Консультация для родителей: «Использование игровых приёмов при формировании элементарных математических представлений в младшей группе»
консультация (младшая группа)

Лапина Виолетта Львовна

Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста - одна из актуальных проблем современности.

Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта ребёнка играет развитие элементарных математических способностей.
Элементарные математические навыки уже в младшем возрасте обладают уникальным развивающим эффектом.

Они способствуют развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формируют настойчивость, терпение, творческий потенциал личности.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lapina_v.l.docx18.29 КБ

Предварительный просмотр:

Подготовила: Лапина Виолетта Львовна, воспитатель МДОУ «Детский сад №63» г. Энгельс, Саратовской области.

Консультация для родителей:

«Использование игровых приёмов при формировании элементарных математических представлений в младшей группе»

Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста - одна из актуальных проблем современности. Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта ребёнка играет развитие элементарных математических способностей.
Элементарные математические навыки уже в младшем возрасте обладают уникальным развивающим эффектом. Они способствуют развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формируют настойчивость, терпение, творческий потенциал личности.
Как известно основными задачами в развитии ФЭМП в младшей группе является умение детей определять:

Использование игровых приемов при формировании математических представлений в младшей группе

Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста- одна из актуальных проблем современности. Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта ребёнка играет развитие элементарных математических способностей.

Элементарные математические навыки уже в младшем возрасте обладают уникальным развивающим эффектом. Они способствуют развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формируют настойчивость, терпение, творческий потенциал личности.

Как известно основными задачами в развитии ФЭМП в младшей группе является умение детей определять:

-Количество

Привлекать детей к формированию групп однородных предметов. Учить различать количество предметов: много – один (один – много, много – мало (мало – много).

-Величину

Привлекать внимание детей к предметам контрастных размеров и их обозначению в речи (большой дом — маленький домик, большая матрешка– маленькая матрешка, большие мячи – маленькие мячи и т. д.).

-Форму

Учить различать предметы по форме и называть их (кубик, кирпичик, шар).

-Умение ориентироваться в пространстве

Продолжать накапливать у детей опыт практического освоения окружающего пространства (помещений группы и участка детского сада). Учить находить спальную, игровую, туалетную и другие комнаты.

- Расширять опыт ориентировки в частях собственного тела (голова, лицо, руки, ноги, спина).

Учить двигаться за воспитателем в определенном направлении.

В развитии мышления дошкольников большую роль играют дидактические игры. Решая задачи, поставленные в дидактической игре, ребенок учится вычленять отдельные признаки предметов, явлений, сравнивать, группировать, классифицировать по определенным общим признакам. Дети учатся рассуждать, делать выводы, обобщения, при этом тренируется их внимание, память, развивается произвольное восприятие. Образовательная область «Познание», и в частности, формирование элементарных математических представлений обладает уникальным развивающим эффектом. А обучение элементарным математическим способностям детей дошкольного возраста немыслимо без использования дидактических игр.

Игры на развитие элементарных математических способностей рассматриваются мной как одно из средств, обеспечивающих рациональную взаимосвязь работы воспитателя и детей по формированию элементарных математических представлений.

 Дидактическая игра является формой обучения, наиболее характерной для детей младшего дошкольного возраста. В дидактической игре содержатся все части, характерные для игровой деятельности детей: игровая задача, обучающая задача, содержание, правила игры, игровые действия, результат или оценка.  

Дидактические игры, делятся на:

Игры с предметами,

Настольно - печатные

Словесные.

Играя с детьми в игры по формированию восприятия формы, применяются такие виды работы, как совместная игра-забава, выполнение задания по образцу, выполнение задания по слову взрослого; использовала такие приёмы, как показ действий с предметами, обучение целесообразным действиям с данными предметами, прямой показ, показ с объяснением, словесное указание.  

Зная о том, что мышление ребёнка носит наглядно-действенный характер, различение параметров величины предметов и фигур в играх осуществляется с помощью практических действий: приложения, наложения, ощупывания, группировки на два признака: величину - форму.

Для игр подбираются знакомые игрушки, чтобы детям они были знакомы. Игры хороши тем, что предполагают принцип добровольности и самостоятельного выбора.

В группе есть такие игры:

- Подбери ключик к замочку

- Сложи предмет из геометрических фигур

- Не ошибись

- Найди предмет такого же цвета

- Магазин игрушек( много, один, поровну)

- Зоопарк (счет)

- Математика в сказках

- Лото

- Парные картинки

- Цветная мазаика

- Пазлы

«Чудесный мешочек» учить детей выделять форму в конкретных предметах зрительно и на ощупь.

Играя в игру «Кружок и квадратик», знакомим детей с основными геометрическими фигурами. сравнивать пары фигур (круг и квадрат) .Эта игра очень нравится детям. Помимо закрепления цвета и формы, у детей развивается умение классифицировать по одному-двум признакам, расширяется словарный запас.

Дидактическая игра «Разрезные картинки» позволяет  формировать у детей представления о целостном образе предмета и его частях, кроме того, развивать внимание и восприятие.

