Сценарий непосредственно-образовательной деятельности с детьми старшей группы «Секреты лимона»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Оксана Валерьевна Сердюк

Сценарий

непосредственно-образовательной деятельности

с детьми старшей группы 

 «Секреты лимона»

(образовательная область «Познавательное развитие»)

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_v_st_gruppe_sekrety_limona.docx57.63 КБ

Предварительный просмотр:

Описание: C:\Users\User\Pictures\3.png

Сценарий

непосредственно-образовательной деятельности

с детьми старшей группы «А»

 «Секреты лимона»

(образовательная область «Познавательное развитие»)

Автор: Сердюк Оксана Валерьевна

Надым 2020 г.

Тема: Познавательное развитие «Секреты лимона».

Возрастная группа: старшая группа.

Цель: расширение представлений ребенка о фрукте лимон и его свойствах.

Задачи:

1. Развивать познавательную активность детей в процессе формирования представлений о лимоне и его свойствах в экспериментально-исследовательской деятельности.

2. Учить рассуждать, делать выводы.

3. Формировать навыки самоконтроля.

4. Формировать умение видеть красоту окружающей природы и бережного отношения к ней.

5. Воспитывать дружеские отношения в коллективе детей в процессе совместной деятельности.

Материалы и оборудование: ноутбук, смарт доска, лимоны, картинка лимонного дерева, сахар, лимонная кислота, сода, вода, стаканы, графин, чайные ложки, влажные салфетки на каждого ребенка.

Этапы мероп

риятия

Этапные задачи

Деятельность педагога

Осуществляемая деятельность детей

Предпосылки учебной деятельности

Контроль результатов деятельности

Введение в ситуацию

(3-4 мин.)

Создание условий для возникновения у детей внутренней потребности (помочь)

Воспитатель собирает детей около себя.

- Какое сейчас время года? (весна)

- А что нехватает человеку весной для хорошего самочувствия? (витаминов)

- А где много витаминов содержится? (в фруктах и овощах)

- В каких фруктах больше всего витаминов полезных для здоровья? (в лимонах)

- А вы знаете, какими еще качествами обладает лимон? (нет)

- А хотите узнать?

Постановка детской цели

Целеполагание

Фиксация затруднения в деятельности

Обдумывание и планирование своих действий

Ответы детей

Актуализация знаний (5-6 мин.)

Актуализация мыслительных операций, необходимые для открытия новых знаний

На доске изображение лимонного дерева.

- Из каких частей состоит лимонное дерево? (ствол, корни, плод, ветки, листва)

- Мы назвали все части лимонного дерева, а теперь кто сможет выложить все части по порядку от самой нижней до верхней. (работают по смарт доске)

- Предлагаю немного поиграть. Игра «Скажи и передай».

 Становитесь в круг удобно. У меня в руках лимон. Ярко жёлтый и упругий, все на свете знают этот фрукт. Чтобы узнать лимона секреты, нужно нам дать поскорее ответы.

Мы будете передавать друг другу лимон и рассказывать про него. Ваш ответ должен начинаться со слова ЛИМОН. (кислый, шершавый, большой или маленький, жёлтый, съедобный, витаминный)

- Молодцы, ребята. А вы знаете какими секретами обладает лимон?

Предполагают варианты решения проблемы, опираясь свой на опыт и знания

Выполнение действий

Выполнение упражнений

Затруднение в ситуации

Моделирование ситуации, сталкивание детей с затруднением

- А вы знаете какими секретами обладает лимон?

- А хотите узнать?

- Если мы чего – нибудь не знаем, но хотим узнать, что нужно сделать? (спросить у взрослых, прочитать в книге, посмотреть в интернете).

- А еще можно узнать проделав эксперименты. Хотите быть экспериментаторами?

- Тогда проходим в лабораторию.

Анализ возникшей ситуации

Работа по показу

Обдумывание и планирование своих действий

Открытие нового знания

Вовлечение детей в процесс самостоятельного решения вопросов проблемного характера

- Прежде чем приступить  к работе в лаборатории, давайте повторим правила безопасности.

Опыт 1.

- Ребята посмотрите какая часть дерева у меня в руках? (плод лимона).

- Чем плод покрыт снаружи? (кожурой)

-  Что внутри плода? (сочная мякоть и косточки)

(дети с педагогом подходят к столу, на котором 3 тарелки с кожурой лимона, мякотью и семечками)

- Потрогайте, понюхайте, попробуйте на вкус. Что вы можете сказать о частях плода? Что можно сделать с семечком?(посадить в землю и вырастить дерево)

Опыт 2.

- Нам понадобятся емкость с водой и пара лимонов (один очищенный, второй в кожуре).

- Чем лимоны отличаются друг от друга?

- Как вы думаете, очищенный лимон тяжелее или легче неочищенного? (мнения детей)

- Давайте, проверим.

- Положим очищенный лимон в емкость с водой. Что произошло? (лимон утонул)

- Что же будет, если в воду положить неочищенный лимон? (мнения детей)

- Проверим? Что произошло? (лимон не утонул, всплыл)

- В чем же секрет? (секрет в кожуре).

