Проект в подготовительной группе "Удивительный мир часов"
проект по математике (подготовительная группа)

Лисовенко Ирина Игоревна

Паспорт проекта в подготовительной группе "Удивительный мир часов"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pasport_proekta_udivitelnyy_mir_chasov.docx204.27 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №8 «Алёнушка»»

Проект

в подготовительной группе

тема: «Удивительный мир часов»

C:\Users\Home\Desktop\7a6b3c5964578cf35fc364136bfa9807.jpg

Воспитатель: Лисовенко Ирина Игоревна

г. Елизово

Содержание

  1. Паспорт проекта ……………………………………………………с.2
  2. Характеристика проекта…………………………………………...с.3
  3. Планирование, организация и содержание деятельности………..с.6
  4. Приложение…………………………………………………………с.10

  1. Паспорт проекта

  1. .  Тема проекта:«Удивительный мир часов!»
  2. .  Участники проекта: воспитатель, дети подготовительной группы и их родители
  3. .  Вид проекта: информационно – познавательный, творческий
  4. . Продолжительность: краткосрочный (6 недель)
  5. .  База, реализации проекта:МБДОУ«Детский сад№8«Алёнушка», подготовительная группа «Почемучки»
  6. .  Ресурсы, обеспечивающие реализацию проекта:

Методическая литература:

   Художественная литература:

 Оборудование:

Книжный уголок группы, видеопроектор

  1. Характеристика проекта.

  1. Актуальность

С проблемой времени человек сталкивается ежедневно, срывая листок календаря, ежеминутно, глядя на часы. Во времени живет и ребенок, поэтому программой воспитания и обучения в детском саду предусмотрено развитие у детей ориентировки во времени. Введение этого раздела обусловлено рядом причин. Детей знакомят с окружающим миром, в котором все события протекают во времени.

Детям уже в дошкольном возрасте жизненно необходимо научиться самим ориентироваться во времени: чувствовать его длительность (чтобы регулировать и планировать деятельность во времени), менять темп и ритм своих действий в зависимости от наличия времени. Умение регулировать и планировать деятельность во времени создает основу для развития таких качеств личности, как организованность, собранность, целенаправленность, точность, необходимых ребенку при обучении в школе и в повседневной жизни.

Ориентировка во времени жизненно необходима ребенку. Умение ориентироваться во времени дает детям возможность успешно развиваться, овладевать различными видами деятельности, познавать окружающий мир и, таким образом, готовиться к школе. Освоение временных понятий детьми протекает с разной скоростью и характеризуется крайней неустойчивостью. Представления о нем возникает в процессе жизни на основе его личного опыта. Поэтому ознакомление со временем лучше начинать с дошкольного возраста.

2.2 Цель проекта:Формирование знаний детей о временных рамках при использовании различных моделей часов.

2.3 Задачи проекта

Развивающие:

- развивать навыки использования в речи слов, обозначающих временные категории (час, минута)

- формировать предпосылки поисковой деятельности, творческую активность.

- формировать умения самостоятельно использовать полученные знания, вовлекать сверстников в совместную деятельность

- вовлечь родителей в совместную деятельность.

- закрепить знания о принципе их работы и роли в жизни человека.

- систематизировать и обобщить знания детей о временных отношениях (части суток, дни недели, месяц, год, час, минута, секунда).

- учить устанавливать время на макете часов.

Обучающие:

- познакомить с историей возникновения часов, их разновидностями в прошлом и настоящем

- расширять представление о времени.

- формировать умение детей отражать абстрактные понятия о времени в конкретных действиях в различных видах деятельности в рамках подготовки к обучению в школе (формирование предпосылок и элементов учебной деятельности).

Воспитывающие:

- воспитывать желание «беречь» время.

Ожидаемые результаты. Обновление предметно-развивающей среды группы (картотека настольных игр, игровой материал, наглядный материал.) Активизация творческого потенциала родителей, плодотворная работа по системе ДОУ – Ребёнок - Дом. Активизация творческих возможностей и исследовательских навыков детей.  Повышение уровня знаний детей, исследовательского интереса, любознательности, творческого воображения. Овладение детьми элементарными навыками понимания времени при использовании различных моделей часов.

