Использование игровых приёмов при формировании элементарных математических представлений у детей среднего дошкольного возраста
материал по математике (средняя группа)

Лисицина Екатерина Владимировна

Математика – уникальный предмет. Она незаменима для развития у детей: логического мышления; памяти, речи, творческих способностей стимулирует умственную активность и развивает смекалку детей.

Особая роль математики заключается в умственном воспитании и в развитии интеллекта у ребенка. Результатом обучения данному предмету должны быть не только получение математических знания, умений и навыков, но и формирование определенного стиля мышления, который закладывается с самого раннего возраста. От эффективности  развития логического мышления ребёнка в дошкольном возрасте зависит успешность обучения математике в начальной школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл publikatsiya.docx46.23 КБ

Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ПРИЕМОВ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО

ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Е.В. Лисицина воспитатель

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Оршинский детский сад»

        Математика – уникальный предмет. Она незаменима для развития у детей: логического мышления; памяти, речи, творческих способностей стимулирует умственную активность и развивает смекалку детей.

Особая роль математики заключается в умственном воспитании и в развитии интеллекта у ребенка. Результатом обучения данному предмету должны быть не только получение математических знания, умений и навыков, но и формирование определенного стиля мышления, который закладывается с самого раннего возраста. От эффективности  развития логического мышления ребёнка в дошкольном возрасте зависит успешность обучения математике в начальной школе.[3.стр.392]

Математические представления — это представления о числе, счете, простейших вычислениях, множестве, геометрических фигурах и их форме, измерениях и величинах. Задача воспитателя в ходе целенаправленного процесса создать необходимые условия для интеллектуального, эмоционального и социального развития детей. [1.стр.64 – 69]

Формирование элементарных математических представлений является целенаправленным процессом передачи, усвоения и овладения знаниями, приемами и способами интеллектуальной деятельности, которые предусмотрены программным требованием. Основной его целью является не только подготовка к успешному овладению математики в школе, но также всестороннее развитие детей. [2.стр.123 –124]

В средней группе основным источником познания у детей выступает чувственный и интеллектуальный опыт, который способствует сенсорному развитию т.к. источником знаний об окружающем мире в первую очередь являются ощущения и восприятия, возникающие от соприкосновения органов чувств, с различными признаками и свойствами предметов. Ребенок 4 – 5 лет испытывает затруднения при выстраивании логических цепочек, поэтому педагогу отводится ведущая роль при развитии мышления детей.

В своей педагогической работе по данному направлению использую различные дидактические игры. При знакомстве детей с цифрами: «Выложи цифру из счётных палочек», «Слепи из пластилина», «На что похожа цифра?». Для закрепления знаний о геометрических фигурах: «Сложи узор» (выложить по образцу картинку из различных геометрических фигур разного цвета), «Собери квадрат» (собрать квадрат из геометрических фигур одного цвета). Данные игры направлены на развитие пространственного воображения детей, зрительного восприятия, произвольного внимания, памяти и образного мышления, а также закрепляют название цветов и геометрических фигур.

В ходе организованной образовательной деятельности помогаю развивать у детей целеустремленность, поддерживая их любознательность и природный интерес. Для этого применяю такие дидактические методы, как системность, логичность, последовательность, индивидуальность. С каждым новым занятием знания полученные дошкольниками усложняются. Занятия  обязательно проводятся в игровой форме с включением: музыкального компонента,  игр на развитие мелкой моторики рук, гимнастики для глаз, физкультминутки. Обязательно производим смену видов деятельности, для улучшения восприятия информации.

Интересными и эффективными являются занятия с применением плоскостных блоков Дьенеша. Занятия с ними способствуют развитию памяти, внимания, воображения, речи помогают овладеть мыслительными операциями и действиями. При работе с блоками у ребенка появляются умения классифицировать материал, сравнивать, анализировать аналитическую информацию. Оптимальный возраст для начала занятий – 3-4 года.

В работе с детьми применяю не только организованную образовательную деятельность, но и свободные, а также ролевые игры.

В свободной игровой деятельности формируем и закрепляем базовые математические понятия, которые дети изучили теоретически. При таком систематичном подходе дети отслеживают, динамику своих знаний,  математика становится любимым предметом, они сами стремятся найти ответ на поставленный вопрос, сосредотачивают внимание на мелких деталях, ищут различия и сходства между предметами.

Очень часто использую  игры со счетными палочками. Дети учатся изображать узоры по образцу, по памяти, затем задания усложняются.

