Игра-занятие по познавательному развитию "Путешествие в математический магазин" для детей старшей группы
план-конспект занятия по математике (старшая группа)

Овсянникова Анна Петровна

Закрепить знания детей о порядковом и количественном счете в пределах 7.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igra_puteshchestvie_v_magazin.docx23.1 КБ

Предварительный просмотр:

МДОУ «Детский сад «Солнышко» г. Надыма»

Конспект занятия по познавательному развитию «Математика»

для детей старшего дошкольного возраста

на тему

«Путешествие в математический магазин»

Разработала:

воспитатель,

Овсянникова А.П.

2024г

Цель: Закрепить знания детей о порядковом и количественном счете в пределах 7.

Задачи:

Образовательные:

- Совершенствовать знания геометрических фигур, и форм поцвету и размеру.

- Закрепить умение определять величину предметов по длине, ширине, высоте.  

- Правильно пользоваться количественными и порядковыми числительными,    отвечать на вопросы: «сколько», «который», «какой по счету».

- Совершенствовать умение решать задачи, выкладывать решение.

- Закрепить знания детей о предыдущих и последующих числах.

- Закрепить умение сравнивать числа, используя знаки   больше, меньше, равно.

- Закрепить ориентировку на листе бумаги.

- Закрепить знания дней недели, времён года, частей суток.

Развивающие:

- Развивать внимание, логическое мышление, сообразительность, мелкую   моторику, зрительное восприятие и память.

- Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи,    умению аргументировать свои высказывания.

Воспитательные:

- Воспитывать интерес к занятиям математикой.

- Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно, умение действовать сообща, доводить начатое дело до конца.

- Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.

Демонстрационный материал: письмо, украшенное цифрами и геометрическими фигурами. Паровоз, вагончики с цифрами. Набор матрешек разной высоты, игрушки из сказки, ленты разной ширины и длины. Обручи, блоки Дьенеша. Предметные картинки, мяч, цифры, знаки: больше, меньше, равно. Ленты разной ширины и длины.

Раздаточный материал (на каждого ребенка): счетные палочки, геометрические фигуры, листы бумаги, ножницы, бумажные круги, маркер, медали.

Ход занятия:

Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Давайте друг друга поприветствуем улыбкой.

- Ребята посмотрите, нам пришло письмо. Интересно от кого это письмо?

Сейчас я его открою и прочту.

Письмо «Здравствуйте друзья, в моей стране, есть математический магазин и в нем, во всех отделах произошла большая путаница. Все числа перепутались в числовом ряду. Математические знаки забыли, зачем они нужны. Геометрические фигуры не помнят свои имена. Дни недели не знают свои названия. А, математика, это точная наука, и я не знаю, что мне теперь делать? Подпись, Королева Математической страны».

Воспитатель: Ребята, что же делать?

Дети: Нужно помочь королеве Математической страны.

Воспитатель: Вы готовы помочь Королеве Математике? Чтобы помочь,  надо  выполнить трудные задания, справитесь? (Да)

Воспитатель: Как же мы попадём в Математический магазин.

(Дети предлагают свои варианты).

Воспитатель: Сколько много вариантов предложили, но самый удобный для нас отправиться путешествовать в математическую страну на поезде.

Дидактическая игра «Поезд»

Воспитатель: Ребята посмотрите, вот беда, все вагоны, и числа в числовом ряду перепутались. А поезд тронется только тогда, когда вы составите правильно числовой ряд. Ты (имя ребенка) будешь паровоз, а вы ребята, вагончики. Встаньте по порядку – нумерация вагонов начинается с поезда.  

(Педагог раздает детям вагончики с цифрами, дети встают друг за другом по порядку).

Воспитатель: Отлично, теперь чтобы завести паровоз, надо назвать числа соседних вагонов.

Игра «Назови соседей числа»

Воспитатель: Вот теперь поезд тронулся. (Дети имитируют поездку в поезде).

Воспитатель: И так, мы приехали в Математическую страну, и попали в математический магазин.

Первый отдел, который мы посетим, отдел «Игрушки».

(На столе расставлены матрёшки).

Воспитатель: Какая матрёшка по счёту самая высокая? Какая самая низкая? Сколько всего игрушек – матрёшек? (Дети отвечают).

Воспитатель: Ребята, посмотрите ещё игрушки, из какой сказки? (Колобок)

Воспитатель: Сколько здесь героев сказки?

