Методическая разработка «Использование игровых приёмов при формировании элементарных математических представлений у дошкольников»
методическая разработка
Организуя игры во время образовательной деятельности, вне занятий, в повседневной жизни, педагоги закрепляют, углубляют и расширяют математические представления детей, а главное одновременно решают обучающие и игровые задачи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_po_samoobr_20-21g.docx | 26.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Использование игровых приёмов при формировании элементарных математических представлений у дошкольников»
Актуальность темы: Усвоение математических знаний на разных этапах школьного обучения вызывает существенные затруднения у многих учащихся. Одна из причин, порождающих затруднения и перегрузку учащихся в процессе усвоения знаний, состоит в недостаточной подготовке мышления дошкольников к усвоению этих знаний. Поэтому по своему содержанию математическая подготовка не должна исчерпываться формированием представлений о числах и простейших геометрических фигурах, обучением счету, сложению и вычитанию, измерениям в простейших случаях. С точки зрения современной концепции обучения самых маленьких детей не менее важным, чем арифметические операции, для подготовки их к усвоению математических знаний является формирование логического мышления. Детей необходимо учить не только вычислять и измерять, но и рассуждать.
Обучение наиболее продуктивно, если оно идет в контексте практической и игровой деятельности, когда созданы условия, при которых знания, полученные детьми ранее, становятся необходимыми им, так как помогают решить практическую задачу, а потому усваиваются легче и быстрее.
На занятиях и в повседневной жизни широко используются дидактические игры и игровые упражнения. Организуя игры вне занятий, закрепляют, углубляют и расширяют математические представления детей, а главное одновременно решаются обучающие и игровые задачи. В ряде случаев игры несут основную учебную нагрузку.
Цель: создание условий для развития у детей дошкольного возраста элементарных математических представлений посредством дидактических и развивающих игр.
Задачи:
- проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной теме.
- составить игротеку дидактических и развивающих игр, заданий игрового содержания по развитию математических представлений у детей дошкольного возраста;
- использовать разработанный материал во время образовательной деятельности по математике с детьми дошкольного возраста;
- активно воздействовать на всестороннее развитие детей:
обогащать новыми представлениями и понятиями; закреплять знания; активизировать мыслительную деятельность (умение сравнивать, обобщать, классифицировать, анализировать).
Срок реализации: 2019-2021гг.
Предполагаемый результат (педагог): повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности.
Предполагаемый результат (дети): активизация познавательного интереса дошкольников; развитие внимания, памяти, речи, воображения, логического мышления; формирование элементарных математических представлений; пополнение предметно-развивающей среды.
2 этап. Аналитический
№ | Содержание работы | Сроки |
1 | Теоретическая часть: 1. Математика и дети» - А. Белошинская 2. «Ориентировка в пространстве» - Т. Мусейнова 3. «Сюжетно – дидактические игры с математическим содержанием» - А. А. Смоленцева. 4. «Сенсорное воспитание» - Э. Пилюгина. 5. «Играем в числа» - серия пособий 6. «Развиваем восприятие, воображение» - А. Левина. 7. Л. Г. Петерсон, Н. П. Холина «Игралочка». Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации. - М.: Баласс, 2003 г. - 256 с. 8. Под ред. Б. Б. Финкельнтейн. «Давайте вместе поиграем». Комплект игр с блоками Дьенеша. С-Пб, ООО «Корвет», 2001 г. 9. В. П. Новикова, Л. И. Тихонова "Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера. Раздаточный материал" от 3 до 7 лет, 2008 г. 10. Т. А. Фалькович, Л. П. Барылкина «Формирование математических представлений»: Занятия для дошкольников в учреждениях дополнительного образования. - М.: ВАКО, 2005 г. - 208 с. 11. Интернет-ресурсы. | в течение года
|
