ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Занимательная математика» Возраст детей: 5-6 лет.
рабочая программа по математике (старшая группа)
В комплексном подходе к образованию дошкольников в современной дидактике и в соответствии с требованием ФГОС ДО немаловажная роль принадлежит занимательным развивающим играм, задачам, развлечениям. Они интересны для детей, эмоционально захватывают их. А процесс решения, поиск ответа, основанный на интересе к решению задачи, невозможен без активной работы мысли. В ходе игр и упражнений с занимательным математическим материалом дети овладевают умением творчески относиться к решению задачи, самостоятельно вести поиск ее решения, проявляя при этом собственную инициативу. Этим положением и объясняется значение занимательных задач в познавательном развитии детей.
Занимательный математический материал является хорошим средством воспитания у детей уже в дошкольном возрасте интереса к математике, к логике и доказательности рассуждений, желания проявлять умственное напряжение, сосредотачивать внимание на проблеме. Решение разного рода нестандартных задач в дошкольном возрасте способствует формированию и совершенствованию общих умственных способностей: логики мысли, рассуждений и действий, гибкости мыслительного процесса, смекалки и сообразительности, пространственных представлений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kruzhka_v_starshey_gruppe.docx | 51.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Умка»
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«Занимательная математика»
Возраст детей: 5-6 лет.
Срок реализации: 1 года
Составил: О. Д. Булханова
1. Паспорт программы
Название программы | «Занимательная математика»
| ||||||
Направленность, классификация программы | Дополнительная общеразвивающая программа направлена на всестороннее гармоничное развитие личности детей через развитие интеллектуальной активности. | ||||||
Срок реализации программы | 1 год – 72 часа | ||||||
Ф.И.О. составителя программы | Булханова Оксана Джалиловна. Образование – высшее, квалификационная категория – первая. | ||||||
Территория | ХМАО-Югра, Сургутский район, г.п. Федоровский | ||||||
Юридический адрес учреждения | Российская Федерация, Тюменская область, Ханты-Мансийский автономный округ-Югра, 628456, Сургутский район, г.п. Федоровский, Переулок Валерия Лаба,1. | ||||||
Контакты | Телефон: 223545 е-mail: dou-umka@mail.ru | ||||||
Аннотация | В комплексном подходе к образованию дошкольников в современной дидактике и в соответствии с требованием ФГОС ДО немаловажная роль принадлежит занимательным развивающим играм, задачам, развлечениям. Они интересны для детей, эмоционально захватывают их. А процесс решения, поиск ответа, основанный на интересе к решению задачи, невозможен без активной работы мысли. В ходе игр и упражнений с занимательным математическим материалом дети овладевают умением творчески относиться к решению задачи, самостоятельно вести поиск ее решения, проявляя при этом собственную инициативу. Этим положением и объясняется значение занимательных задач в познавательном развитии детей. Занимательный математический материал является хорошим средством воспитания у детей уже в дошкольном возрасте интереса к математике, к логике и доказательности рассуждений, желания проявлять умственное напряжение, сосредотачивать внимание на проблеме. Решение разного рода нестандартных задач в дошкольном возрасте способствует формированию и совершенствованию общих умственных способностей: логики мысли, рассуждений и действий, гибкости мыслительного процесса, смекалки и сообразительности, пространственных представлений. Разработанная программа «Занимательная математика» – это стремление педагога использовать возможности занимательного материала в познавательном (в частности математическом) развитии детей. | ||||||
Возраст обучающихся | 5-6 лет | ||||||
Цель и задачи программы | Цель: создание условий для познавательного развития детей старшего дошкольного возраста через организацию занимательных развивающих игр, заданий, упражнений математического содержания. Задачи: • отрабатывать арифметический и геометрический навыки; • развивать произвольность психических процессов, абстрактно-логических и наглядно-образных видов мышления и типов памяти, основных мыслительных операций (анализ и синтез, сравнение, обобщение, классификация), основных свойств внимания, доказательную речь и речь-рассуждение; • воспитывать потребность в сотрудничестве, взаимодействии со сверстниками, умению подчинять свои интересы определенным правилам. | ||||||
Документы, послужившие основанием для разработки проекта |
