технологическая карта по теме:"Ознакомление с общепринятыми мерами длины" старшая группа
материал по математике (старшая группа)
Предварительный просмотр:
«Ознакомление с общепринятыми мерами длины: метром и сантиметром»
Технологическая карта по математическому развитию дошкольников
Тема: «Единицы измерения длины» Формирование элементарных математических представлений. Старшая группа. Для занятий с детьми 5-6 лет. ФГОС, Помораева И.А., Позина В.А.
Цель: познакомились с единицей измерения длины- метром и сантиметром
Программные задачи:
Образовательные:
- Ознакомление с основной единицей измерения длины - сантиметром.
- Знакомство детей с новым измерительными приборами – метром, рулеткой, мягким сантиметром, рассказать про случаи их применения.
- Практическое измерение длин этими единицами.
Развивающие:
- Развитие мышления, пространственного воображения, внимания.
- Развитие умения работать в группе, паре, самостоятельно делать выводы.
Воспитательная:
- Воспитание интереса к изучаемому предмету через народные традиции.
- Развитие умения работать в коллективе.
Коррекционные:
Активизировать, стимулировать и развивать зрительные функции: фиксацию взора, зрительно – двигательную координацию, прослеживающею функцию глаза.
Образовательные области: Познавательное развитие, Речевое развитие, Физическое развитие.
Оснащение занятия: Рулетка, линейка, гибкий сантиметр, полоски картона по количеству человек (условная мерка), кубики, отрез ткани, деревянный метр.
Предварительная работа: просмотр м/ф «38 попугаев», знакомство с условной меркой
Непрерывная образовательная деятельность
Этапы деятельности | Деятельность воспитателя (полный текст всего, что говорит и делает воспитатель, что спрашивает у детей) | Деятельность детей (указываете, что дети делают, что отвечают, размещаете по порядку, напротив соответствующих вопросов воспитателя) | Организация детей (указываете все формы организации на занятии: сидят «в кружок», на стульчиках вокруг воспитателя или на ковре, за столами и т.д.) | Методы и приёмы (указывать непосредственно по ходу занятия и записывать в строке напротив действий воспитателя) коррекционно-развивающая работа |
| Произносит тихо: Мы – умные, мы – дружные, Мы – внимательные, мы – старательные. Мы отлично учимся – все у нас получится. Ребята, у моей хорошей знакомой Маши скоро день Рождения. Она решила сшить себе новое платье. Как называется человек, который шьёт одежду? Давайте представим, что я – портной. А вы хотите быть моими помощниками? С чего портной начинает свою работу? Нам нужно выбрать, чем мы будем мерить длину. Чем мы можем измерить длину? Что такое условная мерка? Что может быть условной меркой? | повторяют вслед за воспитателем громко Внимательно слушают воспитателя и отвечают на вопросы Портной да снимает мерки и отмеряет нужную длину ткани условными мерками ответы детей ответы детей | Свободное расположение на ковре вокруг воспитателя | рассказ педагога Упражнения подражательно-творческие Воображаемая ситуация Вопросы к детям Педагогическая оценка |
2. Деятельностный -2.1 работа с демонстрационным материалом; -2.2. работа с раздаточным материалом; -2.3. работа по разделу («количество и счет», «геометрические фигуры», «величины», «ориентация во времени», «ориентация в пространстве»; -2.4 игровое упражнение; -2.5 дидактическая игра; -2.6 работа с тетрадями на печатной основе | Предлагает присесть за стол. Давайте вспомним, как можно измерить длину или ширину при помощи условной мерки. Возьмите со стола любые условные мерки. Предлагает разделиться на 2 команды 1 команда измерит длину стола, а вторая – ширину стола. С чего мы начинаем мерить? Что мы используем для удобства измерения? Проверим, что у вас получилось. У всех результат одинаковый? А почему? Давайте с вами вспомнит м/ф «38 попугаев» Кто помнит, что делали в нём животные? Кем или чем животные мерили удава? Какой длины бал удав, когда его мерил слонёнок? - А мартышка? - А в попугаях длина удава? - Кто из животных был самым крупным? А в слонах удав? - Кто был самым маленьким? А в попугаях удав? У них результаты были какими? Так какую же мерку нам выбрать, чтобы измерения были одинаковыми и точными? Чем измерить ткань? Давайте спросим совета у великого мудреца Математикуса. Он оставил для нас письмо. Но чтобы прочитать его, нам с вами нужно отправиться в прошлое. Хотите совершить путешествие во времени? Тогда вперёд. Закроем глаза и произнесём такие слова. Раз, два, три - в прошлое отправились мы! А вот и письмо! Математикус предлагает нам измерить ткань, используя старинные мерки длины. Какие мерки вы запомнили? Предлагаю вам попробовать измерить ковер шагами, а затем стол – ладонью. Сравниваем результаты. Что у нас получилось? Подходят нам старинные мерки длины? Возвращаемся в свое время. Закрываем глаза. Раз, два, три – снова дома мы! Гимнастика для глаз. Лучик, лучик озорной, Поиграй-ка