3 этап. Организационный
№ | Содержание работы | Сроки |
2 | Практическая часть: 1. Составление перспективного плана 2. Использование дидактических и развивающих игр, заданий, упражнений по формированию математических представлений в образовательном процессе. 3. Написание отчёта о проделанной работе, выступление с ним на педсовете. | сентябрь октябрь-май май |
4 этап. Завершающий
5 этап. Презентационный
Перспективный план самообразования на 2020-2021 учебный год
Срок
| Этап | Содержание работы | Примечание |
Сентябрь - октябрь | Организационно - теоретический | 1. Изучение методической литературы по данной проблеме. 2. Составление перспективного плана. 3. Прогнозирование результатов. | - посещение семинаров, вебинаров; - дискуссии, обмен опытом с коллегами; - работа с родителями; - отчет по теме самообразования. |
Октябрь - май | Накопительно - практический | 1. Работа над развивающей математической средой группы. 2. Разработка картотек игр по ФЭМП. 3. Работа над созданием методических папок. 4. Проведение образовательной деятельности по математике, с использованием игрового занимательного материала (загадок, задач-шуток, занимательных вопросов). 4. Подгрупповая и индивидуальная работа по развитию математических представлений с помощью занимательного материала 5. Использование дидактических и развивающих игр математического содержания в совместной деятельности с детьми. 6. Работа с родителями. |
|
Май | Заключительный | 1. Самоанализ и самооценка проделанной работы в своей группе. 2. Обобщение результатов на заседании педагогического совета ДОУ (отчет о проделанной работе). 3. Планирование деятельности и перспектив развития. | Публикация собственного опыта педагогической деятельности на сайте воспитателя и в социальной сети работников образования. |
ПЛАН РАБОТЫ ПО ТЕМЕ САМООБРАЗОВАНИЯ НА 2020-2021 УЧ. ГОД.
Раздел плана | Срок | Формы работы | Практический выход | |
Работа с детьми | Сентябрь 2020 г. | Ориентировка в пространстве относительно предмета, относительно себя: "Поставь (предмет) справа от, за, перед ", "Полочка" (что находится слева от., справа от., над., под.); "У нас в группе"(ориентировка по группе); "Куда пойдёшь, что найдёшь"; "Кто со мною рядом, возле, спереди, сзади". | Оформление в группе фотостенда «Наши будущие первоклассники» | |
Октябрь 2020 г. | Чтение математической сказки «В стране «Математике» в пластилиновом районе», анализ и обсуждение сказки с детьми. Квест-игра «Поиски клада» | Проведение образовательной деятельности, с использованием игрового занимательного материала | ||
Ноябрь 2020 г. | Придумывание сказок про геометрические фигуры. Геометрические фигуры: "Форма и цвет" (игра по карточкам, найди подобное); "Избушка"(соотносить предметы по форме и цвету); "Танграм" (из 7 геометрических фигур собираем одну); "Волшебные резиночки" (ориентировка на плоскости) | Сборник сказок | ||
Декабрь 2020 | Игровая деятельность с использованием математических заданий. Игры с цифрами и числами: "Покажи столько же", "Посчитай от. до. ", "Какой цифры не стало", "Соедини цифры с нужным количеством", "На первый, второй рассчитайся", "Какой по счёту" "Весёлая гусеница". | Развлечение «Весёлая математика» | ||
Январь 2021г. | - Заучивание стихотворения (Е. Стеквашова) «Неделя» - Словесная дидактическая игра «Дни недели». - Отмечаем разноцветными кружками дни недели. - Дидактическая игра «Времена года» | Освоение навыков умение ориентироваться во времени (дни недели, времена года) | ||
Февраль 2021 г. | Чтение и инсценировка математической сказки А. Прейсен «Козленок, который умел считать до десяти». Использование дидактического материала по сказке на занятиях. Закрепление порядковых и количественных числительных. Д/и с цифрами и числами: «Назови скорей», «Покажи столько же», «Что изменилось?», «Веселая гусеница», «Соедини цифры с нужным количеством». | Инсценировка математической сказки | ||
