занятия по ФЭМП на тему: «Порядковый и количественный счёт в пределах 10» для детей подготовительной группы.
план-конспект занятия по математике (подготовительная группа)

Федорова Юлия Дмитриевна

Цели:

-Формировать у детей элементарные математические представления.

Задачи:

 Образовательные:

 -Совершенствовать навыки количественного и порядкового счета в пределах 10;

-Формировать умение детей различать вопросы «Сколько?», «Который по счёту?»,

«На котором месте?» и правильно отвечать на них;

-Формировать навыки ориентировки на листе бумаги.

Развивающие:

-Закрепить знание геометрических фигур, дней недели, умение предыдущее, последующее число к названному;

-Развивать логическое мышление, познавательную деятельность детей, внимание,

память;

-Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.

Воспитывающие:

-Воспитывать у детей умение добиваться поставленных целей, умение понимать учебную задачу и выполнить её самостоятельно, навыки работы в группах, самостоятельность, желание прийти на помощь, быть чутким к чужой беде;

-Воспитывать дружелюбие, сопереживание, доброжелательное отношение друг к другу;

-Побуждать детей давать ответы полными, распространенными предложениями;    

-Воспитывать интерес к математическим занятиям.

Методы и приёмы:

Практические: использование сюрпризных моментов

Наглядные: (использование демонстрационного и раздаточного материала);

Словесные:(напоминание, указание, вопросы, индивидуальные ответы детей);

Словарная работа: активизировать в речи количественные и порядковые числительные, названия дней недели.

 Демонстрационный материал: «письмо», конверты с заданиями, цифры от 1 до 10, набор геометрических фигур, картинки с героями сказки «Репка», карточки с цифрами, цветок «Ромашка» для закрепления знаний о составе чисел.

Раздаточный материал: карточки – цифры, комплект геометрических фигур, карточки с предметами, 10 кругов (двухсторонние – жёлтые и красные), простые карандаши, листочки в клетку на каждого ребёнка.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, сегодня к нам на занятие пришли гости. Давайте с ними поздороваемся.

Утренний сбор

Колокольчик наш звенит, заливается

Мальчики и девочки в круг собираются!

В круг широкий, вижу я,

Встали все мои друзья.

Мы сейчас пойдем направо,

А теперь пойдем налево,

Топнем левою ногой,

Щелкнем правою рукой.

В центре круга соберемся,

И на место все вернемся.

Улыбнемся, подмигнем,

И опять играть начнем.

(Дети выполняют упражнения в соответствии с текстом)

Воспитатель: Ребята, предлагаю вам послушать загадку, и определить какое занятие нам предстоит.

Загадка

Она – царица всех наук

Без неё мы – как без рук

Научит думать и решать

И много действий совершать (математика)

 Правильно. Это Математика, очень важная и нужная наука.

Воспитатель: Ребята! Прежде чем начнём наше занятие, нам нужно усвоить некоторые правила поведения. Я буду начинать говорить правило, а вы будете его заканчивать.

- Ты сиди за столом стройно и веди себя … (ДОСТОЙНО)

- Стол – это не кровать и на ней нельзя… (ЛЕЖАТЬ)

- Ответить хочешь – не шуми, а только руку… (ПОДНИМИ)

- Хорошо все вспомнили наши правила поведения на занятии.

Логика образовательной деятельности

Воспитатель: Ребята, сегодня, когда я пришла в детский сад, то увидела на столе вот эту коробку. Заглянула в неё и нашла письмо. А кто его написал, вы узнаете, если отгадаете загадку.

Это кто, за очень странный

Человечек деревянный?

На земле и под водой

Ищет ключик золотой,

Всюду нос суёт он длинный.

Кто же это? (Буратино).

Воспитатель: Хотите узнать, о чём он пишет?

Дети: Да!

