Дополнительная общеразвивающая программа для детей старшего дошкольного возраста «Считалочка» (занимательная математика с элементами логики)
рабочая программа по математике (старшая, подготовительная группа)

Кокорина Елена Геннадьевна

Главная цель – вырастить детей умеющими думать, хорошо ориентироваться во всем, что их окружает, правильно оценивать различные ситуации, с которыми они сталкиваются в жизни, принимать самостоятельные решения.

В старшем дошкольном возрасте освоение математического содержания направлено,  прежде всего, на развитие познавательных  и творческих способностей детей, умение обобщать, сравнивать, выявлять и устанавливать закономерности, связи и отношения, решать проблемы, выдвигать их, предвидеть результат и ход решения творческой задачи.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_matematike_kokorina_buldygerova.docx231.55 КБ

Предварительный просмотр:

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

г. ИРКУТСК

АДМИНИСТРАЦИЯ

КОМИТЕТ ПО СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ И КУЛЬТУРЕ

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ

(ДО КСПК)

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

города Иркутска детский сад № 58

664049, г. Иркутск, микрорайон Юбилейный дом 59, тел. 46-14-06

Рассмотрено

на заседании педагогического совета

протокол № 1от 29.08.2019 г.

Утверждена

приказом заведующего

от 30.08.2019 г. № ОД-2019-112/4

 

Дополнительная общеразвивающая программа

для детей старшего дошкольного возраста

«Считалочка»

(занимательная математика с элементами логики)  

Разработчики:

Воспитатели МБДОУ № 58

Булдыгерова С.П.

Кокорина Е.Г.

Иркутск 2019 г.

Содержание:

Пояснительная записка

I.Актуальность

II.Методы и приемы обучения детей элементам математики

III. Цели и задачи

IV.Ожидаемые результаты

V.Содержание изучаемого курса

1.Структура программы

2. Сроки реализации программы

3. Форма и режим организации образовательного процесса

4. Оснащение программы

5. Педагогическая поддержка ребенка 5-6 лет в логико-математическом развитии

6. Педагогическая поддержка ребенка 6-7 лет в логико-математическом развитии

VI.Глоссарий

VII.Список литературы

VIII. Приложение № 1

Перспективное планирование занятий по занимательной математике и логике детей 5-7 лет

Приложение № 2 Конспекты занятий

Приложение № 3  Памятка  для  воспитателя.                                

Приложение № 4 Консультации   для   родителей.

Нормативно - правовые документы, на основании которых разработана дополнительная образовательная программа:

  1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации (статья 75, статья 12, часть 4, пункт 5);
  2. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 11.12.2006 г. №06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»;
  3. Устав МБОУ гимназии №1;
  4. Положение о структуре, порядке разработки и утверждения дополнительных образовательных программ МБОУ гимназии №1;
  5. Авторская программа Л. Г. Петерсон «Раз ступенька, два ступенька»

Направленность Программы

Дополнительная образовательная программа «Раз ступенька, два ступенька» имеет социально-педагогическую направленность.

Пояснительная записка

Обучению дошкольников началам математики должно отводится важное место. Это вызвано целым рядом причин: началом школьного обучения, обилием информации, получаемой ребенком, повышением вниманию к компьютеризации, желанием сделать процесс обучения более интенсивным.

Главная цель – вырастить детей умеющими думать, хорошо ориентироваться во всем, что их окружает, правильно оценивать различные ситуации, с которыми они сталкиваются в жизни, принимать самостоятельные решения.

В старшем дошкольном возрасте освоение математического содержания направлено,  прежде всего, на развитие познавательных  и творческих способностей детей, умение обобщать, сравнивать, выявлять и устанавливать закономерности, связи и отношения, решать проблемы, выдвигать их, предвидеть результат и ход решения творческой задачи.
В старшем возрасте дети проявляют повышенный интерес к выполнению арифметических действий с числами, к знаковым системам, моделированию, к самостоятельности в решении творческих задач и оценке результата.
В содержании обучения преобладают логические задачи, ведущие к познанию закономерностей, простых алгоритмов. Освоение математического содержания направлено, прежде всего, на развитие познавательных и творческих способностей детей, таких как умение, обобщать, сравнивать, выявлять и устанавливать закономерности, связи и отношения, решать проблемы, выдвигать их, предвидеть результат и ход решения творческой задачи.
Математика является одним из наиболее сложных школьных предметов и задачей программы является, насколько это возможно, подготовить детей к последующему усвоению систематизированного курса математики.

Знакомство детей с новым материалом осуществляется на основе деятельностного подхода, когда новое знание не дается в готовом виде, а постигается ими путем самостоятельного анализа, сравнения, выявления существенных признаков.

Суть математики по методике "Стосчёт Зайцева" состоит в том, что ребёнку предлагают увидеть сразу все числа от 0 до 99, то есть всю сотню сразу. Причём всё это представлено в виде стройной системы, демонстрирующей не просто количество, но и состав числа.
Ребёнок сразу видит, сколько десятков и единиц составляет каждое число, начинает предметно ощущать количество. Технология «Стосчет» затрагивает 3 сенсорные области: слуховую, зрительную и тактильную. Там, где работают со «Стосчетами», не проходят цифру за цифрой, не изучают состав десятка, переход через десяток.

