Образовательный проект: "Загадочная математика"
проект по математике (младшая группа)

Манерова Екатерина Григорьевна

Формирование и развитие сенсорных представлений (о форме, цвете, величине предметов, их свойствах) у детей младшего дошкольного возраста средствами дидактических игр и игровых упражнений

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_zagadochnaya_matematika.docx91.95 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Лямбирский детский сад№2 «Родничок»

Лямбирского муниципального района Республики Мордовия

 ПРИНЯТО                                                                

На педагогическом совете                                                                 заведующим

МБДОУ «Лямбирский детский                                                        

сад №2 «Родничок»

Протокол№__  от «___»______20__г                                                                                                                                                            ______________/И.В. Борисова/

                                               

УТВЕРЖДЕНО

заведующим

МБДОУ «Лямбирский детский

сад№ 2 «Родничок»    

  Приказ №__ от «__»______20__г    

  ______________/И.В. Борисова/                                                                

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ

«Загадочная математика»

Автор проекта:

воспитатель  

Манерова Екатерина Григорьевна

ПАСПОРТ ПРОЕКТА

№ п/п

Параметры  информации

Содержание  информации

1

Наименование проекта

 «Загадочная математика»

2

Основной разработчик проекта

Воспитатель Манерова Е.Г.

3

Вид проекта

Познавательно-игровой, среднесрочный, групповой

4

Сроки и этапы проекта

1.Подготовительный (01.09.2022 – 25.09.2022)

2.Основной (26.09.2022 – 23.10.2022)

3.Заключительный (26.10.2022– 30.10.2022)

5

Цели и задачи проекта

Цель: Формирование и развитие сенсорных представлений (о форме, цвете, величине предметов, их свойствах) у детей младшего дошкольного возраста средствами дидактических игр и игровых упражнений.

Задачи:

Образовательные:

– формировать умение  соотносить форму предметов с формой плоскостных изображений и объёмных геометрических фигур;

– формировать у детей зрительные способы обследования предметов;

– формировать умение  различать цвета и правильно их называть;

– мотивировать детей различать предметы по форме и правильно их называть (круг, квадрат), различать предметы по величине (большой – маленький);

– формировать умение  группировать предметы, сравнивать и обобщать.

Развивающие:

– развитие познавательных процессов, мелкой моторики, памяти, внимания, воображения у детей;

–  обогащать активный и пассивный словарь детей: учить понимать и использовать в речи слова «цвет», «такой же», «большой», «маленький».

– содействовать развитию сенсорной сферы детей посредством игровых технологий;

– развивать наблюдательность, любознательность, желание получать новые знания.

Воспитательные:

– воспитывать бережное отношение к игрушкам;

– воспитывать усидчивость;

– воспитывать интерес к познавательной деятельности;

– привлекать внимание родителей к сенсорно – математическому воспитанию детей.

6

Ожидаемые результаты реализации проекта

- Дети умеют группировать предметы по заданному признаку (цвет, форма, величина);

- различают и называют основные цвета (в соответствии с возрастом);

- различают и правильно называют предметы по форме;

- различают и правильно называют предметы по величине.

Сводная работа в пространстве группы даёт детям возможность проявить самостоятельность. Дети смело знакомятся с новыми предметами, осваивают их. Ребёнок не является слушателем, пассивно воспринимая объяснения педагога, а напротив, активно приобретает знания, умения и навыки самостоятельной работы, учится исследовать окружающий мир.

7

Участники проекта

Педагог, дети первой младшей группы, родители воспитанников.

Введение

Мир входит в жизнь детей постепенно. Сначала ребёнок познаёт то, что окружает его дома, в детском саду. Со временем его жизненный опыт обогащается. Он стремится к активному взаимодействию с окружающей средой. Непосредственный контакт ребёнка с доступными ему предметами позволяет познать их отличительные особенности.
Для познания окружающего их мира детям приходит на помощь сенсорное воспитание, с помощью которого «строится» фундамент умственного развития, от которых будет зависеть успешность ребенка в школе. Поэтому так важно, чтобы сенсорное воспитание планомерно и систематически включалось во все моменты жизни малыша.

В младшем возрасте ребенок активно познает окружающий мир. Чтобы это проходило полноценно, необходимо целенаправленное сенсорное воспитание. Сенсорное развитие - это развитие у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах и явлениях окружающего мира.

Сенсорное воспитание служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Ведущим видом деятельности и основой становления ребенка до 3 лет является предметная игра. С детьми данного возраста проводятся игры-занятия, в которых усвоение какого-либо материала протекает незаметно для малышей, в практической деятельности.

Актуальность темы заключается в пополнении представлений о свойствах предметов: их цвете, форме, величине окружающих предметов, положении в пространстве.

При ознакомлении детей с цветовыми качествами наиболее тяжелым для ребенка является не умение различать цвета, а правильно их называть. В раннем возрасте дети часто путают цвета. Это происходит не потому, что малыш не способен запомнить их, а вследствие того, что детский цвет ассоциируется с объектами окружающей среды.

Именно поэтому целесообразно ежедневно проводить с детьми сенсорные игры и упражнения. Они дадут возможность более живо и интересно активизировать речь детей. Одним из основных средств развития сенсорики у детей являются дидактические игры и упражнения, которые необходимо проводить в определенной системе, в тесной связи с общим ходом сенсорного обучения и воспитания детей.

Основная проблема  детей, пришедших в детский сад в раннем возрасте, заключается в том, что у них не сформированы сенсорные понятия. Это выясняется в ходе наблюдения за детьми.

Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве.

 Цель проекта: Формирование и развитие сенсорных представлений (о форме, цвете, величине предметов, их свойствах) у детей младшего дошкольного возраста средствами дидактических игр и игровых упражнений.

Для достижения этой цели необходимо решение следующих задач:

Образовательные:

– формировать умение  соотносить форму предметов с формой плоскостных изображений и объёмных геометрических фигур;

– формировать у детей зрительные способы обследования предметов;

– формировать умение  различать цвета и правильно их называть;

– мотивировать детей различать предметы по форме и правильно их называть (круг, квадрат), различать предметы по величине (большой – маленький);

– формировать умение  группировать предметы, сравнивать и обобщать.

Развивающие:

– развитие познавательных процессов, мелкой моторики, памяти, внимания, воображения у детей;

–  обогащать активный и пассивный словарь детей: учить понимать и использовать в речи слова «цвет», «такой же», «большой», «маленький».

– содействовать развитию сенсорной сферы детей посредством игровых технологий;

– развивать наблюдательность, любознательность, желание получать новые знания.

