Конспект НОД для детей 5-6 лет по ФЭМП с использованием абакуса.
план-конспект занятия по математике (старшая группа)
Конспект может использоваться воспитателями детских садов для проведения занятия по ФЭМП в старшей группе. В качестве дополнительного материала на занятии используется абакус и наглядный материал по ментальной арифметике - флеш-карты, детский абакус, демонстрационный абакус, изображение цифр с помощью абакуса. В конспект включены элементы нейрогимнастики с авторским текстом.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект НОД для детей 5-6 лет по ФЭМП с использованием абакуса.
Тема: « Новый год в Простоквашино».
Воспитатель - Кузьмина Е.В.
Город Москва.
2024 год.
ОО: « Познавательное развитие»
Возраст детей: 5-6 лет
Организация детей: подгрупповая, 12 человек.
Цель: Создание условий для повышения интереса детей к математике, закрепление знаний состава числа «5».
Задачи:
1.Закрепить умение образовывать число 5 из двух наименьших.
2.Продолжить учить решать простые арифметические задачи.
3.Продолжить учить детей определять и называть числа в пределах 5 на абакусе.
4. Продолжить учить совершать операцию сложения двух чисел в пределах 5 на абакусе.
5.Развивать память, внимание и мышление.
6.Воспитывать коммуникативные навыки.
Предварительная работа: занятия по ФЭМП в соответствии с ФОП; включение элементов обучения ментальной арифметике, использование на занятиях абакуса; знакомство детей с операцией сложения в пределах 5 на абакусе.
Методы и приемы: игровой, наглядный, практическая деятельность, нейрогимнастика, пальчиковая гимнастика, вопросы к детям.
Материалы и оборудование: флеш-карты в пределах 5, музыкальная колонка, магнитная доска, абакус демонстрационный, детские абакусы 12 штук, детские ножницы 12 штук, цветные карандаши, клеевые карандаши 12 штук.
Демонстрационный материал: Картинка с изображением Дяди Федора, Матроскина, Шарика и Печкина, математический домик( состав числа 5) на магнитной доске, математические домики – распечатки 12 штук, подарочные мешочки – распечатки 12 штук, полоски бумаги с числовым рядом до 5 ( числа изображены с помощью абакуса) 12 штук, « дидактическая елка» на магнитной доске, украшенная шарами с задачами ( состав числа 5), картинки домиков, расположенные в доступных для детей местах( на каждом домике номер от 1 до 5; всего 5 домиков).
Ход занятия:
Вводная часть. Воспитатель подзывает к себе детей и сообщает им новость.
Воспитатель – Ребята, мне на почту пришло письмо от Дяди Федора из Простоквашино. Он пишет, что скоро Новый год, а они вместе с Шариком, Матроскиным и почтальоном Печкиным не успевают подготовиться к этому празднику. Дядя Федор приглашает нас в Простоквашино и просит помочь с приготовлением. Ну что, поможем?
Дети – Да!
Воспитатель – Тогда давайте сделаем разминку и отправимся в путь. В круг скорее все вставайте и на мои вопросы быстро отвечайте!
Дети встают в круг, воспитатель быстро показывает каждому ребенку флеш-карту с изображением цифры на абакусе. Ребенок называет цифру. Затем воспитатель задает каждому ребенку по очереди вопрос и бросает ему мяч. Ребенок отвечает и передает мяч следующему.
- Какое сейчас время года? ( Зима)
- Как называется первый зимний месяц?
-Как называется первый день недели?
- Как называется второй день недели?
- Как называется второй зимний месяц?
-Как называется третий день недели?
- Как называется третий зимний месяц?
- Какое сейчас время суток?
-Как называется четвертый день недели?
-Какое время года было перед зимой?
-Как называется пятый день недели?
-Какое время года будет после зимы?
-Как называются выходные дни?
Основная часть.
Воспитатель – Вы молодцы, ответили на вопросы и теперь мы можем отправиться в Простоквашино. На чем поедем?
Ответы детей ( поезд, автобус, машина и т.д.)
Воспитатель включает на колонке песню « Гимн Простоквашино» муз. С.Жукова, дети встают паровозиком и идут под музыку по кругу.
Воспитатель - Вот мы и приехали! Садитесь на свои места.
- « Рассели жильцов в домике».
На столах у каждого ребенка лежит распечатка « Математический домик» ( состав числа 5, несколько цифр пропущено); цветные карандаши.
