«Создание Развивающей предметно-пространственной среды по формированию математической грамотности дошкольников». Рекомендации для педагогов.
консультация по математике

Кучумова Анна Львовна

 

«Создание  Развивающей предметно-пространственной среды по формированию математической грамотности дошкольников».

Рекомендации для педагогов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kons_matematicheskaya_gramotnost.docx30.63 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Радуга»

«Создание  Развивающей предметно-пространственной среды по формированию математической грамотности дошкольников».

Рекомендации для педагогов.

                                                                        Подготовила воспитатель:

                                                                                           Кучумова А.Л.

«Создание  Развивающей предметно-пространственной среды по формированию математической грамотности дошкольников».

Рекомендации для педагогов.

Формирование функционально грамотной личности является актуальной задачей для дошкольного образования. Ведь в стремительно меняющемся мире важно адаптировать детей к современной жизни и помочь им реализовать свой потенциал.

Функциональная грамотность позволяет эффективно использовать все приобретаемые знания, умения и навыки для решения спектра задач во всех видах отношений ребенка с окружающим миром и людьми.

В дошкольном образовании выделяют основные направления функциональной грамотности: математическая, естественно-научная, читательская. Остановимся подробнее на математической грамотности детей дошкольного возраста.

Что такое математическая грамотность?

Один из компонентов функциональной грамотности – математическая. Математическая грамотность – это способность человека использовать математические понятия и инструменты для решения различных практических и познавательных задач.

Функциональная математическая грамотность – это способность человека:

  • определять и понимать роль математики в мире, в котором он живет;
  • высказывать обоснованные математические суждения;
  • распознавать проблемы, возникающие в окружающей действительности и которые можно решить средствами математики, формулировать эти проблемы на языке математики и решать их, используя математические факты и методы;
  • анализировать использованные методы решения;
  • интерпретировать полученные результаты с учетом поставленной проблемы;
  • формулировать и записывать результаты решения.

Применительно к детям дошкольного возраста можно говорить о создании предпосылок для формирования математической грамотности и формировании ее основ. Программные задачи математического образования дошкольника.

Формировать:

  • представление о числе;
  • геометрические представления;
  • представление о преобразованиях, в том числе количества. Задача включает раздел формирования временных представлений и представлений об изменении количества, а также арифметических действиях;
  • навык выражения количества через число. Задача включает формирование навыков счета и измерения различных величин.

Развивать:

  • сенсорные возможности;
  • логическое мышление. Задача включает формирование представления о порядке и закономерности, операций классификации и сериации;
  • абстрактное воображение, образную память, ассоциативное мышление, мышление по аналогии – предпосылки творческого продуктивного мышления.

Формирование элементарных математических представлений (ФЭМП) ребенка дошкольного возраста происходит в неразрывной связи с процессами познания окружающего мира и сенсорного развития. Математика описывает окружающий ребенка реальный мир физических предметов, но не сводится к нему. Необходимо различать, в каких случаях ребенок действует с предметами, например при измерении, пересчете, решении задач, а в каких – с математическими идеями – числами, фигурами, как в случае решения простейших примеров.

Как создать РППС.

РППС по формированию математической грамотности должна включать пять компонентов. Это информативная наглядность, условия для исследовательской деятельности и экспериментирования, условия для закрепления полученных знаний и навыков через систему дидактических игр и игрушек, материалы для художественного творчества, мотивирующая познание и учение художественная литература.

  1. Информативная наглядность

В работе с детьми педагог должен использовать информативную наглядность. Например, разнообразные схемы и модели окружающего мира: карты, глобус, таблицы, числовой ряд и числовая прямая, лента времени.

Использование числовой прямой в старшем дошкольном возрасте

В старшей и подготовительной группах дети знакомятся с числовой прямой. Это то представление, которое они смогут использовать на протяжении обучения математике в любом классе, и именно этим оно ценно. Знакомство с числовой прямой позволяет:

  • отделить число от количества, которое выражается с его помощью;
  • ввести представление о существовании дробных и отрицательных чисел;
  • показать, как можно решать с помощью числовой прямой неравенства, складывать и вычитать любые числа;
  • сравнивать числа.

Сама прямая становится объектом познания ребенка. Глядя на нее, анализируя ее, он начинает задавать вопросы и размышлять.

РППС группы должна быть насыщена соответствующими возрастным возможностям и программным задачам элементами информативной наглядности. Элементы должны сменяться по мере движения образовательного процесса.

Числовая прямая более информативна, чем плакат с цифрами

Важна также связь математики с естествознанием. Чтобы формировать геометрические представления, знакомить детей с числами, педагоги должны использовать наблюдения явлений природы и окружающего мира в целом.

