во времени. Времена года (зима, весна, лето, осень).
Занятие 17
Количество и счет. Знакомство с цифрой 5. Ориентировка в пространстве. Слева, посередине, справа. Логическая задача.
Февраль
Занятие 18
Количество и счет. Закрепление знаний о цифре 5, сравнение чисел 4—5.
Геометрические фигуры. Соотнесение формы предметов с геометрическими фигурами.
Ориентировка во времени. Быстро, медленно.
Занятие 19
Количество и счет. Знакомство с порядковыми числительными.
Ориентировка на листе бумаги. Верхний правый угол, нижний правый угол, левый верхний угол, нижний левый угол, середина.
Геометрические фигуры.
Логическая задача.
Занятие 20
Количество и счет. Закрепление знаний о порядковом счете, независимость числа от пространственного расположения предметов.
Геометрические фигуры. Сравнение знакомых предметов с геометрическими фигурами.
Величина. Развитие глазомера (большой, поменьше, самый маленький).
Логическая задача.
Март
Занятие 21
Количество и счет. Независимость числа от величины предметов. Порядковый счет.
Логическая задача. Установление последовательности событий (части суток).
Величина. Закрепление понятий «широкий», «уже», «еще уже»,« самый узкий».
Занятие 22
Количество и счет. Счет по образцу. Закрепление знаний о цифрах 1, 2, 3, 4, 5, соотнесение цифры с числом. Ориентировка во времени. Вчера, сегодня, завтра. Объемные тела. Шар, куб, цилиндр.
Занятие 23
Количество и счет. Закрепление знаний о порядковых чис¬лительных. Установление соответствия между количеством предметов и цифрой.
Геометрические фигуры. Закрепление знаний о круге, квад¬рате, треугольнике, овале, прямоугольнике.
Занятие 24
Количество и счет. Установление соответствия между циф¬рой и количеством предметов. Ориентировка в пространстве. Слева, посередине, справа. Логическая задача. Развитие внимания.
Апрель
Занятие 25
Количество и счет. Закрепление знаний о порядковых числительных. Счет по образцу, установление соответствия между количеством предметов и цифрой.
Ориентировка в пространстве. Влево, вправо.
Логическая задача. Установление последовательности событий.
Занятие 26
Количество и счет. Независимость числа от пространственного расположения предметов. Математические загадки.
Величина. Развитие глазомера.
Логическая задача. Развитие внимания.
Занятие 27
Количество и счет. Закрепление знаний о порядковом счете.
Ориентировка в пространстве. Определять пространственное расположение предметов по отношению к себе.
Логическая задача. Развитие внимания.
Занятие 28
Количество и счет. Счет по образцу. Числа и цифры 1, 2, 3, 4,5. Соотнесение количества предметов с цифрой.
Логическая задача. Развитие внимания.
Май
Занятие 29
Количество и счет. Закрепление знаний о цифрах 1,2,3, 4, 5.
Порядковый счет. Логическая задача.
Ориентировка на листе бумаги. Слева, справа, вверху, внизу.
Занятие 30
Количество и счет. Соотнесение количества предметов с цифрой. Счет по образцу.
Геометрические тела. Сравнение реальных предметов с геометрическими телами.
Логическая задача. Развитие внимания.
Занятие 31
Количество и счет. Соотнесение количества предметов с цифрой. Математическая загадка.
Ориентировка в пространстве. Слева, справа.
Логическая задача. Развитие внимания.
Занятие 32
Количество и счет. Математическая загадка. Закрепление знаний о цифрах.
Величина. Широкий, узкий. Ориентировка во времени. Времена года
Календарное планирование работы для детей 5 -6лет
Сентябрь
Занятие 1
«Волшебная страна – математика» «Знакомство с цифрами»: Побеседовать о цифрах, их значении, повторить знакомые цифры, познакомить с цифрами от 1 до 9. Познакомить с цифрой
Занятие 2
«Геометрические фигуры»: Побеседовать о геометрических фигурах, повторить ранее изученные и познакомить с новыми фигурами (трапеция, ромб), ввести понятие «многоугольник», привести примеры многоугольников.
Занятие 3
«Счёты»: Познакомить со счётами, рассмотреть их, объяснить их назначение. Познакомить с калькулятором, объяснить его значение.
Занятие 4
«Волшебные фигуры», «На что похоже?»: Беседа о предметах, нас окружающих. Провести аналогию и сравнить: на какие геометрические фигуры похожи. Повторить названия геометрических фигур.
Октябрь
Занятие 5
«Волшебные превращения геометрических фигур (сгибание, разрезание, вырезание)»: Учить детей вырезать по контуру геометрические фигуры, из квадрата делать круг, а из прямоугольника делать овал, из треугольника делать многоугольник; учить сгибать фигуры, ровняя стороны; учить сгибать пополам.
Занятие 6
«Кошкин дом»: Учить составлять аппликацию из геометрических фигур, предварительно их вырезав; закреплять знания о геометрических фигурах, развивать умение составлять композицию, правильно расположив её на листе.
Занятие 7
«Деление целого на части», « Волшебные пазлы»: Познакомить с пазлами, показать, как их нужно складывать. Учить собирать пазлы из 6-12 частей.
Занятие 8
«Осенний урожай»: Сделать пазлы самостоятельно, разрезав картинку на несколько частей. Закреплять умение работать ножницами, разрезать по контуру.
Ноябрь
Занятие 9
«Порядковый счёт», «Что такое «порядок»?»: Объяснить, что такое «порядок числа», расставить числа по порядку, познакомить с порядковыми числами.
Занятие 10
«Интересные слова «между», «за», «после», «перед»»: Закреплять умение ориентироваться в пространстве, закреплять умение строиться друг за другом, называя себя по порядку. Уметь называть своё местоположение относительно других.