Воспитательные:

– воспитывать бережное отношение к игрушкам;

– воспитывать усидчивость;

– воспитывать интерес к познавательной деятельности;

– привлекать внимание родителей к сенсорно – математическому воспитанию детей.

Новизна данного проекта заключается в использование информационно-коммуникационных технологий, способствующих повышению качества, доступности и эффективности сенсорного воспитания, а также использование подручных материалов для формирования сенсорно - математических представлений у детей.

Объекты проекта:

Воспитанники первой младшей группы в количестве 11 человек.

Предмет проекта:

Процесс сенсорного развития детей младшего  дошкольного возраста  средствами дидактических игр.

Гипотеза: сенсорное развитие младших дошкольников посредством дидактической игры будет идти эффективней при правильном подборе  комплекса дидактических игр, соответствующих по цели развития сенсорных способностей у детей, с постепенным переходом от простого к сложному.

Методы исследования: словесный, наглядный, практический, игровой.

 Словесный метод (ситуативный разговор, объяснения, указания, вопросы, напоминания, использование художественного слова- стихов, загадок, считалок, песенок).

Наглядный метод  (использование дидактического материала, картин, картинок, игрушек, вещей предметов с ярко выраженными цветом, формой , величиной, показ образца, показ способа действия).

 Практический метод (действия ребенка с предметами, обследование предметов, продуктивная деятельность детей).

Игровой метод  (игровые поручения, дидактические игры-занятия, подвижные игры с предметами, настольно – печатные игры, игры поискового характера).

Теоретическая значимость заключается в выявлении уровня сформированности сенсорных представлений у детей младшего дошкольного возраста средствами дидактических игр и игровых упражнений.

Практическая значимость заключается в том, что применяемые нами методы и средства работы с детьми младшего дошкольного возраста в процессе сенсорного воспитания помогут эффективному развитию сенсорных навыков детей и становлению личности. 

Познавательная значимость заключается в том, что для умственного развития детей существенное значение имеет приобретение ими математических представлений, которые активно влияют на формирование умственных действий, столь необходимых для познания окружающего мира. Удовлетворить детскую любознательность, вовлечь ребёнка в активное освоение окружающего мира, помочь ему овладеть способами познания связей между предметами и явлениями через игру задача взрослых родителей и педагогов.


Структура проекта

Этапы

блоки

Формы реализации проекта

Предполагаемые результаты

Подготовительный этап

работа педагога

  • Изучение современных требований к содержанию и организации работы по сенсорному воспитанию детей младшего дошкольного возраста.
  • Изучение методической литературы.
  • Составление проекта.
  • Подбор методического материала, иллюстраций, фотографий, стихов по данной теме.
  • Пополнение сенсорного уголка новыми дидактическими играми.

  • Перспективный план.
  • Первичная диагностика детей.
  • Пополнение предметно-развивающей среды группы дидактическими играми и материалом.

работа с родителями

  • Проведение анкетирования родителей "Выявление интересов и знаний родителей воспитанников по вопросам сенсорного развития и воспитания дошкольников".
  • Выявление компетентности родителей и вовлечение их в процесс реализации проекта.

•Создание родительского уголка.

•Родительское собрание.

Основной этап

работа с детьми

Групповые:

 Совместная образовательная деятельность педагога с детьми;

  • Ситуативный  разговор
  • Чтение сказок, потешек, стихов.

Стихи «О разных фигурах», «Квадрат и треугольник». «Цвета радуги». «Мотыльки», «Гномик», «По опушке шла лисичка». «Соревнование», «Про лисят», «Сливы», «Рыжие волнушки», «Две подружки», «Шла лисичка по дорожке», «Пироги», « Маленький дом», «Разговор старой Ивы с Дождём», «День рождения», «Галочка – считалочка», «Сколько?», «Непослушные цыплята».

  • Чтение художественной литературы: А.Барто «Мяч»; С.Я.Маршак «Сборник произведений»; И.Токмакова «Ходит солнышко по кругу», «Поиграем?»; Г.Сташевская «Цвет, величина, форма», РНС «Колобок», «Теремок», «Три медведя».
  • Проведение пальчиковых игр: «Считалочка про пальчики», «Жил в реке один налим», «Жили-были сто ребят», «Вот грибочки на лужочке», «Чайки жили у причала», «Мы делили апельсин», «На березу села галка», « Раз, два, три, четыре, пять, надо солнышку вставать», « По дороге топал слон», «Пальчики в лесу», «Пальчики», «У девочек и мальчиков», «Разожми свой кулачок», «Раз, два, три, четыре, пять! Хотят пальчики все спать», «У нашей бабушки десять внучат».

Индивидуальные: «Цветные шары», «Котята», «Гусеница», «Дома большие и маленькие». «Большие и маленькие мячики».

«Подбери пару», «Разноцветный клоун», «Учимся различать цвета», «Разложи по коробочкам», «Подбери куклам одежду», «Один - много», «Раздели на группы», «На что похоже» и т.д.;

Парные:

«Цветочная полянка», «Весёлый паровозик», «Нарядная бабочка».

Открытое занятие;

Создание картотеки дидактических игр;

Создание картотеки подвижных игр;

Выставка детских работ;

работа с педагогами

• Показ занятия по сенсорному развитию для группы раннего возраста на тему: «Мишки»

•Открытое занятие

Пополнение предметно-развивающей среды группы дидактическими играми и материалом.

  • Родители будут заинтересованы в дальнейшем развитии своих детей.

работа с родителями

• - консультация «Сенсорное воспитание детей 2 – 3 лет»;

-консультация «Сенсорное развитие – основа интеллектуального развития детей 2 – 3 лет»;

- семинар – практикум «Сенсорные игры для детей 2 – 3 лет»;

- буклет «Играем вместе с детьми»;

• Оформление папок-передвижек.

• Беседа с родителями.

• Задания для совместной деятельности детей и родителей.

• Помощь родителей при изготовлении наглядных пособий  и дидактических игр.

•Создание развивающей среды в группе.

Заключительный этап

работа с детьми

Оформление проекта (теоретического материала, конспектов занятий и наглядного материала к ним).

• Выставка дидактических игр изготовленных своими руками.

• Представление материалов проекта на педагогическом совете ДОУ

  • Развлечение для детей: «Шарики воздушные очень непослушные».

•Подведение итогов.

•Диагностическое обследование детей, анализ результативности.  

работа с педагогами

Презентация опыта работы.