Для развития пространственных ориентировок и логического мышления у детей я подобрала серию игр с палочками Кюзенера. Палочки – один из немногих дидактических материалов, дающих возможность формировать у дошкольников комплекс необходимых интеллектуальных умений, от сенсорных к мыслительным. Игры с палочками дают возможность детям объединяться, что позволяет им научиться работать в команде. [4 . стр.73]

Ролевые игры обучают детей правильному восприятию объектов, сопоставлению и обобщению наблюдаемых явлений, пониманию простейших взаимосвязей между ними, а также умению работать с огромным потоком информации, используя логические навыки. Во время занятий по математике реализуются не только очевидные образовательные задачи, но и воспитательные функции.  Детям прививается понимание правил поведения, формируется их организованность, прилежность, аккуратность.

Существует множество игр, которые влияют на развитие творческих способностей детей, так как они оказывают действие на воображение и способствуют развитию нестандартного мышления. Одна из них  «Танграм», в течение года был разработан альбом для работы, по схемам Танграм.

Важной формой поддержки детской инициативы в ДОУ является проектная деятельность. Использование проектной деятельности и в целом, и, в частности, для развития математических представлений детей, способствует активизации познавательного и творческого развития ребенка, а также формированию его личностных качеств. Знания, приобретаемые детьми в ходе реализации проекта, становятся достоянием их личного опыта. Основной целью проектной деятельности развитие интереса к математике. [5.стр.84]

Фактором успешного создания образовательного процесса является создание развивающей предметно-пространственной среды. При проектировании РППС по формированию элементарных математических представлений (ФЭМП) необходимо выделять следующие основные составляющие: пространство, время, предметное окружение, она должна позволять организовать как совместную деятельность педагога с детьми, так и самостоятельную детскую деятельность, направленную на саморазвитие ребенка под наблюдением и при поддержке взрослого. В группах для реализации этих целей и задач в ДОУ должны быть сформированы центры занимательной математики. Построение развивающей предметно-пространственной среды определяются особенностями личностно – ориентированной модели воспитания, нацеленной на содействие становления ребенка как личности. [6.стр.208]

Опыт работы показал, регулярное использование игровых ситуаций математического содержания, направленное на развитие логического мышления и интеллектуальное развитие дошкольников, способствует развитию мыслительной деятельности у детей, повышает качество математической подготовленности, позволяет детям более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать математические знания в повседневной жизни. Использование игр и игровых приемов, аналогичного типа построенном на самом различном материале, позволяют детям подготовиться к усвоению более сложных математических задач, на следующей ступени развития.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Арапова-Пискарёва Н.А. Формирование элементарных математических

представлений в детском саду. Программа и методические рекомендации для

занятий с детьми 2-7 лет. - М.: Мозаика-Синтез. 2006. С 64-69.

2. Беженова М. Математическая азбука. Формирование элементарных

математических представлений. - М.: Эксмо, 2005. C. 123-124

3. Михайлова 3. А., Носова E. Д., Столяр А. А., Полякова М. Н., Вербенец А. М. Теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста. «Детство-пресс»// СПб, 2008, стр. 392.

4. Новикова В.П., Тихонова Л.И. «Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера. Раздаточный материал» от 3 до 7 лет, 2008 г.

5. Смоленцева А.А., Суворова О.В. Математика в проблемных ситуациях для маленьких детей. СПБ.: Детство-пресс, 2004

6. Фалькович Т.А., Барылкина Л.П. «Формирование математических представлений»: Занятия для дошкольников учреждениях дополнительного образования. – М.:ВАКО, 2005 г. – 208 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ПРИЁМОВ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ

Формированию у ребёнка математических представлений способтвует использование разнообразных дидактических игр и игровых упражнений....

Методическая разработка «Использование игровых приёмов при формировании элементарных математических представлений у дошкольников»

Организуя игры во время образовательной деятельности, вне занятий, в повседневной жизни, педагоги закрепляют, углубляют и расширяют математические представления детей, а главное одновременно решают об...

Использование игровых приёмов при формировании элементарных математических представлений у дошкольников

ВАжно уже в период дошкольного возраста особое внимание уделять развитию у детей приёмов логического мышления. Умение логически мыслить способствует культурному и интеллектуальному развитию личности....

Консультация для родителей: «Использование игровых приёмов при формировании элементарных математических представлений в младшей группе»

Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста - одна из актуальных проблем современности.Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта ребёнка играет ра...

Использование игровых приёмов при формировании элементарных математических представлений у дошкольников.

Математика - серьезная и сложная наука, особенно для детей - дошкольников. Практика показала, что  дошкольники проявляют повышенный познавательный интерес к занятиям по ФЭМП только в том случае, ...