Эффективность методики Н. А. Зайцева «Стосчет»: 
• обучение ведется с огромным опережением без принуждения;
• способствует общему интеллектуальному развитию ребенка.
• формирует математический стиль мышления, которому характерны четкость, краткость, расчлененность, точность и логичность мысли, умение пользоваться символикой;

• она экологична, то есть является здоровьесберегающей технологией.

Успешное обучение детей в начальной школе зависит от уровня развития мышления ребёнка, умения обобщать и систематизировать свои знания, творчески решать различные проблемы.
Развитое математическое мышление не только помогает ребёнку ориентироваться и уверенно себя чувствовать в окружающем его современном мире, но и способствует  его общему умственному  развитию. Отсюда вытекает основное требование к форме организации обучения и воспитания- сделать занятия по формированию элементарных математических представлений максимально эффективными для того, чтобы на каждом возрастном этапе обеспечить ребёнку максимально доступный ему объём знаний и стимулировать поступательное интеллектуальное развитие.


Развитие познавательных процессов у детей дошкольного возраста.

Важной составляющей программного материала по развитию элементарных математических представлений у дошкольников является специально разработанная совокупность заданий содержательно-логического характера, направленных как на более осмысленное усвоение математического содержания, так и на развитие у детей основных познавательных процессов.
Успешное обучение детей в школе зависит от уровня развития познавательных процессов (мышление, память, внимание, воображение). Остановимся на этом подробнее.
 Особое внимание уделяется работе, направленной на развитие произвольного внимания, так как от уровня его развития зависит успешность и чёткость работы сознания, а, следовательно, и осознанного восприятия изучаемого математического материала. Естественно, что все задания и их последовательность подчинены дидактическому требованию постепенного усложнения и в итоге подводят к успешному развитию произвольного внимания, которое служит основой развития других познавательных процессов. Ребёнок должен находить отличия между предметами, выполнять самостоятельно задания по предложенному образцу, находить несколько пар одинаковых предметов.

Среди заданий на развитие памяти в дошкольном возрасте предпочтение отдаётся зрительным и слуховым диктантам и упражнениям, в содержании которых используются математические символы, записи, термины, геометрические фигуры и их расположение на листе бумаги. Большое значение в развитии словесно-логической памяти имеют дидактические игры, предполагающие развитие у детей приёмов смысловой группировки представленных слов или словосочетаний.

Таким образом, ведущей методической линией является организация разнообразной математической деятельности, в результате которой идёт накопление элементарных математических   представлений и активное развитие основных познавательных процессов у детей, приоритетных среди которых являются воображение и мышление. Именно поэтому большое внимание уделяется развитию таких мыслительных операций, как сравнение, анализ и синтез, обобщение, классификация, аналогия.
Анализ-это процесс, расчленения целого не части, а также установление связей, отношений между ними.

Синтез- это процесс мысленного соединения в единые целые части предмета или его признаков, полученных в процессе анализа. Анализ и синтез неразрывно связаны друг с другом и являются одним из основных мыслительных операций.

Сравнение- мысленное установление сходства и различия предметов по существенным или несущественным признакам.

Ребёнок старшего дошкольного возраста должен уметь сравнивать, выделяя сначала наиболее существенные признаки сходства и различия, а также видеть разницу между признаками сходства и признаками различия. Развитие умений проводить сравнение отрабатывается с помощью усложняющих заданий: сначала это задания, в которых предполагается сравнивать два предмета, при этом результат сравнения выражается графически; затем сравнивают группы предметов, их изображения, после чего переходят к сравнению несложных сюжетных картинок или композиций.

Обобщение- процесс мысленного объединения в одну группу предметов и явлений по их основным свойствам. Ребёнку старшего дошкольного возраста нужно уметь обобщать предметы, исходя из их существенных признаков, самостоятельно выделяя эти признаки. 
Классификация-это распределение предметов по группам, обычно по существенным признакам. Очень важно правильно выбрать основание классификаций. Часто дети ориентируются на второстепенные признаки. Необходимо учить малышей называть группы предметов обобщающими словами или, наоборот, подбирать предметы к обобщающему слову. Учитывая, что запас математических знаний у дошкольников ещё не так велик, задания содержательно- логического блока не всегда будут иметь ярко выраженное математическое содержание, что, однако, не снижает их развивающей ценности и значимости для развития познавательных способностей детей. Постепенно с ростом математической базы у ребёнка, такие задания всё более обогащаются разнообразным математическим содержанием и выполняют уже одновременно несколько функций.
Большинство заданий даются в игровой занимательной форме, что способствует наиболее успешному развитию познавательных процессов у детей.
Основные требования к заданиям содержательно-логического характера:
- задания должны иметь яркую целевую направленность на развитие одного или одновременно нескольких познавательных процессов, среди которых отдаётся приоритет математическому мышлению, но присутствуют и такие познавательные процессы как внимание, восприятие, память.
-задания должны иметь математическое содержание и нести определённую интеллектуальную нагрузку для детей, расширять их представления или знакомить с простейшими методами познания действительности.
- задания должны быть представлены в интересной форме и построены на близком детям материале.

