Конспект ООД в подготовительной к школе группе . Образовательная область «Познавательное развитие»
план-конспект занятия по математике

Мухамадеева Лилия Николаевна

Конспект занятия по ФЭМП

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ood_remp.docx43.42 КБ

Предварительный просмотр:

»

Конспект ООД

                             в подготовительной к школе  группе

Образовательная область «Познавательное развитие»

Направление: «Познавательно-исследовательская деятельность

                                                                                             Воспитатель:

                                                                                         Мухамадеева Л.Н.

                                           

ООД: «ФЭМП».

Образовательная область «Познавательное развитие».

Направление: Познавательно-исследовательская деятельность.

Цель: Создание условий для освоения математического содержания окружающего мира через исследование.

Задачи:

Образовательные:

-расширять представления детей о геометрических фигурах, их элементах: угол, вершина, линия, точка;

- закреплять эталоны цвета, умение ставить цель, планировать, понимать задание, осознать полученный результат;

-формировать умения наблюдать, сравнивать, систематизировать.

Развивающие:

-активизировать  познавательные процессы: восприятие, сравнение, анализ, синтез.

Развивать у детей:

-поисковую и исследовательскую деятельность, интерес к математике и познавательную активность;

- умения применять обследовательские действия и эталоны свойств предметов в самостоятельной деятельности.

Воспитательные:

-воспитывать любознательность, сообразительность, внимание, усидчивость, креативное мышление, самостоятельность,  самоконтроль, умение находить  способы решения поставленных задач.

Словарная работа: угол, вершина, точка, мачта, горизонталь, вертикаль, диагональ, ступени, ряд, часть, целое.

Средства  реализации:

Демонстрационный: видеописьмо, конверт с заданиями, наборное полотно с демонстрационным материалом, модели геометрических фигур, кораблик «Брызг брызг», квадраты Воскобовича, ).

Раздаточный: кораблик «Брызг брызг», подносы под раздаточный материал, наборы геометрических фигур.

Интеграция образовательных  областей:  «Речевое развитие»,  «Социально – коммуникативное развитие».

Методы и приемы:  исследование, коммуникативная игра, объяснение, анализ, синтез, сравнение, вопросы, индивидуальная работа, педагогическая поддержка детей.

Ожидаемый  результат:

Для детей: - развитие  мыслительных   (сравнение, анализ, синтез) и психических процессов: (внимание, память, мышление, речь) на основе исследования.

Для педагога:

-формирование представлений о математическом содержании окружающего мира.

Ход ООД:

Вводная часть

(дети стоят в кругу)

Коммуникативная игра

Собрались все дети в круг

Я – твой друг, и ты – мой друг.

Дружно за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Подарим хорошее настроение себе и нашим гостям!

- Улыбнулись, стало тепло всем от улыбки.

        

- Дети, сколько дней в неделе? (7)

- Как наступает каждый день в неделе?

- Последовательно, друг за другом.

- Сегодня, какой день недели?

-Пятница, пятый день недели.

-Почему пятница?

- Вчера был четверг.

- Спасибо, дети!

- Присаживайтесь на свои места.

(Дети садятся на свои места)

-Сели на полный стул, ноги подружились, выпрямили спину, оставили расстояние между грудью и столом размером в один кулачок. Приготовились слушать.

-Дети, нам пришло видеописьмо, посмотрим, прослушаем, узнаем от кого?

(включаю телевизор. Видеописьмо от Почемучки).

      Почемучка: «Здравствуйте, дети! Я, «Почемучка» -  королева страны  Математика. Ищу ответы на вопросы «Почему?», «Зачем?», «Как?». У меня есть геометрические фигуры, но я не могу разобраться из какой они игры. Я высылаю вам геометрические фигуры с заданиями. Помогите мне.  (Открываю конверт).

Основная часть.

1 задание «Геометрия». Посмотрите на экран,  что вы видите? (точки)

-Это точка, не имеет длины, ширины, обозначает какое - то начало или конец.

-Это что? (линия) (показываю указкой на экран)

- Какая она? (прямая)

-Линия прямая.

- А это какая линия? (кривая) (показываю указкой на экран)

- Как по другому мы можем сказать?

- Ломанная

- Какие линии вы знаете?

- Волнистые, прерывистые.

- А это что? (угол)

-Как образуется угол? (сторонами).

- Угол – образуется  двумя лучами - сторонами, имеющими общее начало- точку.

