Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Занимательная математика»
методическая разработка по математике

Гонтарь Юлия Игоревна

На сегодняшний день современному обществу необходимы  любознательные, активные, физически развитые, способные  решать интеллектуальные и личностные задачи, члены общества.  Современные  стандарты   требуют  от воспитателей формирование  у дошкольников целостной картины мира, расширение кругозора детей.  И решение этих задач возможно через игровую деятельность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon matematika_dop_3-5_2019-2020.doc276 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы

«Школа № 2065»

ГБОУ Школа № 2065

Россия, 108811, г.Москва, г.Московский, 3-й микрорайон, дом 8.

ИНН 5003096290;    КПП 775101001;     ОГРН 1115003007790

тел. / факс: 8 (495)410-38-95;

email: 2065@edu.mos.ru;

web: www.sch2065tn.mskobr.ru

ПРИНЯТО

УТВЕРЖДАЮ

на педагогическом совете

Заместитель директора

ГБОУ Школа №2065

______________________ Урсегов К.Б.

протокол от ________2019 года №__

приказ от ________2019 года № ______

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

«Занимательная математика»

Направленность: социально-педагогическая

Уровень: ознакомительный

Возраст обучающихся: 3-5

Срок реализации: 1 год

Составитель: воспитатель ОП Д5

Гонтарь Юлия Игоревна

г. Москва, 2019

Пояснительная записка

В настоящее время проблему развития элементарных математических представлений разрабатывают как зарубежные, так и отечественные педагоги.

Идея включения игр в процесс обучения и воспитания издавна привлекала внимание педагогов. К.Д. Ушинский подчеркивал легкость, с которой дети усваивают знания, если их сопровождать игрой. Такого же мнения придерживались педагоги Макаренко А.С., Тихеева Е.И., Удальцова Е.И., Сорокина  и другие. Ими было установлено, что с помощью дидактической игры дошкольники используют свои  знания в новых ситуациях.

На сегодняшний день современному обществу необходимы  любознательные, активные, физически развитые, способные  решать интеллектуальные и личностные задачи, члены общества.  Современные  стандарты   требуют  от воспитателей формирование  у дошкольников целостной картины мира, расширение кругозора детей.  И решение этих задач возможно через игровую деятельность. Дети дошкольного возраста спонтанно проявляют интерес к математическим категориям, помогающим лучше ориентироваться в вещах и ситуациях, упорядочивать и связывать их друг с другом, формировать понятия и мышление в целом.

И, поскольку в дошкольном возрасте у детей преобладает игровая деятельность, процесс развития элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста будет более эффективен при использовании игровых методов и приемов. Наши дети часто испытывают некоторые затруднения при выражении своих мыслей, оречевлении своих действий, их последовательности, что затрудняет их математическую деятельность.

Поскольку игровая деятельность является  ведущей   в дошкольном возрасте,  возникла идея создания кружка «Занимательной математики». Главным достоинством данной формы является способ подачи материала.

Занятия основываются на игровой деятельности дошкольников (включая сюжетно-ролевую игру). Так же используются коммуникативная, познавательно-исследовательская, изобразительная, двигательная формы активности ребенка, а так же восприятие детской литературы и конструирование. Используемые методические приемы, сочетание практической и игровой деятельности, решение проблемно-игровых и поисковых ситуаций способствуют формированию у детей элементарных математических представлений; развитию любознательности и познавательной мотивации; развивают воображение и творческую активность.

Методика «Кружка» учитывает возрастные особенности дошкольников и дидактические принципы развивающего обучения. Развивающие задачи решаются с учетом индивидуальности и темпом развития каждого ребенка. Тематика математического кружка способствует расширению словарного запаса, активизации словаря, развитию связной речи.

Развитие математических способностей включает взаимосвязанные и взаимообусловленные представления о пространстве, форме, величине, времени, количестве, их свойствах и отношениях, которые необходимы для интеллектуального развития детей, формирования грамматического строя речи, развития связной речи, способствуют общему умственному воспитанию ребенка.

Работа кружка «Занимательная математика»  осуществляется под руководством педагога. Все полученные знания и умения закрепляются в разнохарактерных дидактических играх. В конце учебного года предлагается провести проверку уровня овладения детьми полученными знаниями, умениями и навыками.

Цель программы:

Создание условий для познавательного развития детей дошкольного возраста через организацию занимательных развивающих игр, заданий, упражнений математического содержания.

Задачи:

1. Создание максимально благоприятных условий для раннего выявления и развития интересов, склонностей и способностей ребёнка.

2. Формирование внутренней учебной мотивации, других мотивов учения.

