ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Занимательная математика»
рабочая программа по математике (младшая группа)

Булханова Оксана Джалиловна

Рабочая программа кружка «Занимательная математика» у детей второй младшей группы разработана в соответствии с введением в действие ФГОС ДО.

Данная рабочая программа обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 3 до 4 лет с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей по познавательному развитию.

Методика кружковой работы учитывает возрастные особенности дошкольников и дидактические принципы развивающего обучения. Развивающие задачи решаются с учетом индивидуальности и темпом развития каждого ребенка. Тематика математического кружка способствует расширению словарного запаса, активизации словаря, развитию связной речи. Задания составляются таким способом, чтобы дети могли упражняться в правильном употреблении сформированных грамматических категорий, активизации отработанной лексики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_kruzhka_vo_vtoroy_mladshey_gruppe.docx47.99 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Умка»

Принято на заседании

педагогического совета № ___

МБДОУ детский сад «Умка»

«___» _____________ 20  г.

                                                   

«Утверждаю»                                                  Заведующий  МБДОУ

                            детский сад «Умка»        

   ___   С.В. Кривоблоцкая

                «__» _________ 20   г.

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

   ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ   ПРОГРАММА

 «Занимательная математика»

                  Возраст детей:  3-4 лет.

         Срок реализации:  1 года

Составил:О. Д. Булханова

  1. Паспорт программы

Название программы

«Занимательная математика»

                         

Направленность, классификация программы

Дополнительная общеразвивающая программа направлена на всестороннее гармоничное развитие личности детей через развитие интеллектуальной активности.

Срок реализации программы

1 год – 72 часа

Ф.И.О. составителя программы

Булханова Оксана Джалиловна. Образование –  высшее, квалификационная категория – первая.

Территория

ХМАО-Югра, Сургутский район, г.п. Федоровский

Юридический адрес учреждения

Российская Федерация, Тюменская область,  Ханты-Мансийский автономный округ-Югра, 628456, Сургутский район, г.п. Федоровский, Переулок Валерия Лаба,1.

Контакты

Телефон:  223545

е-mail: dou-umka@mail.ru 

Аннотация

Рабочая программа кружка «Занимательная математика» у детей второй младшей группы разработана в соответствии с введением в действие ФГОС ДО.

Данная рабочая программа обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 3 до 4 лет с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей по познавательному развитию.

Методика кружковой работы учитывает возрастные особенности дошкольников и дидактические принципы развивающего обучения. Развивающие задачи решаются с учетом индивидуальности и темпом развития каждого ребенка. Тематика математического кружка способствует расширению словарного запаса, активизации словаря, развитию связной речи. Задания составляются таким способом, чтобы дети могли упражняться в правильном употреблении сформированных грамматических категорий, активизации отработанной лексики.

Работа кружка осуществляется под руководством педагога. Она планируется и корректируется по результатам мониторинга, проводимого в начале года. Работа проводится 2 раза в неделю по 15 минут. Все полученные знания и умения закрепляются в разнохарактерных дидактических играх. В конце учебного года предлагается с помощью разработанной методики провести проверку уровня овладения детьми полученных знаний, умений и навыков.

При составлении программы кружка использовалась «Программа математические ступеньки» Е. В. Колесниковой, реализуемая программа строится на принципе личностно–развивающего и гуманистического характера взаимодействия взрослого с детьми.

Возраст обучающихся

3-4 года

Цель и задачи программы

Целью программы кружка, является формирование основ элементарных математических представлений, развитие психических процессов (памяти, внимания, мышления) в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей. Раскрытие основных направлений математического развития детей 3-4 лет в соответствии с требованиями ФГОС ДО; создание благоприятных условий для формирования математических представлений с целью развития предпосылок к учебным действиям, теоретического мышления, развития математических способностей; введение ребенка в мир математики через решение проблемно-поисковых задач, ознакомление с окружающим, игровую деятельность, художественное слово.

Задачи кружка:

развивающие задачи направлены на развитие:

- логического мышления, памяти, внимания, речи;

- математических способностей;

- мелкой моторики рук и глазомера;

- а также овладение предпосылками к универсальной учебной деятельности.

