Рабочая программа кружковой деятельности по математике «Всезнайка» Подготовительная группа
рабочая программа по математике (подготовительная группа) на тему
Рабочая программа
кружковой деятельности
по математике
«Всезнайка»
Подготовительная группа
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_ira.docx | 36.5 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-
речевому направлению развития детей № 32 города Каменск – Шахтинский
Рабочая программа
кружковой деятельности
по математике
«Всезнайка»
Подготовительная группа
Подготовила: воспитатель Мельникова И.А. |
Каменск – Шахтинский
2018
Актуальность
Формирование и развитие математических представлений у дошкольников является основой интеллектуального развития детей, способствует общему умственному воспитанию ребенка-дошкольника. Работа кружка «Всезнайка» дает возможность развивать познавательную активность, интерес к математике, развивать логическое мышление.
На каждом занятии ребенок отправляется в сказочное путешествие, где его ждут интересные задания, игры и испытания. Помогая героям сказок и мультфильмов выполнять задания, дети удовлетворяют потребность в личностной заинтересованности и осознании собственной значимости. Присутствие игровых персонажей побуждает детей к математической деятельности, преодолению интеллектуальных трудностей. Все полученные знания и умения закрепляются в разнохарактерных дидактических играх.
Программа математического кружка «Всезнайка» составлена на основе программы Е.В. Колесниковой «Математические ступеньки» для детей 6-7 лет, рассчитана на 1 год. Программа направлена на формирование у дошкольников более высокого уровня познавательного и личностного развития.
Поскольку игровая деятельность является ведущей в дошкольном возрасте, особенностью работы является то, что данная деятельность представляет систему увлекательных игр и упражнений для детей с цифрами, знаками, геометрическими фигурами, тем самым позволяет качественно подготовить детей к школе.
Занятия распределены по разделам:
- Количество и счет;
- Величина;
- Ориентирование в пространстве и во времени
- Геометрические фигуры
- Логические задачи
Образовательный процесс строится в соответствии с возрастными, психологическими возможностями и особенностями ребят, что предполагает возможную корректировку времени и режима занятий.
Цель программы: создание условий для углубления знаний детей по сенсорному развитию.
Задачи программы:
- способствовать формированию общего представления о множестве и числе;
- способствовать формированию навыков количественного и порядкового счета в пределах 20;
- создать условия для знакомства с составом числа;
- способствовать развитию умений детей решать простейшие арифметические задачи;
- способствовать формированию умений соотносить количество предметов с соответствующей цифрой;
- создать условия для формирования умений сравнивать множества;
- обеспечить условия для знакомства с математическими знаками.
Методика «Кружка» учитывает возрастные особенности дошкольников и дидактические принципы развивающего обучения. Развивающие задачи решаются с учетом индивидуальности и темпом развития каждого ребенка.
Развитие математических способностей включает взаимосвязанные и взаимообусловленные представления о пространстве, форме, величине, времени, количестве, их свойствах и отношениях, которые необходимы для интеллектуального развития детей, формирования грамматического строя речи, развития связной речи, способствуют общему умственному воспитанию ребенка.
Формы работы: коллективная, групповая, индивидуальная, самостоятельная деятельность.
Занятия проводятся в игровой форме 2 раза в неделю 25-30 минут.
Ожидаемые результаты и способы определения их результативности:
В конце учебного года предлагается с помощью специально разработанной методики Е.В.Колесниковой провести проверку уровня овладения детьми полученными знаниями, умениями и навыками.
