Конспект занятия по ФЭМП « В поисках клада» в средней группе с использованием игровой методики ТРИЗ-технологии «Круги Луллия»
план-конспект занятия по математике (средняя группа)
Одной из эффективных педагогических технологий познавательно-речевого развития у детей является ТРИЗ – Теория решения изобретательских задач. Целью использования ТРИЗ – технологии в детском саду- развитие с одной стороны таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность, а с другой стороны поисковой активности, стремление к новизне, развитию речи и творческого воображения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 2.71 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Такие загадочные и занимательные круги Луллия для детей дошкольного возраста. Одной из эффективных педагогических технологий познавательно-речевого развития у детей является ТРИЗ – Теория решения изобретательских задач. Целью использования ТРИЗ – технологии в детском саду- развитие с одной стороны таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность, а с другой стороны поисковой активности, стремление к новизне, развитию речи и творческого воображения.
Свое название «Круги Луллия » изобретение получило в честь имени своего создателя. В XIII веке французский монах Раймонд Луллий создал логическую машину в виде бумажных кругов. «Кольца Луллия » — это что-то вроде компьютера, только для слов. Простота конструкции позволяет применять ее даже в детском саду. А эффект огромен — познание языка и мира в их взаимосвязи. Круги подвижны. Все они разделены на одинаковое количество секторов. При свободном вращении кругов под стрелкой оказываются определенные сектора. Луллий на секторах размещал рисунки, писал слова и целые изречения. Любой желающий мог задать вопрос и с помощью полученной комбинации получить ответ, который надо было расшифровать, подключив воображение.
В настоящее время этот принцип, основанный на морфологическом анализе, активно используют педагоги для создания развивающий игр и головоломок для детей. Круги Луллия могут использоваться на всех видах непосредственной образовательной деятельности, будь то ознакомление с окружающим миром, развитие речи, формирование элементарных математических представление, музыка и др. , а также и в режимных моментах . Данный игровой метод обучения способствует созданию заинтересованной, непринуждённой обстановки, снимает психологическое и физическое напряжение, обеспечивает восприятие нового материала. Цель использования пособия: формирование представлений дошкольников об окружающем мире; развитие творческого мышления и воображения; обогащение словарного запаса; формирование элементарных математических и экологических представлений. Задачи: - Расширять познавательные способности ребенка. - Развивать креативные способности дошкольников. - Развивать навыки фантастического преобразования объектов. - Формировать потребность к активной умственной деятельности .
Конспекта НОД по ФЭМП « В поисках клада» в средней группе с использованием игровой методики ТРИЗ-технологии «Круги Луллия ». Цель: Обобщение полученных знаний по ФЭМП. Задачи: Образовательные: Закрепить умение детей двигаться в заданном направлении (вперед, назад, налево, направо); умение считать предметы в пределах 5 по образцу, умение различать и правильно называть круг, квадрат, треугольник, прямоугольник .Закрепить счёт до 5. Повышать познавательную активность детей. Развивающие: Развивать логическое мышление, внимание. Развивать восприятие и представления детей через накопление и расширение сенсорного опыта. активизировать речь детей, развитие связной речи; мелкой моторики и координации движений рук . Способствовать развитию умения анализировать и сравнивать предметы по самостоятельно выделенным свойствам, обобщать. Формировать навыки взаимоконтроля и самоконтроля. Воспитательные : Воспитывать самостоятельность, активность, аккуратность при выполнении практического задания, умение работать в парах, договариваться об этапах работы, воспитывать интерес к математическим занятиям. Воспитывать умение понимать учебную задачу и выполнять ее. Образовательные области : «Познание», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное», «Художественно-эстетическое».
