Конспект ООД по образовательной области «Познавательное развитие» в подготовительной к школе группе на тему: Ознакомление со структурой арифметической задачи.
план-конспект занятия по математике (подготовительная группа)
Познакомить детей со структурой простой арифметической задачи; формировать вычислительные навыки; упражнять в решении примеров. Развивать внимание, логическое мышление. Воспитывать дружеские взаимоотношения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poznavatelnoe_razvitie.docx | 19.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект ООД по образовательной области
«Познавательное развитие»
в подготовительной к школе группе
на тему: Ознакомление со структурой арифметической
задачи.
Цель: познакомить со структурой простой арифметической задачи.
Задачи: познакомить детей со структурой простой арифметической задачи; формировать вычислительные навыки; упражнять в решении примеров. Развивать внимание, логическое мышление. Воспитывать дружеские взаимоотношения.
Демонстрационный материал: 4 флажка, 3 цветка, набор цифр и знаков, конусообразная пирамидка с тремя кольцами.
Раздаточный материал: по 10 кружков синего и красного цветов на каждого ребенка, знаки «+», «-», «=», карточки с изображением нитки.
Ход:
Создание интереса.
Нам пришла срочная телеграмма от лесных зверей. «Мы очень хотим учиться в школе, но многого не знаем, например, из каких частей состоит задача. Расскажите нам, пожалуйста!»
Ознакомление со структурой задачи.
В: Давайте сначала мы с вами сами разберемся в том, что такое задача и из каких частей она состоит.
Выйдите, пожалуйста, к доске Дима и Поля (дать Поле 3 флажка, Диме – 1 флажок).
В: У Поли было 3 флажка. Дима дал Поле еще один флажок (Дима отдает флажок). Сколько всего флажков стало у Поли?
Д: Четыре.
В: Почему вы так думаете?
Д: Потому что, если к трем прибавить один, получится четыре.
В: Сейчас вы решили задачу. Дима с Полиной ее показали, а я – рассказала. Кто может повторить задачу?
Д: У Поли было 3 флажка. Дима дал Поле еще один флажок. Сколько флажков стало у Поли?
В: Влад, повтори, пожалуйста, задачу. Никита, скажи ты.
Предложить выйти к доске Ксюше и Алеше. Дать Ксюше 2 цветка, а Алеше – 1 цветок.
В: Что я сейчас сделала?
Д: Вы дали Ксюше 2 цветка, а Алеше - 1 цветок. (Д: Вы дали три цветка. В: Давайте уточним, кому сколько цветков я дала. Д: Вы дали 2 цветка Ксюше и 1 цветок Алеше.)
В: Вы сейчас начали рассказывать задачу. Какой вопрос можно задать?
Д: Сколько всего цветков дали детям?
В: Мы с вами сейчас придумали задачу. Давайте расскажем ее еще раз.
Ксюше дали 2 цветка, а Алеше дали 1 цветок. Сколько всего цветков дали детям?
В: В каждой задаче есть условие, вопрос, решение и ответ. Условие – это то, что нам известно. Что в нашей задаче известно?
Д: Нам известно, что Ксюше дали 2 цветка.
В: Правильно. Что еще известно?
Д: Еще известно, что Алеше дали 1 цветок.
В: Правильно. Известно, что Ксюше дали 2 цветка, а Алеше дали 1 цветок. Эта часть задачи называется условием. Еще одна часть задачи – это вопрос. Назовите только вопрос нашей задачи.
Д: Сколько всего цветков дали детям?
В: С какого слова вы начали вопрос?
Д: Мы начали вопрос со слова «сколько».
В: Чаще всего именно с этого слова начинается вопрос задачи. Вопрос должен быть связан с условием задачи и вытекать из него. Послушайте несколько вопросов и скажите, есть ли среди них подходящий к нашей задаче:
1). Дети поставят цветы в вазу?
2). Цветы нужны для украшения группы?
3). Сколько дней цветы простоят в вазе?