  1. Условия для самостоятельного исследования и экспериментирования

РППС должна создавать условия для самостоятельной исследовательской деятельности и экспериментирования детей. Для этого среду нужно насытить подходящими материалами.

Среда для исследований и экспериментов должна включать приборы и инструменты для измерения длины, веса, объема, времени, температуры. Для детей младшего возраста это сенсорные коробки – коллекции, которые собраны по какому-то общему признаку. Также это разнообразные звучащие игрушки и предметы. Они позволяют исследовать длительность и громкость звука, зависимость издаваемых звуков от длины струны и ее натяжения, количества и вида насыпанного «шумящего» материала.

  1. Дидактические игры и игрушки

Педагоги должны побуждать детей к познавательной деятельности. Для этого нужно создать условия для закрепления полученных знаний и навыков через систему дидактических игр и игрушек.

Включите в РППС группы тематические, дидактические игры и игрушки. Например, пирамидки и матрешки для детей младшей группы. При помощи этих игрушек дошкольники смогут упражняться в сериации по размеру на уровне наглядного действия.

Для детей старшего дошкольного возраста используйте в работе арифметические весы и различные настольные дидактические игры. С этого возраста можно применять в воспитательно-образовательном процессе компьютерные, обучающие программы и игры.

  1. Материалы для творчества

РППС группы должна включать материалы для художественного творчества детей.

Материал

Назначение

Пластилин, краски и фломастеры

Рисование и лепка цифр

Природный материал

Выкладывание цифр

Декоративная проволока

Выгибание цифр и фигур

Цветная бумага

Геометрическая аппликация и создание орнаментов в круге, квадрате и полосе

Бумага для оригами

Создание фигур

Тетради на печатной основе

Выполнение творческих заданий по математике

  1. Художественная литература

РППС группы должна включать художественную литературу, в которой подчеркивается ценность учения. Например, «Пиноккио», «Приключения Буратино», «Приключения Незнайки». Для детей старшего возраста подберите плутовские истории типа «Вершки и корешки», «Заяц и черепаха». Они формируют представление о ценности интеллекта в целом.

Чтобы формировать умение восстанавливать логическую последовательность событий во времени, используйте рассказы в картинках, серии Н. Радлова, В. Чижикова. Для детей младшего возраста важны кумулятивные сказки с циклическим сюжетом. Они дают первое представление об упорядоченном ряде. Например, «Теремок», «Репка». Эту же роль в развитии интеллекта ребенка играют народные игровые песенки типа «Где был, Иванушка?». Для более старших детей подберите истории в стихах. Например, «Дом, который построил Джек».

Дидактические игры

Для формировании у дошкольников математических представлений широко используются занимательные по форме и содержанию разнообразные дидактические игры. Они отличаются от типичных учебных заданий и упражнений необычностью постановки задачи (найти, догадаться, неожиданностью преподнесения ее от имени какого-либо литературного сказочного героя.

Все виды дидактических игр (предметные, настольно-печатные, словесные и др.) являются эффективным средством и методом формирования математической грамотности у детей всех возрастных групп. Предметные и словесные игры проводятся на занятиях по математике и вне их, настольно-печатные, как правило, в свободное от занятий время. Все они выполняют основные функции обучения - образовательную, воспитательную и развивающую.

Также при формировании элементарных представлений у дошкольников можно использовать: игры на плоскостное моделирование, игры головоломки, задачи-шутки, кроссворды, ребусы, развивающие игры.

При обучении началам математики  широко используются игры, в которых у детей формируются новые математические знания, умения и навыки (например, игры типа «лото», «домино» и др.). Дошкольники совершают большое число действий, учатся реализовывать их в разных условиях, на разных объектах, тем самым повышается прочность и осознанность усвоения знаний.

Дидактические игры по формированию математических представлений условно делятся на следующие группы:

1. Игры с цифрами и числами

2. Игры путешествие во времени

3. Игры на ориентирование в пространстве

4. Игры с геометрическими фигурами

5. Игры на логическое мышление

К первой группе игр относится обучение детей счету в прямом и обратном порядке. Используя сказочный сюжет, детей знакомят с образованием всех чисел в пределах 10, путем сравнивания равных и неравных групп предметов. Сравниваются две группы предметов, расположенные то на нижней, то на верхней полоске счетной линейки. Это делается для того, чтобы у детей не возникало ошибочное представление о том, что большее число всегда находится на верхней полосе, а меньшее на - нижней.

Играя в такие дидактические игры как "Какой цифры не стало?", "Сколько?", "Путаница?", "Исправь ошибку", "Убираем цифры", "Назови соседей", дети учатся свободно оперировать числами в пределах 10 и сопровождать словами свои действия.

