ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА "ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА" (для детей старшего дошкольного возраста)
методическая разработка по математике (подготовительная группа)

Федосова Ирина Александровна

Данная Программа позволяет обучающимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики, выходящими за рамки программы дошкольного образования. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением, закрепит интерес дошкольников к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.

Не менее важным фактором реализации данной Программы является развитие у обучающихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определенному вопросу.

Содержание Программы соответствует познавательным возможностям дошкольников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая учебную мотивацию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл matematika_6-7_let.docx60.22 КБ

Предварительный просмотр:

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА

НАПРАВЛЕННОСТЬ: ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНАЯ

Уровень: ознакомительный

    Возраст обучающихся: 6 -7лет

    Срок реализации: 1 год

                                                  Составитель:        Федосова Ирина Александровна,

               педагог дополнительного образования

Москва 2022

ОГЛАВЛЕНИЕ:

  1. Пояснительная записка        3
  2. Содержание программы        7
  3. Формы контроля и оценочные материалы        18
  4. Организационно - педагогические условия реализации программы …20 5. Список литературы        22

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Дополнительная общеобразовательная   общеразвивающая   программа

«Занимательная математика» (далее - Программа) разработана с учетом действующих федеральных, региональных нормативно-правовых документов и локальных актов, имеет естественнонаучную направленность, рассчитана на ознакомительный уровень освоения.

Актуальность Программы

Данная Программа позволяет обучающимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики, выходящими за рамки программы дошкольного образования. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением, закрепит интерес дошкольников к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.

Не менее важным фактором реализации данной Программы является развитие у обучающихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определенному вопросу.

Содержание Программы соответствует познавательным возможностям дошкольников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая учебную мотивацию.

Педагогическая целесообразность Программы

Содержание занятий представляет собой введение в мир элементарной математики, а также углубленный вариант наиболее актуальных вопросов основ элементарной математики. Они содействуют развитию у обучающихся математического образа мышления: краткости речи, умелому использованию символики, правильному применению математической терминологии и т.д.

Педагогическая целесообразность Программы заключается в том, что в нее включены условия для повышения мотивации к обучению математике, развития интеллектуальных возможностей обучающихся. Математика – учебная дисциплина, развивающая умение логически мыслить, видеть количественную сторону предметов и явлений, делать выводы, обобщения. Программа строится от частных примеров (особенности решения отдельных примеров) к общим (решение математических задач). Содержание занятий направлено на освоение математической терминологии, на решение занимательных задач, которые впоследствии помогут обучающимся принимать участие в школьных и городских олимпиадах и других математических играх и конкурсах. Осуществляется учебно-практическое знакомство со многими разделами математики, удовлетворяется познавательный интерес обучающихся к проблемам данной науки, расширяется кругозор, углубляются знания.

Новизна Программы

Новизна Программы заключается в том, что в нее включено большое  количество заданий на развитие логического мышления, памяти и задания исследовательского характера.

В структуру Программы входит теоретический блок материалов, который подкрепляется практической частью. Практические задания способствуют развитию у обучающихся творческих способностей, логического мышления, памяти, математической речи, внимания; умению создавать математические проекты, анализировать, решать ребусы, головоломки, обобщать и делать выводы.

Программа предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации, что способствует появлению у обучающихся желания отказаться от образца, проявить самостоятельность. В процессе выполнения заданий дети научатся видеть  сходства и различия, замечать изменения, выявлять причины и характер изменений и на основе этого формулировать выводы. Совместное с учителем движение от вопроса к ответу - это возможность научить ученика рассуждать, сомневаться, задумываться, стараться самому находить ответ.

При обучении по Программе учитываются возрастные особенности дошкольников. В процессе реализации Программы предусматривается организация подвижной деятельности, которая не мешает умственной работе. С этой целью в занятия включены подвижные математические игры, последовательная смена одним учеником «центров» деятельности в течение одного занятия. Во время занятий поддерживается прямое общение между обучающимися (возможность подходить друг к другу, переговариваться, обмениваться мыслями). Некоторые математические игры и задания имеют форму состязаний, соревнований между командами.

