Конспект НОД для детей 5-6 лет по ФЭМП с использованием абакуса.
план-конспект занятия по математике (старшая группа)

Кузьмина Елена Валерьевна

Конспект может использоваться воспитателями детских садов для проведения занятия  по ФЭМП в старшей группе. В качестве дополнительного материала на занятии используется абакус и наглядный материал по ментальной арифметике - флеш-карты, детский абакус, демонстрационный абакус, изображение цифр с помощью абакуса. В конспект включены элементы нейрогимнастики с авторским текстом. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект НОД для детей 5-6 лет по ФЭМП с             использованием абакуса.

Тема:  « Новый год в Простоквашино».

Воспитатель -  Кузьмина Е.В.

Город Москва.

2024 год.

ОО: « Познавательное развитие»

Возраст детей: 5-6 лет

Организация детей: подгрупповая, 12 человек.

Цель: Создание условий для  повышения интереса детей к математике, закрепление знаний состава числа «5».

Задачи:

1.Закрепить умение образовывать число 5 из двух наименьших.

2.Продолжить учить решать простые арифметические задачи.

3.Продолжить учить детей определять и называть числа в пределах 5 на абакусе.

4. Продолжить учить совершать операцию сложения двух чисел в пределах 5 на абакусе.

5.Развивать память, внимание и мышление.

6.Воспитывать коммуникативные навыки.

Предварительная работа: занятия по ФЭМП в соответствии с ФОП; включение элементов обучения ментальной арифметике, использование на занятиях абакуса; знакомство детей с операцией сложения в пределах 5 на абакусе.

Методы и приемы: игровой, наглядный, практическая деятельность, нейрогимнастика, пальчиковая гимнастика, вопросы к детям.

Материалы и оборудование:  флеш-карты в пределах 5, музыкальная колонка, магнитная доска, абакус  демонстрационный, детские абакусы  12 штук, детские ножницы 12 штук, цветные карандаши, клеевые карандаши 12 штук.

Демонстрационный материал: Картинка  с изображением Дяди Федора, Матроскина, Шарика и Печкина, математический домик( состав числа 5) на магнитной доске, математические домики – распечатки 12 штук,  подарочные мешочки – распечатки 12 штук, полоски бумаги с числовым рядом до 5          ( числа изображены с помощью абакуса) 12 штук,  « дидактическая елка» на магнитной доске, украшенная шарами с задачами ( состав числа 5), картинки домиков, расположенные в доступных для детей местах( на каждом домике номер от 1 до 5; всего 5 домиков).

Ход занятия:        

Вводная часть. Воспитатель подзывает к себе детей и сообщает им новость.

Воспитатель – Ребята, мне на почту пришло письмо от Дяди Федора из Простоквашино. Он пишет, что скоро Новый год, а они  вместе с Шариком, Матроскиным и почтальоном  Печкиным не успевают подготовиться к этому празднику. Дядя Федор приглашает нас в Простоквашино  и просит помочь с приготовлением. Ну что, поможем?

Дети – Да!

Воспитатель – Тогда давайте сделаем разминку и отправимся в путь. В круг скорее все вставайте и на мои вопросы быстро отвечайте!

Дети встают в круг, воспитатель быстро показывает каждому ребенку флеш-карту с изображением цифры на абакусе. Ребенок называет цифру. Затем воспитатель задает каждому ребенку по очереди вопрос и бросает ему мяч. Ребенок отвечает и передает мяч следующему.

- Какое сейчас время года? ( Зима)

- Как называется первый зимний месяц?

-Как называется первый день недели?

- Как называется второй день недели?

- Как называется второй зимний месяц?

-Как называется третий день недели?

- Как называется третий зимний месяц?

- Какое сейчас время суток?

-Как называется четвертый день недели?

-Какое время года было перед зимой?

-Как называется пятый день недели?

-Какое время года  будет после зимы?

-Как называются выходные дни?

Основная часть.

Воспитатель – Вы молодцы, ответили на вопросы и теперь мы можем отправиться в Простоквашино. На чем поедем?

Ответы детей ( поезд, автобус, машина и т.д.)

Воспитатель  включает на колонке песню « Гимн Простоквашино» муз. С.Жукова, дети встают паровозиком и идут под музыку по кругу.

Воспитатель -  Вот мы и приехали! Садитесь на свои места.

  1. « Рассели жильцов в домике».

На столах у каждого ребенка лежит распечатка « Математический домик» ( состав числа 5, несколько цифр пропущено); цветные карандаши.