- Рассмотрим лимон повнимательнее. Что вы видите? (в кожуре ямочки)

- Правильно, в кожуре лимона есть множество пузырьков с воздухом. Именно пузырьки с воздухом держат лимон на плаву. - С каким спасательным средством мы можем сравнить кожуру лимона? (спасательный жилет, круг)

- Да, внутри спасательных средств есть воздух, который не дает им утонуть.

Опыт 3.

- Хотите покажу вам фокус?

- Берём стакан с обыкновенной водой. Насыпаю 1 чайную ложку лимонной кислоты. Размешиваю ложечкой. Как вы думаете, что получилось? (кислая водичка)

- Возьмите ложечки и попробуйте.

- А сейчас я волшебными словами заставлю кипеть эту водичку. Верите?

(беру чайною ложку пищевой соды и произношу «магические» слова.)

-Шалда, балда – кипи вода (и быстро кидаю соду в воду)

- Хотите, вас научу делать такой фокус, дома родителей удивите. Возьмите себе по стакану воды. Насыпьте в свои стаканы по ложечке лимонной кислоты и размешайте. Что получается? (кислая вода)

-В каждом доме есть такой чудесный порошок –пищевая сода. Возьмите по щепотке соды (на столе блюдечко с содой, бросьте в свои стаканы. Что происходит? (идут пузырьки, как при кипении)

- Правильно, создаётся видимость кипения, а на самом деле вода остаётся холодной. Потрогайте посуду с водой. (она холодная)

-А теперь скажите, как мы заставили кипеть воду?

Вывод: при соединении лимонной (кислой) воды и пищевой соды происходит реакция, которая создаёт видимость кипения.

Формирование успешного преодоления затруднения

Планирование

Контроль и корректировка

Выполнение задания

Включение нового знания в систему знаний.

Создание ситуации для использования новых знаний

- Лимонный сок и лимонная кислота широко используются в кулинарии в изготовлении тортов, пироженого, конфет.

- Лимонная кислота придает приятный аромат в напитках. В какие напитки добавляется лимон и лимонная кислота? (Лимонад, чай)

(слайд с изображением лимонного сока и чая с лимоном)

- Лимон нужно класть в теплый чай, для того, чтобы сохранить все полезные вещества и витамины, потому что при высокой температуре (если чай горячий) все полезные вещества разрушаются.

- Какой витамин содержится в лимоне? Для чего нужен витамин С?

- Употребляя лимон в пищу каждый день по маленькому кусочку, мы укрепляем свой иммунитет и он улучшает настроение.

- Хотите сами приготовит лимонад?

- Нам понадобятся лимоны, вода и сахар. Перед тем как мы начнем готовить лимонад, нам надо взять влажную салфетку и протереть руки. Возьмите свои половинки лимонов и выжимайте сок в блюдца. Затем сок выливаем в графин, насыпаем сахар, добавляем кипяченую воду и перемешиваем. Кто готов попробовать? Пробуем.

Практическое выполнение задания

Выполнение действий по правилам игры

Самоконтроль

Корректировка  

Обдумывание своих действий

Соблюдение правил игры

Осмысление (3  мин)

Побуждение детей к осмыслению своей деятельности

Воспитатель собирает детей около себя.

- Ребята, чем мы сегодня занимались? (проводили эксперименты)

- А для чего мы проводили эксперименты? (Чтобы узнать секреты лимона)

 - Какие же секреты нам удалось узнать?

Осмысление деятельности, рефлексия (личная оценка)

Самооценка

Ответы детей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности с детьми старшей группы "Секреты здоровья"

В ходе занятия в игровой форме раскрываются все секреты здоровья: соблюдение режима дня, необходимость двигательной активности, закаливание, правильное питание, снятие напряжения, отказ от вредных при...

Открытое родительское собрание совместно с детьми старшей группы" Секреты бумажного листа"

Открытое совместное с детьми и родителями мероприятие ,котроре даёт вохможность улучшению и обагащению детско-родительским  отношениям. Материал будет полезен педагогам-психологам...

Конспект занятия с детьми старшей группы «Секреты обыкновенной бумаги»

Дети по натуре своей — исследователи. Исследовательская, поисковая активность — естественное состояние детей, они настроены на познание окружающего мира. Ребенок хочет познать: рвет бумагу...

Конспект занятия познавательно-экспериментальной деятельности с детьми старшей группы "Секреты воздуха"

В ходе образовательной деятельности у детей расширяется представление о ветре, причинах его возникновения, его свойствах, влияния на жизнь человека....

План – конспект проведения совместной деятельности с детьми старшей группы «Секреты воздуха»

Материал поможет сформировать у детей представление о воздухе как о природной среде, с помощью простых опытов увидеть, что воздух есть повсюду, он движется, невидимый и может иметь определенный запах....

Конспект организации и проведения физкультурного занятия с детьми старшей группы «Секрет здоровья»

Конспект организации и проведения физкультурного занятия с детьми старшей группы «Секрет здоровья»Цель: формировать осознанную потребность в двигательной активности и физическом совер...