Методы и приемы: сюрпризный момент, словесный, наглядный, вопросы, поощрение. Демонстрационный материал : цифры от1-5(формат А4), 5 цветов и 4 бабочки, конструктор большой(5 шаров и 5 кубиков), круг Луллия ( большой круг изображения предметов , маленький круг – геомет.фигуры .), ватман с изображением в 1-столбике предметы, 2-столбике цифры от 1-5 ), посылка с ковром-самолётом., музыкальное сопровождение, мультимидйный экран. Раздаточный материал: набор квадратов (синие и красные по пять штук) на каждого ребенка; карточки с двумя полосками; счетные палочки Предварительная работа: проведение дидактических игр математического содержания. повторение названий геометрических фигур, составление их из счётных палочек, обучение умению соотносить количество предметов с цифрами . Игра «Геометрическое лото». Игра «Чудесный мешочек ». Игра «Найди свой домик ». Игра «Наоборот ». Игра «Живые цифры ». Игра «Цвет и форма », круги Луллия . Индивидуальная работа: с Машей, Викой закрепить счёт до 5.
I. Орг. момент. 1.Упражнение на рабочий настрой: Построение детей в круг. «В круг широкий, вижу я, Встали все мои друзья (показываю на детей). Мы сейчас пойдем направо (идут вправо), А теперь пойдем налево (идут налево), В центре круга соберемся (идут в круг), И на место все вернемся (возвращаются назад). Улыбнемся, подмигнем (улыбаются, подмигивают друг другу), И занятие сейчас начнем » Звучит сигнал смс-оповещения. Аудиозапись голосового обращения Волшебника Считалочкина ! «Здравствуйте, дорогие ребята! Я знаю, что вы многому учитесь в саду. И я хотел бы вас поздравить с успешной учебой. Я приготовил вам подарок – сокровища! Но, чтобы их получить, вам необходимо пройти испытание. Только смелые и дружные ребята смогут получить мои сокровища. А как их найти, вам подскажут мои волшебные цифры. Удачи друзья !» Воспитатель: Ребята, отправимся в путешествие? - Дети: Да,отправимся . Воспитатель: На чём можно отправиться в путешествие? - Дети: На самолёте , поезде , ракете , машине, вертолёте, пароходе. Воспитатель : Вы всё правильно назвали, на всех видах транспорта можно отправиться путешествовать. А хотите полететь на ковре самолёте ? Дети : Да!
1-Задание: Работа за столами. -Посмотрите, сколько цветов на полянке? (5) Перед вами карточки с полосками. Выложите на верхнюю полоску столько красных квадратов, сколько цветов.
Воспитатель : - Сколько бабочек порхает над цветками? Выложите на нижнюю полоску столько синих квадратов, сколько бабочек. - Каких квадратиков больше ? Дети - (красных ). В-ль: На сколько красных квадратов больше? В-ль: Каких квадратиков меньше? Дети: синих. В-ль: На сколько синих квадратов меньше? В-ль: Что нужно сделать, чтобы красных и синих квадратиков стало поровну? Дети: добавить 2 синих квадрата .
Воспитатель: Молодцы , ребята! Вы справились с этим трудным заданием успешно. Мы снова отправляемся в путь. (Дети становятся на ковер самолет.) 2-задание: Игровое упражнение «Собери кубики и шарики в корзинки» Стоит большая корзина с шарами и кубиками . Воспитатель уточняет у детей, что лежит в корзине. Воспитатель: Что можно делать с шаром? : катать. Воспитатель : Все шары в корзинке одинаковые? Чем различаются? Дети: размером и цветом. Воспитатель: Что ещё лежит в корзинке? ( куб) Что можно делать с кубиками? (ставить друг на друга) Воспитатель Все ли кубы одинаковые? Чем различаются? Затем воспитатель делит детей на две команды и проводит эстафету: члены одной команды собирают в корзину кубики, а члены другой команды – шары. В конце игры проверяется правильность выполнения задания. Воспитатель : Молодцы , ребята! Отправляемся снова в путь.
3-задание: « Островок Разноцветных палочек».( работа с счетными палочками ). Воспитатель: Мы прибыли на островок « Разноцветных палочек». На этом острове живут волшебные домики-коробки, а кто в них живет? (ответы детей)Правильно, разноцветные палочки. Из этих палочек можно сложить любую фигурку, цифру. -Я буду читать вам стихи, а вы выкладывать такие геометрические фигуры, о которых я читаю. (Можно выставлять изображение фигуры на доску, если дети затрудняются ). 1.Четыре палочки сложил- И вот квадратик получил. - сколько палочек вам понадобилось? - что мы знаем о квадрате? (ответы детей) 2. У треугольника три стороны И они могут быть разной длины. - сколько палочек вам понадобилось? - что мы знаем о треугольнике?(ответы детей)
Физкультминутка. Воспитатель. Ребята вы устали давайте немного отдохнём. Раз – согнуться, разогнуться, Два – нагнуться потянуться, Три – в ладоши три хлопка Головою три кивка. На четыре – руки шире, Пять, шесть – всем присесть, Семь, восемь – лень отбросим. Воспитатель: Продолжаем наш путь! Мы уже близко к нашим сокровищам! Но у нас остались еще задания.
