ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Занимательная математика»
рабочая программа по математике (младшая группа)
Рабочая программа кружка «Занимательная математика» у детей второй младшей группы разработана в соответствии с введением в действие ФГОС ДО.
Данная рабочая программа обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 3 до 4 лет с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей по познавательному развитию.
Методика кружковой работы учитывает возрастные особенности дошкольников и дидактические принципы развивающего обучения. Развивающие задачи решаются с учетом индивидуальности и темпом развития каждого ребенка. Тематика математического кружка способствует расширению словарного запаса, активизации словаря, развитию связной речи. Задания составляются таким способом, чтобы дети могли упражняться в правильном употреблении сформированных грамматических категорий, активизации отработанной лексики.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 47.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Умка»
Принято на заседании педагогического совета № ___ МБДОУ детский сад «Умка» «___» _____________ 20 г. |
«Утверждаю» Заведующий МБДОУ детский сад «Умка» ___ С.В. Кривоблоцкая «__» _________ 20 г. |
|
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«Занимательная математика»
Возраст детей: 3-4 лет.
Срок реализации: 1 года
Составил:О. Д. Булханова
- Паспорт программы
Название программы | «Занимательная математика»
| ||||||
Направленность, классификация программы | Дополнительная общеразвивающая программа направлена на всестороннее гармоничное развитие личности детей через развитие интеллектуальной активности. | ||||||
Срок реализации программы | 1 год – 72 часа | ||||||
Ф.И.О. составителя программы | Булханова Оксана Джалиловна. Образование – высшее, квалификационная категория – первая. | ||||||
Территория | ХМАО-Югра, Сургутский район, г.п. Федоровский | ||||||
Юридический адрес учреждения | Российская Федерация, Тюменская область, Ханты-Мансийский автономный округ-Югра, 628456, Сургутский район, г.п. Федоровский, Переулок Валерия Лаба,1. | ||||||
Контакты | Телефон: 223545 е-mail: dou-umka@mail.ru | ||||||
Аннотация | Рабочая программа кружка «Занимательная математика» у детей второй младшей группы разработана в соответствии с введением в действие ФГОС ДО. Данная рабочая программа обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 3 до 4 лет с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей по познавательному развитию. Методика кружковой работы учитывает возрастные особенности дошкольников и дидактические принципы развивающего обучения. Развивающие задачи решаются с учетом индивидуальности и темпом развития каждого ребенка. Тематика математического кружка способствует расширению словарного запаса, активизации словаря, развитию связной речи. Задания составляются таким способом, чтобы дети могли упражняться в правильном употреблении сформированных грамматических категорий, активизации отработанной лексики. Работа кружка осуществляется под руководством педагога. Она планируется и корректируется по результатам мониторинга, проводимого в начале года. Работа проводится 2 раза в неделю по 15 минут. Все полученные знания и умения закрепляются в разнохарактерных дидактических играх. В конце учебного года предлагается с помощью разработанной методики провести проверку уровня овладения детьми полученных знаний, умений и навыков. При составлении программы кружка использовалась «Программа математические ступеньки» Е. В. Колесниковой, реализуемая программа строится на принципе личностно–развивающего и гуманистического характера взаимодействия взрослого с детьми. | ||||||
Возраст обучающихся | 3-4 года | ||||||
Цель и задачи программы | Целью программы кружка, является формирование основ элементарных математических представлений, развитие психических процессов (памяти, внимания, мышления) в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей. Раскрытие основных направлений математического развития детей 3-4 лет в соответствии с требованиями ФГОС ДО; создание благоприятных условий для формирования математических представлений с целью развития предпосылок к учебным действиям, теоретического мышления, развития математических способностей; введение ребенка в мир математики через решение проблемно-поисковых задач, ознакомление с окружающим, игровую деятельность, художественное слово. Задачи кружка: развивающие задачи направлены на развитие: - логического мышления, памяти, внимания, речи; - математических способностей; - мелкой моторики рук и глазомера; - а также овладение предпосылками к универсальной учебной деятельности. образовательные задачи направлены на: - приобретение знаний о множестве, числе, форме, величине, пространстве и времени как основах математического развития дошкольников; - обучение применения полученных знаний в разных видах деятельности (игре, общении и т. д.); - формирование и развитие приемов умственной деятельности (анализ и синтез, сравнение, обобщение, классификация); формирование конструктивных умений (плоскостное моделирование) - формирование простейших графических умений и навыков; воспитательные задачи формируют: -организованность (умение не мешать товарищам; заниматься сообща; готовить материалы, необходимые для занятия); -самостоятельность и интерес к познанию; -желание сотрудничать со сверстниками, взрослыми. | ||||||
Документы, послужившие основанием для разработки проекта |
| ||||||
Образовательные форматы | - Очно – обучающиеся проходят курс коллективно при поддержке педагога; Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, групповая. Тематика дополнительного образования по математическому и сенсорному развитию рассчитана на период с октября по и май. Периодичность занятий: 2 раза в неделю, 72 часа (занятия) в год. 1. Работа над проектами. 2. Решение поставленных задач. 3. Дидактические игры и задания, игровые упражнения. 4. Теоретические занятия. 5. Участие в соревнованиях. Программа рассчитана на 1 год обучения. Режим занятий: 2 занятия в неделю, средняя по 20 минут, старшая группа по 25 минут, подготовительная группа по 30 минут Формы контроля: контроль осуществляется при выполнении диагностических заданий и упражнений, с помощью фронтальных и индивидуальных опросов, наблюдений, итоговых занятий, личных достижений обучающихся. Педагог создает диагностические ситуации, чтобы оценить индивидуальную динамику детей. Каждый ответ оценивается по трех бальной системе: 3 балла - ребенок самостоятельно выполняет диагностическое задание; 2 балла – ребенок понимает инструкцию воспитателя, результат появляется при незначительной помощи воспитателя; 1 балл - ребенок не понимает или не выполняет задание. | ||||||
Требования к условиям организации образовательного процесса | Для очных занятий:
Для заочных, дистанционных занятий и самообучения:
| ||||||
Ожидаемые результаты освоения программы | К концу года ребенок: - сравнивает количество двух групп предметов, выражает результаты сравнения в речи (больше, меньше); - устанавливает равенство и неравенство групп предметов; - понимает значение вопроса «сколько?» и правильно отвечает на него; - называет числительные по порядку в пределах пяти; - относит последнее числительное ко всей пересчитанной группе предметов; - называет геометрические фигуры: круг, квадрат, прямоугольник, овал, треугольник; - понимает, что фигуры могут быть разного размера; - видит в предметах окружающего мира геометрические фигуры; - сравнивает предметы различных и одинаковых размеров по величине, высоте, длине, ширине, толщине; - использует в речи результаты сравнения; - правильно называет части суток: утро, день, вечер, ночь; - правильно называет времена года: весна, лето, осень, зима; - обозначает словами положение предмета относительно себя; - решает логические задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности событий, на анализ и синтез предметов сложной формы | ||||||
Возможные риски и пути их преодоления при дистанционном обучении |
| ||||||
Условия реализации программы (оборудование, инвентарь, специальные помещения, ИКТ и др.) | Техническое обеспечение Для очных занятий: Средства обучения: теоретический кабинет, оборудованный в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями на 15 ученических мест, рабочие тетради, наглядные пособия, мультимедийные презентации. Программное обеспечение Операционная система Windows. Для заочных, дистанционных занятий и самообучения: компьютер. Операционная система Windows. Установленный браузер. Доступ в интернет. | ||||||
Количество учащихся по программе | в одной подгруппе 10 – 15 человек |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1.1. Программа разработана в соответствии со следующими нормативно-правовыми актами:
- Федеральный закон РФ 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12. 2012 г.