Воспитатель – Ребята, в Простоквашино приехало много  гостей. Нам нужно расселить их в домике под номером 5. На каждом этаже может поместиться пять гостей.

У детей, сидящих за одной партой – разные варианты. Дети выполняют задание индивидуально, один ребенок приглашается к доске и выполняет задание на демонстрационном пособии.

Воспитатель – А теперь проверьте пожалуйста у своего соседа правильность выполнения этого задания. Если все правильно – поднимите домик вверх.

Воспитатель проверяет и помогает в случае затруднений.

  1. «Помоги Дяде Федору собрать Новогодние подарки».

Воспитатель раздает детям распечатки « Подарочный мешочек». На каждом изображено какое то количество конфет ( до 5).

Воспитатель -  Ребята, Дядя Федор собирает Новогодние подарки. В каждом мешочке должно лежать 5 конфет. Дорисуйте недостающие конфеты. Проверьте друг у друга правильность выполнения задания.

Вы – молодцы! Помогли Дяде Федору. А теперь выходите на середину группы, давайте немного отдохнем.

Нейрогимнастика « Простоквашино».

В Простоквашино зима

Все дорожки замела

( метем вправо и влево кистями рук),

И тропинки и пути,

Не проехать, не пройти.

( « Змейка». Кисти рук сложены вместе, руки вытянуты вперед, делаем  извилистые движения сложенными кистями).

Нужно всем лопаты брать

И сугробы убирать.

(« Локоть-ладонь». Правую руку, согнутую в локте, поднять вверх; ладонь сжата в кулачок. Ладонь левой руки тыльной стороной  прижимаем к локтю правой руки. Обе руки образуют прямой угол .Затем меняем руки).

Раз – сугроб, два – гора.

Веселится детвора.

( « Слон». Голова наклонена вправо, ухо касается плеча.Указательным пальцем вытянутой вперед правой руки ребенок рисует в воздухе гору-дугу. Глазами следит за движением пальцев).

Три, четыре Новый год

Скоро в гости к нам придет!

( «Колечко». Поочередно соединяем кончик большого пальца с кончиками всех остальных пальцев от указательного до мизинца и обратно).

Пять – начнутся чудеса

И сюрпризам нет конца!

( «Хлопок -  кулак - щелчок». Хлопаем в ладоши, стучим кулачками друг о друга, щелкаем пальцами обеих рук).

  1. « Помогите почтальону Печкину разнести подарки по нужным адресам».

Дети садятся за столы. Воспитатель раздает каждому полоску бумаги  на которой изображен числовой ряд до 5 ( цифры изображены на абакусе) , одна цифра пропущена.  У детей, сидящих рядом – различные варианты.

Воспитатель – Ребята, вчера в Простоквашино был сильный  снегопад и все номера на домах занесло снегом . Почтальону  Печкину нужна ваша помощь, чтобы правильно доставить подарки. Определите пропущенное число, впишите его на листочек и найдите в группе домик с нужным номером.

Дети выполняют задание индивидуально, вписывают пропущенное число и бегут к домику с нужной цифрой.

Воспитатель – Молодцы! Вы помогли Печкину, разнесли все подарки по нужным адресам.

  1. «Чудо-елочка».

Воспитатель – Ребята, посмотрите, какую необычную елку нарядили  простоквашинцы!  Шарики на ней не простые, на них что- то написано. Сейчас я прочитаю.

- Шарик летом ходил в лес за грибами. Он нашел 3 белых гриба и 2 подберезовика. Сколько всего грибов нашел Шарик? Ребята, что же это такое?
Дети – Задача!

Воспитатель – Правильно, на шариках написаны задачи.  Вы можете решить их?

Дети – Да!

Воспитатель – Очень хорошо. А поможет нам в этом абакус.  Давайте сначала разомнем пальчики:

Чтоб прилежно посчитать

Нужно пальчики размять:

Вниз – большой.

Вверх – указательный,

Вместе -  крабик замечательный.

Дети выполняют движения пальчиками, в  соответствии с текстом. Кладут перед собой абакус. Воспитатель читает задачу еще раз.

Воспитатель – Какое условие в задаче? ( Ответы детей - Шарик нашел 3 белых гриба и 2 подберезовика). Какой вопрос в задаче? ( Ответы детей - Сколько всего грибов нашел Шарик?) Какое действие нам нужно сделать, чтобы ответить на этот вопрос? ( Ответы детей – Нужно к 3 прибавить 2) Как называются эти числа? ( Ответы детей – « братья»). Выполните это действие на абакусе.