2.4. Методы и формы работы

- беседы

- дидактические игры


- презентации

- выставки

- консультации

- НОД

- Совместная деятельность воспитателя и детей

- Совместная деятельность воспитателя и родителей

- Совместная деятельность родителей и детей

2.5. Ожидаемый  результат:

Дети узнают об истории возникновения и развития часов, их разнообразии и необходимости в жизни человека. Освоят достаточные знания о временных представлениях.  Научатся определять время с точностью до 1 часа.

3. Планирование, организация и содержание деятельности

  1. Подготовительный этап.

- Сбор информации на темы: «История часов», «Время» и т.д.

- Подготовка предметно-развивающей среды в группе

- Подбор художественной литературы

- Оповещение родителей о предстоящем проекте (конкурсах)

- Создание и подбор наглядно-дидактического материала

  1. Основной этап.

Дата

Мероприятия

Образовательная область

1.04

Беседа: «Что я знаю о часах», «Что мы знаем о времени?», «Для чего нужны часы»

Знакомство со строением циферблата.

Чтение стихотворения О. Анофриева «Тик- Так»

Коммуникация        

Познание

Худож. лит-ра

2.04

Беседа по серии картинок «Части суток», «Времена года»;

Д/и  «Когда это бывает»

Рассматривание иллюстраций часов.

Коммуникация        

Познание

Познание

3.04

Беседы «История часов или какие бывают часы?»

Просмотр слайд-шоу «Как возникли часы?»

Цикл рассказов: «Живые часы»; «Солнечные часы, живые часы»;

Коммуникация        

Познание

Худож. лит-ра

4.04

Чтение сказки Б. Грешникова «Сказка о волшебных часах» 

Цикл рассказов: «Часы – свечи»; «Часы без стрелок (песочные часы)»

Д/и «Успей вовремя»

Худож. лит-ра

Худож. творч-во

Худож. лит-ра

Познание

8.04

Беседа: «Часы у меня дома»

Цикл рассказов: «Механические часы»; «Электронные часы»

Чтение стихотворения Т. Вишняковой «Часы-будильник»

Коммуникация

Худож. лит-ра

Худож. лит-ра

Худож. творч-во

9.04

Беседа: «Что случится, если часы будут идти по-разному?»

Просмотр мультфильма «Изготовление часов»

Разучивание физминутки «Утро-день-вечер-ночь»

Коммуникация        

Познание

Здоровье

Коммуникация

10.04

Чтение стихотворения Ю. Мориц «Шли часы через дорогу»

Прослушивание звуков различных часов, звуков будильника. 

Разучивание физминутки «А часы идут, идут…». 

Худож. лит-ра

Социализация

Музыка

Здоровье

11.04

Беседа: «Часы моей бабушки»

Чтение рассказа М. Манаковой «Мой день».

Просмотр сказки «Сказка о потерянном времени»

Коммуникация        

Худож. творч-во

Худож. лит-ра

Социализация

12.04

Чтение О. Подтуркина «Часы»

Д/и «Учим время»

Конструирование «Циферблат»

Худож. лит-ра

Познание

Труд

15.04

Чтение стихотворения В. Берестова «Без четверти шесть»

Д/и «Определи который час»

Подвижная игра «Стрелки»

Худож. лит-ра

Труд

Познание

Здоровье

16.04

Беседа: «Что мы делаем в разное время?»

Сложи картинку «Часы» 

Коммуникация

Коммуникация        

Социализация

Познание

Труд

17.04

Д/и «Какие часы сломались»

Прослушивание аудио сказки «Песочные часы» 

Чтение стихотворения С. Маршака «Мы в часы мячом попали»

Познание

Худож. лит-ра

Познание

Познание

18.04

Чтение стихотворения И. Фомичёвой «Солнечные часы»

Д/и «Поставь стрелку на часах»

Худож. лит-ра

Худож. творч-во

Познание

Труд

19.04

Подвижная игра «Часы пробили ровно час»

Разучивание пальчиковой гимнастики «Часы»

Познание

Здоровье

Коммуникация

07.05

НОД «Волшебные часы»

Познание

3.2 Работа с родителями:

Привлечение родителей к созданию мини – музея «Такие разные часы».

Изготовление стенгазет,  книжек о часах и времени.

  1. Заключительный этап.

- Мини-музей «Коллекция часов»

- Выставка книг на тему «Время, часы»

- НОД «Волшебные часы»

Список литературы.