Цель и задачи Программы

Цель Программы: формирование и развитие интеллектуальной активности, поддержание устойчивого интереса к математике, развитие логического мышления и математической речи.

Задачи Программы

Обучающие:

  • обучать основным приемам решения математических задач;
  • обучать алгоритмам арифметических действий для  вычислений;
  • обучать правильному применению математической терминологии;
  • обучать умению делать выводы и обобщения, обосновывать собственное мнение;
  • повышать мотивацию и формировать устойчивый интерес к изучению  математики;
  • обучать основам геометрии.

Развивающие:

  • развивать речь, применять терминологию для описания математических объектов и процессов окружающего мира в количественном и пространственном отношениях;
  • развивать потребность узнавать новое, проявлять интерес к занятиям математикой, учиться пользоваться математическими знаниями и в повседневной жизни;
  • развивать мышление: умение анализировать, обобщать, систематизировать знания и обогащать математический опыт.

Воспитательные:

  • воспитывать самостоятельность, уверенность в своих силах;
  • воспитывать ценностное отношение к знаниям, интерес к изучаемому предмету;
  • развивать коммуникативные навыки;
  • воспитывать трудолюбие, стремление добиваться поставленной цели.

Категория обучающихся

Программа предназначена для детей 6 – 7 лет, желающих заниматься математикой.

Срок реализации Программы

Программа рассчитана на 9 месяцев, включает в себя 36 часов.

Формы организации образовательной деятельности и режим занятий

Форма организации образовательной деятельности – групповая.

На занятиях применяется дифференцированный, индивидуальный подход к каждому обучающемуся.

Количество детей в группе – от 15 до 25 человек.

Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу.

Планируемые результаты освоения Программы

Личностные результаты

В процессе обучения закладываются основы формирования важнейших сторон личности обучающегося, таких как:

- любознательность, активность и заинтересованность в познании мира;

- способность к организации собственной деятельности;

- доброжелательность,        умение        слушать        и        слышать        собеседника,

обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;

- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками;

- формирование уважительного отношения к иному мнению;

- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально- нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

Метапредметные результаты

Курс занимательной математики дает возможность заниматься формированием метапредметных результатов, таких как:

- анализ предложенных вариантов решения задачи, выбор из них верных;

- способность осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач;

- выбор наиболее эффективного способа решения задачи;

- конструирование последовательности «шагов» (алгоритма) решения задачи;

- освоение способов решения проблем творческого и поискового  

характера;

- формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, соотнесения к известным понятиям.

Предметные результаты:

- знать состав чисел в пределах десятка;

- рассуждать логически;

- анализировать текст задачи, выделять условие и вопрос;

- выделение существенных признаков предметов;

- сравнение между собой предметов, явлений;

- определение последовательности событий;

- выявление закономерностей и проведение аналогий.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Учебный-тематический план

№ п/п

Названия разделов и тем

Количество часов:

Формы аттестации

/контроля

Всего

Теория

Практика

1.

Вводное занятие

1

1

Педагогическое

наблюдение

2.

Математика – это интересно

11

5

6

2.1.

Из истории математики

5

3

2

Математическая

игра

2.2.

Цифры и операции над ними

4

1

3

Решение практических

задач

2.3.

Кто нам в школе помогает

чертить и писать

2

1

1

Составление задач

3.

Геометрическая мозаика

12

4

8

2.1.

Путешествие в страну Геометрия

4

2

2

Решение практических

задач

2.2.

Решение задач на развитие смекалки и сообразительности

3

3

Решение

практических задач

2.3.

Геометрические фигуры. Их

преображение

5

2

3

Творческая работа

4.

Мир занимательных задач

12

3

9

4.1.

Игры с числами

4

1

3

Тестирование

4.2.

