Проект «Детское экспериментирование – путь познанию мира».
проект по окружающему миру (подготовительная группа)
Дошкольный возраст – самоценный этап развития познавательной активности ребенка, под которым понимается не только процесс усвоения знаний, умений и навыков, а главным образом, поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или совместно с взрослым под его тактичным руководством. Одним из эффективных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является метод экспериментирования. Развиваясь как деятельность, направленная на познание и преобразование объектов окружающей действительности, детское экспериментирование способствует расширению кругозора, обогащению опыта самостоятельной деятельности, саморазвитию ребенка. Усвоение системы научных понятий, приобретение экспериментальных способов познания окружающей действительности позволит ребенку развить интеллектуальную активность, познавательную культуру и ценностное отношение к реальному миру. Эксперименты положительно влияют на эмоциональную сферу ребёнка, на развитие его творческих способностей, они дают детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Проект «Детское экспериментирование – путь познанию мира». | 22.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «ДС КВ № 16» г.Усинска
Краткосрочный проект в подготовительной группе
«Детское экспериментирование – путь познанию мира».
Разработчик проекта:
Якупова Г.Р., воспитатель
Усинск
2020г.
СОДЕРЖАНИЕ
Стр. | |
Актуальность проекта | 3 |
Цели и задачи проекта | 4-5 |
Организационный | 5 -6 |
Основной | 6 -7 |
Перспективный план опытно-экспериментальной работы в подготовительной к школе группе. | 7 - 8 |
Ожидаемый результат | 9 |
Список литературы | 9 |
Приложения | 10-29 |
Это всё – эксперименты
– Интересные моменты!
Всё, всё, всё хотим узнать!
Нужно всё зарисовать!
Как наш опыт получился,
Сколько времени он длился?
Удивляемся всему:
Как? Зачем? И почему?
Актуальность
Актуальность данной темы заключается в том, что в настоящее время дошкольное образование призвано обеспечить саморазвитие и самореализацию ребенка, способствовать развитию исследовательской активности и инициативы дошкольника (Н.Н. Поддьяков, А.Н. Поддьяков, О.В. Дыбина, О. Л. Князева). Научный поиск эффективных средств развития исследовательской активности дошкольников - представляет актуальную проблему, требующую теоретического и практического решения. Хорошо известно, что существенной стороной подготовки ребенка к школе является воспитание у него внутренней потребности в знаниях, проявляющихся в познавательном интересе.
Дошкольный возраст – самоценный этап развития познавательной активности ребенка, под которым понимается не только процесс усвоения знаний, умений и навыков, а главным образом, поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или совместно с взрослым под его тактичным руководством. Одним из эффективных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является метод экспериментирования. Развиваясь как деятельность, направленная на познание и преобразование объектов окружающей действительности, детское экспериментирование способствует расширению кругозора, обогащению опыта самостоятельной деятельности, саморазвитию ребенка. Усвоение системы научных понятий, приобретение экспериментальных способов познания окружающей действительности позволит ребенку развить интеллектуальную активность, познавательную культуру и ценностное отношение к реальному миру. Эксперименты положительно влияют на эмоциональную сферу ребёнка, на развитие его творческих способностей, они дают детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идёт обогащение памяти ребёнка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации. Исследования предоставляют ребенку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». Необходимость давать отчёт об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи. Следствием является не только ознакомление ребёнка с новыми фактами, но и накоплением фонда умственных приёмов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.
Цель: развитие познавательной активности, интеллектуально – творческого потенциала личности ребёнка, путём совершенствования его исследовательских способностей.
Задачи:
- расширять представление детей о физических свойствах окружающего мира;
- знакомить с различными свойствами веществ;
- развивать представления об основных физических явлениях - развивать представления детей о некоторых факторах среды;
- формировать у детей разные способы познания, которые необходимы для решения познавательных задач;
- развивать у детей умение целенаправленно отыскивать ответы на вопросы;
– делать предположения, средства и способы для их проверки, осуществлять эту проверку и делать адекватные выводы;
- пополнить предметно-развивающую среду.
Тип проекта: познавательно-исследовательский
Срок реализации проекта: краткосрочный (неделя)
Участники проекта: дети подготовительной группы, воспитатели, родители (законные представители)
Методы деятельности:
- практические (опыты, эксперименты)
- наглядные (модели, схемы и т. д.)
- словесные (пояснения, рассказ, познавательные сказки).
Вопросы для утреннего группового сбора (планирование работы) Какая у нас тема? Какие задания мы с вами решили выполнить? Что мы уже успели сделать (узнать), чему научились? Что еще можно сделать (предложить, спланировать)? Чем бы ты хотел заняться сегодня? Что тебе нужно для того, чтобы выполнить этот план? С чего ты начнешь? Какие материалы тебе понадобятся? С кем ты будешь вместе работать? Как ты планируешь распределить работу? Что нового ты узнал? Что ты хочешь еще узнать? Вопросы для вечернего группового сбора (итоги работы) Кто хочет рассказать о своей работе? Что трудного было в вашей работе? Что было самое интересное?
Получилось ли у тебя то, что ты задумал? Как тебе удалось включить других в свою работу?
Структура проведения экспериментирования:
- постановка проблемы
- поиск путей решения проблемы
- проведение наблюдения
- обсуждение увиденных результатов
- формулировка выводов.