Дети должны уметь:
- Объединять группы предметов по общему признаку
- Считать до 10 и дальше (количественный и порядковый счет до 10);
- Называть числа в прямом порядке до 20;
- Соотносить цифру и количество предметов;
- Пользоваться цифрами и математическими знаками;
- Различать величины: длину, ширину, высоту;
- Делить предметы на несколько равных частей
- Различать, называть: отрезок, угол, круг, овал, квадрат, прямоугольник, шар, куб;
- Ориентироваться в окружающем пространстве и на плоскости (лист, страница);
Дети должны знать:
• Состав чисел первого десятка (из отдельных единиц) и состав первого пятка из двух меньших;
• Предшествующее число, последующее число, соседей числа;
• Как получить каждое число первого десятка, прибавляя единицу к предыдущему и вычитая единицу из следующего за ним;
• Название текущего месяца года, последовательность всех дней недели, времен года;
В результате обучения детей происходит воспитание таких качеств, как организованность, дисциплинированность, коллективизм, уважение к старшим и бережное отношение к младшим. Развивается умения самостоятельно объединяться для игры и выполнения учебных заданий, оказывать друг другу помощь. Прививается интерес к учебной деятельности и желание учиться в школе.
Перспективное планирование
№ | Тема занятия | Программные задачи: | Методическая литература |
СЕНТЯБРЬ | |||
1 | Количество и счет: числа и цифры от 1 до 10; математические знаки; | Закреплять: знания о числах от 1 до 10, умение их писать; устанавливать соответствие между количеством предметов и цифрой. | |
2 | Геометрические фигуры: квадрат, прямоугольник. Работа со счетными палочками. | Учить: рисовать квадрат и прямоугольник в тетради; формулировать учебную задачу. | |
3 | Количество и счет: математические знаки. Величина: сравнение предметов. | Закреплять: знание математических знаков, умение их писать; сравнивать величину предметов, записывать результат сравнения. | |
4 | Ориентировка в пространстве: ориентировка на листе бумаги. | Учить: составлять арифметические задачи и записывать их решение, пользоваться знаками, ориентироваться на листе бумаги. | |
5 | Количество и счет: счет по образцу и названному числу. | Закреплять: знания о последовательности частей суток; умение считать по образцу и названному числу; преобразовывать неравенство в равенство; видеть в форме предметов геометрические фигуры. | |
6 | Геометрические фигуры: сравнение предметов с фигурами. Ориентировка в пространстве: части суток. | Формировать: умение самостоятельно формулировать учебную задачу. Учить: понимать учебную задачу и выполнять ее. | |
7 | Количество и счет: математические знаки; соотнесение количества предметов с цифрой; состав числа шесть из двух меньших. | Закреплять: умение понимать отношения между числами, записывать их с помощью знаков; устанавливать соответствие между количеством предметов и цифрой. | |
8 | Геометрические фигуры: треугольник, трапеция. Логическая задача: дорисовка предмета. | Учить: решать логические задачи на установление закономерностей Закреплять рисовать геометрические фигуры в тетради; знания о составе числа шестью | |
ОКТЯБРЬ | |||
9 | Количество и счет: соотнесение количества предметов с цифрой; математическая загадка. | Закреплять: умение соотносить количество предметов с цифрой; записывать цифрой результат счета. | |
10 | Ориентировка во времени: ознакомление с часами. | Учить: отгадывать математическую загадку и записывать ее решение с помощью знаков и цифр. Знакомить: с часами, их разнообразием и назначением. | |
11 | Количество и счет: установление соответствия между количеством предметов и цифрой. | Учить: понимать отношения между числами; выполнять учебную задачу самостоятельно. | |
12 | Ориентировка во времени: дни недели. Ориентировка в пространстве: положение предмета по отношению к себе и другому лицу. | Закреплять: умение устанавливать соответствие между количеством предметов с цифрой; определять словом положение предмета по отношению к себе и другому лицу; знания о днях недели. | |