Логический конструктор

4

1

3

Решение практических

задач

4.3.

Проектная деятельность. Выпуск газеты

«Математический калейдоскоп»

3

1

2

Защита проекта

4.4.

Математический праздник

1

1

Викторина

Итого

36

13

23

Содержание учебного (тематического) плана

Раздел 1. Вводное занятие

ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ И ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Виды контроля:

  • входной контроль: сентябрь;
  • текущий контроль: в течение всего учебного года; творческие работы, тесты, решение практических задач;
  • итоговый контроль: май.

Способы проверки: педагогическое наблюдение, мониторинг, анализ  результатов.

Критерии оценки результатов

Критерии оценки уровня теоретической подготовки воспитанников:

  • соответствие уровня теоретических знаний программным требованиям;
  • широта кругозора;
  • свобода восприятия теоретической информации;
  • осмысленность и свобода использования специальной терминологии.

Критерии оценки уровня практической подготовки воспитанников:

  • развитие практических умений и навыков ;
  • свобода владения специальным оборудованием и оснащением;
  • качество выполнения практического задания.

Критерии оценки уровня развития и воспитанности детей:

  • культура организации своей практической деятельности;
  • культура поведения;
  • творческое отношение к выполнению практического задания.

Система оценивания личностных результатов

Результаты воспитания:

  • наблюдение;
  • беседа;
  •         освоение математической терминологии, которая пригодится в дальнейшей работе; решение занимательных задач, которые впоследствии помогут ребятам принимать участие в школьных и городских олимпиадах и других математических играх и конкурсах.

Результаты развития:

  • ведение беседы;
  • самостоятельная работа;
  • работа в парах, в группах;
  • творческие работы;
  • дидактические игры.

Система оценивания метапредметных результатов

Методы контроля: наблюдение, тестирование.

Формы контроля: индивидуальные, групповые, фронтальные формы; устный и письменный опрос.

Самооценка и самоконтроль: определение воспитанником границ своего «знания-незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить в ходе осуществления деятельности.

Содержательный контроль и оценка результатов детей предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребёнком и не допускает сравнения его с другими детьми.

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Программа является инструментом целевого развития математических способностей детей. Занятия по дополнительному образованию проводятся в отдельном помещении. Предметно-развивающая среда соответствует интересам и потребностям детей, целям и задачам дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы.

В процессе обучения дети и педагог должны строго соблюдать правила безопасного поведения. На занятиях используются материалы, безопасность которых подтверждена санитарно-эпидемиологическим заключением.  

Материально-техническое обеспечение программы

Занятия по Программе должны осуществляться в соответствии с Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.4.3172-14.

Помещение для проведения занятий достаточно освещено. До начала занятий и после их окончания осуществляется сквозное проветривание помещения.

Мебель (учебные столы и стулья) стандартная, комплекты имеют маркировку, соответствующую ростовой группе.

Для успешной реализации Программы необходимо материально-техническое обеспечение: магнитная доска, письменные принадлежности, математические наборы.

Методические особенности (механизм) реализации программы

Методическое обеспечение Программы включает в себя дидактические принципы и методы, техническое оснащение, организационные формы работы, формы подведения итогов.

При подготовке к занятиям большое внимание уделяется нормам организации учебного процесса и дидактическим принципам. Прежде всего это принцип наглядности, так как психофизическое развитие обучающихся, на которое рассчитана данная программа, характеризуется конкретно-образным мышлением.        

Следовательно, воспитанники способны полностью усвоить материал при осуществлении практической деятельности с применением предметной (практические упражнения), изобразительной (учебно-наглядные пособия) и словесной (образная речь педагога) наглядности. Естественно, что достижение поставленной цели в учебно-воспитательной деятельности во многом зависит  от системности и последовательности в обучении. При строгом соблюдении логики учащиеся постепенно овладевают знаниями, умениями и навыками. На этом принципе составлен учебно-тематический  план. Большое внимание также уделено принципам доступности в обучении, методу активности, связи теории с практикой, прочности овладения знаниями и умениями.