| ||||||
Образовательные форматы | - Очно – обучающиеся проходят курс коллективно при поддержке педагога; Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, групповая. Тематика дополнительного образования по математическому и сенсорному развитию рассчитана на период с октября по и май. Периодичность занятий: 2 раза в неделю, 72 часа (занятия) в год. 1. Работа над проектами. 2. Решение поставленных задач. 3. Дидактические игры и задания, игровые упражнения. 4. Теоретические занятия. 5. Участие в соревнованиях. Программа рассчитана на 1 год обучения. Режим занятий: 2 занятия в неделю, средняя по 20 минут, старшая группа по 25 минут, подготовительная группа по 30 минут Формы контроля: контроль осуществляется при выполнении диагностических заданий и упражнений, с помощью фронтальных и индивидуальных опросов, наблюдений, итоговых занятий, личных достижений обучающихся. Педагог создает диагностические ситуации, чтобы оценить индивидуальную динамику детей. Каждый ответ оценивается по трех бальной системе: 3 балла - ребенок самостоятельно выполняет диагностическое задание; 2 балла – ребенок понимает инструкцию воспитателя, результат появляется при незначительной помощи воспитателя; 1 балл - ребенок не понимает или не выполняет задание. | ||||||
Требования к условиям организации образовательного процесса | Для очных занятий:
Для заочных, дистанционных занятий и самообучения:
| ||||||
Ожидаемые результаты освоения программы | Целевые ориентиры К концу обучения у детей должны быть развиты: • арифметический и геометрический навыки на основе зрительного, тактильного и слухового восприятия; • произвольность психических процессов, абстрактно-логических и наглядно-образных видов мышления и типов памяти, основных мыслительных операций, основных свойств внимания, доказательная речь и речь-рассуждение; • основы логического мышления, умение рассуждать, делать умозаключения в соответствии с законами логики; • творческие способности, умение выражать свои чувства и представления о мире различными способами; • навыки сотрудничества, взаимодействия со сверстниками, умение подчинять свои интересы определенным правилам; • желание заниматься математической деятельностью. К концу учебного года дети должны уметь: • составлять (моделировать) заданное изображение или фигуру из других геометрических форм или разных плоскостных элементов; • определять взаимное расположение объектов на плоскости и в пространстве (справа, слева, в центре, внизу, вверху, правее, левее, выше, ниже, внутри фигуры, вне фигуры и др.); • составлять различные формы из палочек по образцу; • сравнивать предметы по величине (больше – меньше), по длине (длиннее – короче), по высоте (выше – ниже) по ширине (шире – уже), по форме (круглый, треугольный, квадратный, прямоугольный, такой же по форме), по цвету (одного и того же цвета или разных цветов); • выкладывать предметы в порядке убывания, возрастания. • осуществлять упорядочивание и уравнивание предметов по длине, ширине, размеру разными способами, подбор предметов по цвету и форме; • выстраивать продолжение ряда геометрических фигур по заданному правилу; • «читать» план, осуществлять нахождение предмета по плану; • создавать рисунок-схему, используя простейшие изображения. | ||||||
Возможные риски и пути их преодоления при дистанционном обучении |
| ||||||
Условия реализации программы (оборудование, инвентарь, специальные помещения, ИКТ и др.) | Техническое обеспечение Для очных занятий: Средства обучения: теоретический кабинет, оборудованный в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями на 15 ученических мест, рабочие тетради, наглядные пособия, мультимедийные презентации. Программное обеспечение Операционная система Windows. Для заочных, дистанционных занятий и самообучения: компьютер. Операционная система Windows. Установленный браузер. Доступ в интернет. | ||||||
Количество учащихся по программе | в одной подгруппе 10 – 15 человек |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1.1. Программа разработана в соответствии со следующими нормативно-правовыми актами:
‒ Федеральный закон РФ 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12. 2012 г.
‒ Указ Президента Российской Федерации от 01.12.2016 № 642 «О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации»;
‒ Постановление Правительства Российской Федерации от 18 апреля 2016 г. № 317 «О реализации Национальной технологической инициативы» (в ред. от 24.07.2020);
‒ Приоритетный проект «Доступное дополнительное образование для детей», утвержденный Президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам (протокол от 30 ноября 2016 г. № 11).