Методы и приемы обучения детей элементам математики

Методы предматематической подготовки:

    

  • практический;
  • наглядный;
  • словесный;
  • игровой;

   

Программа предполагает не форсирование какого-либо одного метода в обучении, а сочетание данных методов при изучении того или иного материала.

   При выборе методов учитываются: цели, задачи обучения; содержание формируемых знаний на данном этапе; возрастные и индивидуальные особенности детей, наличие необходимых дидактических средств и т.д.

   При выборе метода также важен учет содержания формируемых знаний. Так, при формировании пространственных и временных представлений ведущими методами являются дидактические игры и упражнения (Т.Г. Рихтерман, О.А. Фунтикова и др.). При ознакомлении детей с формой и величиной наряду с различными игровыми методами и приемами используются наглядные и практические.

       

1.Практические методы.

   

К данным методам относятся: упражнения, опыты, продуктивная деятельность.

Сущностью этих методов является выполнение детьми действий, состоящих из ряда операций, причем самостоятельным выполнением с применением дидактического материала.

Особое внимание среди практических методов уделяется упражнениям, в которых ребенок повторяет полученные практические и умственные навыки.

   

Требования к упражнениям:

  • содержание упражнений должно обеспечивать высокий уровень умственной нагрузки в процессе его выполнения;
  • при подборе упражнений необходимо учитывать их сочетаемость и дальнейшую перспективу работы с ними;
  • каждое предыдущее и последующее упражнение должны иметь какие-то общие элементы (материалы, способы действия, полученные результаты);
  • в выполнении упражнений должны быть предусмотрены все возможные варианты действий.

2.Словесные методы.

Различают следующие виды словесных методов:

-повествование (сообщение, рассказ);

-описание (картинное, аналитическое);

-характеристика (используется при обобщении, выделении характерных особенностей, изучаемых явлений и предметов);

-объяснение (раскрывает новые понятия, термины, закономерности);

-беседа (выявляющая, сообщающая, закрепляющая);

-вопросы (продуктивные, репродуктивные).

Вопросы занимают особое место в методике обучения математике. Вопросы должны быть точными, конкретными, лаконичными. Для них характерны логическая последовательность и разнообразие формулировок.   В процессе обучения должно быть оптимальное сочетание репродуктивных и продуктивных вопросов в зависимости от возраста детей и изучаемого материала. Вопросы ценны тем, что обеспечивают развитие мышления. Следует избегать подсказывающих и альтернативных вопросов.

Чем старше дети, тем большее значение в их обучении имеют проблемные вопросы и проблемные ситуации.

Процесс постановки и решения проблемной ситуации состоит из следующих этапов:

  • постановка и формулирование проблемы;
  • выдвижение предположений и гипотез;
  • выбор, проверка, обоснование гипотез;
  • подведение итогов, вывод.

Для того чтобы правильно поставить и успешно разрешить проблему, необходимо разделять деятельность педагога и деятельность ребенка.

Деятельность педагога предполагает создание проблемной ситуации, формулировку проблемы, управление поисковой деятельностью детей, подведение итогов.

Деятельность ребенка включает в себя «принятие» проблемной ситуации, формулировку проблемы, самостоятельный поиск, подведение итогов.

Организовать поисковую деятельность помогут различные приемы решения проблемных ситуаций, учитывающие степень самостоятельности детей и меру помощи взрослого.

Это могут быть:

  • система вопросов, переформулирование условий задачи;
  • наводящие задачи или задачи подсказки;
  • цепочка наводящих задач
  • готовый вариант решения.

   

Решая проблемную ситуацию, ребенок сравнивает и сопоставляет, устанавливает сходство и отличие. Так он открывает мир чисел и фигур. Анализируя маленькие математические проблемы, ребенок учится ориентироваться в окружающем мире, проявлять инициативу, высказывать собственную позицию и принимать чужую. Развиваются его творческий способности.

3.Игровой метод.

Наряду с вышеперечисленными методами и приемами, одним из эффективных средств пробуждения живого интереса к учебному предмету является игра.

Существует два вида игр: обучающие и развивающие.

В процессе данных игр дети в наиболее доступной и привлекательной для себя форме овладевают новыми понятиями.

Дидактические же игры способствуют закреплению знаний, умений и навыков, уже сформированных в процессе учебной деятельности.

Приемы обучения дошкольников элементам математики.

Наиболее распространенный прием – показ им демонстрация способа действия в сочетании с объяснением.

К приему предъявляются определенные требования: четкость и расчлененность; согласованность действия и слова; точность, краткость и выразительность речи.

Также различают следующие виды приемов:

  • инструкция по выполнению самостоятельных заданий;
  • анализ, синтез, обобщение;
  • моделирование.

Система дидактических принципов, положенная в основу организации работы с детьми

Принцип психологической комфортности (создается образовательная среда, обеспечивающая снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса).

Принцип деятельности (новое знание дается не в готовом виде, а через самостоятельное «открытие» его детьми).

Принцип минимакса (обеспечивается возможность продвижения каждого ребенка своим темпом).

Принцип целостного представления о мире (при введении нового знания раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира).

Принцип вариативности (предоставляется возможность вносить поправки, изменения в процессе обучения).

