Конспект занятия по ФЭМП «Математическое путешествие со сказочными героями»
план-конспект занятия по математике (старшая группа)

Создание благоприятных условий для формирования элементарных математических представлений дошкольников, обобщить и систематизировать знания детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_zanyatiya_po_femp.doc58.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по ФЭМП 

«Математическое путешествие со сказочными героями» 

в старшей группе 

Цели: создание благоприятных условий для формирования элементарных математических представлений дошкольников, обобщить и систематизировать знания детей.

Задачи:

Образовательные: 

  • закрепить знание цифр от 1 до 10; упражнять в количественном счете в прямом и обратном порядке;
  • закреплять представления о геометрических фигурах и днях неделях;
  • формировать умение решать примеры и сравнивать предметы;
  • закрепить знания пространственных отношений: слева, справа; умение ориентироваться в пространстве

Воспитательные:

  • воспитывать интерес к математике;
  • воспитывать отзывчивость, доброжелательность, настойчивость, волю;
  • воспитывать чувство взаимопомощи, взаимоконтроля;
  • воспитывать у детей наблюдательность.

Развивающие: 

  • развивать умение различать геометрические фигуры и классифицировать их по признакам;
  • развивать логическое мышление, память, слуховое и зрительное внимание; конструктивные и творческие способности, фантазию, творческое воображение;
  • развивать навыки взаимодействия детей друг с другом;
  • развивать умение детей понимать поставленную задачу и выполнять её самостоятельно
  • развивать связную речь, умение высказывать и обосновывать свои суждения;
  • развивать инициативу и самостоятельность через свободный выбор материалов;

Образовательные области: Познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие.

Интеграция видов деятельности: игровая, коммуникативная, продуктивная, двигательная, познавательно- исследовательская.

Методы и приёмы:

Моделирование игровой ситуации с целью постановки проблемы и создания мотивации, упражнения на логическое мышление и творческого характера, вопросы к детям, использование дидактических пособий, наглядного материала, технических средств, физкультминутка.

 

                                                                Ход занятия

 

Дети проходят в центр группы и становятся в круг.

Воспитатель: Дети, сегодня к нам пришли гости. Давайте поздороваемся с ними?

Дети здороваются с гостями. 

Воспитатель: Молодцы, дети. А давайте и гостям тоже подарим наши улыбки? 

Дети отвечают. 

Воспитатель: Пусть и у них будет хорошее, солнечное настроение. 

Дети улыбаются гостям и дуют на свои ладошки.

 

Воспитатель: А теперь поприветствуем друг друга. Встаем в круг, возьмите друг друга за руки и повторяем: 

Мы сейчас пойдём направо, раз, два, три.

А теперь пойдём налево, раз, два, три.

В центре круга соберёмся, раз, два, три.

И на место все вернёмся, раз, два, три.

Поздороваемся друг с другом, улыбнёмся, подмигнём,

Заниматься мы начнём.

 

                                                              Сюрпризный момент.

 

Воспитатель: Дети, сегодня к нам пришло письмо. Давайте посмотрим от кого оно? Дети отвечают. Воспитатель читает письмо детям:

 

«В сказочном мире, в одном из сказочных царств, в великой стране Математических наук жил-был царь Великий Математик. Была у него дочь, звали её Арифметика. Была вовсе неплоха она, но только маленькая и капризная время от времени. 

И вот однажды маленькая царская дочь была в плохом настроении, обидела она цифры и другие математические знаки, назвав их «ненужными». Цифры и знаки очень огорчились и пропали. И тут началась такая неразбериха в стране Математических наук. В обычной стране без них никак, а что же говорить о математической стране?! 

Где их только не искали, всё бесполезно. Одна надежда нас, ребята. Ведь вы весь год хорошо занимались на занятиях, многое уже знаете.

Просим у вас помощи, ребята, в поиске цифр и математических знаков, без них всем очень плохо».

 

Воспитатель: Дети, хотите помочь всему сказочному миру?

Дети отвечают. 

 

Проблемная ситуация «Построй Летучий корабль» (Станция 1)

 

Воспитатель: А скажите мне, правильно ли поступила царская дочь?

Ответы детей.

Воспитатель: Хоть и не правильно поступила девочка, но мы с вами всё равно ей поможем. Давайте отправимся в путешествие. А давайте с вами представим, что мы – детективы и впереди нас ждут приключения, и пропавшие цифры. 

