Конспект краткосрочного проекта в подготовительной группе на тему: «Мир часов»
методическая разработка (подготовительная группа)
Краткосрочный проект на тему: «Мир часов»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_proekt_chasy.docx | 28.51 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД №38 ПУШКИНСКОГО РАЙОНА САНКТ- ПЕТЕРБУРГА
Конспект
краткосрочного проекта в подготовительной группе
на тему: «Мир часов»
Составитель:
воспитатель Рындыч Л.А.
Санкт-Петербург
2018
Цель: Формировать исследовательский подход к доступным объектам окружающего мира.
Задачи:
- Обогащать представление детей о времени, часах, часовом механизме.
- Дать детям первоначальные представления об истории возникновения часов, со значением их в жизни людей.
- Познакомить с устройством часов, с разными видами механизмов в них, с узнаванием времени по часам.
- Расширять знания детей об особенностях профессии часового мастера.
- Развивать исследовательский интерес, наблюдательность, заинтересованность, познавательную активность детей.
- Способствовать вовлечению родителей в процесс активного участия в совместной с ребенком деятельности.
- Воспитывать бережное отношение к предметам материальной культуры.
Вид проекта: познавательно-исследовательский, творческий, групповой
Для детей 6- 7 лет (подготовительная группа)
Срок реализации проекта - краткосрочный (1 неделя)
Участники - дети 6 - 7 лет, родители, воспитатели
Актуальность: С понятием «время», «часы» мы сталкиваемся ежедневно. Умение следить за течением времени в процессе деятельности, рационально его использовать – важные качества личности, вот почему уже в дошкольном возрасте детей необходимо начать учить самим ориентироваться во времени. Время всегда в движении. Его нельзя увидеть, услышать, потрогать, понюхать, попробовать. В процессе бесед с детьми было выявлено, что у детей недостаточно знаний о времени, часах. Поэтому, в систему воспитательно-образовательной деятельности с детьми мы включили цикл совместной деятельности воспитателя, детей, родителей, самостоятельную деятельность детей в саду и дома, образовательную деятельность на тему: «Мир часов». Формирование представлений о времени у дошкольников сложный процесс, требующий систематичной, последовательной работы и творческого подхода. Шаг за шагом, осваивая временные категории мы стремимся к тому, чтобы работа по формированию чувства времени сделала наших детей более любознательными, нацелила их на творчество, подтолкнула к исследованию, позволила им не потеряться во времени и пространстве.
Предполагаемый результат:
Знают приборы измерения времени. Сформируется потребность к познанию истории и своего прошлого. Используют полученные знания в практической, интеллектульной деятельности. Различают длительность отдельных временных интервалов. Расширение словарного запаса детей. Сближение и взаимодействие детей друг с другом, улучшение отношений между взрослыми и детьми.
Прогнозируемый результат реализации проекта:
- в практику работы с детьми внедряются методы проектной деятельности;
- сформируется потребность к познанию истории и своего прошлого;
- дети познакомятся с историей возникновения часов (что стало причиной их появления);
- дети получат новые знания: главное назначение часов – фиксация времени; что давным-давно были : солнечные, часы- цветы, часы-петух, огненные часы, водяные часы, песочные часы. Часы давних времен не могут показывать точное время. Приобретут навыки совместной работы со взрослыми и сверстниками, умение анализировать и делать выводы. Полученные знания окажут влияние на формирование навыков исследовательской деятельности.
- используются интернет-ресурсы в целях улучшения качества работы;
- разработаны цикл бесед, рассказов, совместной деятельности по формированию интереса к истории возникновения часов, их разновидностям.
Этапы работы над проектом
I этап: Подготовительный.
Обозначение актуальности и темы будущего проекта.
Постановка цели и задач.
Подбор методической, справочной литературы по выбранной теме проекта.
Разработка плана мероприятий основного этапа.
Создание предметно-пространственной развивающей среды в группе детского сада.
II этап: Основной.