Принцип творчества (процесс обучения сориентирован на приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности).

Принцип непрерывности (обеспечиваются преемственные связи между всеми ступенями обучения).

Цель и задачи программы

Главной целью программы является всестороннее развитие ребенка – развитие его мотивационной сферы, интеллектуальных и творческих сил, качеств личности.

Основные задачи программы:

- Формирование активного отношения к собственной познавательной деятельности в области математических представлений, умение выделять в ней цель, основы и способы достижения, рассуждать о них, объективно оценивать свои результаты.

- Развитие умения обобщать, сравнивать, выявлять и устанавливать простейшие закономерности, связи и отношения; объяснять ход решения творческой или проблемной задачи, умения аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения;

- Развитие потребности в интеллектуальном общении, поддерживать разговор на интересующую ребенка тему, помогать в разрешении проблемно – поисковых ситуаций, поощрять детское экспериментирование, обогащение необходимыми базовыми знаниями.

- Формирование мотивации учения, ориентированной на удовлетворение познавательных интересов, радость творчества;

- Развитие наглядно-действенного, наглядно-образного, логического мышления за счёт обучения приёмам умственных действий (анализ, синтез, сравнение, обобщение, группировка, установление причинно-следственных связей).

- Увеличение объема внимания и памяти;

- Формирование положительного отношения и интереса к математике;

- Способствование активному использованию математических понятий в познавательной и игровой деятельности, в повседневной жизни; совершенствование представления о них.

Ожидаемые результаты

– Умеет выделять и сравнивать признаки различных предметов и явлений с помощью разнообразных способов обследования.

 – Определяет простейшие изменения, связи, зависимости между объектами по форме, величине составу (часть – целое), количеству, пространственному расположению (на предметном и числовом уровне).

– Знает последовательность и место каждого числа в порядке натурального ряда. (в пределах 100).

 – Различает количественный и порядковый счет.

- Различает однозначные, двузначные числа.

- Различает счет 2, 5, 10

– Умеет для каждого числа называть предыдущее и следующее за ним число, продолжать счет, как в прямом, так и в обратном порядке от любого заданного числа. (по таблице).

 – Умеет сравнивать стоящие рядом в числовом ряду числа.

– Знает состав чисел первого десятка из двух меньших чисел и отдельных единиц.

– Умеет различать и читать печатные цифры, соотносить их с соответствующим множеством предметов, заданных с помощью числовых фигур и предметных картинок или количеством звуков.

 – Составляет и решает задачи в одно действие на сложение и вычитание, пользуясь арифметическими знаками действий.

 – Знает монеты достоинством 1, 2, 3, 5, 10 копеек.

– Имеет представление о разнообразии общепринятых способов измерения. Осуществляет сериацию предметов по величине. Правильно называет элементарные геометрические фигуры (вершина, сторона, угол).

– Знает горизонтальные, вертикальные линии. Умеет пользоваться линейкой, трафаретами.

- Определяет свое местонахождение среди окружающих объектов.

- Умеет ориентироваться в пространстве (вверху, внизу, впереди, сзади, перед, за, между, рядом, слева, справа) и на листе бумаги.

– Понимает относительность пространственных ориентировок (выше чем, ниже чем, слева от, справа от, над, под).

 – Воспроизводит предлагаемые графические образцы.  

– Понимает словесные инструкции взрослого и действует в соответствии с ними.
– Знает последовательность дней недели, месяцев года.

– Имеет представление об определении времени по часам. Понимает отношение во времени: минута – час, неделя – месяц, месяц – год.

 – Использует полученные знания в быту, игре, при конструировании и в других видах деятельности.

– Проявляет интерес к математическим играм.

Содержание изучаемого курса

Структура программы

Программа рассчитана на 2 года обучения (старшая и подготовительные группы).

В основе программы лежит 4 разделов:

1 раздел. Количество и счет (знакомство с цифрами. Е. В. Колесниковой. Обучение «Стосчету» по методике Н.А.Зайцева).

2 раздел. Развитие логического мышления по методике Л.Г. Питерсона.

3 раздел. Развитие пространственной ориентировки.

4 раздел. Развитие ориентировки во времени.

Задачи обучения по направлению программы I года обучения

 Формирование представлений о числе и количестве

 - Дать представления о числах и цифрах от 0 до 10 на основе сравнения двух множеств.

 - Продолжить учить читать по образцу и названному числу.

 - Продолжить учить понимать независимость числа от величины,

 расстояния, пространственного расположения предметов, направления счета.

- Учить воспроизводить количество движений по названному числу.

- Учить писать цифры от 1 до 10.

- Учить отгадывать математические загадки.

- Познакомить с математическими знаками +, -, =, <,>.

- Учить записывать решение задачи (загадки) с помощью математических знаков и цифр.

- Упражнять в различении количественного и порядкового счета в пределах 100.

- Учить отличать однозначные числа от двухзначных.

- Учить, как из неравенства сделать равенство.

- Учить устанавливать соответствие между количеством предметов и цифрой.

Развитие логического мышления

- Учить решать логические задачи на сравнение, сериацию, классификацию.