Чтение письма:

«Дорогие ребята! Пожалуйста, помогите мне! Злой кот Базилио и лиса Алиса перехитрили меня и отобрали мой золотой ключик, который я нёс папе Карло. А чтобы найти кота Базилио и лису Алису и забрать ключик мне нужно выполнить задания. Я боюсь, что я не справлюсь. Пожалуйста, помогите! Задания находятся в конверте в коробочке с письмом. Первое задание в конверте под номером 1»

Воспитатель: Ну, что, ребята? Поможем Буратино?

Дети: Да!

Задание№ 1 «Математическая разминка «Не зевай, поскорее отвечай»

1.Вспомните порядковый счёт от 10 до 1;

2.Назовите соседей чисел 3, 5, 7, 9;

3.Угадайте число, живущее между числами 5 и 7, 4 и 6, 9 и 7, 5 и 3;

4.Назовите предыдущее число чисел 3, 6, 8;

5.Назовите последующее число чисел 2, 5, 9;

6.Сколько ушей у двух кошек? (4)

7.Сколько дней в неделе? (7)

8. Сколько глаз у светофора? (3)

9. Сколько пальцев на одной руке? (5)

10. Сколько лап у двух собак? (8)

11. Сколько пальцев на двух руках? (10)

12. Сколько солнышек на небе ночью? (0)

13. Что длиннее неделя или месяц?

14. Что длиннее 1 час или 60 минут?

15. Сколько месяцев в году?

16. Сколько всего частей в сутках, перечисли их

17. Герои сказки «Три поросёнка» пришли в гости к героям сказки «Три медведя». Сколько их стало всех вместе?

18. Что длиннее 12 месяцев или год?

Задание № 2 «Поставь героев по порядку»

Воспитатель: А в этой карточке герои сказки. Из какой сказки? («Репка»)

Воспитатель: Герои этой сказки не могут вытащить репку. Как вы думаете – почему?» (Стоят неправильно)

Дети: ответы детей.

Воспитатель: Действительно – они стоят не в той последовательности. Давайте поставим героев по порядку, как в сказке их назовем, кто на каком месте стоит.

Воспитатель: Кого поставим первым, вторым и т. д. (Работа у доски)

Дети: ответы детей.

Воспитатель: Сколько всего героев (6)

Дети: ответы детей.

Воспитатель: Сколько животных (3)

Дети: ответы детей.

Воспитатель: Сколько людей (3)

Дети: ответы детей.

Воспитатель: Что мы можем сказать о количестве людей и животных (столько же, одинаково, поровну)

Дети: ответы детей.

Воспитатель: На каком по счету месте стоит Жучка?

Дети: ответы детей.

Воспитатель: Которая по счёту кошка?

Дети: ответы детей.

Воспитатель: Которая по счёту мышка?

Дети: ответы детей.

Воспитатель: Молодцы. Теперь герои стоят по порядку. А вы умеете строиться по порядку. А вот сейчас это и проверим. (по хлопку названные дети подходят к столу берут цифры и встают в ряд по порядку)

Задание № 3. Состав числа «7». Игра «Ромашка».

Воспитатель: Ребята, ветер сорвал листочки с цветочка и разбросал. Нам нужно собрать все листочки. Осталась одна середина и на ней обозначена цифры. Нам нужно собрать листочки, на которых, написаны числа и обозначают состав числа 7.

 

Задание№ 4. За столами. Ориентировка на листе бумаги.

1. В середину листа расположите жёлтый круг.

2. В правом верхнем углу расположите красный квадрат.

3. В левом нижнем углу расположите зелёный треугольник.

4. В правом нижнем углу расположите прямоугольник.

5. В левом верхнем углу синий многоугольник.

Воспитатель: Молодцы с заданием справились.

Задание №5 «Найди нужный круг»

Воспитатель: У вас на столах тоже лежат круги. Какого они цвета?

Воспитатель: Положите их у себя на столе в ряд жёлтой стороной вверх.

Воспитатель: Сколько всего кругов? Какой цифрой обозначим число 10? Что обозначает число 10 (количество кругов)

Воспитатель: Поверните второй, третий, пятый, восьмой, десятый круг красной стороной.

Воспитатель: Сколько красных кружков стало? Желтых?