3. Развитие психических процессов (ощущение, восприятие, представление).

4. Развитие вариативного и образного мышления (фантазии, воображение, творческие способности).

5. Формирование приёмов умственных действий (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия).

6.Формирование умений и навыков (умение обдумывать и планировать действия, осуществлять решения, догадываться о результатах и проверять их, строго придерживаться, заданным, правилам алгоритма.)

7. Овладение навыками речевого общения, упражнение в правильном  употреблении сформированных грамматических категорий.

Программа курса предполагает знакомство с теорией и практикой по математике и рассчитана на 76 часов (по 2 часа в неделю).

Организационно-педагогические условия реализации программы.

Формы работы:

Занятие – является основной формой работы с детьми, продолжительность 30 минут (1 академический час). В занятия включены подвижные игры, физкультминутки, пальчиковые игры, которые позволяют детям расслабиться. Беседа, рисунки и композиции, индивидуальная письменная работа.

Для достижения ожидаемого результата целесообразнее придерживаться определенной структуры занятий:

  • Разминка.
  • Основное содержание занятия – изучение нового материала.
  • Физ.минутка.
  • Закрепление нового материала.
  • Развивающая игра.

Разминка в виде загадки, знакомства со сказочным персонажем позволяет активизировать внимание детей, поднять их настроение, помогает настроить на продуктивную деятельность.

Основное содержание занятия представляет собой совокупность игр и упражнений, направленных на решение поставленных задач данного занятия.

Физ. минутка позволяет детям расслабиться, переключиться с одного вида деятельности на другой, способствует развитию крупной и мелкой моторики.

Закрепление нового материала дает педагогу возможность оценить степень овладения детьми новыми знаниями.

Развивающая игра, раскрашивание «умной» картинки по теме в конце занятия является своеобразной рефлексией, логическим окончанием проделанной работы и служит стимулом для ее продолжения.

Методы обучения:

• наглядный;

• исследовательский;

• проблемно-поисковый;

• объяснительно-иллюстративный;

• практический.

Планируемые результаты:

- овладения навыками ритмического, прямого и обратного счета в пределах 10; иметь представление о сложении и вычитании; знать состав чисел первого десятка; иметь представление о равенстве и неравенстве чисел; умение сопоставлять цифру с количеством; ориентироваться во времени (вчера, сегодня, завтра); ориентироваться на листе бумаги (альбом, клетка); знать последовательность дней в неделе; различать геометрические фигуры и сопоставлять их с предметами; измерять величины с помощью условных обозначений (отрезок, клетка, стакан и т.п.)

-развитие мышления, речи, психических функций

-формирование у детей познавательных интересов, коммуникативных умений и творческих способностей.

Учебно-тематический план

п/п

Название разделов, тем

Количество часов

Формы контроля (аттестации)

Всего

Теория

Практика

1

Знакомство обучающихся друг с другом и с педагогом. Выявление уровня первичной подготовки детей.

1

1

-

2

Инструктаж по технике безопасности. Вводное занятие.

1

1

-

3

Количество и счёт.

21

10

11

В процессе проведения учебного занятия

4

Ориентировка в пространстве и времени.

15

5

10

В процессе проведения учебного занятия

5

Геометрические фигуры

15

6

9

В процессе проведения учебного занятия

6

Величина и форма.

11

5

6

В процессе проведения учебного занятия

7

Решение логических задач

10

10

В процессе проведения учебного занятия

8

Итоговое занятие

2

2

Подведение итогов реализации доп. обр. программы в форме итогового тестирования, открытого занятия.

Итого:

76

28

48

Содержание изучаемого курса

Работа распределяется по разделам:

  • Количество и счет,
  • Ознакомление с геометрическими фигурами,
  • Определение величины и формы.
  • Ориентировка во времени и в пространстве.
  • Решение логических задач.

Календарно-тематический план

№ занятия

Содержание

Кол-во часов

Сроки (дата)

планируемые

скорректиро-ванные

1

Знакомство обучающихся друг с другом и с педагогом. Выявление уровня первичной подготовки детей. Инструктаж по технике безопасности. Вводное занятие.

2

сентябрь

2

Количество и счет. Один, много.

1

сентябрь

3

Большой, маленький, поменьше.

1

сентябрь

4

Столько же, поровну.

1

сентябрь

5

Сравнение групп предметов по количеству.

1

сентябрь

6

Рисование по клеткам

1

сентябрь

7

Длинный, короткий.

1

сентябрь

8

Времена года.

1

сентябрь

9

Осенние месяцы.

1

октябрь

10

Ориентировка на листе бумаги: вверху, внизу.

