Формирование предпосылок математической грамотности
материал по математике
Выступление
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_predposylok_matematicheskoy_gramotnosti.docx | 21.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Краснослободский детский сад комбинированного вида «Улыбка»
Доклад на тему:
«Формирование предпосылок математической грамотности у детей дошкольного возраста»
Подготовила: Хохлова О.Н
г.Краснослободск 2023
«От того, как заложены элементарные математические представления, в значительной мере зависит дальнейший путь математического развития, успешность продвижения ребенка в этой области знаний» Л.А. Венгер
Одна из важных и актуальных задач воспитания ребенка дошкольного возраста – это развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое.
Для современной образовательной системы проблема умственного воспитания (а ведь развитие познавательной активности и является одной из задач умственного воспитания) чрезвычайно важна и актуальна. Так важно учить мыслить творчески, нестандартно, самостоятельно находить нужное решение.
Большое значение в умственном воспитании детей имеет развитие элементарных математических представлений. Именно математика оттачивает ум ребенка, развивает гибкость мышления, учит логике, формирует память, внимание, воображение, речь.
Согласно Концепции развития математического образования в РФ, утв. Распоряжением Правительства РФ от 24.12.13 № 2506-р, качественное математическое образование необходимо каждому для его успешной жизни в современном обществе.
Основным направлением реализации Концепции на уровне дошкольного образования является создание условий (прежде всего, предметно-пространственной и информационной среды, образовательных ситуаций, средств педагогической поддержки ребенка) для освоения воспитанниками форм деятельности, первичных математических представлений и образов, используемых в жизни.
Процесс математического развития ребенка связан, прежде всего, с развитием его познавательной сферы (разнообразных способов познания, познавательной деятельностью и т. д., а также с развитием математического стиля мышления).
Благодаря математическому развитию у дошкольников развиваются личностные качества: активность, любознательность, настойчивость в преодолении трудностей, самостоятельность и ответственность. В процессе математического развития происходит общее интеллектуальное и речевое развитие ребенка (доказательной и аргументированной речи, обогащение словаря).
Целью математического развития дошкольника является знакомство с азами математической культуры и привитие интереса к дальнейшему познанию окружающего мира с использованием элементов этой культуры.
- В соответствии с ФГОС ДО основными задачами математического развития детей дошкольного возраста являются:
- Развитие логико-математических представлений о математических свойствах и отношениях предметов (конкретных величинах, числах, геометрических фигурах, зависимостях, закономерностях);
- Развитие сенсорных, предметно-действенных способов познания математических свойств и отношений: обследование, сопоставление, группировка, упорядочение, разбиение);
- Освоение детьми экспериментально-исследовательских способов познания математического содержания (экспериментирование, моделирование, трансформация);
- Развитие у детей логических способов познания математических свойств и отношений (анализ, абстрагирование, отрицание, сравнение, классификация);
- Овладение детьми математическими способами познания действительности: счет, измерение, простейшие вычисления;
- Развитие интеллектуально-творческих проявлений детей: находчивости, смекалки, догадки, сообразительности, стремления к поиску нестандартных решений;
- Развитие инициативности и активности детей.
Формирование элементарных математических представлений – это целенаправленный процесс передачи и усвоения знаний, приемов и способов умственной деятельности, предусмотренных программными требованиями. Основная его цель – не только подготовка к успешному овладению математикой в школе, но и всестороннее развитие детей.
Целевые ориентиры по формированию элементарных математических представлений:
- Ориентируется в количественных, пространственных и временных отношениях окружающей действительности;
- Считает, вычисляет, измеряет, моделирует;
- Владеет математической терминологией;
- Развиты познавательные интересы и способности, логическое мышление;
- Владеет простейшими графическими навыками и умениями;
- Владеет общими приемами умственной деятельности (классификация, сравнение, обобщение и т.д.)
Возникает вопрос: Как же «разбудить» познавательный интерес ребенка?
Ответы: новизна, необычность, неожиданность, несоответствие прежним представлениям.
Т.е необходимо сделать обучение занимательным. При занимательном обучении обостряются эмоционально-мыслительные процессы, заставляющие наблюдать, сравнивать, рассуждать, аргументировать, доказывать правильность выполненных действий.
Сегодня нам педагогам необходимо так выстраивать образовательную деятельность в детском саду, чтобы каждый ребёнок активно и увлеченно занимался. Предлагая детям задания математического содержания, необходимо учитывать, что их индивидуальные способности и предпочтения будут различными и поэтому освоение детьми математического содержания носит сугубо индивидуальный характер.
Овладение математическими представлениями будет эффективным и результативным только тогда, когда дети не видят, что их чему-то учат. Им кажется, что они только играют. Не заметно для себя в процессе игровых действий с игровым материалом считают, складывают, вычитают, решают логические задачи. Так, например, во время прогулки дошкольникам будет интересно измерить расстояние между деревьями, определить форму листьев, высоту кустов и деревьев. Считалки, которые они используют для подвижных игр, тоже математика.
Возможности организации такой деятельности расширяются при условии создания в группе детского сада развивающей предметно-пространственной среды. Ведь правильно организованная предметно-пространственная среда позволяет каждому ребенку найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с педагогами и со сверстниками, понимать и оценивать чувства и поступки, аргументировать свои выводы.
Использовать интегрированный подход во всех видах деятельности помогает наличие в каждой группе занимательного материала, а именно картотек с подборкой математических загадок, весёлых стихотворений, математических пословиц и поговорок, считалок, логических задач, задач-шуток, математических сказок. Занимательные по содержанию, направленные на развитие внимания, памяти, воображения, эти материалы стимулируют проявления детьми познавательного интереса. Естественно, что успех может быть обеспечен при условии личностно - ориентированного взаимодействия ребёнка со взрослым и другими детьми.