Задание № 6 Минутка для отдыха.  Игра «Ходят стрелочки по кругу»

Воспитатель: Здесь вам пригодятся знания о часах и времени.

На ковре по кругу разложены карточки с цифрами от 1 до 12. Дети встают около карточек. Воспитатель стоит в центре и произносит вместе с детьми стихотворные слова:

Мы - часы, наш точен ход,

(Дети ходят по кругу, взявшись за руки.)

Водят стрелки хоровод.

Ходят стрелочки по кругу

И хотят догнать друг друга.

Стрелки, стрелки, не спешите,

Вы нам время подскажите!

Дети останавливаются и садятся с ближайшей карточкой рядом.

Воспитатель: Пять часов! (Должны встать дети, сидящие возле карточек с цифрами 5 и 12). Игра повторяется несколько раз.

Воспитатель: Вот мы немного отдохнули. Продолжаем наше занятие.

Воспитатель: А теперь откроем следующий конверт.

Задание № 7. Графический диктант «Ключик».

Воспитатель: А теперь я из конверта достаю самое последнее задание. Чтобы помочь Буратино вернуть ключик. Нам ребятки, надо нарисовать золотые ключики. На столе лежат листочки и следующее задание. Давайте, сначала сделаем пальчиковую гимнастику:

Пальчик к пальчику приходит

Друга он себе находит

Будут пальчики дружить

В гости часто приходить

Работа детей на листочках в клетку.

 Воспитатель: Ребята, наше занятие подошло к концу. Вот мы и помогли Незнайке справится с заданиями.

 Вам понравилось помогать Буратино? Какие задания мы выполняли? Трудно было, выполнять задания или нет? Какое задание было самым легким? трудным? А какое задание было самым интересным?

 

Ответы детей: подводят итог.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл matematika.docx18.78 КБ

Предварительный просмотр:

Цели:

-Формировать у детей элементарные математические представления.

Задачи:

Образовательные:

-Совершенствовать навыки количественного и порядкового счета в пределах 10;

-Формировать умение детей различать вопросы «Сколько?», «Который по счёту?»,

«На котором месте?» и правильно отвечать на них;

-Формировать навыки ориентировки на листе бумаги.

Развивающие:

-Закрепить знание геометрических фигур, дней недели, умение предыдущее, последующее число к названному;

-Развивать логическое мышление, познавательную деятельность детей, внимание,

память;

-Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.

Воспитывающие:

-Воспитывать у детей умение добиваться поставленных целей, умение понимать учебную задачу и выполнить её самостоятельно, навыки работы в группах, самостоятельность, желание прийти на помощь, быть чутким к чужой беде;

-Воспитывать дружелюбие, сопереживание, доброжелательное отношение друг к другу;

-Побуждать детей давать ответы полными, распространенными предложениями;

-Воспитывать интерес к математическим занятиям.

Методы и приёмы:

Практические: использование сюрпризных моментов

Наглядные: (использование демонстрационного и раздаточного материала);

Словесные:(напоминание, указание, вопросы, индивидуальные ответы детей);

Словарная работа: активизировать в речи количественные и порядковые числительные, названия дней недели.

Демонстрационный материал: «письмо», конверты с заданиями, цифры от 1 до 10, набор геометрических фигур, картинки с героями сказки «Репка», карточки с цифрами, цветок «Ромашка» для закрепления знаний о составе чисел.

Раздаточный материал: карточки – цифры, комплект геометрических фигур, карточки с предметами, 10 кругов (двухсторонние – жёлтые и красные), простые карандаши, листочки в клетку на каждого ребёнка.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, сегодня к нам на занятие пришли гости. Давайте с ними поздороваемся.

Утренний сбор

Колокольчик наш звенит, заливается

Мальчики и девочки в круг собираются!

В круг широкий, вижу я,

Встали все мои друзья.

Мы сейчас пойдем направо,

А теперь пойдем налево,

Топнем левою ногой,

Щелкнем правою рукой.

В центре круга соберемся,

И на место все вернемся.

Улыбнемся, подмигнем,

И опять играть начнем.