13 | Количество и счет: порядковый счет, счет по названному числу; состав числа из двух меньших. | Учить: различать количественный и порядковый счет в пределах 10; правильно отвечать на вопросы сколько, который по счету; воспроизводить количество предметов по названному числу. | |
14 | Геометрические фигуры: овал. | Закреплять: умение понимать соотношение между числами, знать, как из неравенства сделать равенство; рисовать овалы в тетради в клетку; решать логическую задачу. Знакомить: с составом числа из двух меньших. | |
15 | Количество и счет: арифметические задачи; решение примеров. | Учить: решать арифметические задачи, записывать решение с помощью цифр и знаков; измерять линейкой, записывать результаты измерения. | |
16 | Величина: измерение линейкой. Ориентировка в пространстве: ориентировка на листе бумаги. | Формировать: умение ориентироваться на листе бумаги; решать примеры. | |
НОЯБРЬ | |||
17 | Количество и счет: цифры от 1 до 9; числа 10, 11. | Закреплять: знание о цифрах от 1 до 9 и числе 10; умение устанавливать соответствие между количеством предметов с цифрой. Познакомить: с образованием числа 11; новой счетной единицей – десятком; условным обозначением десятка; часами. | |
18 | Ориентировка во времени: часы; определение времени. Логическая задача: дорисовка недостающего предмета. | Учить: решать логическую задачу на установление закономерностей; понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно. | |
19 | Количество и счет: независимость числа от пространственного расположения предметов; математические загадки; отношения между числами; состав числа из двух меньших. | Учить: отгадывать математическую задачу, записывать решение; понимать независимость числа от величины предметов. | |
20 | Геометрические фигуры: рисование символического изображения животных. | Закреплять умение: понимать отношение между числами; правильно пользоваться математическими знаками; составлять число семь из двух меньших; рисовать символические изображения животных в тетради в клетку, используя образец. | |
21 | Количество и счет: число 12. Геометрические фигуры: дорисовывание кругов до знакомых предметов. | Познакомить: с образованием числа 12 и новой счетной единицей – десятком. Учить: записывать число 12; определять время на часах; решать логическую задачу на установление закономерностей. | |
22 | Ориентировка во времени: определение времени на часах. Логическая задача: дорисовка недостающего предмета. | Закреплять: знание о геометрических фигурах – круг, квадрат, треугольник, прямоугольник. Формировать: умение дорисовывать круги до знакомых предметов. | |
23 | Количество и счет: отношения между числами; состав числа из двух меньших. | Учить: как из неравенства сделать равенство; понимать отношения между числами 11 и 12; составлять и решать арифметическую задачу, записывать решение; измерять и рисовать отрезки заданной длины. | |
24 | Величина: измерение длины отрезка. Ориентировка во времени: осенние месяцы. | Закреплять: умение составлять число 8 из двух меньших чисел, записывать соответствующими цифрами, читать запись; знания об осени – осенних месяцах. | |
ДЕКАБРЬ | |||
25 | Количество и счет: число 13; решение примеров. | Учить: как из неравенства сделать равенство; понимать отношения между числами 12 и 13; составлять и решать арифметическую задачу, записывать решение. | |
26 | Логическая задача: разделение предмета на части. Геометрические фигуры: рисование в тетради в клетку. | Учить: записывать число 13; решать арифметическую задачу, записывать решение; рисовать символические изображения предметов из геометрических фигур в тетради в клетку. | |
27 | Количество и счет: решение примеров; соответствие между цифрой и количеством предметов; математические знаки. | Учить: составлять примеры, читать запись; решать логическую задачу. Закреплять: умение правильно пользоваться математическими знаками; | |
28 | Величина: выше, глубже. Геометрические фигуры: элементы треугольника. | Знакомить: с элементами геометрической фигуры треугольник (вершины, стороны, углы). Закреплять: различать понятия выше, глубже. | |
29 | Количество и счет: число 14. | Знакомить: с образованием числа 14 и новой счетной единицей – десятком. Учить: писать число 14 | |