Дети поднимают 3 земные косточки большим пальцем вверх.

Воспитатель –  Теперь мы должны прибавить еще 2 косточки, но у нас их нет. Что же нам делать?

Дети опускают небесную косточку указательным пальцем и опускают вниз 3 земные косточки. Получается 5.

Воспитатель – Молодцы, вы решили задачу. Посмотрите, каким ярким и красивым стал шарик! ( Воспитатель переворачивает шарик обратной стороной). Давайте решим еще одну задачу!

Воспитатель – Почтальон Печкин пил чай в гостях у Дяди Федора. Сначала он съел 2 конфеты, а потом еще 2. Сколько конфет съел Печкин?

Дети называют условие задачи, вопрос и говорят, как ее решить. Решение производится на абакусе – дети поднимают большим пальцем 2 земные косточки, затем поднимают еще 2 земные косточки. Ответ – 4 конфеты съел Печкин.

Воспитатель – Правильно! Вот и еще один шарик стал нарядным. Слушайте следующую задачу. Матроскин  испек к Новому году 4 пирога с яблоками и 1 пирог с малиной. Сколько всего пирогов испек Матроскин?

Дети называют условие задачи, вопрос и говорят , как нужно ее решить.  Решение производится на абакусе – большим пальцем поднимают 4 земные косточки, затем указательным опускают 1 небесную косточку вниз и 4 земные косточки вниз. Ответ – 5 пирогов испек Матроскин.

Воспитатель:  Молодцы! И этот шарик стал цветным.

Вы помогли нарядить простоквашинцам елочку, но мне кажется, что на ней чего- то не хватает.

Дети предлагают свои варианты украшения елочки. Среди них звучит предложение повесить звезду.

Воспитатель: Давайте каждый из вас сейчас вырежет и приклеит красивую звездочку на эту елку!

Дети вырезают звезды, нарисованные на цветной бумаге, и приклеивают их на елку.

Воспитатель: Ребята, вы помогли Дяде Федору, Шарику и Матроскину подготовиться к Новому году. Теперь нам пора возвращаться обратно.

Дети встают «паровозиком» и под Гимн Простоквашина « едут»  по группе, встают в круг.

Рефлексия.

Воспитатель: Вам понравилось наше путешествие? Вы смогли помочь простоквашинцам? Какие знания помогли вам справиться с заданиями?

Какое задание понравилось больше всего? Какое задание было самым трудным?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия для детей младшего дошкольного возраста по ФЭМП

Конспект занятия для детей младшего дошкольного возраста по формированию элементарных математических представленийТема: «Путешествие в зимний лес»Программное содержание:- Учить сравнивать предметы по ...

Конспект занятия в страшней общеразвивающей группе № 6 по ФЭМП с использованием ИКТ

Четырехугольник(интегрированное занятие) Цель занятия:Упражнять в увеличении и уменьшении числа на одну единицу; продолжать учить конструировать фигуру из счетных палочек; учить ориентироваться н...

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста по ФЭМП с элементами ТРИЗ "Подарок для мамы" в рамках проекта "Город мастеров" (Математика в профессиях)

Формирование операции классификации по двум признакам, умение определять области пересечения в играх с обручами....

НОД для детей первой младшей группы по ФЭМП, с использованием игровых и здоровье сберегающих технологий по теме: «Вместе с зайкой»

Цель: 1.Познакомить с кругом, учить отвечать на вопрос «сколько?» словами один, много, ни одного.2.Продолжать формировать умение составлять группу из отдельных предметов и выделять из нее один предмет...

Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста по ФЭМП на тему "Путешествие с Фиксиками"

Конспект НОД для детей подготовительной к школе группы по ФЭМП на тему "Путешествие с Фиксиками"...

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста по ФЭМП с использованием палочек Кюизенера. «Путешествие по неизвестному материку»

Цели занятия: 1Учебные: упражнение в соотнесении цвета-длины – числа и использовании различных способов сравнения по длине (приложение, на глаз); закрепление состава числа 6; упражнени...

Развитие интеллектуальных способностей детей младшего дошкольного возраста по ФЭМП с использованием развивающих игр

Цель: формирование элементарных математических представлений у детей через использование развивающих игр .Задачи:1. Обучающие:-сравнивать предметы по длине, используя методы наложения и приложени...