-Покажите ладонями как образуется угол, представьте себе ладони – это лучи.

- Вершина угла – вот она (показываю).- общее начало лучей, образующих угол. «Две линии-дороги пересеклись в одной точке. Покажите ладонями. Точка пересечения - вершина угла, лучи - стороны угла».

Выполнили задание, узнали немного нового, получили первую фигуру - треугольник.

2 задание:  «Сосчитай, сколько мачт».

(На доске, висит ковролин. На ковролине прикреплен кораблик «Брызг-Брызг», с флажками всех цветов радуги. )
- Перед вами  кораблик «Брызг-Брызг», рассмотрите его.

- Сколько  мачт на корабле? (7)

- Докажи Алиса, что их 7.

(Ребенок считает мачты)
- Сколько флажков на первой мачте? (1)

- Сосчитайте, сколько флажков на второй мачте? (2)

- Сосчитайте, сколько флажков на третьей мачте? (3)

- А сколько флажков на последней мачте? (7)

- Как расположены мачты?

- По порядку, начиная с меньшего, заканчивая наибольшим количеством флажков.

-Флажков много, а мачт 7.

-Правильно. Вот и вторая фигура – тоже треугольник.

3 задание: «Цвета радуги».

- Сколько цветов в кораблике «Брызг-Брызг»? (7)

-Проверь, Артем, Никиту.

- Амир, назови цвета мачт?

- Красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый.

- Что напоминают вам эти цвета?

- Радугу, а ещё? Лестницу, ступеньки.

- Кто вспомнит считалку про цвета радуги

- Каждый охотник желает знать, где сидит фазан.

(Ребенок рукой соотносит  каждый цвет с цветом радуги).

-Каждый первый звук в слове подсказывает цвета спектра.

-Вместе цвета радуги назовем правильно. Красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый. А теперь считалку: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан». (указывая пальцем на каждый цвет флажка)

-Справились, вот и очередной треугольник.

4 задание: «Кто быстрее разберет Кораблик?»

-Работают песочные часы.

-Справились все – следующая фигура – квадрат.

Физкультминутка

Немного отдохнем!

- Встали из за стола, выпрямились, расправили свои плечи, отвели голову вправо, влево, вниз, вверх, повернулись вправо, влево, наклонились вперед, назад, подтянулись, сели, встали, и немного побежали.

- Присаживаемся.

(Дети садятся на свои места)

-Сели на полный стул, ноги подружились, выпрямили спину, оставили расстояние между грудью и столом размером в один кулачок. Приготовились слушать.

5 задание: «Составь лестницу».

-Отсчитайте,    10 флажков и составьте лестницу. Подсказкой будут цифры, расположенные под флажками.

-Артур, сколько  ступенек у тебя получилось? (4)

-Покажи и сосчитай (одна ступенька, две ступеньки, три ступеньки, четыре ступеньки).

-Азалия, сколько мачт получилось? Считай! (4).

-Артем, сколько флажков в нижнем ряду? (4).

-Софья, а во втором ряду сколько? (3).

-Вадим, а в третьем ряду сколько? (2).

-Амир, в последнем ряду сколько? (1).

-У основания лестницы флажков – 4, их количество уменьшается в каждом ряду на сколько?

-На один  (называют вместе с детьми – 4, 3, 2, 1).

-По вертикали количество флажков увеличивается на сколько?

-На один (называют вместе с детьми – 1, 2, 3, 4).

-Получаем пятую фигуру - четырехугольник.

-Разберите быстро флажки.

-Следующее задание.

6 задание: «Собери флажки».

- Подумайте, какими способами можно развесить флажки на мачтах? (горизонтальным, вертикальным, по диагонали).

 

- Прикрепите флажки к мачтам по горизонтали, соблюдая последовательность расположения цветов (дети размещают флажки  на кораблике).

- Сколько флажков вы разместили по горизонтали? (7)

- Почему?

- Потому что мачт всего 7, на каждую мачту мы разместили по 1 флажку.

-Проверьте друг у друга, правильно ли расположили флажки, соблюдая спектр радуги.

- Разместите флажки в один ряд в высоту так, чтобы  в ряду флажков стало 7.

(дети размещают флажки  на кораблике вертикально).

-Сколько флажков расположил  Эмир?(6)

- Сколько стало фиолетовых флажков и почему?(1 флажок был, я прибавил 6 флажков, их стало 7.)

-Как вы расположили флажки?

- Вертикально.

- А как еще можно разместить флажки? Кто догадался?

- По диагонали (показываю).

Прикрепите флажки к мачтам по диагонали.

- Какую геометрическую форму имеет общая мачта корабля?

- Треугольную.

-Расположили флажки (показываю) как? Горизонтально. Как? (показываю) вертикально и по? Как? (показываю) диагонали.

-Получаем два маленький треугольника, т.к. задание сложное.

-Сколько всего мы получили фигур? (Семь).

- Назовите их ( 2 больших треугольника, средний треугольник, квадрат, четырехугольник, 2 малых треугольника)

-Какая игра состоит из семи фигур-танов? («Танграм»).

- Мы справились с заданиями Почемучки?

- Ой, спасибо дети, вы меня очень выручили, ведь я никак не могла понять, что это таны – геометрические фигуры из игры «Танграм».

Почемучка благодарит.

Заключительная часть.-Мы,  выполняя задания Почемучки вспомнили дни …(недели).

-Их сколько? (Семь).

-В кораблике «Брызг-Брызг» мачт, сколько?... (Семь).

-Сколько цветов в радуге? (Семь).

-Сегодня на занятии нас сопровождала цифра какая?... (Семь).

-Ответили на вопрос Почемучки «Как?», составив лестницу из одной, двух, трех, четырех ступеней.

-Напомнили Почемучке, что угол – это  два луча - стороны, имеющие общее начало- точку.

-Спасибо, занятие окончено.

Предлагаю вам собрать  на доске изображения рисунков по схеме игры «Танграм»

(дети самостоятельно собирают у доски по схеме изображения рисунков)

 Задание . «Часть и  целое»

Приступаем к следующему заданию. Слушаем внимательно!

- Перед вами  наборы с геометрическими фигурами.

-( ребенок работает у доски)

- Возьмите в руки 1 прямоугольник, рассмотрите  его.

- Что вы можете рассказать об этой фигуре?

- У прямоугольника четыре стороны, четыре угла,  две противоположные стороны равны по длине

 - Покажите вершины сторон прямоугольника. (4 угла)

-  Покажите по две одинаковые стороны прямоугольника.

- Положите перед собой и составьте из  квадратов такой же прямоугольник.

- Сколько квадратов вы использовали? (2)

- Почему?

- Потому, что при соединении двух квадратов, мы получаем прямоугольник.

- Составьте из наибольших треугольников  такой же прямоугольник.

- Сколько треугольников вы использовали? (2)

- Почему?

- Потому, что при соединении двух наибольших треугольников, мы получаем прямоугольник.

- Составьте из малых треугольников такой же прямоугольник.

- Сколько треугольников вы использовали? (4)

- Почему?

- Потому, что при соединении  двух малых треугольников мы получаем квадрат, при соединении 4 малых треугольников, мы получаем 2 квадрата, а при соединении двух квадратов мы получаем прямоугольник.

 (каждое задание ребенок выполняет у доски. По окончанию выполнения каждого задания проверяем проделанную работу)

 

Значит, мы можем сказать, что при составлении равных частей геометрических фигур мы получаем целую часть.

Самоанализ

организованной образовательной деятельности «ФЭМП»

Я, Русалина Рифовна, воспитатель группы «Малинка», имею высшее профессиональное образование, категория - первая, стаж – 12 лет. Представила традиционную ООД: «ФЭМП», цель которой: создание условий для освоения математического содержания окружающего мира через исследование.

Были поставлены задачи:

Образовательные:

-расширять представления детей о геометрических фигурах, их элементах: угол, вершина, линия, точка;

- закреплять эталоны цвета, умение ставить цель, планировать, понимать задание, осознать полученный результат;

-формировать умения наблюдать, сравнивать, систематизировать.

Развивающие:

-активизировать  познавательные процессы: восприятие, сравнение, анализ, синтез.

Развивать у детей:

-поисковую и исследовательскую деятельность, интерес к математике и познавательную активность;

- умения применять обследовательские действия и эталоны свойств предметов в самостоятельной деятельности.

Воспитательные:

-воспитывать любознательность, сообразительность, внимание, усидчивость, креативное мышление, самостоятельность,  самоконтроль, умение находить  способы решения поставленных задач.

В ООД была интеграция образовательных  областей:  «Речевое развитие»,  «Социально – коммуникативное развитие».

Дети закрепляли в речи слова: угол, вершина, точка, мачта, горизонталь, вертикаль, диагональ, ступени, ряд, часть, целое. Дружно работали в коллективе, в группе была доброжелательная атмосфера.

Считаю демонстрационный и раздаточный материал соответствовали требованиям дидактики.

Методы и приемы:  исследование, коммуникативная игра, объяснение, анализ, синтез, сравнение, вопросы, индивидуальная работа, педагогическая поддержка детей.

Ожидаемый  результат:

Для детей:

- развитие  мыслительных   (сравнение, анализ, синтез) и психических процессов: (внимание, память, мышление, речь) на основе исследования.

Для педагога:

-формирование представлений о математическом содержании окружающего мира.

    В вводной части перед детьми была поставлена проблемная задача, помочь Почемучке  разобраться из какой  игры геометрические фигуры, делая акцент на то, что в исследовании главные  вопросы «Почему?», «Зачем?», «Как?»

     В основной части, в первом задании «Геометрия» дети показали ладонями, как образуется угол, он состоит из двух лучей.

Кораблик «Брызг-Брызг» универсальный материал, дети выяснили, что целый предмет корабль состоит из множества флажков, которые расположены горизонтально, вертикально и по диагонали. Дети через зрительное и тактильное ощупывание, сравнивая, ориентируясь на плоскости сопоставляя с цифрами, отсчитывая, составили лестницу. Лестница – это величина, дети наглядно увидели, как образуется число. Также закрепили эталон цвета.

Артему, Азалине, Лире, Зареме была  оказана  педагогическая  поддержка, индивидуальная помощь.

 В заключительной части, с детьми выяснили, что нас сегодня сопровождала цифра 7.

Считаю, что в ООД были созданы условия для освоения математического содержания окружающего мира через исследование, т.к. были использованы такие способы познания: целостное восприятие предмета (Кораблик «Брызг-Брызг»)   через рассматривание, далее расчленение его на части и  соединение частей. Детям было интересно.

  Хочу услышать ваше мнение.

-Ответили на вопрос «Зачем?»

- Справились заданиями?

- Какое задание было новое?

- Какое трудное?

- Математика любит трудолюбивых, сообразительных, смышленых.

Права пословица «Без труда не вынешь рыбку из пруда»

Спасибо.

4 задание:  - Переходим  к следующему заданию. с использованием кораблика «Брызг-брызг»

 - Составьте из 10 флажков лестницу.

(ребенок размещает флажки  на втором модуле кораблика  (без флажков), прикрепленного к мольберту. Педагог тихим голосом повторяет считалку: «каждый охотник желает знать…»)

Индивидуальный подход.

 (обращаю внимание на детей, которые затрудняются выполнить задание)

- Над каждой ступенькой поставьте цифру, соответствующую количеству флажков в ряду.

-  Сколько всего у вас получилось ступенек? (4)

- Из скольких флажков состоит первая ступень? (1)    Последняя?(4)

- Как образуются ступеньки?

- Последовательно, каждая ступенька увеличивается или уменьшается  на 1 флажок.

- Какая по счету ступень имеет больше всего флажков? (4)

-Число 4 состоит из скольки единиц (четырех).

- Как по-другому мы можем назвать эту ступень?

- Самая высокая

Самая низкая ступень состоит из скольки единиц?

- Какого она цвета?

- Зеленого.

- Что мы можем сказать о третьей ступени?

- Желтого цвета, состоит из 3 флажков, она пониже в сравнении  с самой высокой ступенью.

- Расскажите о второй ступени.

- Оранжевого цвета, состоит из 2 флажков, в сравнении еще ниже, чем предыдущая ступень.

- Какая последняя ступень?

- Красного цвета, состоит из 1 флажка, является самой низкой ступенью.

- А теперь наоборот. (демонстрирую показ, дети называют)

- Называем ступени:эта ступень самая низкая,  повыше, еще выше, самая высокая.

-Соберите оставшиеся мачты корабля.

(ребенок размещает флажки  на втором модуле кораблика  (без флажков), прикрепленного к мольберту. Педагог тихим голосом повторяет считалку: «каждый охотник желает знать, где сидит фазан»)

- Вот мы с вами и собрали  кораблик из 7мачт.

- Число 7 состоит из скольких единиц? (7)

- Первая единица, какого цвета? вторая, третья, четвертая, пятая, шестая, седьмая?