‒ Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 № 196); - «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи». Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 года № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20».
‒ Концепция развития системы дополнительного образования детей Ханты-Мансийского автономного округа – Югры до 2030 г., утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 № 678-р.
1.2. Направленность
Дополнительная общеразвивающая программа направлена на всестороннее гармоничное развитие личности детей через развитие интеллектуальной активности.
1.3. Актуальность программы
Наибольшую трудность в начальной школе испытывают не те дети, которые имеют недостаточно большой объем знаний, а те, который проявляют интеллектуальную пассивность, отсутствие желания и привычки думать, узнавать что-то новое. К тому же, развитие – это не только объем знаний, полученных ребенком, а умение пользоваться им в разнообразной самостоятельной деятельности, это высокий уровень психических процессов, логического мышления, воображения, связной речи, это развитие таких качеств личности, как: любознательность, сообразительность, смекалка, наблюдательность, самостоятельность.
Неслучайно, обучению дошкольников элементарным математическим представлениям в современном дошкольном образовании отводится важное место. Это вызвано целым рядом причин: началом школьного обучения с шести лет; повышением внимания к компьютеризации; обилием информации, получаемой ребёнком, и в связи с этим: стремление родителей, как можно раньше научить ребёнка узнавать цифры, считать, решать задачи. Работа по формированию у дошкольников элементарных математических представлений – важнейшая часть их общей подготовки к школе. Решая разнообразные математические задачи, дети проявляют волевые усилия, приучаются действовать целенаправленно, преодолевать трудности, доводить дело до конца (находить правильное решение, ответ).
В работах отечественных и зарубежных ученых дошкольное детство определяется как период оптимальный для умственного развития и воспитания (Л.А. Венгер, А.В. Запорожец, М. Монтессори, Н.Н. Поддьяков, А.П. Усова, Ф. Фребель). Доказано, что ребенок дошкольного возраста может не только познавать внешние, наглядные свойства предметов и явлений, но и способен усваивать представления об общих связях, лежащих в основе многих явлений природы, социальной жизни, овладевать способами анализа и решения разнообразных математических и логических задач.
Важную роль занятий математикой в умственном воспитании детей дошкольного возраста отмечали многие исследователи (Н.А. Арапова-Пискарева, А.В. Белошистая, Л.А. Венгер, О.М. Дъяченко, Т.И. Ерофеева, Н.А. Козлова, Е.В. Колесникова, Л.П. Петерсон, Т.А. Фалькович, Е.И. Щербакова и др.). По их мнению, обучение математике в дошкольном возрасте является своевременным, носит общеразвивающий характер, оказывает влияние на развитие любознательности, познавательной активности, мыслительной деятельности, формирование системы элементарных знаний о предметах и явлениях окружающей жизни, обеспечивая тем самым готовность к обучению в школе.
Опыт работы с дошкольниками в области математического развития показывает, что на успешность обучения влияет не только содержание предлагаемого материала, но также форма его подачи, которая способна вызвать заинтересованность детей и познавательную активность. Современные стандарты к дошкольному образованию также ориентируют педагогов на организацию развивающего образования, на использование новых форм его организации, при которых синтезировались бы элементы познавательного, игрового, поискового и учебного взаимодействия. В данном контексте перспективным в обучении детей основам математики являются проблемно-поисковые ситуации, имеющие форму занимательных математических и логических задач. Проблемно-поисковые ситуации математического содержания способствуют развитию математических представлений на основе эвристических методов, когда понятия, свойства, связи и зависимости открываются ребенком самостоятельно, когда им самим устанавливаются важнейшие закономерности.
Организация математического обучения на основе использования проблемно-поисковых ситуаций способствует тому, чтобы ребенок из пассивного, бездеятельного наблюдателя превратился в активного участника образовательной деятельности. Занятия по программе «Занимательная математика» также способствуют воспитанию у дошкольника интереса к математике, умения преодолевать трудности, не бояться ошибок, самостоятельно находить способы решения познавательных задач, стремиться к достижению поставленной цели.