1.                Проектная деятельность старших дошкольников/сост.В.Н.Журавлева.-Волгоград:Учитель,2011.

2.                Савенков. А. Маленький исследователь. Как научить  дошкольника приобретать знания. – Самара.: Издательство «Учебная литература», 2000

3.                 Савенков А. Методика проведения учебных исследований в детском саду. - Самара.: Издательство «Учебная литература»,2004

4.                Субботский В.А. Ребенок открывает мир: Книга для воспитателей детского сада. М.: Просвещение, 1991

5.                Черненко Г.Т. Часы и время.

6.     Шорыгина Т.А. "Беседы о пространстве и времени". Методическое пособие

7.                Шорыгина Т.А. «Формирование временных представлений», М., Книголюб, 2004 г.

  1. Приложение

Физическоеразвитие.

Подвижная игра «Часы пробили ровно час»

Цель: Развитие быстроты реакции.

Настольная игра.  Сложи картинку «Часы»

Детям предлагается разрезанная на 8-10 частей картинка часов. Их задача сложить её в единую картину.

         «Нарисуй стрелку у часов»

Ребёнку предлагается карточка с пустыми циферблатами, без стрелок, под которыми написано время. Задача детей дорисовать стрелки.

         Дидактическая игра «Определи который час»

Ребёнку предлагается различные картинки с  действиями. Задача ребёнка дать верный ответ, в какое время, какое действие. 

                                                         Речевое развитие

Пословицы про минуту

Знай минутам цену, секундам – счёт.

Лучше тремя часами раньше, чем минутой позже.

Минута рабочего времени – не иголка: потеряешь – не найдёшь.

Минута час бережёт.

Потерял минуту – потеряешь час.

Шутка – минутка, а заряжает на час.

Пословицы про час

В час много можно сделать.

Растет не по дням, а по часам.

Не тем час дорог, что долог, а тем, что короток.

Час пропустишь – годом не наверстаешь.

Потерял минуту – потеряешь час.

Час от часу не легче!

Счастливые часов не наблюдают.

Час за часом следует.

Без проказ ни на час.

Час в добре побудешь – все горе позабудешь.

Год тих, а час лих.

Пословицы про время

Делу время – потехе час.

Лучше поздно чем никогда.

Деньги пропали – наживешь, время пропало – не вернешь.

Время разум дает

Время руками не удержишь

Всякое семя знает свое время

Не тем час дорог, что долог, а тем, что короток.

Что упустишь , годом не наверстаешь

Стихотворение «Минута»

Дана лишь минута любому из нас.
Но если минутой кончается час,
Двенадцатый час, открывающий год,
Который в другое столетье ведет,-
Пусть эта минута, как все, коротка,
Она, пробегая, смыкает века.

 Стихотворение  «Часы»

Мы ходим ночью, Ходим днем,
Но никуда мы не уйдем.

Кто, ворочая усами,
Раскомандовался нами?
Можно есть! Пора гулять!
Умываться и в кровать!

Ног нет, а хожу.
Рта нет, а скажу,
Когда спать,
Когда вставать,
Когда работу начинать.

Стучат, стучат,
Не велят скучать.
Идут, идут,
А все тут да тут.

Весь день усами шевелят
И время узнавать велят.

На руке, и на стене,
И на башне в вышине
Ходят, ходят ровным ходом
От восхода до захода.

Я напрасно не хожу,
Когда надо, разбужу.

На стене висит тарелка,
По тарелке ходит стрелка.
Стрелка та не для красы —
Время скажут вам…

Тик — так, а с места никак…

 Стихотворение «Королевство минуток»

Раз — секунда пролетела,
Оглянуться не успела.
Шестьдесят секунд промчались -
И минуткой оказались.
Ну а шестьдесят минут
Целый час с собой ведут.
Час за часом двадцать раз
И четыре про запас -
Сутки полные проходят,
День и ночь с собой уводят.

 

           

Стихотворение «Там, на мамином комоде»

Там, на мамином комоде,
Каждой ночью кто-то ходит!
Слышен лёгкий быстрый шаг
В тишине: тик-так, тик-так

Я к Пушку: «Ну что ты спишь!
Может это всё же мышь?!»
Но зевает кот в усы:
«Это тикают часы!»

