Выступление на городском методическом объединении учителей - дефектологов " Технология «Друдлы» как средство развития креативного мышления и связной речи. "
методическая разработка по коррекционной педагогике

Гусева Виктория Романовна

Развитие воображения, нестандартного мышления, творческих способностей детей является важной задачей современного образования. Согласно психолого-педагогическим исследованиям, все дети так или иначе одарены от природы, а развивать их способности возможно посредством различных технологий, где важен сам процесс, а не конечный результат и его оценка.

Одной из таких современных технологий являются «Друдлы». Картинки-друдлы стали известны в 1953 году благодаря американскому автору – юмористу Роджеру Прайс и креативному продюсеру Леонарду Стерну. Название произошло от комбинации трех слов: «doodle» - каракули, «drawing» - рисунок, «riddle» - загадка. Друдл представляет некую задачу, в которой требуется домыслить что изображено на рисунке. Это незаконченная картинка, которую нужно додумать или дорисовать. Смысл друдлов – придумать как можно больше вариантов видения картинки

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologiya_drudly_rech_dopolnennaya.docx21.71 КБ

Предварительный просмотр:

Выступающие: Алексеенко А.М., Гусева В.Р.                                                                                  

Выступление на методическом объединении учителей – дефектологов.    Технология «Друдлы» как средство развития креативного мышления и связной речи.   ( 1 слайд)

2 слайд

Развитие воображения, нестандартного мышления, творческих способностей детей является важной задачей современного образования. Согласно психолого-педагогическим исследованиям, все дети так или иначе одарены от природы, а развивать их способности возможно посредством различных технологий, где важен сам процесс, а не конечный результат и его оценка.

Одной из таких современных технологий являются «Друдлы». Картинки-друдлы стали известны в 1953 году благодаря американскому автору – юмористу Роджеру Прайс и креативному продюсеру Леонарду Стерну. Название произошло от комбинации трех слов: «doodle» - каракули, «drawing» - рисунок, «riddle» - загадка. Друдл представляет некую задачу, в которой требуется домыслить что изображено на рисунке. Это незаконченная картинка, которую нужно додумать или дорисовать. Смысл друдлов – придумать как можно больше вариантов видения картинки. Они заставляют мозг переработать массу информации, чтобы соотнести образ с изображением на картинке. Самок главное в этой игре – правильного ответа не существует. Здесь считается правильным каждый ответ, особенно если он оригинальный и необычный.

Очень важно, что, работая с технологией «Друдлы» вместе с детьми развиваются и сами педагоги. Ведь по большей части у всех взрослых людей сформировано мышление, которое подразумевает поиск одного единственно верного решения. В свою очередь и детей мы оцениваем соответственно: либо ты ответил правильно, либо ответ неверный.

Современная жизнь и вызовы социума требуют разнонаправленного, творческого мышления, чтобы мы могли осуществлять поиск множества решений для одной задачи. Такую способность развивают картинки, каракули «Друдлы».

Друдлы укрепляют связь между воображением и  речью. Многим  знакомо ощущение, когда слово вертится на языке, но мы  не можем вспомнить его, а придумывая названия для друдлов, мы развиваем навык актуализации пассивного словаря.

Тренируют творческое   мышление. Для Друдла нужно придумать несколько названий, поэтому в работу включается творческое или, так называемое, дивергентное мышление. Нужно посмотреть на рисунок под разными углами и сообразить, что же это тебе напоминает, включить в работу поиск альтернатив.

Друдлы заставляют задуматься о том, что возможно множество интерпретаций, и не нужно хвататься за первую попавшуюся.

Психолог Л.С. Сызранцева в своей работе, применяла друдлы, как средство развития образного мышления дошкольников. Она предлагала дорисовать друдлы на бумаге, или в своем воображении. Задача детей придумать, как можно больше ответов на стимульный материал, изображённый на рисунке. Целей может быть несколько:

  • максимальное количество придуманных ответов каждым ребёнком;
  • смешной вариант;
  • самый оригинальный нестандартный ответ.

По её мнению, данная техника способствует развитию образного мышления детей; развивает воображение, креативное мышление; творческие способности детей и учит мыслить не стандартно.  

3 слайд

Цель технологии «Друдлы»:

Развитие гибкости мышления, воображения и творческих способностей у детей дошкольного возраста. «Учиться видеть необычное в обычном».

Задачи:

- развитие образного мышления,

- развитие воображения «Я учусь видеть необычное в обычном»;

- развитие речи, «когда я рисую, я думаю и проговариваю то, что рисую».

- воспитание у детей творческой инициативы.

Кому подходят друдлы?

Технология «Друдлы» подходит для использования в работе с разными детьми, как с одаренными, так и с задержкой психического развития с 4 лет, в работе с родителями.

Где можно использовать друдлы в детском саду?

- в организованной образовательной деятельности.                                                                         - в совместной деятельности педагога с детьми.                                                                          - в самостоятельной деятельности.

Основной планируемый результат:

- Развитие у детей гибкости мышления, умения подойти к ситуации с разных сторон, развитие связной речи.                                                                                                                           - Качественное и количественное обогащение словарного запаса детей.                                           - Формирование способности к речевому описанию сюжета.                                                            - Активизация фантазии, воображения.