- Учить устанавливать последовательность событий, анализ и синтез

Развитие пространственной ориентировки

– Закреплять и расширять пространственные представления: слева, справа, вверху, внизу, впереди, перед, за, между, рядом.

 – Учить ориентироваться на листе бумаги (слева, справа, вверху, внизу, в середине).

 – Знакомить с тетрадью в клетку.

 – Учить ориентироваться на листе бумаги в клетку (от, до, над, под).

 – Учить выполнять последовательно игровые и практические действия с ориентировкой на символ (стрелки).

– Учить воспроизводить предлагаемые графические образцы.

Развитие ориентировки во времени

– Учить последовательно называть дни недели, называть какой день сегодня, какой был вчера, какой будет завтра.

 – Дать представление о том, что утро, день, вечер, ночь составляют сутки.

 – Познакомить с моделью суток, моделью года.

Задачи обучения по разделам программы II года обучения

 Формирование представлений о числе и количестве

– Учить счету в пределах 100   в прямом и обратном порядке.

– Совершенствовать навыки счета в пределах 100 (2, 5, 10).

 – Учить называть предыдущее и последующее число к названному или обозначенному цифрой, определять пропущенное число.

– Учить раскладывать число на два меньших и составлять из двух меньших большее число (в числе 25 два десятка, пять единиц).

- Продолжать учить понимать независимость числа от величины, расстояния, пространственного расположения предметов, направлений счета.

- Упражнять в различении однозначных и двухзначных чисел.

– Знакомство с цифрами……, от 11 до 20.

 – Познакомить с монетами достоинством 1, 2, 3, 5 и 10 копеек.

– Учить составлять и решать простые задачи на сложение и вычитание.

 – Продолжать учить правильно пользоваться и писать математические знаки +, -, =, <,>.

– Учить сложению и вычитанию чисел (приемы присчитывания и отсчитывания по 1, по 2) при решении арифметических задач, примеров.

- Учить составлять арифметическую задачу в одно действие. Знать структуру задачи (условие, вопрос, решение).      

– Совершенствовать представление о равенстве или неравенстве между числами, о способах их сравнения.

Развитие логического мышления

-  Продолжать учить логические задачи (на сравнение классификацию на установление последовательности событий, анализ и синтез).

-  Развивать способность к установлению конкретных связей и зависимостей.

- Формировать представлений о порядке и закономерности, знакомство с элементами логики высказываний (учить видеть разницу между понятиями «все» и «некоторые», утверждениями и отрицаниями, истинными, ложными и неопределенными высказываниями).

Развитие пространственной ориентировки

– Учить ориентироваться на листе бумаги в клетку по словесной инструкции. – Продолжать учить ориентироваться на листе бумаги в клетку (левее, правее, выше, ниже).

– Продолжать учить воспроизводить предлагаемые графические образцы; понимать словесные инструкции взрослого и действовать в соответствии с ними.
– Учить правильно употреблять в речи и понимать предлоги, обозначающие  взаимное пространственное расположение предметов.
– Уточнять отношения: на – над – под, справа – слева, посередине – спереди – сзади, сверху – снизу, выше – ниже, шире – уже, длиннее – короче, толще – тоньше.
– Совершенствовать опыт ориентировки в пространстве, определяя свое местонахождение среди объектов. Обогащать словесное определение пространственного расположения объектов.

– Создать условия для проявления самостоятельности при ориентировке в пространстве, побуждать использовать схемы.

Развитие ориентировки во времени

– Расширять представления о последовательности дней недели.

 – Учить называть месяцы года, формировать представление об определении времени по часам. Показывать на примере жизненных ситуаций продолжительность временных отрезков.

 – Учить понимать отношение во времени: минута – час, неделя – месяц, месяц – год. Уточнять отношения: вчера, сегодня, завтра.

Сроки реализации программы

Программа математического развития рассчитана на два года обучения:

1 год обучения (дети 5-6 лет);

2 год обучения (дети 6-7 лет).

Программа предусматривает одно занятие в неделю:

 длительностью 25-30 минут для детей старшей группы (5-6 лет);

длительностью 30-35 минут для детей подготовительной группы (6-7 лет).

Форма и режим организации образовательного процесса

- Тщательность подготовки к каждому занятию;

- Творческий подход к сценарию занятия;

- Проведение по одной теме не одного, а двух или нескольких занятий (при необходимости);

- Переходить к следующему занятию только после того как дети усвоили предыдущий материал;

- Выполнять программу последовательно;

- Доброжелательно и уважительно относиться к ребёнку;

- Поддерживать интерес ребёнка к выполнению задания;

- Соблюдать правило – не навреди.

Оснащение программы

Для реализации целей и задач программы используются следующие пособия:

Демонстрационный материал

набор цифр;

таблица «Стосчет» (Н.А.Зайцев);

магнитная доска;

магнитный счетный материал (фрукты, овощи, животные);

плоскостной счетный материал;

модели фигур;

наборное полотно;

таблица для зрительного диктанта;

таблица для счета и составления задач;

схемы-таблицы логических задач;

модель часов;

музыкальные игрушки (бубен, колокольчик, дудочка);

знаки:>, <, +, -, =;

иллюстрации для составления арифметических задач с прорезями (поляна, улица, корзина, кормушка и др.).