1

октябрь

11

Круг.

1

октябрь

12

Цифра 1.

1

октябрь

13

Счет до 2.

1

октябрь

14

Состав числа 2.

1

октябрь

15

Пара.

1

октябрь

16

Широкий и узкий.

1

октябрь

17

Представление о точке и линии.

1

ноябрь

18

Ориентировка на листе бумаги: лево-право.

1

ноябрь

19

Пространственные отношения: впереди, сзади.

1

ноябрь

20

Повторение названий осенних месяцев.

1

ноябрь

21

Повторение: круг, соотношение с предметами.

1

ноябрь

22

Раньше, позже, сначала.

1

ноябрь

23

Счёт до 3.

1

ноябрь

24

Состав числа 3.

1

ноябрь

25

Цифра 3.

1

декабрь

26

Высокий, низкий.

1

декабрь

27

Знакомство с зимними месяцами.

1

декабрь

28

Утро, день, ночь.

1

декабрь

29

Треугольник. Сопоставление с предметами.

1

декабрь

30

Счет до 4.

1

декабрь

31

Состав числа 4.

1

декабрь

32

Цифра 4.

1

декабрь

33

Деление предметов на 4 части.

1

январь

34

Сравнение части и целого.

1

январь

35

Представление об отрезке.

1

январь

36

Сравнение предметов по длине.

1

январь

37

Квадрат. Сопоставление с предметами.

1

январь

38

Счёт до 5.

1

январь

39

Состав числа 5.

1

январь

40

Цифра 5.

1

январь

41

Числовой ряд 1-5.

1

февраль

42

Многоугольник.

1

февраль

43

Овал. Сопоставление с предметами.

1

февраль

44

Повторение: впереди, сзади, между.

1

февраль

45

Режим дня.

1

февраль

46

Часть и целое.

1

февраль

47

Повторение: высокий, низкий.

1

февраль

48

Счёт до 6.

1

февраль

49

Состав числа 6.

1

февраль

50

Цифра 6.

1

март

51

Сравнение предметов по ширине.

1

март

52

Раньше, позже.

1

март

53

Прямоугольник. Сопоставление с предметами.

1

март

54

Повторение: Времена года.

1

март

55

Знакомство с весенними месяцами.

1

март

56

Счет до 7.

1

март

57

Состав числа 7.

1

март

58

Цифра 7.

1

апрель

59

Точки. Линии. Фигуры.

1

апрель

60

Повторение: круг, овал, треугольник.

1

апрель

61

Многоугольник. Квадрат. Прямоугольник.

1

апрель

62

Знакомство с частями суток.

1

апрель

63

Счёт до 8. Цифра 8.

1

апрель

64

Состав числа 8.

1

апрель

65

Пространственные отношения: внутри, снаружи.

1

апрель

66

Рисование по клеточкам.

1

апрель

67

Рисование предметов из заданных фигур.

1

май

68

Счёт до 9. Цифра 9.

1

май

69

Состав числа 9.

1

май

70

Пространственные отношения: на, над, под.

1

май

71

Рисование по точкам.

1

май

72

Счёт до 10. Написание числа 10.

1

май

73

Состав числа 10.

1

май

74

решение логических задач

1

май

75

Итоговое занятие

2

май

Методическое обеспечение

– консультация для родителей «Занимательная математика дома»,

– электронные математические игры для дошкольников;

– видео-презентации.

Дидактические материалы:

Для обеспечения наглядности и доступности изучаемого материала педагог может использовать наглядные пособия следующих видов:

  • геометрические фигуры и тела;
  • палочки Х. Кюизинера;
  • наборы разрезных картинок;
  • сюжетные картинки с изображением частей суток и времён года;
  • полоски, ленты разной длины и ширины;
  • цифры от 1 до 9;
  • игрушки: куклы, мишка, петушок, зайчата, лиса, волчонок, белка, пирамидка и др;
  • фланелеграф, мольберт;
  • чудесный мешочек;
  • кубики Никитина;
  • блоки Дьенеша;
  • пластмассовый и деревянный строительный материал;
  • геометрическая мозаика;
  • счётные палочки;
  • предметные картинки;
  • знаки – символы;
  • игры на составление плоскостных изображений предметов;
  • обучающие настольно-печатные игры по математике;
  • мелкие конструкторы и строительный материал с набором образцов;
  • геометрические мозаики и головоломки;
  • занимательные книги по математике;
  • задания из тетради на печатной основе  для самостоятельной работы;
  • простые карандаши; наборы  цветных карандашей;
  • линейки и шаблоны с геометрическими фигурами;
  • небольшие ножницы;
  • наборы цветной бумаги;
  • счетный материал;
  • наборы цифр;
  • конспекты.

