Конспект занятия «В стране геометрических фигур» (старшая группа)
план-конспект занятия по математике (старшая группа)

Гордеева Лиля Хажмухаметовна

Цель: Закрепить знания детей о геометрических фигурах (плоскостных, объемных),их цвете и форме; учить детей логически мыслить; работать с наглядным материалом и со схемами, проявлять интерес к выполнению различных творческих работ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_po_matem_pechat.doc79 КБ

Предварительный просмотр:

Гордеева Лиля Хажмухаметовна.

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития – ребенка детский сад №46»

Конспект занятия «В стране геометрических фигур» (старшая группа)

Цель. Выявить полученные знания, представления, умения, которые дети получили в течение учебного года.

Задачи:

1. Обучающие: Закрепить знания детей о геометрических фигурах (плоскостных и объемных), их цвете и форме; учить детей логически, мыслить; работать с наглядным материалом и со схемами, проявлять интерес к выполнению различных творческих работ.

2. Развивающие: Развивать у детей ассоциативное мышление, воображение; творческие и конструктивные способности; развивать интеллектуальные и логические способы взаимодействия с окружающим. Развивать формирование речевых действий, учить высказывать свое мнение и аргументировать его. Развивать мелкую моторику рук через продуктивную деятельность. Выполнять движения синхронно, сопровождая словами.

3. Воспитательные:  Воспитывать положительную мотивацию к обучению, интереса к математике; воспитывать доброжелательного отношения друг к другу.

Интеграция образовательных областей: «Социально коммуникативное», «Познавательное», « Речевое», «Физическое», «Художественно – эстетическое».

Предварительная работа: рассматривание различных картинок из танграма, отгадывание загадок, конструктивные игры с геометрическими фигурами  (плоскостными и объемными), игры с танграмом.

Словарная работа: Танграм, тан (фигура).

Методические приёмы: наглядные (просмотр видео, рассматривание картинок); словесные (использование художественного слова, рассказ воспитателя, указания и пояснения в воспитательном процессе, подведение итога); игровые (дидактические игры «Построй домик»; «На что похоже?»); практические (продуктивная деятельность - аппликация).

Материал и оборудование: Плоскостные и объемные геометрические фигуры, конверт с письмом и танграмами; карта мира, картинка «кошка».

У детей: Белая бумага формата А 4 с силуэтом кошки,  готовые геометрические формы, клеенка, клей, салфетки.

Содержание организованно образовательной деятельности:

I. Организационный момент.

Воспитатель: Дети, к нам пришли гости, поздороваемся с ними. А теперь встанем в круг и поприветствуем друг друга. 

- В круг широкий, вижу я,
Встали все мои друзья.
Мы сейчас пойдем направо: раз, два, три.
А теперь пойдем налево: раз, два, три.
В центре круга соберемся: раз, два, три.
И на место все вернемся: раз, два, три.
Улыбнемся, подмигнем,
Заниматься мы начнем.

Дети садятся на стульчики к компьютеру.

На столе лежат геометрические фигуры, и большой конверт с письмом.

Воспитатель: Ребята, посмотрите! Что это? (Геометрические фигуры: круг, овал, треугольник, прямоугольник, квадрат).

-  Правильно, круг, овал, треугольник, прямоугольник и квадрат — это плоскостные геометрические фигуры.

Воспитатель: Что мы знаем о них? 

- Что вы знаете про круг (Ответы детей: у круга нет углов, он может катиться),

- квадрат (у квадрата четыре угла и четыре равные стороны), 

- треугольник (у треугольника три угла и три стороны), 

- прямоугольник (у прямоугольника четыре угла и четыре стороны, но две стороны у него длинные и две короткие)? 

- овал – (похож на круг только приплюснутый).

Дидактическая игра «Построй домик».

Воспитатель: Из каких фигур построен домик? ( Из квадрата, прямоугольника, круга и ромба).

- Сколько квадратов, прямоугольников, ромбов и кругов? (Один квадрат, четыре прямоугольника, один ромб и один круг).

Воспитатель: Молодцы, дети.

-  Посмотрите, ребята, у меня в руках волшебный мешочек, в котором находятся геометрические формы, которые нужно узнать на ощупь, потом  описать их, что это за фигура. (Дети по очереди выполняют задание).

Дидактическая игра: «Узнай на ощупь и опиши».

Это куб - он объёмный. Если смотреть на куб с любой стороны, то получается квадрат. У куба все грани одинаковые.

Это конус - рассмотрим подробнее фигуру.

- На что он похож? (на треугольник).

- А если его перевернуть? (на круг).

Шар - он круглый, гладкий со всех сторон.

Цилиндр - у цилиндра два одинаковых основания – это 2 круга и боковая поверхность.

Пирамида - многогранник, основание которого четырехугольник, а остальные грани треугольники, имеющие общую вершину.

Призма (треугольная) - многогранник, объемная фигура. У неё есть два основания – треугольники.

Призма (квадратная) – основания квадраты, боковые грани – прямоугольники.

Призма (прямоугольная) – все грани составляют прямоугольник.

Дидактическая игра «На что похоже?». 

- На какую фигуру похожа коробка, кусочек сахара (Куб)

- Какие две фигуры в форме карандаша? (Пирамидка и Конус)

- Что напоминает клубок ниток? (Шар)

- На какую фигуру похожи кружка и баночка кофе? (Цилиндр)

- На что похожа это игрушка? (Пирамида).

- На какую фигуру похожа кусочек сыра? (Призма)

- Аквариум имеет форму  (Параллелепипед)

Воспитатель: Молодцы.

II. Основная часть.

- Дети, я сегодня получила письмо. Показывает письмо. Он подписан:

Кому: Детям группы №5 (значит нам).

От кого: Дети из Китая.

Это письмо прислали из Китая, это такая страна.

А в какой стране мы живем? (В России).

Воспитатель показывает страны на карте.

Прочитаем письмо? (Да!)

Воспитатель достает письмо и читает.

Воспитатель: «Здравствуйте, ребята! Мы вам присылали одну очень увлекательную игру – танграм! И мы хотим узнать научились ли вы играть в эту игру. Сможете ли, вы сложит фигуры не из танов, а из бумаги, для этого присылаем образцы контуров фигур разных кошек.

Поскорее попробуйте справиться с этой задачей!!! Желаем вам успехов!».

Воспитатель: Давайте вспомним, что такое танграм?

Дети: Танграм – это головоломка, состоящая из 7 плоских фигур, которые складывают определенным образом для получения другой, более сложной фигуры.

Воспитатель: Кто расскажет историю про танграм?

Ребенок: У одного человека из рук выпала фарфоровая плитка и разбилась на 7 частей. Расстроенный, он в спешке старался ее сложить, но каждый раз получал все новые интересные изображения. Это занятие оказалось настолько увлекательным, что впоследствии квадрат, составленный из 7 геометрических фигур, назвали «Доской мудрости», а фигурки – танами.

 Воспитатель: Молодец. У игры танграм есть свои правила: необходимо использовать все 7 фигур танграма; фигуры не должны накладываться друг на друга.

Воспитатель: Скажем - «Танграм».

Хоровое и индивидуальное повторение.

           

Воспитатель: Вот это и есть (показывает картинку) «Доска мудрости», а фигуры - таны.

Воспитатель: Скажем - «Таны».

Хоровое и индивидуальное повторение.

Воспитатель:  Какие это фигуры?  Дети выходят к доске по очереди и показывают фигуры. (Квадрат, четырехугольник, 2 больших треугольника, 2 маленьких треугольника и 1 средний).

- Сколько всего треугольников, и четырехугольников? (5 треугольников и 2 четырехугольника).

 На столе лежат цифры от 1 до 10.

- Вам нужно выбрать цифры по количеству геометрических фигур.

Воспитатель: У меня есть знаки (+), (-), (=).

- Расскажите мне про них.

Дети читают стихи про знаки.

1й Ребенок:

Я – плюс, и  этим я горжусь!

Я для сложения гожусь.

Я – добрый знак соединения,

И в этом мое предназначение.

2й Ребенок:

Я – минус, тоже добрый знак.

Ведь не со зла я отнимаю,

А  роль свою я выполняю.

3й Ребенок:

Узнать, что получается,

помогает, знак равняется.

Воспитатель: Используя соответствующие знаки и цифры, запишите задачу, как получилось число 7.

- Молодцы!

- Как мы будем складывать фигуры (таны) посмотрим небольшой видеофильм.

Показ видео.

Я верю, в вас и знаю - у нас все получится!

Вот звонок нам дал сигнал, поработать час настал,

Так, что время не теряем, и работать начинаем!

Мы дружны!

Мы умны!