30 | Ориентировка во времени: дни недели. | Учить: решать логические задачи; объяснять, что в двух неделях 14 дней. Развивать: зрительное внимание. | |
31 | Количество и счет: счет по образцу и названному числу; состав числа из двух меньших. | Учить: считать по образцу и названному числу; составлять арифметическую задачу; записывать и читать решение задачи; составлять число 9 из двух меньших. | |
32 | Геометрические фигуры: дорисовывание прямоугольника до знакомых предметов. | Закреплять: умение дорисовывать прямоугольники до знакомых предметов. | |
ЯНВАРЬ | |||
33 | Количество и счет: число 15; соотнесение количества предметов с цифрой. | Знакомить: с образованием числа 15 и новой счетной единицей – десятком. | |
34 | Геометрические фигуры: рисование символической фигуры кошки. | Учить: записывать образование числа 15, читать запись; ориентироваться в тетради в клетку; устанавливать соответствие между количеством предметов с цифрой. | |
35 | Количество и счет: числа от 1 до 15; решение примеров. | Учить: понимать отношения между числами в числовом ряду; решать примеры в пределах второго десятка. | |
36 | Геометрические фигуры: дорисовывание овалов до знакомых предметов. | Закреплять: умение решать логическую задачу; дорисовывать овалы до знакомых предметов. | |
37 | Количество и счет: число 16. Величина: измерение линейкой. | Знакомить: с образованием числа 16 и новой счетной единицей – десятком. | |
38 | Ориентировка во времени: определение времени по часам. | Учить: писать число 16; измерять линейкой, записывать результат измерения, сравнивать предметы по результатам; определять время по часам. | |
39 | Количество и счет: математические знаки, состав числа из двух меньших. | Учить: отгадывать математическую загадку; определять, какой математический знак надо написать в примере; составлять число 9 из двух меньших, записывать результаты составления; дорисовывать треугольники до знакомых предметов | |
40 | Геометрические фигуры: дорисовывание треугольников до знакомых предметов. | Закреплять: отгадывать математическую загадку; определять, какой математический знак надо написать в примере; составлять число 9 из двух меньших, записывать результаты составления; дорисовывать треугольники до знакомых предметов. | |
ФЕВРАЛЬ | |||
41 | Количество и счет: число 17; решение примеров; счет по образцу и названному числу. | Знакомить: с образованием числа 17 и новой счетной единицей – десятком. Учить: писать число 17; решать примеры в пределах второго десятка; считать по названному числу и образцу. | |
42 | Ориентировка во времени: часы (стрелки, циферблат). Логическая задача: поиск недостающей фигуры. | Закреплять: умение понимать отношения между числами; знать, как из неравенства сделать равенство. Знакомить: с часами (стрелки, циферблат). | |
43 | Количество и счет: число 17. Геометрические фигуры: рисование символического изображения собачки. | Знакомить: с образованием числа 17. Закреплять: умение записывать число 17; рисовать символическое изображение собачки. | |
44 | Ориентировка в пространстве: ориентировка на листе бумаги. | Учить: анализировать узор и продолжать его по образцу; упражнять в определении расположения предметов на листе бумаги. | |
45 | Количество и счет: число 18; состав числа из двух меньших; счет по названному числу. | Знакомить: с образованием числа 18. Учить: писать число 18; правильно пользоваться знаками; понимать отношения между числами в числовом ряду. | |
46 | Геометрические фигуры: вершины, стороны, углы. Логическая задача: поиск недостающей фигуры. | Закреплять: умение составлять число 18 из двух меньших; воспроизводить количество предметов по названному числу; знания о геометрических фигурах. | |
47 | Количество и счет: число 18; решение примеров. | Закреплять: знания об образовании числа 18; последовательности времен года; умение записывать способ образования числа 18; ориентироваться на листе бумаги. | |
48 | Ориентировка во времени: времена года. Ориентировка в пространстве: ориентировка на листе бумаги. | Учить: решать примеры с числами второго десятка. | |