4). Сколько цветов дали Ксюше?
5). Сколько всего цветков у детей?
В: Давайте вместе порассуждаем. Подходит ли к нашей задаче вопрос: «Дети поставят цветы в вазу?»
Д: Нет, потому что в условии ничего не сказано про вазу, нет слова «сколько».
В: Подходит ли к задаче вопрос: «Цветы нужны для украшения группы?»
Д: Не подходит. Потому что про украшение группы тоже ничего не сказано, и нет слова «сколько».
В: В вопросе «Сколько дней цветы простоят в вазе?» есть слово «сколько», но можно ли из условия узнать, сколько дней цветы простоят в вазе?
Д: Нет. Числа в условии обозначают количество цветков, а не дней.
В: Подходит ли вопрос: «Сколько цветков дали Ксюше?»?
Д: Нет, это мы уже знаем (об этом сказано в условии).
В: А вопрос: «Сколько всего цветов у детей?» подходит?
Д: Да.
В: Почему?
Д: Потому что мы должны узнать, сколько всего цветов. (потому что вопрос вытекает из задачи)
В: Расскажите задачу полностью.
Д: Ксюше дали 2 цветка, а Алеше дали 1 цветок. Сколько всего цветков дали детям? (2 ответа).
В: Мы узнали, что такое условие задачи, какой вопрос необходим для задачи. Теперь нам нужно решить задачу. Решение – это третья часть задачи. Решить задачу – значит найти ответ на вопрос задачи. Как найти ответ на вопрос: «Сколько всего цветков дали детям?»?
Д: Надо к тем цветкам, что дали Ксюше, прибавить цветок, который дали Алеше.
В: Скажите, что надо сделать, используя числа.
Д: К двум цветкам надо прибавить один цветок, получится три цветка.
В: Правильно. Давайте обозначим, то, что сказали, цифрами и знаками. Вика, выложи, пожалуйста, на доске решение задачи.
Вика выкладывает 2+1=3.
В: Последняя часть задачи – ответ на вопрос. Кто скажет, какой ответ будет у задачи?
Д: Всего детям дали три цветка.
В: А сейчас с помощью этой игрушки-пирамидки я напомню вам еще раз, из чего состоит задача. Вот это самое большое кольцо – условие задачи, следующее колечко – вопрос задачи, третье колечко – решение задачи, и верхушка – ответ. Вся собранная пирамидка – это задача. Давайте посмотрим, что будет, если убрать хоть одну часть задачи.
(Разбираю пирамидку, собираю без одного кольца)
В: Получилась ли полная задача?
Д: Нет.
В: Если не будет хоть одного кольца – составляющей задачи – то задача не будет задачей.
Физкультминутка
Видишь, бабочка летает, (Машем руками-крылышками)
На лугу цветы считает (Считаем пальчиком)
- Раз, два, три, четыре, пять (Хлопки в ладоши)
Ох, считать - не сосчитать (Прыжки на месте)
За день, за два и за месяц (Шагаем на месте)
Шесть, семь, восемь, девять, десять (Хлопки в ладоши)
Даже мудрая пчела (Машем руками-крылышками)
Сосчитать бы не смогла (Считаем пальчиком)
Работа с раздаточным материалом
В: Давайте решим еще одну задачу. Я буду ее вам рассказывать, а вы - выполнять то, о чем говорится в задаче. Используйте карточки с изображением нитки и цветные кружочки.
На нитку надели 2 синие бусины, потом надели еще одну красную бусину. Сколько всего бусин стало на нитке?
Какое условие в задаче?
Д: На нитку надели 2 синие бусины, потом надели еще одну красную бусину.
В: Правильно. Какой вопрос задачи?
Д: Сколько всего бусин стало на нитке?
В: Решите задачу. Выложите на столе решение с помощью кружков и знаков.
(Дети выкладывают: + = )
В: Расскажите, как решали задачу.
Д: К двум бусинам прибавили одну бусину, получилось три бусины.
