МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Конспект занятия ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ (Формирование элементарных математических представлений) для детей подготовительной группы Тема: «Путешествие по сказке «Снежная королева»»
методическая разработка по математике (подготовительная группа)

Формирование у детей представления об измерении длины предметов с помощью линейки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pankina_snezhnaya_koroleva_femp_1.docx28.06 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №7 Красногвардейского района Санкт-Петербурга

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

Конспект занятия

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ 

(Формирование элементарных математических представлений) для детей подготовительной группы

Тема: «Путешествие по сказке «Снежная королева»»

        Воспитатель:

  Панкина Анна Юрьевна

Используемые технологии:

Технология систесно-деятельностного подхода

Технология игровая

Личностно-ориентированная

Технология здоровьесберегающая

Санкт-Петербург

2024

Цель:

Формирование у детей представления об измерении длины предметов с помощью линейки.

Задачи:

  1. Образовательные:

Совершенствовать умения считать в прямом и обратном порядке числа от 10 до 20; формировать у детей умения использовать для познания объектов и явлений окружающего мира математические способы нахождения решений: вычисление, измерение.

  1. Развивающие:

Развивать умения детей включаться в коллективное исследование, обсуждать его ход, договариваться о совместных продуктивных действиях, представлять совместные результаты познания.

  1. Воспитательные:

Воспитывать социально-личностные качества; умение работать в коллективе; воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.

Предварительная работа:

Чтение сказок, беседы, театрализованная деятельность по сказкам, дидактические игры.

Материалы для совместной непрерывной образовательной деятельности: дидактический материал; презентация; карточки с числами от 10 до 20; цифровая полоска, яблоки, части яблок, 3 цветные полоски (разные по длине), линейка, ватман с таблицей.

Интеграция образовательных областей:

-познавательной развитие

-социально-коммутативное развитие

-речевое развитие

-художественно-эстетическое развитие

- физическое развитие

Примерный ход занятия.

Деятельность педагога

Деятельность детей

Организация детей перед НОД

Здравствуйте, ребята, сегодня у нас необычное утро, к нам сегодня пришли гости.

Приглашаю детей в круг:

Встанем вместе мы по кругу,

Скажем «Здравствуйте» друг другу,

Нам здороваться не лень,

Всем привет и добрый день,

Если каждый улыбнется,

Утро доброе начнется.

Дети здороваются с гостями.

Ребята здороваются друг с другом.

Мотивация.

-Ребята, вы ничего не чувствуете?

-Стало как-то холодно, я пойду проверю, хорошо ли закрыто окно.

(Воспитатель подходит в игровую и берет с подоконника конверт с письмом)

-Ребята, посмотрите, что я нашла?

--хотите узнать, что в нем написано?

Стало прохладно

Это письмо! А кто его написал? Откуда оно?

-Да, хотим, прочитайте его

Воспитатель читает письмо:

«Милые мои друзья! Пишет вам Герда. Мой друг, Кай, заперт сейчас в замке Снежной королевы. Ключ от замка Снежная королева заморозила, и он разбился на 3 осколка. Все осколки разлетелись по сказке. Чтобы спасти Кая, нужно собрать осколки ключа от двери, за которой он заперт, но осколки волшебные, каждый осколок с математическим заданием, только решив задания можно собрать ключ, а я математику совсем не знаю. Ребята, помогите мне, пожалуйста, спасти моего друга».

-Вы узнали сказку?

-Эта сказка называется Снежная королева.

Выявление проблемы

-Что случилось?

Дети формируют проблему:

- Снежная королева похитила Кая и заперла его, ключ заморозила, он разбился и разлетелся на осколки по сказке, нужно помочь Герде спасти Кая, нужно собрать осколки и составить ключ.

Целеполагание

-А что нужно сделать, чтобы спасти? Герда прислала нам подсказку:

Снежинки на экране будут указывать вам дорогу, где их найти. Но для этого вам надо попасть в сказку.

Дети определяют цель

Нужно попасть в сказку, найти осколки и собрать ключ

Планирование будущей деятельности

-Как вы это сделаете?

Надо попасть сказку. Слушать подсказки снежинки и выполнять задания

Реализация плана

Задание№1

Тогда в путь! Но чтобы попасть в сказку, нужно произнести волшебные слова, давайте произнесем их:

-Ну вот мы и в сказке

А вот и первая подсказка:

(на экране появляется снежинка:

Стебель весь ее в колючках.

Об него исколешь ручки.

Хоть страшна ее угроза,

Все равно красива…)

-Ребята, что это может быть?

 (Под розой лежат цифры от 10 до 20 в конвертах по количеству детей).

Но, чтобы было удобней сделать задание, предлагаю сесть за столы.

-Числа в числовом ряду все перепутаны, давайте поможем им занять свои места.

-Расставьте их по порядку на полосочку от меньшего к большему слева направо.

-Арина, посчитай числа по порядку, так как ты их расставила

-Варя, попробуй посчитать по-другому, обратный счет от 20 до 10

-Ребята, давайте проверим, какое из чисел вы поставили между 15 и 17, 17 и 19, 12 и 14?

-Назовите число, которое больше 12 на 1, 16 на 1, 18 на 1?

-Назовите число, которое меньше 15 на 1, 18 на 1; 13 на 1?

-Молодцы, справились с первым заданием, (на экране появляется осколок ключа) давайте посмотрим вторую подсказку

Задание №2

На экране появляется снежинка в ней написано:

 В королевстве живет ворон, он очень старый и мудрый, но никак не может правильно посчитать свои запасы яблок. Помогите ему посчитать свои яблоки.

-Ребята, что будете делать?