Индивидуальный раздаточный материал:

пеналы с геометрическими фигурами;

математические веера;

пеналы со счетным материалом;

счетные палочки;

тетради рабочие;

карточки с 2.3.5. полосками;

танграмм;

колумбово яйцо;

карточки с заданиями;

линейки;

цветные карандаши;

простые карандаши;

фломастеры;

мягкая проволока;

пластилин.

Педагогическая поддержка ребенка 5-6 лет в логико-математическом развитии

Возрастные психологические особенности детей

  • Проявляет интерес к знаковым системам, моделированию, самостоятельному решению творческих задач.
  • Определяют местоположение предметов, их количество, удаленность друг от друга.
  • Положительно относятся к взаимоконтролю, активно контролируют действия других детей и оценивают чужие результаты.
  • Проявляют способность к целеполаганию (цель, средства, способ достижения, результат), к обобщению.

Что осваивает ребенок

  • Умения пользоваться эталонами, условными мерками, моделями.
  • Представления о количественных, временных, пространственных отношениях.
  • Отражение речи связей, зависимостей, общих свойств групп, способов осуществления разных действий.
  • Действия сравнения, группировки, классификации, упорядочивания, измерения условными мерками, деление целого на части.

Задачи развития

Способствовать освоению следующих умений и навыков:

  • Сравнивать и группировать объекты по 2-3 признакам;
  • Самостоятельно выбирать основание классификации;
  • Ориентироваться на наличие и отсутствие свойства при решении задачи;
  • Самостоятельно пользоваться знаками-символами наличие свойств и их отсутствия;
  • Разбивать множество блоков по одному свойству на 2 класса и называть общее свойство каждого из них: все синие – все не синие (все, кроме синих); все круглые красные – все не круглые, не красные (все, кроме круглых красных);
  • Разбивать множества по двум совместимым свойствам на четыре класса и называть общие свойства каждого из них (игры с двумя обручами);
  • Составлять коврики из разноцветных полосок и цветных палочек с целью освоения состава чисел;
  • Измерять, используя палочки как условные мерки;
  • Увеличивать и уменьшать числа на 1-2 в практической деятельности.

Игровые пособия и материалы в предметно-развивающей среде

  • Блоки Дьенеша (5-6 наборов)
  • Логические фигуры из игрового комплекта «Давайте вместе поиграем» (8-9 наборов)
  • Палочки Кюизенера (5-6 наборов)
  • Цветные полоски из пособия «Веселые цветные числа» (9-10 наборов)
  • Материалы к счетным палочкам Кюизенера и логическим блокам Дьенеша (5-6 альбомов, с. 8-11)
  • Альбом «Страна блоков и палочек» (5-6 штук, с. 1-4)
  • Знаки-символы, разноцветные обручи.
  • «Жизненные» материалы – заменители блоков (бабочки, машинки).
  • Игра «Логика и цифры».
  • Ковролины и комплекты фигур к ним
  • Схематические изображения домов, деревьев и др. для классификации

Способы педагогической поддержки ребенка в логико-математических играх

  • Эмоционально-заинтересованный отклик на творческие проявления в самостоятельном решении познавательных задач, догадку, сообразительность как условия успеха.
  • Практическая помощь, направленная на точность выполнения логических и математических действий, помощь при построении логических высказываний.
  • Поощрение взаимоконтроля через поочередное выполнение действий в паре.

Педагогическая поддержка ребенка 6-7 лет в логико-математическом развитии

Возрастные психологические особенности детей

  • Проявляет интерес к действиям с числами, решению арифметических и логических задач.
  • Способны осуществлять самоконтроль и самооценку.
  • Высказываются о сущности явлений, связях и закономерностях.
  • Планируют последовательность действий.
  • Ищут рациональный способ решения познавательной задачи в игровых и практических ситуациях

Что осваивает ребенок

Умения:

  • Пользоваться знаками-символами, в том числе с отрицанием свойств;
  • Оценивать и сравнивать количества и величины, пользуясь числами;
  • Классифицировать и упорядочивать объекты по разным основаниям;
  • Обобщать по разным признакам (численности, форме, размеру, форме и размеру);
  • Трансформировать объекты, комбинировать;
  • Объяснять правомерность действий.

Задачи развития

Стимулировать:

  • Самостоятельное составление детьми логических задач на классификацию по совместимым свойствам;
  • Предвосхищение результата решения логической задачи на разбиение по совместимым свойствам и проверку его в ходе практического разбиения блоков;
  • Преобразование предметов в уме;
  • Построение двухсторонних лесенок;
  • Составление ковриков по разным условиям;
  • Определение места числа в числовом ряду;
  • Называние вариантов состава чисел;
  • Выявление зависимостей в процессе измерения, деления целого на части и формулирование результатов с помощью дополнительных вопросов.