Дидактический материал подбирается и систематизируется в соответствии с учебно-тематическим планом (по каждой теме), возрастными и психологическими особенностями детей, уровнем их развития и способностей.

Мониторинг достижения детьми планируемых результатов освоения программы

Методика В.П.Новиковой

Для отслеживания динамики освоения данной дополнительно образовательной программы и анализа результатов образовательной деятельности проводятся дидактические игры, конкурсы, викторины, открытое занятие. Система мониторинга достижений у детей должна обеспечивать комплексный подход к оценке результатов освоения программы, позволять осуществлять оценку динамики достижений детей. В процессе мониторинга знания, умения и навыки детей исследуются путем наблюдении за ребенком, экспертных оценок, тестов.

Мониторинг осуществляется в течение всего учебного года и включает первичную, промежуточную и итоговую диагностики.

Формы контроля (мониторинг):

- устный опрос,

- письменная работа,

- тестовые задания,

Методика №1 – выявление умений счёта.

Инструкция к проведению. Педагог предлагает ребёнку посчитать до 10.

Методика №2 – выявление знаний цифр.

Материал. Набор цифр в произвольном порядке.

Инструкция к проведению. Педагог предлагает ребёнку разложить цифры по порядку от 1 до 10, а затем назвать те цифры, которые ему покажут (9,6,3,7).

Методика №3 – выявление умений соотносить количество предметов с цифрой.

Материал. Набор цифр, мелкие игрушки.

Инструкция к проведению. Педагог предлагает ребёнку отсчитать 8 игрушек, а потом обозначить это количество цифрой.

Методика №4 – выявление умений отсчитывать количество на одну единицу больше или меньше.

Материал. По 10 ёлочек и грибов.

Инструкция к проведению. Педагог предлагает ребёнку отсчитать ёлочек на одну больше, чем грибов (четыре), после чего даёт задание отсчитать грибов на один меньше, чем ёлочек (семь).

Методика №5 – выявление умений составлять число из единиц и различать количественный и порядковый счёт.

Материал. В ряду: свёкла, кабачок, морковка, картошка, огурец.

Инструкция к проведению. Педагог предлагает ребёнку сказать, из каких овощей составлена группа; которая морковка по счёту; считать по порядку.

Методика №6 – выявление умений сравнивать две группы предметов.

Материал. Перед ребёнком пять больших матрёшек и пять маленьких в кругу.

Инструкция к проведению. Педагог предлагает ответить на вопрос, каких игрушек больше.

Методика №7 – выявление умений сравнивать предметы по длине.

Материал. Перед детьми пять полосок разной длины, лежащих произвольно (разница между полосками – 0,5 см).

Инструкция к проведению. Педагог задаёт вопросы. Одинаковые ли полоски по длине? Разложи их по порядку: от самой короткой до самой длинной. Назови, какие полоски по длине.

Методика №8 – выявление знаний о геометрических фигурах.

Материал. Два красных круга и один треугольник; два зелёных квадрата и один прямоугольник; три жёлтых прямоугольника и два треугольника разной конфигурации. По одному синему кругу, квадрату, треугольнику, прямоугольнику.

Инструкция к проведению. Задаются следующие вопросы. Сколько треугольников? Сколько четырёхугольников? Сколько красных фигур? Назови зелёные фигуры.

Методика №9 – выявление умений ориентироваться в пространстве (слева, справа).

Инструкция к проведению. Педагог предлагает ребёнку сказать, что находится слева от него.

Методика №10 – выявление знаний о днях недели.

Инструкция к проведению. Педагог предлагает ребёнку назвать дни недели по порядку, затем сказать, какой день недели сегодня, какой день недели был вчера, какой день недели будет завтра.

Оценка результатов работы каждого обучающегося в конце учебного года производится в соответствии с таблицей критериев уровня освоения программного материала .