образовательные задачи направлены на:

- приобретение знаний о множестве, числе, форме, величине, пространстве и времени как основах

математического развития дошкольников;

- обучение применения полученных знаний в разных видах деятельности (игре, общении и т. д.);

- формирование и развитие приемов умственной деятельности (анализ и синтез, сравнение, обобщение, классификация); формирование конструктивных умений (плоскостное моделирование)

- формирование простейших графических умений и навыков;

воспитательные задачи формируют:

-организованность (умение не мешать товарищам; заниматься сообща;

готовить материалы, необходимые для занятия);

-самостоятельность и интерес к познанию;

-желание сотрудничать со сверстниками, взрослыми.

Документы, послужившие основанием для разработки проекта

  • Федеральный закон РФ 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12. 2012 г.
  • Указ Президента Российской Федерации от 01.12.2016 № 642 «О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации»;
  • Постановление Правительства Российской Федерации от 18 апреля 2016 г. № 317 «О реализации Национальной технологической инициативы» (в ред. от 24.07.2020);
  • Приоритетный проект «Доступное дополнительное образование для детей», утвержденный Президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам (протокол от 30 ноября 2016 г. № 11).
  • Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 № 196); - «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи». Постановление Главного государственного санитарного врача РФ  от 28 сентября 2020 года №  28  «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20».
  • Концепция развития системы дополнительного образования детей Ханты-Мансийского автономного округа – Югры до 2030 г., утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 № 678-р.

Образовательные форматы

- Очно – обучающиеся проходят  курс коллективно при поддержке  педагога;

Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная,  групповая. 

    Тематика дополнительного образования по математическому и сенсорному развитию рассчитана на период с октября по и май. Периодичность занятий: 2 раза в неделю, 72 часа (занятия) в год.

1. Работа над проектами.                                                                                                        

2. Решение поставленных задач.                                    

3. Дидактические игры и задания, игровые упражнения.                                

 4. Теоретические        занятия.

 5. Участие в соревнованиях.

Программа  рассчитана  на 1 год обучения.

Режим занятий: 2 занятия в неделю, средняя по 20 минут, старшая группа  по 25 минут, подготовительная группа  по 30 минут

Формы контроля: контроль  осуществляется при выполнении диагностических заданий и упражнений, с помощью фронтальных и индивидуальных опросов, наблюдений, итоговых занятий, личных достижений обучающихся.

Педагог создает диагностические ситуации, чтобы оценить индивидуальную динамику детей. Каждый ответ оценивается по трех бальной системе:

3 балла - ребенок самостоятельно выполняет диагностическое задание;

2 балла – ребенок понимает инструкцию воспитателя, результат появляется при незначительной помощи воспитателя;

1 балл - ребенок не понимает или не выполняет задание.

Требования к условиям организации образовательного процесса

Для очных занятий:

  • Аудитория со столами и стульями.
  • Принтер-сканер-ксерокс.
  • Интерактивная  доска  или  проектор  и  экран.
    Ноутбуки

Для заочных, дистанционных занятий и самообучения:

  • Персональный компьютер.
  • Операционная система Windows.
  • Установленный браузер.
  • Доступ в интернет.

Ожидаемые результаты освоения программы

К концу года ребенок:

- сравнивает количество двух групп предметов, выражает результаты сравнения в речи (больше, меньше);

- устанавливает равенство и неравенство групп предметов;

- понимает значение вопроса «сколько?»  и правильно отвечает на него;

- называет числительные по порядку в пределах пяти;

- относит последнее числительное ко всей пересчитанной группе предметов;

- называет геометрические фигуры: круг, квадрат, прямоугольник, овал, треугольник;

- понимает, что фигуры могут быть разного размера;

- видит в предметах окружающего мира геометрические фигуры;

- сравнивает предметы различных и одинаковых размеров по величине, высоте, длине, ширине, толщине;

- использует в речи результаты сравнения;

- правильно называет части суток: утро, день, вечер, ночь;

- правильно называет времена года: весна, лето, осень, зима;

- обозначает словами положение предмета относительно себя;

- решает логические задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности событий, на анализ и синтез предметов сложной формы

Возможные риски и пути их преодоления при дистанционном обучении

Риски   программы

Пути   преодоления

При разработке занятий - не у всех детей могут быть компьютера (устройства) чтобы заниматься онлайн и смотреть видео занятия.

