Конспект ООД в подготовительной группе по образовательной области «Познавательное развитие» Речевое развитие:«Путешествие в страну Красивой речи»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Цели: обобщать словарный запас, развивать зрительное и слуховое восприятие, внимание, мышление, память.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Дошкольная группа МОБУ СОШ с.Буриказганово Стерлитамакский район РБ
Конспект ООД в подготовительной группе
по образовательной области «Познавательное развитие»
Речевое развитие:«Путешествие в страну Красивой речи»
Воспитатель первой квалификационной категории:
Газизуллина Лена Тимерхановна
Количество воспитанников: ____
Возраст воспитанников: 6-7 лет
Вид организованно-образовательной деятельности: интегрированное
Интегрированные образовательные области: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Форма деятельности: Образовательная деятельность.
Виды деятельности: игровая, продуктивная, коммуникативная, познавательно-исследовательская, двигательная, музыкально-художественная.
Цели: обобщать словарный запас, развивать зрительное и слуховое восприятие, внимание, мышление, память.
Программные задачи:
Воспитательные: воспитывать доброжелательность, отзывчивость, уважение к окружающим , активность, инициативность, воображение.
Развивающие: развивать мелкую моторику рук, логическое мышление, развивать фонематическое восприятие, образность речи, творческое воображение, развивать зрительную память, словарь, речевой слух, развивать умение отгадывать сказки и загадки , развивать наблюдательность, внимание.
Образовательные: закреплять умения производить звуковой анализ слова, закреплять навык чтения букв, слов, предложения с изученными буквами, закрепить названия гласных и согласных звуков, формировать умение обобщать, классифицировать, расширять словарный запас через участие в словесно-речевых играх, упражнять в делении слова на слоги, в подборе антонимов и синонимов, обогащать словарный запас, активизировать словарь.
Методы и приёмы:
Словесные: проговаривание стишков, проговаривание звуков, чтение письма,
лексическо-грамматические упражнения, загадывание загадок, чтение отрывка из сказки, логические вопросы.
Наглядные: рассматривание иллюстраций, картинок.
Практические: игра «Замени звук», игра «Эхо», игра в «Слоги», пальчиковая гимнастика «Замок», отгадывание сказки, дид. игры «Скажи наоборот», «Назови ласково», загадка «Буквы», работа над мнемотаблицей
«Исправь ошибку», массаж лица, работа по су-Джок терапии, театральная деятельность, музыкальная деятельность.
Словарная работа: волшебство, солнце: яркое , лучистое , весёлое, светлое, тёплое.
Демонстрационный материал: картина «Страна Красивой речи», картина «Горы», картина «Корабль», картина «Лес», цветик - речецветик , солнце с лучами, ворота, замок, письмо, мнемотаблица с картинками.
Раздаточный материал: зеркала, бинокли, касса букв, мячи.
Оборудование: мяч, доска, колокольчик, столы.
Техническое оснащение: ноутбук, музыкальный центр.
Предварительная работа педагога с воспитанниками: заучивание стихотворений, песни, знакомство с буквами, звуками, слогами, повторение пальчиковой гимнастики, артикуляционной гимнастики , физкультминуток.
Индивидуальная работа: проговаривание отдельных звуков.
Предшествующая работа педагога: составление конспекта, подготовка картин, подбор музыки, подбор костюма, подбор физкультминуток, подбор материала для заданий, изготовление демонстрационного материала, подбор заданий.
Структура занятия:
1.Вводная часть
1.Приветствие.
2. Повторение правил.
3. Артикуляционная гимнастика.
4. Релаксация.
5. Дыхательная гимнастика.
2.Основная часть:
1 Сюрпризный момент.
2«Остров звуков». Проговаривание звуков. Игра «Замени звук».
3 «Остров «Слоговая»» - игра «Эхо», физкультминутка - игра с колокольчиками.
4 «Остров сказок» - сюрпризный момент «Замок с воротами» - пальчиковая гимнастика «Замок»
5. Сюрпризный момент – чтение письма,
загадывание загадки.
1 задание «Отгадай , из какой сказки отрывок?»