Ожидаемые результаты: у дошкольников развиваются умения:
- активно познавать окружающий мир
- действовать согласно алгоритму познания
- применять разные способы детского экспериментирования
- ставить новые вопросы и искать на них ответы самостоятельно
- доказательно объяснять полученный результат
- вывести детей на более высокий уровень познавательной активности
- обогатить предметно – развивающую среду в группе
- пополнить научно – методологическую базу ДОУ
Итоговое мероприятие: Проведение экспериментальной деятельности по страницам сказки «Гуси-лебеди», изготовление булочек из дрожжевого теста.
Этапы проектной деятельности.
1. Подготовительный
2. Основной
1 этап - подготовительный
- Обозначение актуальности и темы будущего проекта
- Изучить и проанализировать методическую литературу по теме
- Определение основных форм работы с детьми
- Разработка перспективного плана по внедрению в практическую повседневную деятельность детей опытов и экспериментов, разработка конспектов по НОД с элементами экспериментирования.
- Подбор основного оборудования и материала для оснащения центра экспериментальной деятельности
- Работа с родителями: консультации для родителей по данной теме
2 этап - основной этап:
План работы:
Этап работы | Мероприятие | Сроки проведения | Ответственные |
1 этап – организационный | Изучение дополнительной методической литературы; Выбор методов и приемов работы с детьми для реализации проекта; Определение основных форм работы с детьми Разработка перспективного плана по внедрению в практическую повседневную деятельность детей опытов и экспериментов, разработка конспектов по НОД с элементами экспериментирования. | 2 недели | Воспитатель |
2 этап – основной | Оснащение ППРС группы | ||
Подбор основного оборудования и материала для оснащения центра экспериментальной деятельности | В течение учебного года | Воспитатель, родители | |
Мероприятия с детьми | |||
Наблюдение о первом выпавшем снеге. Фотоматериал. Приложение 1 | Понедельник | Воспитатель | |
Чтение сказки «Первый снег» Приложение 2 | Вторник | Воспитатель | |
Опыты с водой. Фотоматериал. Приложение 3 | Среда | Воспитатель | |
Заучивание стихотворений о воде. Приложение 4 | Понедельник - пятница | Воспитатель | |
Комплексное занятие на тему: «Знакомство со свойствами воды». Приложение 5 Фотоматериал. Приложение 6 | Четверг | Воспитатель | |
Чтение художественной литературы: Чтение русской народной сказки «Гуси – лебеди» | Понедельник | Воспитатель | |
Мероприятия с родителями (законными представителями) | |||
Консультация для родителей «Опыты и эксперименты» Приложение 7 | Вторник | Воспитатель, родители | |
3 этап – заключительный | Итоговое мероприятие: По страницам сказки «Гуси-лебеди» изготовление булочек из дрожжевого теста. Фотоматериал. Приложение 8 | Пятница | Воспитатель, воспитанники |
Ожидаемый результат:
Созданы необходимые условия для формирования основ целостного мировидения дошкольника средствами экспериментальной деятельности. Воспитанники имеют представления об окружающем мире. У дошкольников развиты умения: наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений, обобщать их по этим признакам.
Грамотная организация познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе с учётом возрастных особенностей и интересов воспитанников развивает необходимые в современном мире личностные качества у ребят. Будущие первоклассники необычайно любознательны, инициативны и самостоятельны. Они заново познают мир, и задача педагога — сформировать в них исследовательские качества и положительную мотивацию к новым открытиям в истории человечества.
Список использованной литературы:
1.Дыбина О.В. Рахманова Н.П.. Щетина В.В. «Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников»/ Под ред. О.В. Дыбиной. - М.: ТЦ Сфера, 2004. - 64 с.
2.Соловьева Е. «Как организовать поисковую деятельность детей» // Дошкольное воспитание. 2005. №1.
3.Рыжова Н. А. Волшебница -вода /Текст/ Н. А. Рыжова. - М.: Линка-Пресс. 1997.
4.Интернет ресурсы https://www.livemaster.ru/topic/1015699-skazka-pervyj-sneg
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Детское экспериментирование-путь к познанию окружающего мира"
В наши дни, когда мир находится на грани экологической катастрофы, экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальнейших проблем современности. Чтобы сохранить природу н...
Проект «Детское экспериментирование – путь к познанию окружающего мира»
Разработка данного проекта может быть использована педагогами в Дошкольных учреждениях. Главной целью проекта является оздание условий для развития элементарных естественно научных представлений ...
Проект " ДЕТСКОЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ – ПУТЬ К ПОЗНАНИЮ МИРА"
В проекте отображается совместная деятельность воспитанников с воспитателем. Как путем практического экспериментирования происходит путь к познанию нашего мира....
Перспективный краткосрочный план работы по реализации проекта " Детское экспериментирование - путь к познанию окружающего мира"
Актуальность проектаВ наши дни, когда мир находится на грани экологической катастрофы, экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальнейших проблем современности. Чтобы сохранить при...
Проект «Детское экспериментирование – путь к познанию окружающего мира»
Дошкольное детство – это главный и самый ответственный этап, когда закладываются основы личностного развития: физического, интеллектуального, эмоционального, коммуникативного. Это период, когда ребёно...
Проект: «Детское экспериментирование – путь к познанию окружающего мира».
В проекте применяется новый методический подход к организации поисково – исследовательской деятельности, используется творч...