Совместная деятельность воспитателя и детей и родителей.
Самостоятельная деятельность в ДОУ и семье.
Образовательная деятельность.
III этап: Заключительный.
1. Оформление мини-музея «Часы»
2. Составление картотек: (конспекты занятий, картотека стихов, загадок, игр, пособий)
3. Оформление обучающих презентаций «Современные часы», «Этапы развития часов», «Самые точные часы – часы на Спасской башне Московского Кремля»
4. Презентация мини-музея в форме открытого занятия.
5. Изготовление макета часов, цветочных часов, песочных, водяных, необычных, изготовление поделок часов из разных материалов.
6. Транслирование опыта работы ( презентация проекта) перед педагогическом коллективом.
1 этап - подготовительный
Цель: Определить основные направления работы.
- Систематизация материала по данному вопросу.
- Подбор экспонатов для организации мини- музея «Часы».
- Изучение научной литературы по данному вопросу.
- Подбор художественной, энциклопедической литературы.
- Изготовление альбома «Виды часов».
- Привлечь родителей к поиску необходимой информации по данной теме.
- Подбор и изучение воспитателем литературы по проблеме.
- Подбор материалов для проведения исследования.
- Подбор материалов для проведения игровой деятельности детей.
- Работа с родителями (беседы с целью создания коллекции часов).
2 этап- основной
Цель: провести мероприятия проекта по ознакомлению с видами часов прошлого и настоящего.
- Беседы: «Какие часы были давным- давно», «Что мы делаем в разное время?», «Что случится, если часы будут идти по- разному?», «Часы у меня дома», «Часы моей бабушки», «Что я знаю о часах», «По часовой стрелек и против часовой стрелки», «Какие бывают часы?», «Пространство и время», «что такое время?».
- Цикл рассказов для детей: «Живые часы»; «Солнечные часы или часы на небе»; «Похитительница воды следит за временем»; «Часы – свечи»; «Часы без стрелок (песочные часы)»; «Механические часы»; «Электронные часы»; «Живые барометры времени (цветочные часы)» , «Самые известные часы в мире».
- Чтение художественной литературы: Анофриев «Тик- Так», Берестов «Без четверти шесть». Стихи о человеке и его часах. (С.Баруздин) , «Песочные часы» Мирошникова Ирина , «Стихи про часы и о времени», С.Маршак «Мы в часы мячом попали», Н.Чупрунова «Всю ночь часы стучат», Ю.Мориц «Шли часы через дорогу», сборник Т. Вишняковой «Часы-будильник», О.Подтуркина «Часы», И.Фомичёва «Солнечные часы», А. Прохоров «Весёлые часики», А.Мальгинова «Часы для Биби», М.Манакова «Мой день».
- Рассматривание энциклопедий «Как работают вещи (про часы)», Степанов «Время», «Часы».
- Книжка с наклейками «Время», С.Гаврина.
- Заучивание физминутки «А часы идут, идут…».
- Чтение познавательной литературы о различных видах часов.
- Рассматривание иллюстраций часов.
- Подготовить с детьми рассказы о водяных, песочных часах, о цветочных и солнечных часах.
- Рисование часов «Настенные часы с кукушкой», «Часы такие разные и нужные».
- Лепка «Весёлые будильнички» (пластилинография),
- Игры детей с применением песочных часов.
- Слушание мелодий на часах.
- Игра-драматизация «Часы с кукушкой» С. Прокофьевой.
- Прослушивание аудиозаписи «Часики» В. Гаврилина.
- Конструирование «Настенные часы».
- Аппликация «Наручные часы».
- Дидактическая игры : «Путешествие в страну часов», «Всё о времени», «Часы», «Успей вовремя», «Тик-так», «Поможем Элли вернуться домой», «Назови предыдущее и последущее число», «Назови сутки», «Мои первые часы» , «Мой день», «Время», «Учим время», «Четвёртый лишний», «Какие часы сломались?», «Когда это бывает?», «О чём нам солнце говорит?».
