Опыт работы по теме"Использование игровых приёмов при формировании элементарных математических представлений детей дошкольного возраста"
методическая разработка

Самоцветова Надежда Владимировна

Обобщение опыта работы по теме

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_raboty_po_teme_samoobrazovaniya.docx17.53 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования администрации г.Орла

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №83 комбинированного вида»

Опыт работы по теме:

«Использование игровых приёмов при формировании элементарных математических представлений детей дошкольного возраста»

Воспитатель:

Самоцветова Н.В.

Опыт работы представлен

для педагогов МБДОУ №83

Орел 2019

Математика - одна из наиболее важных областей знаний человека. Она сопровождает нас всю жизнь, начиная с раннего детства. В играх, в быту ребёнок часто оказывается в ситуации, которая требует применения математических знаний (мама отправила в магазин; нужно накрыть на стол для кукол, поставив чайные чашки по количеству гостей или разделить конфеты пополам с братом).

Современная действительность такова, что в 1 класс ребёнок должен придти с определённым багажом знаний. Фундаментом для обучения в школе являются знания, умения и навыки, полученные в детском саду.

Ведущим видом деятельности дошкольника является игра. Поэтому на занятиях в детском саду игровому методу отводится большая роль.  В.А.Сухомлинский писал: «Присмотримся внимательно, какое место занимает игра в жизни ребёнка, особенно в дошкольном возрасте. Для него игра – это самое серьёзное дело. В игре раскрывается перед детьми мир, раскрываются творческие способности личности. Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности».

Игра – это не только удовольствие и радость для ребенка, что само по себе очень важно, с ее помощью можно развивать внимание, память, мышление, воображение малыша. Играя, ребенок может приобретать новые знания, умения, навыки, развивать способности, подчас не догадываясь об этом.

Можно выделить следующие особенности игры для дошкольников:

1.         Игра является наиболее доступным и ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста.

2.         Игра также является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально-волевых качеств.

3.         Все психологические новообразования берут начало в игре.

4.         Игра способствует формированию всех сторон личности ребенка, приводит к значительным изменениям в его психике.

5.         Игра – важное средство умственного воспитания ребенка, где умственная активность связана с работой всех психических процессов.

Исходя из приведённых доводов, считаю тему самообразования актуальной, важной и заслуживающей внимания.

Одним из видов игрового метода является дидактическая игра, в которой все действия регулируются игровой задачей и игровыми правилами. Руководство игрой заключается в ознакомлении детей с её содержанием и правилами, а также в контроле над выполнением правил. Такая игра не может рассматриваться как метод пополнения или сообщения знаний. В ней идёт активный процесс использования имеющихся знаний, обеспечивающих их совершенствование. Как метод обучения дидактическая игра может использоваться при фронтальных, групповых, индивидуальных формах специально организованного обучения.

Занятия, состоящие из дидактических игр, могут носить тематический и сюжетный характер. На тематических занятиях на протяжении всего специально организованного обучения принимают участие какие-либо персонажи: Незнайка, Микки-Маус, Петрушка  и другие.

Интересной формой занятий, состоящих из дидактических игр, являются сюжетные занятия, например, путешествия. Данные занятия могут отражать реальные факты или события. Происходящие действия понятны и интересны ребёнку. Выполнение предлагаемых заданий радует и удивляет детей, придаёт познавательному содержанию необычный, игровой характер. В ходе таких занятий дети принимают активное участие в развитии сюжета, обогащении игровых действий, стремятся овладеть правилами и получить результат: решить задачу, что-то узнать, чему-то научиться. В сюжетном занятии используются различные способы раскрытия познавательного материала в сочетании с игровой деятельностью: постановка задач, пояснение при необходимости способов их решения, радость от её решения.

Мною были подобраны и проведены следующие дидактические игры.

 «Форма и цвет»

1. Проведение дидактических игр:

• «Сложи предмет из геометрических фигур» (как по образцу, так и без него)

• «Помоги Золушке украсить варежки» (геометрическими фигурами)

• «Помоги Незнайке найти геометрические фигуры»

• «Не ошибись» — закрепление цвета (квадраты раскрась, синим цветом, круги – красным)

• «Найди предмет такого же цвета»

• «Составь цепочку из предметов одного цвета» (Выбрать: ёлка, кузнечик, листик и т. д.)

• «Найди свою пару» (варежку)

2. Проведение игр – путешествий, сюжетных игр с математическим содержанием:

• Игра «Не промочи ноги» .

