«Формирование математических представлений (временные понятия) и осуществление мероприятий по коррекции речевой деятельности у детей с ОНР».
материал по математике (подготовительная группа)
«Формирование математических представлений (временные понятия) и осуществление мероприятий по коррекции речевой деятельности
у детей с ОНР».
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Формирование математических представлений (временные понятия) и осуществление мероприятий по коррекции речевой деятельности
у детей с ОНР».
Математическое развитие детей старшего дошкольного возраста актуально на этапе подготовки к школьному обучению. Закон «Об Образовании» ориентирует педагогов на преемственность дошкольного и начального школьного образования. Чтобы успешно прошло освоение общеобразовательных программ дошкольнику необходим достаточный уровень развития, и математических способностей в тоже.
Характерные особенности развития детей с ОНР сказываются на качестве усвоения ими элементарных математических представлений, приобретения умений и навыков.
У ребят, поступающие в наш речевой детский сад нередко выявляются многочисленные особые нарушения когнитивной деятельности, вызванные речевым недоразвитием, так и низкой мыслительной работоспособностью, т.е. недостаточная выраженность познавательных интересов, нарушение и замедление анализа и синтеза сенсорной и речевой информации, поэтому многие дети с ОНР отстают в овладении математическими умениями и навыками, установленными Программой детского сада.
Речевые нарушения ведут к затруднениям в формировании математических представлений детей старшего дошкольного возраста:
- затруднения при освоении сенсорных эталонов;
- затруднения при освоении пространственного расположения вещей;
- затруднения в целостном восприятии предметов, ошибки при их сравнении, сопоставлении, выявлении сходства и различия между предметами;
- затруднения в понимании, речевом оформлении и решении арифметических операций.
Поэтому формирование математических навыков у детей с ОНР должно быть направленно на исправление и речевой патологи и совершенствование познавательной сферы, т.е. прорабатываются одновременно задачи обучения, коррекции и воспитания. Наши дети с ОНР должны овладеть таким же объемом знаний, умений и навыков, что и дети массовых детских садов с нормальным речевым развитием. На педагогов коррекционных речевых групп возлагается ответственная задача по совершенствованию у детей с ОНР знаний о множестве, числе, величине, форме, пространстве и времени как это требует Программа воспитания и обучения в детском саду.
Конкретнее о специфике работы педагогов разберем на примере формирования временных понятий у детей старшего дошкольного возраста.
Образовательные задачи при формировании временных понятий:
- практически различать и называть времена года, части суток;
- иметь представления о годе, месяцах и их последовательности, названиях;
- знать названия и последовательность дней недели;
- понимать значение и уметь правильно употреблять слова-понятия вчера, сегодня, завтра, быстрее, медленнее, сначала, потом, до, после, раньше, позже, в одно и тоже время;
- определение времени по часам, понятие «минута, час», развивать чувство длительности отдельных временных интервалов (минута, 10 минут, 1 час)
Задачи воспитательного характера могут реализовываться педагогом в ходе разбора жизненных ситуаций и развития у детей морально-волевых основ личности (прилежности, точности, организованности, собранности, дисциплинированности).
Коррекционно-развивающие задачи
В ходе формирования временных понятий у детей с ОНР предполагается решать следующие коррекционно-развивающие задачи:
- Развитие познавательных возможностей;
- Совершенствование сенсорного и интеллектуального развития ребенка-логопата;
- Совершенствование словесно-логического характера мышления, произвольного внимания и памяти ребенка с ОНР.
- Совершенствование понимания речи; речевого подражанием
- Обогащение пассивного и активного словарного запаса;
- Работа по совершенствованию правильных лексико-грамматических структур;
- Работа над связной речью;
- Работа по закреплению правильного звукопроизношения и слог наполнению.
Именно в ходе формирования временных представлений дети с речевыми проблемами усваивают глагольные формы, учатся правильно употреблять их, рассказывают о действиях, свершаемых в определенный временной отрезок.
Решение всех этих задач предполагает специфичную, отличительную методику обучения для детей с ОНР. Она имеет ряд отличительных особенностей от методов обучения детей массовых детских садов, учитывает, как обще дидактические, общепринятые принципы обучения, методы, средства, так и специальные подходы к обучению.
Принципы коррекционного обучения.
- Не только развивающий, но и воспитывающий характер обучения. Необходимо определенное направленное формирование личности обучаемого. А при работе с детьми с ОВЗ говорим не только о развивающем, а о коррекционно-развивающем обучении.
- Научный характер коррекционно-развивающего обучения, т.е. освоение детьми некоторого объема общечеловеческой культуры.
- Активное и деятельное познание
- Систематичная последовательность и очередность преподавания учебного материала
- Полезная, прикладная составляющая в процессе коррекционно-развивающего воздействия
- Доступное, понятное и прочное коррекционно-развивающее обучение
- Разумное соединение обще групповых форм коррекционно-развивающего обучения с учетом индивидуальных качеств воспитанников и индивидуальных форм коррекционно-развивающего обучения
- Наитеснейшая связь речевого развития и познавательного развития каждого ребенка.
Методы коррекционно-развивающей работы по развитию математических представлений у детей с ОНР
- Ведущим методом коррекционно-развивающего обучения будет – проблемное изложение материала (проблемные вопросы, использование заданий, которые заставят детей решать проблемную задачу, находить ответы на вопрос, узнавать и подбирать правильное выполнение задания).
Так как формирование правильной речи предполагает работу по анализу и синтезу, сравнению речевых единиц, выделению и обобщению языковых правил, овладение высоким уровнем вербально-логической и аналитико-синтетической деятельности головного мозга в целом. Каждый ребенок учится понимать логику и последовательность поиска решения проблемной задачи, участвовать в совместной опытнической, экспериментальной, исследовательской деятельности.