Воспитатель – Ребята, в Простоквашино приехало много гостей. Нам нужно расселить их в домике под номером 5. На каждом этаже может поместиться пять гостей.
У детей, сидящих за одной партой – разные варианты. Дети выполняют задание индивидуально, один ребенок приглашается к доске и выполняет задание на демонстрационном пособии.
Воспитатель – А теперь проверьте пожалуйста у своего соседа правильность выполнения этого задания. Если все правильно – поднимите домик вверх.
Воспитатель проверяет и помогает в случае затруднений.
- «Помоги Дяде Федору собрать Новогодние подарки».
Воспитатель раздает детям распечатки « Подарочный мешочек». На каждом изображено какое то количество конфет ( до 5).
Воспитатель - Ребята, Дядя Федор собирает Новогодние подарки. В каждом мешочке должно лежать 5 конфет. Дорисуйте недостающие конфеты. Проверьте друг у друга правильность выполнения задания.
Вы – молодцы! Помогли Дяде Федору. А теперь выходите на середину группы, давайте немного отдохнем.
Нейрогимнастика « Простоквашино».
В Простоквашино зима
Все дорожки замела
( метем вправо и влево кистями рук),
И тропинки и пути,
Не проехать, не пройти.
( « Змейка». Кисти рук сложены вместе, руки вытянуты вперед, делаем извилистые движения сложенными кистями).
Нужно всем лопаты брать
И сугробы убирать.
(« Локоть-ладонь». Правую руку, согнутую в локте, поднять вверх; ладонь сжата в кулачок. Ладонь левой руки тыльной стороной прижимаем к локтю правой руки. Обе руки образуют прямой угол .Затем меняем руки).
Раз – сугроб, два – гора.
Веселится детвора.
( « Слон». Голова наклонена вправо, ухо касается плеча.Указательным пальцем вытянутой вперед правой руки ребенок рисует в воздухе гору-дугу. Глазами следит за движением пальцев).
Три, четыре Новый год
Скоро в гости к нам придет!
( «Колечко». Поочередно соединяем кончик большого пальца с кончиками всех остальных пальцев от указательного до мизинца и обратно).
Пять – начнутся чудеса
И сюрпризам нет конца!
( «Хлопок - кулак - щелчок». Хлопаем в ладоши, стучим кулачками друг о друга, щелкаем пальцами обеих рук).
- « Помогите почтальону Печкину разнести подарки по нужным адресам».
Дети садятся за столы. Воспитатель раздает каждому полоску бумаги на которой изображен числовой ряд до 5 ( цифры изображены на абакусе) , одна цифра пропущена. У детей, сидящих рядом – различные варианты.
Воспитатель – Ребята, вчера в Простоквашино был сильный снегопад и все номера на домах занесло снегом . Почтальону Печкину нужна ваша помощь, чтобы правильно доставить подарки. Определите пропущенное число, впишите его на листочек и найдите в группе домик с нужным номером.
Дети выполняют задание индивидуально, вписывают пропущенное число и бегут к домику с нужной цифрой.
Воспитатель – Молодцы! Вы помогли Печкину, разнесли все подарки по нужным адресам.
- «Чудо-елочка».
Воспитатель – Ребята, посмотрите, какую необычную елку нарядили простоквашинцы! Шарики на ней не простые, на них что- то написано. Сейчас я прочитаю.
- Шарик летом ходил в лес за грибами. Он нашел 3 белых гриба и 2 подберезовика. Сколько всего грибов нашел Шарик? Ребята, что же это такое?
Дети – Задача!
Воспитатель – Правильно, на шариках написаны задачи. Вы можете решить их?
Дети – Да!
Воспитатель – Очень хорошо. А поможет нам в этом абакус. Давайте сначала разомнем пальчики:
Чтоб прилежно посчитать
Нужно пальчики размять:
Вниз – большой.
Вверх – указательный,
Вместе - крабик замечательный.
Дети выполняют движения пальчиками, в соответствии с текстом. Кладут перед собой абакус. Воспитатель читает задачу еще раз.
Воспитатель – Какое условие в задаче? ( Ответы детей - Шарик нашел 3 белых гриба и 2 подберезовика). Какой вопрос в задаче? ( Ответы детей - Сколько всего грибов нашел Шарик?) Какое действие нам нужно сделать, чтобы ответить на этот вопрос? ( Ответы детей – Нужно к 3 прибавить 2) Как называются эти числа? ( Ответы детей – « братья»). Выполните это действие на абакусе.