(Дети выполняют упражнения в соответствии с текстом)

Воспитатель: Ребята, предлагаю вам послушать загадку, и определить какое занятие нам предстоит.

Загадка

Она – царица всех наук

Без неё мы – как без рук

Научит думать и решать

И много действий совершать (математика)

Правильно. Это Математика, очень важная и нужная наука.

Воспитатель: Ребята! Прежде чем начнём наше занятие, нам нужно усвоить некоторые правила поведения. Я буду начинать говорить правило, а вы будете его заканчивать.

- Ты сиди за столом стройно и веди себя … (ДОСТОЙНО)

- Стол – это не кровать и на ней нельзя… (ЛЕЖАТЬ)

- Ответить хочешь – не шуми, а только руку… (ПОДНИМИ)

- Хорошо все вспомнили наши правила поведения на занятии.

Логика образовательной деятельности

Воспитатель: Ребята, сегодня, когда я пришла в детский сад, то увидела на столе вот эту коробку. Заглянула в неё и нашла письмо. А кто его написал, вы узнаете, если отгадаете загадку.

Это кто, за очень странный

Человечек деревянный?

На земле и под водой

Ищет ключик золотой,

Всюду нос суёт он длинный.

Кто же это? (Буратино).

Воспитатель: Хотите узнать, о чём он пишет?

Дети: Да!

Чтение письма:

«Дорогие ребята! Пожалуйста, помогите мне! Злой кот Базилио и лиса Алиса перехитрили меня и отобрали мой золотой ключик, который я нёс папе Карло. А чтобы найти кота Базилио и лису Алису и забрать ключик мне нужно выполнить задания. Я боюсь, что я не справлюсь. Пожалуйста, помогите! Задания находятся в конверте в коробочке с письмом. Первое задание в конверте под номером 1»

Воспитатель: Ну, что, ребята? Поможем Буратино?

Дети: Да!

Задание№ 1 «Математическая разминка «Не зевай, поскорее отвечай»

#1042;спомните порядковый счёт от 10 до 1;

#1053;азовите соседей чисел 3, 5, 7, 9;

#1059;гадайте число, живущее между числами 5 и 7, 4 и 6, 9 и 7, 5 и 3;

#1053;азовите предыдущее число чисел 3, 6, 8;

#1053;азовите последующее число чисел 2, 5, 9;

#1057;колько ушей у двух кошек? (4)

#1057;колько дней в неделе? (7)

8. Сколько глаз у светофора? (3)

9. Сколько пальцев на одной руке? (5)

10. Сколько лап у двух собак? (8)

11. Сколько пальцев на двух руках? (10)

12. Сколько солнышек на небе ночью? (0)

13. Что длиннее неделя или месяц?

14. Что длиннее 1 час или 60 минут?

15. Сколько месяцев в году?

16. Сколько всего частей в сутках, перечисли их

17. Герои сказки «Три поросёнка» пришли в гости к героям сказки «Три медведя». Сколько их стало всех вместе?

18. Что длиннее 12 месяцев или год?

Задание № 2 «Поставь героев по порядку»

Воспитатель: А в этой карточке герои сказки. Из какой сказки? («Репка»)

Воспитатель: Герои этой сказки не могут вытащить репку. Как вы думаете – почему?» (Стоят неправильно)

Дети: ответы детей.

Воспитатель: Действительно – они стоят не в той последовательности. Давайте поставим героев по порядку, как в сказке их назовем, кто на каком месте стоит.

Воспитатель: Кого поставим первым, вторым и т. д. (Работа у доски)

Дети: ответы детей.

Воспитатель: Сколько всего героев (6)

Дети: ответы детей.

Воспитатель: Сколько животных (3)

Дети: ответы детей.

Воспитатель: Сколько людей (3)

Дети: ответы детей.

Воспитатель: Что мы можем сказать о количестве людей и животных (столько же, одинаково, поровну)

Дети: ответы детей.

Воспитатель: На каком по счету месте стоит Жучка?

Дети: ответы детей.