Мы внимательны

Мы старательны!

Мы отлично учимся!

Все у нас получится!

Дети садятся за столы.

Воспитатель: Отгадайте загадку.

Мордочка усатая, шубка полосатая,

Часто умывается, но с водой не знается. (Дети: кошка)

- Правильно, кошка.

- Из каких частей состоит кошка(туловище, голова с ушами, лапы, хвост)

На столах лежат образцы, по которым будем собирать из готовых геометрических форм фигуру кошки.

Воспитатель: Но прежде, чем мы приступим, давайте немного разомнемся.

Пальчиковая гимнастика:

Игра «Котята»

(Ладошки складываем, пальцы прижимаем друг к другу. Локти опираются о стол).

Кошечки нашей есть десять котят, (Покачиваем руками, не разъединяя их). Сейчас все котята по парам стоят:

Два толстых, два ловких,

Два длинных, два хитрых,

Два маленьких самых

И самых красивых.

(Постукиваем соответствующими пальцами друг о друга от большого к мизинцу).

     

Воспитатель раздает карточки с нарисованными фигурами.

Воспитатель:  Геометрические фигуры наложите на образец.

- Приступаем к работе.

У всех получилось фигура кошки?

А сейчас, ребята, давайте немного отдохнем.

Вставайте из-за столов и выходите ко мне.

Нас ждет физкультминутка!

Динамическая пауза «Сосчитай и сделай»

Сколько точек будет в круге-

Столько раз поднимем руки.

Сколько елочек зелёных,

столько выполним наклонов.

И присядем столько раз,

сколько облаков у нас.

На носочки встанем,

Звёздочки достанем,

И тихонько сядем.

Приступаем к работе.

Воспитатель: Вспомним, как мы будем дальше работать?

Дети: Берем одну фигуру, на клеенке наносим клей, кладем на образец, берем салфетку, прижимаем всей ладошкой.

- Приступаем к работе.

- Посмотрите, какие интересные работы у вас получились. (Обсуждение работ ребят, правильность их выполнения).

Воспитатель: У всех получились разные кошки. Они отличаются движением, значит и характером поведения. Дети кратко рассказывают про свою кошку (Веселится, удивляется, подсматривает, просто сидит, отдыхает, приготовился к прыжку, сердится, любуется, прыгает).

Итог.

Ребята, какие вы сегодня были молодцы!!!

Воспитатель: Давайте вспомним, кто прислал нам письмо и научил нас игре «Танграм»? ( Дети  из Китая). А что нужно для этой игры? (7 плоских фигур). 

Вам понравилось? ( Да). Было сложно или интересно. (Ответы детей). Что было сложным? (Ответы детей).

На этом наше занятие закончилось, давайте сфотографируем ваши работы и отправим фотографии нашим друзьям в Китай.

Список использованной литературы:

1. Бабаева, Т, И. Комплексная образовательная программа дошкольного образования «ДЕТСТВО» /Т.И.Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. - СП.: ОО «ИЗДАТЕЛЬСТВО» «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2016. -352с.»

2. Колесникова Е.В. «Математика для детей 5- 6 лет»: Методическое пособие / Е.В. Колесникова. М.: -ТЦ Сфера, 2017.- 96с.  

3. Кац Е.М. Танграм. Сказка с заданиями / Е.М.Кац. МЦНМО, 2018 г.-32с.

4. Стародубцева, И.В. Игровые занятия по развитию памяти, внимания, мышления и воображения у дошкольников [Текст] / И.В. Стародубцева. – Москва: АРКТИ. – 2008. – 72 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "В стране геометрических фигур"

Конспект занятия образовательно области "Познавательное развитие" (ФЭМП)...

Конспект занятия "В стране геометрических фигур"

Конспект НОД "В стране геометрических фигур"...

Конспект занятия на тему "Геометрические фигуры" средняя группа

Конспект занятия разработан согласно возрастным особенностям детей. В нём  использованы сюрпризные моменты, игры, отгадывание загадок.               ...

Конспект занятия по математике «Геометрические фигуры» (средняя группа)

Конспект занятия по математике «Геометрические фигуры» (средняя группа)...

Конспект занятия"В стране геометрических фигур"

Данное занятие помогает развивать логическое мышление,творческое воображение, а также способствует развитию мелкой моторики рук....

Конспект занятия: "В стране геометрических фигур..."

Представлен конспект занятия по математике в средней группе...