 

«Время-времечко бежит»

Время-времечко бежит,
Деткам подрастать велит.
Шепчут часики вот так:
ТИК-ТАК, ТИК-ТАК!

 

Загадки.

Ежедневно в семь утра
Я трещу: «Вставать пора!»

(Ответ: Будильник)

Вчера было, сегодня есть и завтра будет.

(Ответ: Время)

Стоит на месте, а без устали идет.

(Ответ: Время)

Что быстрее мысли?

(Ответ: Время)

Что возвратить нельзя?

(Ответ: Время)

Что идет без ног?

(Ответ: Время)

Без ног и без крыльев оно,
Быстро летит, не догонишь его.

(Ответ: Время )

Пришел волк —
Весь народ умолк.
Ясный сокол пришел —
Народ пошел.

(Ответ: День и Ночь)

Что было вчера и что будет завтра?

(Ответ: День, Ночь)

Вы идете спать в 8 часов,
Ставите будильник и просыпаетесь в 9.
Сколько вы спали?

(Ответ: Один Час)

Хвост на месте лежит, голова вокруг бежит.

(Ответ: Стрелка Часов)

Две сестрицы друг за другом
Пробегают круг за кругом.
Коротышка — только раз,
Та, что выше, — каждый час.

(Ответ: Стрелки Часов)

Весь век идет Еремушка:
Ни сна ему, нидремушки.
Он шагом точный счет ведет,
А все же с места не сойдет.

(Ответ: Часы)

За стеклянной дверцей
Бьется чье—то сердце —
Тихо так. Тихо так.

(Ответ: Часы)

Мы ходим ночью, ходим днем,
Но никуда мы не уйдем.
Мы бьем исправно каждый час.
А вы, друзья, не бейте нас.

(Ответ: Часы)

На рук и на стене,
И на башне в вышине:
Ходят, ходят ровным ходом —
От восхода до захода.

(Ответ: Часы)

Нет ног, а ходим,
Рта нет, а скажем:
Когда спать, когда вставать,
Когда работу начинать.

(Ответ: Часы)

Конспект НОД по ФЭМП  «Часы. Время»

Цели:

  • Познакомить детей с часами и их назначением.
  • Продолжать формировать навык увеличения и уменьшения числа на единицу; упражнять в счете на ощупь.
  • Упражнять в ориентировке в пространстве, используя слова: слева, справа, посередине.
  • Развивать мелкую моторику мышц пальцев рук, логическое мышление.

Демонстрационный материал:  часы (настенные, наручные, будильник), атрибуты для подвижной игры «Ходят стрелочки по кругу».

Раздаточный материал: на листе изображение четырех циферблатов без стрелок по количеству детей, карточки с заданием по количеству детей, модели часов по количеству детей, цветные карандаши по количеству детей

         Ход занятия

  1. Знакомимся с часами.

Воспитатель загадывает загадку:

 

На руке и на стене,

И на башне в вышине,

Ходят, ходят равным ходом

От восхода до захода.

                                        (Часы)

-правильно, это часы.

-как вы думаете, зачем они нужны?

Воспитатель показывает разные часы.

-как можно назвать одним словом часы, которые висят на стене? (Настенные.)

-стоят на столе? (Настольные.)

-носят на руке? (Наручные.)

-чем отличаются часы друг от друга? (Формой, величиной, цветом, местом расположения, разными по длине стрелками.)

-чем  все эти часы похожи? (На всех часах есть цифры, стрелки, все они показывают время.)

-цифры нанесены на циферблат. Движущиеся стрелки показывают, сколько времени в данный момент. Стрелки разные: одна длиннее, другая короче. Длинная (большая) стрелка движется быстрее. Она показывает минуты. Короткая (маленькая) проходит по  кругу очень медленно. Она показывает часы. Минута – короткий промежуток времени, а час – длинный.

Если большая стрелка прошла весь круг по циферблату, значит, прошел час. Короткая за это время передвинется от одной цифры до следующей. Чтобы  узнать, сколько сейчас времени, надо посмотреть, как расположены стрелки.

Ставим обе стрелки на 12. Сейчас они показывают ровно 12 часов. Теперь короткую часовую стрелку ставим на цифру 1, а длинную      минутную – на 12. Часы показывают ровно час.

Мы будем вращать короткую часовую стрелку, минутную длинную установим на 12.