Воспитатель: Которая по счёту кошка?

Дети: ответы детей.

Воспитатель: Которая по счёту мышка?

Дети: ответы детей.

Воспитатель: Молодцы. Теперь герои стоят по порядку. А вы умеете строиться по порядку. А вот сейчас это и проверим. (по хлопку названные дети подходят к столу берут цифры и встают в ряд по порядку)

Задание № 3. Состав числа «7». Игра «Ромашка».

Воспитатель: Ребята, ветер сорвал листочки с цветочка и разбросал. Нам нужно собрать все листочки. Осталась одна середина и на ней обозначена цифры. Нам нужно собрать листочки, на которых, написаны числа и обозначают состав числа 7.

Задание№ 4. За столами. Ориентировка на листе бумаги.

1. В середину листа расположите жёлтый круг.

2. В правом верхнем углу расположите красный квадрат.

3. В левом нижнем углу расположите зелёный треугольник.

4. В правом нижнем углу расположите прямоугольник.

5. В левом верхнем углу синий многоугольник.

Воспитатель: Молодцы с заданием справились.

Задание №5 «Найди нужный круг»

Воспитатель: У вас на столах тоже лежат круги. Какого они цвета?

Воспитатель: Положите их у себя на столе в ряд жёлтой стороной вверх.

Воспитатель: Сколько всего кругов? Какой цифрой обозначим число 10? Что обозначает число 10 (количество кругов)

Воспитатель: Поверните второй, третий, пятый, восьмой, десятый круг красной стороной.

Воспитатель: Сколько красных кружков стало? Желтых?

Задание № 6 Минутка для отдыха. Игра «Ходят стрелочки по кругу»

Воспитатель: Здесь вам пригодятся знания о часах и времени.

На ковре по кругу разложены карточки с цифрами от 1 до 12. Дети встают около карточек. Воспитатель стоит в центре и произносит вместе с детьми стихотворные слова:

Мы - часы, наш точен ход,

(Дети ходят по кругу, взявшись за руки.)

Водят стрелки хоровод.

Ходят стрелочки по кругу

И хотят догнать друг друга.

Стрелки, стрелки, не спешите,

Вы нам время подскажите!

Дети останавливаются и садятся с ближайшей карточкой рядом.

Воспитатель: Пять часов! (Должны встать дети, сидящие возле карточек с цифрами 5 и 12). Игра повторяется несколько раз.

Воспитатель: Вот мы немного отдохнули. Продолжаем наше занятие.

Воспитатель: А теперь откроем следующий конверт.

Задание № 7. Графический диктант «Ключик».

Воспитатель: А теперь я из конверта достаю самое последнее задание. Чтобы помочь Буратино вернуть ключик. Нам ребятки, надо нарисовать золотые ключики. На столе лежат листочки и следующее задание. Давайте, сначала сделаем пальчиковую гимнастику:

Пальчик к пальчику приходит

Друга он себе находит

Будут пальчики дружить

В гости часто приходить

Работа детей на листочках в клетку.

Воспитатель: Ребята, наше занятие подошло к концу. Вот мы и помогли Незнайке справится с заданиями.

Вам понравилось помогать Буратино? Какие задания мы выполняли? Трудно было, выполнять задания или нет? Какое задание было самым легким? трудным? А какое задание было самым интересным?

Ответы детей: подводят итог.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ФЭМП по теме "Порядковый счет"

Заняти по ФЭМП в технологии-ситуации " по программе "Мир открытий"....

НОД Познавательное развитие ФЭМП Тема: «Река времени» с приоритетом развития логического мышления для детей подготовительной группы

Технология «путешествие по «реке времени» направлена на освоение временных отношений (представлений о часах  о днях недели, временах года, , историческом времени – от прош...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию (ФЭМП) на тему: «Количество и счет. Счет в пределах 10» для детей подготовительной группы

Цель: создание условий для формирования умения пользоваться количественным и порядковым счётом в пределах 10.Задачи:Образовательные:• упражнять в счёте в пределах 10 в прямом и обратном порядке...