ты со мной. Ну-ка, лучик, повернись, На глаза мне покажись. Взгляд я влево отведу, Лучик солнца я найду. Теперь вправо посмотрю, Снова лучик я найду. Введение нового материала. Теперь вы сами убедились, какая получается путаница, неразбериха, когда люди пользуются разными мерками. Поэтому было решено принять для всех стран общие единицы мерок, чтобы результаты измерений были точными. Самой маленькой единицей измерения стал сантиметр. Перед вами лежат различные предметы (линейка и твёрдый деревянный метр). Как вы думаете для чего нужны эти предметы? Что общего вы в них видите? У них есть шкала. Отрезок от 0 до 1 – это и есть сантиметр. В каких случаях используют линейку? А все ли удобно мерить линейкой? Например, длину ковра? Поможет нам линейка измерить длину ткани для Маши? Для измерения очень длинных предметов используется вот такая мерка – метр. (в нем 100 см) Где можно использовать метр? С помощью метра можно измерить длину и высоту стола, стула, рост куклы, длину ковра. Как вы думаете, поможет нам метр отмерить нужную длину ткани? Вместе с детьми измеряет отрез ткани, в нём – 3 метра. Это то, что нужно Маше. Мы помогли ей? (да) Спасибо, ребята. (Подвести к столу, где салфеткой накрыты предметы - мягкий сантиметр, рулетка) - Оказывается, что для измерения длины используются и другие измерительные приборы. Как вы думаете, когда используют мягкий сантиметр? Почему в этих случаях не подходит линейка или твёрдый метр? С помощью сантиметра можно измерить длину по кривой - окружность головы, объем талии или дерева. Измеряем окружность головы детей. Это - рулетка. Где её используют? Видели ли вы раньше такой прибор? Где? Хочу вас предупредить, что детям пользоваться рулеткой опасно, так как о её металлические острые края можно сильно пораниться или поранить кого-нибудь. | Слушают воспитателя Выполняют поставленную задачу Делятся на команды и приступают к выполнения задания Прикладываем мерку к самому краю стола, придерживаем пальцем Для удобства отмечаем кубиками сколько раз уложилась мерка Нет разные мерки – разные результаты измерения. Ответы детей попугаем, мартышкой, слонёнком 2 5 38 Слон 2 раза Попугай 38 раз Разными Ответы детей Ответы детей Внимательно слушают воспитателя Да Выполняют поставленную задачу Внимательно слушают Да Внимательно слушают и выполняют поставленную задачу опять результаты разные нет выполняют действия выполняют действия согласно тексту моргают глазами делают круговые движения глазами отводят взгляд влево Отводят взгляд вправо Внимательно слушают воспитателя Знакомятся измерительными предметами Ответы детей Ответы детей Рассматривают предметы измерения Отвечают на вопрос Ответы на вопрос Нет, неудобно, слишком маленькая Рассматривают предмет измерения Отвечают на вопрос Внимательно слушают воспитателя Да Измеряют отрезок ткани Да Подходят к столу, на котором под салфеткой размещены другие измерительные приборы трогают твёрдый метр и мягкий сантиметр высказывают свои предположения выполняют измерения рассматривают рулетку на строительстве, при ремонтных работах да, дома у папы внимательно слушают воспитателя | Сидя за столом Сидя за столом Сидя за столом Сидя за столом Сидя за столом Сидя за столом Сидя за столом Сидя за столом Сидя за столом Сидя за столом Сидя за столом Сидя за столом Свободное рас положение вокруг стола Свободно передвигаются по группе и располагаются возле стола Свободно передвигаются по группе и располагаются возле стола Свободно передвигаются по группе и располагаются возле стола | Рассказ воспитателя Указания Вопросы к детям Самостоятельная практическая работа детей Вопросы к детям Беседа Диалог Вопросы к детям Рассказ воспитателя Сюрпризный момент Воображаемая ситуация «как будто» Внезапное появление предмета Обыгрывание предметов Самостоятельная практическая работа детей; Вопросы к детям чтение художественной литературы Показ воспитателя формообразующее движение Рассказ воспитателя Объяснение Разъяснение Демонстрация Вопросы к детям Объяснение Демонстрация Вопросы детям Вопросы к детям Демонстрация объяснение Вопросы к детям Объяснение Вопрос к детям Самостоятельная практическая работа детей Вопрос к детям Похвала Рассказ воспитателя Демонстрация объяснение Показ способов действий Демонстрация Вопросы к детям Объяснение |
3.Рефлексивный | Хорошая работа, ребята. Маше помогли. А что нового узнали? Что научились делать? Что получилось, а что нет? | Внимательно слушают воспитателя Отвечают на вопросы | Свободное расположение на ковре вокруг воспитателя | Беседа Вопросы к детям Педагогическая оценка |
Самоанализ:
Мною было проведена непрерывно образовательная деятельность в средней группе по развитию элементарных математических представлений на тему: «Единицы измерения длины» (Формирование элементарных математических представлений. Старшая группа. Для занятий с детьми 5-6 лет. ФГОС, Помораева И.А., Позина В.А.)