2 задание «Скажи наоборот»
3 задание «Назови ласково»
4 задание «Отгадай загадку»,
5 задание «Собери пазл».
6 задание «Исправь ошибку»
6. Массаж лица.
7. Остров «Театральное»
8. Работа по су –Джок терапии.
3. Заключительная часть:
1. Физкультминутка «Возвращение в детский сад»
2.Подведение итога.
«ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ КРАСИВОЙ РЕЧИ »
Цель: Доставить детям радость и удовольствие от игр развивающей направленности. Поддерживать интерес к интеллектуальной деятельности, желание играть, проявляя настойчивость, целеустремлённость, взаимопомощь. Закрепить у детей знания полученные ранее.
Задачи ООД:
Социально-личностное развитие:
- воспитывать доброжелательное отношение к окружающим, желание оказывать помощь, проявлять заботу. Приобщение к играм.
Художественно-эстетическое развитие:
-создание положительного эмоционального состояния у детей, во время музыкального сопровождения.
Задачи ООД:
социально-личностное развитие:
- воспитывать доброжелательное отношение к окружающим, желание оказывать помощь, проявлять заботу. Приобщение к играм.
Художественно-эстетическое развитие:
Создание положительного эмоционального состояния у детей, во время музыкального сопровождения.
Ход занятия:
Воспитанники проходят в группу под музыкальное сопровождение, становятся лицом к гостям.
Воспитатель: Здравствуйте, ребята.
Станем рядышком по кругу
Скажем: «Здравствуйте, друг другу»,
Нам здороваться не лень,
Всем привет и добрый день!
Мы сегодня с вами будем вместе проводить наше занятие. Давайте с вами познакомимся. Меня зовут Лена Тимерхановна. А тебя….(Буду передавать мяч...)
Воспитатель:
- Ребята, вы сейчас очень красиво поздоровались, правильно познакомились. Сказали правильно свои имена. А теперь, подумайте и скажите, для чего нужно правильно говорить?
Воспитанники:
-Чтобы общаться с другими людьми, чтобы понимать друг друга.
Воспитатель:
-А ещё, чтобы приятно было слушать.
Приглашаю вас совершить путешествие по стране «Красивой речи».
Прежде, чем отправиться в путешествие, давайте повторим правила , которые вы должны выполнять во время занятия.
Воспитанники:
- Каждый день всегда, везде,
На занятиях , в игре,
Громко чётко говорим,
Никуда мы не спешим.
1,2,3,4,5
Будем мы сейчас опять,
Смотреть, слушать, размышлять,
Но друг другу не мешать.
Если хочешь ответить , не шуми,
Только руку подними.
Воспитатель:
- А теперь я вам покажу секреты правильной и красивой речи. Поможет нам в этом ЦВЕТИК-РЕЧЕЦВЕТИК.
Ухо – слушаем всегда внимательно воспитателя,
Рука – с пальчиками мы играем , лучше речь мы развиваем,
Книга – книги разные читаем, в них о многом мы узнаем,
Губы – губами двигаем красиво, плавно и неторопливо,
Язык – язычком своим играем , напрягаем , выгибаем.
Давайте поиграем с язычком.
«Прогулка язычка»
Язычок гулять выходит,
Домик он кругом обходит.
(Рот открыть. Высунуть язык. Выполнять круговые движения языком, облизывая губы).
Кто же тут, а кто же там?
Он глядит по сторонам.
(Приоткрыть рот. Сделать язык узким. Отводить язык вправо-влево, стараясь максимально высунуть его изо рта)
Видит : губки очень гибки.
Ловко тянутся в улыбке.
(Рот закрыть. Широко улыбнуться, растягивая губы)
А теперь наоборот:
Губки тянутся вперёд.
(Собрать губки в «трубочку», вытянуть вперёд)
Язычок стал маляром.
Аккуратно красит дом.
(Рот максимально открыть. Проводить широким языком вперёд-назад по нёбу)
На качелях оказался.
Вверх взлетал и вниз спускался.