Дидактическая игра «Большой – маленький» помогает различать одинаковые предметы, изображения по величине

Дидактическая игра «Один -много» помогает мне познакомить детей с понятием один -много, учить подбирать пары картинок по этому признаку, учить подбирать заданное количество предметов- один, много.

Читая книги, мы различали их по величине: большие и маленькие, толстые и тонкие. Рассказывая сказки, сравнивали героев по росту. Называли героев сказки «Репка» начиная с деда и, наоборот, с мышки. Вспоминаем пространственные отношения персонажей: Дед стоит впереди, за дедкой бабка и т. Д

Так же закрепляем умение различать геометрические фигуры и количество читая сказку «Теремок» происходит это так:

Стоит в полянке теремок-теремок, он не низок невысок, невысок. На что похож сам домик? (Ответы детей: на квадрат).

На что похожа крыша теремка (Ответы детей: на треугольник).

На что похожи окна в теремке? (Ответы детей: на круги). Сколько окон в теремке? (Ответы детей: много).

Вот по полянке мышка бежит? Сколько мышек (Ответы детей: одна).

У дверей остановилась и стучит, никто ей не ответил и стала она жить в теремке.

Вот по полянке лягушка скачет? Сколько лягушек скачет? (Ответы детей: одна).

У дверей остановилась и стучит, мышка позвала её к себе жить.

Вот по полянке зайка скачет? Сколько зайчиков скачет? (Ответы детей: один).

У дверей остановился и стучит, позвала лягушка зайку в теремок.

Вот по полянке лисичка бежит? Сколько лисичек бежит? (Ответы детей: одна).

У дверей остановилась и стучит, позвал зайка лисичку в теремок.

Вот по полянке волк бежит? Сколько волков бежит (Ответы детей: один).

У дверей остановился и стучит, позвала лисичка волка в теремок.

Вот по полянке медведь идёт? Сколько медведей идёт по полянке? (Ответы детей: один).

У дверей остановилась и стучит, позвал волк медведя в теремок.

Сколько животных оказалось в теремке? (Ответы детей: много).

А как получилось их много (Ответы детей: 1 мышка, 1 лягушка, 1 зайка, 1 лисичка, 1 волк, 1 медведь и получилось много).

Стали они дружно жить в теремке.

Дидактическая игра «Разноцветные пирамидки»

Развивать умение собирать из 3-5 колец разноцветные пирамидки, раскладывать кольца, расставлять пирамидки в порядке убывания возрастания, выкладывать из строительного материала одноцветные и разноцветные, короткие и длинные дорожки, и т. д.

Нанизывать на штативы различные фигуры.

Разбирать и собирать игрушки вкладыши

Упражнения с прищепками очень хорошо развивают сенсомоторную координацию и мелкую моторику рук

Играя на прогулке, мы сравниваем камушки, веточки, листья, цветы, комки снега, сосульки. Гуляя вокруг сада находили длинные и короткие дорожки, широкую и узкую тропинку, высокие деревья и низкие кусты. Упражнять детей в установлении сходства и различия между предметами, имеющими одинаковое название (одинаковые лопатки по цвету, но разного размера; мячи: один красный мяч, другой синий; большой кубик — маленький кубики т. п.).

Для улучшения игровой деятельности детей, ведется работа с родителями. В результате выяснилось, что игрушек у детей в семье достаточно, но покупаются они без учета их возраста и интересов, в основном это дорогие мягкие игрушки, куклы, машины. Родители мало играют с детьми, никак не руководят детскими играми. Проанализировав эти недостатки, помогаем родителям советом как создать условия для игр детей, какие игры, игрушки нужны детям для формирования ФЭМП.

Результативность. Используя такой подход к работе в формировании ФЭМП в течении года, дети проявляют высокую познавательную активность, задают много разнообразных вопросов об окружающем мире. Исследуя предметы, их свойства и качества, дети стали: группировать предметы по цвету, форме, величине, назначению, количеству; составлять целое из 2-3частей;

Дидактические игры дают действительно большой заряд положительных эмоций, помогают детям закрепить и расширить элементарные математические навыки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ПРИЁМОВ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ

Формированию у ребёнка математических представлений способтвует использование разнообразных дидактических игр и игровых упражнений....

Методическая разработка «Использование игровых приёмов при формировании элементарных математических представлений у дошкольников»

Организуя игры во время образовательной деятельности, вне занятий, в повседневной жизни, педагоги закрепляют, углубляют и расширяют математические представления детей, а главное одновременно решают об...

Использование игровых приёмов при формировании элементарных математических представлений у дошкольников

ВАжно уже в период дошкольного возраста особое внимание уделять развитию у детей приёмов логического мышления. Умение логически мыслить способствует культурному и интеллектуальному развитию личности....

«Использование игровых приемов при формировании элементарных математических представлений в младшей группе»

Дидактическая игра является формой обучения, наиболее характерной для детей младшего дошкольного возраста. В дидактической игре содержатся все части, характерные для игровой деяте...

«Использование игровых приемов при формировании элементарных математических представлений в младшей группе»

Элементарные математические навыки уже в младшем возрасте обладают уникальным развивающим эффектом. Они способствуют развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формируют настойчивость,...