Основная идея Программы: дать детям возможность почувствовать радость познания, радость от получения новых знаний, иначе говоря, обеспечить процесс овладения знания с радостью, привить вкус к учению.
1.5. Задачи
Задачи кружка:
развивающие задачи направлены на развитие:
- логического мышления, памяти, внимания, речи;
- математических способностей;
- мелкой моторики рук и глазомера;
- а также овладение предпосылками к универсальной учебной деятельности.
образовательные задачи направлены на:
- приобретение знаний о множестве, числе, форме, величине, пространстве и времени как основах
математического развития дошкольников;
- обучение применения полученных знаний в разных видах деятельности (игре, общении и т. д.);
- формирование и развитие приемов умственной деятельности (анализ и синтез, сравнение, обобщение, классификация); формирование конструктивных умений (плоскостное моделирование)
- формирование простейших графических умений и навыков;
воспитательные задачи формируют:
-организованность (умение не мешать товарищам; заниматься сообща;
готовить материалы, необходимые для занятия);
-самостоятельность и интерес к познанию;
-желание сотрудничать со сверстниками, взрослыми.
1.6 Адресат программы
Программа рассчитана на обучающихся 5-6 лет (Старшая группа), мотивированных на получение повышенных образовательных результатов и участие в конкурсных мероприятиях.
Наполняемость групп 10 – 15 человек
2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
2.1 Основные направления и содержание деятельности
Учебный план:
Вторая младшая группа 25 мин. 2 раза в неделю
Возраст 5-6 лет
Количество детей- 28 человек
Продолжительность деятельности – 25 минут
Количество в неделю – 2 раза в неделю
Расписание
1-3 неделя | 1занятие: вторник - 15.30-16.00 2 занятие: четверг - 15.30-16:00 |
2-4 неделя | 1занятие: понедельник- 15.30 -16.00 2 занятие: среда –15:30-16.00 |
2.3 Календарный план
Месяц | Тема | Программное содержание |
Сентябрь | «Число и цифра 1» | - закрепить знания о числе и цифре 1; - учить писать цифру 1; - закреплять умение устанавливать соответствия между количеством предметов и цифрой; - познакомить с пословицами, в которых упоминается число1 |
«Свойства предметов» | - закрепить умение сравнивать знакомые предметы по величине, употреблять эти понятия в речи; - закреплять умение выделять признаки сходных разных предметов и объединять их по этому признаку; - познакомить с названием первого и второго месяца осени – сентябрь, октябрь; - формировать навыки самоконтроля и самооценки | |
«Число и цифра 2» | - закрепить знания о числе и цифре 2 - закрепить умение писать цифру 1; -учить писать цифру 2; - состав числа 2; - знакомить с пословицами, в которых упоминается число два; - учить отгадывать математические загадки | |
«Волшебные знаки» | - учить отгадывать математические загадки; - познакомить со знаками +, =, учить писать эти знаки; - учить записывать решение загадки цифрами и математическими знаками | |
Октябрь | «Геометрические фигуры» | - закреплять умение соотносить форму предмета с геометрической - фигурой; - учить ориентироваться на листе бумаги, обозначать словами положение геометрических фигур; - формировать навыки самоконтроля и самооценки |
«Число и цифра 3» | - закрепить умение устанавливать соответствие между количеством предметов, числом и цифрой; - учить писать цифру 3 - состав числа 3; - знакомить с пословицами, в которых упоминается число 3; - учить решать логическую задачу на установление закономерностей | |
«Волшебный квадрат» | - учить выкладывать квадрат из счетных палочек ; - познакомить с тетрадью в клетку; -учить рисовать квадрат в тетради в клетку; - формировать навыки самоконтроля и самооценки | |
«Число и цифра 4» | - учить отгадывать математическую загадку, записывать решение задачи с помощью знаков и цифр; - закреплять умение писать цифры 2, 3; -учить писать цифру 4 - состав числа 4; - познакомить с понятием «месяц» ( состоит из четырёх недель, один месяц следует за другим) | |
Ноябрь | «Количество и счет» | - учить устанавливать соответствие между количеством предметов и цифрой; продолжать знакомить с тетрадью в клетку; - учить рисовать круги и неваляшку в тетради в клетку; - формировать навык самоконтроля и самооценки |