работа с родителями

Организация и оформление конкурса: «Дидактические игры своими руками»

Для диагностики уровня сенсорного развития детей нами было определено три ровня: высокий, средний и низкий. Критериями оценки каждого из уровней служили:

15-20 баллов - высокий уровень

10-15 баллов - средний уровень

5-10 баллов - низкий уровень

Результаты первичной диагностики детей раннего возраста по выявлению уровня

сформированности сенсорных эталонов.

Имя ребенка

Цвет

форма

величина

количество

Ориентировка в пространстве

Уровень сформированности

1.

Даниил Б.

1

1

1

1

1

Низкий

2.

Василиса Д.

3

2

1

2

1

Средний

3.

Амина М.

1

1

1

1

1

Низкий

4.

Алина М.

1

1

1

1

1

Низкий

5.

Мяхфуза Х.

2

2

2

2

2

Средний

6.

Кадир Е.

1

1

1

1

1

Низкий

7.

Ярослав Ж.

3

2

1

2

1

Низкий

8.

Эмиль Р.

1

1

1

1

1

Низкий

9.

Марк Ш.

1

1

1

1

1

Низкий

10.

Богдан Н.

2

3

2

1

1

Средний

11.

Надя М.

1

1

1

1

1

Низкий

Оценка освоения материала связана с уровнем овладения каждым ребенком необходимыми навыками и умениями:

1 балл - ребенок не может выполнить все параметры оценки, помощь взрослого не принимает;

2 балла - ребенок с помощью взрослого выполняет некоторые параметры оценки;

3 балла -  ребенок выполняет все параметры оценки с частичной помощью взрослого;

4 балла - ребенок выполняет самостоятельно и с частичной помощью взрослого все параметры оценки;

5 баллов - ребенок выполняет все параметры оценки самостоятельно.

Исходя из данных таблицы, можно увидеть, что 3 детей из 11 детей имеют средний уровень развития, остальные 8 детей находятся на низком уровне сенсорного развития. Детей с высоким уровнем не выявлено.

Результаты обработки данных таблицы нашли отражение в следующей диаграмме:


Данная диаграмма показывает, что 23% детей находятся на среднем уровне сенсорного развития, 67% детей на низком уровне сенсорного развития. Детей с высоким уровнем сенсорного развития выявлено не было. Результаты первичного мониторинга показали, что большинство детей выполняют задания только с помощью взрослого и совсем не понимают инструкцию к заданию.

Наибольшее затруднение было вызвано заданием на ориентировку в пространстве: дети не различают предлоги НА, ПОД, РЯДОМ.  Лучшие результаты были выявлены в задании на восприятии цвета. Слабо сформированы и представления о форме предмета. Запоминание названий геометрических фигур-эталонов детям раннего дошкольного возраста слишком сложно. Результаты наблюдений за способом ориентировки в игровых заданиях «Разложи фигуры» и «Занимательный домик» показали, что большинство детей либо примеривали фигуры к отверстиям домика, либо действовали по методике «проб и ошибок»: перебирали все отверстия домика, чтобы вложить фигуру.

После проведенной планомерной и систематической работы по использованию дидактических игр и упражнений для формирования у младших дошкольников сенсорных эталонов, мною был проведен повторный мониторинг сенсорного развития воспитанников.

Результаты повторной  диагностики детей раннего возраста по выявлению уровня

сформированности сенсорных эталонов.

Имя ребенка

Цвет

форма

величина

количество

Ориентировка в пространстве

Уровень сформированности

1.

Даниил Б.

3

3

3

3

3

Высокий

2.

Василиса Д.

4

3

3

4

3

Высокий

3.

Амина М.

3

3

2

3

3

Средний

4.

Алина М.

3

2

3

3

2

Средний

5.

Мяхфуза Х.

4

4

3

4

3

Средний

6.

Кадир Е.

3

2

3

3

2

Средний

7.

Ярослав Ж.

4

4

3

4

3

Высокий

8.

Эмиль Р.

3

3

3

3

3

Средний

9.

Марк Ш.

3

3

3

3

3

Средний

10.

Богдан Н.

4

4

4

4

3

Высокий

11.

Надя М.

3

3

3

4

3

Средний

Исходя из данных таблицы, можно увидеть, что 7 детей имеют средний уровень, сформированности сенсорных эталонов

 остальные 4 детей находятся на высоком  уровне сенсорного развития. Детей с низким уровнем не выявлено.

Результаты обработки данных таблицы нашли отражение в следующей диаграмме:

Выводы:  Таким образом, данные, полученные в ходе мониторинга, подтверждают факт, что систематическое использование дидактических игр и упражнений в совместной игровой деятельности, значительно повышает уровень сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста.

Результаты реализации проекта:

- дети умеют группировать предметы по заданному признаку (цвет, форма, величина);

- различают и называют основные цвета (в соответствии с возрастом);

- различают и правильно называют предметы по форме;

- различают и правильно называют предметы по величине.


Заключение

В ходе проекта были созданы условия, обеспечивающие эффективное использование дидактических игр, апробированы дидактические игры. У детей вырос уровень знаний по сенсорно – математическому развитию.

Большинство детей самостоятельно анализируют, сравнивают и обобщают предметы. Понимают, где много предметов, а где один; выбирают заданные фигуры, находят лишние, называют квадрат, круг.

Кроме того, дети научились общаться друг с другом, включаться в игровую деятельность.

Сотрудничество с родителями способствовало повышению их компетентности в вопросах сенсорно – математического воспитания, проявлению заинтересованного отношения к работе педагогов.

Родители получили методические рекомендации по созданию условий проведения дидактических игр, консультации по изготовлению дидактических игр.

Анализируя работу в рамках  проекта  «Загадочная математика» я пришла к выводу, что тесное сотрудничество с  родителями  дает  хорошие результаты при организации образовательной деятельности, построении предметно – пространственной развивающей среды. Родители с удовольствием замечают положительные изменения в развитии детей.

Я на собственном опыте убедилась, что проектная деятельность даёт возможность педагогам более творчески подойти к организации образовательной деятельности, найти и использовать новые нетрадиционные формы работы с семьями воспитанников и наметить пути дальнейшего развития детей.  

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бейлина. А., Ф. Фребель: Игры и игровые средства:// Журнал Дошкольное воспитание. – 1995. – №3. – С. 56 – 59.

2. Ефремова. Н. Учимся различать цвета и запоминать их названия// Журнал Дошкольное воспитание. – 2002. – №12 – С. 20 – 21.

3. А. В., Лапаева // Журнал Дошкольное воспитание. – 2006. – №12 – С. 30

4. И.А.Помораева, В.А.Позина «Система работы в первой младшей группе детского сада. Формирование элементарных математических представлений» - М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2013 г.