- Создание проблемно-игровой ситуации «Что будет, если часы остановятся?», «Вы долго гуляли, как определить без часов, что пора идти домой?»
- Проведение исследования с макетами часов (могут ли показывать часы давних времен точное время).
- Создание альбома «Часы» , «Самые известные часы в мире».
-НОД «Социализация» с элементами экспериментирования «Путешествие в прошлое часов»
- НОД . Развитие речи на тему: «Удивительный мир часов. Знакомство с часами», «Мы живём по часам», «Какие бывают часы?».
- НОД . Математическое развитие «Волшебные часы», «Знакомство с часами», «Определение времени по часам».
- Создание презентации «Путешествие в прошлое часов»
- Консультации для родителей «Какие бывают часы?», «Прочитайте детям», «Мои первые часы», «Формирование чувства времени у детей старшего дошкольного возраста», «Как наблюдать часы, не будучи несчастными», «Отмечаем день часов».
- Изготовление макетов солнечных, цветочных, водяных, огненных часов
- Просьба принести для мини-музея группы «Мир часов» интересные экспонаты.
- Совместная деятельность детей и родителей (создание коллекции часов)
- Семейный маршрут выходного дня: посещение магазина часов, прогулка по городу – «Часы на улицах города»
3 этап- заключительный.
Цель: обобщение полученного опыта.
- Создание мини- музея «Мир часов»
- Создание коллекции современных часов (наручные)
- Создание альбома детских рисунков «Такие разные часы».
- Создание альбома «Часы»
- Создание презентаций «Путешествие в прошлое часов», «Цветочные часы».
- Подборка разнообразных видов часов с их подробным описанием.
- Подборка энциклопедий «Часы».
- Подборка детских книг о часах и времени.
Информационное обеспечение проекта:
Рекомендации, консультации для родителей , стихи, загадки, конспекты занятий, альбомы для рассматривания, дидактические игры, книги, энциклопедии .
При создании мини- музея «Мир часов» поставлены следующие задачи:
-формировать музейную культуру, внутреннюю духовную потребность в посещении музеев;
- формировать представление о музее как об особом источнике культурно-исторического опыта человечества;
- формировать бережное отношение к музейному предмету как к части материальной и духовной культуры;
- формировать визуальную грамотность (наблюдательность, умение в элементарной форме анализировать и обобщать зрительные впечатления, эмоционально переживать визуальный образ, а также творчески воспринимать и осмыслять увиденное);
Результат: В ходе реализации проекта расширились представления детей о времени, часах, часовом механизме, повысилась их заинтересованность к доступным объектам окружающего мира. Развивались личностные качества, необходимые для дальнейшего обучения в школе: самостоятельность, любознательность, активность, общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками.
Используемая литература
- Г.П. Шалаева «Справочник дошкольника»
- Дыбина О. Что было до. – М.: Издательство «Творческий центр», 2001
Кобитина И. Дошкольникам о технике. – М.: Издательство «Просвещение», 1991
Гризик .Я познаю мир.- М: Издательство «Просвещение», 1995 - И.И. Кобитина «Дошкольникам о технике»
- М.Безруких, Т.Филиппова «Время. Часы»
- О. Корнеева « Определяем время по часам»
- Рабочая тетрадь «Математика для дошкольников» Программа «От рождения до школы»
- Т.И. Тарабарина «Детям о времени»
План реализации проекта.
Тема: «Мир часов».
Цель: Развивать интерес к истории возникновения различных видов часов. Познакомить с историей возникновения часов, их разновидностями в прошлом и настоящем. Закреплять знания о принципе их работы и роли в жизни человека. Развивать исследовательский интерес, любознательность, творческое воображение. Научить отображать абстрактные понятия о времени в конкретных действиях с моделями часов. Развивать «чувство времени», умение беречь время, регулировать свою деятельность в соответствии со временем.