Ф.И. ребенка

Количество и счет

Уровни

Умение
считать

Знание
цифр

Соотнести
цифру с
количеством

Умение
отсчитывать

Умение
составлять
число из
единиц

Количественный
и порядковый 
счет; отвечать
на вопросы

Считать
по порядку

Высокий

Средний

Низкий

На
единицу
больше

На
единицу
меньше

сколько

который

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Ф.И. ребенка

Величина

Пространство

Время

Уровни

Сравнение предметов по длине

Умение различать

Знание
дней недели по
порядку

Умение различать

Высокий

Средний

Низкий

Накладывает

Прикладывает

Раскладывает
по порядку

Лево

Право

Вчера

Сегодня

Завтра

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Оценка результатов

3 – высокий  уровень  развития; 2 – средний  уровень  развития; 1 – низкий  уровень  развития

Высокий уровень  (от 45  до  54 баллов) – систематически применяет самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач, Самостоятельно считает в пределах 10; правильно пользуется количественными и порядковыми числительными; сравнивает рядом стоящие числа в пределах 10 (опираясь на наглядность), устанавливает, какое число больше (меньше) другого, уравнивает неравное число предметов; сравнивает предметы разной величины, размещая их в порядке возрастания (убывания) длины, высоты; различает форму предметов; выражает словами местонахождение предмета по отношению к себе, к другим предметам; называет дни недели, последовательность частей суток. Осуществляет классификацию по одному – двум свойствам, самостоятельно выделяет признак (основание), по которому можно классифицировать.

Средний уровень  (от 35  до 44 баллов) – самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности  для решения новых задач  применяет с помощью взрослого. Выполняет задание с небольшой помощью взрослого; ребенок классифицирует геометрические фигуры, величины по одному, двум свойствам, определяет форму предметов, ориентируясь на эталон. На основе сравнения предметов, чисел выделяет количественные отношения, выполняет действия в заданной последовательности.

Низкий уровень (от 18 до 34 баллов) – не применяет самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач. Ребенок  выполняет задание неправильно или отказывается его выполнять, помощь не принимает.

Список литературы

  1. Е.В.Колесникова «Программа «Математические ступеньки» ТЦ Сфера, М.2003
  2. Н.В. Нищева «Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с Общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет)» СПб, «Детство-пресс» 2015
  3. Л.Г. Петерсон, Н.П. Холина «Математика для дошкольников» М.,1993
  4. Л.Г.Петерсон, Е.Е.Кочемасова «Игралочка - ступенька к школе», Ювента, М.,2011
  5. Г.Е.Сычёва «Формирование элементарных математических представлений у дошкольников 4-5 лет» М.: «Гном», 2017

6. Т.И.Тарабарина, Н.В.Елкина «И учеба, и игра: математика», Ярославль, 1997.

7. Юлия Соколова. Игры и задания на интеллектуальное развитие ребенка пяти-шести лет М.:«Эксмо»,2008

Литература, рекомендуемая для детей и родителей:

  1. Васильева Н.Н.,. Новоторцева Н.В Развивающие игры для дошкольников. –  Ярославль: Академия развития, 2006. – 374с
  2. Волина В.В. Праздник числа – М.: Знание, 2003 – 180с.
  3. Гаврина С.Е. Веселые задачки для маленьких умников. – Ярославль: Академия развития, 2006. – 382с.
  4. Галанова Т.В. Развивающие игры с малышами. – Ярославль: Академия развития, 2006. – 375с.
  5. Дьяченко В.В. Чего на свете не бывает? – М.:  Просвещение, 2011 – 208с.

Интернет-ресурсы

1. Занимательный материал в обучении дошкольников элементарной математике – http://nsportal.ru/detskii-sad/matematika/zanimatelnyi-material-v-obuchenii-doshkolnikov-elementarnoi-matematike

2. Занимательные задачки для дошкольника! – http://www.baby.ru/community/view/30500/forum/post/38583820

3. Занимательная математика, занимательные задачи по математике. – http://www.myadept.ru/page/zanimatelnaya-matematika

4. Интересная математика и счет для дошкольников – http://kazinopa.ru/matematika/interesnaya-matematika-i-schet-dlya-doshkolnikov/

5. Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников – http://bib.convdocs.org/v14303


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Занимательная робототехника"

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Занимательная робототехника» (Далее Программа) отнесена к программам технической направленности,  является авторской разр...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Занимательная математика"

Большое значение в умственном воспитании детей имеет развитие элементарных математических представлений. В дошкольный период происходит первичное осознание ребенком внешних воздействий окружающего мир...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа “Занимательная математика”

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа“Занимательная математика&rdquo...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Занимательная математика» для детей 5-7 лет

Дополнительная образовательная программа по подготовке детей к школе будущего первоклассника» имеет социально-педагогическуют направленность и способствует развитию мотивации ребёнка к познанию ...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА "ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА" (для детей старшего дошкольного возраста)

Данная Программа позволяет обучающимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики, выходящими за рамки программы дошкольного образования. Решение математических задач, связанных с логиче...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Занимательная математика»

Рабочая программа кружка «Занимательная математика» у детей второй младшей группы разработана в соответствии с введением в действие ФГОС ДО.Данная рабочая программа обеспечивает разносторо...