Краткосрочный проект в подготовительной группе « Волшебный мир Танграма»
план-конспект занятия по математике (подготовительная группа)

Ефимович София Владиславовна

Краткосрочный проект в подготовительной группе « Волшебный мир Танграма». Воспитатель МДОУ "Детский сад № 148" Ефимович С.В.

     Как известно, знания полученные без интереса – не становятся полезными. Поэтому, для того чтобы привнести этот интерес в образовательную деятельность, мы педагоги, все чаще привлекаем игру, как основной вид деятельности ребенка. Эффективными помощниками в развитии математических способностей ребенка являются так называемые математические игры. К ним можно отнести мировую развивающую головоломку - Танграм.

Танграм - это геометрическая головоломка, которая состоит из плоских геометрических фигур, полученных делением квадрата на семь частей: два больших треугольника, один средний, два маленьких, квадрат и четырехугольник- параллелограмм. Эти фигуры складываются определенным образом для получения другой, более сложной фигуры, изображающей людей, животных, птиц, предметов и др. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Краткосрочный проект

в подготовительной группе

« Волшебный мир Танграма»

МДОУ «Детский сад № 148»

2023-2024 учебный год

                                                              Разработали:

                                                 Старший воспитатель: Королькова

                        Татьяна Николаевна

                               Воспитатели: Ефимович

                            София Владиславовна

                Сайфутдинова

                              Олеся Константиновна

 Picture background

Тип проекта: Познавательно-творческий.

Продолжительность проекта:  краткосрочный (2 недели, апрель)

Участники проекта:  дети подготовительной группы, воспитатели, родители.

«Очарование танграма состоит в простоте материала и в            кажущейся его непригодности для создания фигурок, обладающих эстетической привлекательностью».

                                                                                                  М. Гарденр

Пояснительная записка

     Как известно, знания полученные без интереса – не становятся полезными. Поэтому, для того чтобы привнести этот интерес в образовательную деятельность, мы педагоги, все чаще привлекаем игру, как основной вид деятельности ребенка. Эффективными помощниками в развитии математических способностей ребенка являются так называемые математические игры. К ним можно отнести мировую развивающую головоломку - танграм.

Актуальность

Танграм - это геометрическая головоломка, которая состоит из плоских геометрических фигур, полученных делением квадрата на семь частей: два больших треугольника, один средний, два маленьких, квадрат и четырехугольник- параллелограмм. Эти фигуры складываются определенным образом для получения другой, более сложной фигуры, изображающей людей, животных, птиц, предметов и др. 

Для решения этой головоломки детей необходимо ознакомить с основными условиями:

1. Использовать все семь фигур танграма,

2. Фигуры не должны накладываться друг на друга.

Танграм - это очень увлекательная и интересная головоломка, она развивает умственные и творческие способности, пространственное воображение, комбинаторные способности, логическое мышление, сообразительность, смекалку, а также усидчивость и мелкую моторику, формирует внимательность, упорство в достижении цели, способствует творческому поиску чего – то нового, учит терпению и последовательности.

В работе с дошкольниками данную игру можно применять как в образовательной деятельности по ФЭМП, так и в индивидуальной или самостоятельной работе. Для начала нужно познакомить ребенка с этой головоломкой, дать ему ее рассмотреть, потрогать. При первоначальном знакомстве можно заинтересовать ребенка, используя элемент сказки о том, как появились эти фигуры. К примеру, «В большом красивом замке жила принцесса. Все дни напролет она глядела в свое волшебное зеркало и грустила. А грустила она от того, что ей нечем было заняться. Однажды ее волшебное зеркальце упало и разбилось на семь частей, которые превратились в хрусталики разной формы, величины и цвета. Принцесса хотела было собрать все хрусталики и склеить их, но каждый раз у нее получалась какая- то новая фигура. Это занятие увлекло и заинтересовало принцессу. И с тех пор она не грустит, а увлеченно собирает разнообразные фигуры».

На первоначальном этапе работы с танграмом дети закрепляют знания о цвете (можно предложить детям цветной танграм и взять все цвета спектра) размере, форме. Рассматривая и трогая фигуры, ребенок может почувствовать и увидеть, что у некоторых из них есть углы, стороны, одна сторона может быть длиннее, а другая короче, у одной фигуры больше углов, а у другой меньше, фигуры отличаются по цвету, размеру, форме. Далее нужно научить ребенка составлять простейшие фигуры из двух- четырех частей танграма. Например, предложить составить елочку, домик, грибок, большой квадрат и т. д. Если это дети младшего дошкольного возраста и они затрудняются, то целесообразно показать картинки с предложенными предметами и поинтересоваться, на какую фигуру похожа та или иная часть предмета из картинки. Таким образом, дети получают первоначальные представления об этой игре.

Основное освоение игры танграм состоит из четырех этапов, начиная от простого к более сложному.