3. Проведение игр – соревнований.

• «Чья команда быстрее найдёт предметы? » (разной формы)

«Количество и счёт».

1. Сюжетно – ролевые игры с использованием дидактического материала по ФЭМП:

• «Магазин игрушек»

• «Зоопарк» (счёт)

• «Прогулка в лес»

• «Путешествие на корабле»

2. Игровые математические знания с театрализацией:

• «Математика в сказках»

- «Стоит в поле теремок»

- «Колобок ищет друзей»

«Ориентировка в пространстве».

«Ориентировка во времени».

 1. Настольно – печатные игры:

• «Лото»

• «Парные картинки»

• «Домино»

• «Пазлы»

2. Дидактические игры:

• «Кто больше найдёт отличий? »

• «Вырежи и приклей»

• «Когда это бывает? » — игра с мячом.

При организации НОД по формированию элементарных математических представлений использую различные игровые приёмы: появление сказочного героя; получение письма с просьбой о помощи;  путешествие, прогулка, поход; появление волшебных предметов; отгадывание загадок, чтение стихов, рассказывание сказочных историй; соревнование; создание игровой ситуации.

Приём внезапного появления объектов, игрушек своей неожиданностью, необычностью вызывает острое чувство удивления, вызывает эмоциональное реагирование, является залогом познания окружающего мира.

Загадывание загадок позволяет в интересной, занимательной форме научить детей чему-нибудь, рассказать о чём-то. Загадка создаёт эффект неизвестного, непознанного. Она помогает устанавливать и осознавать связи между предметами и явлениями.

Введение в занятия приёма соревнования в старших группах подготавливает детей к правильной оценке своих возможностей и достижений, делает игру увлекательной, занимательной и интересной для ребёнка. Отсутствие в занятии приёма соревнования превращает игру в упражнение.

Использование приёма создания игровой ситуации на занятии направлено на развитие поисковой деятельности. Основой данного приёма является игровая мотивация (оказание помощи кому-то в решении их проблем). Например, побуждающим мотивом к деятельности может быть помощь взрослому «не очень умелому» и «рассеянному». В этом случае игра носит озорной, увлекательный характер.

Выбор игровых методов и приёмов обучения зависит, прежде всего, от цели обучения и содержания занятия, а также от возраста детей. Педагогу следует помнить о том, что игровые методы и приёмы не должны превращать занятие в развлечение.

Благодаря играм удаётся сконцентрировать внимание и привлечь интерес даже у самых несобранных детей дошкольного возраста. В начале их увлекают только игровые действия, а затем и то, чему учит та или иная игра. Постепенно у детей пробуждается интерес и к самому предмету обучения.

Без учебного процесса на занятиях математикой, конечно, не обойтись. Но в наших силах сделать его веселым и увлекательным. "Обучая маленьких детей с использованием игровых приемов, мы стремимся к тому, чтобы радость от игровой деятельности постепенно перешла в радость к учению. Учение должно быть радостным!"

Изучение выбранной темы по самообразованию помогло мне в организации занятий по ФЭМП. Использование игровых приёмов на занятиях повысило уровень заинтересованности детей и уровень сформированности элементарных математических представлений.

Планирую в дальнейшем работать по этой теме.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ПРИЁМОВ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ

Формированию у ребёнка математических представлений способтвует использование разнообразных дидактических игр и игровых упражнений....

Семинар-практикум для педагогов. "Использование развивающей среды по формированию элементарных математических представлений детей дошкольного возраста"

Предметно-развивающая среда в учреждении, реализующем программу дошкольного образования, является одним из важнейших критериев оценки качества образования. Это обусловлено значимостью окружающей обста...

Опыт работы по теме: "Роль дидактической игры в формировании элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста".

Обобщение опыта работы воспитателя Скобелкиной Н.С. по теме:«Роль дидактической игрыв формировании элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста»....

Опыт работы по теме: «Использование занимательного материала в формировании элементарных математических представлений детей старшего дошкольного возраста»

Опыт работы по теме: «Использование занимательного материала  в формировании элементарных математических представлений детей старшего дошкольного возраста»...

Использование игровых приёмов при формировании элементарных математических представлений у детей среднего дошкольного возраста

Математика – уникальный предмет. Она незаменима для развития у детей: логического мышления; памяти, речи, творческих способностей стимулирует умственную активность и развивает смекалку детей.Осо...