«Использование игровых приёмов при формировании элементарных математических представлений»
консультация по математике на тему
Предварительный просмотр:
«Использование игровых приёмов при формировании элементарных математических представлений»
Одна из основных задач дошкольного образования - математическое развитие ребёнка. В детском саду математике не учат , формируют у детей элементарные математические представления. Развивающий эффект обучения зависит от того, какие знания сообщаются детям и какие методы обучения применяются. Математическое развитие ребёнка не сводится к тому, чтобы научить дошкольника считать, измерять и решать математические задачи. Это ещё и развитие способности видеть, открывать в окружающем мире свойства, отношения, зависимости.
Особая роль при этом отводится нестандартным дидактическим средствам. Многообразие занимательного материала - игр, задач, головоломок - даёт основание для их классификации. Классифицировать их можно по разным признакам: по содержанию и значению, характеру мыслительных операций, а также по направленности на развитие тех или иных умений.
Исходя из логики действий, осуществляемых теми, кто решает задачу, занимательный материал можно разделить на 3 основные группы: развлечения; математические игры и задачи; дидактические игры и упражнение. При этом роль несложного занимательного математического материала определяется с учётом возрастных возможностей детей и задач всестороннего и воспитания: Активизировать умственную деятельность; заинтересовать математическим материалом; увлекать и развлекать детей; расширять , углублять математические представления; упражнять в применении знаний в других видах деятельности, новый обстановке.
Из всего многообразия занимательного математического материала в дошкольном возраста наибольшее применение находят дидактические игры.
Основное назначение – обеспечить упражняемость детей в различении , выделении , назывании множества предметов , чисел , геометрических фигур, направлений и т. д. В дидактических играх есть возможность формировать новые знание , знакомить детей со способами действий. Дидактические игры включаются непосредственно в содержание занятий как одно из средств реализации программных задач. Место дидактической игры структуре занятий по формированию элементарных математических представлений определяется возрастом детей , целью, назначением, содержанием занятий . В младший группе , особенно в начале года , все занятие должно быть проведено в форме игры. Дидактические игры уместны и в конце занятия с целью закрепления ранее изученного.
Можно условно выделить 2 большие группы игр. К первой относятся все математические задачи , игры на смекалку ( Назови число ; Числовой ряд ) , где необходимы умения устно вычислять . Решение задач второй группы , не требует специальной математической подготовки , необходимы лишь находчивость и сообразительность . ( В вазе лежало 3 яблока. Мама угостила ими трёх девочек . Каждая из девочек получила по яблоку , и одно осталось в вазе. Как это получилось? )
Широко используются занимательные по форме и содержанию дидактические игровые упражнения . Они отличаются от типичных заданий необычностью преподнесение её от имени какого- либо литературного сказочного героя ( Буратино , Чебурашка ). Назначение их- упражнять детей с целью выработки умений , навыков. В младший группе обычным игровым упражнениям можно придать игровой характер и тогда их использовать как метод ознакомления детей с новым материалом ( Посадим кукол на стулья ) Упражнении проводит воспитатель ( даёт задания , контролирует ответ), дети при этом менее самостоятельны , чем дидактической игре.
Итак, дидактического игры и игровые упражнения математического содержания- наиболее известные и применяемые в современной практике дошкольного воспитания виды занимательного математического материала . Дидактические игры оправдывают себя в решении задач индивидуальной работы с детьми , а также проводится со всеми детьми или подгруппой в свободное от занятий время.
Математические развлечения представлены разного рода задачами , играми , упражнениями на пространственные преобразования , моделирование , воссоздание фигур- силуэтов ( игра- Танграм) , головоломками , ребусами , лабиринтами . Они интересны по содержанию , занимательны по форме ,отличаются необычностью решения . Например , головоломки могут быть арифметическими ( угадывание чисел ), геометрическими ( разрезание бумаги) , буквенными ( кроссворда) . Разновидностью математических задач и игр являются логические игры , задачи. Они направлены на тренировку мышления при выполнении логических операций и действий (Чем отличаются ; Найди недостающую фигуру) и предполагают строгую логику действий . Из многообразию математических игр и развлечений наиболее доступными и интересными в дошкольном возрасте являются загадки и задачи –шутки . В загадках математического содержания анализируется предмет с количественной , пространственной , временной точки зрения , подмечены простейшие математические отношения ( 2 кольца , 2 кольца , а посередине гвоздик ).
Задачи – шутки – это занимательные игровые задачи с математическим смыслом . Для решения их надо в большей мере проявить находчивость , смекалку , понимание юмора , нежели познание в математике . Построение, содержание , вопрос в этих задачах необычны. Они лишь косвенно напоминают математическую задачу ( Ты да я, да мы с тобой. Сколько нас всего?). Назначение загадок и задач – шуток состоит в приобщении детей к активной умственной деятельности , выработке умения выделять главные свойства . Они могут быть использованы в процессе разговоров , бесед , наблюдений . Задачи – шутки могут быть предложены в самом начале занятия в качестве небольшой умственной гимнастики. Назначении их в данном случае состоит в создании положительного эмоционального состояния , интереса к предстоящей деятельности на занятии . На протяжении занятия , особенно при переходе от одной могут служить средством активизации , переключения внимание детей , интеллектуального отдыха.
Занимательной математической материал является хорошим средством воспитания уже в дошкольном возрасте интереса к математике , к логике , желания проявлять умственную активность ,сосредоточивать внимание на проблеме.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ПРИЁМОВ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ
Формированию у ребёнка математических представлений способтвует использование разнообразных дидактических игр и игровых упражнений....
Методическая разработка «Использование игровых приёмов при формировании элементарных математических представлений у дошкольников»
Организуя игры во время образовательной деятельности, вне занятий, в повседневной жизни, педагоги закрепляют, углубляют и расширяют математические представления детей, а главное одновременно решают об...
Использование игровых приёмов при формировании элементарных математических представлений у дошкольников
ВАжно уже в период дошкольного возраста особое внимание уделять развитию у детей приёмов логического мышления. Умение логически мыслить способствует культурному и интеллектуальному развитию личности....
Консультация для родителей: «Использование игровых приёмов при формировании элементарных математических представлений в младшей группе»
Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста - одна из актуальных проблем современности.Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта ребёнка играет ра...
Опыт работы по теме"Использование игровых приёмов при формировании элементарных математических представлений детей дошкольного возраста"
Обобщение опыта работы по теме...
Использование игровых приёмов при формировании элементарных математических представлений у детей среднего дошкольного возраста
Математика – уникальный предмет. Она незаменима для развития у детей: логического мышления; памяти, речи, творческих способностей стимулирует умственную активность и развивает смекалку детей.Осо...
Использование игровых приёмов при формировании элементарных математических представлений у дошкольников.
Математика - серьезная и сложная наука, особенно для детей - дошкольников. Практика показала, что дошкольники проявляют повышенный познавательный интерес к занятиям по ФЭМП только в том случае, ...