Занятие 11
«Какой? Сколько?»: Закреплять знания детей о порядке и количестве, уметь Называть по порядку и считать количество предметов.
Занятие 12
«По порядку рассчитайся!»: Закреплять умения детей рассчитываться по порядку.
Декабрь
Занятие 13
«Ориентирование на плоскости (на листе бумаги)», «Ориентирование на листе»: Познакомить детей с ориентированием на листе. Дать представление о левом и правом углах, нижних и верхних углах, левой и правой стороне листа.
Занятие 14
«Аппликация на листе»: Развивать самостоятельность, ориентирование на листе, умение располагать в центре композицию, умение самостоятельно вырезать части композиции, продолжать формировать навык аккуратной работы.
Занятие 15
«Лесенка»: Развивать графические навыки детей, умение ориентироваться на листе бумаги, находить «верх, низ, лево, право» на листе бумаги, выполнять графические задания.
Занятие 16
«Рисование фигур по точкам»: Развивать графические навыки детей. закреплять представление о геометрических фигурах. Закреплять умение ориентироваться на листе бумаги.
Январь
Занятие 17
«Ориентирование в пространстве», «Левая и правая рука»: Закрепление знаний о левой и правой стороне человека. Развивать ориентирование относительно себя, относительно правой и левой руки. Познакомить с «зеркальным отражением»
Занятие 18
«Близко – далеко. Ох, ориентироваться как нелегко»: Развивать умение ориентироваться в пространстве, умение называть расположение предмета относительно других предметов.
Февраль
Занятие 19
«Ориентирование во времени», «Сутки. Часы. Минутки»: Расширять знания детей о времени суток, порядке его наступления.
Занятие 20
«Дни недели»: Познакомить детей с днями недели, их порядком и названием каждого дня. Объяснить, почему именно так.
Занятие 21
«12 месяцев»: Знакомство с месяцами, их порядком в году. Ввести понятие «календарь»
«Время года. Сезоны»: Познакомить детей с понятием «сезоны», рассказать, сколько их.
Занятие 22
«Измерительные приборы: линейка, весы, часы»», «Знакомство с часами»: Познакомить детей с часами, рассказать об их значении, рассказать, какие виды часов бывают.
Март
Занятие 23
«Весы. Их использование»: Познакомить детей с весами, рассказать, какие бывают весы и их значение. Дать понятие «вес»
Занятие 24
«Какие бывают линейки»: Познакомить детей с линейкой, рассказать о её значении.
Занятие 25
«Рисуем по линейке»: Учить проводить прямые линии и рисовать по линейке. Развивать умение рисовать фигуры, используя линейку.
Апрель
Занятие 26
«Королевство цифр», «Пишем цифры: 0,1,2,3»: Развивать мелкую моторику рук. Учить детей писать цифры, знать состав числа и порядок нахождения в линейке цифр.
Занятие 27
«Пишем цифры: 4,5,6»: Развивать мелкую моторику рук. Учить детей писать цифры, знать состав числа и порядок нахождения в линейке цифр.
Занятие 28
«Пишем цифры: 7,8,9»: Развивать мелкую моторику рук. Учить детей писать цифры, знать состав числа и порядок нахождения в линейке цифр.
Занятие 29
Занятие «Расставь числа по порядку»: Развивать умение расставлять числа по порядку.
Календарно-тематическое планирование для детей 6-7 лет.
Сентябрь
Занятие 1
«Где находится предмет?»
Цель: развивать умение определять расположение предмета в пространстве
Занятие 2
«Посчитай и обозначь цифрой»
Цель: закреплять умение соотносить количество предметов с соответствующей цифрой.
Занятие 3
«Раздели на группы»
Цель: развивать умение делить множества на части, в которых элементы отличаются каким-либо признаком, объединять части в целую группу, дополнять, удалять из множества части.
Занятие 4
«Засели домики»
Цель: закрепление знаний по образованию чисел, навыков количественного счета в пределах 10.
Октябрь
Занятие 5
«Какой по счету?»
Цель: закрепление навыков порядкового счета, уточнение представлений о взаимном расположении предметов в ряду: слева, справа, до, после, между, перед, за, рядом.
Занятие 6
«Какое число больше?»
Цель: развивать умение сравнивать смежные числа.
Занятие 7
«Найди нужный предмет»
Цель: упражнять в подборе предметов по слову, обозначающему форму.
Занятие 8
«Раздели на части»
Цель: уточнение приемов деления предметов на две, четыре и восемь равных частей; установление отношения целого и части.
Ноябрь
Занятие 9
«Чего больше?»
Цель: сравнение и измерение длины предметов (отрезков прямых линий) с помощью условной меры (бумаги в клетку). Развитие понимания результата измерения длины от величины меры
Занятие 10
«Больше или меньше?»
Цель: закреплять знания о знаках: “<”, “>”, развивать умение обозначать количество предметов знаками.
Занятие 11
«Мы исследователи»
Цель: развивать умение измерять объем жидких и сыпучих веществ с помощью условной меры. Развитие понимания зависимости результата измерения объема от величины меры.
Занятие 12
«Назови фигуру и ее свойства. Сложи узор из счетных палочек».
Цель: развитие представлений о геометрических фигурах. Сравнение, зарисовка, видоизменение фигур; моделирование фигур из частей и палочек.
Занятие 13
«Магазин»
Цель: продолжать знакомить с монетами различного достоинства.
Занятие 14
«Создай картину»
Цель: развитие ориентировки на плоскости (лист бумаги, доска, страница книги, тетради). Уточнение понятий: вверху – внизу, слева – справа, выше – ниже, правее – левее, правый верхний угол, левый нижний угол, в середине, во круг и т.д.
Занятие 15
«Который час?»
Цель: развивать умение определять время по часам. февраль
Занятие 16
«Двигаемся по команде»
Цель: развивать умение изменять направление движения по заданию педагога.