5. Венгер Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребенка М.: Просвещение. 1988 г.

6. Н.А.Арапова – Пискарёва «Формирование элементарных математических представлений в детском саду. Программа и методические рекомендации для занятий с детьми 2 – 7 лет», Мозаика – Синтез, Москва, 2008 год.

7. Горбунова И. Сенсорная комната в «Ладушках» / И. Горбунова,

8. М.Дружинина «Про всё на свете. Первая книжка маленьких почемучек», - М.: ООО «Издательство Астрель», 2014 г.

9. Глушкова Г. Игра или упражнение // Журнал Дошкольное воспитание. – 2008. – №12. – С.29 – 34.

10. Е.С.Чайка «Первая книга малыша. Энциклопедия», - Минск: Харвест, 2012 г.

11. Дубровская. Н.В. Цвет и особенности его восприятия детьми дошкольного возраста:// Журнал Дошкольная педагогика. – 2003. – №6 (15) – С. 21 – 26.

12. Интернет – ресурсы:

http://dohcolonoc.ru–информационный портал Дошколёнок.ру

http://doshkolnik.ru – сайт «Дошкольник»

https://urokimatematiki.ru – сайт «Уроки математики»

13. Башаева Т. В. « Развитие восприятия у детей. Форма, цвет, звук» - Ярославль: Академия развития, 2007. Венгер Л. А. « Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет» - М. : Просвещение 2005.

Большая книга занятий с малышом. 150 упражнений для успешного развития ребёнка от рождения до трёх лет, - М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2010 г.

14. Евдокимова Е.С. «Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника» – М.: ТЦ Сфера, 2008.

15. Немов Р.С. Психология – М.: Гуманист.изд. Центр ВЛАДОС, 2002.

16. Новоселова С.Л. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста. –М.: Просвещение, 2010.

17. Пилюгина В.А. «Сенсорные способности малыша: Игры на развитие восприятия цвета, формы, величины у детей раннего возраста» – М.: просвещение. АО «Учеб. мет» 2008г.

Приложение 1

Перспективный план деятельности с детьми в рамках проектной деятельности.

Месяц

Название игры

Образовательный модуль

Цель

Оборудование

Сентябрь

1 неделя

Адаптационная. Создание предметно развивающей среды для сенсорного развития.

Сентябрь

2 неделя

«Спрячь в ладошке»

Величина

Познакомить с понятием величины

Предметы и игрушки разной величины (колечки, шарики, конфеты и т.д.)

«Такой -    не такой»

Величина

Познакомить с величиной предметов, с понятием большой и маленький.

Носовой платок, головной платок, разные игрушки.

«Волшебная шляпа»

Величина

Знакомить с величиной посредством практических действий с предметами, с понятиями «большой» и «маленький»

Шляпа, предмет и игрушки разной величин.

«Большие и маленькие кубики»

Величина

Обучать умению сравнивать предметы по величине, методом зрительного соотношения (большой, маленький, такой же)

Кубики, большие и маленькие ведра.

Сентябрь

2 неделя

«Цветные парочки»

Цвет

Учить сравнивать цвета по принципу «такой – не такой», подбирать  пары одинаковых по цвету предметов.

Пары одинаковых по цвету предметов (кубики, шарики, колечки, мячи, платочки и т.д.).

«Разложи фигуры по местам»

Форма

Учить сравнивать предметы по форме («такой – не такой»), не называя её.

Доски с формами.

«Мы осенние листочки»

Цвет

Группировать предметы по цвету (по принципу «такой – не такой»).

Листочки.

«Почтовый ящик»

Форма

Учить подбирать нужные формы.

Коробочка с отверстиями разной формы, геометрические фигуры, соответствующие прорезям.

«Отгадай, кто позвал»

Слуховое восприятие

Развивать слуховое восприятие, внимание.

Ширма, игрушки: собачка, мышка, кошка, корова и т.д.

Сентябрь 3 неделя

«Катится, не катится»

Форма

Знакомить с геометрическими телами (шарик, кубик, кирпичик)

Кубики, шарики, кирпичики, небольшая горка.

«Башня из двух кубиков красного цвета»

Цвет

Побуждать называть красный цвет, действовать по сигналу воспитателя.

Кубики красного цвета.

«Разложи морковки по корзинкам»

Величина

Продолжать сравнивать предмет по величине.

Морковки, корзинки.

Сентябрь

4 неделя

«Фигурки играют в прятки»

Форма

«Продолжать знакомить с объемными геометрическими телами: кубиком, шаром, кирпичиком.

Картонная коробка с прорезями, кубики, шарики, кирпичики.

«Собери пирамидку»

Величина

Побуждать к результативным действиям. Закреплять понятия о резко контрастных размерах (большое, маленькое), познакомить с промежуточными размерами (самое большое, поменьше, самое маленькое).

Пирамидки из трех колец.

«Башня из трех кубиков желтого цвета»

Цвет

Побуждать называть желтый цвет.

Кубики одинакового размера и желтого цвета по количеству детей.

Октябрь

1 неделя

«Покорми кукол»

Величина

Знакомить с величиной в ходе практических действий с предметами, с понятиями «большой», «маленький».

Куклы, посуда разных размеров.

«Ленточки для шариков»

Цвет

Учить различать и называть красный и желтый цвет.

Воздушные шарики, узкие ленточки красного и желтого цвета.

«Построим башню»

Цвет

Продолжать знакомить с цветом.

Кубики двух цветов красного и желтого.

«Зайцы и лиса»

Количество

Учить различать количество предметов (один, много, ни одного).

Маска лисы, нагрудные значки-зайцы.

«Собери корзиночку»

Цвет, величина.

Обучать умению сравнивать предметы по величине, использовать в речи понятия : большой, маленький, такой же.

Большие и маленькие грибочки и корзинки.

Октябрь

2 неделя

«Веселые матрешки»

Величина

Закрепить знания о величине в ходе практических действий с игрушками (использование методов практического примеривания)

Матрешки разной величины (состоящие из двух частей).

«Ленточки красивые красные да синие»

Цвет

Сортировать предметы по цвету. Побуждать называть синий цвет.

Красные и синие ленты, две куклы.

«Башня из пяти колец»

Цвет, форма.

Знакомить с формой кольца, воспитывать интерес к занятиям, развивать координацию мелких движений кисти руки.

Пирамидка из пяти колец, мышка.

Октябрь

 3 неделя

«Ловись, рыбка, большая и маленькая»

Величина, цвет.

Продолжать знакомить с величиной.

Ведро с водой, сачки, рыбки большие и маленькие.

