Использование педагогических технологий в работе с детьми по детскому экспериментированию как пути познания мира.
опыты и эксперименты по окружающему миру (подготовительная группа)

Положенцева Светлана Николаевна

Представлен опыт работы использования педагогической технологии в работе с дошкольниками, цель и задачи работы по теме, алгоритм подготовки и структура занятий по детскому экспериментированию, виды опытов и экспериментов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №19 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА

 МОСКОВСКОГО РАЙОНА

Использование педагогических технологий

 в работе с детьми

по детскому экспериментированию

как пути познания мира.

Опыт работы

Выполнила:  Положенцева С.Н.,

воспитатель

Санкт-Петербург

2017

«Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать» - гласит народная мудрость.

«Лучше один раз испытать, попробовать, сделать своими руками, пропустить через себя» - утверждают педагоги-практики.

        Детское экспериментирование очень интересная и увлекающая тема как для детей, так и для педагога. Для детей - интересная и разнообразная поисковая деятельность. Для педагогов - хочется видеть детей любознательными, общительными, умеющими ориентироваться в окружающей обстановке, решать возникающие проблемы самостоятельно. Чем разнообразнее и интереснее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается. 

Цель моей работы – формирование у дошкольников основных ключевых компетенций, способствовать к исследовательскому типу мышления.

Для ее реализации я поставила перед собой следующие задачи: 

- создание предпосылок формирования практических и умственных действий;

- создание условий для формирования основного целостного мировидения ребенка старшего дошкольного возраста средствами опытно-экспериментальной деятельности;

- развитие наблюдательности, умения сравнивать, анализировать, обобщать;

 - развитие познавательного интереса детей в процессе экспериментирования,

 - развитие умения устанавливать причинно-следственную зависимость, умение делать выводы;

- развитие внимания, зрительной, слуховой чувствительности;

- расширение представлений детей о физических свойствах объектов окружающего мира;

- знакомство с различными свойствами веществ (твердость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость);

- развитие представлений об основных физических явлениях (отражение, преломление света, магнитное притяжение);

- развитие представлений детей о некоторых факторах среды (свет, температура воздуха и её изменчивость; вода-переход в различные состояния: жидкое, твердое, газообразное их отличие друг от друга; воздух - его давление и сила; почва - состав, влажность, сухость).

- расширение представлений детей о значимости воды и воздуха в жизни человека;

- формирование навыка выполнения правил техники безопасности при проведении физических опытов-экспериментов;

- развитие эмоционально-ценностное отношения к окружающему миру;

- развитие интеллектуальных эмоций детей посредством создания условий для возникновения удивления по отношению к наблюдаемым явлениям, для пробуждения интереса к решению поставленных задач, для раздумья, для возможности радоваться сделанному открытию;

- формирование у детей умений целенаправленно отыскивать ответы на вопросы – делать предположения, определять средства и способы для их проверки, осуществлять эту проверку и делать выводы.

        Постоянно увеличивающийся поток информации требует особого внимания к развитию мыслительных способностей дошкольников на основе любознательности, интереса в познавательной деятельности. Во многом это зависит от грамотной организации постижения сущности предметов изучения, то есть от условий развития познавательных способностей . Из ФГОС, нам известно, что важным для реализации опытно-исследовательской детской деятельности является создание необходимых условий. «Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) должны обеспечивать игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами».

Поэтому свою работу я начала с оборудования мини-лаборатории, которая располагается в центре экспериментирования.  Ее хозяином является персонаж «Почемучка». Оборудование, представленное в мини-лаборатории, отражает ее содержание. Там имеются:

а) приборы – помощники: увеличительные стекла, цветные стекла, очки, безмен, песочные и гелевые часы, градусники, компас, магниты, секундомер;

б) разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло, металл) разного объема и формы, это: пробирки, колбы, стаканчики, розетки, пипетки, трубочки, воронки, шприцы и др.;

 в) красители, пищевые и непищевые (гуашь, акварель, зеленка, йод, марганцовка и др.);

г) технические материалы; гайки, скрепки, болты, гвозди, шурупы, винтики, детали конструктора;

