Конспект ООД по образовательной области «Речевое развитие» в подготовительной к школе группе на тему: Рассматривание пейзажных картин И.И. Левитана « По следам осени»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)
Цель: развивать связную речь и обобщить и систематизировать представления детей об осени, об изменениях в природе.
Образовательные задачи:
- закреплять умения детей последовательно, в системе составлять рассказ по пейзажной картине;
- обогощать природоветческий словарь детей;
-упражнять детей в согласованиии прилагательных, глаголов, наречий с существительными.
Развивающие задачи:
-развивать:
- умение наблюдать за явлениями природы, устанавливать причинно-следственные связи между ними;
- художественное восприятие;
- зрительное и слуховое внимание.
Воспитательные задачи:
-формировать основы художественной культуры;
-воспитывать организованность, дисциплинированность и навыки учебной деятельности.
Интеграция образовательных областей: «Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие».
Ожидаемый результат: целостное восприятие картины и составление рассказа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ood_i.i.levitan.docx | 31.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Филиал № 2 муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 18 г. Туймазы
муниципального района Туймазинский район
Республики Башкортостан
Конспект
ООД по образовательной области «Речевое развитие»
в подготовительной к школе группе
на тему: Рассматривание пейзажных картин И.И. Левитана « По следам осени»
Воспитатель
Кучмина Е.В.
Туймазы - 2018г.
ООД « Развитие речи»
Цель: развивать связную речь и обобщить и систематизировать представления детей об осени, об изменениях в природе.
Образовательные задачи:
- закреплять умения детей последовательно, в системе составлять рассказ по пейзажной картине;
- обогощать природоветческий словарь детей;
-упражнять детей в согласованиии прилагательных, глаголов, наречий с существительными.
Развивающие задачи:
-развивать:
- умение наблюдать за явлениями природы, устанавливать причинно-следственные связи между ними;
- художественное восприятие;
- зрительное и слуховое внимание.
Воспитательные задачи:
-формировать основы художественной культуры;
-воспитывать организованность, дисциплинированность и навыки учебной деятельности.
Интеграция образовательных областей: «Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие».
Ожидаемый результат: целостное восприятие картины и составление рассказа.
Средства реализации: картины И.И. Левитана: «Осенью в лесу», «Золотая осень», «Поздняя осень»; телевизор; презентация; схема составления синквейна; рисунки медведя, белки; листы бумаги с нарисованными листьями деревьев; простой карандаш.
Методы и приемы: рассматривание картин, сравнение, вопросы, беседа, игра, дыхательное упражнение, зрительная гимнастика, пальчиковая гимнастика, дидактическое упражнение «доскажи словечко», рассказывание по алгоритму, составление синквейна, художественное слово.
Активизация словаря: осень, периоды осени, ранняя осень, золотая осень, поздняя осень, пейзаж, листопад, проливные дожди, холодные, теплые тона, и т.д.
Предварительная работа:
Наблюдение с детьми за изменениями в природе на прогулке, беседы с детьми о разных периодах осени, рассматривание картин и иллюстраций, рисование с детьми на осенние темы, чтение художественной литературы по осенней тематике.
Ход ООД:
Воспитатель: Доброе утро! (вербально) Рада вас всех видеть. Давайте вдохнем в себя свежесть, доброту и красоту этого утра, а выдохнем обиды и огорчения.
Послушайте строки из стихотворения и определите тему нашего сегодняшнего занятия
Если на деревьях листья пожелтели,
Если в край далекий птицы улетели,
Если небо хмурое,
Если дождик льется –
Это время года ….зовется.
Воспитатель: Говорить мы будем об осени и ее особенностях.
- Присаживайтесь за столы.
Дети: « Наши умные головки…».
Воспитатель: Дети, скажите, а как можно понять что наступила осень? Какие приметы осени вы знаете?А что бы вы не повторялись и не забыли чего-нибудь опирайтесь на схему.
Дети: день короче, а ночь длиннее; на деревьях и кустах желтеют листья, начинается листопад, небо серое, хмурое; часто идут дожди; перелетные птицы улетают на юг; дикие звери делают запасы на зиму, линяют, и некоторые уходят в спячку; люди надевают демисезонную одежду; собирают урожай.
Воспитатель: А теперь давайте проговорим все попорядку по схеме рассказа об осени. (СЛ.1 «Алгоритм описания времени года»).