Упражнять в воспроизведении движений по названному числу.
Занятие 17
«Что за чем следует?»
Цель: развивать умение увеличивать и уменьшать число на один, обозначать цифрой.
Занятие 18
«Займи свое место»
Цель: Развивать умение ориентироваться в пространстве с помощью плана групповой комнаты.
Занятие 19
«Угадай сколько, если в правой руке… то в левой …»
Цель: Продолжать развивать умения моделировать отношений между числами числового ряда.
Занятие 20
«Назови слова с противоположным значением»
Цель: закрепление понятий: широко- узко, далеко – близко, выше-? Меньше-? Прибавить -? Длинный-? Толстый-? и т.д.
Занятие 21
«Измерь»
Цель: развивать умение измерять длину отрезка с помощью мерки (мерка равна длине 2 клеток).
Занятие 22
«Сравни»
Цель: упражнять в сравнении смежных чисел, используя знаки <, >.
Занятие 23
«Сколько нас без одного?»
Цель: продолжать развивать умение составлять арифметические задачи и понимать смысл того, к каким количественным изменениям приводит практические действия с предметами, о которых говорится в задаче. апрель
Занятие 24
«Реши задачу»
Цель: закрепление знания структуры задачи (понятия: условие, вопрос). Придумывание задач детьми; решение задач используя цифры и математические знаки.
Занятие 25
«Найди спрятанную игрушку»
Цель: умение ориентироваться в пространстве с помощью плана групповой комнаты. находить спрятанную игрушку.
Занятие 26
«Что за чем следует»
Цель: закреплять знание времен года, месяцев и дней недели
Занятие 27
«Составь задачу и запиши»
Цель: развивать умение составлять и решать арифметические задачи в одно действие на сложение и вычитание. Знакомство со способами вычислений. Запись задач с использованием цифр и арифметических знаков (+, -, =).
Занятие 28
«Опыты с кольцом и листом Мебиуса»
Цель: познакомить со свойствами геометрических фигур, полученных в результате их деформации.
Занятие 29
«Разделите на 2 равные группы».
Цель: развивать умение работать в парах, следить за выполнением задания.
Занятие 30
«Заблудившиеся цифры» (модель логического древа (две ветки).
Цель: продолжать развивать умения моделировать отношений между числами числового ряда при помощи моделей типа логического древа.
Занятие 31
«Запиши при помощи цифр»
Цель: развивать умение составлять числовое выражение при помощи цифр и знаков.
Занятие 32
Развлечение «Юные математики»
Цель: закрепление изученного материала.
2.2. МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ.
Дидактические игры по формированию математических представлений
Игры с цифрами и числами («Количество и счет»)
«Считай не ошибись!»
Цель: Усвоение порядка следования чисел натурального ряда, упражнение в прямом и обратном счете.
Оборудование: Мяч.
Ход: Перед началом игры детям сообщается в каком порядке они будут считать (в прямом или обратном). Затем бросается мяч и называется число. Тот, кто поймал мяч, продолжает считать дальше. Игра проходит в быстром темпе, задания повторяются многократно, чтобы дать возможность как можно большому количеству детей принять в ней участие.
«Кто быстрее»
Цель: Закреплять умение соотносить цифру с количеством предметов, умение составлять числовой ряд, находить предыдущее и последующее число. Тренировать мыслительные операции- анализ и сравнение, развивать внимание.
Оборудование: Карточки с цифрами.
Ход: Дети делятся на две команды. Каждая команда подходит к отдельному столу, на котором рубашкой кверху лежат карточки с цифрами. В зависимости от количества детей в командах числа на карточках могут быть такими: 1,3,5,7- у одной команды и 2,4,6,8 - у другой команды (либо 1,2,3,5,6,7 и т.п.).
По сигналу воспитателя дети каждой команды должны построиться по порядку. Команды могут располагаться напротив друг друга.
Каждой команде задается вопрос:
-Каких чисел не хватает в другой команде?
-Почему вы считаете, что не хватает, например, числа 4? (Потому что за числом 3, идет 4, либо потому что между числами 3 и 5 должно стоять число 4, либо перед числом 5 должно стоять число 4).
«Разложи лекарства»
Цель: Закрепить порядковый и количественный счет до (например, 8), закреплять умение соотносить цифру с количеством предметов. Повторить свойства предметов, форму геометрических фигур, актуализировать умение выражать свойства предметов в речи.
Оборудование: Фигуры разной формы, цвета и размера.
Ход: Дети садятся за столы, на которых для каждого имеются геометрические фигуры, лежащие вперемешку.
Воспитатель рассказывает, что девочка, которая любит играть в больницу, поручила детям выдать больным куклам таблетки.
Воспитатель, показывает детям карточку с цифрой 4, говорит:
-Возьмите вот столько не желтых таблеток.
Дети выбирают 4 фигуры желтого цвета, но разной формы.
Игры с цифрами и числами («Количество и счет»)
«Считай не ошибись!»
Цель: Усвоение порядка следования чисел натурального ряда, упражнение в прямом и обратном счете.
Воспитатель показывает карточку с цифрой 7, говорит:
-Возьмите столько же не квадратных таблеток.
Дети выбирают 7 фигур разного цвета и разной формы.
Воспитателем могут задаваться вопросы следующего содержания:
-Сколько всего кукол- пациентов находиться в больнице, если каждой кукле доктор прописал по 1 таблетке? (показывает цифру 8)
-Сколько таблеток треугольной формы надо для 3 больных кукол?
Игры путешествие во времени («Ориентировка во времени»)
«Живая неделя»
Цель: Закрепление названий дней недели и их последовательности.
Оборудование: Кружки разного цвета (цвета радуги).