4-задание: «Круг Луллия ». – « На что похоже». В конверте математические загадки, а отгадки дети вначале отвечают, а потом находят на круге. Воспитатель загадывает загадки о геометрических фигурах, дети отгадывают. 1. Нет углов у меня И похож на блюдце я, На тарелку и на крышку, На кольцо, на колесо Кто же я такой, друзья? Дети: круг. 2 . Три угла, три стороны Могут разной быть длины. Если станешь по углам То скорей подскочишь сам. Дети: треугольник 3 . Я, как круг, почти как он, Но приплюснут с двух сторон . Дети: овал 4. У меня углы прямые, Как и у квадрата. Но длина у двух сторон Разная, ребята. Знает меня каждый школьник. А зовусь… Дети: прямоугольник 5. Он давно знаком со мной Каждый угол в нем - прямой Все четыре стороны Одинаковой длины. Вам его представить рад, А зовут его… Дети: квадрат После выполнения отправляются снова в путь на ковре –самолете.
5-задание: « Волшебный лист» (изображены группы предметов и цифры от1-5) Воспитатель: Вам надо каждую группу предметов соединить с нужной цифрой. Сначала нужно сосчитать предметы и затем линией соединить с той цифрой, которая обозначает количество предметов. Задание сложное, но вы обязательно справитесь. Дети выполняют задание, воспитатель помогает. Воспиатель : Молодцы ребята, справились с таким сложным заданием.
IV Подведение итогов. Рефлексия . Воспитатель: мы прошли все испытания, правильно выполнили задания и получили ключ от волшебного сундучка, где лежат сокровища. Давайте сначала вспомним, какие испытания мы сегодня прошли. (дети вспоминают все задания, которые они выполняли). -Какое задание вам понравилось больше всего? -Какие задания вызывали у вас затруднения? -А какие задания были для вас легкие? Воспитатель хвалит их и предлагает открыть сундук с помощью ключа, который для ребят приготовил Волшебник Считалкин . -Ребята , нам пора возвращаться в детский сад.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2022/04/30/picture-888960-1651322630.jpg)
Конспект НОД по ФЭМП « В поисках клада» в средней группе с использованием игровой методики ТРИЗ-технологии «Круги Луллия».
Цель: Обобщение полученных знаний по ФЭМП....
![](/sites/default/files/pictures/2015/09/21/picture-662593-1442860988.jpg)
конспект занятия "Наши домашние животные" (с использованием элементов ТРИЗ-технологии "Круги Луллия")
конспект образовательной деятельности с детьми с использованием элементов ТРИЗ-технологии...
![](/sites/default/files/pictures/2015/09/21/picture-662593-1442860988.jpg)
конспект занятия "Наши домашние животные" (с использованием элементов ТРИЗ-технологии "Круги Луллия")
занятие по познавательному развитию , закрепление названий домашних животных, их детенышей....
![](/sites/default/files/pictures/2022/09/25/picture-1418425-1664081322.jpg)
Конспект НОД по ФЭМП «В поисках клада» в подготовительной группе с использованием игровой методики «Круги Луллия»
Закрепить умение детей считать предметы в пределах 10 по образцу, Закрепить счёт до 10. Умение различать и правильно называть круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал...
![](/sites/default/files/pictures/2024/03/26/picture-1517025-1711443103.jpg)
Конспект НОД по ФЭМП « В поисках клада» в средней группе с использованием игровых технологий ».
Игра «Геометрическое лото».Игра «Чудесный мешочек».Игра «Найди свой домик».Игра «Наоборот».Игра «Живые цифры».Игра «Цвет и форма»...