- Указ Президента Российской Федерации от 01.12.2016 № 642 «О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации»;
- Постановление Правительства Российской Федерации от 18 апреля 2016 г. № 317 «О реализации Национальной технологической инициативы» (в ред. от 24.07.2020);
- Приоритетный проект «Доступное дополнительное образование для детей», утвержденный Президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам (протокол от 30 ноября 2016 г. № 11).
- Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 № 196); - «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи». Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 года № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20».
- Концепция развития системы дополнительного образования детей Ханты-Мансийского автономного округа – Югры до 2030 г., утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 № 678-р.
1.2. Направленность
Дополнительная общеразвивающая программа направлена на всестороннее гармоничное развитие личности детей через развитие интеллектуальной активности.
1.3. Актуальность программы
Актуальность: развитие элементарных математических представлений - это исключительно важная часть интеллектуального и личностного развития дошкольника. В соответствии с ФГОС дошкольное образовательное учреждение является первой образовательной ступенью, и детский сад выполняет важную функцию подготовки детей к школе. И от того, насколько качественно и своевременно будет подготовлен ребенок к школе, во много
зависит успешность его дальнейшего обучения.
Математика обладает уникальным развивающим эффектом. «Математика - царица всех наук! Она приводит в порядок ум!». Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности. Считаю что, обучение детей математике в дошкольном возрасте способствует формированию и совершенствованию интеллектуальных способностей: логике мысли, рассуждений и действий, гибкости мыслительного процесса, смекалки и сообразительности, развитию творческого мышления.
1.4. Цель
Целью программы кружка, является формирование основ элементарных математических представлений, развитие психических процессов (памяти, внимания, мышления) в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей. Раскрытие основных направлений математического развития детей 3-4 лет в соответствии с требованиями ФГОС ДО; создание благоприятных условий для формирования математических представлений с целью развития предпосылок к учебным действиям, теоретического мышления, развития математических способностей; введение ребенка в мир математики через решение проблемно-поисковых задач, ознакомление с окружающим, игровую деятельность, художественное слово.
1.5. Задачи
Задачи кружка:
развивающие задачи направлены на развитие:
- логического мышления, памяти, внимания, речи;
- математических способностей;
- мелкой моторики рук и глазомера;
- а также овладение предпосылками к универсальной учебной деятельности.
образовательные задачи направлены на:
- приобретение знаний о множестве, числе, форме, величине, пространстве и времени как основах
математического развития дошкольников;
- обучение применения полученных знаний в разных видах деятельности (игре, общении и т. д.);
- формирование и развитие приемов умственной деятельности (анализ и синтез, сравнение, обобщение, классификация); формирование конструктивных умений (плоскостное моделирование)
- формирование простейших графических умений и навыков;
воспитательные задачи формируют:
-организованность (умение не мешать товарищам; заниматься сообща;
готовить материалы, необходимые для занятия);
-самостоятельность и интерес к познанию;
-желание сотрудничать со сверстниками, взрослыми.
1.6 Адресат программы
Программа рассчитана на обучающихся 3 – 4 лет (вторая младшая группа), мотивированных на получение повышенных образовательных результатов и участие в конкурсных мероприятиях.