Совместная деятельность воспитателя и детей | Самостоятельная деятельность детей |
- утренний круг: «Нужны ли человеку часы?». Развивать умение детей аргументировать свои ответы, уметь употреблять в речи сложносочинённые предложения, не перебивать друг друга. - Беседа «Мы живём по часам». Цель: закрепить знания детей об истории возникновения часов, уточнить у детей виды часов, вызвать стремление планировать свою жизнь по часам; развивать интерес к понятию «время». -Рисование на тему: «Часы такие разные и нужные». Цель: продолжать учить рисовать по замыслу, придумывая детали; учить докрашивать изображение карандашами, не выходя за контур; уметь в рисунке отображать детали часов; прививать интерес к рисованию. | Игра –экспериментирование «Песочные часы». Вызвать интерес к экспериментированию, желание узнать, что можно сделать за минуту. Рассматривание детьми новой книги «Часы для Биби». закрепление необходимых умений определять время. -Самостоятельное конструирование из бумаги и картона «Мои любимые часы». Развитие фантазии, Умение доводить задуманное до конца, закрепление деталей часов. |
- утренний круг: «Какие часы ты знаешь?». Уточнить знания детей, учить дополнять ответы друг друга, развивать связную речь. -Дидактическая игра «Всё о времени». Развивать мышление, способствовать развитию активного словаря, представлений о предметах и явлениях окружающего мира, памяти, внимания. | -Конструирование из деталей конструктора «Башня с часами». Формировать умение создавать модель по рисунку, либо по собственному замыслу. Рассматривание иллюстраций, энциклопедий- и журналов по теме «Такие разные часы». |
-Беседа: «Как определить время по солнечным часам?». Познакомить детей с новым видом часов, показать их неудобство для определения времени, расширять знания детей. -Чтение стихотворения О. Шалимовой «Солнечные часы». Прививать детям интерес к чтению художественной литературы. - Математическая игра «Изобрази на часах время, которое назову». Учить определять время. | - Опыты-экспериментирования «Часы и время». Формировать представление о единицах измерения времени – секундах, минутах, часах. -Свободное рисование «Часы для любимой игрушки». Уметь отражать в рисунке детали часов, закрепление написания чисел от 1 до 12. -Прослушивание аудиозаписи песни «Часы». Вызвать хорошее настроение, желание подпевать песню в различных темпах. Дидактическая игра «Часы». Развивать речевое внимание детей. |
- Ситуативный разговор на тему: «Как устроены водяные часы». Расширять и обогащать знания детей; рассмотреть устройство в книге «Сто тысяч почему». - «Я загадаю – вы отгадайте!» - загадывание загадок о времени и часах. Учить мыслить, запоминать загадки.
| - Дидактическая игра «Четвёртый лишний». Формировать представление у детей о разного вида часах, развивать внимание и наблюдательность. - Игра – эксперимент «Определяем время по водяным часам». Развивать смекалку, наблюдательность. - Сюжетно – ролевая игра «Часовая мастерская». Закрепить умение использовать знания в самостоятельной игровой деятельности. |
-Игра «Пазлы - время». - Дидактическая игра «Узнай время».