Воспитатель: Ребята, какая игрушка стоит справа от колобка? Слева от колобка? Кто стоит между зайцем и волком? Перед колобком? Кто стоит сзади колобка? (Дети отвечают) 

А теперь отгадайте загадки – задачки от игрушек.

Задачи на сложение:

1. По дороге на полянку

Четыре морковки зайка съел,

На пенек потом он сел

И еще морковку съел

Ну-ка быстро сосчитай-ка,

Сколько съел морковок зайка? (Пять морковок)

- Составь решение этой задачи (4+1=5)

2.Шесть пушистых кошечек. Улеглись в лукошечке.

Тут одна к ним прибежала.

Сколько кошек вместе стало? (семь кошечек)

- Составь решение задачи и прочитай. (6+1=7)

3.Четыре щенка в футбол играли

Одного домой позвали

Он в окно глядит, считает,

Сколько их теперь играет? (три щенка)

- Составь решение задачи и прочитай. (4-1=3)

Логические задачи:

- Сколько ушей у трёх мышей? (6)

- У бабушки Даши внучка Маша, кот Пушок и собака Дружок. Сколько всего внуков у бабушки? (одна, внучка Маша)

- На берёзе три толстых ветки, на каждой толстой ветке по три тоненьких веточки. На каждой тоненькой веточке по одному яблочку. Сколько всего яблок?  (Нисколько - на берёзе яблоки не растут.)

Воспитатель: А теперь давайте отдохнём.

Физкультминутка

(дети вместе с воспитателем повторяют слова и выполняют движения)

Встали все мои друзья.

Круг широкий вижу я,

Мы сейчас пойдем направо,

А теперь пойдем налево,

В центре круга соберемся,

И на место все вернемся.

Хлопнем, прыгнем, подмигнем,

Все друг другу улыбнемся,

И опять играть начнем.

Воспитатель: Идем дальше «Кондитерский отдел».

Ребята посмотрите это конфеты. На что похожи конфеты?

Дети: На геометрические фигуры. Какие? (Дети перечисляют фигуры).

Воспитатель: Сколько всего геометрических фигур? (5)

Воспитатель: Нам нужно разложить конфеты в коробку, возьмите лист бумаги и слушайте внимательно задание.

Положите в верхний левый угол -  квадрат;

В верхний правый угол - прямоугольник.

В нижний левый угол –  круг;

В нижний правый угол –  треугольник;

В середину – овал.

Молодцы, все правильно выполнили задание.

Игра с блоками Дьенеша

А теперь давайте разберёмся с печеньем.

Воспитатель: У нас есть печенье, разное по  форме и цвету.

И два круга, красный и зелёный.

В красный круг положите печенье красного цвета.

А в зелёный круг положите только круглое печенье.  

(Дети раскладывают печенье)

Воспитатель: Что вы положили в красный круг?

Дети: Красное печенье.

Воспитатель: А в зелёный круг?

Дети: Круглое печенье.

Воспитатель: А почему вы положили это печенье в середину кругов.

Дети: Потому, что они  красного цвета и круглые по форме.

Воспитатель: Молодцы! А теперь поднимаемся на второй этаж – высоко поднимаем колени. (Дети имитируют подъем). 

Это отдел «Ленты - ткани»

На столе разложены ленты, разной ширины, длины.

Воспитатель: Ребята, покажите самую широкую ленту. Самую узкую. Самую длинную. Самую короткую. (Дети показывают).

Воспитатель: Нам надо выложить ленточки от самой короткой до самой длинной в настоящем порядке.

Отправляемся в «Отдел молочных продуктов»

(на полосках у детей четыре мышонка и сыр)

Воспитатель: Давайте присядем на стульчики. Посмотрите ребята, какие грустные мышата. Как вы думаете, почему грустные мышата?

Дети: Не могут поделить сыр.

Воспитатель: А давайте поможем мышатам разделить сыр. На какую геометрическую фигуру похож сыр?

Дети: На круг.

Воспитатель: У вас есть круг это сыр, надо разделить его так, чтобы каждому мышонку достался равный кусочек сыра. На сколько частей нужно разделить сыр?

Дети: На четыре части.

Воспитатель: Значить каждому мышонку достаётся что?

Дети: Четверть сыра.

