Технологическая карта по занятию ФЭМП
план-конспект занятия по математике (старшая группа)

Лопачева Олеся Алексеевна

Технологическая карта по занятию ФЭМП 

ТЕМА: «Космическое путешествие»

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл femp_lopacheva_o.a._zb-dono-52.docx50.55 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

(Технологическая карта по занятию ФЭМП)

ТЕМА: «Космическое путешествие»

(Старшая группа)

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ

«Познавательное развитие»

Выполнила:

Лопачева Олеся Алексеевна

.

Образовательные области,

доминирующая образовательная область, интеграция образовательных областей

Познавательное развитие, «Социально коммуникативное развитие», речевое развитие,  физическое развитие.

Виды деятельности детей

Занятие

Тема образовательной деятельности

«Космическое путешествие»

Возрастная группа:

старшая группа

Цель:

Создание благоприятных условий для формирования элементарных математических представлений дошкольников, обобщения знаний, полученные в течение года.

Задачи:

Образовательные задачи:

-закреплять представления  детей о числах и отношениях между ними впределах10, прямой и обратный счёт в пределах 10;

- упражнять в  оперировании  с блоками Дьенеша –нахождении геометрических  фигур  по символам: форме, цвету, величине;

- закрепить знания  о  днях  недели;  частях суток;

- закрепить умение  ориентироваться  на листе бумаги;

Воспитательные задачи:

-развивать связную речь, умение высказывать и обосновывать свои суждения

развивать у детейвнимание, логическоемышление, воображение, любознательность,мелкую моторику.

- формировать навыки сотрудничества на занятиях, умение работать в команде,

- формировать навыки самооценки, чувство

Развивающие задачи:

-воспитывать самостоятельность, дружбу, умение прийти другим на помощь.

Дополнительные задачи:

Словарная работа:

Планируемый результат занятия:

1. дети закрепили умения считать в прямом и обратном порядке в пределах 10,оперироватьцифрами;

2. умеют ориентироватьсяна листе бумаги, находить стороны,  углы;

3.оперируют с блоками Дьенеша- различат геометрические фигуры и классифицируют их по признакам;

4. знают дни недели, части суток;

5. умеют выкладывать предметы с помощью схем проявляют интерес к математике;

6. понимают поставленную задачу и выполняют её самостоятельно;

7. дети соблюдали самостоятельность при выполнении заданий;

8. дети выражают интерес к творческой деятельности, доброжелательны по отношению друг к другу и педагогу;

9. имеют элементарные представления о космосе и космическом пространстве; активно выражают свои мысли посредством речи.

Подготовительная работа:

беседы о космосе, рассматривание иллюстраций, презентации «Космос», дидактические игры на тему космоса, отгадывание загадок, заучивание и чтение литературы о Космосе, игры с логическими блоками Дьенеша, выполнение заданий на развитие ориентировки на листе бумаги, закрепление количественного счета в пределах 10 в прямом и обратном порядке, упражнения на закрепление временных отношений, дидактические игры с геометрическими фигурами.

Методы и приемы реализации содержания образовательной деятельности

Наглядный: использование дидактичеких  пособий, наглядного материала;

Словесный: напоминание, указание, вопросы, индивидуальные ответы детей;

Игровой: моделирование игровой ситуации с целью постановки проблемы и создания мотивации; упражнения на логическое мышление и творческого характера,

 вопросы к детям, физкультминутки; Рефлексия;

Организация среды для проведения образовательной деятельности

Материалы и оборудование:

Демонстрационный материал: карточки и иллюстрации с изображением планет (Марс, Юпитер, Сатурн), иллюстрация Звездочет, Волшебная звезда, пано «Солнечная система», «Звездное небо», карта, ребус, «Черный ящик», наушники, технические средства;

Раздаточный материал: цифры от 1до 10; пеналы с геометрическими фигурами, лист бумаги, игра «Колумбово яйцо», «Блоки Дьенеша», трубочки и емкости с водой.

Подготовка  к образовательной деятельности в режимные моменты

Ход образовательной деятельности

1.

