«Математическое мышление: в чём польза и как развить». Выступление на городском методическом объединении
консультация по математике
«Математическое мышление: в чём польза и как развить».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad.docx | 22.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
городского округа Долгопрудный
детский сад общеразвивающего вида № 13 «В гостях у сказки»
(МАДОУ детский сад № 13 «В гостях у сказки»)
Выступление на городском методическом
объединении по теме:
«Математическое мышление: в чём польза и как развить»
Составила:
воспитатель 1 квалификационной категории
Оганнисян Арпине Гагиковна
Сообщение из опыта работы.
Тема: Математическое мышление: в чём польза и как развить
Математики смотрят на мир критически, стремятся копнуть глубже и постичь суть явлений.
Узнайте, как научиться думать, как математик.
Человек с развитым математическим мышлением удерживает в голове большое количество информации, понимает, что у любой проблемы есть решение, умеет разбивать сложные задачи на более мелкие и выявлять взаимосвязи.
Математическое мышление помогает и в повседневной жизни. Когда проблема раскладывается на части, и учитываются все варианты развития событий, обычно принимается наилучшее решение. А благодаря уверенности в решаемости любых задач дела реже откладываются на потом.
Виды математического мышления
По мнению психолога Ильи Каплуновича, в человеке обычно в разных пропорциях развиты, пять типов математического мышления:
- Топологическое. Отвечает за связанность и целостность логических операций. Сначала нужно изучить суть, а потом последовательно решить задачу. Людям-топологам присуща аккуратность, размеренность и консерватизм.
- Порядковое. Отвечает выработку конкретных алгоритмов и чёткое следование плану. Главное качество людей с порядковым мышлением — педантичность.
- Метрическое. Оперирует цифрами и конкретными параметрами. Людям с таким мышлением свойственна предусмотрительность и осторожность.
- Алгебраическое. Предполагает структурированное восприятие и выстраивание комбинаций. Люди с таким мышлением могут начинать работу с любого места и легко переключаются между задачами. Но им свойственна некоторая рассеянность.
- Проективное. Заключается в умение смотреть на вещи с разных сторон. Люди с таким мышлением способны быстро оценить ситуацию.
Как развить математическое мышление у ребенка
Склонность к математике, как и все остальные способности, даже у детей с врождённым талантом, развивается только в процессе обучения и практических занятий. Но, пытаясь сделать из ребёнка математического гения, вспомните, как сложно даётся то, что нам делать не хочется. Не нужно заставлять детей считать, если они хотят играть и бегать кругами — так вы на долгое время вообще отвадите их от занятий. Если речь идёт о развитии математических способностей детей среднего возраста, то здесь вам будет чуть проще договориться и увлечь ребёнка счётом в процессе игры. Начать нужно, конечно, с первого знакомства с математикой:
— во время игры обращайте внимание ребёнка на разную форму игрушек, их цвет и положение в пространстве (мишка ближе, чем пирамидка, до него проще дотянуться, вот у него верх, а вот — низ и т.д);
— дальше в ход идёт ненавязчивый счёт и сортировка — познакомьте ребёнка с понятиями «больше» и «меньше», объясните, в чём разница кучек предметов, которые вы перед ним выкладываете, и предложите выровнять их количество;
— затем вы можете начать учить ребёнка различать простейшие геометрические фигуры и искать их вокруг себя, одновременно начните изучать цифры, числа и лёгкие действия с ними.
Кроме очевидного знакомства с наукой для развития математических способностей у дошкольников можно использовать следующие методы:
— пошаговые настольные игры с кубиком;
— различные головоломки и ребусы;
— игра в шахматы (она хорошо развивает логическое мышление);
— чтение сказок под призмой математических задач — сколько зверей влезло в Теремок и как разность их размера помогла им там поместиться.
Учёные сходятся во мнении, что талант к математике проявляется у детей, у которых развиты следующие навыки:
— пространственное мышление,
— поиск причинно-следственных связей,
— умение выделять и запоминать важную информацию,
— быстрый счёт,
— умение анализировать информацию.
Интересно, что тот же набор навыков отмечают у детей, которые проявляют способности к изучению иностранных языков, т.е. математики могу легко выучить любой иностранный язык.