Поставим часовую стрелку на 2 (3,4 и т.д.), а минутную на 12.

-который час показывают часы?

-поставьте на часах стрелки так, чтобы они показывали ровно 5 часов.

-который час показывают часы?

-как расположены стрелки?

Вначале  дети учатся определять время в течение полного часа; правильно ставить вопросы:

-сколько времени?

-который час?

  1. Мини-пауза.

Выполняется детьми, сидящими за столом.

 

ДЯТЕЛ

Тук-тук, тук-тук, тук-тук

(наклоны головой вперед),

Мы в лесу слыхали стук

(наклоны головой вправо-влево)-

Тук-тук, тук-тук, тук-тук

(наклоны головой вперед),

Это дятел сел на сук

(наклоны головой назад)-

Тук-тук, тук

(поворот головы направо

с тремя наклонами вперед),

тук-тук, тук

(тоже с поворотом головы налево).

  1. Игровое упражнение «Найди и обведи»

Обведите часы, которые показывают 12 часов красным карандашом.

Где расположены эти часы? (Посередине)

Какое время показывают часы слева? (З часа) Обведите, синим карандашом. Какое время показывают часы справа? (6 часов) Пожалуйста, обведите зеленым карандашом.

 

  1. Игра «Короче – длиннее»

Воспитатель: ребята , определите  какой отрезок времени является более длинным, более протяженным. Слушайте внимательно, думайте , потом отвечайте.

 

Один час или 2 часа?

Что длиннее - неделя или месяц?

Пять часов или одни сутки?

Семь суток или одна неделя?

12 месяцев или 1 год?

 

Физкультминутка

Мы играли, рисовали

Дружно все тихонько встали,

Два хлопка над головой

Три хлопка перед собой.

Две руки за спину спрячем

И на двух ногах поскачем.

 

  1. Подвижная игра “Ходят стрелочки по кругу”

На полу разложены карточки с цифрами от 1 до 12, по кругу. Дети встают около карточек. Педагог встает в центре и произносит с детьми слова.

 

Мы - часы, наш точен ход,

Водят стрелки хоровод.

Ходят стрелочки по кругу

И хотят догнать друг друга.

(Дети ходят по кругу, взявшись за руки.)

Стрелки, стрелки, не спешите,

Вы нам время подскажите!

(Дети садятся на корточки рядом с ближайшей карточкой.)

Воспитатель:  Пять часов! (Встают дети, сидящие с цифрой 5 и 12.)

                                                Игра повторяется.

 

  1. «Нарисуй правильно время на часах»

 

       Прочитайте детям шуточное стихотворение:

Кот Антипка жил у нас,

 Он вставал с лежанки в час,

В два на кухне ел сосиски,

В три – сметану ел из миски

Он в четыре умывался,

В пять по коврику катался,

В шесть тащил сельдей из кадки,

В семь играл с мышами в прятки,

В восемь – хитро щурил глазки,

В девять – ел и слушал сказки,

В девять – шел к лежанке спать,

Потому что в час вставать.

       Предложите детям нарисовать на часах стрелки так, чтобы они показывали время в соответствии с текстом стихотворения и рисунками.

       «В три сметану ел из миски». (Три часа)

       «В шесть тащил сельдей из кадки». (Шесть часов)

       «В семь играл с мышами  в прятки». (Семь часов.)

       «В восемь хитро щурил глазки». (Восемь часов.)

 

Вопросы.

  • Сколько времени было на часах, когда кот ел сметану?
  • Сколько времени было на часах, когда кот играл с мышами в прятки? (Семь часов.)
  • Сколько времени было на часах, когда кот тащил сельдей из кадки? (Шесть часов.).

 

  1. Итоги занятия.

- Ребята скажите, о чем мы сегодня с вами говорили?

- Что вы нового узнали на занятии?

- Что понравилось?

- Что тебе запомнилось?

- Что нового узнал?

 

 

 

 

 

 Конспект НОД По ФЭМП «Из истории часов»

Образовательная область: «Познание», «Коммуникация».

Цель: учить детей определять причинно-следственные связи.

Задачи:

— познакомить детей с историей часов;

— подвести к пониманию их назначения и функции;

— развивать творческое воображение и логическое мышление;

— учить беречь время.

Оборудование: предметные картинки с изображением часов, часы настенные и песочные.

