«Использование игровых приёмов при формировании элементарных математических представлений»
консультация по математике на тему

Тюленева Ольга Николаевна

Консультация для воспитателей

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ispolzovanie_igrovyh_priemov.doc39.5 КБ

Предварительный просмотр:

   «Использование игровых приёмов при формировании элементарных математических представлений»

  Одна из основных задач дошкольного образования   - математическое  развитие ребёнка. В детском саду математике не учат , формируют у детей элементарные математические представления. Развивающий эффект обучения зависит от того, какие знания сообщаются детям и какие методы обучения применяются. Математическое развитие ребёнка не сводится к тому, чтобы научить дошкольника считать, измерять и решать математические задачи. Это ещё и развитие способности видеть, открывать в окружающем мире свойства, отношения, зависимости.

     Особая роль при этом отводится нестандартным дидактическим средствам. Многообразие занимательного материала - игр, задач, головоломок - даёт основание для их классификации. Классифицировать их можно по разным признакам: по содержанию и значению, характеру мыслительных операций, а также по направленности на развитие тех или иных умений.

     Исходя из логики действий, осуществляемых теми, кто решает задачу, занимательный материал можно разделить на 3 основные  группы: развлечения; математические игры и задачи; дидактические игры и упражнение. При этом роль несложного занимательного математического материала определяется с  учётом возрастных возможностей детей  и задач всестороннего и воспитания: Активизировать умственную деятельность; заинтересовать математическим материалом; увлекать  и развлекать детей; расширять , углублять математические представления;  упражнять  в применении знаний в других видах деятельности, новый обстановке.

     Из всего многообразия занимательного математического материала в дошкольном возраста наибольшее применение находят дидактические игры.

Основное назначение – обеспечить  упражняемость  детей в различении , выделении , назывании множества предметов , чисел , геометрических фигур, направлений и т. д. В дидактических играх есть возможность формировать новые знание , знакомить детей со способами действий. Дидактические игры включаются непосредственно в содержание занятий как одно из средств реализации программных задач. Место дидактической игры структуре  занятий по формированию элементарных  математических представлений определяется возрастом детей , целью, назначением, содержанием занятий . В младший группе , особенно в начале года ,  все занятие должно быть проведено в форме игры. Дидактические игры уместны и в конце занятия с целью закрепления  ранее изученного.    

     Можно условно выделить 2 большие группы игр. К первой относятся все математические задачи , игры на смекалку (   Назови число ; Числовой ряд ) , где необходимы умения устно вычислять . Решение задач второй группы , не требует специальной математической  подготовки , необходимы лишь находчивость и сообразительность . ( В вазе лежало 3 яблока. Мама угостила ими трёх девочек . Каждая из девочек получила по яблоку  , и одно осталось в вазе. Как это получилось? )  

      Широко используются занимательные по форме и  содержанию дидактические игровые упражнения . Они отличаются от типичных  заданий необычностью преподнесение  её от имени  какого- либо литературного  сказочного героя ( Буратино , Чебурашка  ). Назначение  их- упражнять детей с целью выработки  умений , навыков. В младший группе обычным игровым упражнениям можно придать игровой характер и тогда их использовать как метод ознакомления детей с новым материалом ( Посадим кукол на стулья ) Упражнении  проводит воспитатель ( даёт задания , контролирует ответ), дети при этом менее  самостоятельны , чем дидактической игре.

      Итак, дидактического игры и игровые упражнения математического содержания- наиболее известные  и применяемые  в современной практике дошкольного воспитания  виды занимательного математического материала . Дидактические  игры оправдывают себя в решении задач индивидуальной работы с детьми , а также проводится со всеми детьми или подгруппой в свободное  от занятий время.

       Математические  развлечения представлены разного рода задачами  ,  играми , упражнениями на пространственные  преобразования  ,  моделирование  ,  воссоздание  фигур- силуэтов ( игра- Танграм)  , головоломками , ребусами , лабиринтами  . Они интересны по содержанию , занимательны по форме  ,отличаются необычностью решения . Например , головоломки могут быть арифметическими ( угадывание чисел ), геометрическими ( разрезание бумаги) , буквенными ( кроссворда) . Разновидностью математических задач  и  игр  являются логические игры , задачи. Они направлены  на тренировку  мышления при выполнении логических операций и действий (Чем отличаются ; Найди недостающую фигуру) и предполагают строгую логику действий . Из многообразию математических игр и развлечений  наиболее доступными и интересными в дошкольном возрасте  являются загадки  и задачи –шутки . В загадках математического содержания анализируется  предмет  с количественной , пространственной  , временной точки зрения , подмечены   простейшие  математические отношения ( 2 кольца , 2 кольца , а посередине гвоздик ).

Задачи – шутки – это занимательные игровые задачи с математическим  смыслом .  Для   решения их надо в большей мере проявить находчивость , смекалку  , понимание юмора   , нежели познание  в математике .  Построение, содержание , вопрос в этих задачах необычны. Они лишь косвенно напоминают математическую задачу ( Ты да я, да мы с тобой. Сколько нас всего?). Назначение  загадок и задач – шуток состоит в приобщении детей к активной умственной деятельности ,  выработке  умения выделять  главные свойства . Они могут быть использованы в процессе  разговоров , бесед , наблюдений . Задачи – шутки могут быть предложены в самом начале занятия в качестве небольшой умственной гимнастики. Назначении их в данном случае состоит в создании  положительного эмоционального состояния , интереса к предстоящей деятельности на занятии . На протяжении занятия , особенно при переходе от одной могут служить средством активизации , переключения внимание детей , интеллектуального отдыха.

       Занимательной математической материал является хорошим средством воспитания уже в дошкольном возрасте интереса к математике , к логике , желания проявлять умственную активность ,сосредоточивать  внимание на проблеме.  

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ПРИЁМОВ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ

Формированию у ребёнка математических представлений способтвует использование разнообразных дидактических игр и игровых упражнений....

Методическая разработка «Использование игровых приёмов при формировании элементарных математических представлений у дошкольников»

Организуя игры во время образовательной деятельности, вне занятий, в повседневной жизни, педагоги закрепляют, углубляют и расширяют математические представления детей, а главное одновременно решают об...

Использование игровых приёмов при формировании элементарных математических представлений у дошкольников

ВАжно уже в период дошкольного возраста особое внимание уделять развитию у детей приёмов логического мышления. Умение логически мыслить способствует культурному и интеллектуальному развитию личности....

Консультация для родителей: «Использование игровых приёмов при формировании элементарных математических представлений в младшей группе»

Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста - одна из актуальных проблем современности.Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта ребёнка играет ра...

Использование игровых приёмов при формировании элементарных математических представлений у детей среднего дошкольного возраста

Математика – уникальный предмет. Она незаменима для развития у детей: логического мышления; памяти, речи, творческих способностей стимулирует умственную активность и развивает смекалку детей.Осо...

Использование игровых приёмов при формировании элементарных математических представлений у дошкольников.

Математика - серьезная и сложная наука, особенно для детей - дошкольников. Практика показала, что  дошкольники проявляют повышенный познавательный интерес к занятиям по ФЭМП только в том случае, ...