Разрабатывая данный конспект НОД я прежде всего учитывала возрастные и психические особенности детей средней (моей) группы.
Главная цель НОД: познакомить с единицей измерения длины- метром и сантиметром
На НОД просматривается интеграция образовательных областей: Познавательное развитие, Речевое развитие, Физическое развитие.
НОД осуществлялось в соответствии с задачами основной общеобразовательной программы «От рождения до школы» по которой работает наш детский сад.
Во время НОД решались следующие задачи:
Образовательные:
- Ознакомление с основной единицей измерения длины - сантиметром.
- Знакомство детей с новым измерительными приборами – метром, рулеткой, мягким сантиметром, рассказать про случаи их применения.
- Практическое измерение длин этими единицами.
Развивающие:
- Развитие мышления, пространственного воображения, внимания.
- Развитие умения работать в группе, паре, самостоятельно делать выводы.
Воспитательная:
- Воспитание интереса к изучаемому предмету через народные традиции.
- Развитие умения работать в коллективе.
Коррекционные:
- Активизировать, стимулировать и развивать зрительные функции: фиксацию взора, зрительно – двигательную координацию, прослеживающею функцию глаза.
Для заинтересованности детей было подобранно оснащение занятия: Рулетка, линейка, гибкий сантиметр, полоски картона по количеству человек (условная мерка), кубики, отрез ткани, деревянный метр.
Перед НОД была проведена предварительная работа: просмотр м/ф «38 попугаев», знакомство с условной меркой
Для реализации каждой задачи были подобраны приемы, помогающие решить в интересной и занимательной форме программные задачи.
Все этапы занятия были взаимосвязаны, подчинены заданной теме и целям занятия. Дети динамично переключались со словесных объяснений на практическую деятельность.
В ходе практических действий дети следовали указаниям воспитателя. Самостоятельно, могли выполнить поставленную задачу, используя накопленный опыт.
Предложенная гимнастика для глаз направленная на развитее двигательных функций глаз (коррекционная работа) способствовала укреплению здоровья детей.
В ходе деятельности мной были использованы методы и приемы: Упражнения подражательно-творческие; Воображаемая ситуация; Вопросы к детям; Педагогическая оценка; Рассказ воспитателя; Указания; Самостоятельная практическая работа детей; Беседа; Диалог; Сюрпризный момент; Воображаемая ситуация «как будто»; Внезапное появление предмета; Обыгрывание предметов; Чтение художественной литературы; Показ воспитателя формообразующее движение; Объяснение; Разъяснение; Демонстрация; Показ способов действий; Педагогическая оценка.
НОД прошло по плану в доброжелательной обстановке. Анализируя деятельность детей хочется отметить что они проявляли познавательную активность, эмоционально реагировали на приёмы активизации, использовали имеющие знания и умения. Они были заинтересованы, внимательны, организованы. Я уделяла внимание каждому ребёнку. Каждый ребёнок был задействован в деятельности. Длительность занятия 20 мин., что соответствует нормам Сан Пина. Воздушный, тепловой, санитарные режимы были соблюдены.
Анализируя проведённое занятие можно сказать, что поставленные задачи были выполнены.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект творческого рассказывания для детей подготовительной группы по одной из сюжетных картинок (тематический набор сюжетных картинок).
Цель. Формирование навыка составления небольшого рассказа творческого характера по картинке, предложенной воспитателем из серии сюжетных картинок «Бумажный кораблик».Задачи- учить детей пр...
Мастер-класс для молодых специалистов "Обучение дошкольников рассказыванию с использованием карт-схем, карт-опор"
В своей работе, обучая детей рассказыванию, я использую современную образовательную технологию-мнемотехнику, которая подразумевает применение мнемотаблиц...
Технологическая карта организованной образовательной деятельности. Познавательное развитие. ФЦКМ, расширение кругозора. Технологическая карта по теме: « Кем я хочу быть»
Технологическая карта по теме: « Кем я хочу быть»...
Технологическая карта организованной образовательной деятельности. Познавательное развитие. ФЦКМ, расширение кругозора. Технологическая карта по теме: «Мама – самый верный друг»
Технологическая карта по теме: «Мама – самый верный друг»...
Технологическая карта организованной образовательной деятельности. Познавательное развитие. ФЦКМ, расширение кругозора. Технологическая карта по теме: «Профессия - военный»
Технологическая карта по теме: «Профессия - военный»...
Технологическая карта организованной образовательной деятельности. Познавательное развитие. ФЦКМ, расширение кругозора. Технологическая карта по теме: «Праздник вежливости»
Технологическая карта по теме: «Праздник вежливости»...
Технологическая карта организованной образовательной деятельности. Познавательное развитие. ФЦКМ, расширение кругозора. Технологическая карта по теме: «Дружат люди всей земли…..»
Технологическая карта по теме: «Дружат люди всей земли…..»...