Игровые пособия и материалы в предметно-развивающей среде

  • Блоки Дьенеша (5-6 наборов)
  • Палочки Кюизенера (5-6 наборов)
  • Цветные полоски из пособия «Веселые цветные числа» (9-10 наборов)
  • Логические фигуры из игрового комплекта «Давайте вместе поиграем» (9-10 наборов)
  • Разноцветные обручи
  • «Жизненные материалы – заменители блоков (луноходы, чашки)
  • Игра «Играем в математику»
  • Ковролины и комплекты фигур к ним
  • Макеты, экспозиции, схемы

Способы педагогической поддержки ребенка в логико-математических играх

  • Поощрение проявлений исследовательских умений в практической деятельности: формулировать проблемы; выдвигать предположения, проверять их практически; объединяться в группы с целью решения проблемы, согласовывать действия с участниками.
  • Создание ситуаций прогнозирования результатов действий в уме при поддержке взрослого.
  • Конструирование и реконструирование ответов с целью достижения точности и краткости высказывания
  • Эмоциональный отклик на стремление помочь другому в ситуации затруднении.

Глоссарий

ВОЗДЕЙСТВИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ - влияние педагога на сознание, волю, эмоции воспитуемых, на организацию их жизни и деятельности в интересах формирования у них требуемых качеств и обеспечения успешного достижения заданных целей.

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА - целенаправленная деятельность по организации жизнедеятельности взрослых и детей, ставящая своей целью создание условий для полноценного развития личности.

ГОТОВНОСТЬ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ - комплексное понятие, в состав которого входят личностная и интеллектуальная готовность, а также достаточный уровень развития зрительно-моторной координации. Личностная готовность - наличие мотивов учебной деятельности (наличие желания не просто пойти в школу, но и учиться, выполнять определенные, связанные с учебой обязанности), познавательное отношение к внешнему миру, сформированность коммуникативных средств и навыков, желания общаться; достаточный уровень эмоционального и волевого развития психики. Интеллектуальная готовность - достижение достаточного для начала систематического обучения уровня зрелости познавательных процессов (восприятия, памяти, мышления, воображения, речи), владение ребенком знаниями, умениями и навыками в объеме стандартной программы детского сада. Для диагностики Г. р. к ш. используется комплекс разнообразных методик, направленных на исследование развития познавательной и коммуникативной сфер, индивидуальных особенностей и качеств личности, в частности такие, как тест «Мотивационная готовность» (А. Л. Венгер), тест Бендер и др.

ЗАНЯТИЕ - форма организации обучения, осуществляемая под руководством преподавателя в точно установленное время, с постоянным составом обучаемых, в ходе которой решаются дидактические задачи, вытекающие из целей обучения.

ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ - управляемые процессы создания, восприятия, оценки, освоения и применения педагогических новшеств.

КОНСПЕКТ - краткое изложение или краткая запись содержания чего-нибудь (лекции, раздела учебника и др.) . (Ожегов С.И.)

КРИЗИСЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ - трудности, проблемы, возникающие в воспитательном взаимодействии: кризис деятельности (процесс развития останавливается, т. к. все слишком налажено), кризис среды (то, что окружает ребенка, перестает вызывать положительные эмоции), кризис вещей, кризис слов.

КРУГОЗОР - объем интересов, знаний человека.

МЕТОДИКА Наука о методах преподавания. Совокупность методов обучения чему-нибудь, практического выполнения чего-нибудь. М. Опытов.

МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ - система последовательных, взаимосвязанных действий учителя и учащихся, обеспечивающих усвоение содержания образования, развитие умственных сил и способностей учащихся, овладение ими средствами самообразования и самообучения. М. о. обозначают цель обучения, способ усвоения и характер взаимодействия субъектов обучения.

НАГЛЯДНЫЕ ПОСОБИЯ - средства наглядности в обучении. Н.п. в учебном процессе выполняют две основные функции: являются средством зрительной наглядности и источником информации. Н.п. подразделяются на натуральные и изобразительные - специально создаваемые для целей обучения. Отдельный вид составляют комбинированные Н.п., сочетающие натуральные объекты и изображения.

ЛОГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ - «вид мышления, сущность которого заключается в оперировании понятиями, суждениями и умозаключениями с использованием законов логики»; это умение оперировать абстрактными понятиями, это управляемое мышление; это мышление путем рассуждений, это строгое следование законам логики, это безукоризненное построение причинно-следственных связей. В частности, - это умение проводить простейшие логические операции: определение понятий (дефиниция), сравнение, обобщение, классификация, суждение, умозаключение, доказательство.

СРАВНЕНИЕ – мыслительная операция, которая состоит в сопоставлении познаваемых объектов по некоторому основанию с целью выявления сходства и различия между ними. С помощью сравнения выявляются количественные и качественные характеристики предметов, устанавливаются связи между предметами и явлениями, классифицируется, упорядочивается и

оценивается содержание бытия и познания.

ОБОБЩЕНИЕ – мысленное объединение предметов и явлений по их общим и существенным признакам. Обобщение является переходом на более высокую ступень абстракций путем выявления общих признаков (свойств, отношений, тенденций развития и т.п.) предметов рассматриваемой области; влечет за собой появление новых понятий, законов, теорий. Обобщение

обеспечивает мышлению определенность и последовательность.

КЛАССИФИКАЦИЯ – логическая операция распределения предметов какого-либо рода на классы согласно наиболее существенным признакам, присущим предметам данного рода и отличающим их от предметов других родов.

СИСТЕМАТИЗАЦИЯ - мыслительная деятельность, в процессе которой изучаемые объекты организуются в определенную систему на основе выбранного принципа.