Воспитатель: Осень не всегда одинакова. Каждому месяцу соответствует свой период. Назовите осенние месяцы по порядку. ( Сентябрь, октябрь, ноябрь)
СЛ.2- Вслед за августом приходит, и деревья украшает
И богата она урожаем, это…….(ранняя осень ) Сентябрь
СЛ.3- Осень золото роняет, холод пташек угоняет….
До свиданья, лес и луг, мы летим на теплый юг. Это……. (золотая осень) Октябрь
СЛ.4-Поле черно-белым стало: падает то дождь, то снег.
А ещё похолодало - льдом сковало воды рек. Это …….(поздняя осень) Ноябрь
Воспитатель: Я вам предлагаю отправиться по следам осени по репродукциям картин Левитана. СЛ.5
- Посмотреть как знаменитый русский художник-пейзажист Исаак Ильич Левитан видел осень в разные периоды.
- На доске, три пейзажа об осени. Рассмотрите их внимательно, на каком пейзаже изображена ранняя осень?
Дети: На втором.
Воспитатель: Как вы догадались, что вам подсказало, что только начало осени?
Дети: трава на поляне. Она еще зеленая.
Воспитатель: Автор на картине изобразил пейзаж, поляны в лесу. На переднем плане мы видим еще не пожелтевшую зеленую траву, только листья папортника немного пожелтели и даже обрели желтоватый оттенок. С одной стороны, это еще зеленоватые кусты и деревья, а с другой стороны тонкие, золотисто-желтые березки. Они и придают картине ощущение осени. Солнце, как обычно, светит, но теперь оно не так греет, как раньше. Небо голубое и чистое, погода хорошая. Вот так вот увидел художник раннюю осень и написал картину « Осень в лесу»
Воспитатель: Давайте выполним упражнение « Прогноз погоды» Воспитатель: В начале осени дни стоят тёплые и солнечные, затем заметно холодает
Солнце светит реже, греет меньше.
Дни становятся короче, ночи длиннее.
Небо покрывается низкими серыми облаками,
Часто идут дожди.
Листья на деревьях желтеют.
Птицы собираются в стаи.
Люди собирают урожай.
Воспитатель: Спасибо, дети.
Воспитатель: А теперь отдохнём. Выполним зрительную гимнастику стоя. Вот стоит осенний лес! (выполняем круговые
В нём много сказок и чудес! движения глазами)
Слева – сосны, справа – дуб (влево – вправо)
Дятел сверху, тук да тук (вверх – вниз)
Глазки ты закрой, открой.
Поиграли мы с тобой!
Воспитатель: Сели правильно, спину выпрямили, ноги подружили, руки положили.
- Послушайте отрывок из стихотворения Ивана Бунина и определите к какой картине подходит это описание.
Лес точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной,
Стоит над светлою поляной!
Воспитатель: Тагир, покажи какой из пейзажей подходит под описание в стихотворение. Объясни свой выбор.
Дети.
Воспитатель: Цитирование стихотворения с показом.
Воспитатель: Какое время суток изобразил художник?
Дети. Мне кажется, что это начало дня, потому что день светлый и ясный.
Воспитатель: Подберите эпитеты, осень какая на картине?
Дети: Нарядная, золотая, веселая, красивая, яркая, торжественная….
Воспитатель: Что изобразил на своей картине Левитан?
Дети: деревья, луг, поля, реку.
Воспитатель: Как бы вы назвали эту картину?( ответы детей)
Воспитатель: Сам художник назвал ее « Золотая осень»
Воспитатель: Золотая осень восхищала и радовала художника. А что вы чувствуете, когда смотрите на картину? Чем вам она нравится?
Дети. Когда я смотрю на картину, мне хорошо, радостно. Картина мне нравится тем, что погода нарисована солнечная, ясная. Мы видим тихую, спокойную осень.
Воспитатель: Да, Исаак Ильич Левитан изобразил огромное пространство земли с рекой, полями и лесами. Художник передал торжественную красоту золотой осени. Как она прекрасна на земле. (
Воспитатель: В этот период листья с деревьев опадают – это явление природы называется (листопад) и на земле получается пестрый ковер из листьев.
Пальчиковая гимнастика «Осень»
Ветер по лесу летал,
(Плавные, волнообразные движения ладонями)
Ветер листики считал:
Вот дубовый,
(Загибаем по одному пальчику на обеих руках)
Вот кленовый,
Вот рябиновый резной,
Вот с березки — золотой,
Вот последний лист с осинки
(Спокойно укладываем ладони на стол)
Ветер бросил на тропинку.