Ход: Для игры к доске вызываются 7 детей, пересчитываются по порядку и получают кружочки разного цвета, обозначающие дни недели. Дети выстраиваются в такой последовательности, как по порядку идут дни недели. Затем игра усложняется. Дети строятся с любого другого дня недели.
«Было-будет»
Цель: Уточнение и закрепление представлений детей о прошлом, настоящем и будущем времени.
Ход: Дети слушают стихотворение и определяют, о чем в нем говорится словами было или будет.
1.Ласточки пропали,
А вчера зарей
Все грачи летали
Да, как сеть, мелькали
Вон над той горой… (было)
2.Уронили мишку на пол,-
Оторвали мишке лапу….(было)
3.На улице две курицы
С петухом дерутся,
Две маленькие девочки
Смотрят и смеются….(есть)
Затем взрослый и ребенок придумывают и загадывают друг другу загадки. Отгадчик должен сказать: было это или будет.
Например: Мы ездили на дачу, собирали грибы (было). Завтра у нас будет елка. И т.д.
Игры на ориентирование в пространстве
«Продавцы»
Цель: Закрепить знания о свойствах предметов. Закрепить знания о направлениях «право», «лево».
Оборудование: Геометрические фигуры разного цвета и размера. На доске нарисованы полки магазина.
Ход: На столах детей наборы геометрических фигур.
«В магазин завезли товар и продавцам нужно расставить его на полках так, чтобы на одной полке располагался чем-либо похожий товар.
-На полку справа поставьте желтые предметы, на полку слева-красные.
-Назовите все, что поставили на полку справа (слева).
-На верхнюю полку поставьте большой квадрат, слева от него большой круг, справа - большой треугольник.
Детям даются разные задания расстановки фигур используя слова «право», «лево».
«Соседи»
Цель: Закрепить пространственные представления.
Оборудование: Рисунок 3-х этажного дома, по 3 окна на каждом этаже. Изображения: 9 сказочных героев на магнитах.
Ход: Крокодил Гена и Чебурашка построили дом для друзей, помогите им найти свои квартиры.
-Незнайка живет в квартире, которая находится на 2 этаже в центре. Дети находят окно и прикладывают изображение Незнайки к окну.
-Красная шапочка живет в квартире над квартирой Незнайки.
-Винни Пух - в квартире под квартирой Незнайки.
-Пятачок - слева от Винни Пуха. И т.д. Пока не заполнятся все квартиры.
«Сделай коврик цветным»
Цель: Закрепить умение ориентироваться на плоскости (на листе).
Оборудование: Прямоугольный лист бумаги, на котором нарисованы контуры геометрических фигур в углах и в центре.
Ход: Воспитатель: Сегодня мы с вами будем раскрашивать коврик. Фигуру, которая нарисована в правом верхнем углу раскрасить красным цветом; фигуру, в левом нижнем углу раскрасить желтым цветом; фигуру, в правом нижнем углу раскрасить синим цветом; фигуру, в центре - зеленым; фигуру, в левом верхнем углу - оранжевым цветом.
2 вариант - рисование фигур на чистом листе по заданию воспитателя.
«Найди игрушку»
Цель: Закрепить умение ориентироваться в пространстве по заданию.
Оборудование: Письмо от Карлсона с инструкциями, игрушки.
Ход: Воспитатель: Ночью, когда в группе никого не было, к нам прилетел Карлсон и принес подарок. Но он любит шутить, поэтому он спрятал игрушки, а в письме написал, как их можно найти.
Далее воспитатель читает инструкции из письма. «Надо встать перед столом, пройти 3 шага вправо и т.д.» Дети выполняют задание и находят игрушку.
Игра может усложняться тем, что в письме дается не описание местонахождения игрушки, а только схема. По схеме дети должны определить, где находится спрятанный предмет.
Игры с геометрическими фигурами
«Геометрическая мозаика»
Цель: Закрепление знаний о геометрических фигурах, развитие внимания и воображения.
Оборудование: Наборы фигур.
Ход: Дети делятся на команды в соответствии с уровнем умений и навыков. Командам даются задания разной сложности.
Например:
-Составление изображения предмета из геометрических фигур
(работа по готовому образцу)
-Работа по условию (собрать фигуру человека)
-Работа по собственному замыслу.
Каждая команда получает одинаковые наборы геометрических фигур. Дети самостоятельно договариваются о способах выполнения задания, о порядке работы. Каждый играющий в команде по очереди участвует в преобразовании геометрической фигуры, добавляя свой элемент, составляя отдельный элемент предмета из нескольких фигур. В заключении дети анализируют свои фигуры, находят сходства и различия в решении конструктивного замысла.
«Разложи по коробкам»
Цель: Повторить формы геометрических фигур, закрепить умение определять форму предметов окружающей обстановки.
Оборудование: Коробочки с нарисованными на них геометрическими фигурами. Карточки с нарисованными предметами.
Ход: Детям раздаются карточки с нарисованными предметами. Дети определяют форму предмета и кладут карточку в коробку с подходящей фигурой.
Величина
«Сок на завтрак»
Цель: Закрепить сравнение предметов по высоте, закреплять умение составлять равные группы предметов и обосновывать их равенство с помощью общего правила.
Оборудование: Столбики разной высоты и цвета (стаканы сока). 2 одинаковых круга (подносы)
Ход: В детском саду готовят завтрак, наливают сок в стаканы. Например: красный - морковный, желтый - апельсиновый, зеленый- яблочный, синий- сливовый.
Воспитатель просит поставить стаканы на 2 подноса так, чтобы получились равные наборы стаканов с соком.
-Как вы будете это делать?
Дети с помощью воспитателя проговаривают алгоритм:
-Находим пару одинаковых стаканов, один стакан ставим на один поднос, а другой такой же стакан - на другой поднос.
