ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Занимательная математика»
рабочая программа по математике (младшая группа)
Рабочая программа кружка «Занимательная математика» у детей второй младшей группы разработана в соответствии с введением в действие ФГОС ДО.
Данная рабочая программа обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 3 до 4 лет с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей по познавательному развитию.
Методика кружковой работы учитывает возрастные особенности дошкольников и дидактические принципы развивающего обучения. Развивающие задачи решаются с учетом индивидуальности и темпом развития каждого ребенка. Тематика математического кружка способствует расширению словарного запаса, активизации словаря, развитию связной речи. Задания составляются таким способом, чтобы дети могли упражняться в правильном употреблении сформированных грамматических категорий, активизации отработанной лексики.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kruzhka_vo_vtoroy_mladshey_gruppe.docx | 47.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Умка»
Принято на заседании педагогического совета № ___ МБДОУ детский сад «Умка» «___» _____________ 20 г. |
«Утверждаю» Заведующий МБДОУ детский сад «Умка» ___ С.В. Кривоблоцкая «__» _________ 20 г. |
|
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«Занимательная математика»
Возраст детей: 3-4 лет.
Срок реализации: 1 года
Составил:О. Д. Булханова
- Паспорт программы
Название программы | «Занимательная математика»
| ||||||
Направленность, классификация программы | Дополнительная общеразвивающая программа направлена на всестороннее гармоничное развитие личности детей через развитие интеллектуальной активности. | ||||||
Срок реализации программы | 1 год – 72 часа | ||||||
Ф.И.О. составителя программы | Булханова Оксана Джалиловна. Образование – высшее, квалификационная категория – первая. | ||||||
Территория | ХМАО-Югра, Сургутский район, г.п. Федоровский | ||||||
Юридический адрес учреждения | Российская Федерация, Тюменская область, Ханты-Мансийский автономный округ-Югра, 628456, Сургутский район, г.п. Федоровский, Переулок Валерия Лаба,1. | ||||||
Контакты | Телефон: 223545 е-mail: dou-umka@mail.ru | ||||||
Аннотация | Рабочая программа кружка «Занимательная математика» у детей второй младшей группы разработана в соответствии с введением в действие ФГОС ДО. Данная рабочая программа обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 3 до 4 лет с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей по познавательному развитию. Методика кружковой работы учитывает возрастные особенности дошкольников и дидактические принципы развивающего обучения. Развивающие задачи решаются с учетом индивидуальности и темпом развития каждого ребенка. Тематика математического кружка способствует расширению словарного запаса, активизации словаря, развитию связной речи. Задания составляются таким способом, чтобы дети могли упражняться в правильном употреблении сформированных грамматических категорий, активизации отработанной лексики. Работа кружка осуществляется под руководством педагога. Она планируется и корректируется по результатам мониторинга, проводимого в начале года. Работа проводится 2 раза в неделю по 15 минут. Все полученные знания и умения закрепляются в разнохарактерных дидактических играх. В конце учебного года предлагается с помощью разработанной методики провести проверку уровня овладения детьми полученных знаний, умений и навыков. При составлении программы кружка использовалась «Программа математические ступеньки» Е. В. Колесниковой, реализуемая программа строится на принципе личностно–развивающего и гуманистического характера взаимодействия взрослого с детьми. | ||||||
Возраст обучающихся | 3-4 года | ||||||
Цель и задачи программы | Целью программы кружка, является формирование основ элементарных математических представлений, развитие психических процессов (памяти, внимания, мышления) в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей. Раскрытие основных направлений математического развития детей 3-4 лет в соответствии с требованиями ФГОС ДО; создание благоприятных условий для формирования математических представлений с целью развития предпосылок к учебным действиям, теоретического мышления, развития математических способностей; введение ребенка в мир математики через решение проблемно-поисковых задач, ознакомление с окружающим, игровую деятельность, художественное