(на верхней полке лежит 5 одинаковых яблок, на средней полке 4 яблока и 2 половинки, на нижней полке лежат 3 яблока и 4 четвертинки. Все яблоки одинаковые)

-Ребята, сколько яблок на верхней полке?

-Сколько яблок на средней полке? А почему 5?

-На нижней полке?

- Ребята, сколько всего яблок?

- Справились и с этим заданием, молодцы. (на экране появляется 2 осколок ключа). А мы отправляемся дальше по сказке, давайте немножко отдохнем

Физкультминутка

Задание № 3

На экране появляется снежинка

(от замка, где живет ворон, нужно дойти до дворца Снежной королевы самым коротким путем, чтобы избежать встречи с разбойниками, измерьте расстояние с помощью линейки и выберете самый короткий)

-Ребята, чтобы вам удобно было выполнить это задание, предлагаю сесть за столы.

(На столах у каждого раздаточный материал: 3 полоски разной длины, линейка лист бумаги)

-Ребята, как вы думаете, что вам надо сделать?

- В прошлый раз вы уже познакомились с линейкой, кто может показать, как правильно нужно измерять длину полоски.

Как ты будешь измерять?

Ребята выполняют задание, педагог смотрит и поправляет каждого.

-Ребята, какая полоска самая короткая.

-Молодцы, вы хорошо справились с заданием и выбрали самый короткий путь, что же дальше?

4 задание

- На экране появляется ключ, затем снежинка (Молодцы ребята, вы нашли все осколки ключа, но, чтобы открыть дверь и освободить Кая, вам необходимо подобрать кодовое слово, оно зашифровано в этой таблице (на экране появляется таблица с буквами и числами. На мольберте зашифровано слово в две строчки, на верхней строчке цифры)

-Ребята, что здесь, а что надо сделать?

На экране появляется Герда с Каем

- Ребята, спасибо вам большое, вы помогли мне спасть моего друга, Кая, без вас я бы не справилась.

- Ребята и Герда, спасибо только благодаря тому, что вы дружно выполняли задания, я освобожден. Ведь настоящий друг познаётся не только в радости, но и в беде. Он всегда утешит, пожалеет, протянет руку помощи, подскажет, объяснит. А вы так дружно выполняли все задания!

За это я дарю вам подарки, они ждут вас уже в детском саду в группе. А нам пора домой. Надеюсь, еще увидимся!

-Ребята, закроем глаза и произнесем волшебные слова:

Рефлексия

-Ну вот мы и в группе. Ребята, где мы сегодня побывали? Что вы делали?

А что вам понравилось?

А что было трудным для вас?

Ребята, вот

вам подарки, которые передал Кай.

-Сказка в гости приглашает,

Двери всем нам открывает,

Поспешим мы к ней скорей,

Наша сказка ждет гостей.

-Роза. Вот она, и там цифры!

(ребята рассаживаются за столы и индивидуально выполняют задание)

(Каждый ребенок индивидуально выкладывает числовой ряд при помощи цифр от 10 до 20)

10,11,12…20

20, 19…10

Ответы детей

Ответы детей

Ответы детей

Нужно посчитать яблоки, вон они на столе лежат

-5 яблок

-5 -Потому что 4 целых и 2 половины

-4, 3 целых и 4 четверти одного яблока

Всего яблок 14

Мы бежим с тобой на лыжах,

Снег холодный лыжи лижет

 А потом – на коньках,   

Поскользнулись мы и… Ах!

А потом снежки лепили,

А еще снежки катили,

А потом мы так устали

Ко дворцу все побежали

Ребята рассаживаются по местам.

- Измерить полоски линейкой и определить самую короткую

(Ребенок подходит к мольберту и показывает, как нужно измерять)

-На линейке изображен числовой отрезок, Расстояние между цифрами на линейке называется «Сантиметр». Числа 1,2,3,4 т д показывают, сколько сантиметров отложено.

Начало полоски нужно совместить с цифрой 0, конец полоски покажет сколько в ней сантиметров.

Нужно измерить длину каждой полоски (измеряет и проговаривает вслух) и сравнить числа, самая короткая полоска будет самым коротким путем.

Синяя, этот путь самый короткий.

Нужно под цифрами написать букву, по таблице, каждая буква обозначена цифрой (дети составляют слово)

Это слово-ДРУЖБА

(Читают стихотворение)

-Мы сейчас глаза закроем

И подсматривать не будем,

В детский садик мы вернемся,

Сказку эту не забудем.

Мы побывали в сказке Снежная королева. Расставили числа по порядку, посчитали яблоки, измерили длины полосок, составили слово

Считать яблоки

Составлять слово


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений во второй младшей группе Тема: Путешествие в сказку «Теремок »

Цель: Формировать элементарные математические представления в соответствии с возрастом,  используя элементы игровой технологии Вячеслава Вадимовича  Воскобовича. Закрепление пройденног...

Методическая разработка. Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений у детей подготовительной к школе группы с задержкой психического развития "Вовка в тридевятом царстве"

Данная методическая разработка позволяет, в условиях итогового занятия, выявить уровень усвояемости детьми с задержкой психического развития программного материала в образовательной области "Позн...

Конспект открытого занятия по познавательному развитию (формированию элементарных математических представлений) для детей средней группы Тема: Путешествие на планету «Математикус»

В статье представлено занятие в виде игры-путешествия, помогающая детям закрепить математические представления, проявить самостоятельность, любознательность, умение понимать учебную задачу. На протяже...

Конспект занятия по образовательной области «Формирование элементарных математических представлений» для детей подготовительной группы.Тема: «Путешествие в тридесятое царство»

Сформировать у детей умение делить целое на две и четыре равные части складыванием предмета пополам (на 2 части) и ещё раз пополам (на 4 части), отражать в речи действия и результаты деления....