Учебно-методическое и информационное обеспечение программы

Название        учебного

раздела

Название и форма методического материала

Раздел 1. Математика – это интересно

  • дидактические пособия (кубики (игральные) с точками или цифрами; комплекты карточек с числами; «Математический веер» с цифрами и знаками; математические настольные игры;
  • учебники и учебные пособия (тематические подборки по истории предмета, развитию общего кругозора ребенка и т.д.)

Раздел 2. Геометрическая мозаика

  • картинные;
  • дидактические        пособия        (карточки,        рабочие        тетради, раздаточный материал; набор «Геометрические тела»)

Раздел 3. Мир занимательных задач

  • картинные;
  • дидактические пособия (кубики (игральные) с точками или цифрами; комплекты карточек с числами; «Математический веер» с цифрами и знаками; математические настольные игры;
  • тематические подборки по истории предмета, развитию общего кругозора ребенка и т.д.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Нормативно-правовые документы

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  2. Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 04 сентября 2014 г. № 1726-р);
  3. Приказ Минпросвещения России № 196 от 09.11.2018 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
  4. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы): приложение к письму Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.11.15 № 09-3242);
  5. «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» (Приложение № 3 к СанПиНу 2.4.4.3172-14).
  6. Приказ     Департамента     образования     города     Москвы     №     922 от 17.12.2014 г. «О мерах по развитию дополнительного образования детей в 2014–2015 учебном году» (в редакции от 07.08.2015 г. № 1308, от 08.09.2015 г. №2074, от 30.08.2016 г. № 1035, от 31.01.2017 г. № 30).

Список литературы,

используемой при написании программы

  1. Агаркова Н.В. Нескучная математика. 1 – 4 классы / Н.В. Агаркова. – Волгоград: Учитель, 2007.
  2. Игнатьев Е.И. «В царстве смекалки или   Арифметика для   всех» / Е.И. Игнатьев. – М.: Книговек, 2012.
  3. Узорова О.В. Вся математика с контрольными вопросами и великолепными игровыми задачами. 1 – 4 классы / О.В. Узорова, Е.А. Нефедова. – М.: Просвещение, 2004.

Список литературы для педагога

  1. Зубков Л.Б. Игры с числами и словами. — СПб: Кристалл, 2001.
  2. Игнатьев Е.И. «В царстве смекалки, или Арифметика для   всех» / Е.И. Игнатьев. – М.: Книговек, 2012.
  3. Игры        со        спичками:        Задачи        и        развлечения        /        сост.        А.Т.        Улицкий, Л.А. Улицкий. — Минск: Фирма «Вуал», 1993.
  4. Лавриненко, Т. А. Задания развивающего характера по математике / Т.А. Лавриненко. – Саратов: Лицей, 2002.
  5. Методика работы с задачами повышенной трудности в начальной школе [Текст] / М.: Панорама, 2006.
  6. Сухин И.Г. Занимательные материалы / И.Г. Сухин. – М.: «Вако», 2004.
  7. Труднев В.П. Внеклассная работа по математике в начальной школе: пособие для учителей. — М.: Просвещение, 1975.
  8. Узорова О.В. Вся математика с контрольными вопросами и великолепными игровыми задачами. 1 – 4 классы / О.В. Узорова, Е.А. Нефедова. – М.: Просвещение, 2004.
  9. Чекин А.Л., Чуракова Р.Г. Программа по математике – М.: Академкнига, 2011.

Список литературы, рекомендуемой для учащихся и родителей

  1. Гороховская Г.Г. Решение нестандартных задач — средство развития логического мышления младших школьников // Начальная школа. — 2009. — № 7.
  2. Захарова О.А. Математика. 1 класс [Текст]: тетрадь для самостоятельных работ № 1 / О.А. Захарова, Е. П. Юдина. – М.: Академкнига, 2011.
  3. Сухин И.Г. Судоку и суперсудоку на шестнадцати клетках для детей. — М.: АСТ, 2006.
  4. Перельман И. Живая математика [Текст] / И. Перельман. — М.: Триада- литера, 1994.