«Собираем, разбираем».

Величина

Различать низ и верх предметов, соотносить их по размеру, последовательно выполнять нужные действия.

Матрешки разной величины, состоящие из трех деталей.

Приложение 2

План работы с родителями

Месяц

Мероприятие

Формы работы

Сентябрь

Консультация для родителей «Сенсорное воспитание детей 2 – 3 лет»

 «Сенсорное развитие детей через дидактические игры»

  «Сенсорная коробка. Зачем, когда и как играть?»

Проведение анкетирования родителей "Выявление интересов и знаний родителей воспитанников по вопросам сенсорного развития и воспитания дошкольников".

Консультация для родителей.

Родительское собрание в младшей группе

Мастер-класс.

Консультация для родителей

Анкетирование.

Октябрь

«Сенсорное развитие с помощью дидактических игр».

«Игры для сенсорного развития дошкольников»

 «Создание условий для игровой деятельности ребенка дома»

Консультация для родителей.

Конкурс: «Изготовление дидактической игры своими руками»

Консультация для родителей

Папка-передвижка  для родителей

Приложение 3

Конспект образовательной деятельности по рисованию на тему «Воздушные шарики для куклы Маши»

Программное содержание:

1. Продолжать учить рисовать карандашами круглые предметы и аккуратно закрашивать их;

2. Закреплять знание основных цветов (красный, желтый, синий и зеленый);

3. Воспитывать интерес к рисованию.

Оборудование: кукла Маша; листы бумаги с изображением ниточек красного, зеленого, желтого и синего цветов на каждого ребенка; карандаши красного, зеленого, желтого и синего цвета.

Ход занятия:

Дети сидят на стульчиках. Раздаётся плач. Воспитатель вносит  куклу Машу которая  плачет.

         Воспитатель: Кто так жалобно плачет?

Дети: Кукла Маша.

Воспитатель: Давайте узнаем,что случилось?

Кукла рассказывает, что подул ветерок и у нее улетел ее любимый воздушный шарик.

Воспитатель: Ребята, послушайте  стихотворение М. Корнеевой.

Шарик улететь хотел –

Он на облачко глядел.

Я его не отпускала,

Крепко ниточку держала.

Натянулась туго нить,

Шарик стал меня просить:

«Разреши мне покружиться,

С белой тучкой подружиться,

С ветерками поболтать,

С ними в небе полетать».

Я подумала сначала,

А потом ладонь разжала.

Улыбнулся шарик мне

И растаял в вышине.

Воспитатель: Ребята, а давайте поможем кукле Маше поискать её шарик.

Дети ищут и не находят шарик.

Воспитатель: Как же нам помочь кукле Маше? 

Дети: нарисовать карандашами, надуть новый шарик.

Воспитатель: давайте попробуем надуть.

Динамическая пауза

Дети выполняют движения под слова:

           Я с утра сегодня встал.

С полки шар воздушный взял.

Начал дуть я и смотреть

Стал мой шарик вдруг толстеть.

Я всё дую – шар всё толще,

Дую – толще, дую – толще.

Вдруг услышал я хлопок.

Лопнул шарик, мой дружок.

Воспитатель: Надуть не получилось. Предлагаю нарисовать. А какой формы шарик? 

Дети: Круглой.

Воспитатель раздаёт детям листы бумаги с контурным изображением шариков красного, зеленого, желтого и синего цветов.

Воспитатель: Каким цветом нарисованы шарики? 

Дети: зеленым, синим, желтым и красным.

Воспитатель предлагает раскрасить шарики по цвету. Показывает технику рисования. Дети рисуют. По окончании дети рассматривают работы.

Воспитатель: Ребята, а давайте подарим наши шарики кукле Маше.

Кукла Маша радостная благодарит детей, прощается и уходит.

        

Приложение 4

Игры-упражнения по формированию у детей

представлений о величине

Игра «Спрячь шарик в ладошках»

Цель: учить ориентироваться на величину предметов, соотносить действия рук с величиной предметов.

Оборудование: Шарики одного цвета, но двух контрастных размеров (большой и маленький).

Ход игры. Взрослый кладет на стол два шарика – большой и маленький. Показывает ребенку, как спрятать шарик в ладошке. Потом предлагает ребенку взять любой из двух шариков и так же спрятать его. Если ребенок берет маленький шарик, он сможет выполнить задание, если же шарик большой, то шарик останется видимым. Взрослый говорит, что шарик не спрятался, его видно, потому что он большой. Затем дает ребенку другие шарики и просит спрятать их в ладошках. Результаты выполнения задания обсуждается с ребенком.

Игра «Разложи шарики в корзинки»

Цель: развивать у ребенка зрительную ориентировку на величину предметов, формировать практические способы ориентировки (метод проб).

Оборудование: две большие и две маленькие корзинки – одного цвета; два больших и маленьких шарика.

Ход игры. Взрослый расставляет перед ребенком корзинки и предлагает разложить в них шарики. Если ребенок затрудняется, взрослый показывает и комментирует: «Большой шарик кладем в большую корзинку, а маленький шарик – в маленькую корзинку». Взрослый предоставляет возможность ребенку самому разложить шарики в соответствующие корзинки. После того, как ребенок выполнит практическое занятие, взрослый обобщает: «Правильно ты разложил: в маленькую корзинку – маленький шарик, а в большую корзинку – большой шарик».

Игра «Протолкни шары (кубы, бруски)»

Цель: учить соотносить по величине плоскостные и объемные формы, пробуя, отбрасывая неверные варианты и фиксируя верные.

Оборудование: Коробки, в каждой из которых по 4-5 отверстий одинаковой формы (круглые, квадратные, прямоугольные), но разной величины; геометрические формы разной величины, соответствующие величине отверстий.

Ход игры. Взрослый предлагает ребенку, геометрические формы и предлагает опустить все фигурки в коробку – каждою в свое отверстие. Взрослый смотрит, помогает, показывает, как сделать правильно, учитывая величину. В дальнейшем взрослый предлагает ребенку другую коробку и формы.

Игра «Матрешка»

Цель: развивать зрительную ориентировку на величину предметов, формировать практические способы ориентировки, учить пользоваться методом проб.

Оборудование: двухместная матрешка.

Ход игры: взрослый показывает ребенку, как «идет» к нему матрешка: «Смотри, вот идет к тебе Ляля. Открой ее, посмотри, что там внутри у нее». Взрослый помогает ребенку открыть матрешку и говорит: «Вот там есть еще маленькая , возьми ее. Покажи, как она ходит. Спрячь маленькую матрешку в большую». Если ребенок не выполняет это действие, взрослый сам медленно складывает матрешку. Затем ребенку предлагается выполнить задание самостоятельно. В конце игры взрослый обобщает: «Маленькую матрешку можно спрятать в большую матрешку».