(Открыть рот. Тянуться то к носу, то к подбородку. Рот не закрывать)
Надоели превращенья:
Лижет Язычок варенье.
(Рот открыть и улыбнуться. Широким языком облизывать верхнюю губу. При этом стараться «обнять» языком сразу всю губу и облизать её, втягивая язык вглубь рта. Рот не закрывать)
Любит он покушать сладко.
После скачет , как лошадка.
(Рот держать широко открытым. Улыбнуться. Медленно щёлкать языком, присасывая его к нёбу и отрывая от него. Тянуть подъязычную связку. )
Воспитатель:
-Эти правила помогут вам в путешествии. Ну, а теперь отправляемся. Все готовы?
Воспитанники:
-Да.
Воспитатель:
Отправляемся в путешествие : закрываем глаза и дружно скажем : «Один , два, три – волшебство к нам приходи».
Вот мы слышим шум моря , крики чаек, вдыхаем свежий, чистый, морской воздух. Сделайте глубокий вдох через нос и вдохните в себя доброту и волшебство. Выдохните через рот все огорчения и обиды.
(Дети делают вдох и выдох по 3 раза)
- Дружно глазки открываем и оказываемся на острове звуков.
Первая остановка «Остров звуков»
Много звуков есть на свете:
Шелест листьев, плеск волны,
А бывают звуки речи
Их мы точно знать должны!
Вот уж звуки встали в ряд
Здесь будут звучать звуки: дети будут отгадывать и повторять эти звуки.
( Шуршание опавших листьев: ш-ш-ш; свист насоса :с-с-с; жужжание жуков ж-ж-ж; звон комаров :з-з-з; шум мотора самолёта : р-р-р.)
Воспитатель:
- На Острове звуков предлагаю поиграть в игру. Игра с мячом «Замени звук»
Замени первый звук в слове на звук «Р», «Л», «С». Какое слово получится?
(мак -рак, маска-ласка, моль-соль, пот-рот, рама- лама, мода-сода, мука-рука, рад-лад, ток- сок, лама-рама, сук-лук, дом-сом).
- Молодцы , ребята.
Наше путешествие продолжается, следующая остановка «Слоговая».
Предлагаю поиграть в игру «Эхо».
Будьте внимательны, повторяйте последний слог каждого слова трижды. Готовы?
Начинается игра! Ра-ра-ра.
Собирайтесь детвора! Ра-ра-ра
Да ладошек не жалей! Лей-лей-лей
Бей в ладоши веселей! Лей-лей-лей
Сколько времени сейчас? Час-час-час
Сколько будет через час? Час-час-час
И не правда будет два! Два-два-два
Думай , думай голова! Ва-ва-ва
Как поёт в селе петух? Ух-ух-ух
Да не филин, а петух? Ух-ух-ух
Вы уверены, что так? Так-так-так
А на самом деле как? Как-как-как
Это локоть или глаз? (показ на локоть) глаз-глаз-глаз
А вот что это у нас? (показ на нос) нас-нас-нас
Это ухо или нос? (показ уха) нос-нос-нос
Или может сена воз? воз-воз-воз
Вы хорошие всегда? Да-да-да
Или только иногда? Да-да-да
Не устали отвечать? Чать-чать-чать
Разрешаю помолчать.
Молодцы , ребята!
Игра с колокольчиками.
- В стране Красивой речи живут жители, которые очень любят играть. Давайте поиграем. (Воспитатель звенит в колокольчик, дети бегают по ковру. Колокольчик не звенит – дети садятся на корточки. Воспитатель показывает одному ребёнку иллюстрацию, он называет предмет, затем все дети называют предмет хором при этом хлопками разделяют слово на слоги. Ребёнок отвечает – сколько слогов в слове).
Воспитатель:
- Молодцы , ребята! Путешествие продолжается.
Следующая остановка «Остров сказок»
Посмотрите , ребята, что это?
- Замок с воротами.
- Правильно это ворота, а на воротах - замок. Давайте его откроем. А поможет нам пальчиковая гимнастика «Замок». Дети встают в круг и выполняют пальчиковую гимнастику.
На двери висит замок-
Кто его открыть бы смог?
