«Формирование предпосылок математической грамотности у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ».
консультация (подготовительная группа)

Татьяна Константиновна Черемных

«Формирование предпосылок математической грамотности у детей старшего дошкольного возраста  с ОВЗ».

Слайд 2.

         Федеральный государственный  образовательный стандарт дошкольного образования предопределяет основную стратегию содействия становлению и развитию предпосылок функциональной грамотности,через организацию определенных условий  для различных видов  детской деятельности,  развивающих социально-коммуникативные,  языковые,  речевые,  математические  возможности детей и  поддержку самостоятельной деятельности  детей, их активности посредством предоставления им возможности выбора, на основе интересов и потребностей.

Функциональная грамотность - это способность человека адаптироваться к окружающей среде (изменяющимся условиям) и функционировать в ней, применяя уже имеющиеся знания (умения, навыки) в конкретных ситуациях для решения разнообразных жизненных задач. 

Хочу остановиться на математической грамотности и поделиться нашим опытом работы в этом направлении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx25.79 КБ

Предварительный просмотр:

«Формирование предпосылок математической грамотности у детей старшего дошкольного возраста  с ОВЗ».

Слайд 2.

        Федеральный государственный  образовательный стандарт дошкольного образования предопределяет основную стратегию содействия становлению и развитию предпосылок функциональной грамотности,через организацию определенных условий  для различных видов  детской деятельности,  развивающих социально-коммуникативные,  языковые,  речевые,  математические  возможности детей и  поддержку самостоятельной деятельности  детей, их активности посредством предоставления им возможности выбора, на основе интересов и потребностей.

Функциональная грамотность - это способность человека адаптироваться к окружающей среде (изменяющимся условиям) и функционировать в ней, применяя уже имеющиеся знания (умения, навыки) в конкретных ситуациях для решения разнообразных жизненных задач. 

Хочу остановиться на математической грамотности и поделиться нашим опытом работы в этом направлении.

Слайд 3.

Цель нашей работы: создание условий  для  практического применения детьми полученных  математических знаний и умений  для решения конкретных жизненных задач.

Слайд 4  .

 Работу с детьми по развитию математических представлений с детьми  мы осуществляем по программе Нищевой Н.В., используем в работе тетради – прописи для развития математических представлений у дошкольников. К каждому занятию готовим дидактические материалы по теме.

Слайд 5,6.

Активно используем МЭО и платформу Робоборик.

Вот, например, задания по математике в МЭО  по теме: Грибы, овощи.

Слайд 7,8.

И задания  по математике  на платформе Робоборик по теме:  Грибы, овощи.

Слайд  9.

   Игра является ведущим видом деятельности ребенка-дошкольника, и поэтому информация, которая преподнесена ему в игровой форме, будет усвоена лучше. Одной из таких возможностей  и являются платформа «Стань школьником с Робобориком» и  цифровая образовательная среда - МЭО – интерактивное пространство, которое позволяет получать дополнительные задания в игровой форме. Данные порталы мы использовали для познавательного развития детей  с 5 лет. Свою работу на порталах мы начали в прошлом учебном году, а в этом  году продолжили.

При работе с детьми с ОВЗ это особенно важно, так как, для наших детей игра, проговаривание новых слов, выполнение определённых действий позволяет развивать все стороны мыслительной и речевой деятельности, мелкой и крупной моторики и др.  

Слайд 10.

Ежемесячно мы проводили интересные математические мероприятия: викторины, квесты, в которых дети с удовольствием участвовали. В Ноябре дети участвовали в олимпиаде на платформе «Стань школьником с  Робобориком».  В декабре начался олимпиадный зимний марафон умников и умниц, большинство детей, уже приняли в ней участие.

Слайд 11.

На платформе  Робоборик, появляются весёлые задания.  Например, рассмотреть внимательно зимний пейзаж, сравнить снеговиков по высоте.

Слайд 12.

Окружающая жизнь предоставляет неограниченные возможности для математического развития ребенка. Наша задача заключается в том, чтобы использовать многочисленные поводы и возможности для применения математических знаний в повседневной жизни и играх. Дать детям почувствовать практическое значение математики в жизни каждого человека.  Другими словами происходит формирование предпосылок  математической функциональной грамотности.

Слайд 13.      

Формы, в которых закрепляются, углубляются и расширяются математические знания, полученные на занятиях:

• Проведение прогулок.

Во время прогулок обращаем внимание на количество, величину, форму, пространственное расположение объектов (сосчитай, сколько проехало машин, сравни по высоте дерево и дом, по величине голубя и воробья, сколько этажей в доме напротив, какой формы листья березы (осины, тополя).

Мы организуем  наблюдения за изменениями, происходящими в разное время года, обращаем внимание на длительность дня: весной день удлиняется, осенью укорачивается, зимой становится совсем коротким.  Дети наблюдают наступление сумерек, заход солнца и т. д.,

Создание проблемных ситуаций. Элементарные поисковые ситуации вызывают мыслительную активность детей, побуждают использовать имеющиеся знания в новых условиях. 

Сколько шагов от скамейки до дерева? Почему получилось разное количество шагов? На глазах детей в очередной раз происходит важное открытие: количество шагов зависит от их размера.

Слайд 14.

• Участие в разных видах труда

Во время сборов на прогулку мы  обращаем  внимание на количество пуговиц и петель, длину пальто, форму платка, в другой раз уточняем с детьми понятие пара: пара сапог, пара варежек, пара детей, что пара – это два, двое. С помощью песочных часов замеряем время, затраченное на одевание, уборки игрушек. Тем самым дети практически усваивают понятия «долго»«быстро», учатся ориентироваться во времени.