На каждом шагу нас будут ждать задания, решив их, мы найдем все цифры и математические знаки. Но отправимся мы в путь по сказочному миру на летучем корабле. Посмотрите на экран. Из чего же он построен? (на экране изображены все изученные детьми геометрические фигуры).

Ответы детей.

Воспитатель: Семён, давай посчитаем, сколько геометрических фигур? 

Ответ ребенка.

Воспитатель: А теперь посмотрите на стол перед собой. Надо выложить точно такую же картинку из геометрических фигур. Возьмите по одной геометрической фигуре и сделаем такой же летучий корабль.

Дети выполняют это задание. 

Воспитатель: Молодцы! Но чтобы наш корабль полетел, нам нужно ответить на вопросы, которые находятся на облаках. Витя, найди облако с цифрой 1. 

Вопрос: Сколько дней в неделе? 

Ответ ребенка.

Воспитатель: Дима, найди мне облако под номером 2.

Вопрос:  Какое время года за окном? 

Ответ ребенка.

Воспитатель: Василиса,  найди облако под номером 3.

Вопрос: Нужно решить задачку

       Шесть весёлых поросят,

У корытца в ряд стоят,

Тут один улёгся спать – 

Поросят осталось … ?                                                           

Ответ ребенка.

Воспитатель: Семен, следующее облако под каким номером должно быть?

Вопрос: Сколько огоньков у светофора? 

Ответ ребенка.

Воспитатель: Василиса, дай оставшиеся облако.

Вопрос: Давайте назовем дни недели?

Ответы детей. 

Воспитатель: Молодцы. А теперь садимся в наш корабль и отправляемся в путь. 

Дети садятся на рядом стоящие  стульчики, импровизированный корабль. 

 

Игра «Помоги сравнить» (Станция 2)

 

Воспитатель: Чудесно, детки! Теперь можно отправиться в путь. Закрываем глазки и представляем, что мы парим в воздухе над лесом и попадаем в волшебную страну, где проживает много сказочных героев … Глазки открываем.  Мы с вами приземляемся на лесную опушку, где живет Печка не простая, а волшебная. Посмотрите на экран.

Дети смотрят на картинку на экране, где изображена сказочная Печка. 

Печка: Здравствуйте, маленькие детективы! Приятно с вами познакомиться! Мне нужна ваша помощь – помогите найти все предметы на моей полянке и сравнить их количество. 

Воспитатель: Готовы? Посмотрите внимательно на картинку, нам нужно найти предметы и правильно сосчитать их количество. Я называю предметы, которые нужно сосчитать и сравнить их количество. После выходим по очереди и записываем выражение. 

Дети выходят к доске и записывают выражения, заодно, проверяют друг друга в правильном решении выражений. Если ответ и равенство правильные, то другой ребенок ставит плюс, если есть ошибки – минус.

Воспитатель: Например, посчитайте 

  • количество груш и яблок и сравните их количество, Василиса запишет выражение, а Геворг проверит;
  • а каково количество облаков и брёвен моста? Витя, запиши, пожалуйста, пример. А Костя проверит, правильно ли решил выражение Витя?
  • количество розовых и жёлтых цветочков, здесь Семён выходит к доске, а Маша проверит. Правильно ли Семён решил пример?;
  • количество рыбок и бабочек, Дима сравнит их количество, а Света проверит;

Дети выполняют задание. 

Воспитатель читает обращение Печки к детям: « Ура! Вы помогли мне навести порядок на полянке.

Ну а теперь вам нужно лететь вперед, на самую окраину леса, где живет Бабушка Яга. Она вам поможет найти оставшиеся математические знаки и значения. Удачи вам, детективы!»

 

Игра «Найди адрес» (Станция 3, работа в парах).

 

Воспитатель: Отправляемся дальше, закрываем глазки. Взлетаем в воздух высоко-высоко и направляемся на самую окраину леса. Посмотрите, кто там весело бежит по тропинке? Даже загадка есть об этом сказочном герое. Послушайте:

На тарелочке лежал,

Как остыл, он убежал.

Встретил он зверей в лесу,

На беду свою – лису.

Ей попался на зубок

Круглый, вкусный …

(Колобок)

 

Воспитатель включает изображение Колобка на экране.

Воспитатель: Верно, это Колобок. 

 «Здравствуйте, дети! Скажу, не скажу, но смогу показать. Вам нужно будет решить одну задачку. Если правильно решите, узнаете адрес Бабушки Яги. Но для этого вам нужно сесть за столы».