Электронные образовательные ресурсы

  1. Российская   страница    международного    математического    конкурса

«Кенгуру»: [Электронный ресурс]. URL: http://konkurs-kenguru.ru. (Дата обращения: 28.08.2018).

  1. Клуб учителей начальной школы «4 ступени»: [Электронный ресурс]. URL: http://4stupeni.ru/stady. (Дата обращения: 28.08.2018).
  2. ГоловоЛомка: головоломки, загадки, задачки, фокусы, ребусы: [Электронный ресурс]. URL: http://puzzle-ru.blogspot.com. (Дата обращения: 28.08.2018).

Приложение 1

Примерный календарно-тематический план

№ занятия

Тема занятия

К-во часов

Форма проведения занятия

Форма контроля

 

Сентябрь (4 часа)

 

 

 

1

Вводное занятие. Математика - интересная наука.

1

групповая

наблюдение

2

Геометрические фигуры.

1

групповая

наблюдение

3

Круг.

1

групповая

наблюдение

4

Треугольник.

1

групповая

наблюдение

 

Октябрь (4 часа)

 

 

 

5

Квадрат.

1

групповая

наблюдение

6

Прямоугольник.

1

групповая

наблюдение

7

Овал.

1

групповая

наблюдение

8

Трапеция.

1

групповая

наблюдение

 

Ноябрь (4 часа)

 

 

 

9

Ромб, полукруг.

1

групповая

наблюдение

10

Анализ. Из каких фигур.

1

групповая

наблюдение

11

Синтез. Нарисуй предмет из заданных фигур.

1

групповая

наблюдение

12

Сравнение предметов по двум признакам.

1

групповая

наблюдение

 

Декабрь (4 часа)

 

 

 

13

Сравнение предметов по трем признакам.

1

групповая

наблюдение

14

Множество.

1

групповая

наблюдение

15

Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации.

1

групповая

наблюдение

16

Сверху-снизу.

1

групповая

наблюдение

 

Январь (4 часа)

 

 

 

17

Найди ритм. Бусы.

1

групповая

наблюдение

18,19

Закономерность.

2

групповая

наблюдение

20

Штриховка.

1

групповая

наблюдение

 

Февраль (4 часа)

 

 

 

21,22

Судоку.

2

групповая

наблюдение

23

Судоку в цифрах.

1

групповая

наблюдение

24

План. Поиск клада.

1

групповая

наблюдение

 

Март (4 часа)

 

 

 

25

Строка-столбец. Морской бой.

1

групповая

наблюдение

26

38 попугаев. Старинные меры длины.

1

групповая

наблюдение

29

Дроби.

1

групповая

наблюдение

30

Решение примеров на сложение. Числовой луч.

1

групповая

наблюдение

 

Апрель (4 часа)

 

 

 

31

Решение примеров на вычитание. Числовой луч.

1

групповая

наблюдение

32

Решение задач на сложение.

1

групповая

наблюдение

33

Решение задач на вычитание.

1

групповая

наблюдение

34

Веселые задачи.

1

групповая

наблюдение

 

Май (4 часа)

 

 

 

35

Графический диктант.

1

групповая

наблюдение

36

Решение ребусов.

2

групповая

наблюдение

37

Итоговое занятие.

1

групповая

наблюдение

Приложение 2

Календарно-тематический график

№ п/п

Названия разделов и тем

Количество часов

Форма аттестации/контроля

Всего

Теория

Практика

Сентябрь

07.09.

Вводное занятие. Математика - интересная наука.

1

0,5

0,5

наблюдение

14.09.

Геометрические фигуры.

1

0,5

0,5

наблюдение

21.09.

Круг.

1

0

1

наблюдение

28.09.

Треугольник.

