Конспект «Навыки счета и различие плоских и объемных фигур»
учебно-методический материал по математике (старшая группа)

Малышева Оксана Анатольевна

Конспект «Навыки счета и различие плоских и объемных фигур»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект непосредственной образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие. ФЭМП.

на тему:

«Навыки счета и различие плоских и объемных фигур»

для детей старшей группы

комбинированной направленности.

 Воспитатель

Малышева Оксана Анатольевна

г. Зеленогорск 2024 год.

Дата проведения: 09.09.2024

Направление развития: познавательное

Цель: Расширить представление детей о количественном и порядковом счете в пределах 5.

Задачи:

  • Закреплять навыки счета в пределах 5, умение образовывать число 5 на основе сравнения двух групп предметов, выраженных соседними числами 4 и 5.
  • Совершенствовать умение различать и называть плоские и объемные геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник; шар, куб, цилиндр).
  • Развивать коммуникативные умения детей: помогать друг другу при выполнении заданий; желание добиться общего положительного результата;
  • Воспитывать личностные качества обучающихся: любознательность, целеустремлённость, самостоятельность;
  • Воспитывать культуру поведения на занятии, умение слушать взрослого и сверстников.

Планируемый результат:

  • Дети демонстрируют умение читать до пяти, образовывать число пять из двух групп предметов.
  • Дети демонстрируют знания объемных и плоскостных фигур, называют отличия фигур друг от друга.
  • В ходе занятия оказывают помощь друг другу;
  • Выполняют задания не отвлекаясь с большим желанием и самостоятельно.  При возникших затруднениях обращаются за помощью к воспитателю.

Демонстрационный материал:

Набор объемных геометрических фигур (по 5 кубов, цилиндров, шаров).

Раздаточный материал:

Наборы плоских геометрических фигур (по 5 квадратов и прямоугольников для каждого ребенка), рисунки-таблички с изображением геометрических фигур, двухполосные карточки. Предварительная работа с одним из воспитанников, мальчик – Буратино.

Предварительная работа с одним из воспитанников, мальчик – Буратино.

Продолжительность образовательной деятельности: не более 30 минут.

СОДЕРЖАНИЕ

Этап ОД

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

Организационно-мотивационный

Ритуал начала занятия

“Милый друг”

Колокольчик озорной,

Ты ребят в кружок построй.

Собрались ребята в круг

Слева-друг и справа-друг.

Вместе за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Сюрпризный момент

- Ребята, сегодня в холле детского сада я увидела Мальвину с корзинкой, она была очень расстроена. Мальвина шла показать Буратино геометрические фигуры, плоские и объёмные, но упала и фигуры перемешались. Мальвина быстро собрала их в корзинку и побежала за помощью Мальвина и Буратино просят у вас помощи посчитать и рассортировать их.

Отгадывание загадок:

Прикатилось колесо,

Ведь похожее оно,

Как наглядная натура

Лишь на круглую фигуру.

Догадался, милый друг?

Ну, конечно, это … (круг).

Присмотрись, стоит ведро -

Сверху крышка, снизу дно.

Два кружка соединили

И фигуру получили.

Как же тело называть?

Надо быстро отгадать. (Цилиндр).

Игровая ситуация

- Вот и принесли к нам эту корзинку, как же много геометрических фигур и все такие разные (дети рассматривают фигуры). Ребята а все ли фигуры одинаковые? Чем они отличаются друг от друга?

Включаются по собственному желанию в проведение ритуала, повторяют движения.

Предлагают помощь взрослому, эмоционально откликаются на слова педагога.

Предлагают варианты ответов, загадывают свои загадки по теме.

Включаются в игровую ситуацию, обсуждают, высказывают предположения,  собственное мнение.

Основной этап

Пальчиковая гимнастика

В гости к пальчику большому

Приходили прямо к дому

Указательный и средний,

Безымянный и последний.

Вместе пальчики друзья

Друг без друга им нельзя.

- Ну что ребята, поможем Мальвине?

I. Мальвина учит Буратино.

На столе разложены геометрические фигуры. Мальвина(воспитатель) дает Буратино (ребенок из группы) задание: «Назови и покажи знакомые геометрические фигуры». (Кубы, цилиндры, шары.) Буратино выполняет задание с помощью детей. Затем Мальвина предлагает отсчитать 4 куба и проверить правильность выполнения задания (с помощью счета); отсчитать столько же цилиндров и поставить их парами с кубами так, чтобы было видно, что фигур равное количество.

«Что можно сказать о количестве кубов и цилиндров? – спрашивает Мальвина. – По сколько кубов и цилиндров? Как сделать так, чтобы кубов стало пять?»