Март 2021 г. | Д/и «Помоги Федоре» Цель: формировать и развивать у детей цветовое представление. Научить их соотносить цвета разнородных предметов. Материал: карточки с изображениями чашек и ручек к-ним разных цветов. «Ребята, у бедной бабушки Федоры побились в доме все чашки. У них отломались ручки, и она теперь не сможет из них пить свой любимый чай с малиновым вареньем. Давайте поможет бабушке Федоре склеить ее чашки. Но для этого вам нужно внимательно посмотреть на эти карточки с изображением чашек и найти к ним ручки, подходящие по цвету». Д/и "У нас в группе"(ориентировка по группе); "Танграм" (из 7 геометрических фигур собираем одну). | Привлечение родителей к изготовлению игры | ||
Апрель 2021г. | Д/и «Занимательные круги» Цель: продолжить обучение ребенка выделять по форме конкретные предметы. Материал: лист бумаги с нарисованными на нем кругами одинакового размера (всего десять кругов). «Посмотрим внимательно на этот лист. Что ты на нем видишь? Какая фигура нарисована на листе бумаги? Теперь закрой глаза и представь себе круг». Далее ребенку предлагается из круга, нарисованного на бумаге, нарисовать какой-нибудь предмет. Пусть ребенок из каждого круга нарисует что-нибудь, имеющее в своей основе круг». Д/и "Куда пойдёшь, что найдёшь", "Форма и цвет" (игра по карточкам, найди подобное); "Соедини цифры с нужным количеством". | |||
Май 2018г. | Итоговое занятие по математике с использованием дидактических игр «Путешествие Знайки и Незнайки» | |||
Работа с родителями | Сентябрь | Консультация для родителей на тему «Роль дидактических игр в обучении математике детей дошкольного возраста». | ||
Октябрь | Консультация «Обучение дошкольников математике в условиях семьи». | |||
Ноябрь | Оформление папки-передвижки по теме «По дороге к математике» | Папка-передвижка. | ||
Декабрь | Консультация «Воспитание ребенка в игре» | |||
Январь | Использование загадок, задач-шуток, занимательных вопросов на занятиях и в совместной деятельности воспитателя и детей. Рекомендации для родителей «Математика – это интересно» | Подбор материала по темам. | ||
Февраль | Оформление выставки для родителей: «Математические игры и упражнения для дошкольников» | |||
Март | Рекомендации «Занимательная математика дома в повседневной жизни». | Памятка-передвижка. | ||
Апрель | Рекомендации: «Формируем пространственные представления», «Как научить детей определять свойства предметов». |
| ||
Май | Консультация «Воспитание усидчивости – важное условие подготовки детей к школе». | |||
Отчет о проделанной работе. | - отчет по теме самообразования. | Слайд – презентация о проделанной работе. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Использование игровых приёмов при формировании элементарных математических представлений»
Консультация для воспитателей...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ПРИЁМОВ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ
Формированию у ребёнка математических представлений способтвует использование разнообразных дидактических игр и игровых упражнений....
Использование игровых приёмов при формировании элементарных математических представлений у дошкольников
ВАжно уже в период дошкольного возраста особое внимание уделять развитию у детей приёмов логического мышления. Умение логически мыслить способствует культурному и интеллектуальному развитию личности....
Консультация для родителей: «Использование игровых приёмов при формировании элементарных математических представлений в младшей группе»
Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста - одна из актуальных проблем современности.Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта ребёнка играет ра...
Опыт работы по теме"Использование игровых приёмов при формировании элементарных математических представлений детей дошкольного возраста"
Обобщение опыта работы по теме...
Использование игровых приёмов при формировании элементарных математических представлений у дошкольников.
Математика - серьезная и сложная наука, особенно для детей - дошкольников. Практика показала, что дошкольники проявляют повышенный познавательный интерес к занятиям по ФЭМП только в том случае, ...
«Использование игровых приёмов при формировании элементарных математических представлений у дошкольников»
Целью самообразования являлось повышение профессионального уровня в области формировании элементарных математических представлений у дошкольников...