«Число и цифра 5» | - учить отгадывать математическую загадку, записывать решение с помощью цифр и знаков; - закреплять умение писать цифры 1, 2, 3, 4; - учить писать цифру 5 - состав числа 5; - познакомить с крылатыми выражениями, в которых упоминается число пять | |
«Количество и счет» | - познакомить с названием текущего месяца — ноябрь; - закреплять умение понимать независимость числа от величины и пространственного расположения предметов; - знакомить с составом числа 5 из двух меньших чисел; -учить решать логическую задачу на установление несоответствия; - формировать навык самоконтроля и самооценки | |
«Число и цифра 6» | - познакомить с цифрой 6; - учить писать цифру 6; - состав числа 6; - учить порядковому счету в пределах 6, правильно отвечать на вопросы сколько, на котором по счету месте? - знакомить с составом числа 6 из двух меньших | |
Декабрь | «Задача» | - учить отгадывать математическую загадку, записывать решение с помощью цифр и знаков ; - учить решать логическую задачу на установление закономерностей; - учить понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно; - формировать навык самоконтроля и самооценки |
«Путешествие в Простоквашино» | - учить отгадывать математические загадки; - закреплять умение писать цифры 3, 4, 5, 6; - учить устанавливать соответствие между количеством предметов и цифрой; - познакомить со знаками | |
«Геометрические фигуры» | - учить выкладывать из счетных палочек треугольник, домик; - учить рисовать треугольники в тетради в клетку; - учить понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно - формировать навык самоконтроля и самооценки | |
«Задачки» | - продолжать учить устанавливать соответствие между числом, цифрой и количеством предметов; - знакомить с загадками, в которых присутствуют числа; - учить понимать поэтические сравнения, лежащие в основе загадки; -учить понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно | |
Январь | «Минус, и цифра 0» | - учить решать математическую задачу, записывать решение с помощью знаков, цифр; - познакомить со знаком «минус»; -познакомить с цифрой 0; - учить писать цифру 0 - закрепить знания об осенних месяцах; |
«На, над, под. » | - познакомить с названием месяца — декабрь; - учить решать логическую задачу на основе зрительно воспринимаемой информации; - учить дорисовывать геометрические фигуры, преобразовывая их в изображение похожих предметов; - учить понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно; - формировать навык самоконтроля и самооценки выполненной работы | |
«Арифметика» | - продолжать в игровой форме учить решать арифметическую задачу, записывать решение с помощью цифр, знаков; - продолжать учить устанавливать соответствие между количеством предметов и цифрой; - познакомить с крылатыми выражениями, в которых есть число ноль | |
Февраль | Знаки « =» Квадрат, треугольник | - учить сравнивать смежные числа, устанавливать зависимость между ними; - учить пользоваться знаками ; - закреплять умение обозначать словами положение предметов по отношению к себе; - учить находить различие в двух похожих рисунках; - учить понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно; - формировать навык самоконтроля и самооценки |
Число и цифра «Великолепная 7» | - учить отгадывать математическую загадку, записывать решение с помощью цифр и знаков ; - познакомить с цифрой 7; - состав числа 7; - учить писать цифру 7 | |
Счет до 7 и обратно. | - учить порядковому счету, правильно отвечать на вопросы: сколько? на котором по счету месте? ; - учить выкладывать из счетных палочек прямоугольник; - учить рисовать прямоугольники в тетради в клетку | |
Часть и целое | - учить преобразовывать квадрат в другие геометрические фигуры путем складывания, разрезания ; - учить понимать, что часть меньше целого, а целое больше части; - учить понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно; - формировать навык самоконтроля и самооценки | |
Март | Числа и цифры 1,2,3,4,5,6,7. | - продолжать знакомить с цифрой 7; - знакомить с составом числа 7 из двух меньших чисел; - закреплять умение писать цифры от 1 до 7; - познакомить с пословицами, в которых упоминается число 7 |
Состав числа 7. Временные представления. | - познакомить с днями недели; - учить порядковому и числительному счету; - закреплять временные представления: «утро-вечер», «день-ночь» ; - развивать мелкую моторику | |