Наполняемость групп 10 – 15 человек
- ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
2.1. Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка
Содержание программы обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей, охватывая следующие направления развития (образовательные области):
2.2 Основные направления и содержание деятельности
Учебный план:
Вторая младшая группа 15 мин. 2 раза в неделю
Возраст 3-4 года
Количество детей- 26человек
Продолжительность деятельности – 15 минут
Количество в неделю – 2 раза в неделю
Расписание
1-3 неделя | 1занятие: вторник - 15.30-15.45 2 занятие: четверг - 15.30-15:45 |
2-4 неделя | 1занятие: понедельник- 15.30 -15.45 2 занятие: среда –15:30-15.45 |
2.3 Календарный план
Месяц | Тема | Программное содержание |
Сентябрь | Добро пожаловать в математику | Вызвать у детей интерес к математике, желание узнать новое. |
Знакомство с понятиями один и много. | Учить детей находить в окружающей обстановке много однородных предметов и выделять из неё один предмет. | |
Большой - маленький | Познакомить с частью суток-утро. Учить отгадывать загадки на основе зрительно воспринимаемой информации; сравнивать знакомые предметы по величине. | |
Круг. | Познакомить с частью суток – день, с геометрической фигурой – круг; обводить круг по точкам. | |
«Внутри и снаружи» | Формировать пространственные отношения «внутри», «снаружи»; учить наклеивать готовые формы в определённых частях листа; учить детей подлезать под дугу, опираясь на колени и ладони. Развивать у детей навык определения местоположения предметов: «внутри – снаружи», упражнять в умении различать и называть геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник; развивать связную речь, внимание и память, мелкую моторику, способствовать развитию интереса к участию в совместных подвижно-дидактических играх. | |
Октябрь | Высокий-низкий. | Познакомить с частью суток-вечер; учить сравнивать знакомые предметы по величине. |
«Матрёшка» | Развивать проективное видение (учить ребёнка понимать, что объёмный предмет может иметь различные контуры с разных сторон). Учить выстраивать сериационный ряд по признаку «высота». | |
Сравнение предметов | Познакомить с частью суток-ночь. Продолжать учить сравнивать совокупности предметов, различать где один предмет, где много; упражнять в рисовании предметов округлой формы. | |
«Что пропало?» «Раздели по цвету» | Развитие внимания, восприятия, образной памяти. Формирование умения сохранять в памяти количественную характеристику группы предметов. Выполнять классификацию по заданному признаку. | |
Слева, справа, на, под. | Учить различать и называть пространственные направления от себя; выделять признаки сходства и различия. | |
Ноябрь | Число 3. | Большая, поменьше, маленькая. Треугольник. Познакомить с числом 3 и цифрой 3;продолжать называть числительные по порядку, указывая на предметы; видеть в форме предметов геометрические фигуры. |
Числа 1,2,3. Наверху, внизу, посередине. | Закрепить числа и цифры, называть числительные от 1 до 3. Упражнять в ориентировке в пространстве. | |
Сравнение чисел 2и 3. Логическая задача. | Учить различать равенства и неравенства групп по количеству входящих в них предметов. Развивать зрительное внимание. | |
Число 4. Квадрат. | Познакомить с числом и цифрой 4; обследовать квадрат осязательно-зрительным путем, рисовать квадраты по точкам. | |
Декабрь | Геометрические фигуры. Логические задачи. | Учить видеть форму предметов, соотносить её с названием геометрических фигур; отгадывать загадки на основе зрительно воспринимаемой информации, понимать поэтические сравнения, лежащие в основе загадки. |
Сравнение чисел 3 и 4. | Прямоугольник. Учить различать равенства и неравенства групп предметов, выражая результаты определения в речи; обследовать форму осязательно - двигательным и зрительным путем. | |
Число 5 и цифра 5. | Познакомить с числом 5 и цифрой 5; продолжать учить называть числительные по порядку, указывая на предметы; развивать зрительное внимание. | |
Число 5 .Утро, день, вечер, ночь. Логическая задача. | Закреплять навыки счета в пределах пяти; умение различать и называть части суток. Развивать логическое мышление. | |
Январь | Сравнение чисел 4 и 5. Овал. Логическая задача. | Учить различать равенств и неравенства групп по количеству входящих в них предметов |
Времена года. Овал. Слева, справа. | Закреплять умение различать и называть времена года | |
Сравнение по высоте. | Упражнять в счете в пределах пяти, учить сравнивать предметы по высоте, отражать в речи результат сравнения, упражнять в умении составлять предметы из треугольников. | |