-Чем отличаются стаканы? (Цветом и высотой)
-Какие стаканы можно назвать одинаковыми? (Стаканы, у которых одинаковый цвет и одинаковая высота)
-Как будем сравнивать стаканы по высоте? (поставим 2 стакана рядом на ровную поверхность и посмотрим на верхний край, если верхние края двух стаканов совпадают, то они равны по высоте).
Занятие по математике «Весёлый счёт»
Цели и задачи:
- закрепление знаний детей о количественном и порядковом счете и названия геометрических фигур;
-умение находить последующее и предыдущее число от названного и обозначенного;
-продолжать учить соотносить цифру с количеством предметов;
-учить сравнению и уравниванию двух групп предметов, составлению геометрических фигур из счетных палочек;
- учить соотносить цифру с количеством звуков;
- закрепить умение ориентироваться в пространстве на листе бумаги: слева, справа, вверху, внизу.
- закрепить название частей суток, времени года.
- развивать любознательность, память, логическое мышление, интерес к математике;
Демонстрационный материал и оборудование: Совушка-Сова, геометрические фигуры, сундучок медальками.
Раздаточный материал: счетные палочки, цифры от 1 до 5, фигуры;
Ход занятия:
Воспитатель: Наше сегодняшнее путешествие сказочное, мы отправляемся с вами в страну Математики. И я предлагаю вам отправиться в нее с помощью волшебства. Я знаю волшебные слова:
«Ножкой топнем, в ладоши хлопнем, вокруг себя повернемся, дружно за руки возьмемся, глаза закроем, скажем: «Ах!» и окажемся в гостях.
Посмотрите, кто это нас встречает? (Сова)
Воспитатель: Правильно, это совушка-сова, умная голова! Она, дети повелитель страны Математики. Вам предстоит во время путешествия выполнить разные задания, а сова будет следить за тем, как вы эти задания будете выполнять. Ну, что в путь!
А вот и первое испытание — нам нужно отгадать загадки!
1-ое задание:
Загадки:
1. Солнце яркое встаёт,
Петушок в саду поёт,
Наши дети просыпаются
В детский садик собираются!
- Когда это бывает? (утром)
2. Солнышко уже давно,
Смотрит ласково в окно.
Поиграли, почитали
и немножечко устали.
На прогулку мы идем.
Происходит это? … (днем)
3. Наигралась детвора.
Расставаться нам пора.
Вот уже и мы с тобой
возвращаемся домой.
Огни мелькают словно свечи,
Все ответят это? (вечер)
4. Спят медведи и слоны
Заяц спит и ёжик,
Все вокруг уснуть должны
Наши дети тоже.
-Что это за время суток? (ночь)
Воспитатель: Значить сколько частей в сутках? (Четыре) Какие части суток? (утро, день, вечер, ночь). Молодцы!
2-ое задание:
Воспитатель: Сколько всего времен года? (Четыре) Назовите их. Сейчас какое время года? (Весна). Назовите весенние месяцы (март, апрель, май)
Воспитатель: назовите дни недели. Вчера какой день недели был, а сегодня, завтра какой день недели будет. На второе задание ответили правильно, молодцы!
3-е задание: Игра «Скажи наоборот» с мячом.
Воспитатель: я называю слово и бросаю мяч, кто поймает, должен назвать слово наоборот: длинный- короткий, далеко- близко, большой- маленький, высокий- низкий, узкий- широкий, вверху- внизу, легкий- тяжелый, слева – справа, толстый- тонкий, день- ночь, пол- потолок, один- много, вчера- сегодня, белый- черный, небо- земля.
Воспитатель: Молодцы! С третьим заданием все справились.
4-ое задание: Дидактическая игра «Прямой и обратный счёт»
Воспитатель: А теперь у каждого у вас на тарелочках лежат цифры, они все перепутались. Помогите каждой цифре встать на своё место. Расставьте их по порядку от меньшего к большему (каждый ребенок индивидуально выкладывает числовой ряд при помощи цифр от 1 до 5).
Предлагаю посчитать числа по порядку, и обратно посчитали.
Воспитатель: А давайте проверим, какую цифру вы поставили между 3 и 5.
Между цифрами 3 и 5 стоит цифра? (4)
Воспитатель: Какую цифру вы поставили между 1 и 3?
Дети: Между 1 и 3 стоит цифра 2.
Воспитатель: Вы отлично справились с заданием. Теперь каждое число заняло нужное место в числовом ряду.
Воспитатель: А сейчас, ребята, давайте немного отдохнем. Выходите ко мне, становитесь в кружок!!!!
ФИЗМИНУТКА «Считай и делай»
Раз - подняться, потянуться,
Два - согнуться, разогнуться.
Три - в ладоши три хлопка.
Головою три кивка.
На четыре руки шире,
Пять - руками помахать,
Шесть - на место сесть.
Воспитатель: понравилась вам игра? Молодцы! А теперь садитесь за столы.
5-е задание: «Ориентировка на листе бумаги.»
Воспитатель: Дети сейчас мы с вами поиграем. У вас у каждого на столе стоят тарелочки с геометрическими фигурами и лист бумаги. У меня тоже они есть. Сейчас я буду выкладывать фигуры на доске, а вы должны выложить свои геометрические фигуры у себя на листе.
(Затем воспитатель поворачивается к детям спиной, выкладывает первую фигуру и определяет ее местоположение).
- Возьмите круг, какого он цвета (желтый) и положите его в середину листа. Давайте с вами вспомним и покажем правую руку. Хорошо вижу вы все знаете, тогда продолжим. Дальше будет чуть сложнее. Теперь возьмите квадрат, какого он цвета (Красный) положите в правом верхнем углу. Потом возьмите треугольник, какого он цвета (Синий) и положите его в левом нижнем углу. Молодцы ребята. Возьмём овал, какого он цвета (оранжевый), и положим его в правом нижнем углу. И у нас осталась последняя фигура, это прямоугольник, какого он цвета (зеленый), положите его в левом верхнем углу.