Первый этап - это составление фигур методом наложения на схему танграма. Ребенку предлагается наложить на схему все фигуры танграма, для него это будет достаточно сложным, так как ребенку придется сопоставить размер, форму, цвет. На этом этапе размер фигур на схеме должен соответствовать размеру фигур танграма. Когда ребенок выложил соответствующую фигуру, нужно обязательно поговорить с ним о том, что у него получилось (животное, птица или предмет). Таким образом, мы интегрируем образовательные области. Достаточно дать ребенку три, четыре таких задания и если он легко с ними справляется переходить к более сложным.

Второй этап - это составление фигур танграма по образцу. На данном этапе ребенку дается образец и он должен выложить фигуру, но уже рядом с заданной. При этом размер фигур на карточке может не соответствовать реальным размерам головоломки. Предлагаем выполнить несколько подобных заданий. Как только ребенок будет легко справляться с такими заданиями, можно переходить к следующему этапу.

Третий этап – это составление фигур по контурному изображению. Детям предлагают сложить фигуру по ее контуру. Это задание подходит для детей подготовительных групп. Сначала предлагаем детям схему, но на ней нет очертаний всех фигур танграма, а только ее контур. Ребенок, накладывая на схему различные фигурки, сопоставляет размер, форму, подбирает, чтобы прийти к правильному результату.

Четвертый этап – это составление фигур по собственному замыслу. На этом этапе ребенок сам придумывает фигуру для составления, можно вместе придумать сказку и выложить героев с помощью головоломки. С помощью танграма можно закреплять написания букв и цифр.

Танграм можно использовать в игровой и образовательной деятельности с ребенком.

Цель:  создать условия для развития логического мышления, познавательных и творческих способностей детей в процессе проектной деятельности, закрепить у них знание геометрических фигур, познакомить детей старшего дошкольного возраста с игрой-головоломкой «Танграм».

Задачи:

  1.  Закреплять знания детей о геометрических фигурах и их свойствах.
  2. Развивать умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно.
  3.  Формировать умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов.
  4.  Развивать конструктивные и творческие способности детей, фантазию, творческое воображение.

Предполагаемый у воспитанников результат:

- Проявляют интерес к играм-головоломкам;

- Стремятся к достижению поставленной цели;

- Самостоятельно преодолевают трудности в решении познавательных задач;

- Умеют переносить усвоенный опыт в новые ситуации;

- Умеют дружно работать в паре, помогать товарищу.

Формы реализации проекта:

- Обучение в процессе совместной деятельности;

- Игровые задания на составление фигур с постепенным усложнением;

- Индивидуальная творческо-исследовательская деятельность;

- Совместная творческая деятельность в подгруппе детей (3-6 человек).

Методы и приемы:

- Практические (игровые);

- Моделирование;

- Экспериментирование;

- Воссоздание по образцу;

- Преобразование;

- Конструирование.

Дидактические средства :

- Дидактическая игра «Танграм»;

- магнитный планшет «Логикум-танграмм».

- деревянная головоломка «Танграмм».

- Схемы-модели для составления фигур.

Этапы реализации проекта:

I этап – информационно-аналитический:

- Анализ проблемы: как повысить познавательную активность детей;

- Подбор литературы по выбранной тематике проекта;

- Подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения проекта.

- Беседа с детьми «Знакомство с головоломкой «Танграм»

- Легенды возникновения игры.

- Правила игры.

II этап - практический:

- Планирование деятельности в рамках проекта;

- Подборка игровых заданий по дидактической игре;

- Определение тематики и разработка конспектов ОД;

- выставка творческих работ;

- изготовление плоскостного театра в стиле головоломки Танграм.

III этап – реализация проекта:

- Представление результатов проекта.

- Итоговое мероприятие – открытый показ ОД на тему: «Соберем фигурки и расколдуем принцессу».

Перспективный план работы по реализации проекта

Дата

Тема

Цель

15.04.24г.

 Вводная беседа  «Знакомство с головоломкой «Танграм» (история возникновения, суть и назначение игры, из чего состоит, правила игры).

Выявление знаний детей об игре-головоломке «Танграм».

 Дать представления детям об   игре.

16.04.2024г.

Составление узоров по схемам-моделям (от простого к сложному).

 Развитие внимания, памяти,   воображения. Закрепить геометрические фигуры.

17.04. 24г.

Игра на развитие комбинаторных навыков «Башенки»

Выстраивать цепочку умозаключений, ориентируясь на признаки фигур. Развивать логическое мышление, ориентацию в пространстве

18.04.24г.

ОД «На что это похоже и зачем это нужно? (ФЭМП)

 Выяснить с детьми на что похоже, с чем сходство и для чего нужен танграм. Учить создавать образы в воображении на основе танов. Развитие внимания, логического  мышления.

19.04.2024г.

Сюжетно-ролевая игра «Мороженое в рожке»

Закреплять знание детей об игре, развивать умение придумывать свое изображение из деталей танграма.

22.04.24г.

Беседа «Почему в танграме нет круга?»

Рассматривание карточек с изображением игры танграм. Выяснить с детьми, почему нет круга в игре. Придумать игру, если был бы круг.

23.04.24г.

Эксперимент-конструирование «Мини-айсберг»

Познакомить детей с тем, как образуются айсберги, как выглядят ледяные горы. Карточки танграм использовать в качестве изображения  айсберга. Конструирование из танов.