Воспитатель: Дети давайте нарисуем как ветер срывает последние листочки и опускает их на землю.(раздает листы бумаги с изображением трех листов деревьев)
Задание: Представьте и изобразите, как падают листочки при разной силе ветра.
Воспитатель: ну вот все листочки опали с деревьев. Наступила поздняя осень. Грустная, унылая пора. Последний пейзаж И. И. Левитан так и назвал его «Поздняя осень». Давайте по этой картине составим рассказ о поздней осени.
Свой рассказ начните с предложения наступила поздняя осень. Опишите небо с тяжелыми облаках. Скажите о деревьях, о траве. Какие цвета преобладают в природе в этот период. К чему готовится природа?
Примерный рассказ
Наступила поздняя осень. Трава на полях убрана в стога.
Небо совсем пасмурное. На небе тёмно-синие тучи и серые облака. Осенью часто идут дожди и поэтому, образовались большие лужи. Нигде не видно птиц и не слышно птичьих голосов. С берёз уже облетели листья, поэтому они стоят совсем голыми: кажется, что им холодно и они потеснее прижимаются друг к другу.
Тёмные, тусклые тона отражают осеннее состояние природы.
Воспитатель: Лес в ожидании холодов, первых заморозков, первого снега.
Вся природа в ожидании - ещё немного и наступит зима.
Дети, животные тоже ждут и тщательно готовятся к наступлению зимы давайте Составим стихотворение- синквейн «животные» СЛ фото медведь, белка, еж, заяц.
Посмотрите на схему составления синквейна:
1 стр. Название животного Кто? ( медведь)
2 стр. 2 прилаг., признака этого животного Какой?
( бурый, косолапый)
3 стр. 3 действия Что делает?
( ревет, ходит, ест)
4 стр. Предложение как готовится к зиме.
( зимой впадает в спячку)
5 стр. как по др. его можно назвать.
( Дикое животное).
Дети: по схеме составляют свои стихи о белке, еже, зайце.
Воспитатель: помогает, направляет уточняющими вопросами, повторяет полностью составленный синквейн.
Рефлексия.
Воспитатель Вот мы с вами и вспомнили все периоды осени…..какие?
- Пейзажи какого художника мы сегодня рассмотрели?
- Как называются картины И.И. Левитана?
- Мне понравилось, как вы сегодня работали. А что понравилось вам?
- Какое настроение у вас после занятия?
Воспитатель: Не надо грустить об уходящей осени, давайте просто ее запомним, как красивое время года в любую погоду.
У природы нет – плохой погоды.
Каждая погода – благодать!
До свидания!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей подготовительной к школе группы на тему: "Пингвины на льдине"
Разнообразен природный и животный мир нашей планеты! Северный полюс, Южный полюс, пустыня... Любите путешествовать? Тогда - в путь!...
Конспект непосредственно образовательной деятельности с воспитанниками подготовительной к школе группы на тему: "Рассматривание репродукций картин русских художников"
Ознакомление дошкольников с репродукциями картин русских художников: И.Э.Грабарь "Иней" и К.Ф.Юон "Русская зима"...
Конспект организованной образовательной музыкальной деятельности в подготовительной к школе группе по теме: "Путешествие в осенний лес"
Конспект музыкального занятия для подготовительной к школе группы...
КОНСПЕКТ СОВМЕСТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ НА ТЕМУ «СОСТАВЛЕНИЕ РАССКАЗА ПО КАРТИНЕ «СЕМЬЯ»
Конспект занятия "Составление рассказа по картине "Семья"...
Конспект НОД по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему «В поисках картины» с использованием ТСО
Конспект занятия по развитию речи на тему «В поисках картины» с использованием интерактивной доски ActivBoard...
Конспект организованной образовательной деятельности «Музыка» в подготовительной к школе группе на тему: «Щедрой осени дары»
Конспект организованной образовательной деятельности «Музыка» в подготовительной к школе группе на тему:«Щедрой осени дары» Цель занятия: Обогащение знаний детей по ...
Конспект организованной образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы на тему: «Знатоки правильного питания" (Образовательная область «Физическое развитие») Форма проведения: Шоу - игра "Поле чудес"
Конспект организованной образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы на тему: «Знатоки правильного питания" (Образовательная область «Физи...