Назови соседей. | - познакомить с месяцем Январь; - учить отгадывать математическую загадку, записывать решение с помощью цифр и знаков; - познакомить с цифрой 8; - состав числа 8; - учить писать цифру 8 | |
Состав числа 8. | - упражнять в различении порядкового счета, правильно отвечать на вопросы сколько-?, на котором по счету месте?; - учить составлять число 8 из двух меньших на наглядном материале | |
Апрель | Деление предмета на 4 части | - учить делить предмет на две, четыре части ,понимать, что часть меньше целого, а целое больше части; - сравнение предметов по величине; - формировать навык самоконтроля и самооценки |
Сколько вместе? | - продолжать учить решать примеры на сложение и вычитание; - учить определять словом положение предмета по отношению к себе, другому лицу; - учить ориентироваться в пространстве и на листе бумаги | |
Числа и цифры 1-9. Высокий, низкий. | - познакомить с цифрой 9; - учить писать цифру 9; - состав числа 9; - закреплять умение использовать в речи понятия «самая высокая», «пониже», «еще пониже», «самая низкая»; «низкая», «повыше», «еще повыше»; | |
Считай не ошибись. | - продолжать знакомить с названиями дней недели; - учить записывать дни недели условными обозначениями (один кружок - понедельник, два - вторник и т.д.);; - учить решать логическую задачу на установление закономерностей | |
Май | Сравнение смежных чисел. Уголки! | - учить складывать квадрат на 2, 4, 8 треугольников, разрезать по линиям сгиба; - учить понимать, что часть меньше целого, а целое больше части; - учить решать логические задачи на основе зрительно воспринимаемой информации |
Чья неделька быстрей собереться? | - учить решать задачи, записывать решение с помощью цифр и математических знаков, читать запись; - продолжать учить устанавливать соответствие между цифрой и количеством предметов; - учить пользоваться знаками ; закреплять знания о днях недели -учить решать логическую задачу на анализ и синтез | |
Что сначала что потом? | - продолжать учить составлять задачи на сложение и вычитание, записывать и читать запись; - учить решать логическую задачу на установление закономерностей; - формировать навык самоконтроля и самооценки | |
Сколько, какой? | - учить устанавливать соответствие между количеством предметов и цифрой; - закреплять знания о последовательности частей суток (утро, день, вечер, ночь); - учить рисовать символическое изображение кошки из треугольников в тетради в клетку |
2.4 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Дидактические материалы:
Для обеспечения наглядности и доступности изучаемого материала используются наглядные пособия следующих видов:
- геометрические фигуры и тела;
- палочки Кюизинера;
- наборы разрезных картинок;
- сюжетные картинки с изображением частей суток и времён года;
- полоски, ленты разной длины и ширины;
- цифры от 1 до 9;
- игрушки: куклы, мишка, петушок, зайчата, лиса, волчонок, белка, пирамидка и др;
- чудесный мешочек;
- блоки Дьенеша;
- пластмассовый и деревянный строительный материал;
- геометрическая мозаика;
- счётные палочки;
- предметные картинки;
- игры на составление плоскостных изображений предметов;
- обучающие настольно-печатные игры по математике;
- мелкие конструкторы и строительный материал с набором образцов;
- геометрические мозаики и головоломки;
- занимательные книги по математике;
- задания из тетради на печатной основе для самостоятельной работы;
- простые карандаши; наборы цветных карандашей;
- линейки и шаблоны с геометрическими фигурами;
- счетный материал;
- наборы цифр;
- конспекты.
Дидактический материал подбирается и систематизируется в соответствии с учебно-тематическим планом (по каждой теме), возрастными и психологическими особенностями детей, уровнем их развития и способностей.
ЛИТЕРАТУРА
Литература, используемая педагогом для разработки программы и организации образовательного процесса:
- Артемова Л.В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников. – М.: Просвещение, 2002. – 385 с.
- Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. – М.: Просвещение, 2001. – 404 с.
- Венгер Л.А., Дьяченко О.М. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 2003. – 312 с.
- Ерофеева Т.И. Математика для дошкольников – М.: Просвещение, 2002 – 256с.