Перед детьми лежит игровое поле «Найди сказочных персонажей по адресу». Они должны разложить сказочных персонажей так, чтобы они не повторялись в каждой строчке (на примере головоломки «Судоку»).  Ниже они заполняют таблицу с адресами персонажей. Дети работают в парах. Воспитатель с детьми разбирает элементы в таблице и объясняет правила игры, заодно задает вопросы детям по ходу выполнения задания.

Воспитатель: А теперь посмотрим, правильно ли вы решили эту детективную головоломку? Скажи, Соня, кого ты поселила по адресу А2? Ответ ребёнка. 

Воспитатель: Геворг, а кого ты поселил по адресу Б1? Ответ ребенка. 

Воспитатель: Витя, а кто живет у тебя на В3? Ответ ребенка.

Воспитатель: Василиса, а кто у тебя поселился на Г4? Ответ ребенка.

Воспитатель показывает следующий слайд с изображением Колобка и его обращением к дошкольникам:

«Какие же вы молодцы! И здесь нашли правильные ответы! Настоящие детективы! Нашли вы правильный адрес Бабушки Яги! У нее вы цифры и ищите, но прежде всего, отдохните! Проведем физкультминутку про Бабу Ягу».

 

Проводится Музыкальная физкультминутка. 

Воспитатель включает музыкальную физкультминутку, и дети её повторяют.

Воспитатель: Отдохнули, дети? 

Ответы детей.

Станция Финишная

 

Воспитатель показывает следующий слайд с посланием от Бабы Яги:

«Здравствуйте, ребятишки-детишки! Вот вам от меня задание, оно последнее в вашем путешествии. А задачка такая: есть у меня  ступы и метелки. Да вот только в кладовой они перепутались из-за той истории с царской дочкой, которая обидела цифры. Помогите мне их расставить по возрастанию. Если правильно расставите, то найдете цифры. Удачи вам, юные детективы!».

Воспитатель: Поможем Бабушке Яге? 

Ответы детей.

На столе лежат картинки со ступами разного размера..

Воспитатель: Давайте их расставим в порядке возрастания. С какой начнем?

Ответы детей. 

Воспитатель: Правильно, от самой маленькой до самой большой. Только по очереди. Василиса, найди самую маленькую… Витя, какая будет следующая ступа? Дима, какую ты поставишь следующей? Маша, а ты бери другую. Теперь Светлана… А Семён с Димой проверят, правильно ли расставили ступы. Мальчики, переворачиваем картинки и смотрим, в какой последовательности. Назовите цифры. 

Воспитатель: А скажите мне, сколько нужно взять еще ступ, чтобы их получилось 10? 

Ответы детей.

Воспитатель: Василиса, запиши на доске выражение (5+5=10). 

Воспитатель: А теперь давайте назовем порядок цифр в обратном направлении?

Дети называют обратный числовой порядок от 10 до 0.

Воспитатель: Молодцы, дети, вы справились со всеми заданиями и помогли жителям Математической страны. Скажите, детективы, куда мы сегодня путешествовали? А для чего? Какое задание больше всего понравилось каждому из вас? Соня? Геворг? Витя? А какое задание труднее было?

Ответы детей.

 

Воспитатель: В благодарность за успешные поиски вы награждаетесь удостоверениями настоящих детективов (воспитатель вручает детям их удостоверения).

 

Воспитатель:  А теперь давайте вернемся в наш сад. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ФЭМП "Математическое путешествие"

Конспект занятия по ФЭМП для старшей группы...

конспект занятия по ФЭМП "Математическое путешествие"

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений для первой младщей группы на тему: "Математическое путешествие"...

конспект занятия по ФЭМП " Математическое путешествие"

Тема: «Математическое путешествие» старшая группа 8Цель: развитие у детей элементарных математических представлений. Задачи:-закрепить прямой и обратный счет в пределах 10; -формирова...

Конспект занятия по ФЭМП «Математическое путешествие в зимний лес» в средней группе

Описание материала: конспект направлен на закрепление умения считать в пределах пяти, обозначать число предметов цифрой, сравнивать и уравнивать множества и т.п. Кроме того, материал занятия позв...

Конспект занятия в форме квест-игры «Поможем сказочным героям»

Конспект занятия в форме квест-игры  «Поможем сказочным героям»...

Конспект занятия в средней группе «Путешествие к сказочным героям»

Программные задачи: 1. Закрепить счет до пяти. 2. Воспитывать стремление оказывать помощь другим, оказавшимся       в трудной ситуации;.3.Воспитывать дружеские ...