Февраль | Куб, шар. | Познакомить с геометрическими телами – кубом и шаром; учить обследовать их осязательно –двигательным способом; уточнить представление о временах суток. |
Порядковый счет. | Учить составлять квадрат из счетных палочек; называть предметы квадратной формы. | |
Прямоугольник. | Учить различать квадрат и прямоугольник; упражнять в чете в пределах пяти. | |
Геометрические фигуры. Логические задачи | Учить видеть форму предметов, соотносить её с названием геометрических фигур; отгадывать загадки на основе зрительно воспринимаемой информации, понимать поэтические сравнения, лежащие в основе загадки. | |
Март | Счет в пределах пяти. | Упражнять в счете в пределах пяти учить соотносить числительное с существительным; находить заданные фигуры. |
Сравнение предметов по высоте | Упражнять в умении сравнивать предметы по высоте, устанавливать равенство между двумя группами предметов. | |
Сравнение предметов по величине. | Продолжать учить сравнивать предметы по величине, отражать в речи результат сравнения; упражнять в ориентировке в пространстве: слева, справа, вверху, внизу. | |
Ориентировка во времени. | Учить классифицировать фигуры по разным признакам: цвету, величине, форме; упражнять в счете. | |
Апрель | Счет в пределах пяти. | Упражнять детей в счете в пределах пяти; укреплять знание цифр от 1 до 5, умение соотносить количество с цифрой. |
Числовой ряд | Упражнять детей в счете в пределах пяти; укреплять знание цифр от 1 до 5, умение соотносить количество с цифрой | |
Порядковый счет. | Упражнять детей в счете в пределах пяти; укреплять знание цифр от 1 до 5, умение соотносить количество с цифрой | |
Игра-путешествие. | Упражнять в счете в пределах пяти учить соотносить числительное с существительным; находить заданные фигуры. | |
Май | Математическая загадка | Развивать логическое мышление, внимание |
Ориентировка во времени | Учить классифицировать фигуры по разным признакам: цвету, величине, форме; упражнять в счете | |
Логические задачи | Развивать логическое мышление, внимание. | |
Мониторинг |
Список используемой литературы:
1. Волина В. В. Математика. - Екатеринбург: Издательство АРД ЛТД. 1997.
2. Ерофеева Т. И. В кругу друзей математики. День за днём. Пособие для детей 3-4 лет Москва «Просвещение» 2013.
3. Ерофеева Т. И. В кругу друзей математики. Заботы круглый год. Пособие для детей 3-4 лет Москва «Просвещение» 2013.
4. Колесникова Е. В. Математика для детей 3-4 лет Москва ТЦ Сфера, 2015.
5. Михайлова З. А. Игровые занимательные задачи для дошкольников.
Москва «Просвещение» 1990.
6. Новикова В. П. Математика в детском саду. Москва Мозаика –Синтез,2010.
7. Петерсон Л. Г., Кочемасова Е. Е. Игралочка Методические рекомендации Москва Баласс 2003.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2017/05/20/picture-370687-1495297855.jpg)
Дополнительная образовательная программа "Занимательная математика"
Направленность программы:Программа кружка направлена на всестороннее гармоничное развитие личности детей через развитие интеллектуальной активности.Актуальность, новизна, педагогическая це...
![](/sites/default/files/pictures/2017/05/20/picture-370687-1495297855.jpg)
Презентация "Отчет о работе по дополнительной образовательной программе "Занимательная математика"
Отчет о работе по дополнительной образовательной программе "Занимательная математика"...
![](/sites/default/files/pictures/2018/10/04/picture-1065169-1538651105.jpg)
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА: ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА
В основу программы кружка положены идеи развития личностного потенциала ребенка и его психического становления, посредством художественно-эстетического освоения математических поня...
Дополнительная образовательная программа «Занимательная математика»
Прграмма кружка " Занимательная математика" для старшей группы....
![](/sites/default/files/pictures/2020/01/21/picture-699957-1579626280.jpg)
Дополнительная общеразвивающая программа «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА»
Дополнительная общеразвивающая программа«ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА»...
Дополнительная общеразвивающая программа «Занимательная математика»
Дополнительная общеразвивающая программа «Занимательная математика»...
![](/sites/default/files/pictures/2015/11/18/picture-708790-1447794255.jpg)
Дополнительная общеобразовательная программа "Занимательная математика"
Кружковая программа по математике...