Дети помогают Буратино выполнить задания.

 «Сколько стало кубов? – выясняет Мальвина. (Дети пересчитывают кубы.) Как вы получили число пять? (К четырем добавили один.)

Сколько кубов? Сколько цилиндров? Пять кубов и четыре цилиндра – сравните, что больше? Четыре цилиндра и пять кубов – сравните, что меньше? Какое число больше: пять или четыре? Какое число меньше: четыре или пять?»

Мальвина предлагает Буратино установить равенство двумя способами. (Дети помогают Буратино выполнить задание.)

Буратино считает неправильно: пропускает предметы, считает предмет дважды, дает неправильный ответ. Мальвина уточняет правила счета вместе с детьми и выясняет, сколько стало фигур и как получилось новое число.

II. Сосчитай фигуры.

Буратино дает детям задания: «Отсчитайте четыре квадрата и расположите их на верхней полоске карточки. Отсчитайте пять прямоугольников и расположите их на нижней полоске карточки. Сколько квадратов? Сколько прямоугольников? Пять прямоугольников и четыре квадрата – сравните, что больше? Четыре квадрата и пять прямоугольников – сравните, что меньше? Какое число больше: пять или четыре? Какое число меньше: четыре или пять? Сделайте так, чтобы прямоугольников и квадратов стало поровну».

Дети выполняют задание любым способом и объясняют свои действия.

Физкультминутка

Воспитатель читает стихотворение, а дети выполняют соответствующие движения.

Раз, два, три, четыре, пять!

Все умеем мы считать,

Отдыхать умеем тоже –

Руки за спину положим,

Голову поднимем выше

И легко-легко подышим.

Потянулись на носочках Столько раз,

Ровно столько, сколько пальцев

На руке у нас!

Раз, два, три, четыре, пять.

Раз, два, три, четыре, пять, Топаем ногами.

Раз, два, три, четыре, пять, Хлопаем руками.

Продуктивная деятельность

III. Дорисуй недостающую фигуру.        

Мальвина предлагает детям рассмотреть рисунки-таблички, определить, каких фигур не хватает, дорисовать их и доказать правильность своих решений.

После обсуждения задания Мальвина показывает пути его решения. Проверка осуществляется с помощью чередования геометрических фигур и определения их количества (их должно быть по 3).

Проговаривают слова, повторяют движения

Высказывают предположения, задают вопросы, отвечают на вопросы взрослого и сверстников.

Включаются в деятельность, оказывают помощь друг другу, формулируют выводы, представляют результаты собственной деятельности.

Выполняют вместе движения, предлагают знакомую физ.минутку.

Рисуют и доказывают правильность

своих решений.

Заключительный этап (рефлексивный)

Игровая ситуация

- Сегодня мы с вами научились сравнивать две группы предметов, различать и называть плоские и объемные геометрические фигуры – сказала Мальвина.

Ритуал прощания

Нам прощаться очень жаль,

Но мы верим, что потом

Еще корзиночку найдем!

Рефлексия

Ребята, скажите пожалуйста, что понравилось на занятии? Что нового сегодня узнали? Были ли трудности при выполнении заданий?

Повторяют движения, отвечают на вопросы, высказывают собственное мнение


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Плоские и объемные фигуры

Путешествие по фиолетому лесу. ПриключенияДольки и незримки Всюсь)Плоские и объемные фигуры....

Плоские и объемные фигуры

Весь мир устроен из фигур,Лишь присмотритесь — я не лгуДома, машины, люди, звери,Столы, картины, окна, двери,Пруды, каналы и поляИ в целом вся наша Земля!Фигур есть много, и одниНа плоскос...

Конспект НОД для детей подготовительной группы «Декоративное рисование. Роспись объемной фигуры «Рыбка»

Конспект НОД для детей подготовительной группы«Декоративное рисование. Роспись объемной фигуры «Рыбка» Цель: создать условия для развития творческих способностей в создании...

Сценарий педагогического мероприятия в старшей группе по теме: «Закрепление счета до 5, плоские геометрические фигуры»

Развитие математических способностей является одним из  приоритетных направлений нашей работы с детьми. Предлагаю вашему вниманию сценарий педагогического мероприятия в старшей группе....

Конспект занятия по ФЭМП в подготовительной к школе группе Плоские и объемные фигуры

Конспект занятия по ФЭМП на тему: Плоские и объемные фигурыЦель: Знакомство с объемными геометрическими фигурами.Задачи:Образовательные:-формировать представления детей об объемных геометрических фигу...