4 слайд

Какие должны быть требования, предъявляемые к друдлам?

Нарисованные или напечатанные изображения должны быть черного цвета, на белом фоне (белой бумаге). Это самый оптимальный вариант для развития воображения.

5 слайд

Как научить ребенка придумывать интерпретации друдлов?

1.Подсказка рисунка. Следуйте подсказкам из рисунка. Они могут быть смешными, странными, невероятными или банальными. Используйте эти идеи для того, чтобы генерировать различные варианты. Если ребенок затрудняется, подскажите. Например,  зигзаг на картинке наводит на мысль о зубах, траве, заборе,  так изображают волосы, застежки-молнии, неровные поверхности и т.д. изогнутая линия наводит на мысль о веревочке. Бумажка на веревочке для кошки. Или машинка на веревочке для ребенка. А может, камень, обвязанный веревкой и используемый в качестве якоря?

2. Изменение ракурса. Пусть ребенок попробует  представить себе рисунок с точки зрения смотрящего сверху, снизу, с необычного ракурса,  очень большим или очень маленьким, в необычной ситуации,  и т.д.

3.Случайный импульс. Возьмите произвольное слово (из журнала или книги, любой предмет в комнате или просто из головы) и каким-то образом привяжите его к картинке. Как угодно! Затем, то же самое попробуйте проделать с двумя, а потом тремя словами сразу – это поможет избавиться от навязчивых идей и двигаться дальше.

 Пример: Например, слово "размытая". Первая мысль, которая  приходит в голову почти сразу - озеро с втекающим в него ручейком. Подумав еще, можно  додуматься до  заглушки в ванную на веревочке (ассоциативная связь через слово вода и мыться).

Посмотрев  на будильник - часы - маятник. Мысль: Маятник настенных часов во время землетрясения. Посмотрев на телефон, подумать, что это, возможно, телефонный аппарат с проводом к трубке.

4.Три слова.

Использование не одного, а трех слов сразу. Позволяет избавиться от навязчивых идей и двигаться дальше. Увеличение слов до трех увеличивает возможное количество вариантов.

6 слайд

Как использовать друдлы в работе с дошкольниками?

  1. Дети высказывают свое мнение (взрослый записывает ответ каждого ребенка под друдлом, напротив каждого ответа пишет имя ребенка)
  2. Друдл находится в группе - на стене двери, доске на уровне глаз детей – это позволяет самостоятельно, без участия педагога взаимодействовать со средой), дописываем новые «версии» детей.
  3. Предложить рабочий друдл в родительскую группу в социальных сетях для обсуждения с детьми в домашних условиях.
  4. В завершении работы с друдлами, дети делятся – какое высказывание было самым необычным (веселым, интересным, смешным).

7 слайд

Этапы работы с друдлами:

  1. Знакомство детей с технологией: игра «На что похожа куракуля, рисунок?», где участники перечисляют варианты, педагог фиксирует ответы.
  2. Игра «Дорисуй», где детям предлагается самим закончить рисунок.
  3. Создание рассказа по получившимся картинкам (дорисованным) друдлам.
  4. Игра «Создай свой друдл», что подразумевает рисование, создание детьми своих друдлов.

Вместе с тем, технология «Друдлы» позволяет лучше осознать психологию ребенка (на картинках можно увидеть то, что ему близко по духу, по настроению на данный момент). А еще, друдл – это веселое занятие, головоломка для ребенка.

8 слайд ВИДЕО (примерно 5 минут)

И мы с Вами сейчас тоже немного потренируемся:

(На что похоже?)

9 слайд – 11 слайд.

Далее: Практическая часть (Задание на карточках)

Предлагаем Вашему вниманию различные варианты друдлов, которые можно использовать в работе с детьми.

  1. Ассоциации. Нужно выбрать из предложенных друдлов те, которые ассоциируются с конкретными темами (посуда, животные, овощи, фрукты).
  1. Назови одним словом (дорисовать визуально или практически друдлы, объединённые одной тематикой. (дикие животные, домашние животные).

        3. Отгадай, какая сказка здесь спряталась.

         4. Угадай строчку из детской песни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на городском методическом объединении: «Интеграция и синтез искусств, как средство художественно-эстетического развития дошкольников»

Дошкольный возраст многими психологами характеризуется как несущий в себе большие нереализованные возможности в познании окружающего мира. Раскрыть их помогает образовательная деятельность. На занятия...

Выступление на городском методическом объединении учителей-логопедов. Теневой театр как средство развития речи у дошкольников.

Цель коррекционной работы логопеда – научить детей говорить отчетливо, грамотно, выразительно.В данной ситуации театрализованная деятельность является замечательным способом помочь  детям, ...

Развитие связной речи у детей дошкольного возраста с ОНР III уровня речевого развития" Выступление с сообщением на Городском методическом объединении учителей-логопедов

От того, насколько точно, четко, лаконично в соответствии с конкретной речевой ситуацией ребенок умеет выражать свои мысли, зависит успех и эффективность процесса общения. Развитая связная речь р...