1

0

1

наблюдение

Октябрь

05.10.

Квадрат.

1

0

1

наблюдение

12.10.

Прямоугольник.

1

0

1

наблюдение

19.10.

Овал.

1

0

1

наблюдение

26.10.

Трапеция.

1

0

1

наблюдение

Ноябрь

02.11.

Ромб, полукруг.

1

0,5

0,5

наблюдение

09.11.

Анализ. Из каких фигур.

1

0

1

наблюдение

16.11.

Синтез. Нарисуй предмет из заданных фигур.

1

0

1

наблюдение

23.11.

Сравнение предметов по двум признакам.

1

0,5

0,5

наблюдение

30.11.

Сравнение предметов по трем признакам.

1

0,5

0,5

наблюдение

Декабрь

07.12.

Множество.

1

0,5

0,5

наблюдение

14.12.

Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации.

1

0,5

0,5

наблюдение

21.12.

Сверху-снизу.

1

0,5

0,5

наблюдение

28.12.

Найди ритм. Бусы.

1

0

1

наблюдение

Январь

11.01.

Закономерность.

1

0,5

0,5

наблюдение

18.01.

Закономерность.

1

0

1

наблюдение

25.01.

Штриховка.

1

0,5

0,5

наблюдение

Февраль

08.02.

Судоку.

1

0,5

0,5

наблюдение

15.02.

Судоку.

1

0,5

0,5

наблюдение

22.02.

Судоку в цифрах.

1

0,5

0,5

наблюдение

Март

01.03.

План. Поиск клада.

1

0,5

0,5

наблюдение

15.03.

Строка-столбец. Морской бой.

1

0,5

0,5

наблюдение

22.03.

38 попугаев. Старинные меры длины.

1

0,5

0,5

наблюдение

29.03.

Дроби.

1

0,5

0,5

наблюдение

Апрель

05.04.

Решение примеров на сложение. Числовой луч.

1

0,5

0,5

наблюдение

12.04.

Решение примеров на вычитание. Числовой луч.

1

0,5

0,5

наблюдение

19.04.

Решение задач на сложение.

1

0,5

0,5

наблюдение

26.04.

Решение задач на вычитание.

1

0,5

0,5

наблюдение

Май

03.05.

Веселые задачи.

1

0,5

0,5

наблюдение

10.05.

Графический диктант.

1

0,5

0,5

наблюдение

17.05.

Графический диктант.

1

0,5

0,5

наблюдение

24.05.

Решение ребусов.

1

0,5

0,5

наблюдение

31.05.

Итоговое занятие.

1

0

1

наблюдение

 

Итого:

36

12,5

23,5

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Занимательная математика»

На сегодняшний день современному обществу необходимы  любознательные, активные, физически развитые, способные  решать интеллектуальные и личностные задачи, члены общества.  Современные ...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Занимательная математика"

Большое значение в умственном воспитании детей имеет развитие элементарных математических представлений. В дошкольный период происходит первичное осознание ребенком внешних воздействий окружающего мир...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по оригами для детей старшего дошкольного возраста «Чудесные превращения бумажного листа»

Искусство оригами не только развлечение. Работа с бумажными фигурками развивают мелкую моторику детей и так же важнейшие психические процессы как внимательность, память, мышление, воображение. Оно при...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Степ – аэробика» для детей старшего дошкольного возраста.

Дополнительная общеразвивающая программа "Степ-аэробика" для детей старшего дошкольного возраста....

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа “Занимательная математика”

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа“Занимательная математика&rdquo...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Занимательная математика» для детей 5-7 лет

Дополнительная образовательная программа по подготовке детей к школе будущего первоклассника» имеет социально-педагогическуют направленность и способствует развитию мотивации ребёнка к познанию ...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Занимательная математика»

Рабочая программа кружка «Занимательная математика» у детей второй младшей группы разработана в соответствии с введением в действие ФГОС ДО.Данная рабочая программа обеспечивает разносторо...