Вводная часть

3 мин

Введение в тему (создание проблемной ситуации)

 Эмоциональный настрой на работу.

1 мин

Мотивация деятельности детей

Заинтересовать  и привлечь внимания детей.

2 мин

2.

Основная часть:

20  мин

Актуализация ранее приобретенных знаний

С помощью проблемных вопросов актуализовать ранее приобретенные знания.

 2 мин

Добывание (сообщение и приятие) нового знания

Развитие познавательного интереса в процессе деятельности.

10 мин

Самостоятельная деятельность детей по закреплению нового знания

Закрепление у детей знаний.

Практическая работа детей.

8 мин

3

Заключительная часть

2 мин

Анализ и самоанализ деятельности детей

рефлексия

мин

Этапы,

продолжит ельность

Задачи этапа

Деятельность педагога

Методы, формы, приемы

Предполагаемая деятельность детей

Планируемые результаты

1.

Организационно – мотивационный этап

Создание мотивации на дальнейшую деятельность

-Дети вместе с воспитателем находятся в группе. Слышится звук SOS.

-Ребята, что это за странные звуки, что же это может обозначать? (Предположение детей).

-Ребята, это звуки обозначают сигнал  опасности, это значит, что кто-то попал в беду и просит о помощи. Но кто, же это может быть? Давайте подумаем и поищем подсказку.

Дети обращают внимание на«Черный ящик»

-Что в черном ящике, будем смотреть?

(берут коробку, открывают, находят картинку – ребус и решают –получается слово Космос)

-Что такое Космос? Игра«Ассоциация»

Словесный Беседа, игра,

Дети слушают звуки SOS.

Получили мотивацию на дальнейшую работу

Находят «Черный ящик» и ребус и решают его

2.

Основной этап

2.1.

Этап

формулировка

-Ребята, значит где нужна наша помощь!(в Космосе)

  • Вы готовы помочь?
  • Кем же нам надо, чтобы отправиться в космос?

(стать космонавтами,построить ракету)

  • Для начала нам нужен отряд космонавтов. Каким должен быть космонавт? (сильным, смелым, много знать, внимательным)

-Проверяем, готовы ли вы к космическому полету. И так, начинаем:

-Поднимитеправуюрукувверх;присядьте4 раз,

-подпрыгнетена1разменьше;

сделайтена3хлопкабольшецифры,которую вы видите.

  • Чтобы в космос полететь, Надо силы заиметь. Будем мы тренироваться,

Будем силы набираться.

Словесный

Дети отвечают на

получили

постановки

проблемы в

Беседа

вопросы

эмоциональный

проблемы

Доступной для

Практический

воспитателя

настроя

Детей форме

Собираются в

Динамическая пауза

путешествие,

Начинаем тренировку,

Чтобы сильным быть и ловким!

Воспитатель и дети выполняют музыкальную физразминку

  • Никакие трудности нам теперь не страшны и можем смело отправляться в космическое путешествие на солнечную систему.
  • Хочу предупредить, что в любом путешествии существуют правила: это -организованность и внимание и дружба. Нам надо будет идти всем вместе (не разбегаться), говорить по очереди, идти дружно (помогать друг другу, не драться, не обижать друг друга) и как только услышите три хлопка – должна наступить тишина.
  • Обещаем!(хором)

Коммуникативная игра «Цепочка дружбы»

  • Представьте, что у вас между ладошек маленький шарик, давайте покатаем его, вы

чувствуете тепло? А теперь поделимся теплом друг с другом: протяните ладони соседям! У нас получилась «цепочка дружбы».

-Давайте, посмотрим, друг другу в глаза и – подарим улыбку, ведь именно с нее начнется наш полет и приятное общение.

–Отправляемся«Конструкторский отдел»

–Что мы будем здесь делать?(ракету)

-В одну ракету мы с вами не поместимся, я предлагаю распределиться на космические

отряды.(делятся на три команды: выбирают схемы ракет из счетных палочек, палочек Кюинзенера, геометрических фигур).