Игра «Длинное -короткое»

Цель: формирование восприятия различных качеств величины, в данном случае длины, совершенствование навыков сравнения путем наложения.

Оборудование: разные по длине капроновые и атласные ленты разных цветов, картонные полоски, игрушки.

Ход игры. В гости пришли игрушки – мишка (толстый) и кукла (худая). Взрослый предлагает ребенку подарить кукле и мишке ленты, дает ему ленты, свернутые в трубочки: одну коротку (поясок для куклы) другую длинную (поясок для мишки). Взрослый помогает ребенку завязать пояски на игрушках. Игрушки рады подаркам, танцуют. Затем взрослый разыгрывает сценку с игрушками – кукла и мишка хотят поменяться поясками. Предлагает ребенку снять пояски и поменять их. При попытки обменять ленты ребенок обнаруживает, что поменять нельзя - на мишке пояс куклы не завязывается. Взрослый предлагает снять пояски, положить на стол и рассмотреть. Кладет сначала рядом, а затем накладывает друг на друга, объясняет: «Эта лента длинная. Эта короткая». Важно указать, что измерение начинается от одной точки, например, края стола. После этого взрослый дает ребенку две картонные полоски (их длинна такая же, как у ленточек) – длинную и короткую, просит их сравнить.

После того, как ребенок усвоил разницу в длине, взрослый дает поручение: «Принеси синюю ленту, такую же, как эта полоска» и т.п. Причем ребенок должен сначала на зрительной основе выбрать нужную, по его мнению, ленточку и только после этого наложить эту ленту на полоску для подтверждения правильности выбора.

Игра «Пластилиновые колбаски»

Цель: закрепления понятий «Длинный», «короткий», «Одинаковой длины».

Оборудование: пластилин, стека.

Ход игры. Ребенку предлагаются пластилиновые колбаски одинаковой толщины, но разной длины. Предлагаем ребенку уравнять их с помощью стеки. Если ребенок затрудняется, показываем, как можно сделать колбаски одинаковой длины. Побуждаем ребенка употреблять слова: длинная, короткая, одинаковой длины.

Игра «Под платочком»

Цель: развитие тактильного восприятия величины

Оборудование: парные предметы разной длины (карандаши, строительный материал, палочки, платок.

Ход игры. Ребенок ощупывает под платком 2 палочки разной длины. После того,как ребенок определил, какая длинная, а какая короткая, он кладет на стол сначала длинную палочку, а затем – короткую. При этом называет их: «Это длинная палочка, это короткая». Игра проводится несколько раз. Каждый раз под платок кладут новые парные предметы.

Игра «Строим поезд»

Цель: закрепить понятия длинный, короткий.

Оборудование: вагончики изготовленные из картона.

Ход игры. Ребенку предлагается комплект из 10 вагонов. Взрослый показывает, как можно построить разные поезда: длинный и короткий. Затем просим ребенка повторить постройку из своих вагончиков. Побуждаем использовать в речи слова: длинный поезд, короткий поезд, первый поезд длиннее, второй – короче, одинаковой длины.

Приложение 5

Конспект интегрированной образовательной деятельности

по формированию элементарных математических представлений «Знакомство с кругом и квадратом»

Программное содержание:

1. Познакомить детей с геометрическими формами – кругом, квадратом.

2. Учить малышей обследовать фигуры (обводить пальцем контуры; называть их; находить сходства с предметами окружающей среды; группировать геометрические фигуры по форме, отвлекать от цвета и величины).

3. Упражнять детей в правильном назывании форм: «круг»«квадрат».

4. Развивать логическое мышление детей (учить выбирать ненужный объект из прочих; учить чередовать фигуры, опираясь на цвет и форму).

5. Воспитывать усидчивость, интерес к познавательной деятельности.

Предварительная работа:

Учить детей обращать внимание на форму предметов при выполнении элементарных действий с игрушками и предметами в повседневной жизни.

Оборудование и материалы: кукла с корзинкой, дерево – яблоня, мольберт с изображением мальчика, играющего с кубиками, фланелеграф (ниточка для бус) – 6 кругов и 6 квадратов диаметром 4 см, круги диаметром 8 см, квадраты 8x 8 см

Ход занятия

Занятие проводится в группе. На заднем плане стоит мольберт и дерево. На переднем плане – фланелеграф с изображением ниточки, а рядом геометрические фигуры: квадраты и круги для наклеивания на ниточку. Стулья детей стоят полукругом. Кукла и корзиночка с фигурами за дверью. Стук в дверь. Воспитатель привлекает внимание детей на стук и открывает дверь.

Входит кукла.

Воспитатель: Ребята, к нам в гости пришла кукла Таня, да не с пустыми руками. Она что-то принесла. Давайте посмотрим, что у неё в корзиночке (достаёт из корзиночки круги и квадраты). Видите, кукла Таня принесла нам разные фигуры. Много разноцветных геометрических фигур.

Воспитатель собирает вокруг себя детей и раздаёт им из корзиночки геометрические фигуры.

Воспитатель: Дети, вот это круг. Обведём его пальцем вот так. А теперь, ко мне подойдёт Настя и покажет кукле Тане (кукла сидит на стуле) как надо обводить пальцами круг. (При этом воспитатель учит детей проговаривать слово «круг»). Давайте все вместе нарисуем пальчиком в воздухе круг. (Все дети вместе со взрослым делают нужные движения).

Воспитатель: А вот это, ребята – квадрат. Мы тоже обведём его пальцем, только теперь у меня палец делает движения вот так: сначала прямо, потом угол, палец поворачивает вниз до угла, затем снова угол, от угла ведём пальцем влево, угол, и ведём пальцем вверх. Серёжа, покажи кукле Тане, как надо пальчиком обводить квадрат. (Дети обводят пальчиком контур квадрата, при этом воспитатель учит детей выговаривать слово «квадрат»). Теперь все вместе нарисуем пальчиком в воздухе квадрат. (Попеременно, показывая круги и квадраты разных цветов, воспитатель спрашивает у детей их название и цвет). Света, как называется эта фигура? А какого она цвета? Правильно, это круг. Красный. Илья, а как называется эта фигура? И какого она цвета? Правильно, это квадрат. Он синего цвета.

Дидактическая игра «На что похоже?»

По ходу игры педагог показывает картинки с изображением круглых и квадратных предметов.