д) медицинские материалы: шприцы, пипетки, деревянные палочки, мерные ложки, резиновые груши и др.;

е) природный и другой сыпучий материал: камешки, ракушки, монеты, глина, песок, сахар, соль, земля, мука, птичьи перья, шишки, спил и листья деревьев, мох и т.д.;

ж) разные виды бумаги: обычная, картон, калька, наждачная, копировальная, бумажные фильтры, ватман и т.д.;

з) утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, дерева, пробки и т.д.;

и) прочие материалы: зеркала и воздушные шары, пилка для ногтей, сито, свечи, ступа, детские халаты, клеенчатые фартуки, контейнеры для хранения сыпучих и мелких предметов.

Весь материал, находящийся в центре экспериментирования, соответствует среднему уровню развития ребенка, а также имеются материалы и оборудование для проведения более сложных опытов-экспериментов, рассчитанных на детей с высоким уровнем развития.

          Также в моей группе создана необходимая предметно- пространственная среда развития и саморазвития ребенка, что способствует самостоятельному приобретению опыта познания физических закономерностей.

        Познавательное развитие дошкольников, согласно ФГОС ДО, предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, первичных представлений об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира и т.д. Данное содержание реализуется в различных видах деятельности, присущих дошкольному возрасту. Один из них – детское экспериментирование – исследование объектов окружающего мира.

        Основная особенность детского экспериментирования заключается в том, что ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним, осуществляемые ребенком практические действия выполняют познавательную, ориентировочно – исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта.

Алгоритм подготовки занятия-экспериментирования.

1. Выбор объекта исследования.  

2. Предварительная работа (экскурсии, наблюдения, беседы, чтение, рассматривание иллюстративных материалов, зарисовки отдельных явлений, фактов и пр.) по изучению теории вопроса.

3. Определение типа, вида и тематики  занятия-экспериментирования.

4. Выбор цели, задач работы с детьми (как правило, это познавательные, развивающие, воспитательные задачи).

5.  Игровой тренинг внимания, восприятия, памяти, логики мышления.

6.  Предварительная исследовательская работа с использованием оборудования, учебных пособий в мини-лаборатории.

7.  Выбор и подготовка пособий и оборудования с учетом сезона, возраста детей, изучаемой темы.

8. Обобщение результатов наблюдений в различных формах (дневники наблюдений, коллажи,  фотографии, рассказы, рисунки и пр.) с целью подведения детей к самостоятельным выводам по результатам исследования.

9.Прогнозирование результатов.

Структура занятия-экспериментирования.

  1. Постановка исследовательской задачи.
  2. Прогнозирование результата.
  3. Уточнение правил  безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления экспериментирования.
  4. Распределение детей на подгруппы, выбор ведущих.
  5. Выполнение эксперимента.
  6. Наблюдение результатов эксперимента.
  7. Фиксирование результатов эксперимента.
  8. Формулировка выводов.

        В ходе организованной образовательной деятельности (занятий) важно вызвать и поддержать интерес детей к изучаемой теме, чтобы решить все поставленные задачи. А предлагаемые мной опыты напоминают детям фокусы, они необычны, а, главное – дети все проделывают сами и испытывают от своих маленьких и больших «открытий» чувство радости. Некоторым занятиям дети сами дают необычные названия. Если они открыли для себя что-то новое - «Занятия – открытия», много удивлялись - «Занятия- удивления». После занятий у детей возникает множество вопросов, в основе которых лежит познавательный мотив.

        Совместная деятельность, наиболее привлекательная для меня форма организации работы с детьми в опытно - исследовательской деятельности. В ходе этой деятельности наблюдаются такие позитивные моменты как:

 - закрепление ранее полученного (усвоенного) материала;

 - продолжение работы по расширению представлений о предметах и явлениях;

- свобода действий, как для взрослого, так и для детей (возможность отойти от намеченного плана);

 - роль педагога носит гибкий характер (ведущий, партнер);

 - дети получают возможность удовлетворить присущую им любознательность (почему, как, зачем, а что будет, если), почувствовать себя учеными, исследователями, первооткрывателями.

        Очень важно в процессе работы задействовать все органы чувств (не только видеть и слышать, но и нюхать, трогать, и даже пробовать на вкус (если это возможно и безопасно).