Потянули...
Покрутили...
Постучали...
И открыли!
- Замок мы открыли, молодцы!
- Ой ребята , а здесь письмо! «Дорогие любимые наши ребята, помогите нам! Злые волшебники заколдовали нашу страну Красивой речи. Всё что есть у нас : и дома, и поля, и леса, и дорожки, и речки и солнышко». Помогите нам расколдовать нам нашу страну!
-Нужно помочь жителям Красивой речи. Тогда, отгадайте загадку:
Среди поля голубого яркий блеск огня большого
Не спеша огонь тот ходит, землю -матушку обходит,
Светит весело в оконце. Догадались это...
Дети:
-Солнце.
-Правильно, это солнце. Только солнце у нас очень грустное, у него нет лучиков. Злые волшебники заколдовали солнце и разбросали лучики в разные стороны. Найдите их. (Дети встают по одному , находят лучики и приносят воспитателю).
Чтобы расколдовать лучики нашего солнца ,нужно выполнить задания.
1 лучик – 1 задание: Послушайте и отгадайте, из какой сказки отрывки:
Воспитатель: Вы любите сказки? Тогда слушайте и отгадывайте, о какой сказке идёт речь.
1. Сидит в корзине девочка у мишки за спиной,
Он, сам того не ведая, несёт её домой. («Маша и медведь»)
2. Скорей бы приблизился вечер,
И час долгожданный настал,
Чтоб мне в золочёной карете
Поехать на сказочный бал.
Никто во дворце не узнает,
Откуда я, как я зовусь,
И лишь только полночь настанет,
К себе на чердак я вернусь. («Золушка»)
3. В этой книжке именины
Много было тут гостей.
И на этих именинах
Появился вдруг злодей.
Погубить хотел хозяйку,
И чуть – чуть не погубил,
Но коварному злодею
Кто – то смелый отомстил. («Муха – Цокотуха»)
4. У Алёнушке сестрицы
Унесли братишку птицы,
Та с подружками играла,
Братца Ваню проморгала. («Гуси – лебеди»)
5. Не послушался братишка
Старшую сестрицу
И попил из лужицы
Мутную водицу.
Много горя принесла
Им нечистая вода. («Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»)
Молодцы! Все сказки угадали.
Первый лучик вернули солнцу.
2 лучик – 2 задание: «Скажи наоборот»
Сахар сладкий, а лук (горький),
Дорога широкая, а тропинка (узкая),
Пластилин мягкий, а камень (твёрдый),
Чай горячий, а мороженное (холодное),
Днём светло, а ночью (темно),
Кашу варят густую и жидкую.
3 лучик – 3 задание: «Назови ласково»
Заяц-зайчик, кот-котик, мяч-мячик, солнце – солнышко, мама-мамочка, луч-лучик, снег-снежок, дождь-дождик, стол-столик и т.д.
4 лучик – 4 задание: Чтобы узнать как зовут жителей страны Красивой речи, попробуйте отгадать загадку:
33 сестрички,
Ростом невелички.
Если знаешь наш секрет
Мы покажем целый свет. (Буквы)
- Молодцы, ребята. Конечно же это буквы. Давайте вместе вспомним названия букв. (По алфавиту).
5 лучик – 5 задание:
Собери пазл и узнай , кто изображён на картинке и из какой сказки картинка.
Молодцы! Вернули пятый лучик.
Физкультминутка.
- Вы, наверное, устали?
Ну, тогда все дружно встали.
Ножками потопали,
Ручками похлопали,
До носочков дотянулись,
Вправо, влево повернулись
Тихо все на место сели.
Глазки крепко закрываем
Дружно до 5 считаем
Открываем, поморгаем
И работать продолжаем.
6 лучик – 6 задание: «Исправь ошибку»
-На белке сидит ёлка.
-В помидорах и огурцах растут огороды.
-Рыба поймала рыбака.
-Куры кормят Машу.
- Снеговик слепил детей.
- Капуста ест козу.
-Ладошка тает на снежинке.