АНАЛИЗ – мыслительная операция расчленения сложного объекта на составляющие его части или характеристики.

СИНТЕЗ – это соединение элементов, свойств (сторон) изучаемого объекта в единое целое (систему).

СУЖДЕНИЕ – форма мышления, в которой утверждается или отрицается что-либо относительно каких-то объектов (предметов, явлений). Суждения бывают истинные и ложные; общие, частные и единичные; утвердительные и отрицательные.

УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ – умственное действие, в результате которого из одного или нескольких известных и определенным образом связанных суждений получается новое суждение.

ДОКАЗАТЕЛЬСТВО – это рассуждение, устанавливающее истинность какого-либо утверждения путем приведения других утверждений, истинность которых уже не вызывает сомнений.

Список литературы

1. Баженова М.А. «Веселая математика». – Д.: Сталкер, 1998. – 320 с.: ил. (Серия «Скоро в школу»).

2. Бабаева Т.И., Михайлова З.А., Гурович Л.М., Детство: Программма развития и воспитания детей в детском саду. Изд. 2-ое, переработанное – СПб: Акцидент, 1996 г.

3. Бененсон Е.П., Вольнова Е.В., Математика для малышей. М. – 1994 г.

4. Васильева М.А., Программа воспитания и обучения в детском саду. М. – 1987 г.

5. Волина В.В., Праздник числа. М. – 1993 г.

6. Волина В.В., Веселая арифметика. Екатеринбург: 1999 г.

7. Гоголева В.Г., Логическая азбука для детей 4-5 лет. СПб: Детство – Пресс – 1998 г.

8. Дорофеева А., Учимся считать. М. – 1997 г.

9. Дорофеева А., Логическое мышление. М. – 1997 г.

10. Ерофеева Т.И. и др. «Математика для дошкольников» – М.: Просвещение

11. Ермолаева Л.И. «Игры, задания и упражнения математического содержания». – Иркутск, 2000. – 423 с.

12. Житомирский В.Г., Шеврин Л.Н. «Математическая азбука». – 4-е изд. – М.: Педагогика, 1991. – 200 с. ил.

13. Зайцев Н.А. «Письмо, чтение, счет». – СПб.: ЛАНЬ, 1993.

14. Лелявина Н.О.  «Давайте поиграем» (методические советы по использованию дидактических игр с блоками Дьенеша). - М.: «Баласс», 2001.

15. Михайлова З.А. «Игровые занимательные задачи для дошкольников»: Пособие для воспитателей детских садов. – М.: Просвещение, 1985.

16. Петерсон Л.Г., Школа 2100. Программа подготовки дошкольников по математике.

17. Петерсон Л.Г., Холина Н.П. «Раз – ступенька, два – ступенька …» Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации. – М.: «Баласс», 2001.

18. Петерсон Л.Г, Кочемасова Е.Е. «Игралочка». Методические рекомендации. – М.: «Баласс», 2002.

19. Пылаева Н., Ахутина Т., Монелис Т., Хотылева Т., Путешествие Бима и Бома в страну Математику. М. – 1999 г.

20. Непомнящая Р.Л.  «Палочки Х. Кюизенера-средство познания логики и математики в дошкольном возрасте». -2012г.

21.. Никитин Б.П «Развивающие игры» М.: Просвещение, 2002г..

22. Соловьева Е.В. «Математика и логика для дошкольников»: Методические рекомендации. – М.: Просвещение, 2001.

23. Серебина Е.В. «Математика для малышей». – М.: Просвещение, 1992.

24. Смоленцова А.А., Пустовайт О.В., СПб: Акцидент – 1998 г.

25. Тарабанина Т.И., Елкина Н.В., И учеба, и игра: математика. Ярославль: 1997 г.

26. Тарабанина Т.И., Детям о времени. Ярославль: 1996 г.

27. Федин О, Федина С. «Как научить ребенка считать». – М.: Рольф, 2001.

28. Харченко А.Н., Математика для малышей. Краснодар: 1995 г. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа кружка по дополнительному образованию для детей старшего дошкольного возраста «Веселая математика»

Рабочая программа кружка по дополнительному образованию для детей старшего дошкольного возраста«Веселая математика»...

Программа дополнительного образования для детей старшего дошкольного возраста "Юный математик"

Работа по организации кружка  «Юный математик» дает возможность развивать познавательную активность, интерес к  математике, развивать  логическое мышление....

Организация дополнительного образования для детей старшего дошкольного возраста «Детский фитнес с элементами йоги».

Организация дополнительного образования для детей старшего дошкольного возраста «Детский фитнес с элементами йоги».Написание программы начинается с пояснительной записки , в которой указыв...

Развитие логико-математический представлений у детей старшего дошкольного возраста средствами занимательной математики

В данном материале предаставлен опыт работы с детьми старшего возраста по логике...

Дополнительная общеразвивающая программа для детей старшего дошкольного возраста «Считалочка» (занимательная математика с элементами логики)

Главная цель – вырастить детей умеющими думать, хорошо ориентироваться во всем, что их окружает, правильно оценивать различные ситуации, с которыми они сталкиваются в жизни, принимать самостояте...