Ход:

Воспитатель. Ребята, предлагаю послушать вам стихотворение Эльвиры Мошковской, которое называется «Пешеход», а вы догадайтесь, о чем в нем говорится:

Есть пешеход в твоем дому

Всю ночь, всю ночь не спать ему?

Дорогой прямо в новый день

Ему шагать не лень, не лень.

Ты в нем пружинку подкрути –

Тебе – то спать – ему идти

Ты спишь, ты спишь, а он не спит,

Он не устал и не сердит,

Он говорит тебе вот так:

Я на чеку, тик-так, тик-так,

Пока я стрелками иду –

Не под-веду, не под-веду

Тебя разбудит мой звонок

Ты встретишь утро точно в срок.

В свой детский сад ты не проспишь

Вот так, тик-так,

Усни малыш!

Воспитатель. Ребята, о каком пешеходе говорится в этом стихотворении

Дети. О часах.

Воспитатель. Скажите, а часы всегда существовали, или нет?

Дети. Часы были не всегда.

Воспитатель. А как же тогда люди определяли, когда спать, когда вставать, когда работу начинать?

Дети. По солнышку. Солнышко вставало и люди вставали.

Воспитатель. Правильно, люди определяли время по солнцу. Солнце вставало, и люди просыпались. Ребята, а вы знаете, что часы не всегда были такими, какими мы привыкли их видеть. Еще в глубокой древности люди подметили, что как только всходило солнце на небе, от него начинала падать тень на деревьях. И люди изобрели первые солнечные часы. А пользовались они ими следующим образом. Люди чертили на земле большой круг, в середину круга они вставляли высокую палку, а по кругу делали деления: час, два, три и так до 12. В течение дня солнце двигалось по небу, и тень от палки перемещалась от деления к делению.

Воспитатель. А удобно пользоваться такими часами?

Дети. Нет. Они показывали время только в солнечную погоду, а в пасмурную погоду или в дождь по ним нельзя узнать время.

Воспитатель. Кто знает, какие часы потом придумал человек, чтобы они работали в любую погоду? (Показывает песочные часы.)

Дети отвечают. Воспитатель им подсказывает.

С тех пор прошло немало лет,

И люди поняли ответ,

Что лишь песок — он есть один

И бог, и царь, и господин.

Что в них было хорошо, а что плохо?

Дети. Их все время надо было переворачивать.

Воспитатель. Вот эти часы рассчитаны на три минуты, каждые три минуты их надо переворачивать. (Показывает песочные часы.) Представьте себе, что будет, если такие часы мы возьмем с собой на прогулку? Или вы будете брать их с собой в школу? Удобно будет с ними? Почему неудобно?

Дети. Неудобно. Их можно разбить. Или не заметить, когда надо переворачивать.

Воспитатель обобщает ответы детей.

Физкультминутка «Часы»

Тик – так, тик – так,

Все часы идут вот так (наклоны головы влево - вправо)

Тик – так, тик – так

Смотри скорей, который час? (наклоны туловища влево – вправо)

Тик – так, тик-так, тик-так,

Налево – раз, направо – раз (повороты туловища влево – вправо)

Мы тоже сможем так:

Тик-так, тик-так, тик-так (наклоны туловища вперед – назад)

Воспитатель. Вам, наверное, приходилось слышать такую фразу, что «время течет». Так вот, когда-то время действительно текло, т.к. люди придумали водяные часы. В водяных часах вода из одного сосуда с двенадцатью элементами переливалась по каплям в нижний сосуд, и пока вода от одного деления стекала по каплям до другого деления, проходил один час.

Воспитатель. Позднее люди придумали огненные часы. Огненными часами пользовались при помощи свечек с двенадцатью делениями. Как только прогорало одно деление проходил один час. А удобны ли они были для людей?

Дети отвечают.

Воспитатель. В наши дни люди изобрели множество разнообразных и удобных часов.

Это наручные механические часы, которые показывают время, если их регулярно заводить, электронные часы, которые идут от вставленной внутрь батарейки. Существуют маятниковые часы – настольные и напольные. Изобретены электрические часы, работающие от электричества. Но самыми главными часами у нас в стране являются Кремлевские часы, которые находятся на Спасской башне в Москве – столице нашей Родины. И все эти часы, если они ломаются, чинит и чистит человек, профессия которого называется часовщик.