-Молодцы, ребята! Посмотрите, какое замечательное солнце! От его света мир становится прекрасней. Протяните ладони к солнышку, погрейте их.
Массаж лица
Солнце личико согрело, потеплело, потеплело.
Наши ручки потянулись,
Наши губки улыбнулись.
Воспитатель:
- Какие красивые слова можно сказать о солнышке?
Воспитанники:
- Круглое , тёплое, нежное, яркое, лучистое, красивое, весёлое.
Воспитатель:
-А теперь , ребятки, я приглашаю вас на разминку «Я круги мячом катаю» (работа по су-Джок терапии)
Я круги мячом катаю,
Взад-вперёд его гоняю,
Им поглажу я ладошку,
Будто я сметаю крошку.
Я сожму его немножко,
Как сжимает лапу кошка.
Каждым пальцем мяч прижму
И другой рукой начну.
А теперь последний трюк
Мяч летает выше рук.
- Мы немножко отдохнули, а теперь путешествие продолжается дальше.
Воспитатель:
У нас осталась всего одна остановка - «Театральное». На этом острове живут замечательные артисты. Слышите музыку? Это песня бродячих артистов. (Звучит фонограмма песни «Бродячие артисты»). Куклы - «Жук» и «Оса»
Воспитатель:
- Встретил жук в густом лесу симпатичную осу.
Жук:
- Ах, какая модница, пожвольте пожнакомиться?
Оса:
- Увазаемый прохозий, ну на сто это похозе?
Вы не представляете, как вы сепелявите!
Воспитатель:
- И красавица оса улетела в небеса.
Жук:
- Штранная гражданка, наверно иноштранка! (Уходит.)
Воспитатель:
- Вот что бывает , когда звуки речи не правильно выговаривают. Они друг друга не поняли и разошлись кто-куда.
А сейчас , ребятки, нам нужно вернуться в детский сад в свою группу.
Возвращение в детский сад (физминутка)
Длинный путь преодолели – (тянутся вверх руками, «потягушки»)
Потянуться захотели.
На носочки поднялись (двигаются друг за другом на носках, руки на поясе)
И вперед чуть-чуть прошлись.
Руки ставим мы на пояс (идут на пятках, руки на пояс)
И идем на пятках.
А теперь – веселый поезд (топающий шаг, руки – перед собой «крутят колеса»)
Повезет ребяток!
Ноги выше поднимаем (ходьба с высоким подниманием колен)
И идем, идём, шагаем!
А теперь – остановились (выполняют наклоны вперед-назад)
И вперед мы наклонились.
Физкультурой, спортом (приседают)
Заниматься каждый рад!
Посмотрите, как мы скоро (стоят прямо, руки вдоль тела)
Все вернулись в детский сад!
Воспитатель:
Вам понравилось наше путешествие? Расскажите, что вам больше всего понравилось?
А теперь покажите смайлики, если вам понравилось наше занятие.
Молодцы! Жители страны «Красивой речи» сказали вам всем огромное спасибо и передали вам подарки, за то, что вы расколдовали их страну и вернули лучики солнцу.
(Вручение подарков под музыкальное сопровождение)
Литература:
1.С.М.Валявко, Т.Н.Васильева, О.А.Супрыкина. Путешествие в Стране шумов, звуков и букв. – М: «Издательство ГНОМ и Д», 2000.
2.Пожиленко Е.А.Волшебный мир звуков. М.,1999
3.Крупенчук О.И. Научитеменя говорить правильно. СПб., 2001
4.Развитие речи детей. Н.В. Новоторцева. Ярославль Академия развития» 1996.
5.Учимся играя. В. Волина. –М.: Новая школа, 1994.
«Свидетельство о публикации в СМИ» Серия А № 0002513
Самоанализ занятия.