- Логика. Программа развития основ логического мышления у старших дошкольников. / Сост. Корепанова М. В. – Волгоград, 2004.
- Математика до школы. /Сост. Смоленцева А. А., Пустовойт О. В., Михайлова З. М., Непомнящая Р. Л. – СПб.: Детство-Пресс, 2000.
- Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников, М.: Просвещение, 2010. – 187с.
- Михайлова З. А. Математика – это интересно. Методическое пособие. – СПб: Детство-Пресс, 2002.
- Михайлова З.А. Математика от трёх до семи. Учебно-методическое пособие. – СПб: Акцидент, 1997.
- Носова Е.А. Логика и математика для дошкольников. – СПб.: Феникс, 2006. – 123 с.
- Петерсон Л.Г. Раз ступенька, два ступенька. – СПб: Феникс, 2008. – 418с.
- Первые шаги в математику. Методическое пособие / Сост. Буланова Л. В., Корепанова М. В. и др. – Волгоград, 2004.
- Мониторинг в детском саду/ под ред. Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, М.В. Крулехт. – СПб: Детство-пресс, 2011. – 297с.
- Тихомирова Л.Ф. Развитие интеллектуальных способностей дошкольника. – Ярославль: Академия развития, 2005. – 267 с.
- Учебное пособие Чего на свете не бывает?/ под редакцией О.М. Дьяченко и Е.Л. Агаевой. – М.: Просвещение, 2007. – 245с.
- Харько Т. Г., Воскобович В. В. Сказочные лабиринты игры. Игровая технология интеллектуально-творческого развития детей дошкольного возраста 3-7 лет. – СПб., 2007
Литература, рекомендуемая для детей и родителей:
- Васильева Н.Н.,. Новоторцева Н.В Развивающие игры для дошкольников. – Ярославль: Академия развития, 2006. – 374с
- Волина В.В. Праздник числа – М.: Знание, 2003 – 180с.
- Гаврина С.Е. Веселые задачки для маленьких умников. – Ярославль: Академия развития, 2006. – 382с.
- Галанова Т.В. Развивающие игры с малышами. – Ярославль: Академия развития, 2006. – 375с.
- Дьяченко В.В. Чего на свете не бывает? – М.: Просвещение, 2011 – 208с.
Интернет-ресурсы
1. Занимательный материал в обучении дошкольников элементарной математике – http://nsportal.ru/detskii-sad/matematika/zanimatelnyi-material-v-obuchenii-doshkolnikov-elementarnoi-matematike
2. Занимательные задачки для дошкольника! – http://www.baby.ru/community/view/30500/forum/post/38583820
3. Занимательная математика, занимательные задачи по математике. – http://www.myadept.ru/page/zanimatelnaya-matematika
4. Интересная математика и счет для дошкольников – http://kazinopa.ru/matematika/interesnaya-matematika-i-schet-dlya-doshkolnikov/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Занимательная математика»
На сегодняшний день современному обществу необходимы любознательные, активные, физически развитые, способные решать интеллектуальные и личностные задачи, члены общества. Современные ...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Занимательная математика"
Большое значение в умственном воспитании детей имеет развитие элементарных математических представлений. В дошкольный период происходит первичное осознание ребенком внешних воздействий окружающего мир...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа “Занимательная математика”
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа“Занимательная математика&rdquo...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Занимательная математика» для детей 5-7 лет
Дополнительная образовательная программа по подготовке детей к школе будущего первоклассника» имеет социально-педагогическуют направленность и способствует развитию мотивации ребёнка к познанию ...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА "ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА" (для детей старшего дошкольного возраста)
Данная Программа позволяет обучающимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики, выходящими за рамки программы дошкольного образования. Решение математических задач, связанных с логиче...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Занимательная математика»
Рабочая программа кружка «Занимательная математика» у детей второй младшей группы разработана в соответствии с введением в действие ФГОС ДО.Данная рабочая программа обеспечивает разносторо...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Занимательная математика» Возраст детей: 4-5 лет.
Цель: повысить уровень познавательной активности детей, развитие элементарных математических представлений в соответствии с повышенными требованиями к ним в школе, развить способность детей решать лог...