Функция скачивания пройденного материала, чтобы посмотреть, например на флешке  и функцию печати подробного описания  занятия  для обучающихся

Не хватает минимальных знаний пользования ПК у родителей - отсюда проблема выполнять задания.

Создание подробных видеоинструкций, изложенных простым, доступным языком. Также возможно сетевое взаимодействие с другими курсами по обучению навыкам работы с ПК.

Условия реализации программы (оборудование, инвентарь, специальные помещения, ИКТ и др.)

Техническое обеспечение  

Для очных занятий:

Средства обучения: теоретический  кабинет, оборудованный в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями на 15 ученических мест,  рабочие тетради, наглядные пособия, мультимедийные презентации.

Программное обеспечение

Операционная система Windows.

Для заочных, дистанционных занятий и самообучения:  компьютер.  Операционная система Windows. Установленный браузер. Доступ в интернет.

Количество учащихся по программе

в  одной  подгруппе  10 – 15  человек

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1.1. Программа разработана в соответствии со следующими нормативно-правовыми актами:

  • Федеральный закон РФ 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12. 2012 г.
  • Указ Президента Российской Федерации от 01.12.2016 № 642 «О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации»;
  • Постановление Правительства Российской Федерации от 18 апреля 2016 г. № 317 «О реализации Национальной технологической инициативы» (в ред. от 24.07.2020);
  • Приоритетный проект «Доступное дополнительное образование для детей», утвержденный Президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам (протокол от 30 ноября 2016 г. № 11).
  • Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 № 196); - «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи». Постановление Главного государственного санитарного врача РФ  от 28 сентября 2020 года №  28  «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20».
  • Концепция развития системы дополнительного образования детей Ханты-Мансийского автономного округа – Югры до 2030 г., утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 № 678-р.

1.2. Направленность

Дополнительная общеразвивающая программа направлена на всестороннее гармоничное развитие личности детей через развитие интеллектуальной активности.

1.3.     Актуальность программы

Актуальность: развитие элементарных математических представлений - это исключительно важная часть интеллектуального и личностного развития дошкольника. В соответствии с ФГОС дошкольное образовательное учреждение является первой образовательной ступенью, и детский сад выполняет важную функцию подготовки детей к школе. И от того, насколько качественно и своевременно будет подготовлен ребенок к школе, во много

зависит успешность его дальнейшего обучения.

Математика обладает уникальным развивающим эффектом. «Математика - царица всех наук! Она приводит в порядок ум!». Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности. Считаю что, обучение детей математике в дошкольном возрасте способствует формированию и совершенствованию интеллектуальных способностей: логике мысли, рассуждений и действий, гибкости мыслительного процесса, смекалки и сообразительности, развитию творческого мышления.

1.4. Цель

Целью программы кружка, является формирование основ элементарных математических представлений, развитие психических процессов (памяти, внимания, мышления) в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей. Раскрытие основных направлений математического развития детей 3-4 лет в соответствии с требованиями ФГОС ДО; создание благоприятных условий для формирования математических представлений с целью развития предпосылок к учебным действиям, теоретического мышления, развития математических способностей; введение ребенка в мир математики через решение проблемно-поисковых задач, ознакомление с окружающим, игровую деятельность, художественное слово.

1.5. Задачи

Задачи кружка:

развивающие задачи направлены на развитие:

- логического мышления, памяти, внимания, речи;

- математических способностей;

- мелкой моторики рук и глазомера;

- а также овладение предпосылками к универсальной учебной деятельности.

образовательные задачи направлены на:

- приобретение знаний о множестве, числе, форме, величине, пространстве и времени как основах

математического развития дошкольников;

- обучение применения полученных знаний в разных видах деятельности (игре, общении и т. д.);

- формирование и развитие приемов умственной деятельности (анализ и синтез, сравнение, обобщение, классификация); формирование конструктивных умений (плоскостное моделирование)

- формирование простейших графических умений и навыков;

воспитательные задачи формируют:

-организованность (умение не мешать товарищам; заниматься сообща;

готовить материалы, необходимые для занятия);

-самостоятельность и интерес к познанию;

-желание сотрудничать со сверстниками, взрослыми.