Воспитатель: Расскажите,  как вы будете делить сыр?

Дети: Нужно сложить круг пополам, потом половинку круга сложить ещё пополам и разрезать по линиям сгиба на четыре части.

(Дети делят сыр и  раздают его мышатам).

Игра: «Мяч скорее ты лови – ответ быстрее назови».

Воспитатель:  Молодцы, а сейчас давайте поиграем с мячом.

- Перечисли все зимние месяцы?

- Всего 5 времен года, да?

- Сейчас утро или вечер?

- За понедельником следует среда, да?

- Сегодня четверг, а завтра?

- Днем ярко светит луна, да?

- Ночью люди обедают, да?

- Весна наступает после лета, да?

Воспитатель: Молодцы!

Следующий на нашем пути отдел «Овощи и фрукты».

(На двух полочках – картинки овощи - фрукты).

Воспитатель: Что вы видите на полочках?

Воспитатель: Сколько предметов на верхней полке?

Воспитатель: Сколько предметов на нижней полке?

Математические знаки просят помочь им.

Скажите, как они называются? Для чего они нужны?

Дети: Это знаки - больше, меньше, равно. Нужны, чтобы сравнивать числа.

Воспитатель: Отлично! Математические знаки вспомнили своё предназначение.  

Давайте поможем математическим знаками и цифрам встать правильно.

(Дети расставляют цифры и знаки).

Воспитатель:  Молодцы, а сейчас снова в путь. Идем в следующий отдел.

«Отдел строительных материалов»

«Игра со счетными палочками».

1. Постройте фигуру, у которой 3 угла и 3 стороны (треугольник).

2. Приставьте к нему 2 палочки, чтобы получились 2 треугольника. Какая фигура получилась? (ромб).

3. Постройте фигуру, у которой все стороны равны (квадрат).

4. Постройте фигуру, у которой 2 стороны длинные и 2 стороны короткие (прямоугольник).

5. Постройте фигуру, у которой 5 углов и 5 сторон (пятиугольник).

Воспитатель: Молодцы. А теперь постройте домик из счётных палочек.

Воспитатель: Переложите одну палочку так, чтобы домик смотрел в другую сторону.

Итог занятия:

Воспитатель: Вот и закончилось наше путешествие по Математическому магазину. Как вы думаете, мы помогли королеве Математике, всё распутали, выполнили все задания?

Дети: Да.

Воспитатель: - Расскажите, кому мы сегодня помогли?  

- Как мы смогли помочь?

- Какие задания мы выполняли?

- Что понравилось больше всего?

(Дети рассказывают, чес сегодня занимались).

Воспитатель: Королева Математики говорит вам огромное спасибо! А в благодарность от неё, вам вручаются звёздочки. (Активному, внимательному, любознательному).

- Ну, а теперь вернемся в наш детский сад. Ребята, у нас два пути обратно - прямая дорожка и волнистая. По какой дорожке мы вернемся домой быстрее?

Дети: По прямой.

Воспитатель: Тогда мы с вами отправляемся, всем большое спасибо!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект итоговой НОД по познавательному развитию (развитие математических способностей) в старшей группе "Сюрпризы от Бабы - Яги"

Конспект итоговой непосредственно образовательной деятельностипо познавательному развитию (развитие математических способностей)                    ...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию познавательных способностей и математических представлений в старшей группе компенсирующей направленности для детей 5-6 лет ФФНР (образовательная область « Познание»). Тема: «На дне рож

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 37   Конспект непосредственно образовательной деятельностипо развитию познавательн...

Конспект НОД по ОО «Познавательное развитие» ФЭМП (математическое развитие) в старшей группе ДОУ «Волшебное путешествие»

Цель: Продолжать формировать элементарные математические представления.Задачи:Обучающие: Совершенствовать навыки счёта в пределах 10. Ср...

«Познавательное развитие" ФЭМП (математическое развитие) в старшей группе "Волшебное путешествие"

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение  детский сад № 3  г. Благовещенск «Надежда»...

Конспект НОД по ОО «Познавательное развитие» ФЭМП (математическое развитие) в старшей группе ДОУ

laquo;Счет в пределах 10»Цель: Продолжать формировать элементарные математическиепредставления.Задачи: Обучающие: Совершенствовать навыки счёта в пределах 10. Совершенствовать знания о геометри...