Занятие осуществлялось в соответствии с конспектом. Конспект составлен самостоятельно, в соответствии с задачами основной общеобразовательной программы, соответствующими данному возрасту воспитанников. Для реализации задачи были подобраны приемы в интересной и занимательной форме . На каждый момент занятия подготовила наглядные пособия, которые стимулировали и активизировали детей к мыслительной деятельности. Пособия старалась приготовить достаточного размера, эстетически оформить. Их размещение и использование было рациональным, продуманным в учебном пространстве и в занятии. На занятии использовала музыку, которая усиливала эмоциональное восприятие. Организационный прием «Приветствие» в стихотворной форме» был направлен на развитие коммуникативных качеств, установлению дружеских взаимоотношений как внутри детского коллектива, так между гостями и детьми. Занятие динамичное, оно включает приемы, которые предусматривают быструю смену деятельности. Быстрая сменяемость приемов и смена поз в течение занятия позволили избежать утомляемости детей. Все моменты занятия логичны и последовательны, подчинены одной теме. Приемы на занятии носили игровой характер, были основаны на игровых обучающих ситуациях, Моя роль сводилась к обучению давать развернутые ответы. Это помогло добиться оптимального результата. В каждом моменте занятия я старалась направлять воспитанников на поиск решений проблемы, помогала приобрести новый опыт, активизировать самостоятельность и поддерживать положительный эмоциональный настрой. Создание поисковых, проблемных ситуаций активизировало речевую деятельность детей, Специфика работы с детьми на занятии отражалась в личностно-ориентированном подходе. Робких детей подбадривала, хвалила, чтобы закрепить у них ситуацию успеха. Во время занятия старалась общаться с детьми на одном уровне, старалась поддерживать у воспитанников интерес к занятию на протяжении всего времени. Не смотря на некоторые затруднения, я считаю, что все поставленные мною программные задачи в течение занятия были решены.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД в подготовительной группе «Свойства воздуха» Интеграция образовательных областей «Познавательное развитие», «Речевое развитие»
Уточнить и расширить представление детей о воздухе средствами исследовательской деятельности; формировать у детей представление о некоторых свойствах воздуха (невидим, необходим для дыхания, не имеет ...

Конспект совместной образовательной деятельности педагога с детьми 1 младшей группы в рамках изучения образовательных областей "Познавательное развитие", "Речевое развитие" "Путешествие в страну витаминов"
Тема:Путешествие в страну витаминов"Возраст:2-3 годаЦель: формировать у детей младшего возраста потребность к здоровомуобразу жизни.Задачи:1. Образовательные- познакомить детей с понятием «витамины», ...

Конспект непосредственно - образовательной деятельности Тема «Домашние животные и их детеныши» Образовательная область: Познавательное развитие + речевое развитие (ознакомление с окружающим миром +развитие речи) Старшая группа № 15
Конспектнепосредственно-образовательной деятельности в старшей группена тему «Домашние животные и их детеныши»с использованием здоровьесберегающих технологий, ТРИЗ (метод мозгового ш...

КОНСПЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ: «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ, РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ, СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ, ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ» Тема: «Поможем Буратино»
Цель: Обобщение и закрепление знаний полученных в течение года.Задачи:Образовательные задачи: Закрепить знание детей о последовательности дней недели, времени года, месяцев; закрепить в памяти де...

Конспект образовательной деятельности «Ознакомление с окружающим миром, развитие речи». Тема: «Домашние питомцы» Образовательные области (познавательное развитие, речевое развитие) Группа компенсирующей направленности для воспитанников с интеллектуальной
Конспект образовательной деятельности «Ознакомление с окружающим миром, развитие речи». Тема: «Домашние питомцы»Образовательные области (познавательное развитие, речевое развит...
Конспект интегрированной непосредственно-образовательной деятельности по образовательным областям: Познавательное развитие, Речевое развитие, Художественно-эстетическое развитие в подготовительной к школе группе
Инсценировка мансийской сказки «Кави-Кукушка» Программное содержание: Познакомить детей с обычаями и традициями народов Севера - ханты и манси. В процессе коллект...

Тема: «Путешествие ребят на планету «Математика» Конспект занятия с интеграцией образовательных областей «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально -коммуникативное развитие » для детей старшей группы (5 -6 лет)
Тема: «Путешествие ребят на планету «Математика»Конспект занятияс интеграцией образовательных областей«Познавательное развитие», «Речевое развитие», &laq...