Пояснительная записка
рабочая программа по математике (средняя группа)

Антипина Василина Владиславовна

Рабочие тетради

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poyasnitelnaya_zapiska.docx15.31 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ г. Иркутска детский сад № 168

Формирование элементарных

математических  представлений

у дошкольников с нарушением интеллекта  

(2 этап обучения)

рабочая тетрадь

Пояснительная записка

 Одной из важнейших задач коррекционной педагогики является совершенствование процесса обучения детей с нарушением интеллекта в целях обеспечения наиболее оптимальных условий активизации основных линий развития, более успешной подготовки к обучению в школе и социальной адаптации.

Развитие математических представлений ребенка-дошкольника с нарушением интеллекта в гораздо большей степени зависит от качества педагогических условий, в которых он обучается, нежели математическое развитие его нормально развивающихся сверстников.

Ни один вид деятельности, характерный для дошкольного возраста, у детей с умственным отклонениями не развивается полноценно без специального обучения. Коррекционное воздействие на ребенка с проблемами в развитии состоит, прежде всего, в формировании психологических механизмов деятельности. Все структурные компоненты деятельности: потребностно-мотивационный, содержательный, операционный и результативный - оказываются сформированными у данной категории детей.

Формирование элементарных математических представлений невозможно без развития сенсомоторных функций ребенка, его ориентировки в окружающем пространстве, речевых навыков и т. д. Как правило, указанные функции недоразвиты у детей с органическим поражением мозга. У данной категории детей возникают трудности при выполнении сложных по координации движений, снижена скорость и ловкость выполнения заданий, нарушена способность к ритмизации и дифференцированию силовых, временных и пространственных параметров движений, недостаточное развитие как общей, так мелкой и артикуляционной моторики. Это выражается в моторной неловкости, недостаточной координации движений, плохой переключаемости с одного движения на другое, столь необходимых для осуществления предметных действий в ходе взаимодействия с математическим материалом.

У детей с умственной отсталостью грубое сенсорное недоразвитие выражается в том, что даже в предметной деятельности они не учитывают пространственные признаки предметов, действуют силой, не умеют пользоваться «поисковой», результативной пробой.

Восприятие ребенка с умственными отклонениями характеризуется замедленностью и фрагментарностью.

Существенное недоразвитие касается не только функционирования отдельных анализаторов (зрительного, слухового, тактильно-кинестетического), но и, главное, их слаженной работы, что составляет основу сенсорно-перцептивной способности, являющейся наиболее значимой для формирования элементарных математических представлений.

Умственно отсталые дети отличаются своеобразием мыслительной деятельности, которое детерминировано различным расхождением и несогласованностью их уровня актуальных представлений, понятий, знаний и «зоны ближайшего развития». Своеобразие мыслительной деятельности таких детей влияет на формирование элементарных математических представлений и логических структур, являющихся базовой основой последующего обучения математике в школах 7-го и 8-го вида.

В структуре познавательной деятельности детей с умственными отклонениями особое место занимает мышление, поскольку, с одной стороны, именно в мышлении наиболее отчетливо проявляются недостатки всей познавательной деятельности, а с другой стороны, по мнению Л.С. Выготского, в центре структуры сознания и всей системы психических функций находится развитие мышления.

Особенности мышления у умственно отсталых детей сочетаются с нарушенной динамикой мыслительных процессов. Для всех детей характерна замедленность мышления. У некоторых из них отмечалась недостаточная последовательность и целенаправленность мышления, иногда со склонностью к резонерству и побочным ассоциациям.

Замедленность мышления в большинстве случаев сочетается с низкой интеллектуальной работоспособностью и с выраженной склонностью к персеверации.

Для формирования математических представлений необходимы развитая познавательная активность, интерес, произвольность деятельности и самоконтроля. Детям дошкольного и младшего школьного возраста с легкой умственной отсталостью свойственны познавательная пассивность, связанная со снижением интереса, а также несформированные произвольная деятельность и самоконтроль.

У умственно отсталых детей дошкольного возраста, отмечается отсутствие интереса к выполнению математических заданий, нецеленаправленность действий, низкий уровень самостоятельности, недостаточная критичность по отношению к результатам своей деятельности, слабое внимание к содержанию заданий.

Умственно отсталые дети зачастую не могут выполнить задания по словесной инструкции, что объясняется непониманием и неадекватным употреблением «пространственных» обозначений.

Данная рабочая тетрадь представляет методический комплект к Адаптированной основной образовательной программе дошкольного образования для детей с нарушением интеллекта по развитию элементарных математических представлений.

Рабочая тетрадь может использоваться как в комплекте с методическим пособием, так и отдельно.

Рабочая тетрадь поможет детям с легкой умственной отсталостью усвоить новый материал и закрепить пройденный. Используемые методические приемы (сочетание практической и игровой деятельности, решение детьми проблемно-игровых и поисковых ситуаций) способствуют формированию у них элементарных математических представлений, а также,  предлагаемые в пособии задания способствуют развитию мелкой моторики рук, формированию графических навыков.

Работа в тетради является заключительным этапом каждого занятия по развитию элементарных математических представлений. (Нумерация занятий в рабочей тетради соответствует нумерации в программе и планах по ФЭМП). Если во время фронтального занятия дети не успели выполнить задание в тетради, то они заканчивают его вместе с учителем – дефектологом во время индивидуального занятия или с воспитателем во время коррекционного часа.

Практическая значимость данной рабочей тетради в том, что она может быть использована как педагогами, работающими с детьми с нарушением интеллекта, родителями, так и педагогами групп для дошкольников с нормальным развитием.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пояснительная записка на перспективное планирование системно- интегрированной оздоровительной и педагогической работы с детьми в адаптационный период 1-2 недель сентября.

Целью и побудительным мотивом  к созданию  перспективного планирования стали: стремления дать возможность ребенку после летнего отдыха включиться в ритм работы детского сада, организов...

Пояснительная записка на перспективное планирование недели «Яблочный Спас не пройдет без нас».

планирование составлено в целях духовно- нравственного воспитания подрастающего поколения, приобщения детей и их родителей к нравственной культуре, возрождению традиции празднования праздника «Я...

Пояснительная записка на перспективное планирование системно- интегрированной оздоровительной и педагогической работы с детьми в адаптационный период 1-2 недель сентября.

Целью и побудительным мотивом  к созданию авторского перспективного планирования стали: стремления дать возможность ребенку после летнего отдыха включиться в ритм работы детского сада, орга...

Пояснительная записка

В соответствии с «Положением о дошкольном учреждении и о группах с нарушениями речи», Программами дошкольных образо­вательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи под редакцией...

Пояснительная записка к работе на тему: "Перспективное планирование по взаимодействию учителя-логопеда с узкими специалистами и воспитателями в старшей группе для детей группы риска".

«Интерес к учению появляется только тогда,когда есть вдохновение, рождающееся от успеха …»В.А.СухомлинскийПояснительная запискаДошкольный возраст - важнейший этап в развитии ребёнка. Это период ...

Пояснительная записка к теме: "Планирование работы по организации исследовательской деятельности для детей старшего дошкольного возраста".

         С помощью поисково – исследовательской деятельности можно поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, приобретению опыта успешной собственной исследовательской деятельности, разви...