| -Рассматривание фотоальбома «Такие разные часы». -Сюжетно-ролевая игра «Часовая мастерская». Продолжать знакомить детей с профессией «Часовщик». Углублять знания о труде часовщика. -Свободное рисование детей на тему «Часы будущего». Развитие творческих способностей детей. -Дидактическая игра «Что мы делаем сейчас?». Ориентировка детей во времени. |
-Ситуативная беседа на тему: «Как в старые времена в деревне определяли время?». Познакомить детей с «деревенским» будильником – петухом; расширить кругозор детей. -Игра «Путешествие в прошлое часов». Познакомить детей с историей возникновения часов. Расширить знания о различных видах часов в прошлом, о принципе их работы и их роль в нашей жизни. -Чтение произведения О. Шалимовой «Солнечные часы». Воспитывать желание слушать новое произведение. | - «Дидактические игры: «Выбери, что нужно для часов», «Кто больше знает?», «Какие бывают часы?». Расширять ориентировку в окружающем, развитие сообразительности, логического мышления. |
-Беседа на тему: «Какие бывают часы?». Цель: продолжать знакомить детей с разнообразием видов часов; учить составлять короткие рассказы из личного опыта; прививать интерес к работе часового мастера; расширять кругозор детей; воспитывать желание «Беречь» время. | -Дидактическая игра «Тик-так». Самостоятельно определять форму предметов и их частей на примере макета часов, самостоятельно устанавливать время на макете часов, воспитывать интерес к играм. Книга «Мой день». Логическое мышление, внимание, уметь определять время. |
-Ситуативный разговор на тему: «Есть ещё часы песочные». Продолжать знакомить детей с различными видами часов. Их применением в жизни. (в медицине). | -Настольно- печатные игры «Время», «Мои первые часы». Закрепить временные понятия, умение ориентироваться во времени, воспитывать усидчивость. Рассматривание альбома «Мир часов». |
-Ситуативный разговор на тему: «А бывают ли цветочные часы?». Расширять кругозор детей, познакомить с иллюстрациями цветов, расцветающих в разное время суток. -Чтение В. Приходько «часы». -Дидактические игры: «Выбери, что нужно для часов», «Кто больше знает?», «Какие бывают часы?». | -Рассматривание детьми иллюстраций на тему: «Такие разные часы». -Игры детей с часами наручными. Мелкая моторика, хорошее настроение. -Рассматривание детьми книг о времени, часах. Прививать внимание к выразительным средствам языка. -Слушание аудиозаписей детских песен о времени и часах. Развивать у детей метро- ритмическое чувство, творческую свободу, ассоциативное мышление, доставить удовольствие. |
-Беседа: «Что нового И интересного вы узнали о часах?». Закрепить и упорядочить знания детей о времени, видах часов. | -Настольно – печатные игры: «Мой день», «Режим дня», «Мой день». Способствовать формированию понятия текучести и непрерывности времени. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мини-проект в подготовительной группе на тему: “Наши меньшие друзья, в азбуке от А до Я”
Этот мини-мини проект поможет обобщить и уточнить представления детей об условиях жизни диких животных, птиц, насекомых осенью путем поиска и отбора необходимой информации и использования ...
Проект -краткосрочный (подготовительная группа) на тему "День рожденье группы" Пчелки""
Пчелки, с праздником....
Заметка о проведении тематического занятия в подготовительной группе на тему: « История часов».
Заметка о проведении тематического занятия в подготовительной группе на теС 28.01 2019г по 01.02.2019 года в подготовительной группе СП «Детский сад №11», во второй половине дня, проходили...
Проект в подготовительной группе № 54 «Загадочный мир часов!»
Проектв подготовительной группе № 54«Загадочный мир часов!»...
Информационно - ролевой проект в подготовительной группе на тему: «Юный журналист» Руководитель проекта: Тимакова Светлана Ринатовна воспитатель I квалификационной категории 2021г.
Информационно - ролевой проект в подготовительной группе на тему: «Юный журналист» Руководитель проекта: Тимакова Светлана Ринатовна воспитатель I квалификационной категории...
Проект в подготовительной группе на тему: «Зимующие птицы» Вид проекта: познавательно-исследовательский, информационно-творческий. Продолжительность проекта: краткосрочный (1 неделя. С 19.12.2022 – 23.12.2022) Авторы проекта: воспитатель Анисимова
Проект в подготовительной группе на тему:«Зимующие птицы»Вид проекта: познавательно-исследовательский, информационно-творческий. Продолжительность проекта: краткосрочны...
Ситуативный разговор с детьми подготовительной группы на тему «Какие часы вы знаете»
Ситуативный разговорс детьми подготовительной группына тему«Какие часы вы знаете?»...