В: Скажите ответ задачи.
Д: На нитке всего стало три бусины.
В: Молодцы! Сейчас я расскажу еще одну задачу: На нитку надели три бусины, потом надели еще несколько бусин. Сколько бусин стало на нитке?
(Дать детям время подумать)
В: Можно решить эту задачу?
(Если дети скажут, что можно, попросить их рассказать, как это сделать. Если скажут нет – спросить почему.)
В: (проговорить задачу еще раз). О чем говорится в задаче?
Д: В задаче говорится, что сначала на нитку надели 2 бусины, потом надели еще несколько бусин.
В: Задачу решить нельзя, потому что неизвестно, сколько бусин надели потом. Задачу можно решить только тогда, когда в ней есть 2 числа и вопрос.
Отличие примеров от задачи
При решении задачи каждое число что-то обозначает. А когда мы решаем примеры, то просто складываем или вычитаем числа. Например, когда мы решали задачу про бусины, мы к двум бусинам прибавляли одну бусину, получили три бусины. А если бы я вас попросила решить пример 2+1, то как бы вы сказали?
Д: К двум прибавить один – получится три.
Числа в примерах не относятся ни к каким предметам.
Анализ занятия
В: Сегодня мы познакомились с задачей, из каких частей она состоит. Давайте вы все еще раз повторите, а я запишу, и письмо отправим лесным зверям, чтобы они тоже научились решать задачи.
В: Из чего состоит задача?
Д: Задача состоит из условия, вопроса, решения и ответа.
В: Что такое условие?
Д: Условие – это то, что известно в задаче.
В: Что такое вопрос?
Д: Вопрос – это то, что надо узнать.
В: Что значит решить задачу?
Д: Решить задачу – значит найти ответ на вопрос задачи.
В: Когда нельзя решить задачу?
Д: Задачу нельзя решить, когда в ней только одно число.
В: Молодцы! Как вы думаете, кто сегодня лучше всех отвечал? Чем ответы (имя) отличались от ответов других?
Запечатываем письмо.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД по образовательной области «Физическое развитие» в подготовительной к школе группе на тему: «Прогулка в зимний лес»
Конспект НОД по образовательной области «Физическое развитие» в подготовительной к школе группе на тему: «Прогулка в зимний лес»...
Конспекта НОД по образовательной области речевое развитие в подготовительной к школе группе МОУ Одоевский СОШ(дошкольная группа) . тема НОД : Пересказ рассказа Ушинского «Четыре желания»
Конспекта НОД по образовательной области речевое развитие в подготовительной к школе группе МОУ Одоевский СОШ(дошкольная группа) .Воспитатель : Ван. О. Н.Тема НОД : Пересказ рассказа...
Конспект ООД по образовательной области «Речевое развитие» в подготовительной к школе группе на тему: Рассматривание пейзажных картин И.И. Левитана « По следам осени»
Цель: развивать связную речь и обобщить и систематизировать представления детей об осени, об изменениях в природе. Образовательные задачи:- закреплять умения детей последовательно, в системе сос...
Конспект ООД образовательной области "Речевое развитие" в подготовительной к школе группе на тему "Дружба и друзья"
Конспект ООД образовательной области "Речевое развитие" в подготовительной к школе группе на тему "Дружба и друзья"...
Конспект ООД по образовательной деятельности "Познавательное развитие" в подготовительной к школе группе на тему "Знатоки родного города"
Конспект ООД по образовательной деятельности "Познавательное развитие" (ознакомление с социальным миром) в подготовительной к школе группе на тему "Знатоки родного города"...
КОНСПЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ» В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ НА ТЕМУ: «ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ТВОРЧЕСТВОМ ИЛЛЮСТРАТОРА Е.И. ЧАРУШИНА»
Программное содержание:Продолжать знакомить детей с творчеством Е. И. Чарушина. Формировать умение всматриваться в иллюстрации, замечать выразительные средства, рассказывать о них. Восп...