Проект кружковой работы по математике для детей 4-5 лет
проект по математике (средняя группа)
Проект кружковой работы по формированию математических представлений для детей 4-5 лет "Раз ступенька, два ступенька..."
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Проект кружковой работы по математике | 164 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 120» г. Сыктывкар
Проект кружковой работы
по формированию
элементарных математических представлений
Для детей 4-5 лет
Автор:
воспитатель
Степанова Лариса Витальевна
Паспорт проекта.
Вид проекта: познавательно-игровой.
Продолжительность: долгосрочный (сентябрь 2016– май 2016 г)
Участники проекта: дети 4-5 лет, родители, воспитатели.
Пояснительная записка.
Современный окружающий ребенка мир носит постоянно изменяющийся, динамический характер. Система образования должна способствовать тому, чтобы ребенок получил такие знания, умения и навыки, которые позволили бы ему успешно адаптироваться к новым условиям социума.
Сегодня существует большое количество образовательных программ для детского сада, и учреждения имеют возможность выбрать ту, которая отвечает их требованиям и интересам.
Уделяя внимание развитию сенсорных, познавательных, математических и других способностей детей, развитие логического мышления отодвигается на второй план. В арсенале воспитателей, не так много методического и практического материала, позволяющего углубленно работать над развитием определенных способностей. Исходя из множества разработанных программ, я сделала свой проект, который позволит раскрыть новые возможности дошкольников.
Проект по введению в математику, логику и ознакомлению с окружающим миром является интегрированной. Интеграция способствует повышению мотивации учения, формированию познавательного интереса детей, целостной научной картины мира и рассмотрению явления с нескольких сторон, способствует развитию речи, формированию умения сравнивать, обобщать, делать выводы, расширяет кругозор.
Новизна: совершенствование форм и методов формирования элементарных математических представлений детей, посредством использования занимательного математического материала во всех видах образовательно-воспитательной деятельности.
Цель проекта: формирование элементарных математических представлений у детей посредством использования занимательного материала с математическим содержанием в различных видах деятельности.
Задачи:
Познавательное развитие:
- Развивать интерес к математике в дошкольном возрасте.
- Формирование обще учебных умений и навыков (умения обдумывать и планировать свои действия, осуществлять решение в соответствии с заданными правилами, проверять результат своих действий и т.д.).
- Формирование мотивации учения, ориентированной на удовлетворение познавательных интересов, радость творчества.
Социально-коммуникативное развитие:
- Способствовать развитию мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, логического мышления и креативности мышления (умение гибко, оригинально мыслить).
- Выработка умения целенаправленно владеть волевыми усилиями, устанавливать правильные отношения со сверстниками и взрослыми, видеть себя глазами окружающих.
Речевое развитие:
- Развитие речи, умения аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.
Физическое развитие:
- Развитие мелкой моторики рук.
- Развитие двигательной активности.
План реализации проекта
- этап – подготовительный.
- Изучение теоретической части проекта.
- Выявление уровня формирования математических знаний у детей.
- Разработка плана работы над проектом.
2 этап – основной
1 блок.
- Работа с детьми по перспективному планированию.
- Создание соответствующей развивающей среды.
2 блок. Работа с родителями.
- Помощь в изготовлении атрибутов к дидактическим играм.
- Картотека занимательных игр.
- Консультации, папки-передвижки, буклеты.
3 этап– заключительный.
- Итоговая диагностика детей.
- Развлечение вместе с родителями «Занимательная математика».
- Корректировка и дальнейшие перспективы развития.
Ожидаемые и полученные результаты:
* Повышение уровня математических способностей воспитанников.
* Активизация самостоятельной математической деятельности.
* Внедрение инновационных технологий по формированию элементарных математических представлений.
* На основе систематизации и обобщения знаний научатся применять математические знания для решения задач практического характера.
* Развитие у детей творческого мышления, конструктивных способностей, воображения, умения планировать свою деятельность, разбиваться на группы, выполнить задание аккуратно, до конца, распределить роли внутри группы, определить необходимые для реализации проекта материалы, представить результат проделанной работы.
* Повышению педагогической грамотности родителей.
Перспектива дальнейшей работы
- Знакомство с новыми дидактическими играми по развитию элементарных математических представлений;
- Подбор дидактического материала для детей младшего возраста;
- Создание картотеки дидактических игр по развитию математических представлений по возрастным группам.
Длительность – 20 минут. Организация занятий: проводятся 1 раз в неделю во второй половине дня.
Форма организации: групповая, подгрупповая, индивидуальная.
Перспективный план работы с детьми
Дата и тема | Программное содержание | Задания | Материал и оборудование |
Сентябрь 1 неделя «Числовой ряд» |
|
| Д.- 5 домиков с окошками для цифр, цифры 1-5, игрушки. Р.- конструктор LEGO (кубики или геометрические фигуры), цифры 1-5, пять полосок разной длины, разделённые на красные и белые промежутки. |
2 неделя «Порядковый счёт» |
|
| Д.- игрушки 5 зверей и доктора Айболита, цифры 1-5, карточки для игры «Четвёртый лишний». Р.- по 5кругов одинакового размера, один из которых красных, а остальные зелёные, однородные предметы в количестве от 1 до 5. |
3 неделя «Игра – путешествие» |
|
| Геометрические фигуры для обозначения вагонов, цифры 1-5, карточки-билеты на поезд, игрушки животных, карточки изображения ягод, фруктов и овощей, рисунок леса для формирования пространственных отношений, рисунки для нахождения нарушений закономерности, LEGO или кубики. |
4 неделя «Повторение: числа и цифры 1-5» |
|
| Д. – таблицы и предметы для обсуждения свойств предметов; 5 машин, 4 куклы, 5 резиновых игрушек. Р.- цифры от 1 до5 (несколько наборов), мелкие игрушки, знакомые детям геометрические фигуры двух размеров и трёх цветов. |
Октябрь 1 неделя «Повторение: числа и цифры 1-5» |
|
| Д.- модели «мешков», таблица с рисунками игрушек на полках или сами модели игрушек; фигура из кубиков LEGO. |
2 неделя «План (карта путешествий)» |
|
| Д.- игрушки, «билеты» в театр, таблица с планом, набор цифр от 1 до5. Р.- счётные палочки, нитки. |
3 неделя «Ритм (поиск и составление закономерностей)» |
|
| Д.- различные музыкальные инструменты; картинки и фигуры для иллюстрации понятия «ритм». Р.- рисунки муз. инструментов, кубики LEGO, карточки для нахождения лишнего предмета. |
4 неделя «Цилиндр» |
|
| Д.- картинки с изображением предметов цилиндрической формы, цилиндры разного диаметра и высоты, логические таблицы. Р.- карточки с «паспортом» цилиндра, модели цилиндров и кубик, цифры 1-5. |
Ноябрь 1 неделя «Конус» |
|
| Д.- Петрушка, шар, куб, цилиндр, различные модели конусов, картинки с предметами формы шара, куба, цилиндра и конуса, изображения варежек. Р.- карточки с «паспортом» конуса, модели конусов, набор геометрических фигур на каждого ребёнка, вырезанные из картона варежек, цифры 1-5. |
2 неделя «Призма и пирамида» |
|
| Д.- 3 цилиндра, 3 конуса, 3 призмы и 3 пирамиды, картинки с изображением различных предметов формы призмы и пирамиды, кружки разного цвета по количеству детей. Р.- треугольные и четырёхугольные призма и пирамида, карточки с «паспортом» этих призм и пирамид. |
3 неделя «Геометрические тела» |
|
| Д.- треугольная и четырёхугольная призмы и пирамиды, конус, цилиндр, шар, куб и их «паспорта», рисунок плана, различные игрушки для «магазина игрушек», цифры 1-5 Р.- кубики LEGO двух размеров и двух цветов, две коробочки для кубиков, карточки с геометрическими фигурами. |
4 неделя «Число 6. Цифра 6» |
|
| Д.- Изображения 6 берёз и 6 белок, различные геометрические тела, цифры 1-6. Р.- пуговицы или камешки. |
Декабрь 1 неделя «Числа и цифры 1-6» |
|
| Д.- карточки с изображением мебели, посуды, одежды, обуви, игрушек, овощей и фруктов, 6 фломастеров разного цвета, лист белой бумаги, цифры 1-6. Р.- карандаши |
2 неделя «Сравнение по длине» |
|
| Д.- 6 кукол разной величины, коробка – комната и предметы кукольной мебели, геометрические фигуры, изображающие эту мебель, несколько веревок с привязанными к концам палочками (1 короткая, остальные одинаковые), круги. Р.- по 6 пар полосок разного цвета и длины, цифры 1-6, листок с изображением прямоугольника. |
3 неделя «Число 7. Цифра 7» |
|
| Д.-7 головок клоунов, по 8-9 разноцветных колпачков и воротников, плакат с планом города, где живут клоуны, цифры 1-7. Р.- кубики LEGO двух размеров и четырёх цветов, планы и «письма» к ним |
4 неделя «Числа и цифры 1-7» |
|
| Д.- 7 лепестков разного цвета, картинки для нахождения лишнего предмета. Р.- планы и «письма» к ним, цифры 1-7. |
Январь 2 неделя «Сравнение по ширине и толщине» |
|
| Д.- изображение 7 гномов разной толщины, 7 полосок разной ширины, 2 картинки для нахождения отличий. Р.- карточки с бусами, цветные карандаши, цифры 1-7. |
3 неделя «Число 8. Цифра 8» |
|
| Д.- изображение 8 крупных и 8 мелких яблок, ёж с корзиной, геометрические фигуры трёх цветов и двух размеров, цифры 1-8. Р.- геометрические фигуры, рисунок геометрических фигур, карточки для нахождения места цифры в ряду, карандаши. |
4 неделя «Сравнение по высоте» |
|
| Д.- цифры 1-8, таблицы с изображениями геометрических фигур. Р.- по 36 кубиков LEGO, цифры 1-8, геометрические фигуры, мелкие предметы (орешки, камешки, пуговицы) |
Февраль 1 неделя «Измерение длины» |
|
| Д.- игрушки зверей и доктора Айболита, картинка с изображением двух деревьев разной высоты и соответствующая мерка, картонки с нашитыми на них пуговицами в чехлах. Р.- картинки с изображением двух пар лыж разной длины, полоски-мерки, карандаши, цифры 1-8. |
2 неделя «Измерение длины» |
|
| Д.- изображения зверей для измерения длины Удава, 3-4 картинки, связанные одним сюжетом. Р.- ленты, полоски-мерки, зелёные листы, геометрические фигуры разного цвета и разной формы. |
3 неделя «Число 9. Цифра 9.» |
|
| Д.- изображения 9 грибов и 9 орехов, игрушка белочки, картинки-загадки, картинка-иллюстрация к стихотворению О. Нэша, картинки для отработки отношений «над»-«под», цифры 1-9. Р.- цифры 1-9, карточки для нахождения закономерности, листики для рисунков, цветные карандаши. |
4 неделя «Сравнение по объёму» |
|
| Д.- 4 кружки для сравнения по объёму, 2 прозрачных сосуда разной толщины, подкрашенная вода, карточки с изображением предметов от 1 до 9, «поезд» с пронумерованными вагонами, 2 человека из геометрических фигур. Р.- кружка, карточки, с изображением предметов от 1 до 9. |
Март 1 неделя «Измерение объёма» |
|
| Д.- 2 кормушки, пшено, различные мерки, геометрические фигуры, 2 медвежонка. Р.- 2 тарелочки разного размера с одинаковым количеством семечек, несколько разных мерок, листы, карандаши, цифры 1-9. |
2 неделя «Число 0. Цифра 0» |
|
| Д.- картинки с изображением стада коров, табуна лошадей, цифры 0-9, изображение ежа и 3 грибов. Р.- карточки для продолжения закономерности, листки с заданиями для раскрашивания и классификации фигур, цифры 1-9. |
3 неделя «Таблицы» |
|
| Д.- 9 кукол разного размера, коляска, мишка, плакат с таблицей, геометрические фигуры, цифры 0-9. Р.- карточки с таблицами, фишки, карандаши. |
4 неделя «Число 10. Запись числа 10» |
|
| Д.- по 10 предметов для объяснения образования числа 10, карточки с числами 0-10. Р.- квадрат, полоски-мерки. |
Апрель 1 неделя «Обозначение свойств предметов (символы)» |
|
| Д.- предметы и геометрические фигуры разной величины, цвета и формы, карточки с обозначением свойств. Р.- геометрические фигуры, карточки с обозначением свойств, карточки с числами от 1 до 10. |
2 неделя «Обозначение свойств предметов» |
|
| Д.- таблицы, изображения животных, карточки с числами 1-10. Р.- геометрические фигуры, карточки с таблицами, обозначением свойств, набор цифр от 1до 10. |
3 неделя «Повторение» |
| . | Д.- «паровоз», игрушки, геометрические фигуры, изображение гнома, карточки с числами 1-10. Р.- геометрические фигуры и карточки-чемоданы, «билеты», сетка для игры «Муха», карандаши. |
Май «Повторение» |
Используемая литература:
1. Кротова Т. В. «Взаимодействие педагогов, родителей и воспитанников. Метод проектов». «Справочник старшего воспитателя», №4 2007г.
2. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ/ авт. – сост. Л. С. Киселева, Т. А. Данилина, Т. С. Лагода, М. Б. Зуйкова. М., 2003.
3. Г. Петерсон, Е. Е. Кочемасова Методические разработки «Раз ступенька, два ступенька», «Игралочка»;
4. Л. С. Метлина «Формирование элементарных математических представлений»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Кружковая работа по математике
Готовые занятия по математике, интересые разработки для старшей группы...
Кружковая работа по математике (средняя группа)
Кружок "Занимательная математика" веду для развития кругозора детей. Использую элементы опережающего обучения. Буду рада поделиться опытом!...
Перспективный план кружковой работы по математике в средней группе
Материал содержит перспективный план для дошкольников средней группы....
Конспект занятия кружковой работы по математике в старшей группе. «Прогулка в лето»
-познавательная деятельность: воспитание любознательности и познавательных интересов;-социально-коммуникативная область: развитие общения и взаимоотношения ребенка со сверстниками формирование готовно...
программа кружковой работы "Занимательная математика"
Программа кружковой работы по математике старшая группа...
Конспект нод по кружковой работе по математике " Путешествие в страну математики"
Конспект для старшей группы по кружковой работе....
Кружковая работа «Занимательная математика» для детей среднего дошкольного возраста
Кружковая работа «Занимательная математика»для детей среднего дошкольного возраста...