МАРТ | |||
49 | Количество и счет: число 19; состав числа из двух меньших. | Знакомить: с образованием числа 19 и новой счетной единицей – десятком. | |
50 | Величина: сравнение предметов по величине. Логическая задача: установление последовательности событий. | Учить: писать число 19; составлять число 10 из двух меньших чисел; сравнивать предметы по величине, используя результаты сравнения. | |
51 | Количество и счет: число 19. | Знакомить: с образованием числа 19. | |
52 | Величина: измерение линейкой. Геометрические фигуры: дорисовывание квадратов до знакомых предметов. | Учить: дорисовывать квадраты до знакомых предметов; измерять линейкой, записывать результаты измерения; рисовать символическое изображение лошади в тетради в клетку. | |
53 | Количество и счет: число 20; решение примеров, задачи. | Знакомить: с образованием числа 20 и новой счетной единицей – десятком. | |
54 | Логическая задача: установление связей и зависимостей. | Учить: писать число 20; решать примеры в пределах второго десятка. | |
55 | Количество и счет: решение арифметической задачи; решение примеров. | Учить: решать арифметическую задачу; примеры в пределах второго десятка; измерять линейкой; ориентироваться на листе бумаги; рисовать в тетради в клетку узоры | |
56 | Величина: измерение линейкой. Ориентировка в пространстве: ориентировка на листе бумаги, работа в тетради в клетку. | Закреплять: решать арифметическую задачу; примеры в пределах второго десятка; измерять линейкой; ориентироваться на листе бумаги; рисовать в тетради в клетку узоры. | |
АПРЕЛЬ | |||
57 | Количество и счет: математические знаки и загадки; соотнесение количества предметов с цифрой. | Формировать умение правильно пользоваться математическими знаками; отгадывать математическую задачу, записывать ее решение; определять время на часах; понимать соответствие между количеством предметов и цифрой | |
58 | Величина: измерение линейкой. Ориентировка во времени: определение времени на часах. | Закреплять: умение правильно пользоваться математическими знаками; отгадывать математическую задачу, записывать ее решение; определять время на часах; понимать соответствие между количеством предметов и цифрой. | |
59 | Количество и счет: соотнесение количества предметов с числом; решение примеров. | Формировать: умение соотносить количество предметов с числом; решать примеры в пределах второго десятка; рисовать в тетради в клетку; знания о последовательности дней недели; геометрических фигурах | |
60 | Геометрические фигуры: квадрат, треугольник, прямоугольник. Ориентировка во времени: дни недели. | Закреплять: умение соотносить количество предметов с числом; решать примеры в пределах второго десятка; рисовать в тетради в клетку; знания о последовательности дней недели; геометрических фигурах. | |
61 | Количество и счет: соответствие между количеством предметов и цифрой. | Формировать: умение устанавливать соответствие между количеством предметов и цифрой; ориентироваться в пространстве по отношению к себе, к другому человеку; понимать отношения между числами. | |
62 | Ориентировка в пространстве: ориентировка по отношению к другому лицу. | Закреплять: умение устанавливать соответствие между количеством предметов и цифрой; ориентироваться в пространстве по отношению к себе, к другому человеку; понимать отношения между числами. | |
63 | Количество и счет: загадки-шутки; решение примеров; математические загадки. | Учить: решать задачи-шутки с математическим содержанием; примеры, читать запись; отгадывать математические загадки. Закреплять: знания о весенних месяцах. | |
64 | Ориентировка во времени: весенние месяцы. | Закрепить: решать задачи-шутки с математическим содержанием; примеры, читать запись; отгадывать математические загадки. Закреплять: знания о весенних месяцах. | |
МАЙ | |||
65 | Количество и счет «Сосчитай правильно», «Теремок»-Математическая сказка, «Игры с разноцветными прищепками» | Цель: Решение задач на сложение и вычитание. Установление соответствия между цифрой и числом. упражнять в счете предметов по осязанию. | |