Дети делают физразминку

Дети настраиваются на совместную деятельность и на коммуникации

Делятся на три команды

2.2.

Этап ознакомлен ия с материало м

Усвоение (закрепление, расширение, обобщение,

систематизация) определенного объема знаний и представлений

1задание «Собери ракету по схеме»

-Проходите в «Конструкторский отдел».Перед вами чертеж ракеты. Соберите ракету для

полета.(Дети выкладывают ракету с помощью палочек Кюинзенера, счетных палочек,

геометрических фигур)

Проверка выполнения задания воспитателем.

-Хорошо, ребята, вы справились с заданием. Сейчас наши ракеты находятся на Космодроме, откуда и полетят в Космос.

–Предлагаю выбрать командира космического корабля, он должен принимать сложные

решения, а команда должна быть дружной и

работать вместе (дети выбирают командиров)

-Ребята, а можно я буду бортовым инженером и буду поддерживать связь?(дети соглашаются) 2 задание «Собери пульт управления» (на развитие логики и ориентировка на листе бумаги)

  • Как известно, ракетой управляют при помощи бортовых компьютеров, давайте сделаем кнопки для управления, чтобы запустить нашу ракету.

Для этого возьмите чистый лист бумаги и пенал с геометрическими фигурами и разложите фигуры, так чтобы в рядах одинаковые фигуры не повторялись (дети работают)

-Теперь у вас есть пульт управления ракетой, и сейчас командир готовится к запуску своей ракеты!(нажимаем кнопку верхнем правом углу; в нижнем левом углу, в верхнем левом углу, в нижнем правом, посредине. Ракета готова к полету!

  • 5,4,3,2,1пуск!! (на пальцах ведет отсчет)
  • Полетели!(слышны звуки Космоса)

(на доску вывешиваются изображения планеты

Словесный Беседа

Практический

Дети командой собирают ракету по схеме,

Индивидуальное выполнение задания- ориентировка на листе бумаги,

помощь команды

Считают

Закрепили ориентировку на листе бумаги, умение строить ракету по схеме, умение работать и договариваться в команде.

Марс)

обратным счетом

2.3.

Этап

практическ ого

решения проблемы

Овладение действиями, способами решения проблемы

Работа по заданиям

-Ребята, посмотрите в иллюминатор, как

Красиво в космосе, вот планета красного цвета- это Марс, учёные узнали, что на ней раньше были озёра и реки, со временем они испарились и вместо них остались красные следы. Марс стали называть красной планетой. Кстати, на Марсе все предметы становятся легче.

Звучит сигнал СОС

-Внимание! Внимание! Всем, кто слышит! На красной планете Марс случилась экологическая катастрофа. Прошел метеоритный дождь, Инопланетяне заболели! Требуется помощь!

-Что же делать?(дети решают помочь)

-Приготовиться к посадке, выходим из корабля!

-Ребята, нам надо найти планету Марс, запомните, как она выглядит (дети ищут планету Марс в групповой комнате)

3задание«Лечим инопланетян»

  • На столах лежат конверты с заданием

Игра «Колумбово яйцо»

  • Молодцы! Вы справились с заданием и больные выздоровели!

-Ребята, на какой планете они живут? Значит их можно как назвать?(марсиане)

-Я думаю нам надо проявить заботу и внимание к марсианам и накормить их вкусной космической кашей. Согласны? Тогда проходите и готовьте кашу!

4заданиеИгровоеупражнениена дыхание

«Космическая каша»

(дети подходят к столам, берут трубочки и

Дуют в емкость с водой)

Словесный Беседа

Практический Игры и

упражнения

Дети слушают рассказ воспитателя

Дети ищут в группе планету

Дети

выкладывают по образцу предметы

Закрепили знания о

геометрических фигурах и

делению их по признакам, вырабатывают длительное дыхание,

закрепили

представления о числах и отношениях между ними в пределах 10, считают в

пределах10, используя прямой и

обратный счёт

-Инопланетяне благодарят вас!