24.04.24г.

Аппликация «Лисичка»

Совершенствовать умения детей анализировать способ расположения частей, составлять силуэт животного, закрепить умение детей лепить фигуры животных. Развивать творческие способности, аккуратность при выполнении работы.

25.04.24г.

Игра-драматизация по сказке Л.Пантелеева «Две лягушки» с использованием графического диктанта «Лягушка».

Ознакомление с жизнью лягушки, рассматривание иллюстраций, драматизация с набором фигур-танов.

26.04.24г.

Открытый показ ОД на тему: «Соберем фигурки и расколдуем принцессу»

Вызвать эмоциональный отклик и желание оказывать помощь, воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять ее.

Заключение

     Анализируя результаты работы, с уверенностью можно сказать: логическое мышление формируется на основе образного и является высшей стадией развития детского мышления. Достижение этой стадии – длительный и сложный процесс, так как полноценное развитие логического мышления требует не только высокой активности умственной деятельности, но и обобщенных знаний об общих и существенных признаках предметов и явлений действительности, которые закреплены в словах. Начинать развитие логического мышления следует в дошкольном детстве при помощи развивающих игр-головоломок, таких как например «Танграм».         Успешность освоения игры в дошкольном возрасте зависит от уровня сенсорного развития детей. Играя, дети запоминают названия геометрических фигур, их свойства, отличительные признаки, обследуют формы зрительным и осязательно-двигательным путем, свободно перемещают их с целью получения новой фигуры. У детей развивается умение анализировать простые изображения, выделять в них и в окружающих предметах геометрические формы, практически видоизменять фигуры путем разрезания и составлять их из частей.

     Исследовав практическое применение «Танграма», мы пришли к выводу, что комбинируя на плоскости элементы разрезанного на части квадрата, можно создавать множество новых фигур, как геометрических, так и жанровых - очертания животных, людей, бытовых предметов и т.д. Эта головоломка развивает умственные и творческие способности, пространственное воображение, комбинаторные способности, логическое мышление, сообразительность, смекалку, а также усидчивость и мелкую моторику, формирует внимательность, упорство в достижении цели, способствует творческому поиску чего – то нового, учится терпению и последовательности.

Вообще, игры - головоломки – это хорошая разрядка от трудных ежедневных проблем и они просто интересны!

      Считаю, что деятельность по реализации проекта « Волшебный мир танграма» - плодотворна. Данный проект может быть использован, в работе с детьми дошкольного возраста в образовательных учреждениях различного типа.

Список использованной литературы, интернет-источников

  1. Тайны танграма: Умные фигуры для необычных игр. Н.А.Модель. Издательство «ТЦ Сфера», 2022г.
  2.  Запорожец, А.В. Игра и ее роль в развитии ребенка дошкольного возраста [Текст] / А.В. Запорожец. – Москва: Просвещение, 1978.- 107с.
  3. Развитие мышления и умственное воспитание дошкольника [Текст] / Под ред. Н.Н. Поддьякова, А.Ф. Говорковой. –  Москва: Педагогика 1985. - 200 с.
  4. Кордемский Б.А., Русалев Н.В. «Удивительный квадрат», Москва, 1994, «Столетие»;
  5.  Кордемский Б.А., «Математическая смекалка», «Манускрипт», Санкт-Петербург, 1994.
  6. Стародубцева, И.В. Игровые занятия по развитию памяти, внимания, мышления и воображения у дошкольников [Текст] / И.В. Стародубцева. – Москва: АРКТИ. – 2008. – 72 с.
  7. Гарднер М. Математические головоломки и развлечения. - М.: Оникс, 1994.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Краткосрочный проект в подготовительной группе детского сада

Творческое наследие А. С. Пушкина является живым достоянием нашей современности, оно раскрывается в наши дни во всем своем величии и многообразии. Сегодня поэзия Пушкина воспринимается как неотъемлема...

Краткосрочный проект в старшей группе "Волшебный мир дедушки Корнея"

1.Учить детей понимать занимательность сюжетов сказок К.И Чуковского, особенность его языка.2.Формировать у детей и взрослых устойчивый интерес к чтению художественных произведений.3.Способствовать ра...

Краткосрочный проект в младшей группе «Волшебный праздник Пасха»

Цель: Познакомить детей с традициями русского народа, показав их тесную связь с народной жизнью и их укладом, с особенностями подготовки и проведения праздничных дней Пасхи. Задачи:Образоват...

Краткосрочный проект для старшей группы «Волшебный мир дедушки Корнея»

Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребенка, обобщает его эмоции, дает пре...

Краткосрочный проект в подготовительной группе «Волшебный мир Корнея Чуковского»

     Все произведения Чуковского написаны с большой любовью к детям. Его стихи забавные, смешные, интересные, весёлые, легко запоминаются детьми даже при первом прочтении на слух...

Краткосрочный проект в подготовительной группе «Волшебные эксперименты».

Люди, научившиеся наблюдениям  и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы  и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне...