Конспект НОД в подготовительной группе по образовательной области «Познавательное развитие» Тема «Такие разные насекомые».
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Уточнить знания детей о характерных особенностях насекомых, их пользе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_nod_v_podgotovitelnoy_gruppe_nasekomye.doc | 61 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД в подготовительной группе
по образовательной области «Познавательное развитие»
Тема «Такие разные насекомые».
Интеграция образовательных областей: « Речевое развитие », «Социально - коммуникативное развитие», «Физическое развитие», « Художественно-эстетическое».
Цель: уточнить знания детей о характерных особенностях насекомых.
Задачи: Расширять и систематизировать знания детей о насекомых.
Продолжать развивать интерес к миру насекомых.
Развивать любознательность, дружеские взаимоотношения, речь, внимание, память.
Воспитывать доброе отношение к насекомым.
Оборудование: макеты деревьев, плакат «Насекомые», пенёчки, модели насекомых, костюмы и шапочки насекомых (бабочка, пчела, кузнечик, муравей, стрекоза), макет муравейника. Картинки с изображением яйца, личинки, куколки и взрослого муравья, музыкальные треки « По лесочку мы гуляем», « Звуки леса»
Предварительная работа: Беседа « Насекомые. Какие они?», чтение стихотворений, загадок о насекомых. Чтение сказки « Как муравьишка домой спешил». Художественно-эстетическое развитие по темам: рисование «Красавицы на лугу», лепка «Шмель», « Муравей», аппликация « Божья коровка», ручной труд « Гусеничка», д/и «Чей домик?», «Четвёртый лишний». Чтение В.А. Степанов «Про меня и муравья». Рассматривание альбома « Мир насекомых».
Ход занятия:
Воспитатель: Сегодня мы с вами отправимся в лес, отдохнем на полянке.
(звучит музыкальный трек « По лесочку мы гуляем»)
Вот мы и пришли на лесную полянку.
Кого можно встретить в лесу? (зверей, птиц).
Но звери чаще всего боятся человека.
Заяц трусливый.
Олень осторожный.
Волк тоже обойдет человека.
Птицы разлетятся, если увидят на полянке столько детей.
Ребята, а есть такие жители в лесу, которые нас не испугаются, будут сидеть рядышком. Их много, они повсюду: на деревьях и цветах, на земле и в воздухе.
Кто это?
Вы догадались?
Дети: Насекомые.
Воспитатель: Насекомые отличаются друг от друга по величине, форме тела, по цвету.
Воспитатель: (показывает плакат насекомых)
У насекомых тело состоит из члеников, 6 ног, крыльев, усиков.
А знаете, почему насекомые называются насекомыми?
У насекомых есть насечки на брюшке, отсюда и название. Насекомые обитают не только на земле, но и в воде, в воздухе.
Вспомните, как передвигаются насекомые?
Дети: ( летают, ползают, прыгают, порхают).
Воспитатель: А чем питаются насекомые?
На каждое насекомое – свой корм.
Гусеницы поедают листья.
Комары питаются соком и кровью.
Божья коровка поедает тлю.
Пчелы – нектар.
Отгадайте загадку?
Тащит он соломинку
К маленькому домику
Всех букашек он сильней
Наш трудяга…..(Муравей)
(Воспитатель обращает внимание детей на макет муравейника, который стоит около пенька, на модель муравья )
Ребенок в костюме муравья читает стих
Под пенечком домик чей?
Он без окон и дверей!
Горка- башня из земли
А живут здесь муравьи!
Что- то в домик свой заносят,
А из домика выносят
Мелкие песчинки, разные крупинки.
Работяги – муравьи целый день
Снуют от восхода до зари
И не устают!
Воспитатель: Самый сильный на земле муравей! Да, да, ведь он переносит тяжести в 10 раз превосходящие его собственный вес. А еще муравьи прекрасные строители.
Муравейник – это многоэтажный дом с множеством квартир, теплый, уютный, с хорошей вентиляцией, с кладовочками, со спальнями, с детскими комнатами, с мусоросборником. Муравьи содержат свои дома в идеальной чистоте.
Все входы и выходы пропускают свежий воздух вглубь муравейника. Все эти входы и выходы охраняются муравьями-солдатами.
Сверху муравьи делают на муравейнике покрытие из иголок и веточек. Оно защищает жилище от превратностей погоды, ремонтируется и обновляется рабочими муравьями.
В царских покоях живет муравьиная царица-матка. Каждый день она откладывает огромное количество яиц (до 1500). За ней ухаживают рабочие муравьи.
Есть в муравейнике детские комнаты с яйцами, личинками и куколками. Ведь каждое насекомое, прежде чем стать взрослым бывает сначала яйцом, затем личинкой, потом куколкой. И только после этого – взрослым. (Показ картинок с изображением яйца, личинки, куколки и взрослого муравья).
Муравьи полезные насекомые. Они разносят по лесу семена многих растений.
Воспитатель: А еще в лесу живет очень полезное насекомое. Отгадайте, о ком пойдет речь.
Домовитая хозяйка
Постоянно над лужайкой,
Похлопочет над цветком,
Он поделится медком.
(пчела)
Воспитатель показывает модель пчелы.
Воспитатель: Пчелы опыляют цветы, дают нам мед и воск. Ребята на лугу нужно быть очень осторожными, иначе можно оставить без ужина насекомых.
Сценка : «Разговор с пчелой» Дети в костюмах насекомых показывают сценку по стихотворению М. Бородицкой.
Меня ужалила пчела.
Я закричал: «Как ты могла?!»
Пчела в ответ:
« А ты как мог
Сорвать любимый мой цветок?
Ведь он мне был уж-жасно нуж-жен:
Я берегла его на уж-жин!»
Давайте поиграем с пчелкой.
Физминутка под музыку «Пчёлки»
Мы летаем друг за другом.
Лесом и зеленым лугом.
Брюшки пестрые мелькают,
В поле пчёлки все играют.
Раз, два, три,
Сели на цветок – замри!
Воспитатель: Ой, а кто это прыгает?( показать модель кузнечика)
В лесу можно встретить кузнечика.
Ребенок в костюме кузнечика читает стих Г. Прониной «Кузнечик»
Во фраке зеленом маэстро
Взлетает на лугом в цвету
Я – гордость местного оркестра
И лучший прыгун в высоту.
Я – кузнечик, я – кузнечик
Ну, совсем как человечек-
Только маленького роста
И найти меня не просто:
Могу прыгать далеко
Не найдет меня никто.
Воспитатель: Задние лапки у кузнечика очень длинные и нескладные и, кажется, даже мешают ему ходить. Но вот кузнечик почувствовал опасность - он осторожно подбирает их под себя, и вдруг как будто пружинка развернулась – так быстро выпрямляются эти ноги – скачок и он уже далеко.
Давайте попрыгаем как кузнечики.
Воспитатель: А еще над лугом летают красивые стрекозы и бабочки.
Стихи (дети в костюмах читают стихи)
« Стрекоза»
Стрекоза-стрекоза удивлённые глаза,
Так порхала и кружилась,
Веселилась и бодрилась.
А потом на ветку села.
Отдыхала-уморилась.
И.Ревю
« Удивительный цветок…»
Удивительный цветок:
Жёлтый, красный лоскуток!
А по краю – кружева.
Ой! С усами голова!
Вот так чудо-чудеса:
Это бабочка краса!
Летняя красавица,
Очень всем нам нравится!
Татьяна Лаврова.
Воспитатель: (рассказ сопровождается показом моделей насекомых бабочки и стрекозы).Эти насекомые очень красивые. У стрекозы крупные глаза. Ее глаза – два огромных радужных полушария, глядящих сразу во все стороны. Летит стрекоза над землей, и как летчик – истребитель, следит за всем, что находится в воздухе. У стрекозы 4 крыла. А у бабочки тоже 2 пары крыльев. У бабочки рот – длинный хоботок. Обычно он свернут в тоненькую тугую пружинку, но стоит бабочке сесть на цветок, как хоботок разворачивается и опускается за нектаром на самое дно цветка.
Воспитатель: Давайте вспомним какую мы с вами знаем пальчиковую игру про бабочку и поиграем с нашими пальчиками.
Пальчиковая игра « Бабочка».
Видишь, бабочка летает
(Скрестить запястья обеих рук и прижать ладошки тыльной
стороной друг к другу. Пальцы не сгибать.
Легким, не редким движением рук
в запястьях имитировать полет бабочки)
На лугу цветы считает.
(Считаем пальчики)
- Раз, два, три, четыре, пять.
Ох, считать, не сосчитать!
(Хлопки в ладоши)
За день, за два и за месяц…
(Шагаем пальчиками по столу)
Шесть, семь, восемь, девять, десять
(Считаем пальчики)
Даже мудрая пчела
(Хлопки в ладоши)
Сосчитать бы не смогла!
Воспитатель: На цветах, травинках можно увидеть интересного жука.
Отгадайте загадку.
С листьев тлю она съедает
Следить за садом помогает
Вот она взлетает ловко
Это……
Дети: Божья коровка. Воспитатель обращает внимание детей на модель божьей коровки.
Воспитатель: Божьи коровки хищники. Питаются тлей, тем самым спасают деревья. Божья коровка – полезное насекомое. Если тронешь божью коровку, она тут же намажет тебе резко пахнущей жидкостью, предупреждает: «Не трогайте меня, я невкусная»
Воспитатель: Ребята, слышите, кто–то к нам летит.( воспитатель достаёт модель мухи на палке).Кто это?
Дети: Муха.
Воспитатель: Да, это муха к нам прилетела. Муху можно встретить не только в лесу, но и у нас дома.
Воспитатель: Муха – небольшое насекомое, голова вся как будто состоит из огромных глаз. Во рту – хоботок, он жадно слизывает все вкусное, а на всех шести ногах – подушечки присоски.
Воспитатель: Мир насекомых полон тайн. Люди, которые изучают насекомых, ловят их большими сочками, описывают интересные наблюдения в энциклопедиях - это энтомологи. Мы должны с вами беречь и охранять природу. Вот и подошло наше путешествие к концу. Пора возвращаться в детский сад.
Итог занятия.
Где мы с вами побывали. Кого видели? Что вам запомнилось больше всего? Какие вы все молодцы!
Список литературы.
А.А Вахрушев, Е.Е. Кочемасова, Ю.А. Акимова, И.К. Белова « Здравствуй, мир!» Москва Баласс 2003
В.Н. Волчкова, Н.В. Степанова «Конспекты занятий в старшей группе. Экология.» Воронеж 2010
Н.В. Елкина «1000 загадок про всё на свете». Изд.: Академия Развития 2013
Т. Шорыгина « Насекомые. Какие они?» Изд.: Гном 2018
Т. Шмелёва « Пальчиковые игры» Изд.: Ювента М 2013
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе. Образовательная область "Познавательное развитие" Тема:"Весенние заботы птиц".
Обобщить, систематизировать знания детей об изменениях в жизни птиц весной....
Конспект игровой образовательной ситуации с детьми 3 – 4 лет (образовательная область «познавательное развитие) Тема: «Мы такие молодцы! Запускаем пузыри!»
исследовательская деятельность по изучению качеств и свойств объектов неживой природы...
Конспект коррекционно-развивающего занятия в группе компенсирующей направленности для детей ЗПР старше-подготовительного возраста. Образовательная область "Познавательное развитие". Тема: "Овощи".
Коррекционно-развивающее занятие на тему "Овощи"....
Конспект коррекционно-развивающего занятия в группе компенсирующей направленности для детей ЗПР старше-подготовительного возраста. Образовательная область "Познавательное развитие". Тема: "Птицы (перелетные, зимующие, домашние)".
Коррекционно-развивающее занятие для детей с ЗПР старше-подготовительного возраста....
Конспект педагогической ситуации с детьми І младшей группы (2-3 года) по образовательной области «Познавательное развитие» Тема: «Кто такой цыплёнок?»
Данное занятие является частью образовательной программы по развитию познавательной деятельности детей первой младшей группы. Применяемая игровая ситуация даёт детям представление о цыплёнке, расширяе...
Конспект итогового занятия по математике Образовательная область: «Познавательное развитие» Тема: «Путешествие в королевство математики» (Подготовительная группа)
Образовательная область: познавательное развитиеВозрастная группа: подготовительная Тема занятия: «Путешествие в королевство математики».Цель: закрепление и об...
Конспект непосредственно образовательной деятельности опытно-экспериментальная деятельность в подготовительной группе Образовательная область «Познавательное развитие» Тема «Воздух и его свойства»
Опытно-экспериментальная деятельность с детьми подготовительной группы....