Воспитатель: А сейчас мы подумаем, на что же похожа фигура – круг, такое же круглое.

Дети:  на солнце, яблоко, мяч и т.д.

Воспитатель: А квадрат? 

Дети: на домик, кубик, окно и т.д.

Дидактическая игра «Раздели на группы»

Воспитатель: Посмотрите, у нас стоит дерево-яблоня, но на нем нет яблок. А здесь мальчик играет, но у него нет кубиков. Давайте поможем яблоньке и мальчику. Возьмите свои фигурки и определите, куда повесите круг и квадрат? Какие молодцы! Круги похожи на яблоки, поэтому висят на дереве, а квадраты похожи на кубики, поэтому вы их отдали мальчику.

Кукла Таня хвалит детей за то, что они правильно выполнили задание.

Воспитатель: Вот теперь кукла Таня может идти домой. До свидания, Таня!

Приложение 6

Конспект образовательной деятельности по сенсорно – математическому развитию на тему «Игра с разноцветными шарами»

Цель: Учить детей самостоятельно составлять множество, выделяя в нем каждый отдельный элемент. Продолжать учить различать один и много предметов. Формировать представления о свойствах предметов: цвет, форма, величина. Упражнять в группировке предметов по цвету.

Материалы и оборудование: Корзина, цветные мячи, цветные ведёрки (красное, синее, зелёное), средний мяч.

Ход занятия

Воспитатель вносит корзинку, в которой лежат разноцветные мячи по количеству детей в группе (3 цвета).

Воспитатель: Ребята, посмотрите, что я вам принесла (трясет корзинку). Слышите, что же там такое?

Дети: игрушки, конфеты и т.д.

Дидактическая игра «Один – много».

Воспитатель: Давайте посмотрим, что же лежит в корзинке (открывает ее). А тут мячики! Сколько мячиков?

Дети: Много.

Воспитатель: Возьмите по одному мячику. Какого цвета у тебя мячик?

Дети: красный, синий, зеленый

Воспитатель: Сколько мячиков у вас в руках?

Дети: один.

Воспитатель: А в коробке сколько мячиков?

Дети: ни одного.

Воспитатель: Правильно, корзинка пуста. А теперь вы тоже мячиками стали! Вот как много у нас мячиков.

Динамическая пауза «Озорные мячики»

Друг веселый, мячик мой

Всюду, всюду он со мной

Раз ,два, три, четыре, пять –

Хорошо мне с ним играть.

Дети прыгают как мячики

Воспитатель: Давайте снова мячики положим в корзинку. Все мячики собрали, посмотрите, сколько мячиков стало в корзинке?

Дети: Много!

Подвижная игра «Догони мяч»

Воспитатель: Мячики любят, чтобы их катали (Воспитатель подбрасывает мячики в корзинке, выкатывает их на пол). Ребятки, покатились наши мячики, ловите мячики! Все собрали.

Дидактическая игра «Подбери по цвету»

Воспитатель: Посмотрите, у меня еще есть ведёрки (выставляет 3 ведёрка основных цветов). Какого цвета эти ведёрки?

Дети: красного, зеленого, синего.

Воспитатель: Несите красные мячики. Положите в красное ведёрко только красные. У кого еще такие же мячики?

Аналогично группируем по цвету мячики в остальные 2 ведёрка.

Воспитатель: Вот какая красота, правильно нашли цвета! Молодцы, ребятки. Все мячики положили в ведёрки. (В группу вкатывают большой мяч).

Дидактическая игра «Большой – маленький»

Воспитатель: Ой, что это?

Дети: мяч.

Воспитатель: Какой это мяч - большой или маленький?

Дети: большой.

Воспитатель: Сколько мячей?

Дети: один.

Воспитатель: покажите, какой это большой мяч руками в воздухе. (Дети показывают большую окружность). А теперь покажите, какие по размеру мы собирали мячики в ведёрки. (Дети показывают маленькую окружность руками).

Воспитатель: Молодцы, сегодня мы играли с мячиками разными  по цвету, и размеру.

Приложение 7        

Консультация для родителей «Сенсорное воспитание детей 2 – 3 лет»

Окружающий нас мир, среда, в которой мы живем, несут в себе огромную воспитательную силу, обладают великой развивающей возможностью. Поэтому важно не только в детском саду, но и дома создавать такую обстановку, такую среду, которая бы активно участвовала в позитивном развитии детей, которую действительно можно бы было назвать развивающей средой. А так как сенсорное воспитание является базой и основой воспитания и развития вообще, важно наполнить окружающую среду атрибутами сенсорного развития.

Основой сенсорного воспитания  является ознакомление детей с сенсорными эталонами цвета, формы и величины и умением оценивать окружающую действительность через призму сенсорных эталонов.

Так как в раннем возрасте (1-3 лет), психологические процессы носят неустойчивый характер, важно неоднократно и долговременно закреплять знания и умения детей. Для ознакомления и закрепления сенсорных знаний и умений я бы порекомендовала следующее.

Цвет.

Закрепить одинаковые предметы, но разного цвета в разных частях комнаты. К примеру, в одном углу комнаты расположена птица красного цвета, в другом углу комнаты – птица синего цвета и т.д.

Начните изучать цвета спектра с красного – самого яркого, запоминающегося цвета. Изготовьте из бумаги птицу красного цвета. Полюбуйтесь ей, заострив внимание на цвете, повторив его название неоднократно. Несколько дней заостряйте внимание ребенка на птице, спрашивайте: какого цвета птичка? Покажите, что еще в комнате есть красное: предметы быта, одежда. На прогулке, в гостях, рассматривая предметы, спрашивайте о красном цвете, вспомните, что у вас есть красная птица.

То же самое делаем при изучении синего цвета, а в объектах окружения обращаем внимание на 2 цвета: красный, синий.  

Затем в комнате ребенка появляется  зеленая, затем желтая птицы.

В быту:  дома,  на улице, в магазине, в гостях обращаем внимание детей на четыре основных цвета: красный, синий, желтый, зеленый; спрашиваем о названии цвета. Научить ребенка оперировать цветами спектра, классифицировать предметы по признаку – цвет поможет игра «Разложи по цвету». Приготовим 4 коробки (банки, контейнеры и др.), раскрасим их в четыре основных цвета. Подберем шарики (крышки, кружечки, мелкие одноцветные игрушки) соответствующих цветов.

Ставим перед ребенком коробочки. «Смотри, что у меня есть – коробочки. Эта коробочка красная, эта синяя, эта – желтая, а вон – зеленая!» Таким же образом раскладываем шарики.