Образовательно – воспитательный процесс по формированию элементарных математических способностей необходимо строить с учётом следующих принципов:
- принцип интеграции образовательных областей в соответствие с возрастными возможностями и особенностями детей;
- формирование математических представлений на основе персептивных действий детей, накопления чувственного опыта и его осмысления;
- использование разнообразного и разнопланового дидактического материала, позволяющего обобщить понятия «число», «множество», «форма»;
- стимулирование активной речевой деятельности детей, речевое сопровождение персептивных действий;
- возможность сочетания самостоятельной деятельности детей и их разнообразного взаимодействия при освоении математических понятий.
Для развития познавательных способностей и познавательных интересов у дошкольников необходимо использовать следующие методы:
- элементарный анализ (установление причинно-следственных связей) ;
- сравнение;
- метод моделирования и конструирования;
- метод вопросов;
- метод повторения;
- решение логических задач;
- экспериментирование и опыты.
В зависимости от педагогических задач и совокупности применяемых методов, образовательная деятельность с воспитанниками может проводиться в различных формах:
- организованная образовательная деятельность (фантазийные путешествия, игровая экспедиция, занятие-детектив; интеллектуальный марафон, викторина; КВН, презентация, тематический досуг)
- демонстрационные опыты;
- сенсорные праздники на основе народного календаря;
- театрализация с математическим содержанием;
- обучение в повседневных бытовых ситуациях;
- беседы;
- самостоятельная деятельность в развивающей среде
Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом их деятельности является – игра. Руководствуясь одним из принципов Федерального государственного образовательного стандарта - реализация программы происходит, используя различные формы, специфичные для детей данной возрастной группы и прежде всего в форме игры.
Как сказал В. А. Сухомлинский “Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности ”.
Именно игра с элементами обучения, интересная ребенку, поможет в развитии познавательных способностей дошкольника. Такой игрой являются дидактическая игра.
Дидактические игры по формированию математических представлений можно разделить на следующие группы.
1. Игры с цифрами и числами
2. Игры путешествия во времени
3. Игры на ориентировку в пространстве
4. Игры с геометрическими фигурами
5. Игры на логическое мышление
В дидактических играх ребёнок наблюдает, сравнивает, сопоставляет, классифицирует предметы по тем или иным признакам, производит доступный ему анализ и синтез, делает обобщения.
Таким образом, решая математические проблемы, ребенок учится ориентироваться в окружающем, чувствовать свою избирательность, проявлять инициативу, высказывать собственную и принимать чужую позицию. У ребенка растет и реализуется его творческий потенциал.
«Кто с детских лет занимается математикой, тот развивает внимание, тренирует свой мозг, свою волю, воспитывает настойчивость и упорство в достижении цели».
Список использованной литературы:
1. Акулова Е. Познаем логические отношения: дидактические игры для старших дошкольников / Е. Акулова; Е. Акулова // Дошкольное воспитание. – 2013. – № 8. – С. 215.
2. Акулова Е. Познаем логические отношения: дидактические игры для старших дошкольников / Е. Акулова; Е. Акулова // Дошкольное воспитание. – 2013. – № 9. – С. 215.
3. Афонькина Ю. Почему у хвоста есть рыба?: Учим детей правильно мыслить и говорить / Ю. Афонькина, Т. Белотелова, О. Борисова; Ю. Афонькина, Т. Белотелова, О. Борисова // Дошкольное воспитание. – 2014. – № 1. – С. 138.
4. Белошистая А.В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников. – М.: ВЛАДОС, 2013.
5 Белова, Е.С. Особенности диагностики творческого мышления у дошкольников / Е. С. Белова; Е. С. Белова // Психологическая диагностика. – 2013. – № 3. – С. 193.
6. Березина Т.Н. Развитие способностей как гуманистическая составляющая образования / Т.Н. Березина; Т.Н.Березина // AlmaMater: Вестник высшей школы. – 2014. – № 7. – С. 304.
7. Богат В.Ф. Творческие задачки. ТРИЗ в детском саду / Ребенок в детском саду. – 2012. – № 4. – С. 157.
8. Выгодский Л.С. Избранные психологические исследования. М.: 2015.- С.257.
9. Ерофеева Т.И. и др. Математика для дошкольников: Конспект для воспитателя детского сада. – М., 2011.- С. 108.
10. Ишмуратова Е.М. Развитие познавательных функций у детей раннего возраста в различных видах продуктивной деятельности. – 2013. – № 6. – С.166.
11. Леушина А.М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. – М., 2014.- С. 237.
12. Малеева, З.П. Развитие наглядно-образного мышления у дошкольников // Воспитание и обучение детей дошкольного возраста. – 2014. – № 1. – С.165.
13. Метлина Л.С. Математика в детском саду. – М., Просвещение, 2012.- С.105.
14. Рудь Ю.С. Развивающие математические игры в различных видах деятельности дошкольников. // Дошкольная педагогика. – 2013. – № 1. – С. 209.
15. Сидорчук Т.А. Развитие творческого мышления методами ТРИЗ и РТВ / Ребенок в детском саду. – 2012. – № 1. – С113.
16. Тарунтаева Т.В. Развитие элементарных математических представлений у дошкольников. М., 2015. – С. 115.
17. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников / Под ред. Столяра А.А. – М.: Просвещение, 2013. -С. 330 с.