Что поможет вам развить математические способности у детей дошкольного возраста
«Угадай кто/что?» — развивает логическое мышление и способность к анализу. Загадывайте ребёнку персонажей, животных или предметы, описывая только их характеристики: «Зимой белый, летом серый, с длинными ушами». Когда ребёнок поймёт правила, предложите ему загадать предмет вам.
Пазлы, мозаики, кубики и лабиринты развивают пространственное мышление. Стройте и проходите их вместе, объясняя ребёнку, как проще найти выход или собрать высокую устойчивую башню.
«Что изменилось?» — игра, которая поможет натренировать способность к выделению и запоминанию информации. Посадите ребёнка в центре комнаты и дайте ему минуту на то, чтобы осмотреться, потом попросите закрыть глаза и спрячьте (или добавьте) один яркий предмет. Задача ребёнка — понять, что изменилось. Со временем задачу можно усложнять и прятать сразу несколько предметов.
Ментальная арифметика. Это направление полезно сразу по нескольким причинам. Во-первых, она помогает улучшить вычислительные навыки. Ребёнок, который занимается ментальной арифметикой, может быстрее и точнее решать математические задачи.
Во-вторых, ментальная арифметика помогает развивать память и внимание. Ребёнок научится концентрироваться на задаче и запоминать большие объемы информации.
В-третьих, это направление развивает творческие способности. Она учит думать нестандартно и находить новые решения задач.
Наконец, ментальная арифметика поможет ребёнку стать более уверенными в своих способностях. Когда он поймёт, что может успешно справляться с трудными задачами, уровень самооценки неизбежно пойдёт вверх.
Как заинтересовать ребёнка математикой?
1. Играйте с ребёнком в простые математические игры, такие как «Кто быстрее сосчитает до 100?» или «Найди число».
2. Объясняйте предмет на примерах из реальной жизни. Показывайте, как математика используется в повседневной жизни, например, при расчете стоимости покупок в магазине.
3. Хвалите за успехи. Не забывайте отмечать достижения ребёнка, чтобы он чувствовал себя успешным и заинтересованным.
4. Не бойтесь использовать технологии. Мобильные приложения и онлайн-игры могут помочь сделать изучение математики более интересным и увлекательным для ребёнка.
5. Не настаивайте на изучении только одной темы. Разнообразие — ключ к успеху. Чередуйте темы, чтобы ребёнок не терял интерес.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка по теме «Радостное познание в совместном творчестве – условие успешного развития ребенка». Выступление на городском методическом объединении воспитателей МДОУ.
Методическая разработка по теме «Радостное познание в совместном творчестве – условие успешного развития ребенка». Выступление на городском методическом объединении воспитателей МДОУ.Автор-разработчик...
Выступление на городском методическом объединении "Современные подходы к организации здоровьесберегающей среды в ДОУ в контексте ФГТ" Денисова Е.В. воспитатель МБДОУ ЦРР - детский сад № 7 г.Рассказово
Современные подходы к организации здоровьесберегающей среды в ДОУ в контексте ФГТ...
Выступление на городском методическом объединении воспитателей ДОУ "Презентация методического комплекса для детей дошкольного возраста "Изучаю тело человека"
Данное выступление раскрывает принципы систематической работы с детьми 4-7 лет по вопросам ознакомления с внешним и внутренним строением человеческого организма и формированию принципов ЗОЖ. Данный ма...
Выступление на городском методическом объединении воспитателей ДОУ "Развитие познавательной активности в решении вопросов здоровьесбережения посредством экспериментальной деятельности".
В процессе выступления педагог делится с коллегами многолетним опытом работы по экспериментальной деятельности с воспитанниками ДОУ в решении вопросов здоровьесбережения и формирования принципов ЗОЖ. ...
Выступление на городском методическом объединении воспитателей
Одной из задач умственного воспитания детей в детском саду является развитие познавательных процессов ребенка. Одним из важных психических процессов, играющих большую роль в формировании познавательно...
Выступление в городском методическом объединении педагогов дошкольного образования в рамках проведения единого методического дня с докладом "Пепси-кола и вода"
Выступление в городском методическом объединении педагогов дошкольного образования в рамках проведения единого методического дня с докладом "Пепси-кола и вода"...
Выступление на городском методическом объединении учителей - дефектологов " Технология «Друдлы» как средство развития креативного мышления и связной речи. "
Развитие воображения, нестандартного мышления, творческих способностей детей является важной задачей современного образования. Согласно психолого-педагогическим исследованиям, все дети так или иначе о...