Программа кружковой деятельности "Занимательная математика" средней группы
методическая разработка по математике (средняя группа)

Акшова Л.Р.

дополнительное образовние

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kruzhok_po_matematike_akshova_l.r.doc194.5 КБ

Предварительный просмотр:

Программа кружка « Занимательная математика »

        в средней группы детского сада

Воспитатель: Акшова Лейля Рашитовна

С.Комсомольское

2018

Пояснительная записка

Дошкольный возраст – «благодатный» возраст, психика детей пластична, она легко дезорганизуется от тысячи причин, но также легко восстанавливается и помогает в этом взрослому игра.

Для ребят дошкольного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них – учеба, игра для них – труд,  игра для них - серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников – способ познания окружающего мира. Игра будет являться средством воспитания, если она будет включаться в целостный педагогический процесс. Руководя игрой, организуя жизнь детей в игре, воспитатель воздействует на все стороны развития личности ребенка: на чувства, на сознание, на волю и на поведение в целом. Однако если для воспитанника цель - в самой игре, то для взрослого, организующего игру, есть и другая цель - развитие детей, усвоение ими определенных знаний, формирование умений, выработка тех или иных качеств личности.
Игра ценна только в том случае, когда она содействует лучшему пониманию математической сущности вопроса, уточнению и формированию математических знаний учащихся. Игры и игровые упражнения стимулируют общение, поскольку в процессе проведения  игр взаимоотношения между детьми, ребенком и родителем, ребенком и педагогом начинают носить более непринуждённый и эмоциональный характер.

Рабочая программа составлена на основе программ:

  1. Е.В.Колесниковой

Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекса:

  1. «Формирование элементарных математических представлений в детском саду». Программа и методические   рекомендации. Н.А. Арапова-Пискарева, 2007г.
  2. Колесникова Е.В. Математика для детей 4-5 лет: Методическое пособие к рабочей тетради. — М.: ТЦ Сфера,  2005г.

      3. Учимся, играя. Занимательная математика для малышей, в стихах. Кузнецова Е.В.  – М.: ИРИАС, 2006. – 452 с.    (Электронный вариант в формате  А4, 406 с.).

Основные задачи программы

Дать детям возможность почувствовать радость познания, радость от получения новых знаний, иначе говоря, дать детям знания с радостью, привить вкус к учению.

Выработать у детей привычку максимально полно включаться в урок (в процесс обучения), что достигается благодаря заинтересованности и положительным эмоциям ребёнка.

Привить любовь к конкретному предмету – математике.

Дать необходимые современному дошкольнику знания в области математики и развить соответствующие способности детей.

  • Формирование представлений о числе и количестве:
  • Развивать общие представления о множестве: умение формировать множества по заданным основаниям, видеть составные части множества, в которых предметы отличаются определенными признаками.
  • Упражнять в операциях объединения множеств, удаления из множества части или отдельных его частей. Устанавливать отношения между отдельными частями множества, а также целым множеством и каждой частью на основе счета, составления пар предметов и соединения предметов стрелками.
  • Совершенствовать навыки количественного и порядкового счета в пределах 10.
  • Познакомить с цифрами от 0 до 9.
  • Закреплять понимание отношений между числами натурального ряда, умение увеличивать и уменьшать каждое число на 1.
  • Учить называть числа в прямом и обратном порядке, последующее и предыдущее число к названному или обозначенному цифрой, определять пропущенное число.
  • Познакомить с составом чисел второго пятка из единиц.
    Учить раскладывать числа на два меньших и составлять из двух меньших большее (в пределах 10, на наглядной основе).
  • Учить составлять и решать простые арифметические задачи на сложение и вычитание; при решении задач пользоваться знаками действий с цифрами: плюс (+), минус (-), равно (=).
  • Развитие представлений о величине:
  • Учить считать по заданной мере, когда за единицу счета принимается не один, а несколько предметов или часть предмета.
  • Делить предмет на 2-8 и более равных частей путем сгибания предмета, а также используя условную меру; правильно обозначать части целого (половина, одна часть из двух (одна вторая) две части из четырех и т.д.); устанавливать соотношение целого и части, размера частей; находить части целого и целое по известным частям.
  • Учить измерять длину, ширину, высоту предметов (сантиметры, метры, километры), объем жидких и сыпучих веществ с помощью условной меры (литр).
  • Дать представления о весе предметов и способах его измерения (грамм, килограмм). Сравнивать вес предметов путем взвешивания их на ладонях. Познакомить с весами.
  • Развивать представление о том, что результат измерения (длины, веса, объема предметов) зависит от величины условной меры.
  • Развитие представлений о форме:
  •  Уточнить знание известных геометрических фигур, их элементов (вершины, углы, стороны) и некоторых их свойств.
  • Дать представление о многоугольнике, о прямой линии, отрезке прямой.
  • Учить распознавать фигуры независимо от их пространственного положения, изображать, располагать на плоскости, упорядочивать по размерам, классифицировать, группировать по цвету, форме, размерам.
  • Учить составлять фигуры из частей и разбивать на части, конструировать фигуры по словесному описанию и перечислению их характерных свойств; составлять тематические композиции из фигур по собственному замыслу.
  • Анализировать форму предметов в целом и отдельных их частей; воссоздавать сложные по форме предметы из отдельных частей по контурным образцам, по описанию, представлению.
  • Развитие пространственной ориентировки:
  • Учить ориентироваться на ограниченной территории; располагать предметы и их изображения в указанном направлении, отражать в речи их пространственное расположение.
  • Познакомить с планом, схемой, маршрутом, картой. Развивать способность к моделированию пространственных отношений между объектами в виде рисунка, плана, схемы.
  • Учить «читать» простейшую графическую информацию, обозначающую пространственные отношения объектов и направление их движения в пространстве: слева направо, справа налево, снизу вверх, сверху вниз; самостоятельно передвигаться в пространстве, ориентируясь на условные обозначения (знаки и символы).
  • Развитие ориентировки во времени:
  • Дать детям элементарные представления о времени: его текучести, периодичности, необратимости, последовательности всех дней недели, месяцев, времен года.
  • Учить пользоваться в речи словами-понятиями: сначала, потом, до, после, раньше, позже, в одно и то же время.
  • Развивать «чувство времени», умение беречь время, регулировать свою деятельность в соответствии со временем; различать длительность отдельных временных интервалов (1 минута, 10 минут, 1 час).
  • Учить определять время по часам с точностью до 1 часа.

Формы организации учебного процесса:

Ребенок, попав в стены нашего детского дома, обследуется многими специалистами, в том числе и воспитателями по многим параметрам, для меня важны:

  • Уровень развития элементарных математических представлений у детей;
  • Умение играть;
  • Развитие речи;
  • Уровень самообслуживания у ребенка.

Ожидаемые результаты:

 Критерии результативности программы для детей 4-5 лет.

Критерии

да

частично

нет

Количество и счет

  • считать в пределах 5, пользуясь правильными приемами счета (называть числительные по порядку, указывая на предметы, расположенные в ряд; согласовывать в роде, числе и падеже числительное с существительным; относить последнее числительное ко всей группе).
  • писать цифры по точкам.
  • соотносить цифры с количеством предметов.
  • понимать отношения между числами в пределах 5.
  • отгадывать математические загадки.
  • знать порядковый счет в пределах 5, различать количественный и порядковый счет, правильно отвечать на вопросы: «сколько?», «который?», «какой по счету?».
  • устанавливать равенство и неравенство групп предметов, когда предметы находятся на различном расстоянии друг от друга, когда они различны по величине, форме, расположению.
  • знать стихи, загадки, считалки, в которых присутствуют числа.

Геометрические фигуры

  • знать геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал.
  • знать геометрические тела: шар, куб, цилиндр.
  • иметь представление о том, что фигуры могут быть разного размера.
  • уметь видеть геометрические фигуры в формах окружающих предметов, символических изображениях предметов.

Величина

  • сравнивать предметы контрастных и одинаковых размеров по величине, высоте, длине, ширине, толщине (5 размеров).
  • употреблять в речи результаты сравнения («большой», «поменьше», «еще поменьше», «самый маленький» и т.д.).
  • выделять признаки сходства разных и одинаковых предметов и объединять их по этому признаку.

Ориентировка во времени

  • различать и правильно называть части суток: утро, день, вечер, ночь.

различать и называть времена года: осень, зима, весна, лето.

  • отгадывать загадки о частях суток, временах года. Учить различать понятия: вчера, сегодня, завтра, правильно пользоваться этими словами.
  • различать понятия: быстро, медленно.

Ориентировка в пространстве

  • учиться различать правую и левую руку, раскладывать счетный материал, считать правой рукой слева направо.
  • учиться обозначать словами положение предмета относительно себя.
  • учиться ориентироваться на листе бумаги.

Логические задачи

  • продолжать учиться решать логические задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности событий, анализ и синтез.

                     Планирование занятий

дата

Тема занятия

1

 8 .10

Числа 0…2  Множества  Цвет   Размер  Счёт (число-количество)

2

10.10

Число 3  Прямой и обратный счёт  Счёт (число-количество)  

3

15.10

Числа 0…3  Порядковый счёт  Множества  Счёт (число-количество)  Далеко-близко  Качественное соотнесение   Размер  Прямой и обратный счёт  Пространственные отношения

4

17.10

Числа 0… 3  Счёт (количество-число)  Различные материалы  Число 4  Прямой и обратный счёт  Пространственные отношения  Временное соотнесение (времена года)

5

22.10

Число 4  Прямой и обратный счёт  Пространственные отношения  Временное соотнесение (времена года). Геометрическая фигура(Круг, нахождение среди множества фигур).Лабиринт

6

24.10

Числа 0...4  Прямой и обратный счёт  Множества  Счёт (количество-число)  Порядковый счёт  Пространственные отношения  . Логическая задача

7

29.10

Числа 0...4  Сравнение количественное  Временное соотнесение (сутки)   Счёт (количество-число)  Цвет  Классификация по цвету. Геометрическая фигура (Квадрат ,нахождение его среди множества фигур)

8

31.10

Числа 0...4  Множества    Порядковый счёт  Прямой и обратный счёт  Сравнение количественное  Пространственные отношения  Высота  Временное соотнесение (сутки).Закрепление геометрических фигур круга и квадрата.

9

29.10

Число 5   Порядковый счёт  Прямой и обратный счёт  Сравнение количественное  Пространственные отношения  Высота  Временное соотнесение (сутки). Логическая задача.

10

31.10

Числа 0...5  Прямой и обратный счёт    Пространственные отношения  Счёт (количество-число и число-количество)  Прямой и обратный счёт  Схематичное изображение  Множества  Ширина. Геометрическая фигура (Треугольник ,нахождение его среди множества фигур)

11

7.11

Числа 0...5  Временное соотнесение (времена года)  Взаимно-однозначное соответствие  Счёт (количество-число и число-количество)  Пространственные отношения  Цвет  Прямой и обратный счёт .Овал(Нахождение его среди множества фигур)

12

12.11

Числа 0...5  Счёт (число-количество и количество-число)   Множества  Внимание  Память  Взаимно-однозначное соответствие  Прямой и обратный счёт  Игра «Разрезные картинки»

13

14.11

Числа 0...5  Счёт (число-количество и количество-число)  Порядковый счёт  Множества  Взаимно-однозначное соответствие  Быстро-медленно  Форма плоских геометрических фигур  Пространственные отношения  Закрепление овала и круга

14

19.11

Числа 0...5  Временное соотнесение (времена года)  Множества  Счёт (количество-число и число-количество)  Ширина  Взаимно-однозначное соответствие   Времена года  Пространственные отношения   Качественное соотнесение. Логическая задача на внимание

15

21.11

Числа 0...6  Множества  Прямой и обратный счёт  Счёт (количество-число) .Прямоугольник        

16

26.11

Числа 0...6  Множества  Прямой и обратный счёт  Счёт (количество-число)  Далеко-близко  Размер   Качественное соотнесение. Лабиринт

17

28 .11

Числа 0...6  Множества  Прямой и обратный счёт  Счёт (количество-число)  Далеко-близко  Размер   Качественное соотнесение  Длина  Взаимно-однозначное соответствие  Временное соотнесение (сутки)  Игра «Разрезные картинки».

18

3.12

Числа 0...6  Порядковый счёт  Множества  Взаимно-однозначное соответствие  Счёт (количество-число) Длина. Логическая задача

19

5.12

Числа 0…6  Множества  Прямой и обратный счёт  Счёт (количество-число)  Порядковый счёт  Работа по образцу  Цвет  Пространственные отношения  Форма плоских геометрических фигур

20

10.12

Числа 0...6  Счёт (количество-число)   Цвет и форма плоских геометрических фигур  Прямой и обратный счёт  Временное соотнесение (времена года)  Логическая задача

21

12.12

Числа 0...6  Множества  Порядковый счёт  Пространственные отношения  Цвет (игра «Домики»)  Ширина  Взаимно-однозначное соответствие   Счёт (количество-число и число-количество)

22

17.12

Числа 0…6  Прямой и обратный счёт  Счёт (число-количество и количество-число)  Длина  Схематичное изображение  Порядковый счёт  Множества  Высота  Работа по образцу  Размер  Пространственные отношения  Взаимно-однозначное соответствие

23

19.12

Числа 0...6   Прямой и обратный счёт  Временное соотнесение (дни недели)  Пространственные отношения  Счёт (количество-число)  Цвет   Форма плоских геометрических фигур  Временное соотнесение (времена года)  Взаимно-однозначное соответствие

24

24.12-26.12

Диагностика

25

26

9.01.

Числа 0…7  Порядковый счёт  Множества  Качественное соотнесение  Счёт (число-количество и количество-число).  Ориентировка на листе бумаги (точка в левом верхнем углу, в правом верхнем углу и т.д )

27

14.01

Числа 0…7  Порядковый счёт  Множества  Качественное соотнесение  Счёт (число-количество и количество-число)  Игра «Разрезные картинки».Логтческая задача

28

16.01

Числа 0...7  Счёт (количество-число и число-количество)  Порядковый счёт  Цвет  Работа по образцу  Пространственные отношения  Прямой и обратный счёт .Работа  на листках

29

21.01

Числа 0…7  Множества  Взаимно-однозначное соответствие  Счёт (количество-число)  И-или  Пространственные отношения  Прямой и обратный счёт Логическая задача

30

23.01

Числа 0…7  Взаимно-однозначное соответствие  Счёт (количество-число)  Множества  Временное соотнесение (дни недели)  Работа по образцу  Цвет  Пространственные отношения  Прямой и обратный счёт

31

28.01

Числа 0...7  Пространственные отношения  Внимание  Память  Счёт (количество-число)  Временное соотнесение (времена года)   Цвет (игра «Домики») Логическая задача

32

30.01

Числа 0…7  Число 8  Множества  Счёт (количество-число)  Внимание  Память  Временное соотнесение (сутки)  Пространственные отношения. Закрепление изученных фигур.

33

4.02

Числа 0...8  Множества  Счёт (количество-число)  Порядковый счёт  Деление  Прямой и обратный счёт  Качественное соотнесение .Логическая задача

34

6.02

Числа 0...8  Множества  Счёт (количество-число)  Порядковый счёт  Деление  Прямой и обратный счёт  Качественное соотнесение  Размер  Обьемные  фигуры, сравнение их с плоскими фигурами

35

11.02

Числа 0…8   Множества  Порядковый счёт  Цвет  Пространственные отношения  Работа по образцу  Форма плоских геометрических фигур  Прямой и обратный счёт  .Логичнская задача на последовательность событий.

36

13.02

Числа 0…8  Счёт (число-количество, количество-число)  Множества  Деление  Форма плоских геометрических фигур  Пространственные отношения .Лабиринты

37

18.02

Числа 0...8   Множества  Счёт (количество-число и число-количество)  Взаимно-однозначное соответствие   Длина  Ширина  Цвет

38

20.02

 Числа 0…8  Счёт (число-количество и количество-число)  Прямой и обратный счёт  Ширина  Пространственные отношения   Множества

39

25.02

Числа 0...8  Множества  Цвет и форма плоских геометрических фигур  Классификация плоских геометрических фигур по цвету и по форме.  Прямой и обратный счёт  Временное соотнесение (времена года)  Порядковый счёт  Качественное соотнесение  Длина   Пространственные отношения

40

27.02

Числа 0...8  Временное соотнесение (времена года)  Число 9  Счёт (количество-число)  Порядковый счёт  Прямой и обратный счёт  Пространственные отношения  Цвет (игра «Домики»)  Цвет и форма плоских геометрических фигур    Качественное соотнесение  Игра «Разрезные картинки».

41

4.03

Числа 0...9  Порядковый счёт  Качественное соотнесение  Внимание  Взаимно-однозначное соответствие   Счёт (количество-число)  Пространственные отношения Порядковый счёт

42

6.03

Числа 0...9  Порядковый счёт  Цвет  Качественное соотнесение   Взаимно-однозначное соответствие   Счёт (количество-число)  Пространственные отношения   Порядковый счёт.Геометрической понятие (точка)

43

11.03

Числа 0...9  Прямой и обратный счёт  Счёт (число-количество)  Пространственные отношения  Работа по образцу  Размер  Взаимно-однозначное соответствие  Логическая задача на внимание

44

13.03

Числа 0...9  Число 10  Счёт (количество-число)  Прямой и обратный счёт  Пространственные отношения   Сравнение чисел  Взаимно-однозначное соответствие  Множества  Цвет (игра «Домики»)  Игра «Разрезные картинки».Нахождение разницы между обычными плоскими фигурами от точки

45

18.03

Числа 0...10  Прямой счёт  Счёт (число-количество)  Обратный счёт  Множества  Различные материалы  Загадки   Пространственные отношения. Логическая задача

46

20.03

Числа 0...10  Прямой счёт  Счёт (число-количество)  Обратный счёт  Множества  Различные материалы  Загадки   Пространственные отношения  Знакомство с понятием (линия)

47

25.03

Числа 0…10  Пространственные отношения   Счёт (количество-число-количество)  Качественное соотнесение  Множества  Цвет и форма плоских геометрических фигур .Логическая задача

48

27.03

Числа 0...10  Множества  Счёт (число-количество)  Прямой и обратный счёт  Сравнение чисел  Взаимно-однозначное соответствие  Качественное соотнесение  Временное соотнесение (дни недели)   Вес

49

1.04

Числа 0...10  Прямой счёт  Счёт (количество-число)  Временное соотнесение (время-часы)  Пространственные отношения (под, над, слева, справа)  Цвет (игра «Домики»)  Временное соотнесение (времена года)   Обратный счёт.Где мы можем увидеть линию.

50

3.04

Числа 0…10   Счёт (число-количество и количество-число)  Множества  Прямой и обратный счёт  Цвет и форма плоских геометрических фигур   Игра «Разрезные картинки». лабиринт.

51

8.04

Числа 0…10  Порядковый счёт  Пространственные отношения   Счёт (количество-число и число-количество)  Множества  Работа по образцу  Цвет  Временное соотнесение (дни недели)  Сравнение чисел  Взаимно-однозначное соответствие. Работа на листках бумаги.

52

10.04

Числа 0…10  Множества  Прямой и обратный счёт  Счёт (количество-число)  Пространственные отношения  Цвет  Счёт  Игра «Разрезные картинки». Закрепление  понятий точка и линия

53

15.04

Числа 0…10  Счёт (количество-число и число-количество)  Множества  Прямой и обратный счёт  Временное соотнесение (дни недели)  Пространственные отношения  Качественное соотнесение .Логическая задача.

54

17.04

Числа 0…10  Счёт (количество-число и число-количество)  Множества  Прямой и обратный счёт  Временное соотнесение (дни недели)  Пространственные отношения  Качественное соотнесение .Закрепление понятия о  геометрических фигурах.

55

22.04

Числа 0…10  Множества  Вес  Пространственные отношения  Счёт (количество-число и число-количество) Форма плоских геометрических фигур  Деление  Быстро-медленно  Игра «Разрезные картинки».Работа на листках бумаги.

56

24.04

Числа 0...10  Счёт (число-количество и количество-число)  Качественное соотнесение   Схематичное изображение  Временное соотнесение (дни недели)  Пространственные отношения  Множества  Классификация по цвету объемных геометрических фигур

57

29.04

Числа 0...10   Пространственные отношения  Порядковый счёт   Множества   Счёт (количество-число)   Работа по образцу   Форма плоских геометрических фигур  Качественное соотнесение   Длина    Игра «Разрезные картинки». Логическая задача .Итоговое занятие    

58

13.05

Диагностика


Методика диагностики

Диагностика по математике детей 4-5 лет

1. Умение считать в пределах 10 в прямом порядке и в пределах 5 в обратном порядке.

2. Умение сравнивать группы предметов, содержащие до 10 предметов, на основе составления пар, выражать словами, каких предметов больше, меньше, поровну.

3. Умение узнавать цифры в пределах 10

4. Умение сравнивать, опираясь на наглядность, рядом стоящие числа в пределах 5

5. Умение сравнивать предметы по длине, ширине, высоте, раскладывать до 5 предметов в возрастающем порядке, выражать в речи соотношение между ними (шире-уже, длиннее-короче и т.д.)

6. Умение узнавать и называть квадрат, круг, треугольник, прямоугольник, цилиндр.

7. Умение называть части суток, дни недели, месяцы в году, устанавливать их последовательность.

8. Умение определять направление движения от себя (направо, налево, вперёд, назад, вверх, вниз)

9. Умение показывать правую и левую руки, предметы, расположенные справа и слева от неживого объекта

Оценка знаний:

1 балл – ребёнок не ответил

2 балла – ребёнок ответил с помощью воспитателя         
3 балла – ребёнок ответил правильно, самостоятельно.

Подсчёт результатов:

9 – 14 баллов – низкий уровень

15 – 20 – средний уровень

21 – 27 – высокий уровень

Диагностическая карта  формирования  элементарных математических представлений  в средней группе.

                                                             

                                                                                                                     ___________________месяц______год

Ф.И. ребенка

Количество и счет

Геометрические фигуры

Величина

Ориентировка во времени

Ориентировка в пространстве

Общий показатель знаний ребенка

Итого по разделам

        

Список литературы

  1. Арапова-Пискарева Н.А. Формирование элементарных математических представлений в детском саду. Программа и методические рекомендации.
  2. Ерофеева Т.И. и др. Математика для дошкольников. М.: Просвещение, 1997 г.
  3. Колесникова Е.В. Математика для детей 4-5 лет: Методическое пособие к рабочей тетради. — М.: ТЦ Сфера, 2005г.
  4. Лебеденко Е.Н. Формирование представлений о времени у дошкольников: Методическое пособие для педагогов ДОУ. - Санкт-Петербург «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2003 г.
  5. Метлина Л.С. Занятия по математике в детском саду. Пособие для воспитателя детского сада. – М.: Просвещение, 1985 г.
  6. «Формирование элементарных математических представлений в детском саду». Программа и методические рекомендации. Н.А. Арапова-Пискарева, 2007г.

7.     Кузнецова Е.В. Учимся, играя. Занимательная математика для малышей,
       в стихах. – М.: ИРИАС, 2006. – 452 с.(Электронный вариант в формате      

         А4, 406 с.).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план по кружковой работе в средней группе детского сада"Логоритмические занятия с детьми 4-5 лет" по авторской программе Картушиной М.Ю.

Задачи кружковой работы:·        Способствовать развитию всех компонентов речи, слуховых функций, речевой функциональной системы, двигательной сферы, ручной и артику...

Кружковая работа по математике (средняя группа)

Кружок "Занимательная математика" веду для развития кругозора детей. Использую элементы опережающего обучения. Буду рада поделиться опытом!...

Программа кружковой деятельности в средней группе (аппликация из геометрических фигур): "Веселая геометрия"

В настоящее время педагоги, специалисты в области раннего развития, настаивают на том, что развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук, а в частности...

ПРОГРАММА КРУЖКА «ВЕСЕЛАЯ МАТЕМАТИКА» СРЕДНЕЙ ГРУППЫ

ПРОГРАММАКРУЖКА  «ВЕСЕЛАЯ МАТЕМАТИКА»СРЕДНЕЙ ГРУППЫ...

Рабочая программа кружковой деятельности в средней группе № 1 "Волшебные краски"

Материал для раьоты с детьми по кружковой деятельности в средней группе...