Дети поднимают 3 земные косточки большим пальцем вверх.
Воспитатель – Теперь мы должны прибавить еще 2 косточки, но у нас их нет. Что же нам делать?
Дети опускают небесную косточку указательным пальцем и опускают вниз 3 земные косточки. Получается 5.
Воспитатель – Молодцы, вы решили задачу. Посмотрите, каким ярким и красивым стал шарик! ( Воспитатель переворачивает шарик обратной стороной). Давайте решим еще одну задачу!
Воспитатель – Почтальон Печкин пил чай в гостях у Дяди Федора. Сначала он съел 2 конфеты, а потом еще 2. Сколько конфет съел Печкин?
Дети называют условие задачи, вопрос и говорят, как ее решить. Решение производится на абакусе – дети поднимают большим пальцем 2 земные косточки, затем поднимают еще 2 земные косточки. Ответ – 4 конфеты съел Печкин.
Воспитатель – Правильно! Вот и еще один шарик стал нарядным. Слушайте следующую задачу. Матроскин испек к Новому году 4 пирога с яблоками и 1 пирог с малиной. Сколько всего пирогов испек Матроскин?
Дети называют условие задачи, вопрос и говорят , как нужно ее решить. Решение производится на абакусе – большим пальцем поднимают 4 земные косточки, затем указательным опускают 1 небесную косточку вниз и 4 земные косточки вниз. Ответ – 5 пирогов испек Матроскин.
Воспитатель: Молодцы! И этот шарик стал цветным.
Вы помогли нарядить простоквашинцам елочку, но мне кажется, что на ней чего- то не хватает.
Дети предлагают свои варианты украшения елочки. Среди них звучит предложение повесить звезду.
Воспитатель: Давайте каждый из вас сейчас вырежет и приклеит красивую звездочку на эту елку!
Дети вырезают звезды, нарисованные на цветной бумаге, и приклеивают их на елку.
Воспитатель: Ребята, вы помогли Дяде Федору, Шарику и Матроскину подготовиться к Новому году. Теперь нам пора возвращаться обратно.
Дети встают «паровозиком» и под Гимн Простоквашина « едут» по группе, встают в круг.
Рефлексия.
Воспитатель: Вам понравилось наше путешествие? Вы смогли помочь простоквашинцам? Какие знания помогли вам справиться с заданиями?
Какое задание понравилось больше всего? Какое задание было самым трудным?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект занятия для детей младшего дошкольного возраста по ФЭМП
Конспект занятия для детей младшего дошкольного возраста по формированию элементарных математических представленийТема: «Путешествие в зимний лес»Программное содержание:- Учить сравнивать предметы по ...
Конспект занятия в страшней общеразвивающей группе № 6 по ФЭМП с использованием ИКТ
Четырехугольник(интегрированное занятие) Цель занятия:Упражнять в увеличении и уменьшении числа на одну единицу; продолжать учить конструировать фигуру из счетных палочек; учить ориентироваться н...
Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста по ФЭМП с элементами ТРИЗ "Подарок для мамы" в рамках проекта "Город мастеров" (Математика в профессиях)
Формирование операции классификации по двум признакам, умение определять области пересечения в играх с обручами....
НОД для детей первой младшей группы по ФЭМП, с использованием игровых и здоровье сберегающих технологий по теме: «Вместе с зайкой»
Цель: 1.Познакомить с кругом, учить отвечать на вопрос «сколько?» словами один, много, ни одного.2.Продолжать формировать умение составлять группу из отдельных предметов и выделять из нее один предмет...
Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста по ФЭМП на тему "Путешествие с Фиксиками"
Конспект НОД для детей подготовительной к школе группы по ФЭМП на тему "Путешествие с Фиксиками"...
Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста по ФЭМП с использованием палочек Кюизенера. «Путешествие по неизвестному материку»
Цели занятия: 1Учебные: упражнение в соотнесении цвета-длины – числа и использовании различных способов сравнения по длине (приложение, на глаз); закрепление состава числа 6; упражнени...
Развитие интеллектуальных способностей детей младшего дошкольного возраста по ФЭМП с использованием развивающих игр
Цель: формирование элементарных математических представлений у детей через использование развивающих игр .Задачи:1. Обучающие:-сравнивать предметы по длине, используя методы наложения и приложени...