        Совместную деятельность в ходе режимных моментов на предмет проведения опытов и экспериментов с детьми старшего возраста организовываю в соответствии с перспективным планированием и в ходе различных создавшихся ситуаций в процессе детской деятельности.  Работа проводится с небольшими группами детей с учетом уровня развития и познавательных интересов детей.

        В ходе работы опыты и эксперименты были подобраны и сгруппированы по видам:        

 1. Запланированные опыты и эксперименты.

         Подготовку к их проведению я начинаю с определения текущих дидактических задач. Затем выбираю объект, с которым знакомлюсь заранее – и на практике, и информационно. Одновременно осваиваю технику экспериментирования, если она мне не знакома.

         Для проведения опытов детьми самостоятельно, выбираю опыт, содержание которого безопасно. Предлагаю детям поставить опыт, сообщаю им цель или задачу таким образом, чтобы дети сами определили, что им нужно сделать. Для этого использую новые способы и подходы, такие как создание проблемных ситуаций, решение познавательной задачи или выполнение какого –либо упражнения.  

2. Случайные эксперименты. Они специальной подготовки не требуют, а проводятся экспромтом в той ситуации, которая сложилась на тот момент, когда дети увидели что-то интересное в природе, в уголке природы или на участке.

3. Эксперименты, которые служат ответом на вопрос ребенка. К проведению таких опытов привлекается либо тот ребенок, который задал вопрос, либо его товарищи. Выслушав вопрос, я стараюсь не отвечать на него, а советую ребенку самому установить истину, проведя несложное наблюдение: «Ребята, Коля спрашивает, нужно ли сегодня поливать цветы, как проверить?», «Ребята, Женя говорит, что под снегом травы нет, а Лена считает, что есть. Как это узнать?»

4. Опыты, направленные на выявление причинно-следственных связей.

Детям старшей группы становятся доступными и двух – и трехчленные цепочки причинно-следственных связей, поэтому им чаще надо задавать вопрос «Почему?»

5. Опыты – наблюдения. 

        - Сравнительные наблюдения. Нацеливаю детей на проведение сравнительного наблюдения, например, двух распространенных комнатных растений.

        - Обобщающие наблюдения (эксперименты, в которых прослеживаются общие закономерности предметов и явлений, изученных ранее по отдельным этапам). Опять же, предлагаю сравнить свойства самых распространенных объектов для наблюдений – это снег, вода и лед.

Для организации самостоятельной познавательной деятельности детей в условиях развивающей среды особую значимость имеют приемы, стимулирующие развитие их познавательной активности:

- Экспериментальные игры «Тонет – не тонет», «Как галке напиться?», «Мыльные пузыри», «Сделаем растворы», «В каком виде легче плавать» и др., которые позволяют убедиться в достоверности физических и природных явлений и закономерностей.

- Действия с магнитами, лупой, измерительными приборами, переливание жидкостей, пересыпание сыпучих материалов и др. позволяют детям самостоятельно овладеть способами познания мира.

-  Наблюдение природных явлений в реальной жизни (замерзание воды в лужах, таяние снега при повышении температуры, выпадение росы, образование пара от дыхания в холодную погоду и др.), пробуждают детей к поиску объяснения причин появления и образования природных явлений, обоснованию их физическими законами.

 -   Рассматривание схем к опытам, таблицы, упрощенные рисунки позволяет упростить понимание сложных явлений на дошкольном уровне.

-  Использование энциклопедических данных в разделах «Знаете ли вы?» и «В мире интересного» повышает интерес к обсуждению проблем, развивает интеллектуальную рефлексию.

 - Драматизация: ребенок берет на себя то роль Незнайки - Почемучки, задающего вопросы, то роль экспериментатора, умеющего все объяснять и отвечать на вопросы.