слово. Задачи кружка: развивающие задачи направлены на развитие: - логического мышления, памяти, внимания, речи; - математических способностей; - мелкой моторики рук и глазомера; - а также овладение предпосылками к универсальной учебной деятельности. образовательные задачи направлены на: - приобретение знаний о множестве, числе, форме, величине, пространстве и времени как основах математического развития дошкольников; - обучение применения полученных знаний в разных видах деятельности (игре, общении и т. д.); - формирование и развитие приемов умственной деятельности (анализ и синтез, сравнение, обобщение, классификация); формирование конструктивных умений (плоскостное моделирование) - формирование простейших графических умений и навыков; воспитательные задачи формируют: -организованность (умение не мешать товарищам; заниматься сообща; готовить материалы, необходимые для занятия); -самостоятельность и интерес к познанию; -желание сотрудничать со сверстниками, взрослыми. | ||||||
Документы, послужившие основанием для разработки проекта |
| ||||||
Образовательные форматы | - Очно – обучающиеся проходят курс коллективно при поддержке педагога; Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, групповая. Тематика дополнительного образования по математическому и сенсорному развитию рассчитана на период с октября по и май. Периодичность занятий: 2 раза в неделю, 72 часа (занятия) в год. 1. Работа над проектами. 2. Решение поставленных задач. 3. Дидактические игры и задания, игровые упражнения. 4. Теоретические занятия. 5. Участие в соревнованиях. Программа рассчитана на 1 год обучения. Режим занятий: 2 занятия в неделю, средняя по 20 минут, старшая группа по 25 минут, подготовительная группа по 30 минут Формы контроля: контроль осуществляется при выполнении диагностических заданий и упражнений, с помощью фронтальных и индивидуальных опросов, наблюдений, итоговых занятий, личных достижений обучающихся. Педагог создает диагностические ситуации, чтобы оценить индивидуальную динамику детей. Каждый ответ оценивается по трех бальной системе: 3 балла - ребенок самостоятельно выполняет диагностическое задание; 2 балла – ребенок понимает инструкцию воспитателя, результат появляется при незначительной помощи воспитателя; 1 балл - ребенок не понимает или не выполняет задание. | ||||||
Требования к условиям организации образовательного процесса | Для очных занятий:
Для заочных, дистанционных занятий и самообучения:
| ||||||
Ожидаемые результаты освоения программы | К концу года ребенок: - сравнивает количество двух групп предметов, выражает результаты сравнения в речи (больше, меньше); - устанавливает равенство и неравенство групп предметов; - понимает значение вопроса «сколько?» и правильно отвечает на него; - называет числительные по порядку в пределах пяти; - относит последнее числительное ко всей пересчитанной группе предметов; - называет геометрические фигуры: круг, квадрат, прямоугольник, овал, треугольник; - понимает, что фигуры могут быть разного размера; - видит в предметах окружающего мира геометрические фигуры; - сравнивает предметы различных и одинаковых размеров по величине, высоте, длине, ширине, толщине; - использует в речи результаты сравнения; - правильно называет части суток: утро, день, вечер, ночь; - правильно называет времена года: весна, лето, осень, зима; - обозначает словами положение предмета относительно себя; - решает логические задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности событий, на анализ и синтез предметов сложной формы | ||||||
Возможные риски и пути их преодоления при дистанционном обучении |
| ||||||
Условия реализации программы (оборудование, инвентарь, специальные помещения, ИКТ и др.) | Техническое обеспечение Для очных занятий: Средства обучения: теоретический кабинет, оборудованный в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями на 15 ученических мест, рабочие тетради, наглядные пособия, мультимедийные презентации. Программное обеспечение Операционная система Windows. Для заочных, дистанционных занятий и самообучения: компьютер. Операционная система Windows. Установленный браузер. Доступ в интернет. | ||||||
Количество учащихся по программе | в одной подгруппе 10 – 15 человек |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1.1. Программа разработана в соответствии со следующими нормативно-правовыми актами:
- Федеральный закон РФ 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12. 2012 г.