1.6         Адресат программы

Программа рассчитана на обучающихся 3 – 4 лет (вторая младшая группа), мотивированных на получение повышенных образовательных результатов и участие в конкурсных мероприятиях.

Наполняемость групп  10 – 15 человек

  1. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

2.1. Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка

Содержание программы обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей, охватывая следующие направления развития (образовательные области):

2.2 Основные направления и содержание деятельности

Учебный план:

Вторая младшая группа 15 мин. 2 раза в неделю

Возраст 3-4 года

Количество детей- 26человек

Продолжительность деятельности – 15 минут

Количество в неделю – 2 раза в неделю

Расписание

1-3 неделя

1занятие: вторник - 15.30-15.45

2 занятие: четверг - 15.30-15:45

2-4 неделя

1занятие: понедельник- 15.30 -15.45

2 занятие: среда –15:30-15.45

2.3 Календарный план

Месяц

Тема

Программное содержание

Сентябрь

Добро пожаловать

в математику

Вызвать у детей интерес к математике, желание узнать новое.

Знакомство с понятиями один и много.

Учить детей находить в окружающей обстановке много однородных предметов и выделять из неё один предмет.

Большой - маленький

Познакомить с частью суток-утро. Учить отгадывать загадки на основе зрительно воспринимаемой информации; сравнивать знакомые предметы по величине.

Круг.

Познакомить с частью суток – день, с геометрической фигурой – круг; обводить круг по точкам.

«Внутри и снаружи»

Формировать пространственные отношения «внутри», «снаружи»; учить наклеивать готовые формы в определённых частях листа; учить детей подлезать под дугу, опираясь на колени и ладони. Развивать у детей навык определения местоположения предметов: «внутри – снаружи», упражнять в умении различать и называть геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник;

развивать связную речь, внимание и память, мелкую моторику, способствовать развитию интереса к участию в совместных подвижно-дидактических играх.

Октябрь

Высокий-низкий.

Познакомить с частью суток-вечер; учить сравнивать знакомые предметы по величине.

«Матрёшка»

Развивать проективное видение (учить ребёнка понимать, что объёмный предмет может иметь различные контуры с разных сторон).

Учить выстраивать сериационный ряд по признаку «высота».

Сравнение предметов

Познакомить с частью суток-ночь. Продолжать учить сравнивать совокупности предметов, различать где один предмет, где много; упражнять в рисовании предметов округлой формы.

«Что пропало?»

«Раздели по цвету»

Развитие внимания, восприятия, образной памяти. Формирование умения сохранять в памяти количественную характеристику группы предметов.

Выполнять классификацию по заданному признаку.

Слева, справа, на, под.

Учить различать и называть пространственные направления от себя; выделять признаки сходства и различия.

Ноябрь

Число 3.

Большая, поменьше, маленькая. Треугольник. Познакомить с числом 3 и цифрой 3;продолжать называть числительные по порядку, указывая на предметы; видеть в форме предметов геометрические фигуры.

Числа 1,2,3. Наверху, внизу, посередине.

Закрепить числа и цифры, называть числительные от 1 до 3. Упражнять в ориентировке в пространстве.

Сравнение чисел 2и 3. Логическая задача.

Учить различать равенства и неравенства групп по количеству входящих в них предметов. Развивать зрительное внимание.

Число 4. Квадрат.

Познакомить с числом и цифрой 4; обследовать квадрат осязательно-зрительным путем, рисовать квадраты по точкам.

Декабрь

Геометрические фигуры. Логические задачи.

Учить видеть форму предметов, соотносить её с названием геометрических фигур; отгадывать загадки на основе зрительно воспринимаемой информации, понимать поэтические сравнения, лежащие в основе загадки.

Сравнение чисел 3 и 4.

Прямоугольник. Учить различать равенства и неравенства групп предметов, выражая результаты определения в речи; обследовать форму осязательно - двигательным и зрительным путем.

Число 5 и цифра 5.

Познакомить с числом 5 и цифрой 5; продолжать учить называть числительные по порядку, указывая на предметы; развивать зрительное внимание.

Число 5 .Утро, день, вечер, ночь. Логическая задача.

Закреплять навыки счета в пределах пяти; умение различать и называть части суток. Развивать логическое мышление.