        Данная работа предусматривает активное привлечение родителей к сотрудничеству. Для ребенка важно, чтобы его мама и папа поддерживали его интересы, поэтому я стараюсь привлекать родителей к активному участию. Так, например, можно предложить детям дома проделать ряд опытов с водой, воздухом, провести исследования, ответить на вопросы: где можно найти воду дома? Для чего нужна вода и бережете ли вы ее? Родители помогают, направляют детей на выполнение заданий. Кроме этого, родители помогают в оформлении разнообразных коллекций. Они собирают экспонаты во время отпуска, на даче, на прогулках, проявляя при этом большой интерес к занятию. Кроме этого, родители привлекают детей к уходу за домашними питомцами, комнатными растениями и воспитывают ответственность за их жизнь и здоровье. Для просвещения родителей можно провести консультации по темам: «Организация детского экспериментирования в домашних условиях», «Экспериментирование с водой». Большой популярностью и у детей, и у родителей пользуются тематические выставки фотографий «Моя семья в лесу», «Моя семья на даче», «Наши домашние питомцы» и др.

В процессе своей работы я увидела, что дети с удовольствием экспериментируют, раскрывают содержание представлений, навыков и умений в поисковой деятельности, умеют выделять и ставить проблему, предлагают возможные решения этой проблемы, проверяют эти возможные решения в ходе проведения исследований. Исходя из данных, умеют делать выводы на основе результата исследования, делают обобщения, умеют соблюдать правила техники безопасности при проведении физических экспериментов. Динамика усвоения у детей знаний, умений, навыков положительна, что говорит об эффективности проводимой мной работы по данной проблеме.

         Таким образом, ознакомление дошкольников с явлениями неживой природы, физическими явлениями и законами посредством проведения опытно-исследовательской деятельности занимает особое место в системе разнообразных знаний об окружающем, поскольку предмет ознакомления присутствует, регламентирует, оказывает свое влияние и непрерывно воздействует на развитие ребенка.

В заключении хочется еще раз подчеркнуть, что в детском саду не должно быть четкой границы между обыденной жизнью и экспериментированием, ведь экспериментирование не самоцель, а только способ ознакомления детей с миром, в котором им предстоит жить!

То, что я увидел, я помню. То, что я услышал, я забыл. То, что я сделал, я знаю!

Это всё – эксперименты –

Интересные моменты!

Всё, всё, всё хотим узнать!

Нужно всё зарисовать!

Как наш опыт получился,

Сколько времени он длился?

Удивляемся всему:

Как? Зачем? И почему?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья «Социоигровой стиль как эффективная педагогическая технология в работе с детьми старшего дошкольного возраста с использованием кейс-технологии».

laquo;Социоигровой стиль как эффективная педагогическая технология в работе с детьми старшего дошкольного возраста с использованием кейс-технологии»....

СТАТЬЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ «Детское экспериментирование как метод познания мира. Виды детского экспериментирования»

Статья «Детское экспериментирование как метод познания мира. Виды детского экспериментирования» предназначена для воспитателей. Дошкольное образование призвано обеспечить саморазвитие ребё...

«Детское экспериментирование как метод познания мира. Виды детского экспериментирования»

laquo;Детское экспериментирование как метод познания мира. Виды детского экспериментирования»Дошкольное образование призвано обеспечить саморазвитие ребёнка и способствовать развитию иссле...

Статья для воспитателей «Детское экспериментирование как метод познания мира. Виды детского экспериментирования»

Дошкольное образование призвано обеспечить саморазвитие ребёнка и способствовать развитию исследовательской активности, т е естественному состоянию ребенка, который настроен на познание мира, он ...

Статья на тему: "Детское экспериментирование как метод познания мира. Виды детского экспериментирования"

Дошкольное образование призвано обеспечить саморазвитие ребёнка и способствовать развитию исследовательской активности, т. е естественному состоянию ребенка, который настроен на познание мира, он...

Статья "Детское экспериментирование как метод познания мира. Виды детского экспериментирования"

Дошкольное образование призвано обеспечить саморазвитие ребёнка и способствовать развитию исследовательской активности, т е естественному состоянию ребенка, который настроен на познание мира, он хочет...

Для воспитателей статья «Детское экспериментирование как метод познания мира. Виды детского экспериментирования»

laquo;Детское экспериментирование как метод познания мира. Виды детского экспериментирования» предназначена для воспитателей. Дошкольное образование призвано обеспечить саморазвитие ребёнка и с...