- Указ Президента Российской Федерации от 01.12.2016 № 642 «О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации»;
- Постановление Правительства Российской Федерации от 18 апреля 2016 г. № 317 «О реализации Национальной технологической инициативы» (в ред. от 24.07.2020);
- Приоритетный проект «Доступное дополнительное образование для детей», утвержденный Президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам (протокол от 30 ноября 2016 г. № 11).
- Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 № 196); - «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи». Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 года № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20».
- Концепция развития системы дополнительного образования детей Ханты-Мансийского автономного округа – Югры до 2030 г., утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 № 678-р.
1.2. Направленность
Дополнительная общеразвивающая программа направлена на всестороннее гармоничное развитие личности детей через развитие интеллектуальной активности.
1.3. Актуальность программы
Актуальность: развитие элементарных математических представлений - это исключительно важная часть интеллектуального и личностного развития дошкольника. В соответствии с ФГОС дошкольное образовательное учреждение является первой образовательной ступенью, и детский сад выполняет важную функцию подготовки детей к школе. И от того, насколько качественно и своевременно будет подготовлен ребенок к школе, во много
зависит успешность его дальнейшего обучения.
Математика обладает уникальным развивающим эффектом. «Математика - царица всех наук! Она приводит в порядок ум!». Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности. Считаю что, обучение детей математике в дошкольном возрасте способствует формированию и совершенствованию интеллектуальных способностей: логике мысли, рассуждений и действий, гибкости мыслительного процесса, смекалки и сообразительности, развитию творческого мышления.
1.4. Цель
Целью программы кружка, является формирование основ элементарных математических представлений, развитие психических процессов (памяти, внимания, мышления) в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей. Раскрытие основных направлений математического развития детей 3-4 лет в соответствии с требованиями ФГОС ДО; создание благоприятных условий для формирования математических представлений с целью развития предпосылок к учебным действиям, теоретического мышления, развития математических способностей; введение ребенка в мир математики через решение проблемно-поисковых задач, ознакомление с окружающим, игровую деятельность, художественное слово.
1.5. Задачи
Задачи кружка:
развивающие задачи направлены на развитие:
- логического мышления, памяти, внимания, речи;
- математических способностей;
- мелкой моторики рук и глазомера;
- а также овладение предпосылками к универсальной учебной деятельности.
образовательные задачи направлены на:
- приобретение знаний о множестве, числе, форме, величине, пространстве и времени как основах
математического развития дошкольников;
- обучение применения полученных знаний в разных видах деятельности (игре, общении и т. д.);
- формирование и развитие приемов умственной деятельности (анализ и синтез, сравнение, обобщение, классификация); формирование конструктивных умений (плоскостное моделирование)
- формирование простейших графических умений и навыков;
воспитательные задачи формируют:
-организованность (умение не мешать товарищам; заниматься сообща;
готовить материалы, необходимые для занятия);
-самостоятельность и интерес к познанию;
-желание сотрудничать со сверстниками, взрослыми.
1.6 Адресат программы
Программа рассчитана на обучающихся 3 – 4 лет (вторая младшая группа), мотивированных на получение повышенных образовательных результатов и участие в конкурсных мероприятиях.