-Летим дальше!

(дети садятся в«Ракету»вывешивается картинка планеты (Юпитер)

-Мы летим всё дальше от Земли. Пролетаем мимо Юпитера- самой большой планеты в Солнечной системе. На этой планете огромные горы, вокруг этой планеты бушуют ураганы, звёздные вихри делают поверхность планеты очень красивой. Юпитер, действует как

«космический пылесос»,он как магнит, поглощает и притягивает к себе не только кометы и астероиды, но и весь космический мусор.

Звучит сигнал СОС

-Внимание! Внимание! Всем, кто слышит! После встречи с крупным метеоритом планету Юпитер завалило Космическим мусором!

Планета может погибнуть!

-Ребята, что думаете?(дети решают, что надо помочь спасти планету)

(дети определяют местонахождение планеты и выполняют задание).

5задание        Подвижная математическая игра

«Космический мусор»

(игра с использованием«Блоков Дьенеша»

-Возьмите по одному предмету и положите в нужный мусорный контейнер, в соответствии со схемой.

-Так как на планете большая сила тяготения, передвигаться надо прыжками на двух ногах.

-Проверяем. Молодцы! Планета, Юпитер спасена!

-Занимаем места в своих ракетах! Летим дальше!

(вывешивается картинка планеты Сатурн)

Дети слушают рассказ

воспитателя

Дети

классифицируют геометрические фигуры, исключая некоторые признаки

-А вот и планета с кольцами- Сатурн.

Интересная особенность планеты – его кольца. Кольца эти представляют собой облака, состоящие из движущихся в одном направлении камней, льда и пыли. Эта планета состоит из газа.

Звучит сигнал СОС

-Внимание! Внимание! Космический Вирус на планете Сатурн! Произошел сбой данных, и сбились координаты «Цифровой машины

времени».Жители планеты просят у вас

помощи! Согласны помочь?(дети соглашаются помочь)

-Но главное их условие, играть молча, ничего не говорить, а только показывать цифры.

6заданиеИгра«Молчанка».

-Я буду задавать вопросы ,а ответ на вопросы вы показывайте карточку с цифрой.

-Какоечислобольше3или 4,7 или 8,5или 9.

-Какое число меньше1 или3,10 или 6, 5 или 8.

  • Сколько носов у двух собак?
  • Сколько ушей у двух мышей?
  • Сколько хвостов у двух котов?
  • Сколько пальцев на правой руке?
  • Сколько глаз у светофора?

-Молодцы! Инопланетяне просят выполнить некоторые словесные настройки.

(Ответы детей)

-Посчитайтеот3 до 9,от 4 до 8,

-Посчитайтеот10 до5,от 7 до3, от 6 до 2

  • Какое сейчас время года?
  • Какой месяц?
  • Какой сегодня день недели?
  • Какой был вчера?
  • Какой будет завтра?
  • Назовите выходные дни.

Дети слушают рассказ воспитателя и принимают

решение

Дети работают с карточками- цифрами

Дети отвечают на вопросы

  • Сколько их?

Что такое сутки?(День, вечер ,ночь, утро)

Завтракаем мы утром ,а ужинаем….(вечером) Спим мы ночью, а делаем зарядку (утром) Солнышко светит днём, а луна….(ночью)

Что такое солнце?(звезда)

С помощью какого прибора можно наблюдать за звездным небом? (телескоп)

  • Молодцы! Помощь ваша была очень важна при ремонте и настройке Цифровой Машины

Времени.

(обращаю внимание детей на дверь спальни с картинкой Звездочета)

-Ребят, а это кто? Чем он занимается? (Звездочёт–это человек, изучающий небесные объекты, Звёзды, планеты)

-А вы хотите посмотреть на звездное небо? (дети проходят в спальню и садятся на ковер, музыкальное сопровождение и эффекты).

  • На небе очень много Звезд. Очень давно наблюдатели неба – астрономы объединили наиболее яркие и заметные в созвездия! Как называется созвездие, которое вы сейчас видите?(ответы детей)

-Сколько звезд в Большой Медведице?