66 | Геометрические фигуры Четырехуголь ники. Повторение круг, овал, треугольник. «Найди свою фигуру» | Цель: учить детей различать и правильно называть геометрические фигуры, выбирать фигуры по зрительно воспринимаемому образцу. «Укрась коврик», «Что на что похоже?», | |
67 | Ориентировка во времени в пространстве. Повторение названий весенних месяцев. Характерные особенности времен года. Части суток. Ориентировка на листе бумаги в клетку. «Найди нужную картинку». | Цель: учить овладевать пространственными представлениями. «Времена года», «Назови скорей» Цель: формирование знаний о днях недели. | |
68 | Количество и счет. Решение задач. Порядковый счет. Решение математических загадок. Повторение изученного материала. | «Каких кружков больше» Цель: упражнять в счете и отсчете предметов в пределах 10 «Сколько разных игрушек» Цель: закрепление знаний об основном правиле счета: считать можно в любом направлении, не пропуская ни один предмет. «Напиши цифру», | |
69 | Геометрические фигуры Рисование предметов из заданных фигур. Создание символических предметов из фигур. | «Кто быстрее найдет» Цель: учить сопоставлять результаты зрительного и осязательно-двигательного обследования геометрических фигур. | |
70 | Величина Сравнение предметов по всем показаниям величины. | ««Сосчитай, не ошибись» Цель: закрепить знания о том, что число предметов не зависит, от их размеров | |
71 | Геометрические фигуры Работа в тетради в клетку. Работа со счетными палочками. Повторение названий геометрических фигур | «Кто больше увидит» Цель: закрепление знаний о геометрических фигурах. «Гном строит дом» | |
72 | Ориентировка в пространстве и во времени. Работа в тетради в клетку. Повторение названия месяцев года. Назови скорее», «Нарисуй правильно» | «Подумай и закрась» Цель: развивать умение выделять признаки предметов.
|
Методическая литература:
- Т.В.Башаева «Развитие восприятия у детей. Цвет, форма, звук» Ярославль,1998.
- Е.В.Колесникова Математика для детей 6-7лет
- Е.В.Колесникова «Программа «Математические ступеньки» ТЦ Сфера, М.2008
- Е.В. Колесникова «Математические ступеньки». Диагностика математических способностей» рабочая тетрадь Е.В. Колесникова
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа совместной деятельности педагога с детьми подготовительной группы (от 6 до 7 лет)
рабочая программа составлена с учетом возрастных особенностей детей, ФГОС и САНПин. Подробно расписан план календарно0тематического планирования и работы с родителями и социумом....
Рабочая программа образовательной деятельности педагогов с детьми подготовительной группы комбинированной направленности на 2017-2018 учебный год
Рабочая программа образовательной деятельности в подготовительной группе комбинированной направленности на 2017–2018 учебный год разработана в соответствии с основной образовательной прогр...
Рабочая программа кружковой деятельности «Мир книги» для детей 6-7 лет подготовительной группы на 2018 – 2019 учебный год
Рабочая программа кружковой деятельности«Мир книги»для детей 6-7 лет подготовительной группы на 2018 – 2019 учебный год...
Рабочая программа совместной деятельности педагога с детьми подготовительной группы на 2018-2019 учебный год.
Программа определяет содержание и организацию образовательной деятельности для детей подготовительной к школе группы....
Рабочая программа кружковой деятельности в подготовительной группе "Чудо-глина"
Лепка из глины – один из наиболее эмоциональных видов деятельности ребенка. Работа с глиной в разных техниках расширяет круг возможностей детей, развивает пространственное воображен...
Рабочая программа кружковой деятельности «Юный пешеход» для детей подготовительной группы 6 – 7 лет
Программа кружковой деятельности «Юный пешеход» разработана для того, чтобы дети успешно усвоили правила дорожного движения, узнали для чего надо соблюдать правила дорожного движения, смог...
Рабочая программа совместной деятельности педагога с детьми подготовительной группы «Эрудиты» (6-7 лет) (соответствует ФГОС ДО и ФОП ДО)
Рабочая программа совместной деятельности педагога с детьми подготовительной группы «Эрудиты» (6-7 лет)(соответствует ФГОС ДО и ФОП ДО)...