Слайд 15.      

Дети расчищают площадку от снега, делают узкую и широкую дорожки, ходят по узкой, по широкой и устанавливают, что по узкой дорожке ходить труднее, чем по широкой, что по узкой может пройти один ребенок, а по широкой двое или больше ребят.

Слайд 16.

При сервировке стола, при подготовке к занятиям создаются ситуации, заставляющие ребенка прибегать к проверке равночисленности  (неравночисленности)  множеств путем их сравнения: каких тарелок больше: глубоких или мелких? Чего больше ложек или вилок, столов или стульев, детей или приборов? В подобных ситуациях знания детьми усваиваются не формально, а осознанно.

Наши дети начинают  сами находить в окружающей обстановке объекты для счета, измерения, сравнения.

Слайд   17.

Мы  решили разнообразить изучение математики и в группе,  организовали уголок  «Заниматики» и занялись его наполнением.

Слайд 18.

Методы и приемы, используемые в работе:

-игровые проблемно-практические ситуации

-игровые упражнения

-дидактические игры

-игры – эксперименты

-игры – головоломки

-логические загадки

 Слайд 19.

- моделирование – конструирование

- метод специально созданных ошибок

- Дидактические игры по направлениям: «Сколько?», «Какой?», «Засели домик цифрами», «Назови соседей», «Найди ошибку», «Реши пример»,  «Пришей пуговицы»…

Слайд 20.

Акцент в  реализации работы, сделан на применении на практике  математических знаний и умений: решение умственной конкретной задачи и самостоятельной ее реализации в  продуктивной деятельности на практике. Другими словами происходит формирование предпосылок  математической функциональной грамотности.

Слайд 21.

Например,  умение решать примеры мы применяем в финансовой грамотности.  В этом направлении у нас есть такие игры, как  «Сложи монетки в копилку»,  «Собери  три кошелька».

Слайд 22.

Мнoго интересных игр было изготовлено своими руками. Это такие игры  как, «Новогодние головоломки», «Задачки». Различные игры «Танграм»,  «Пришей пуговицы» «Занимательный куб» (с которым, непременно приходит Робоборик),  «Пазлы с примерами», и «Весёлые задачки», «Сложи монетки в копилку»,  «Собери  три кошелька». В уголке можно найти игры разной сложности. Мы пополняем математический уголок в зависимости от темы недели.

Слайд 23.

Кроме пополнения уголка «Заниматики», мы обогатили всю развивающую среду в группе. В уголке физического воспитания появились карточки «Математические физминутки», которые мы активно используем.

В  уголке «Заниматики» периодически появляются новые интересные задания, например «Обведи по точкам и раскрась»,  «Рисование по номерам», «Графические диктанты».

Слайд 24.

Наши родители активно включились в совместную работу, помогли нам пополнить коллекцию весёлых математических заданий.  А так же, дети с родителями приготовили  проекты на конкурс «Наука маленького роста».

Слайд 25,26.

В познавательно-исследовательской деятельности, для более эффективного усвоения детьми пройденного материала, мы попробовали применить такой приём как «Метод трёх вопросов», «Занимательный куб»,  «Интеллект-карты».

Слайд 27.

Дети научились  на практике  применять математические знания  и умения.

Научились составлять и решать арифметические задачи,  записывать решение с помощью цифр и знаков; Предстоит закрепить умение измерять линейкой;   делить геометрические формы на  равные части; закрепить умение решать примеры. Продолжать учить детей составлять и решать арифметические задачи по картинке, выделяя её составные части (условие, вопрос, решение и ответ.- Закреплять навыки ориентировки на листе бумаги в клетку, выполняя действия по указанию воспитателя.  Упражнять детей в назывании дней недели и их последовательности.Учить детей давать полный, развёрнутый ответ на вопросы по содержанию задачи.

И конечно же, продолжим заниматься на платформах МЭО и «Стань школьником с Робобориком».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Комплект дидактических игр по формированию предпосылок естественнонаучной грамотности у детей старшего дошкольного возраста"

В методической разработке представлен комплект из 5 дидактических игр для детей старшего дошкольного возраста, разработанный на основе "Концепции развития географического образования в Российской...

Картотека сказок по формированию предпосылок финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста   «Со сказочными героями в мир экономики»

Картотека сказокпо формированию предпосылок финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста «Со сказочными героями в мир экономики»...

«Комплект игровых образовательных ситуаций по формированию предпосылок финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста»

В данный комплект входят игровые обучающие ситуации с литературными персонажами, с игрушками аналогами и типа путешествий. Комплект разделен на разделы: 1. Труд, 2. Деньги, 3. Покупаем-продаем, 4. Рек...

Комплект игровых образовательных ситуаций по формированию предпосылок финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста

Автором разработаны ИОС по финансовой грамотности для работы с детьми старшего дошкольного возраста в помощь педагогам....

Особенности организации занятий по формированию предпосылок финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста

Особенности организации занятий по формированию предпосылок финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста...

Картотека сказок по формированию предпосылок финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста

Картотека сказок по формированию предпосылок финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста  " Со сказочными героями в мир экономики"...

«Формирование предпосылок финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста»

Финансовое просвещение дошкольников в современном мире становится все более актуальной темой.Формирование финансовой грамотности – одна из глобальных социальных проблем, неотделимых от ребенка с...