- Кораблик собрали и посмотрите,  у нас появилась следующая геометрическая фигура (прикрепляю к доску)

6 задание. «Квадрат Воскобовича» «Самолет»

- Как вы думаете, на чем можно преодолеть большие расстояния?

- На самолете.

- У нас есть Волшебный квадрат, который мы быстро превратим в самолет.

( по схеме дети делают самолет)

- Транспорт у нас к полету готов.

- Вы справились с последним заданием «Почемучки» (прикрепляю к доске последнюю геометрическую фигуру)

- Дети, кто это?

- Кошка.

-  Почемучка не разобралась и  не узнала кота.

- А где же она сама?

(появляется Почемучка)

- Чем нам может помочь карта?

- Она поможет дойти до страны «Почемучка»

(изучение карты)

- Посмотрите, дорога до страны «Почемучка» очень длинная, с препятствиями, которые мы должны решить.

- Расшифруйте.

1. пройти заросли густого леса цифр;

2. переплыть море;

3. пройти  тропинку геометрических фигур

4. преодолеть вершины гор;

5.  страна «Почемучка»

- Дорога не легка, будьте внимательны, старайтесь правильно выполнять задания. Вы готовы? Приготовились слушать.

1 задание: «Количество и счет»

(один ребенок работает у доски)

-На первую полоску нужно выложить столько елей сколько раз я ударю по «металлическому треугольнику» (9)

- на вторую полоску выкладываем самостоятельно деревья так,  чтобы их было на 1 больше чем елей. (10)

- Сколько елей  на первой полоске? (9)

(ребенок  у доски и считает ели, обводит их рукой и говори, что елей всего 9)

- а сколько деревьев  на второй полоске?

(ребенок  у доски и считает деревья, обводит их рукой и говори, что деревьев всего 10), (ребенок присаживается на стул)

Индивидуальный подход.

 (обращаю внимание на детей, которые затрудняются выполнить задание)

- Елей 9, деревьев 10. Чего больше?

- Деревьев.

- На сколько Деревьев больше, чем елей?

- На 1;

- Почему не хватает елей?

- Потому что 10 больше 9 на 1, а 9 меньше 10 на 1;

- Что нужно сделать, чтобы елей и деревьев стало одинаково?

 - Нужно добавить еще 1 ель.

( добавляю 1 ель)

- Сколько стало елей? (10)  Почему?

- По сколько стало елей и фруктовых деревьев?

- По 10

- По другому,  как скажем?

- Поровну,  одинаково, елей  столько  же, сколько фруктовых деревьев.

- Их стало по 10, поровну.

- Молодцы.  

- Первое препятствие мы прошли.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД педагога с учетом интеграции образовательных областей "Познавательное развитие", "Физическое развитие", "Речевое развитие", Художественно - эстетическое развитие" с детьми подготовительной группы на тему "Путешествие в страну Здоровья".

Конспект непосредственно образовательной деятельности педагогас учетом интеграции образовательных областей: «Познавательное развитие», «Физическое развитие», «Речевое развитие», «Художестве...

Конспект Организации и проведения организационной образовательной деятельности в подготовительной группе №2. Образовательная область: Познавательное развитие.

Тема: «Зимние виды спорта».Цель: формирование у дошкольников начальных представлений о зимних видах спорта, Олимпийских играх, как части общечеловеческой культуры. Задачи:     Обра...

Конспект НОД в подготовительной группе по образовательной области "Познавательное развитие". Тема" Школа юных пожарных"

Тема: «Школа юных пожарных»Форма работы: проблемная ситуацияИнтеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитиеЦель: Использование математическ...

Конспект НОД в подготовительной группе по образовательной области "Познавательное развитие". Тема" Поможем Кубарику попасть в гости"

Конспект НОД в подготовительной группе по образовательной области «Познание» «Поможем Кубарику попасть в гости»Интеграция с образовательными областями:«Социально-коммуник...

План – конспект непосредственно – образовательной деятельности в подготовительной группе по образовательной области «Познавательное развитие» в рамках проектно - тематической недели: «Космос и вся Вселенная» Тема: «Салют космонавтике».

План – конспект  непосредственно – образовательной деятельности в подготовительной группе по образовательной   области «Познавательное развитие» в рамках проектн...

Конспект ООД в подготовительной группе по образовательной области «Познавательное развитие» Речевое развитие:«Путешествие в страну Красивой речи»

Цели: обобщать словарный запас, развивать зрительное и слуховое восприятие, внимание, мышление, память....