После окончания воспитатель может уточнить: какие фигуры положили? сколько фигур положили и куда положили.
6-е задание:
Воспитатель: посмотрите на доску, вы видите дома, они все одинаковые? (Нет). А чем они отличаются? (Высотой). Надо расставить дома от самого низкого до самого высокого. (Ребенок расставляет дома по высоте). Сколько всего домов? (5). На доску выставляются елочки. А елочки одинаковые? (Нет). Они тоже отличаются по высоте? (Да). Ребенок расставляет елочки от самой низкой до самой высокой. Сколько всего елочек? (4). Чего больше елочек или домов? (Домов). Как сделать, чтобы домов и елочек стало поровну? (Надо добавить еще 1 елочку). Сколько стало елочек? (5). Что можно сказать про дома и елочки? (Их стало поровну по пять).
Воспитатель: Молодцы, дети! С этим заданием вы тоже справились.
Воспитатель: Ну, а теперь последнее задание. Перед вами на столах счетные палочки. Отсчитайте 3 палочки и выложите треугольник. Теперь отсчитайте 4 палочки и выложите квадрат. Чем эти фигуры похожи? (У них есть углы). А чем они отличаются? (У треугольника 3 угла и три стороны, а у квадрата 4 угла и 4 стороны).
Воспитатель: Ну вот, вы ребята справились со всеми заданиями. Молодцы! Вам понравилось наше путешествие по стране Математике. Сове тоже понравилось, как вы выполняли все задания.
Воспитатель: Нам пора возвращаться обратно в детский сад. Скажем волшебные слова: «Ножкой топнем, в ладоши хлопнем, вокруг себя повернемся, закроем глаза и в садик вернемся» Вот мы и вернулись в детский сад. Я вручаю вам медали, которые передала вам Совушка- Сова Умная голова. На этом наше путешествие окончено.
Сценарий математического праздника «Считаем и играем»
Ход праздника:
Дети входят в группу под музыку, рассаживаются по местам, воспитатели помогают им. Музыка смолкает.
Ведущий:
Сегодня у нас математический праздник. Что вы ждете от праздника? Конечно, улыбок, шуток, песен, танцев, сюрпризов и подарков. Надеюсь, что надежды оправдаются. Наш праздник - не просто праздник, а праздник-игра.
Будут звучать загадки, стихи, интересные задания. А вы станете их отгадывать. Тот, кто выполнит сложное задание самым первым, получит красный «умик», другие дети, которые тоже выполнят задания, но не такое сложное и не так быстро, получат зеленый «умик». Старайтесь не мешать друг, другу. В конце игры мы подсчитаем, сколько у вас «умиков» чтобы порадоваться, что вы такие умные, находчивые, сообразительные. Условия игры всем понятны?
Дети: Понятны.
Ведущий: Вопросы есть?
Дети: Нет. (Если есть вопросы, разъяснить условия игры еще раз).
Ведущий: Сейчас я познакомлю вас с нашим жюри (Называет членов жюри) Они будут принимать ответы и награждать вас красными и зелеными «умиками». А теперь физкультурная пауза.
Дети выполняют физкультминутки:
Физкультминутка «Бабочка»
Утром бабочка проснулась
Улыбнулась, потянулась
Раз – росой она умылась,
Два – изящно покружилась,
Три – нагнулась и присела,
На четыре – улетела.
Физкультминутка «А теперь на месте шаг»
А теперь на месте шаг.
Выше ноги! Стой, раз, два!
Плечи выше поднимайте,
А потом их опускаем.
Руки перед грудью ставим
И рывки мы выполняем.
Десять раз подпрыгнуть нужно!
Скачем выше, скачем дружно!
Мы колени поднимаем –
Шаг на месте выполняем.
От души мы потянулись.
И на место вновь вернулись.
После окончания физкультминутки дети рассаживаются по местам.
Ведущий: Молодцы, ребята хорошо, а главное, все дружно выполняли. Посмотрим, так ли дружно вы сможете играть и отгадывать загадки. (Ведущий зачитывает загадку. Первый ребенок, отгадавший ее правильно, получает красный «умик»).
Загадки
1. Дали братьям теплый дом,
Чтобы жили впятером.
Брат большой не согласился
И отдельно поселился.
(Варежка)
2. Что за стол среди берез
Под открытым небом?
Угощает он в мороз
Птиц зерном и хлебом.
(Кормушка)
3. Дом построен для певца —
Без окошек, без крыльца.
(Скворечник)
4. Во дворе поставлен дом.
На цепи хозяин в нем.
(Будка)
5. Кто, ворочая усами,
Раскомандовался нами?
Можно есть! Пора гулять!
Умываться и в кровать!
(Часы)
6. Спал цветок, и, вдруг проснулся –
Больше спать не захотел.
Шевельнулся, встрепенулся,
Взвился вверх и улетел.
(Бабочка)
7. Братья в гости снарядились
Друг за друга уцепились
И помчались в путь далек,
Лишь оставили дымок.
(Поезд)
8. Заберется вогород
И давай над грядкой
Забивать капустой рот,
Грызть морковь украдкой:
Погрызет часок – другой
И стрелой летит домой!
(Заяц)
9. Хозяин лесной
Просыпается весной,
А зимой под вьюжный вой
Спит в избушке снеговой.
(Медведь)
10. Кто по елкам дружно скачет
И взлетает на дубы?
Кто в дупле орешки прячет,
Сушит на зиму грибы.
(Белка)
11. В луже место занимает
И ложится на бочок.
Пуговку напоминает
Розоватый пятачок.
(Поросенок)
12. У родителей и деток
Вся одежда из монеток
(Рыба)
13. Что же это за девица,
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьет,
А в иголках круглый год.
(Елка)
14. Под сосною у тропинки
Кто стоит среди травы?
Ножка есть, но нет ботинка.
Шляпка есть – нет головы.
(Гриб)
15. У какого дерева
На упругих ветках
Появились осенью
Колобки в беретках?
(Дуб)
16. Девочка Аленушка
Посадила зернышко
Летом выросло на грядке
Золотое солнышко.
(Подсолнух)
17. Железные избушки
Держатся друг за дружку.
Один большой
Тянет всех за собой.
(Поезд)
18. Я бываю выше дома
И легко одной рукой
Поднимаю груз огромный
Кто, скажите, я такой?
(Подъемный кран)
19. Сто историй вам расскажет,
В цирк вас пригласит на час,
Кинофильмы вам покажет –
Есть у каждого из нас.
(Телевизор)
20. На столе стеклянный пруд –
А рыбачить не дают.
(Аквариум)
Ведущий: А теперь я покажу вам картину. (Просит помощников принести картины). В каждом аквариуме плавают золотые рыбки и гуппи. Каких рыбок больше и на сколько? (Помощники показывают картины детям так, чтобы им удобно было их рассмотреть. Жюри наблюдает за тем, кто первый справился с заданием и поднял руку. Происходит вручение «умиков»).
Ведущий: Наши математики правильно и быстро пересчитали всех рыбок. Они так хорошо чувствуют себя в маленьком аквариуме, что им не страшно будет оказаться и в большом океане. Приглашаю вас поиграть в игры. (Дети выходят на середину. Все играют в игру «Море волнуется». Выигравшие фигуры получают по зеленому «умику).
Ведущий: Сейчас мы поиграем в игру «Веселый счет». Мы вам прочитаем стихотворение, которое называется «Веселый счет» (автор Морис Сендак). Слушайте внимательно, потому что; после стихотворения я задам вам вопрос на внимание.
Один. Остался Джо один
Сам себе он господин.
Два. В окошко мышь влетела
И в горшок залезть хотела.
Три. За бедной мышкой кошка
Следом прыгнула в окошко.
А четыре кто? Щенок!
Он вбежал и сел у ног.
Пять — старушка черепаха.
Завизжал щенок от страха!
Шесть. Явилась, как ни странно,
Почтальонша-обезьяна.
Семь. Влетела к ним ворона
И за нос схватила Джона.
Восемь — тигр! Страшный зверь
Распахнул в квартиру дверь!
Девять в дом вошел тайком
Черный дядька босиком.
Очень трудная загадка!
Как добиться здесь порядка?
Джонни думал и гадал,
А потом себе сказал:
— Догадался! Все понятно!
Буду я считать обратно.
Девять! — громко крикнул Джон. —
Черный дядька вышел вон.
Восемь! Тигра нет как нет.
Он исчез. Пропал и след.
Семь! Ворона улетела.
Хоть ужасно не хотела.
Шесть! Сбежала обезьяна,
С ней не стало и банана.
Пять! И быстро, как могла,
Черепаха уползла.
А четыре кто? Щенок!
Он и санки уволок.
Три! Схватила кошка мышь!
Нет, голубушка, шалишь!
Два! И мышка убежала!
Кошка мышь не удержала!
Снова дома Джон один -
Сам себе он господин.
Ведущий:А теперь задание для тех, кто слушал историю про Джона. Какие числа, из них здесь не участвовали в стихотворении?
Дети: 0 и 10. (Ответившие дети получают зеленые «умики»).
Ведущий: Теперь переходим к игре. Слушайте загадки, придумывайте отгадки, получайте «умики».
Какое число встречается в сказке о Царевне, которая заснула мертвым сном? (7 богатырей)
Какое число обозначает, сколько голов у Змея Горыныча? (3)
Какую цифру напоминают два сложенных вместе бублика?
Какая цифра похожа на висящий замок?
Какая цифра показывает, сколько ушей у большого слона? А у маленького слоненка?
Если цифра 6 перевернется, что случится?
Какая цифра похожа на стойкого оловянного солдатика?
Какую цифру пишет учитель в тетрадке отличника?
Если эту цифру перевернуть, то получится прекрасный стульчик для куклы.
1. Белка на елке грибочки сушила,
Песенку пела и говорила:
«Мне зимой не знать хлопот,
Потому что есть грибок:
Белый, рыжик, два масленка,
Три веселеньких опенка.
Подосиновик велик,
Этим он и знаменит
А лисичек ровно шесть.
Ты попробуй все их счесть!»
2. Яблоки с ветки на землю упали.
Плакали, плакали, слезы роняли
Таня в лукошко их собрала,
В подарок друзьям своим
Два Сережке, три Антошке,
Катерине и Марине,
Оле, Свете и Оксане,
Самое большое - маме.
Говори давай скорей,
Сколько Таниных друзей?
3. Скоро праздник. Новый Год,
Встанем в дружный хоровод.
Звонко песенку споем,
Всех поздравим с этим днем.
Приготовим всем подарки,
Этот праздник очень яркий.
Кате, Маше и Аленке
Мы подарим по Буренке,
А Андрюше и Витюше -
По машине и по груше.
Саша будет рад Петрушке
И большой цветной хлопушке.
Ну а Танечке - Танюше -
Бурый мишка в сером плюше.
Вы, друзья, гостей считайте
Имена их называйте.
4. С неба звездочка упала,
В гости к детям забежала.
Две кричат во след за ней:
«Не забудь своих друзей!»
Сколько ярких звезд пропало,
С неба звездного упало?
5. Дождик, лей веселей!
Теплых капель не жалей!
Пять Сережке, три Антошке,
Две Валюшке и Катюше.
А для мамы и для папы
Сорок будет маловато.
Ну а вы друзья считайте,
Сколько капель отвечайте!
6. Мы с мамой в зоопарке были,
Зверей с руки весь день кормили.
Верблюда, зебру, кенгуру
И длиннохвостую лису.
Большого серого слона
Увидеть я едва смогла.
Скажите мне скорей, друзья,
Каких зверей видала я?
А если их вы счесть смогли,
Вы просто чудо! Молодцы!
Ведущий:Игра окончена. Объявляю Физкультурную паузу. (Дети выполняют физкультминутки).
Физкультурная пауза «Медведь»
Наш мишутка потянулся,
Раз – нагнулся, два – нагнулся.
Лапы в стороны развел –
Видно меду не нашел.
Мишка в улей влез и вот
Каплет с лапы сладкий мед:
Кап! Кап! Кап! Кап!
А часы идут, идут
Тик-так, тик-так,
В доме кто умеет так?
Это маятник в часах,
Отбивает каждый такт
А в часах сидит кукушка,
У неё своя избушка.
Прокукует птичка время,
Снова спрячется за дверью,
Стрелки движутся по кругу.
Не касаются друг друга.
Повернёмся мы с тобой
Против стрелки часовой.
А часы идут, идут,
Иногда вдруг отстают.
А бывает, что спешат,
Словно убежать хотят!
Если их не заведут,
То они совсем встают.
Ведущий: Зарядка помогла вам, ребята, отдохнуть. Внимание! Прошу внести загадочные лототроны. Сейчас мы поиграем в игру «Наоборот».(Помощники с лототроном проводят игр. По очереди достают записку. Помощник ее читает. Ребенок быстро подбирает слово с противоположным значением, называет его, получает «умик» и становится в конец цепочки. Чтобы игра проходила быстро, на обдумывание дается ограниченное время. Все считают хором: один, два, три. Если слово не прозвучало, записку возвращают в лототрон, а ребенок остается без награды и становится в конец цепочки. Во время игры может тихо звучать музыка).
Ведущий: Игра закончена. Прошу всех занять свои места. Внимание! Наступает самый ответственный момент — последнее задание. Подсчитайте, пожалуйста, красные и зеленые «умики». Красный «умик» дает 2 очка. Зеленый «умик» - одно очко. (Помощники, воспитатели, ассистенты помогают детям сделать подсчеты).
Ведущий: Все загадки отгаданы, игры сыграны, но весь год мы старались и в повседневной жизни, на занятиях по математике. Давайте заглянем в нашу математическую копилку и посмотрим, сколько, кто набрал бонусов. (Подводим результаты, вручаем призы).
Ведущий: Все! Все призы получены. Жаль расставаться с праздником. До новых встреч!
2.3. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Общеобразовательная программа дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» под редакцией Н. Е. Вераксы,Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой – М.: Мозаика-Синтез, 2014.
2. Колесникова Е.В. Математика для детей 4-5 лет: Методическое пособие к рабочей тетради.
3. Кузнецова Е.В. Учимся, играя. Занимательная математика для малышей,
в стихах. – М.: ИРИАС, 2006
4. Носова Е.А. Логика и математика. СПб., Детство-ПРЕСС,2002
5. Михайлова З.А., Иофе Э. Н. Математика от трех до семи. СПб.: Детство- ПРЕСС, 2001.
6. Светлова И. Сравни и измерь. М., 2001.
7. Арапова-Пискарева Н.А. Формирование элементарных математических представлений. Мозаика – Синтез, 2010.
8. Помораева И.А., Позина В.А. Занятия по формированию элементарных математических представлений. Мозаика – Синтез, 2012.
9. Алябьева Е.А. Развитие логического мышления и речи детей 5 - 8 лет. М., 2007.
10. Новикова В.П. Математика в детском саду. М: Мозаика – Синтез, 2007.
11. Зайцев В.В. Математика для дошкольников. Волгоград, Учитель 2003.
12. Колесникова Е.В. Математика для дошкольников 5–6 лет. М.: ГНОМ и Д, 2001.
13. Шевелев К. В. Дошкольная математика в играх. М., 2005.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеразвивающая программа для детей старшего дошкольного возраста «Ручной труд»
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение № 190 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому направлению развития воспитанников...

Дополнительная общеразвивающая программа для детей дошкольного возраста «Почемучки» (возраст детей 4-5 года)
Цель: расширить знания детей об окружающем мире, посредством экспериментальной деятельности; способствоватьразвитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятель...

Дополнительная общеразвивающая программа для детей старшего дошкольного возраста «Считалочка» (занимательная математика с элементами логики)
Главная цель – вырастить детей умеющими думать, хорошо ориентироваться во всем, что их окружает, правильно оценивать различные ситуации, с которыми они сталкиваются в жизни, принимать самостояте...

Дополнительная общеразвивающая программа для детей старшего дошкольного возраста «Считалочка» (занимательная математика с элементами логики)
Главная цель – вырастить детей умеющими думать, хорошо ориентироваться во всем, что их окружает, правильно оценивать различные ситуации, с которыми они сталкиваются в жизни, принимать самостояте...

Дополнительная общеразвивающая программа для детей по кружковой деятельности «Волшебные ладошки» для детей младшего дошкольного возраста
Дошкольный возраст характеризуется возрастающей познавательной активностью, интересом к окружающему миру, стремлением к наблюдению, сравнению, способностью детей осознавать поставленные перед ними цел...

Дополнительная общеразвивающая программа для детей «Фитнес для детей»
Программа «Фитнес для детей» направлена на укрепление здоровья дошкольников, обеспечение оптимальной двигательной активности детей, повышение уровня привлекательности занятий физической ку...

Дополнительная общеобразовательная программа - дополнительная общеразвивающая программа для детей дошкольного возраста (5-6 лет) с ТНР художественной направленности «Необычное в обычном» (32 часов)
Пояснительная записка Программа «Необычное в обычном» разработана согласно федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного о...