Наполняемость групп 10 – 15 человек
- ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
2.1. Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка
Содержание программы обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей, охватывая следующие направления развития (образовательные области):
2.2 Основные направления и содержание деятельности
Учебный план:
Вторая младшая группа 15 мин. 2 раза в неделю
Возраст 3-4 года
Количество детей- 26человек
Продолжительность деятельности – 15 минут
Количество в неделю – 2 раза в неделю
Расписание
1-3 неделя | 1занятие: вторник - 15.30-15.45 2 занятие: четверг - 15.30-15:45 |
2-4 неделя | 1занятие: понедельник- 15.30 -15.45 2 занятие: среда –15:30-15.45 |
2.3 Календарный план
Месяц | Тема | Программное содержание |
Сентябрь | Добро пожаловать в математику | Вызвать у детей интерес к математике, желание узнать новое. |
Знакомство с понятиями один и много. | Учить детей находить в окружающей обстановке много однородных предметов и выделять из неё один предмет. | |
Большой - маленький | Познакомить с частью суток-утро. Учить отгадывать загадки на основе зрительно воспринимаемой информации; сравнивать знакомые предметы по величине. | |
Круг. | Познакомить с частью суток – день, с геометрической фигурой – круг; обводить круг по точкам. | |
«Внутри и снаружи» | Формировать пространственные отношения «внутри», «снаружи»; учить наклеивать готовые формы в определённых частях листа; учить детей подлезать под дугу, опираясь на колени и ладони. Развивать у детей навык определения местоположения предметов: «внутри – снаружи», упражнять в умении различать и называть геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник; развивать связную речь, внимание и память, мелкую моторику, способствовать развитию интереса к участию в совместных подвижно-дидактических играх. | |
Октябрь | Высокий-низкий. | Познакомить с частью суток-вечер; учить сравнивать знакомые предметы по величине. |
«Матрёшка» | Развивать проективное видение (учить ребёнка понимать, что объёмный предмет может иметь различные контуры с разных сторон). Учить выстраивать сериационный ряд по признаку «высота». | |
Сравнение предметов | Познакомить с частью суток-ночь. Продолжать учить сравнивать совокупности предметов, различать где один предмет, где много; упражнять в рисовании предметов округлой формы. | |
«Что пропало?» «Раздели по цвету» | Развитие внимания, восприятия, образной памяти. Формирование умения сохранять в памяти количественную характеристику группы предметов. Выполнять классификацию по заданному признаку. | |
Слева, справа, на, под. | Учить различать и называть пространственные направления от себя; выделять признаки сходства и различия. | |
Ноябрь | Число 3. | Большая, поменьше, маленькая. Треугольник. Познакомить с числом 3 и цифрой 3;продолжать называть числительные по порядку, указывая на предметы; видеть в форме предметов геометрические фигуры. |
Числа 1,2,3. Наверху, внизу, посередине. | Закрепить числа и цифры, называть числительные от 1 до 3. Упражнять в ориентировке в пространстве. | |
Сравнение чисел 2и 3. Логическая задача. | Учить различать равенства и неравенства групп по количеству входящих в них предметов. Развивать зрительное внимание. | |
Число 4. Квадрат. | Познакомить с числом и цифрой 4; обследовать квадрат осязательно-зрительным путем, рисовать квадраты по точкам. | |
Декабрь | Геометрические фигуры. Логические задачи. | Учить видеть форму предметов, соотносить её с названием геометрических фигур; отгадывать загадки на основе зрительно воспринимаемой информации, понимать поэтические сравнения, лежащие в основе загадки. |
Сравнение чисел 3 и 4. | Прямоугольник. Учить различать равенства и неравенства групп предметов, выражая результаты определения в речи; обследовать форму осязательно - двигательным и зрительным путем. | |
Число 5 и цифра 5. | Познакомить с числом 5 и цифрой 5; продолжать учить называть числительные по порядку, указывая на предметы; развивать зрительное внимание. | |
Число 5 .Утро, день, вечер, ночь. Логическая задача. | Закреплять навыки счета в пределах пяти; умение различать и называть части суток. Развивать логическое мышление. | |
Январь | Сравнение чисел 4 и 5. Овал. Логическая задача. | Учить различать равенств и неравенства групп по количеству входящих в них предметов |