Воспитатель. Как называются часы, которые вешают на стену?

Дети отвечают.

Ставят на пол?

Дети отвечают.

Ставят на столе?

Дети отвечают.

Носят на руке?

Дети отвечают.

Воспитатель. А сейчас мы с вами проведем необычную физкультпаузу.

1ое задание: Поднимите правую руку вверх, левую руку отведите в сторону.

2ое задание: Кончиком указательного пальца левой руки коснитесь правого уха.

3ье задание: Правую руку положите на левое плечо, а левую руку поднимите вверх.

4ое задание: Левую руку на правое плечо, а правую руку отведите назад.

5ое задание: Ладонью левой руки закройте правый глаз, правую руку положите на живот.

Воспитатель. А вы бы хотели попасть на завод, где изготавливают часы?

Дети: Да!

(показ видео ролика)

Беседа об увиденном.

Игра «Собери пазл часы»

Сделать выводы.

Конспект НОД по ФЭМП  «Часы. Определяем время»

Цель занятия: Познакомить детей с работой часов.

Задачи: 

  1. Познакомить детей с циферблатом часов, сформировать представления об определении времени по часам (с точностью до часа). Закрепить и расширить знания детей о разных видах часов, их роли в жизни человека.
  2. Учить составлять число 8 из двух меньших чисел и раскладывать его на 2 меньших числа.
  3. Развивать творческое воображение и логическое мышление, умение делать выводы, излагать мысли. Способствовать развитию самостоятельности мышления.
  4. Воспитывать интерес к технике, целеустремленность, взаимопомощь и умение взаимодействовать со сверстниками.

Словарная работа:

Активизация - часовой, часовщик;

Пассивный словарь - циферблат.

Материалы

Для воспитателя: большой будильник, макет обычных часов, песочные часы, магнитная доска, треугольники разных видов и цветов, магнитные цифры, цветной песок, мерительная ложка, макет песочных часов, мяч.

Для детей: макет часов с движущимися стрелками, листы для самостоятельной работы, цветные карандаши.

Ход занятия:

I.Звенит звонок будильника, дети собираются вокруг него.

- Ребята, как вы думаете, что это за звук и откуда он?

Дети находят часы.

Верно - это часы. Человек, который их делает и ремонтирует, называется часовой мастер или часовщик. Место, где собирают часы – часовой завод, мастерская по ремонту – часовая мастерская.

- От какого слова происходит название этих часов?

Давайте поиграем, и узнаем как называются другие часы:

- Висят на стене – (настенные)

- Стоят на полу – (напольные)

- Стоят на столе – (настольные)

- На руке – (наручные)

- Лежат в кармане – (карманные)

- Стоят на камине – (каминные)

II. А теперь давайте познакомимся с часами поближе

(дети присаживаются за столики)

Давайте познакомимся с часами (рассматриваем настоящие часы). Этот круг называется – циферблат движущиеся стрелки указывают на цифры – так мы узнаём, сколько времени в данный момент. Стрелки у часов разные: одна длиннее, другая короче. Длинная стрелка движется быстрее, она показывает минуты. Короткая ходит по кругу очень медленно. Она показывает часы. Минута - небольшой промежуток времени, а час – большой. Когда минутная стрелка проходит весь круг по циферблату, значит прошёл час, когда длинная стрелка на цифре 12, а короткая, например на 6 – это значит, что сейчас ровно 6 часов. Давайте поиграем.

Для того, чтобы узнать, сколько сейчас времени, надо посмотреть, как расположены стрелки. Поставьте обе стрелки на 12, сделайте это так как у меня (показывает). Сейчас они показывают ровно 12 часов. Теперь короткую часовую стрелку поставьте на цифру 1, а длинную минутную — на 12. Часы показывают ровно час.

Дети выполняют задание.

—        Сколько времени показывают ваши часы? (Ровно час.)

—        Мы будем вращать короткую часовую стрелку, минутную длинную установим на 12. Поставьте минутную стрелку на 12, а часовую на цифру 2. Это значит сейчас ровно 2 часа. Который час показывают часы? (Ровно 2 часа.)

—        Когда мы говорим, что на часах ровно 2, 3, 4 часа, большая стрелка часов всегда будет на цифре 12, а маленькая—около той цифры, которая показывает данный час.