- Мышление ребенка – дошкольника постепенно переходит от наглядно-действенного и наглядно-образного к вербально-логическому, поэтому в начале работы педагог использует более простые мыслительные операции: анализ, классификация предметов, с опорой на наглядный материал, используя наглядно-образное мышление. Постепенно педагог включает более сложные мыслительные процессы (обобщение, абстракция), опираясь на образное и на словесно-логическое мышление.
- Объяснять новый материал педагог начинает с актуализации уже имевшегося.
- Не забывайте, как педагог, так и ребенок комментировать ход выполнения задания. Это позволит вести работу по обогащению активного словарного запаса детей, приучает ребят грамотно и правильно высказывать свои мысли. И самое важное, педагог тем самым, помогает ребенку перейти от перцептивной деятельности к речевому высказыванию в ходе выполнения действий и операций в уме.
- Рекомендую педагогам в ходе коррекционно-развивающей работе использовать такие задания, которые будут стимулировать заинтересованность и активное участие в процессе освоения новых знаний. Что будет способствовать переводу определенного действия из зоны ближайшего развития детей в зону их актуального развития.
- Постарайтесь обогатить свой учебный процесс различными наглядными пособиями, играми, игровыми приемами с речевым сопровождением и включайте их в различные виды детской деятельности.
Предлагаю некоторые упражнения, задания, рифмовки, игры на развитие и уточнение временных представлений у старших дошкольников с ОНР.
Уточнение понятий об основных единицах времени (части суток, времени года, месяцы, год). Наблюдение и определение временной последовательности и закономерности каких-либо событий (после, перед, сейчас, потом).
- «Помоги закончить фразу»
Если сегодня среда, то завтра будет…. Если сегодня вторник, то вчера был….
- «Слушай, не зевай, время года отгадай»
Сейчас прохладная, погода. На улице не жарко. Ветер дует сильно, идет небольшой дождь, но на деревьях уже распустились почки и даже зацвела черёмуха.
- «На мою загадку подбери отгадку»
Снег на полях……
Тает снежок……. и т.п.
- Игры с мячом в кругу по типу «Лови-кидай на вопросы отвечай»
«Что на свете происходит, человек легко находит» Взрослый кидает мяч и говорит слово по теме «Времена года» Пример.
Весной –солнце-Что делает? (Дети отвечают или по очереди, или кто-то один) светит, припекает, пригревает, светит, освещает….
Весной снег- какой? И т.п.
«Думай, думай, не зевай. Что же лишнее узнай»
Взрослый бросает мяч и называет 3-4 слова.
Суббота, вторник, лето, четверг. И т.п.
«Кидай-лови, дни недели назови»
«Мяч по кругу передай, вчера что делал называй. Дальше мяч передавай, днём, что делал называй. Мы ещё узнать хотели, что ты завтра будешь делать.»
Высказывания могут быть реалистичными, а могут быть выдуманными детьми.
«Календарь вспоминай, зимы месяц называй» и т.п.
«Мяч другому предай, день недели (время суток) (зимний месяц) называй». Можно начинать с любого дня недели.
«Может так, а может нет, поскорее дай ответ».
Взрослый бросает мяч ребенку и называет время года и характерное изменение или явление в природе. Например: зима, снегопад. Ребенок ловит мяч и говорит так или не так. (Так. Зимой бывает снегопад). Взрослый может назвать часть суток и характерное дело, день недели и характерное дело и т.п.
«Дружно месяцы встают, время года назовут».
Таким образом работа педагогов в этом направлении способствует положительной динамике в речевом развитии детей с ОНР.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Музыкальный фольклор как средство коррекции речевой деятельности детей дошкольного возраста с общим недорозвитием речи III уровня.
У 25-30% дошкольников, посещающих речевые группы массового детского сада, есть признаки речевого недоразвития, без других выраженных нарушений нервно-психической деятельности. Логоритмические упражнен...
Календарно-тематическое планирование по программе «Формирование элементарных математических представлений и понятий, а также развитие математических способностей у детей дошкольного возраста».
Календарно-тематическое планирование по программе «Формирование элементарных математических представлений и понятий,а также развитие математических способностей у детей дошкольного возраста&raqu...
Консультация для воспитателей «Формирование математических представлений и осуществление мероприятий по коррекции речевой деятельности у детей с ТНР»
Данная консультация для воспитателей, работающих с детьми сатршего и подготовительного дошкольного возраста с ТНР, раскрывает основыне коррекционно-развивающие задачи, принципы коррекционного об...
«Формирование математических представлений (временные понятия) у детей с ОНР»
laquo;Формирование математических представлений (временные понятия) у детей с ОНР»Математическое развитие детей старшего дошкольного возраста актуально на этапе подготовки к школьному обучению....
Использование метода пескотерапии при коррекции речевой деятельности детей с ОНР
Включение в непосредственную образовательную деятельность занятий с песком благоприятно влияет на развитие всех компонентов речевой деятельности. А также формирует мотивационную сферу, то есть желание...
Формирование математических представлений у старших дошкольников и младших школьников: временные понятия
Время является регулятором всей деятельности человека. Ни одна деятельность не проходит без восприятия времени. Временные представления оказывают положительное влияние на общее умственное развитие дет...
Методическая разработка. Консультация для воспитателей. Формирование математических представлений у старших дошкольников: временные понятия
Методическая разработка. Консультация для воспитателей. Формирование математических представлений у старших дошкольников: временные понятия...