Январь

Сравнение чисел 4 и 5. Овал. Логическая задача.

Учить различать равенств и неравенства групп по количеству входящих в них предметов

Времена года. Овал. Слева, справа.

Закреплять умение различать и называть времена года

Сравнение по высоте.

Упражнять в счете в пределах пяти, учить сравнивать предметы по высоте, отражать в речи результат сравнения, упражнять в умении составлять предметы из треугольников.

Февраль

Куб, шар.

Познакомить с геометрическими телами – кубом и шаром; учить обследовать их осязательно –двигательным способом; уточнить представление о временах суток.

Порядковый счет.

Учить составлять квадрат из счетных палочек; называть предметы квадратной формы.

Прямоугольник.

Учить различать квадрат и прямоугольник; упражнять в чете в пределах пяти.

Геометрические фигуры. Логические задачи

Учить видеть форму предметов, соотносить её с названием геометрических фигур; отгадывать загадки на основе зрительно воспринимаемой информации, понимать поэтические сравнения, лежащие в основе загадки.

Март

Счет в пределах пяти.

Упражнять в счете в пределах пяти учить соотносить числительное с существительным; находить заданные фигуры.

Сравнение предметов по высоте

Упражнять в умении сравнивать предметы по высоте, устанавливать равенство между двумя группами предметов.

Сравнение предметов по величине.

Продолжать учить сравнивать предметы по величине, отражать в речи результат сравнения; упражнять в ориентировке в пространстве: слева, справа, вверху, внизу.

Ориентировка во времени. 

Учить классифицировать фигуры по разным признакам: цвету, величине, форме; упражнять в счете.

Апрель

Счет в пределах пяти.

Упражнять детей в счете в пределах пяти; укреплять знание цифр от 1 до 5, умение соотносить количество с цифрой.

Числовой ряд

Упражнять детей в счете в пределах пяти; укреплять знание цифр от 1 до 5, умение соотносить количество с цифрой

Порядковый счет.

Упражнять детей в счете в пределах пяти; укреплять знание цифр от 1 до 5, умение соотносить количество с цифрой

Игра-путешествие.

Упражнять в счете в пределах пяти учить соотносить числительное с существительным; находить заданные фигуры.

Май

Математическая загадка

Развивать логическое мышление, внимание

Ориентировка во времени

Учить классифицировать фигуры по разным признакам: цвету, величине, форме; упражнять в счете

Логические задачи

Развивать логическое мышление, внимание.

Мониторинг

Список используемой литературы:

1. Волина В. В. Математика. - Екатеринбург: Издательство АРД ЛТД. 1997.

2. Ерофеева Т. И. В кругу друзей математики. День за днём. Пособие для детей 3-4 лет Москва «Просвещение» 2013.

3. Ерофеева Т. И. В кругу друзей математики. Заботы круглый год. Пособие для детей 3-4 лет Москва «Просвещение» 2013.

4. Колесникова Е. В. Математика для детей 3-4 лет Москва ТЦ Сфера, 2015.

5. Михайлова З. А. Игровые занимательные задачи для дошкольников.

Москва «Просвещение» 1990.

6. Новикова В. П. Математика в детском саду. Москва Мозаика –Синтез,2010.

7. Петерсон Л. Г., Кочемасова Е. Е. Игралочка Методические рекомендации Москва Баласс 2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа "Занимательная математика"

Направленность программы:Программа кружка направлена на всестороннее гармоничное  развитие личности детей через развитие  интеллектуальной активности.Актуальность, новизна, педагогическая це...

Презентация "Отчет о работе по дополнительной образовательной программе "Занимательная математика"

Отчет о работе по  дополнительной образовательной программе "Занимательная математика"...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА: ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА

В основу программы кружка положены идеи развития личностного потенциала ре­бенка и его психического становления, посредством художественно-эстетического ос­воения математических поня...

Дополнительная образовательная программа «Занимательная математика»

Прграмма  кружка " Занимательная математика" для старшей группы....

Дополнительная общеразвивающая программа «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА»

Дополнительная общеразвивающая программа«ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА»...

Дополнительная общеразвивающая программа «Занимательная математика»

Дополнительная   общеразвивающая программа   «Занимательная    математика»...