-В Малой?

Назовитесоседейчисла3,5,7,9.

назовитечисло,живущеемеждучислами5и7, 4 и 6, 9 и 7, 5 и 3.

-Медведь на глыбе ледяной, Подружка в небе над волной. Она – созвездье,

Он живой в блестящей шубе меховой. Он дружит с ветром и водой,

Она– с Полярною звездой.

Никак не могут встретиться Медведь с Большой

Дети сравнивают числа

…(медведицей).

  • Ребята! Наше путешествие подошло к концу.
  • Возвращаться нам пора. По местам мои, друзья!

-Внимание!

-Начинаемотсчет10,9, 8,…0.Пуск!(Музыка).

  • Ну, вот мы и на Земле, и подошло к концу наше увлекательное космическое путешествие. Ваши летательные аппараты экипажей совершили посадку на космодроме.

Дети считают, используя

Обратный счет

3.

Заключите льный этап

Рефлексия, формирование элементарных навыков самооценки

  • Ребята, вы в полете доказали, что многое знаете и умеете, были дружными и заботливыми, а главное –помогли

инопланетянам, спасли планеты и полюбовались звездным небом.

-Прошу вас оценить свое участие в нашей игре!

  • Если вы в полете получили новые знания и, активно выполняли задания в команде- возьмите веселую звездочку.

Если вам было скучно или что-то не удалось, то грустную (дети беру звездочки и садят на

Космическое небо).

  • Что больше всего вам понравилось вовремя путешествия? (Ответы детей)

-Какое задание для вас оказалось самым сложным? (Ответы детей)

-Какое задание было трудным? Что тебя испугало? (Ответы детей)

Звонок сотового телефона.

  • Ребята, сообщение из Космоса! Только что упала Звезда прямо к нам в детский сад! А найти ее можно, отгадав загадку:

Эта желтая звезда Согревает нас всегда,

Все планеты освещает,

Словесный Беседа, загадка

Дети подводят итог и занятия, отвечают на вопросы,

Рассказывают свои впечатления и оценивают свое участие в деятельности

Дети отгадывают загадку и находят

Закрепили знания и умения, полученные в течение года, в ходе НОД Умеют оценивать свое участие в

Командной игре

От  других звезд защищает.(солнце)

-Где у нас солнышко?

Дети в приемной находят волшебную Звездуи встают в круг, гости тоже.

-Есть такая примета — когда увидишь падающую с неба звезду и загадаешь желание, то оно обязательно сбудется.

Загадайте желание, только никому не говорите, и оно сбудется.

Все передают Звезду по кругу и загадывают желание

Спасибо Всем!

звезду

Дети загадывают желание и

Передают по кругу Звезду


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта к занятию по ФЭМП

В данной работе представлена технологическая карта к квест - игре "В поисках сокровищ"...

Технологическая карта открытого занятия по ФЭМП в средней группе "Помощь Зайке".

Технологическая карта открытого занятия по ФЭМП в средней группе по теме геометрические фигуры....

Технологическая карта фрагмента занятия по ФЭМП По теме «Знакомство с четырёхугольником» в старшей группе

Образовательная область: познавательное развитиеТема занятия: путешествие в математический мегаполисЗадачи:-Обучающие: Дать представление о четырехугольнике на основе квадрата и прямоугольника; закреп...

Технологическая карта к занятию по ФЭМП "Геометрические фигуры. Сравнивание предметов по ширине и высоте"

Технологическая карта к занятию по ФЭМП "Геометрические фигуры. Сравнивание предметов по ширине и высоте"...

Технологическая карта итогового занятия по ФЭМП во второй младшей группе (3-4 года) "Поможем Мишке"

Технологическая карта итогового занятия по ФЭМП во второй младшей группе (3-4 года) "Поможем Мишке"...

Технологическая карта по занятию ФЭМП

Технологическая карта по занятию ФЭМПТема: "Три медведя"  2 мл. группа...