Дидактические игры, такие как "Задумай число", "Число как тебя зовут?", "Составь табличку", "Составь цифру", "Кто первый назовет, которой игрушки не стало?" и многие другие используются на занятиях в свободное время, с целью развития у детей внимания, памяти, мышления.

Вторая группа математических игр (игры - путешествие во времени) служит для знакомства детей с днями недели, месяцами. Объясняется, что каждый день недели имеет свое название. Детям рассказывается о том, что в названии дней недели угадывается, какой день недели по счету: понедельник - первый день после окончания недели, вторник- второй день, среда - середина недели, четверг - четвертый день, пятница - пятый. После такой беседы предлагаются игры с целью закрепления названий дней недели и их последовательности. Дети с удовольствием играют в игры: "Живая неделя", "Назови скорее", "Дни недели", "Назови пропущенное слово", "Круглый год", "Двенадцать месяцев"- которые помогают детям быстро запомнить название дней недели и название месяцев, их последовательность.

В третью группу входят игры на ориентирование в пространстве. Пространственные представления детей постоянно расширяются и закрепляются в процессе всех видов деятельности. Задачей педагога является научить детей ориентироваться в специально созданных пространственных ситуациях и определять свое место по заданному условию. При помощи дидактических игр и упражнений дети овладевают умением определять словом положение того или иного предмета по отношению к другому. Например, справа от куклы стоит заяц, слева от куклы - пирамида и т. д. Выбирается ребенок и игрушка прячется по отношению к нему (за спину, справа, слева и т. д.). Это вызывает интерес у детей и организовывает их на занятие. Для того, чтобы заинтересовать детей, чтобы результат был лучше, используются предметные игры с появлением какого-либо сказочного героя.

Существует множество игр, упражнений, способствующих развитию пространственного ориентирования у детей: "Найди похожую", "Расскажи про свой узор", "Мастерская ковров", "Художник", "Путешествие по комнате" и многие другие игры. Играя в рассмотренные игры дети учатся употреблять слова для обозначения положения предметов.

Четвертая группа: Игры и упражнения с геометрическими фигурами и их моделями (блоками) являются основными методами ознакомления детей с формой предметов.

Для детей младшего и среднего дошкольного возрастов в основном используется три группы дидактических игр и упражнений:

-на усвоение особенностей геометрических фигур. Например, «Назови геометрическую фигуру», «Домино фигур», «Угадай, что это?», «Чудесный мешочек»;

-сопоставление формы предметов с геометрическими образцами. Например, «Найди предмет такой же формы», «Что лежит в мешочке», «Геометрическое лото», «Найди то, что я тебе покажу», «Магазин», «Поручения»;

-анализ сложной формы: «Выкладывание орнамента», «Из каких фигур состоит предмет», «Разрезанные картинки», «Склеим чайник», «Составь целое из частей», «Изменилось ли?».

В старшей и подготовительной к школе группе можно провести игры и упражнения со следующим содержанием:

-ознакомление с разновидностями геометрических фигур;

-овладение последовательным обследованием формы предметов с применением системы геометрических образцов (найди такой же узор, найди по описанию, кто больше увидит, у кого такая же игрушка, найди на ощупь);

Пятая группа:  В дошкольном возрасте у детей начинают формироваться элементы логического мышления, т. е. формируется умение рассуждать, делать свои умозаключения. Существует множество дидактических игр и упражнений, которые влияют на развитие творческих способностей у детей, так как они оказывают действие на воображение и способствуют развитию нестандартного мышления у детей. Это такие игры как "Найди нестандартную фигуру, чем отличаются?", "Мельница", и другие. Они направлены на тренировку мышления при выполнении действий.

Источники: https://1metodist.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация предметно-пространственной развивающей среды по формированию математических представлений.

—Условием успешной реализации программы по формированию элементарных математических представлений является организация развивающей предметно – пространственной среды в возрастных группах. Согласно тре...

Организация предметно-пространственной развивающей среды по формированию математических представлений в старшей группе.

Организация предметно-развивающей среды по математике в старшей группе для воспитателей....

Организация предметно-пространственной развивающей среды по формированию математических представлений в подготовительной группе детского сада

В связи с модернизацией дошкольного образования важной задачей дошкольных образовательных учреждений становится совершенствование образовательного процесса и повышение развивающего эффекта самостоятел...

Организация предметно-пространственной развивающей среды по формированию математических представлений у старших дошкольников

организация предметно-пространственной развивающей среды по формированию математических представлений у старших дошкольников...