«Шарики весело гуляли на солнышке, но вот пошел дождик. Шарикам нужно быстро спрятаться в домике-коробочке. У каждого шарика свой домик. У синего шарика… дай мне синий шарик, у синего шарика – синий домик (кладем шарик в синюю коробочку, сравниваем сходство цвета шарики и коробочки). Остальные шарики ребенок разложит сам. Повторите игру, дав возможность ребенку разложить шарики без вашей помощи. Если ребенок ошибается, сравните цвет шарика с цветом коробки, вынудите ребенка исправить ошибку.

В следующий раз увеличьте количество шариков. К примеру, по 5 шариков каждого цвета. В следующее использование игры шарики заменяем другими предметами, чтоб цвет для ребенка не ассоциировался с шариком, «не привязывался» к данному объекту.

Когда ребенок усвоит 4 основных цвета, таким же образом знакомим ребенка с оранжевым и фиолетовым цветами спектра. И к 3-4 годам ребенок хорошо умеет оперировать 6 цветами спектра, называет их. Очень трудно для детей найти грань между синим и голубым цветом. Поэтому голубой цвет изучаем в последнюю очередь.

Форма.

Важными сенсорными эталонами являются геометрические фигуры. Ведь все предметы, объекты окружающего мира имеют форму, которая так или иначе рассматривается в сравнении с эталоном.

При ознакомлении с геометрической формой, важным становится не только компонент зрительного восприятия, но и компонент тактильных ощущений, тактильного восприятия.

Для ознакомления детей с геометрическими фигурами, вырезаем из картона плоскостные круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник. Чтобы фигуры стали интересными для детского восприятия. Оживляем их (рисуем глазки, носик, ротик).

Знакомим с геометрическими фигурами постепенно. Начинаем с круга. Так как параллельно с вами детей знакомят с    геометрическими фигурами в детском саду, спросите, знает ли ребенок, как зовут этого человечка, на что он похож? Предложите погладить круг, обратите внимание, что он гладкий, нет острых уголков, что он может кататься. Круг хочет погостить у вас. Разместите круг на уровне глаз ребенка. Поищите в предметах ближайшего окружения предметы, похожие на круг (тарелка, колесо от машинки и др.).

Так же гостями комнаты становятся и другие фигуры-человечки. На прогулке, в помещении обращайте внимание ребенка на форму объектов окружающей действительности.Научить классифицировать  предметы по  форме поможет игра «Разложи по форме». Принцип, правила игры идентичны принципу и правилам игры «Разложи по цвету», с которой мы подробно знакомились в разделе «Цвет».

Приготовьте «домики» для фигур (коробки, банки и т.п.), наклейте на них сенсорный эталон – геометрическую фигуру. На один «домик» наклейте круг, на другой – квадрат и т.д.

На первом этапе игры предложите ребенку раскладывать геометрические фигуры: квадратики, кружочки, треугольники, овалы, прямоугольники по своим «домикам». Затем стоит усложнить игру. Вместо геометрических фигурок предложите  по «домикам» раскладывать картинки с изображением предметов: стол, окно, аквариум, тарелка, крыша дома и т.д. Таким образом, вы будете способствовать не только развитию восприятия, но и развитию у него наглядно образного мышления.

Величина.

В раннем возрасте ребенку свойственно определять величину объектов окружающего мира понятиями «большой» и «маленький». Важно познакомить ребенка и с другими понятиями «высокий» и «низкий», «длинный» и «короткий», «широкий» и «узкий», научить ребенка употреблять эти слова-понятия по назначению. А так как в раннем возрасте мышление ребенка наглядно-действенное, будем знакомить ребенка с вышеперечисленными понятиями через действия с предметами. Подскажите, покажите ребенку как правильно сравнить данные ему предметы, используйте приемы приложения и наложения одного предмета на другой. Важно самим взрослым правильно употреблять понятие величины: ленточки длинная и короткая (а не большая и маленькая), папа большой, а сын маленький.

В раннем возрасте авторитет взрослого очень весом. Ребенок – ваше зеркало. Он подражает вам во всем, «ловит» ваши слова «на лету». Говорите правильно и ребенок тоже будет говорить правильно. Не забывайте в быту: на прогулке. В гостях, дома закреплять понятия величины: «Посмотри, Ваня, какой высокий дом, а вот низкий».

Место нахождения предмета в пространстве.

Для нас, взрослых, кажется элементарным употребление слов, обозначающих место нахождения предмета в пространстве. Но если вы попросите годовалого малыша взять под столом игрушку, навряд ли он заглянет именно  под стол. Ребенок знает слово «стол», но что обозначает «под»? В этом случае поможет подражание взрослому. Употребляя неоднократно «под», загляните под стол, постучите рукой по полу и по крышке стола снизу «под столом». Таким же образом покажите ребенку, что такое «на» столе, «за» столом, «возле» стола.

Помните о неустойчивости психологических процессов детей раннего возраста. Неоднократно и долговременно, а вернее постоянно закрепляйте то, что знает и умеет ваш малыш. А посетив магазины игрушек, обратите внимание на игры, которые помогут вам в сенсорном воспитании вашего ребенка. Помните, что малыш 1-3 лет не умеет играть самостоятельно. Только ваше умелое руководство поможет достичь желаемого результата.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Загадочный мир кристаллов"

Познавательно – исследовательская деятельность в системе организации  режимных моментов....

Информационно - познавательный проект «Загадочный мир космоса»

Учить детей гордиться тем, что первым космонавтом был советский человек. Подвести детей к пониманию таких нравственных и волевых качеств Гагарина. какдоброта, настойчивость, бесстрашие, которые ...

Проект "Загадочная капля воды".

Проект адресован  в помощь воспитателям дошкольных учреждений и родителям при знакомстве детей  старшего дошкольного возраста со свойствами воды....

Комплексно- тематическое планирование Тема проекта: « Загадочный мир космоса». Возраст 5-6 лет ( старшая группа).

Проект "Загадочный мир космоса" расчитан на детей старшей группы, срок реализации - неделя....

Проект "Загадочный мир Африки"

Проектная деятельность с  детьми старшего дошкольного возраста, в котором описаны этапы и формы работы с детьми и родителями....

Познавательно-исследовательский проект "Загадочный космос"

Вопросы космического будущего человечества будет решать наше подрастающее поколение, так как им про­должать дело, начатое нашими великими предшествен­никами...

Тематический образовательный проект "Загадочный космос" в старшей группе

Цель: Познакомить детей с космосом. Повысить уровень знаний о нем и его объектах. Привлечь родителей к участию в жизни детского сада....