—        Поставьте на своих часах стрелки так, чтобы они показывали ровно 5 часов. Который час показывают часы? (5 часов.)

—        Как расположены стрелки? (Минутная, длинная стоит на цифре 12, а часовая короткая — на цифре 5.)

—        Поставьте стрелки так, чтобы часы показывали ровно 7, 9, 12 часов.

При этом воспитатель каждый раз просит детей рассказать, как должны быть расположены стрелки.

Физминутка.

Игра «музыка часов»

Воспитатель просит детей подняться на ножки и разделяет их на 3 команды.

1я команда – секунда (говорит: - «тик-так»)

2я команда - минутка (трут ладошки)

3я команда – часы (говорят:- «бом-бом»)

После нескольких репетиций по отдельности, дети говорят все вместе, получая «музыку часов»)

III.

- А теперь давайте посмотрим вокруг, где еще в группе у нас находятся часы?

- Правильно, календарь времен года и месяцев похож на циферблат часов. Действительно при помощи календаря тоже можно отделять время.

Правильно ли стоит стрелочка на наших календарных часах?

(дети исправляют календарные часы)

- Год состоит из времен года: зима, весна, лето, осень

- Из чего еще состоит год? - месяцы

- Сколько месяцев в году? – 12

- Сколько месяцев, и какие во временах года? (в каждом по 3 и название месяцев)

- Какое сейчас, время года, месяц, число?

- Из чего состоит месяц? – неделя

Игра неделька.

Воспитатель кидает мячи ребенку и говорит день недели, ребенку нужно ответить какой день недели идет следом.

IV. Воспитатель показывает детям матрешку.

- Давайте представим, наши часы в виде матрешки. Самая маленькая матрешка – это секунда. Она совсем маленькая – тик-так. Как вы думаете, что можно успеть за 1у секунду?

Дети пробуют сделать действие за секунду.

- Матрешка по больше, но тоже маленькая это минутка. Можно проверить, что можно успеть за 1у минутку.

Самостоятельная работа: На магнитной доске расположены 8 треугольников, в тетрадках у каждого ребенка нарисовано 8 треугольником. Детям необходимо за 1у минуту закрасить все 8 треугольников цветными карандашами. Как только минута проходит дети перестают раскрашивать.

- Сколько треугольников получилось закрасить у каждого из вас?

Пронумеруйте каждый треугольник по порядку.

В 1ом окошке ниже напишите сколько треугольников закрасили вы.

Во 2ом окошке напишите сколько треугольников вы не успели закрасить?

Дети по очереди называют свои ответы, воспитатель на доске составляет число 8 из двух меньших чисел.

VI.Итоговая часть

Воспитатель: Ребята, что нового вы сегодня узнали? Скажите, как бы мы жили, если бы не было часов? (Дети рассуждают). Как можно отмерять время кроме часов? Сколько же времени отмеряли наши часы? Вам понравилось всем вместе делать часы? Что было интересно? Что было трудновато?

Спасибо за работу.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект в подготовительной группе «Удивительный мир часов».

В практику работы с детьми внедряются методы проектной деятельности; - сформируется потребность к познанию истории и своего прошлого; - дети познакомятся с историей возникновения часов (что стало прич...

Информационно-творческий проект в подготовительной группе. ««Тик-так часики идут.» Учимся определять время по часам.»

Данный проект будет полезен в работе воспитателей подготовительных групп, а также родителей, с целью повышения родительской компетентности в вопросах дошкольной подготовки детей.С проблемой времени че...

Исследовательский проект в подготовительной группе "Удивительный мир часов"

Часы! Какая распространенная и всем известная вещь. Без часов не обойтись они с нами по всюду.Как много значат в нашей жизни эти маленькие стрелки. данный проект знакомит детей с историей возникновени...

Проект в подготовительной группе в детском саду «Удивительный мир часов»

Пояснительная записка: нашим детям хочется что-то нового и интересного, думаю, что этот проект поможет взглянуть на работу с дошкольниками по новому, ведь наше подрастающее поколение такое любозн...

Проект в подготовительной группе "В мире часов!"

Проект в подготовительной группе«В мире часов»Паспорт проекта Тип проекта:  познавательно-исследовательский.  Участники проекта: дети подготовительной группы, воспитате...