Времена года. Овал. Слева, справа. | Закреплять умение различать и называть времена года | |
Сравнение по высоте. | Упражнять в счете в пределах пяти, учить сравнивать предметы по высоте, отражать в речи результат сравнения, упражнять в умении составлять предметы из треугольников. | |
Февраль | Куб, шар. | Познакомить с геометрическими телами – кубом и шаром; учить обследовать их осязательно –двигательным способом; уточнить представление о временах суток. |
Порядковый счет. | Учить составлять квадрат из счетных палочек; называть предметы квадратной формы. | |
Прямоугольник. | Учить различать квадрат и прямоугольник; упражнять в чете в пределах пяти. | |
Геометрические фигуры. Логические задачи | Учить видеть форму предметов, соотносить её с названием геометрических фигур; отгадывать загадки на основе зрительно воспринимаемой информации, понимать поэтические сравнения, лежащие в основе загадки. | |
Март | Счет в пределах пяти. | Упражнять в счете в пределах пяти учить соотносить числительное с существительным; находить заданные фигуры. |
Сравнение предметов по высоте | Упражнять в умении сравнивать предметы по высоте, устанавливать равенство между двумя группами предметов. | |
Сравнение предметов по величине. | Продолжать учить сравнивать предметы по величине, отражать в речи результат сравнения; упражнять в ориентировке в пространстве: слева, справа, вверху, внизу. | |
Ориентировка во времени. | Учить классифицировать фигуры по разным признакам: цвету, величине, форме; упражнять в счете. | |
Апрель | Счет в пределах пяти. | Упражнять детей в счете в пределах пяти; укреплять знание цифр от 1 до 5, умение соотносить количество с цифрой. |
Числовой ряд | Упражнять детей в счете в пределах пяти; укреплять знание цифр от 1 до 5, умение соотносить количество с цифрой | |
Порядковый счет. | Упражнять детей в счете в пределах пяти; укреплять знание цифр от 1 до 5, умение соотносить количество с цифрой | |
Игра-путешествие. | Упражнять в счете в пределах пяти учить соотносить числительное с существительным; находить заданные фигуры. | |
Май | Математическая загадка | Развивать логическое мышление, внимание |
Ориентировка во времени | Учить классифицировать фигуры по разным признакам: цвету, величине, форме; упражнять в счете | |
Логические задачи | Развивать логическое мышление, внимание. | |
Мониторинг |
Список используемой литературы:
1. Волина В. В. Математика. - Екатеринбург: Издательство АРД ЛТД. 1997.
2. Ерофеева Т. И. В кругу друзей математики. День за днём. Пособие для детей 3-4 лет Москва «Просвещение» 2013.
3. Ерофеева Т. И. В кругу друзей математики. Заботы круглый год. Пособие для детей 3-4 лет Москва «Просвещение» 2013.
4. Колесникова Е. В. Математика для детей 3-4 лет Москва ТЦ Сфера, 2015.
5. Михайлова З. А. Игровые занимательные задачи для дошкольников.
Москва «Просвещение» 1990.
6. Новикова В. П. Математика в детском саду. Москва Мозаика –Синтез,2010.
7. Петерсон Л. Г., Кочемасова Е. Е. Игралочка Методические рекомендации Москва Баласс 2003.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная образовательная программа "Занимательная математика"
Направленность программы:Программа кружка направлена на всестороннее гармоничное развитие личности детей через развитие интеллектуальной активности.Актуальность, новизна, педагогическая це...
Презентация "Отчет о работе по дополнительной образовательной программе "Занимательная математика"
Отчет о работе по дополнительной образовательной программе "Занимательная математика"...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА: ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА
В основу программы кружка положены идеи развития личностного потенциала ребенка и его психического становления, посредством художественно-эстетического освоения математических поня...
Дополнительная образовательная программа «Занимательная математика»
Прграмма кружка " Занимательная математика" для старшей группы....
Дополнительная общеразвивающая программа «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА»
Дополнительная общеразвивающая программа«ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА»...
Дополнительная общеразвивающая программа «Занимательная математика»
Дополнительная общеразвивающая программа «Занимательная математика»...
Дополнительная общеобразовательная программа "Занимательная математика"
Кружковая программа по математике...