Кружковая деятельность по математике для детей 3-4 лет
рабочая программа по математике (младшая группа)
Кружковая деятельность по математике для детей 3-4 лет
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhkovaya_deyatelnost.docx | 32.61 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 142»
Кружок
«Математический калейдоскоп»
для детей 3-4 лет
Составила:
воспитатель
Кондратьева Н.Ю.
Воронеж 2024
Содержание
1. Пояснительная записка – стр. 3
2. Цели и задачи программы – стр. 3
3. Принципы и подходы к формированию программы – стр. 4
4.Формы и методы – стр. 4
5.Учебный план – стр. 4
6.Программное содержание – стр. 5
7.Планируемые результаты как целевые ориентиры – стр. 6
8. Учебно-тематическое планирование – стр. 6
9. Программно-методическое обеспечение – стр. 11
1.Пояснительная записка
Данная программа разработана на основе авторской программы Е.В. Колесниковой «Математические ступеньки», в соответствии с Основной образовательной программой МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 142», с основными нормативно-правовыми документами.
Актуальность темы обусловлена тем, что дети младшего дошкольного возраста проявляют спонтанный интерес к математическим категориям: количество, форма, время, пространство, которые помогают им лучше ориентироваться в вещах и ситуациях, упорядочивать и связывать их друг с другом, способствуют формированию понятий. Концепция по дошкольному образованию, ориентиры и требования к обновлению содержания дошкольного образования очерчивают ряд достаточно серьезных требований к познавательному развитию дошкольников, частью которого является математическое развитие. В связи с этим меня заинтересовала проблема – как обеспечить математическое развитие детей дошкольного возраста, отвечающее современным требованиям.
Предлагаемый курс кружка ориентирован на развитие математических способностей детей 3-4 лет, которое определяется в двух направлениях:
-систематизация и учет математических знаний, полученных из разных источников (игры, общение, предыдущего обучения и т.д.);
-организация работы с детьми по освоению содержания Программы кружка.
В ходе реализации кружка «Математический калейдоскоп» предусматривается совместная деятельность взрослых и детей в процессе занятий, игры, общении и самостоятельной деятельности детей.
Содержание кружка представляет одно из направлений образования в области «Познавательное развитие», включающее не только первичное формирование о количестве, числе, пространстве и времени, форме, размере, но и предполагающее развитие познавательных интересов ребенка.
Программа кружка реализуется с помощью учебно-методического комплекта (УМК), который обеспечивает включенность детей в образовательный процесс по формированию математических представлений.
2.Цели и задачи программы
Цели программы:
-раскрытие основных направлений математического развития детей 3—4 лет в соответствии с требованиями ФГОС ДО;
-приобщение к математическим знаниям с учетом возрастных особенностей детей;
-создание благоприятных условий для формирования математических представлений с целью развития предпосылок к учебным действиям, теоретического мышления, развития математических способностей;
-введение ребенка в мир математики через решение проблемно-поисковых задач, ознакомление с окружающим, игровую деятельность, художественное слово, экспериментирование, метод проекта;
-формирование основ математической культуры.
Задачи:
-развивать потребность активно мыслить;
-создавать условия для развития математических способностей;
-приобретать знания о множестве, числе, величине, пространстве и времени как основах математического развития дошкольников;
-развивать логическое мышление;
-формировать инициативность и самостоятельность;
-учить применять полученные знания в разных видах деятельности (игре, общении и т.д.);
-формировать и развивать приемы умственной деятельности (анализ и синтез, сравнение, обобщение, классификация, моделирование), конструктивные умения (плоскостное моделирование);
-формировать простейшие графические умения и навыки;
-воспитывать самостоятельность и интерес к познанию.
3.Принципы и подходы к формированию программы
При разработке Программы использовались следующие принципы:
-соответствия развивающему образованию;
-активности и самостоятельности;
-соответствия критериям полноты, необходимости и достаточности;
-обеспечения единства воспитательных, образовательных и развивающих задач;
-построения программы с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей;
-формирования познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности.
4.Формы и методы
Формы проведения занятий:
- в процессе занятий используются различные формы занятий: традиционные, комбинированные, практические занятия, игры, конкурсы;
- игровые занятия, которые включают различные виды деятельности: познавательную, продуктивную, двигательную, коммуникативную, конструктивную;
- в занятия включены: работа с занимательным материалом, работа в тетрадях, физкультминутки.
Методы:
- словесный метод обучения (объяснение, беседа, устное изложение, диалог, рассказ) ;
- метод игры (дидактические игры, на развитие внимания, памяти, игры-конкурсы);
- практический (выполнение работ на заданную тему, по инструкции) ;
- наглядный (с помощью наглядных материалов: картин, рисунков, плакатов, фото, показ мультимедийных материалов).
5.Учебный план
Занятия по кружковой деятельности для детей дошкольного возраста недопустимо проводить за счёт времени, отведённого на прогулку и дневной сон.
Занятия проводятся с сентября по май.
Неделя: одно занятие, по 15 мин.
Месяц: 4 занятия (в среднем).
1 год – 36 занятий.
Расписание кружка: 1 раз в неделю –во вторую половину дня.
6.Программное содержание
КОЛИЧЕСТВО И СЧЕТ
Учить:
-сравнивать количество предметов, различать, где один предмет, где много, выражать результаты определения в речи;
-устанавливать равенство и неравенство групп предметов;
-понимать и использовать в речи слова: столько-сколько, поровну, больше, меньше;
-понимать значение вопроса «Сколько» и правильно отвечать на него;
-называть числительные по порядку в пределах 5, относить последнее числительное ко всей перечитанной группе предметов;
-согласовывать в роде, числе, падеже числительное с существительным;
-решать логические задачи на основе зрительно-воспринимаемой информации.
Познакомить со стихами, загадками, сказками, в которых присутствуют числа.
ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ
Учить:
-приемам обследования зрительно-двигательным путем;
-видеть геометрические фигуры в окружающих предметах.
Познакомить:
-с геометрическими фигурами: круг, квадрат, прямоугольник, овал, треугольник;
-с геометрическими телами: шар, куб, цилиндр.
Дать представление о том, что фигуры могут быть разного размера.
ВЕЛИЧИНА
Учить:
-сравнивать предметы различных и одинаковых размеров по величине, высоте, длине, ширине, толщине;
-выделять признаки сходства разных и одинаковых предметов и объединять их по этому признаку.
Использовать в речи результаты сравнения (большой, поменьше, маленький; высокий, пониже, низкий; длинный, покороче, короткий; широкий, поуже, узкий; толстый, потоньше, тонкий).
ОРИЕНТИРОВКА ВО ВРЕМЕНИ
Учить:
-различать и правильно называть части суток: утро, день, вечер, ночь;
-различать и правильно называть времена года: осень, зима, весна, лето.
ОРИЕНТИРОВКА В ПРОСТРАНСТВЕ
Учить:
-различать правую и левую руку, раскладывать и считать счетный материал правой рукой слева направо;
-обозначать словами положение предмета относительно себя: слева, справа, вверху, внизу;
-двигаться в заданных направлениях: налево, направо, вперед, назад.
ЛОГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ
Учить: решать логические задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности событий, на анализ и синтез.
7.Планируемые результаты как целевые ориентиры
К концу года ребенок:
-сравнивает количество двух групп предметов, выражает результаты сравнения в речи (больше, меньше);
-устанавливает равенство и неравенство групп предметов;
-понимает значение вопроса «сколько»? и правильно отвечает на него;
-называет числительные по порядку в пределах пяти;
-относит последнее числительное ко всей пересчитанной группе предметов;
-называет геометрические фигуры: круг, квадрат, прямоугольник, овал, треугольник;
-понимает, что фигуры могут быть разного размера;
-видит в предметах окружающего мира геометрические фигуры;
-сравнивает предметы различных и одинаковых размеров по величине, высоте, длине, ширине, толщине;
-использует в речи результаты сравнения;
-правильно называет части суток: утро, день, вечер, ночь;
-правильно называет времена года: весна, лето, осень, зима;
-обозначает словами положение предмета относительно себя;
-решает логические задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности событий, на анализ и синтез предметов сложной формы.
8.Учебно-тематическое планирование
№ | Тема | Задачи |
1 | Утро. Большой – маленький. Один-много. | Познакомить с частью суток – утро; учить отгадывать загадки на основе зрительно воспринимаемой информации; сравнивать знакомые предметы по величине (большой - маленький); выделять признаки сходства разных предметов и объединять их по этому признаку (большой - маленький); сравнивать совокупности предметов, различать, где один предмет, а где много. |
2 | Дидактическая игра «Спрячь мышку». | Познакомить детей с шестью цветами спектра и их называние. Формирование умения индикации цвета. |
3 | День. Круг. Число 1. | Познакомить с частью суток – день; познакомить с числом 1; познакомить с геометрической фигурой – круг; учить обследовать круг осязательно – двигательным путем; обводить круг по точкам, понимать, что круги могут быть разного размера; отгадывать загадку, понимать поэтические образы, лежащие в основе загадки. |
4 | Один, много. Цвет. | Формировать представления о понятиях «один» и «много». Работать над умением согласовать числительное «один» с существительными в роде и падеже.Развивать умение сравнивать предметы по цвету, выявлять закономерность в изменение цвета. |
5 | Вечер. Высокий –низкий, большой– маленький, один – много. | Познакомить с частью суток – вечер; учить сравнивать знакомые предметы по величине (высокий - низкий), употреблять эти слова в речи; закреплять понятия «большой» и «маленький», умение соотносить предметы по величине; продолжать учить определять, где один предмет, а где много, выражать результаты определения в речи. |
6 | Выше, ниже. Игра «Третий лишний». | Познакомить детей с пространственнымотношением «выше», «ниже»; находить впространстве низкие и высокие предметы; учитьнаходить лишниепредметы на картинки; развивать мышление,логику. |
7 | Ночь. Число 1. Круг. | Продолжать учить сравнивать совокупности предметов, различать где один предмет, где много; учить отгадывать загадки на основе зрительно воспринимаемой информации, понимать поэтические сравнения, лежащие в основе загадки; видеть форму предметов, соотносить ее с названием геометрической фигуры – круг; познакомить с частью суток – ночь; упражнять в рисовании предметов округлой формы. |
8 | Сравнение совокупностей предметов по количеству. | Продолжать формировать умение сравнивать совокупность предметов, по количеству, используя понятия «много», «один», «мало»; привлекать детей к самостоятельному составлению множеств и его дроблению на отдельные элементы; ориентироваться в групповом помещении. |
9 | Число 2. Слева,справа, на, под. Толстый, тонкий. | Познакомить с числом 2; учить различать и называть пространственные направления от себя: слева, справа, на, под; сравнивать знакомые предметы по величине (толстый - тонкий); продолжать учить выделять признаки сходства и различия. |
10 | Слева, справа. Круг, шар. | Учить детейориентироваться в пространстве; дать знания олевой и правой руке иноге; развивать память;расширить словарный запас детей. Познакомить детей с геометрическимифигурами «круг» и «шар»; рассказать о ихсвойствах; назватьотличия между ними;развивать мышление ивоображение. |
11 | Осень. Число 2. Треугольник. | Продолжать знакомить с числом 2; учить отгадывать загадки на основе зрительно воспринимаемой информации, понимать поэтические сравнения, лежащие в основе загадки; обследовать форму осязательно – двигательным путем; рисовать треугольник по точкам; называть время года – осень; познакомить с геометрической фигурой – треугольник. |
12 | Понятия «тяжёлый», «лёгкий». | Формировать умение определять массу предметов сенсорно- чувственным путем: тяжелый – легкий; Упражнять в умении воспроизводить хлопки на слух в доступном пределе; Закреплять в умении называть и различать предметы разной формы, находить их в групповом пространстве. |
13 | Большая, поменьше, маленькая. Треугольник. | Познакомить с числом 3; учить называть числительные по порядку, указывая на предметы; относить последнее числительное ко всей пересчитанной группе предметов; отгадывать загадки на основе зрительно воспринимаемой информации, понимать поэтические сравнения, лежащие в основе загадки; сравнивать знакомые предметы по величине (большая, поменьше, маленькая); видеть в форме предметов геометрические фигуры. |
14 | Сравнение предметов по контрастным признакам. | Продолжать упражнять в определении равенства и неравенства предметов по контрастным признакам (большой – маленький, длинный – короткий, высокий – низкий, узкий – широкий). |
15 | Слева, справа, наверху. Большой, поменьше, маленький. | Продолжать знакомить с числом 3; учить различать равенство по количеству предметов, выражая результаты определения в речи: поровну, столько же, сколько; отгадывать загадки на основе зрительно воспринимаемой информации, понимать поэтические сравнения, лежащие в основе загадки; продолжать учить сравнивать знакомые предметы по величине, обозначать словами соответствующие параметры (большой, поменьше, маленький); различать и называть пространственные направления от себя (слева, справа, вверху, внизу, посередине). |
16 | Столько же, больше, меньше. | Продолжать учить сравнивать группы предметов по количеству с помощью составления пар (столько же, больше, меньше). Формировать представления о сохранение количества. |
17 | Сравнение чисел 2 и 3. Большой, поменьше, маленький. Логическая задача. | Учить различать равенство и неравенство групп по количеству входящих в них предметов, выражать результаты определения в речи; отгадывать загадки на основе зрительно воспринимаемой информации, понимать поэтические сравнения, лежащие в основе загадки; изображать предметы разной величины; продолжать учить сравнивать знакомые предметы по величине: большой, поменьше, самый маленький; развивать зрительное внимание. |
18 | «Три медведя» | Учить детейвнимательно слушать сказку, правильноотвечать на вопросы,обратить их внимание какие по размерупредметы у каждогомедведя, воспитывать интерес к беседе,развивать память, уверенность в своихответах. |
19 | Зима. Число 4. Квадрат. | Познакомить с числом 4; с геометрической фигурой – квадрат; учить называть числительное по порядку, относить последнее числительное ко всей пересчитанной группе; обследовать квадрат осязательно – зрительным путем, рисовать квадрат по точкам; различать и называть время года – зима; отгадывать загадки на основе зрительно воспринимаемой информации, понимать поэтические сравнения, лежащие в основе загадки. |
20 | Столько же, больше, меньше. Один, много. | Закреплять представления о сохранении количества, о сравнении групп предметов на основе составления пар, о понятиях один и много. Учить видеть составные части группы предметов, каждая из которых отличается определённым цветом. |
21 | Число4. Квадрат. Логическая задача. | Продолжать знакомить с числом 4; учит называть числительные по порядку, указывая на предметы, выражать результаты счета в речи; относить последнее числительное ко всей пересчитанной группе; видеть форму предметов, соотносить ее с названием геометрических фигур; отгадывать загадки на основе зрительно воспринимаемой информации, понимать поэтические сравнения, лежащие в основе загадки. |
22 | Поровну, больше, меньше. | Закрепить сдетьми умение делить поровну, отличатьбольшее от меньшего,развивать мышление, воспитывать интерес кпознанию. |
23 | Сравнение чисел 3 и 4. Прямоугольник. | Учить различать равенство и неравенство групп предметов, выражая результаты определения в речи; называть числительные по порядку, указывая на предметы; относить последнее числительное ко всей пересчитанной группе; обследовать форму осязательно – двигательным и зрительным путем; познакомить с геометрической фигурой прямоугольник. |
24 | Игры с палочками. | Учить составлять геометрические фигуры из палочек. Развитие фантазии, воображения. |
25 | Весна. Число 5. Большой, поменьше, самый маленький. | Познакомить с числом 5; продолжать учить называть числительные по порядку, указывая на предметы; относить последнее числительное ко всей пересчитанной группе; различать и называть время года – весна; сравнивать знакомые предметы по величине, определять и соотносить предметы контрастных размеров. |
26 | Времена года. | Учить детейустанавливатьвременные отношения,закрепить знания оприродных явлениях в различное время года,развивать умственныеспособности,мышление ивоображение. |
27 | Число 5. Утро, день. Вечер, ночь. Логическая задача. | Закреплять навыки счета в пределах пяти; умение различать и называть части суток: утро, день, вечер, ночь; выделять в предметах признаки сходства и объединять их по этому признаку; продолжать учить называть числительные по порядку, указывая на предметы; относить последнее числительное ко всей пересчитанной группе; отгадывать загадки на основе зрительно воспринимаемой информации, понимать поэтические сравнения, лежащие в основе загадки. |
28 | Счет в пределах пяти. | Упражнять детей в счете в пределах пяти; закреплять знание цифр от 1 до 5, умение соотносить количество с цифрой. |
29 | Сравнение чисел 4 и 5. Овал. Логическая задача. | Учить различать равенство и неравенство групп по количеству входящих в них предметов, выражая результаты сравнения в речи; отгадывать загадки на основе зрительно воспринимаемой информации, понимать поэтические сравнения, лежащие в основе загадки; обследовать овал осязательно – двигательным путем, рисовать овал по точкам; познакомить с геометрической фигурой – овал; продолжать сравнивать предметы по величине. |
30 | Счет в пределах пяти. Геометрические фигуры. | Упражнять в счете в пределах пяти: учить соотносить числительное с существительным;находить заданные фигуры. |
31 | Времена года. Овал. Слева, справа. | Закреплять умение различать и называть времена года (осень, зима, весна, лето); различать и называть пространственные направления от себя (влево, вправо); отгадывать загадки на основе зрительно воспринимаемой информации, понимать поэтические сравнения, лежащие в основе загадки; видеть форму предметов, соотносить ее с названиями геометрических фигур: овал, круг. |
32 | Цвет. Форма. | Развивать навыки сопоставления цвета предмета с эталоном цвета, классификации по основным шести цветам, сопоставлению формы предметов с эталонами формы. |
33 | Числовой ряд. Порядковый счёт. | Формировать на основе предметных действий представления о порядковом и числовом ряде. Закреплять умения соотносить цифры с количеством. Формировать представления о порядковом счёте. |
34 | «В стране геометрических фигур» | Закрепление знаний о геометрических фигурах; закрепление пространственных представлений. |
35 | «Путешествие по комнате» | Закрепление пространственных понятий: вверху, внизу, слева, справа, над, под и т.д. |
36 | «Путешествие в математическую страну» | Закрепить пройденный материал. |
9.Программно-методическое обеспечение
-Е.В.Колесникова Я начинаю считать
-Е.В.Колесникова Математические ступеньки.- М.:ТЦ Сфера, 2015
- Е.В.Колесникова Математика для детей 3-4 лет. Методическое пособие. - М.:ТЦ Сфера, 2015
-Е.В.Колесникова Математика вокруг нас. 120 учебно-игровых заданий для детей 3-4 лет. - М.:ТЦ Сфера, 2015
Интернет ресурсы:
http://tc-sfera.ru/
http://www.maam.ru/
http://ped-kopilka.ru/
http://nsportal.ru/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа для кружковой деятельности по математике "Занимательная математика".
Направление образовательной деятельности: познавательное развитие детей дошкольного возраста, развитие у детей интереса к умственной деятельности, способствует интеллектуальному разв...
Рабочая программа кружковой деятельности по математике «Всезнайка» Подготовительная группа
Рабочая программакружковой деятельностипо математике«Всезнайка»Подготовительная группа...
План работы кружковой деятельности "Веселая математика" в подготовитиельной группе
Кружковая деятельность в подготовительной группе по математике...
Проект кружковой работы по математике для детей 4-5 лет
Проект кружковой работы по формированию математических представлений для детей 4-5 лет "Раз ступенька, два ступенька..."...
Программа кружковой деятельности "Занимательная математика" средней группы
дополнительное образовние...
Программа кружковой деятельности "Занимательная математика" старшей группы
Дополнительное образование...
Кружковая работа «Занимательная математика» для детей среднего дошкольного возраста
Кружковая работа «Занимательная математика»для детей среднего дошкольного возраста...